Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћногообразие на пон€тие права и основные подходы к его пониманию. “ипы правопонимани€




“еори€ естественного права. Ќаиболее видными ее представител€ми €вл€ютс€ √. √роций, “ √оббс, ƒ. Ћокк, Ў. ћонтескье, ∆-∆. –уссо, ј. Ќ. –адищев. «ародилась в ƒревней √реции и ƒревнем –име, но основное распространение получила в ’VII-’VIII веках. ¬о второй половине ’I’ в. была вытеснена юридическим позитивизмом, однако в ’’ в. возродилась вновь. ¬ насто€щее врем€ имеет значительное распространение в отечественной юриспруденции. ќсновна€ иде€ теории естественного права состоит в том, что в обществе нар€ду с позитивным правом, которое создаетс€ государством, существует и так называемое естественное право, которое не создаетс€ никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского пор€дка. ѕозитивное право Ц это законы, нормы, которые устанавливаютс€ или санкционируютс€, т.е. признаютс€ государством и, как правило, письменно закреплены. ≈стественное же право Ц это неписаное право, которое Ђживетї в сознании людей, в их представлени€х о добре, свободе, справедливости, о естественных, неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождени€ (праве на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д.). √осударство не может пос€гать на естественные права человека и должно их уважать. ѕоскольку естественное право трактовалось как право, складывающеес€ в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критери€ позитивного права. — точки зрени€ сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считатьс€ правом, когда оно основываетс€ на естественном праве и соответствует ему. »сход€ из этого, теори€ естественного права различает право и закон. ќна не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву. »сторическа€ школа права. ≈Є основоположниками €вл€ютс€ немецкие юристы √. √уго,  . —авиньи, √. ѕухта. —формировалась она в конце ’VIII-начале ’I’ вв. и €вилась определенной реакцией на теорию естественного права, избрав еЄ главной мишенью своей критики. ќсновное внимание удел€ла вопросам возникновени€ и истории права. √овор€ о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводитс€ к совокупности предписаний, исход€щих от государства. ѕраво возникает спонтанно и своим происхождением не об€зано государству. ќно, подобно €зыку, не устанавливаетс€ договором, не вводитс€ по чьему-либо указанию, не дано Ѕогом, а создаетс€, складываетс€ постепенно путем самосто€тельного развити€ через стихийное образование норм общени€, добровольно принимаемых народом. ѕраво Ц это прежде всего исторически сложившиес€ правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознани€, из недр национального, народного духа. „то же касаетс€ предписаний государства, то они составл€ют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упор€дочению. ёридический позитивизм. ќсновные его представители Ц ƒ. ќстин,  . Ѕергбом, √. ‘. Ўершеневич. ¬озник в середине ’I’в. как теори€, оппозиционна€ теории естественного права. ёридический позитивизм отвергал идею естественного права, счита€ еЄ заблуждением. ƒл€ него право Ц это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведени€, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. ј так как эти нормы закрепл€ютс€ преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. ѕричем какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми, они все равно €вл€ютс€ правом, поскольку теорию юридического позитивизма нравственное или какое-либо другое содержание законов совершенно не интересовало. Ѕлизким юридическому позитивизму по духу €вл€етс€ нормативизм, основоположником которого считаетс€ √.  ельзен. Ќормативизм возник в первой половине ’’ в., как Ђчистое учение о правеї. Ђ„истотаї этого учени€ по  ельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобожда€ право от всего того, что им не €вл€етс€. — точки зрени€ нормативизма право Ц это сфера долженствовани€, это ступенчата€ система, пирамида норм, содержащих правила должного поведени€ и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. ¬ершину этой пирамиды составл€ет нека€ (гипотетическа€) основна€ норма, котора€ принимаетс€ законодателем за исходную дл€ обосновани€ всего правопор€дка. »з основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. ¬следствие этого право трактуетс€ как замкнута€ регул€тивна€ система, в которой нормы наход€тс€ в строгой иерархии (соподчинении) и кажда€ норма приобретает об€зательность благодар€ только тому, что соответствует норме более высокой силы. —оциологическа€ теори€ права (социологическа€ юриспруденци€). Ќаиболее видными ее представител€ми €вл€ютс€ –. »еринг, ‘. ∆ени, ≈. Ёрлих, –. ѕаунд. «ародилась во второй половине ’I’ в., но основное развитие получила в ’’ в., особенно в —Ўј. –азличные направлени€ этой теории сход€тс€ в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Ѕолее того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. — точки зрени€ социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношени€х. ќно есть не что иное, как сложившийс€ в обществе пор€док, сеть конкретных правоотношений и действи€ их участников. Ёто так называемое Ђживоеї право, которое нужно отличать от Ђмертвогої закона. » поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, примен€€ закон при решении конкретных дел, вправе его исправл€ть, корректировать и, опира€сь на Ђживоеї право, решить дело по своему усмотрению. ќтыскива€ право в самих общественных отношени€х, они затем закрепл€ют его в своих решени€х, в св€зи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решени€х.  роме того, социологическа€ юриспруденци€ считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываютс€ в де€тельности различных объединений людей. ѕсихологическа€ теори€ права. ≈е родоначальником считаетс€ русский ученый Ћ. ». ѕетражицкий. ¬озникла в начале ’’ века. —огласно этой теории право €вл€етс€ элементом человеческой психики. ќно есть определенные психические переживани€, правовые эмоции человека. ѕетражицкий подраздел€л право на позитивное и интуитивное.   позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обыча€х и т.д.), а к интуитивному Ц психические переживани€ каждого отдельного индивида или группы лиц. ѕо мнению ѕетражицкого интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживани€, т.е. такие психические переживани€, которые св€заны с представлением одного человека, пользующегос€ каким-либо правом, требовать выполнени€ определенных об€занностей, лежащих на другом человеке. »нтуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и €вл€етс€ источником его преобразовани€, ибо правовые эмоции при определенных услови€х объективируютс€ в нормах позитивного права.  роме того, ѕетражицкий различал право официальное и неофициальное. ѕод первым он подразумевал право, которое примен€етс€ и поддерживаетс€ государственной властью, под вторым Ц право, которое создаетс€ теми или иными социальными группами независимо от государства. ѕо сути дела и ѕетражицкий, и его последователи отождествл€ли право с правосознанием, с той его частью, котора€ относитс€ к правовым чувствам, эмоци€м, переживани€м людей. ћарксистско-ленинска€ теори€ права. ќсновоположники Ц  . ћаркс, ‘. Ёнгельс, ¬. ». Ћенин. ¬озникла в середине ’I’ в., основное развитие получила в ’’ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран. — точки зрени€ марксистско-ленинской теории право есть возведенна€ в закон вол€ экономически господствующих классов. —одержание этой воли определ€етс€ материальными, т.е. экономическими, услови€ми жизни общества, а возведение ее в закон осуществл€етс€ государством путем установлени€ или санкционировани€ определенных норм. ¬ советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определ€лось как совокупность или система общеоб€зательных норм, которые устанавливаютс€ или санкционируютс€ государством, обеспечиваютс€ им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регул€торов общественных отношений. »так, кажда€ из рассмотренных теорий, как это может показатьс€ на первый взгл€д, по-своему трактует вопрос о пон€тии права. ¬месте с тем, если обобщить положени€ и выводы этих теорий в данном вопросе, то можно установить, что одни теории (юридический позитивизм, нормативизм, марксистско-ленинска€ теори€) правом считают юридические нормы, другие (социологическа€ юриспруденци€) Ц правовые отношени€, а третьи (теори€ естественного права, историческа€ школа права, психологическа€ теори€ права) Ц правовое сознание. ¬следствие этого в юридической науке сформировалось три подхода в понимании права: нормативный, социологический и нравственный (его называют также философским). —огласно нормативному подходу право Ц это нормы, правила поведени€, установленные или санкционированные государством, т.е. это либо юридические нормы, которые устанавливаютс€ самим государством в лице его органов или с разрешени€ (санкции) государства какими-то негосударственными организаци€ми, а также непосредственно населением, либо неюридические нормы, которые государство признает (санкционирует) в качестве юридических. ѕричем такие нормы считаютс€ правом независимо от того, что в них закрепл€етс€. — точки зрени€ социологического подхода право Ц это сами общественные отношени€, складывающиес€ между людьми в процессе их общени€ друг с другом и выступающие в качестве правоотношений. Ќаконец, сторонники нравственного подхода вид€т право прежде всего в представлени€х людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека. ƒл€ них право Ц это не столько нормы, установленные государством, не столько его законы, сколько естественное право, которое складываетс€ в обществе независимо от государства. ¬ современной отечественной науке нет какого-то единого подхода в понимании права. » хот€ в научной литературе, да и в учебниках по теории государства и права, преобладает в насто€щее врем€ нравственный подход, не остались в стороне нормативный и социологические подходы. ¬ этой св€зи следующий вопрос будет изложен с использованием не только нравственного, но и других подходов, которые, как представл€етс€, нельз€ отбрасывать, говор€ о пон€тии права.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-10-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1376 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2272 - | 2016 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.