Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Р. Даль, Т. Парсонс и др.)




Реляционистские концепции власти (от англ. relation - отношение) характеризуют власть как межличностноеотношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Этоотношения субъ­екта и объекта власти. Они могут быть разными: подав­лениесопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участникамивластных отношений, раз­дел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властьюобладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться.Объект власти может стать ее субъектом.

Подобная концепция трактует власть как межличностные отношения, позволяющие одному индивиду изменять поведение другого

В теориях "сопротивления" (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления. Картрайт Джон - англ. публицист (1740-1824).

В теориях "обмена ресурсами" (П. Блау, Д.Хиксон, К.Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в них со стороны тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие "дефицитными ресурсами" могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

Данная концепция заключает в себе идею «распределения», «обмена» и «потребления» власти. Реальная власть принадлежит тому, кто имеет возможность влияния, потому что обладает необходимыми другими ресурсами.

 

Теории "раздела зон влияния" (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются. Если, например, наниматель рабочей силы диктует условия труда наемному работнику, то последний, в свою очередь, через профсоюзную организацию может контролировать самого нанимателя. Правящая партия может стать оппозиционной, а оппозиционная - стать правящей. Рядовой избиратель может стать политиком, а тот - рядовым избирателем.

Реляционистские концепции власти ставят в центр внимания межличностные отношения. Эти концепции вместе с тем являются, как правило, разновидностями теории социально-политического действия, в основе которой лежит посылка: рационально действующие индивиды обладают определенными ресурсами личностного и социально-ролевого характера и поэтому имеют возможность влиять на действия других индивидов в процессе достижения своих целей.

При таком подходе политическая власть, с одной стороны, определяется как авторитарно-властное могущество, или способность воздействовать на поведение других людей, используя различные механизмы влияния – от убеждения до принуждения. С другой стороны, политическая власть трактуется как авторитетно-властное полномочие, т.е. влияние, которое вытекает из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение.

Власть как авторитетно-властное полномочие – явление прежде всего субъективное, представляющее собой экстериоризацию внутренних индивидуальных или групповых мотивов политического действия. Данное полномочие означает, что индивиды и группы готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты таковыми, какие они есть, и законопослушно исполнять указания должностных лиц.

В рамках реляционистского подхода сильна традиция, идущая от М. Вебера с его концепцией целерационального действия, которая актуализирует в первую очередь рационально-смысловую сферу готовности подвластных выполнять указания властвующих. Ценностные или аффективные политические действия и основания руководства и подчинения при этом элиминируются, хотя сам М.Вебер рассматривал в качестве «мотива» целерационального действия именно ценностный его аспект. Следовательно, в рамках реляционистского подхода к политической власти необходимо актуализировать проблематику, связанную с ее иррационально-ценностными аспектами.

Т. Парсонс: власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленные цели.

Г. Лассуэлл считает, что первопричиной власти является импульс - стремление к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами. Власть - «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности. В то же время власть это и самоцель»

Р. Даль «Субъект А обладает властью над субъектом В той мере, в какой он может заставить В делать то, что В сделал бы другим образом». Власть дает возможностьодному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1099 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2488 - | 2300 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.