ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
2.1. Проблема классификации социологических теорий и концепций
К середине XX в. в социологии наметились две тенденции развития. С одной стороны, продолжало нарастать количество философских реконструкций общественного развития (объективно-идеалистических, позитивистских, антипозитивистских, ортодоксально-марксистских, антимарксистских, неомарксистских и т.д.). С другой стороны, наметилось резкое увеличение объема сугубо эмпирических исследований. Все это привело к тому, что в социологии стала проявляться своеобразная дивергенция между теорией (точнее, философией) и эмпирией. Первую упрекали в абстрактности и умозрительном подходе к общественным явлениям, вторую — в фетишизации фактического материала. И действительно, было довольно трудно согласовать абстрактные философско-теоретические схемы общественного устройства и развития с новыми эмпирическими данными, полученными в ходе конкретно-социологических исследований. В этот период в социологии заговорили даже о кризисе теоретического знания, что и было использовано советскими специалистами как доказательство общего кризиса буржуазной социологии. Однако последняя достаточно быстро стала выходить из этого кризиса, сформулировав идеологию теорий среднего уровня, т.е. таких теорий, которые акцентировали свое внимание не на развитии общества в целом, а касались лишь его отдельных ключевых фрагментов, так сказать, явлений среднего уровня. Автором этой идеи считается американский исследователь Р. Мертон, который в своей работе "Социальная теория и социальная структура", вышедшей в 1957 г., ввел понятие социологического знания "среднего значения", занимающего промежуточное положение между
низшим (эмпирическим) и высшим (философско-теоретическим) знанием. При этом социально-философские теории не жаловались исследователями и, можно сказать, даже изгонялись из социологии как излишне идеологизированные, что было в целом характерно для позитивистской традиции. На роль социально-теоретического знания могли претендовать лишь теории среднего уровня. Однако по мере развития самой социологии, сформировалась и другая крайность. Как снежный ком, стало увеличиваться число отраслевых и специальных социологических теорий. В настоящее время их насчитывается более сотни, и они уже сами нуждаются в своем обобщении, что снова возвращает социологию в лоно философского осмысления социальной реальности, ибо без интегрирующего принципа здесь трудно разобраться в безбрежном море социологических концепций. Как минимум, необходимо проводить различие между общими, отраслевыми и специальными теориями. Кроме того, целый ряд социологических теорий среднего уровня (например, теория стратификации и социальной мобильности) со временем утрачивают этот статус, приобретая характер социально-философского знания. Наличие таких общих и отраслевых теорий и заставляет проводить соответствующую дифференциацию внутри теоретического знания и по предметной, и по методологической основе.
В настоящее время в социологической методологии предпринимаются попытки типологизации социально-теоретического знания. Например, выделяют теории макро- и микросоциологи-ческого уровней или говорят о социологических теориях соци-этарного, группового и личностного уровней; различаются теории и по предметно-методологической основе, тогда в социологии выделяют такие направления, как натурализм, биологизм, психологизм, структурализм, функционализм. Одним словом, упорядочить все существующие социологические теории, определенным образом типологизировать и классифицировать их представляется весьма сложным делом. Эта сложность усугубляется еще и тем, что не существует некоей линейной поступательности в развитии социально-теоретического знания, когда одна теория плавно сменяет другую. Скорее, здесь существует целый веер теорий. При этом одна и та же теория может заключать в себе не одну, а несколько концепций; своим ядром относиться к одному классу теорий, а своей периферией касаться нескольких других классов. Замерев на какой-то период, теория может возродиться вновь; несколько теорий, возникнув одновре-
менно, могут конкурировать или дополнять друг друга; один и тот же автор в начале своего творчества может отстаивать одну позицию, а затем переходить на другую и т.д.
В большинстве своем теории, традиционно рассматриваемые как социологические, в действительности имеют более широкий теоретический контекст, т.к. представляют собой сложное сочетание социологических идей с идеями социальной психологии, социальной экологии, социальной антропологии, теории личности, теорий политологического и культурологического характера. Поэтому многие из этих теорий относятся не только к истории социологической мысли, но и с равным правом могут быть отнесены и к истории других общественных наук. Например, теории социального действия имеют как чисто социологический, так и психологический, политологический, культурологический, антропологический и т.д. характер, что и придает им более широкий философский смысл, хотя сами авторы чаще всего от такого смысла открещиваются.
К этому следует добавить необходимость различать теории онтологического и методологического планов, которые у отдельных авторов настолько тесно переплетаются, что их трудно отделить друг от друга, что создает дополнительные трудности типо-логизации социально-теоретического знания.
Однако при всей пестроте и разнообразии социологических теорий им присуще нечто общее, а именно стремление объяснить три основных вопроса: 1) как устроено общество (какова его структура); 2) как оно функционирует в целом или как функционируют (какие функции выполняют) его отдельные подсистемы; 3) как и в каком направлении общество развивается (эволюционирует, прогрессирует). При этом единицами социальной структуры у одних авторов выступают макрообъекты (классы, слои, общности, население, толпа, масса, элита, организация, институты, элементы культуры и т.д.), у других — микрообъекты (личность, группа, действие, взаимодействие), у третьих — различные сочетания этих объектов.
Исходя из сказанного, все социологические теории можно с той или иной степенью точности разбить на два основных блока. Первый блок — это теории, авторы которых, анализируя макроструктурные подсистемы общества, стремятся раскрыть его структурно-динамические характеристики, ответить на вопрос, как эволюционирует общество, в каком направлении оно развивается. Второй блок — это теории, нацеленные на анализ функ-
циональных характеристик составляющих общество элементов, через анализ структуры действия и взаимодействия. Несмотря на всю близость этих понятий, все же имеется большое различие в их применении к макро- и микросоциальным объектам. Поэтому второй блок можно, в свою очередь, разбить на два вида социологических теорий: 1) теория социального действия (когда через анализ действия и взаимодействия стремятся раскрыть все богатство социальных явлений); 2) теории социального взаимодействия (когда теоретический анализ нацелен на выявление тех связей и отношений, которые устанавливаются между людьми в рамках небольших объединений и групп).
Таким образом, все социологические теории онтологического плана можно рассматривать в трех основных разновидностях: 1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития и прогресса); 2) теории социального действия; 3) теории социального взаимодействия.
2.2. Теории социальной динамики: эволюции, развития, прогресса
2.2.1. Общая характеристика
Идея общественного изменения и развития столь же стара, как и само человечество. Вопросы о том, откуда взялся человек, как он строит свою жизнь, и что его ждет в ближайшем и отдаленном будущем, интересовали уже первобытных людей, которые запечатлели свои ответы на эти вопросы в форме мифологических сказаний и легенд. Затем последовали теологические концепции с идеями креационизма и провиденциализма. В целом их можно было бы определить как попытки сверхъестественного объяснения истории.
Этим попыткам с момента возникновения философии противостояли концепции естественного объяснения истории, т.е. такие концепции, которые стремились найти источник общественного развития в природе самого человека, в естественных законах его бытия. Разумеется, такие законы отнюдь не сразу раскрывали свою сущность, многие из них сами обожествлялись, но суть остается в том, что и в прошлом, и в настоящем боролись между собой идеи естественного и сверхъестественного объяснения мира, в том числе и социального бытия. Традиционно
эти подходы определяются как теологическое и научное объяснение мира. Философии в этом противостоянии пришлось рас-почковаться на две ветви: одна стала служанкой теологии, другая перешла на позиции сциентизма, хотя и последней не чужда была идея бога как общего, универсального понятия.
Идея рационального истолкования развития природы и общества стала ключевой в философско-научном осмыслении мира. Свой вклад внесли в нее многие мыслители, среди которых выделяются Платон, Аристотель, Лукреций, Вико, Гоббс, Руссо, Тюрго, Кондорсе, Гердер, Гегель, Дарвин, Конт, Спенсер, Маркс, Дюркгейм и другие исследователи. Долгое время понятие эволюции рассматривалось как выражение естественного развития. Лишь с возникновением марксизма и особенно ленинизма понятие эволюции стало рассматриваться как выражение буржуазной идеологии, искажающей картину естественного развития общества, т.к. последняя все больше и больше стала связываться с революционными преобразованиями. Идея прогресса на основе революции стала конкурировать с идеей эволюционных изменений. Тем не менее, и сегодня идея социальной эволюции продолжает существовать в качестве одной из основных социологических концепций, описывающих социальное развитие как естественный процесс изменения общества, и марксизм на западе рассматривается в качестве одной из таких концепций.
За годы своего существования, насчитывающего сотни и даже тысячи лет, идея социальной эволюции воплотилась в громадном множестве различных теоретических построений и концепций, чаще всего конкурирующих друг с другом. Различия касались в основном истоков и механизмов общественного развития. Здесь конкурировали идеи внешней или внутренней детерминации, необходимости или случайности, необходимости или свободы воли, духовных или материальных факторов развития, влияния на развитие целого или части, т.е. самого общества или личности и т.д. Большое значение имела и классовая позиция автора, его идеология усовершенствования общественных отношений, революционного или эволюционного путей развития. Революционный путь обосновывается в марксистской философии, эволюционный в теориях буржуазных идеологов. Считалось, что только первый может претендовать на статус научного знания, а все остальные рассматривались как откровенно апологетические. И нельзя не признать, что марксизм действительно сыграл роль своеобразного катализатора многих социальных явлений XX в. В
настоящее же время, когда идеи социализма стали постепенно смягчаться и уступать свое место идеям рыночных отношений, марксизм не умер, а занял свою нишу в структуре западных социологических учений, представляя собой одну из наиболее популярных теорий общественного развития, которая привлекает к себе внимание различных слоев современного общества.
Если же отвлечься от политических аспектов социологических учений, то можно сказать, что основоположникам теоретической социологии была присуща общая тенденция — дать свою собственную картину (свою интерпретацию) устройства общества, его изменения, функционирования и развития.
Рассмотрим, в чем же заключается специфика теорий этого класса.
2.2.2. Социальная динамика, или концепция общественного прогресса О. Конта
Особое место в развитии теоретической социологии занимает творчество О. Конта (1798-1857), который заложил основы нового философского направления — позитивизма, в рамках которого и сформулировал основные идеи теоретической социологии от строения и развития общества до детального описания методологических основ новой науки об обществе, каковой и мыслилась социология.
Раскритиковав предшествующую философию и социальную мысль за абстрактность и умозрительность, Конт провозгласил необходимость создания "социальной физики", социологии, или новой науки об обществе, которая бы пользовалась теми же методами, что и науки естественные. В основе его учения лежали идеи позитивизма, органицизма, эволюционизма и духовных предпосылок социального прогресса. Он предложил свою классификацию наук, закон трех стадий развития, концепции социального устройства общества (социальная статика) и его развития (социальная динамика), ратовал за создание позитивной политики и позитивной религии в качестве условий достижения социального мира и гармоничного сочетания различных классовых интересов.
Согласно его учению, человеческий дух проходит три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных, люди объясняли явления природы и общества с помощью сверхъестественных причин. Эта стадия имеет
три этапа развития (фетишизм, политеизм, монотеизм) и хронологически охватывает период с древнейших времен до раннего средневековья (1300 г.)- На второй стадии мир объясняется с помощью метафизических понятий о конечных причинах и мнимых сущностях. Господствующее положение здесь занимают философы и юристы. Хронологический период этой стадии определяется годами с 1300 по 1860. На третьей, позитивной, стадии сознание людей обращается к точному, научному, или позитивному, знанию, которое основывается на наблюдении явлений, их обобщении и выведении на этой основе общих законов, которые помогают предвидеть будущее и избегать всяческих ошибок, как в познании, так и в практической деятельности. Эту цель познавательной деятельности Конт выразил в своем афоризме: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать", ставшим девизом позитивной философии и науки. На этой стадии меняются: правящая элита (на смену духовенству и философам приходят ученые), хозяйственная деятельность (сельскохозяйственно-ремесленная деятельность преобразуется в индустриально-промышленную), моральные нормы (эгоизм уступает место альтруизму), социальные чувства (индивидуализм вытесняется коллективизмом), наступает социальный мир и гармония. Для усиления всех этих позитивных перемен нужна и новая религия, в качестве которой Конт предлагал использовать свою философию, для чего предпринял даже ряд практических действий. Таковы основные пункты контовского учения о социальном развитии. При всей своей наивности, выразившейся в попытках соединить в единое целое философию, науку и религию, очистить общество от противоречий и борьбы, идея позитивного знания (которая в это время разрабатывалась и представителями других философских направлений) оказалась соответствующей духу времени и получила достаточно широкое распространение в западной философии.
2.2.3. Марксистская теория устройства и развития общества
Материалистическое объяснение истории, предложенное К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), отличается от идеалистического тем, что основа социального развития видится в естественных, объективных, главным образом, экономических предпосылках социального бытия. Роль человеческого сознания (духовного, психического) здесь не отрицается, но
приобретает вторичный, зависимый характер, хотя, конечно, и признается обратное влияние духовных явлений на объективные процессы. Эта теоретическая переориентация сформулирована в виде основного философского тезиса марксизма: "Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание". Отсюда следует, что есть свои объективные законы развития сферы материального производства (базис), свои законы организации социальной структуры (классы и классовые отношения), свои законы организации политико-идеологической сферы (надстройка), сочетание которых и определяет целостную структуру общества, законы его функционирования и развития. Сознание как элемент общественного бытия выполняет две основные функции: с одной стороны, оно отражает объективные явления и как бы констатирует все то, что происходит в обществе, с другой стороны, оно проектирует будущее, формирует цели и средства их реализации; в этом плане оно предвосхищает будущее, т.е. сознание одновременно выступает и как зеркало, и как генератор новых идей. Именно поэтому не следует смешивать понятия базиса и социального бытия. Последнее более широкое понятие, не исключающее, а предполагающее все проявления духовной жизни общества.
Именно на этой теоретической основе решается в марксизме извечная проблема человеческого бытия (по-своему решаемая в мифологии, религии, философии и науке) — проблема соотношения исторической необходимости (божественной предопределенности) и сознательной деятельности людей (их свободы воли). Разумеется, при этом очень важно учитывать масштабы социальных явлений: имеет ли дело исследователь с действием отдельно взятой личности или с широким народным движением; с единичным историческим событием или с крупным цивилизационным явлением. Марксистский подход помогает преодолеть крайности субъективизма, волюнтаризма, провиденциализма и фатализма во взглядах на проблему общественного развития. Учитывая сказанное, можно понять и правильно оценить смысл марксистского учения о строении и прогрессивном развитии общества. Системообразующим понятием не только в марксизме, но и в целом в социологической теории, является понятие собственности. Собственность — это тот краеугольный камень, вокруг которого выстраивается вся общественная структура в ее экономической, социальной, политической и духовной основах. Собственность — это то, чем обладает (и чем может распоряжаться по своему усмотрению) человек. Объектом собственности мо-
жет быть все — от предметов природы (земля, ее недра, горы, реки, озера, леса, дикие и домашние животные и даже сам человек) до продуктов труда физического и духовного характера. Собственность имеет свои количественные параметры, простираясь от владения крупными заводами, рудниками, земельными участками до жалкой котомки нищего. В этом плане все люди — собственники, но не все они по этому показателю равны. И Диоген мог считать себя собственником того брошенного пифоса (или, как сейчас говорят, бочки), в котором ему пришлось жить, и фонаря, с помощью которого он и днем искал свою правду. Ясно, что социальное разделение людей на бедных и богатых определяется, прежде всего, количеством собственности. Однако особое значение имеет такой вид собственности, который позволяет саму эту собственность увеличивать. К такому виду относятся орудия труда и средства производства: земля, промышленные предприятия, средства транспорта и связи и т.д. Но не следует забывать, что все эти предметы — ничто без человека-труженика, своим трудом (в совокупности с орудиями труда и средствами производства) создающим тот прибавочный продукт, который и позволяет увеличивать размеры собственности, обогащая одних и разоряя других собственников. Таким образом, право одних людей распоряжаться плодами трудовой деятельности других людей, устанавливаемое либо насильственно (рабовладение), либо традиционным правом (феодальный строй), либо экономическими законами разделения труда (капиталистический строй) и определяет социально-классовую структуру общества. Для Маркса и Энгельса выделение полярно противоположных классов стадо основной характеристикой социальной структуры общества, отношения между которыми, с их точки зрения, позволяли раскрыть подлинные причины социальных явлений и поступательного развития общества. Сосредоточив свое внимание на анализе социально-экономических и политических процессов, происходящих в наиболее развитых капиталистических странах Европы, основоположники марксизма, как и многие другие теоретики этого времени, попытались с позиции своего видения переосмыслить весь ход предшествующей истории и предсказать ближайшие и отдаленные перспективы общественного развития.
Исходя из материалистической философии истории и обобщая эмпирические данные современной им истории и антропологии, Маркс и Энгельс пришли к выводу о формационном развитии общества. Понятие "формация" ("строй"), в отличие от
таких понятий, как "эпоха", "цивилизация", "культура", "ступень", "стадия" и т.д., призвано было выразить целостное представление об обществе на определенном этапе его исторического развития. Вся история и общественный прогресс стали рассматриваться (по крайней мере, по отношению к европейскому обществу) как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабовладение, феодальный строй, капитализм и коммунизм). Социально-историческая концепция Маркса и Энгельса позволила на строгой теоретической основе рассмотреть те бурные процессы экономического и социально-политического характера, которые переживали передовые страны Европы в XIX в., и выработать теоретическую схему перехода к новому коммунистическому обществу, лишенному частной собственности, эксплуатации и социального неравенства. Единственным условием такого перехода представлялась социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. И хотя основоположники марксизма предупреждали о том, что новое общество не может возникнуть, пока не будут созданы все необходимые экономические предпосылки для этого, призывы к классовой борьбе, к необходимости свершения новой революции, к установлению диктатуры пролетариата слишком буквально были поняты некоторыми социальными кругами и политическими партиями, что привело к неисчислимым жертвам не только в лагере эксплуататоров, но и в рядах самих инициаторов революционного переустройства общества. Мир был поставлен на грань какого-то всеобщего апокалипсиса. Естественно, что многие современники Маркса и Энгельса, а тем более последующие социальные теоретики, стремились предложить иные сценарии общественного развития, не отрицая при этом ни факта социального неравенства, ни факта классового деления общества, ни факта наличия в обществе эксплуатации и подчинения, отрицая лишь необходимость насильственного переустройства общества и отмены частной собственности.
2.2.4. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера
Идея развития (изменения, эволюции, прогресса) никогда не оставляла сознания людей. Начиная с античности и до нашего времени, боролись между собой лишь различные трактовки этого процесса. Можно сказать, что по мере осознания чело-
веком своей собственной истории, с успехами естествознания менялись лишь картины социального и природного мира, концепции их устройства и развития. Ни теология, ни наука, ни философия не отказывались от попыток конструирования подобных картин, апеллируя то к естественным законам (по-разному понимаемым), то к сверхъестественным причинам. XIX век, вдохнувший новую струю в позитивное познание природы, придал идее естественного развития новый фшгософско-методоло-гический импульс. Многие ученые стали использовать эту идею в качестве методологического принципа в своих областях исследования (в астрономии, геологии, биологии, в гражданской истории и т.д.), а философы занялись концептуализацией этой идеи (Кант, Гегель, Конт, Маркс и др.). Свою концепцию развития предложил и английский философ Г. Спенсер (1820-1903).
Как и подобает философу, Спенсер вначале разработал общую концепцию эволюции (следует отметить, что для этого мыслителя понятия "эволюция", "развитие" и "прогресс" достаточно близки по своему значению и взаимодополняют друг друга), а затем с помощью этой концепции попытался воссоздать картину развития общества как в целом, так и в отдельных его фрагментах. Поэтому его учение можно разделить на две основные части: 1) общая концепция эволюции; 2) концепция развития общества и социальных структур.
Идея развития (эволюции) была достаточно популярной в просвещенных кругах Англии. Уже в детстве Спенсер познакомился с этой идеей в период своего домашнего воспитания. Как отмечает сам философ в своей "Автобиографии", вся интеллектуальная атмосфера семьи располагала к принятию эволюционных взглядов. С этого момента он и начинает размышлять над этой идеей, стремясь найти ее логическое обоснование и раскрыть внутренние механизмы эволюционных процессов. Такое обоснование он нашел в трудах К. Бэра, утверждавшего, что и растительные, и животные организмы в процессе развития изменяются и переходят от гомогенного (единообразного) к гетерогенному (многообразному) состоянию. Этой идее Спенсер постарался придать общий философский смысл, расширив рамки ее проявления, то есть распространил их, с одной стороны, на объекты неживой природы, а с другой стороны, на социальные структуры. Таким образом, в интерпретации Спенсера эволюция наряду с движением, пространством и временем стала рассматриваться как атрибут материи. Процессы ее дифференциации и
интеграции, то есть переходы от состояния неопределенной несвязанной однородности к определенной структурной разнородности и стали пониматься как общее истолкование эволюции. Разумеется, здесь допускались и обратные, регрессивные процессы, однако общая тенденция мыслилась как прогрессивное движение: в природе как переход от неживой к живой и далее к социальной материи, в обществе от простых (механических) форм социальности — к сложным (органическим) формам.
Вторая часть учения Спенсера посвящена эволюции общества. Если в первой части социальность предстает как бы целью всеобщей эволюции, то здесь доказывается непрерывность и органическая связь социальных явлений с предшествующими этапами эволюции. Тем самым подчеркивается природная (естественная, реальная) основа социальных явлений и процессов.
Развитие в обществе, с точки зрения Спенсера, как переход от однородности к разнородности подтверждается переходом от племенной общности, похожей во всех своих частях, какой бы регион мира мы ни взяли, к цивилизационной общности, отличающейся своим разнообразием. С прогрессом социальной интеграции и разнородности растет связанность, создающая более сложные социальные агрегаты. В начале истории на передний план выступает достаточно диффузное объединение в виде кочевой группы; затем племя, части которого связаны подчинением предводителю, далее объединение племен с общим руководителем, пока этот процесс не завершается возникновением цивилизации с национальными объединениями государственного типа с достаточно крепкими социальными связями. Поэтому социальная организация, сначала весьма размытая, постепенно приобретает все более и более устойчивые формы; образуются особые социальные учреждения и институты, которые придают этой связи весьма устойчивый характер, трансформируя первичную общность людей в подлинно общественную организацию. При этом прогрессирует как общество в целом, так и отдельные его части. "Переход от однородного к разнообразному, — пишет Спенсер, — обнаруживается равным образом и в прогрессе цивилизации как целого, и в прогрессе каждого племени; мало того, он еще совершается со все возрастающей быстротой. Начавшись с варварского племени, почти, если не вполне, одновременно по функциям своих членов, прогресс всегда стремился и теперь еще стремится к экономической агрегации человеческого рода" [69, 42].
Дав общее истолкование социального прогресса, Спенсер далее наполняет его конкретным содержанием, говоря о прогрессе языка, науки, искусства, литературы; рассматривая количественные (рост народонаселения, увеличение территории цивилизованных государств) и качественные показатели этого прогресса. Таким образом, идея прогрессивного развития получила новый импульс и вдохновила многих исследователей на ее более глубокое обоснование, в ряде случаев эта глубина определялась лишь усилением биологического редукционизма.
2.2.5. Социал-дарвинистские концепции общественного развития
Усиление биологического редукционизма особенно отчетливо проявилось в концепциях социал-дарвинистского толка. Последние представляют собой попытку переноса биологических законов (в частности, естественного отбора и борьбы за существование) на объяснение социальных явлений (конкуренции, классовой борьбы, войн, революций и т.д.). Социальное развитие представляется как борьба за существование социальных групп. Истоки этой концепции прослеживаются в творчестве Спенсера. Классическими представителями либерального крыла этой теории являются польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838-1909), австрийский социолог Г. Ратценхофер (1842-1904), американские исследователи У. Самнер (1840-1910) и А. Смолл (1854-1926).
Свои идеи Л. Гумплович изложил в работах "Расовая борьба" и "Основы социологии". Движение методологической мысли Л. Гумпловича прямо противоположно контовскому пониманию задач социологии. Если О. Конт, приписывая теоретический статус социологии, стремился вывести ее из-под эгиды философии, то Л. Гумплович. наоборот, подчеркивает ее философский статус, полагая, что социология является философско-методологической основой всех общественных наук, так как изучает общие законы общественного развития. Сами эти законы мыслятся исследователем как прямое продолжение законов природы, которые действуют неумолимо как абсолютная необходимость. Человеку при этом отводится роль пассивного участника исторического процесса. В качестве основной единицы социальной структуры Л. Гумплович предлагает считать не классы, а группы. На ранней стадии развития общества группы мыслятся как орды, или как этниче-
23ак. 1968
ские образования. Борьба между ордами приводит к образованию государств. Возникновение же государств не снижает накал социальной борьбы, а, наоборот, усиливает ее, так как группы здесь становятся более многочисленными и разнообразными. Внутри государств начинается борьба между классами, сословиями, политическими партиями и объединениями. Внутригосударственная борьба дополняется борьбой между государствами, при этом допускается, что основной причиной всех социальных конфликтов выступают экономические интересы, трактуемые как чисто биологические потребности. Таким образом, гоббсовский тезис "войны все против всех" здесь получает как бы новое звучание.
Можно сказать, что идея классовой борьбы, ставшая весьма популярной в XIX в. в Европе, получила здесь натуралистически-биологическое истолкование. Понятие класса было заменено понятием группы (чаще всего понимаемой как этническое и социокультурное образование), классовая борьба подменялась понятием расовой борьбы, приобретала вульгарно-материалистический характер, затушевывалась общими рассуждениями о борьбе всего живого за выживание. Вместе с тем следует отметить, что понятия "конфликт" и "группа" оказались весьма популярными для западных социологов и легли в основу многих последующих теоретических разработок.
2.2.6. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития
Человек как природно-биологическое существо, разумеется, подпадал под биологические модели осмысления его сущности, и наука до поры до времени вполне правомерно использовала эти модели для описания социальных явлений. Но во второй половине XIX в. с очевидностью стала проявляться ограниченность биологических заимствований в социологии. Поиск социального естества стал направляться в сторону более тонких структур человеческой природы. К этому времени достижения биологии и физиологии стали значительно дополняться достижениями психологии, которая интенсивно стала осваивать экспериментальные методики. На новой основе начинает строиться как психология личности, так и психология коллектива; изучаться как осознанные акты человеческой психики, так и проявления бессознательного. Ясно, что эти достижения не могли остаться вне поля зрения обществоведов: историков и социологов. С оче-
видностью происходит поворот социологической мысли от чисто биологических моделей к психике человека в разных ее проявлениях. Одной из первых попыток синтеза психологических и социологических идей явилась концепция психологического эволюционизма.
Основным ее представителем считается американский исследователь Л.Ф. Уорд (1841-1913), который в своих работах "Психологические факторы цивилизации" и "Очерки социологии" изложил идеи нового видения общественной эволюции. Природная эволюция, с точки зрения этого исследователя, совершается стихийно, бессознательно, как игра случая, социальная же эволюция основана на сознательной деятельности людей. Сознательная цель и план являются как бы скрытой пружиной социальной эволюции. Цель становится причиной действия. Для обозначения социальной эволюции вводится понятие "телезис". Природная же эволюция, по мнению автора, выражается традиционным понятием "генезис". Цель формируется как осознание первичных желаний (потребностей) человека, таких, например, как чувство голода и жажды, половые потребности, связанные с продолжением рода и т.д.
На основе простых желаний появляются более сложные, или вторичные, желания интеллектуального, морального и эстетического характера, являющиеся непосредственным побудителем социальной эволюции. Эта система усложняется по мере перехода от индивидуальных желаний к коллективным, выразителем которых становится общественная организация — государство. Во имя достижения личного счастья человек нуждается в обществе. Стремление к удовлетворению желаний, в конечном счете, является причиной появления общества. Таким образом, государство, как выразитель коллективных общественных интересов, становится основным фактором общественного развития. Но в основе этого развития лежит индивидуальная воля, способность действовать, способность людей реализовывать свои желания.
Вторым представителем этого направления (на первом этапе своего творчества) стал американский исследователь Ф.Г. Гид-дингс (1855-1931). В своих работах "Основания социологии" и "Теоретическое изучение человеческого общества" он сформулировал свое видение общественной структуры и социальной эволюции. Специфика этого видения определяется следующими основными тезисами: во-первых, человеческий организм понимается не просто как физическое или чисто биологическое начало, а
как особое целостное образование, в котором физические элементы дополняются психическими; во-вторых, сознание (психика) рассматривается не только как свойство, присущее индивиду, но и коллективу, и обществу в целом, что нашло свое отражение в понятии "сознание рода"; в-третьих, общественные явления не всегда четко осознаются и люди зачастую действуют стихийно, бессознательно, подчиняясь общим тенденциям развития.
Прежде чем говорить об эволюции, Гиддингс стремится смоделировать общее представление о структурной организации и устройстве общества, используя для этого три ключевых понятия: класс, группа, ассоциация.
Понятие класса достаточно широко использовалось в науке, которая сталкивалась с необходимостью классифицировать объекты своего изучения. Астрономия, химия, биология, геология, как, впрочем, и все остальные науки, имели ярко выраженные периоды классификации своих объектов. Поэтому и в общественных науках понятие класса имело первоначально сугубо сциентистский (классификационный) смысл (до тех пор, пока не приобрело ярко выраженный политический характер). Именно через это понятие и стремится Гиддингс рассмотреть структуру общества.
С его точки зрения общество складывается из классов. Но в отличие от марксистской трактовки этого понятия классы у Гиддингса представляют не столько экономический, сколько чисто социальный смысл. К ним он относит: класс личностей, жизненные классы и социальные классы.
Первый характеризуется индивидуальными качествами человека (физическими и психическими). Жизненные классы — это такие социальные подструктуры, которые образуются на основе врождённых задатков и способностей людей. Социальные же классы представляют собой такие образования, которые формируются в процессе социализации человека, отражая неравные способности людей к приспособлению, к выполнению тех требований, которые диктуются общностью или обществом в целом. Здесь реализуются как природные задатки человека, так и функционирование самой социальной среды, в которой формируется личность.
Важным элементом социальной структуры в концепции Гиддингса является и группа, характеризующая социальный состав населения. Группа представляет собой непосредственную социальную среду, в которой живет и функционирует человек;
именно через эту среду общество воздействует на формирование личности. Малые группы формируются на базе естественных признаков и потребностей людей. Большие группы представляют собой структурные образования, своеобразные органы социального организма, которые поглощают индивида и требуют его приспособления к себе. Особую роль в этом плане имеют этнические и национальные образования, а также государство как фактор интернационального единства, что имело особое значение для США в период сплочения американского общества и утверждения его на мировой арене.
Следующим структурообразующим элементом у Гиддингса выступает ассоциация, представляющая собой такое социальное образование, какое объединяет людей для достижения общих социальных целей. Каждая ассоциация связана с определенным видом деятельности в системе разделения труда. На уровне ассоциаций в наибольшей степени проявляется личная инициатива, творческий дух индивида. По тем примерам ассоциаций, которые приводит Гиддингс, легко распознать основные социальные институты (церковь, школа, правление, производство). Вместе с тем в них вкладывается и исторический смысл. Именно в эволюции ассоциаций и раскрывается историческая перспектива общества, т.е. общественная эволюция трактуется автором как переход от "зоогенетической ассоциации" к "антропогенетической ассоциации" и далее к "этногенетической ассоциации". При этом анализ физических аспектов постоянно сопровождается анализом соответствующих психических (сознательных) структур.
В общем виде социальная эволюция выступает в трактовке этого автора как взаимодействие сознательных мотивов, волевых действий, проявлений коллективного сознания (сознания рода) и объективно-физических сил природной и социальной среды. В концепции Гиддингса с очевидностью проступает стремление согласовать общественное и индивидуальное, структурное и функциональное в общей картине общественного развития.