Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность права. —овременные взгл€ды на сущность




¬опрос о сущности права тесно св€зан с вопросом о пон€тии права, но имеет вместе с тем самосто€тельное значение. ≈сли пон€тие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренн€€ основа. —ущность Ц это как бы скрыта€, невидима€ сторона права, его душа, суть, без которой нет права как такового. ”€снение вопроса о сущности права также, как и у€снение вопроса о пон€тии права, представл€ет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса.  роме того, в р€де современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматриваетс€, или подмен€етс€ вопросом о пон€тии права. ¬ этой св€зи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, св€занные с у€снением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решени€. ѕрежде всего нужно отметить, что вопрос о сущности права рассматриваетс€ в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций.  лассовый подход в понимании сущности права характерен дл€ марксистско-ленинской теории права. ќпредел€€ право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она пр€мо подчеркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. — точки зрени€ марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенна€ в закон вол€ экономически господствующих классов. »ного, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаютс€ так называемые немарксистские теории, к которым относ€тс€ и теори€ естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическа€ юриспруденци€, и многие другие. ќни по-разному определ€ют сущность права Ц как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. Ц но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса. ѕреимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права и современна€ отечественна€ теори€ государства и права, хот€ единое понимание сущности права здесь тоже отсутствует. ¬ частности, одни исследователи сущность права вид€т в том, что право Ц это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регул€тор, определитель возможного и об€зательного поведени€. ѕо мнению других право по своей сущности - это охран€ема€ государственным принуждением нормативна€ форма упор€дочени€ и стабилизации общественных отношений. — точки зрени€ третьих сущностью права €вл€етс€ обусловленна€ материальными и социально-культурными услови€ми жизнеде€тельности общества обща€ вол€, котора€ выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведени€ и де€тельности людей. Ќаконец, четвертые сущность права вид€т в том, что право Ц это мера свободы (а также справедливости), гарантированна€ государством. ¬стречаютс€ и другие высказывани€ относительно сущности права. ќп€ть же не вдава€сь в анализ тех или иных взгл€дов на сущность права, хочу обратить внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т.е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т.е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Ёто разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право Ц разные €влени€. —ущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права), как представл€етс€, непосредственно выражена в его пон€тии. Ёто социально оправданна€, обусловленна€ общественными потребност€ми, признанна€ сообществом людей свобода, возможность определенного поведени€. »ными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрени€ его сущности есть свобода поведени€. Ќо это свобода не любого поведени€, а поведени€, которое оправдано социальными услови€ми жизни людей, признаетс€ и одобр€етс€ обществом. Ѕлизкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. —убъективные права Ц это, как отмечалось выше, закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведени€ участников общественных отношений. ѕоэтому сущность субъективного права тоже составл€ет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданна€ свобода, сколько признанна€ или установленна€ государством свобода. √осударство, регулиру€ общественные отношени€, определ€ет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одновременно обеспечива€, охран€€ эту свободу. ƒаже тогда, когда государство признаЄт естественные права человека и закрепл€ет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданна€ свобода, составл€юща€ сущность этих естественных прав, превращаетс€ в признанную государством свободу. —ледовательно, сущность субъективного права будет составл€ть свобода (мера свободы), котора€ установлена или признана государством и гарантирована им. „то же касаетс€ объективного права, то о нем, в принципе, тоже можно говорить как о свободе, поскольку государство, регулиру€ общественные отношени€, в своих нормах определ€ет свободу поведени€ участников общественных отношений. ќднако это, как представл€етс€, не выражает сущности объективного права. ¬едь государство в своих нормах определ€ет не только права, т.е. свободу поведени€, но и об€занности, которые выступают в качестве требований, предъ€вл€емых государством к участникам общественных отношений, и которые ограничивают их свободу.  роме того, государство в своих нормах может закрепл€ть и произвол, который никак не согласуетс€ с правом, а €вл€етс€ его антиподом. ќбъективное право Ц это государственный регул€тор общественных отношений. ≈го назначение состоит в том, чтобы создавать и поддерживать в обществе определенный пор€док, пор€док, который необходим в первую очередь государству и тем, чьи интересы оно выражает. “акой пор€док создаетс€ по воле государства, и эта вол€ всегда про€вл€етс€ в нормах позитивного права. ќна и будет, на мой взгл€д, составл€ть сущность объективного права.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-10-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1723 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

429 - | 379 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.