Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса




Представитель среднего поколения сторонников Франк­фуртской школы Ю. Хабермас (1929), имея богатейший теорети-


ческий материал многих своих предшественников (не исключая и учение К. Маркса), с прискорбием вынужден был отметить, что ни одна из социологических теорий в отдельности, ни все они вместе не раскрывают подлинной картины социальной реально­сти, которая постоянно ускользает от пристального взора иссле­дователей, не желая раскрывать им свои тайны. Поэтому в своих многочисленных трудах он не жалеет усилий для критического разбора своих предшественников и ставит ни много ни мало за­дачу создания новой целостной универсальной теории общества, в которой соединились бы в единое целое индивидуальное и общественное, рациональное и иррациональное, поведенческое и институциональное, структурно-организационное и эволюци­онное. Причем внимание акцентируется не просто на развитии общества, а на развитии именно современного общества с его новыми типами рациональности и новыми проявлениями пато­логии, с которыми и призвана бороться социальная теория. Важ­ным звеном этой теории является концепция коммуникативного действия, или коммуникативного поведения.

В сущности, автор предлагает свое видение социальности, в котором переплетаются такие понятия, как деятельность, по­ведение, язык, понимание, рациональность, коммуникация, об­щение, конфликт, знание, цель, интеграция, институционализа-ция и т.д. Сам принцип деятельности разворачивается как реа­лизация особых типов рациональности.

Даже беглого взора на историю общества достаточно для того, чтобы увидеть существенное отличие современного общест­ва с его институционализированными структурами власти, поли­тики и экономики от первобытных социальных образований, где этих элементов не было, но общество как таковое уже существо­вало. Что же определяло это существование? Единственным фак­тором, объединяющим людей в единый цельный социальный организм, был язык. Именно в языке, в языковом общении, на­целенном на понимание и взаимопонимание, или того, что мож­но было бы назвать обыденным миром людей, Ю. Хабермас ви­дит основы коммуникативной рациональности и коммуникатив­ного действия. Именно они и определяют исходный базис соци­альности или то, что автор называет "жизненным миром".

Постепенно, однако, в рамках этого базиса формируются иные типы рациональности — это когнитивный и инструменталь­ный разум, и действия телеологического, нормативно регули­руемого и драматургического вида, т.е. все то, что формирует


особый "системный мир", или мир экономических и политиче­ских институтов.

Таким образом, человек в обществе действует, как бы на­ходясь одновременно в двух мирах — жизненном и системном, каждый из которых диктует свои условия поведения, обладает своими типами рациональности. Причем системный мир, воз­никнув в лоне жизненного мира, постепенно вступает с ним в противоречие, стремясь навязать свои типы рациональности и поведения, что неминуемо ведет к социальным патологиям. Пре­одоление этого противоречия, по мнению Ю. Хабермаса, явля­ется необходимой предпосылкой развития общества, прогресс ко­торого видится в дальнейшей рационализации жизненного мира и своевременной адаптации этой рациональности к новым ин­ституциональным системам.

2.3.10. Концепции социального действия и социального пространства П. Бурдье

Противоречивое единство социального мира по-своему по­пытался выразить и французский исследователь П. Бурдье (1930). Причем эту противоречивость П. Бурдье стремится выразить че­рез сочетание физического и социального (символического) про­странства, а в рамках последнего через сочетание позиций (т.е. места человека в социуме) и диспозиций (т.е. в осмыслении этого места в сознании человека). Таковы, по мнению П. Бурдье, объ­ективный и субъективный срезы социального пространства. Таким образом, индивид выступает как элемент социальной структуры и как носитель практики, которая реализуется как проявление его активности. Именно практика рассматривается в концепции П. Бурдье системообразующим элементом, в котором сливаются воедино физические и символические, осознанные и неосознан­ные проявления человеческой активности. Понятие структуры дополняется понятием хабитуса (habitus), представляющего со­бой некий принцип организации структуры, который одновре­менно выступает и продуктом исторической деятельности, и ее предпосылкой, соединяя прошлое и настоящее, существуя вовне индивида (как правило, поведения) и внутри него — как некое неосознанное предчувствие необходимости выполнения этого правила, своего рода предрасположение к тому или иному виду действия. Функция "хабитуса" состоит в ограничении субъектив­ных устремлений человека, в определении пределов, в рамках которых индивид совершает свои действия и поступки.


Сходство условий существования определяет сходство "ха-битусов", социальное разнообразие дополняется социальным еди­нообразием. На этой основе формируется не только стратегия индивидуального поведения, но и определенное сходство коллек­тивных поступков, индивидуальное переходит в групповое (клас­совое поведение). Таким образом "хабитус" определяет образова­ние групповых w классовых общностей, является их структуро­образующим признаком. Структура общества в этой концепции принимает динамический характер, реализуясь через систему ин­дивидуальных и коллективных практик, детерминируемых внеш­ними (объективными) и внутренними (субъективными) факто­рами поведения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 739 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.