Типология Э. Холла: делит культуры на высоко- и низкоконтекстные. Согласно Холлу, каждой культуре свойственен определенный стиль общения. В высококонтекстной коммуникации или сообщении большая часть информации уже известна, а «внешняя сторона» сообщения, которую надо расшифровывать, крайне незначительна. В низкоконтекстной коммуникации, наоборот, основная информация должна быть декодирована. В этом ключе, по мнению исследователей, про США можно сказать, что это пример низкоконтекстной культуры, а Япония – образец высококонтекстной.
Он сфокусировал свое внимание на образцах коммуникации, имеющихся в культуре, и описал четыре параметра, по которым можно сравнить культурные социумы:
· контекст или количество информации, необходимые для успешной передачи сообщения или осуществления коммуникации;
· время, которое может быть моноактивным (в одно время располагается и выполняется одно дело) или полиактивным (отсутствие различий между видами деятельности и параллельное их выполнение);
· информационный поток, обладающий структурой и скоростью передачи сообщений между индивидами и/или группами;
· личное пространство при осуществлении коммуникации (например, в Северной Европе "пространственный пузырь" между общающимися людьми больше, нежели чем в Южной Европе).
Типология культур Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера
Равенство | |||
Личность | Культура исполнения. «Инкубатор» «Кремниевая долина» | Культура задачи. «Самонаводящаяся ракета». США, Великобритания | Задача |
Культура индивида. «Семья». Японии, Бельгия | Культура роли. «Эйфелева башня». Франция, Германия | ||
Иерархия |
Классификация типов управленческой культуры, предложенная Ф.Тромпенаарсом, базируется на таких характеристиках организации, как степень централизации управления и дистанция власти (иерархичность или эгалитарнэм, централизованное или децентрализованное управление), степень формализации управленческих функций (формальный или неформальный стиль) и целевая направленность деятельности (ориентация на личность и межличностные отношения или ориентация на решение задач и достижение целей).
Выделяются четыре типа корпоративной культуры: «Семья», «Эйфелева башня», «Инкубатор» и «Самонаводящаяся ракета». На практике эти типы культур накладываются друг на друга, но одна из них может быть определена как доминирующая в конкретной стране и в наибольшей степени и мере соответствующая существующим культурно-нравственным принципам, стереотипам поведения и традициям. Так, принципы модели «Самонаводящаяся ракета» традиционно превалируют в компаниях европейских стран англо-голландской группы и Скандинавии. Модель «Эйфелева башня» господствует в Германии, Австрии, Венгрии, Австралии. Модель «Инкубатор» имеет не только национальную окраску (к этой модели, в частности, тяготеют многие мелкие и средние фирмы Великобритании, Дании), но и широкое распространение в технополисах. Модель «Семья» превалирует на юге Европы (Италия, Испания, Южная Франция, Греция, Кипр).
Модель Герта Хофстеде
Герт Хофстеде, опросив 115 тыс. сотрудников IBM, выделил четыре параметра, которыми можно охарактеризовать культуру страны:
1) Дистанция власти характеризует собой, насколько менее влиятельные члены общества принимают и ожидают, что власть в обществе распределена неравномерно.
На рисунке видно, что по этому параметру культура России, характеризуемая высокой дистанцией власти, близка к восточным культурам и в сильной степени отличается от представленных на нем западных культур.
2) Индивидуализм. Обратным полюсом индивидуализма является коллективизм. Люди в культурах с высокой степенью коллективизма в первую очередь ощущают себя не самостоятельными личностями, а частью некоторой группы, коллектива, команды. Люди в индивидуалистических культурах наоборот считают себя скорее отдельными личностями. В таких культурах связи между отдельными людьми гораздо слабее, чем в коллективистических культурах.
На рисунке видно, что культура России ближе скорее к коллективистическим культурам со слабо выраженной степенью индивидуализма. Культуры США, Великобритании, Канады обладают ярко выраженной степенью индивидуализма.
3) Избегание неопределенности. Показывает, насколько терпимо общество относится к неопределенности, нечеткости. Люди из культур с низким уровнем избегания неопределенности вполне комфортно чувствуют себя в слабо структурированных ситуациях. Они стремятся минимизировать количество правил, норм и законов, ограничивающих рамки ситуации. В противоположность им люди из культур с высоким уровнем избегания неопределенности стремятся к установлению четких правил, чтобы избежать эмоционального дискомфорта, связанного с неопределенностью.
Низкий уровень избегания неопределенности присущ восточным культурам, Великобритании, США. Высокая степень избегания неопределенности присуща странам Западной Европы, Японии и России.
4) Маскулинность. Обратным полюсом маскулинности является феминность. В маскулинных обществах превалируют мужские инструментальные ценности (ориентация на вещи, господство, субъектность) в противоположность феминным экспрессивным обществам (ориентация на людей, заботу, общение).
К маскулинным культурам можно отнести США, Польшу, Китай, Германию, Великобританию, Японию. К феминным Россию, Вьетнам, Францию.