Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие социальных форм в концепции Г. Зиммеля




Классиком формальной социологии считается немецкий социолог Г. Зиммель (1858-1918). В своих работах: "Философия денег", "Проблемы философии истории", "Социология. Иссле­дование форм социологии", "Философия культуры", "Мировоз­зрение" Г. Зиммель выразил свое понимание организации обще­ства и его развития через взаимодействие основных его состав­ляющих. При этом общество представляется как совокупность форм взаимодействия индивидов, человек как "общественный


атом", а культура как совокупность объективированных форм человеческого сознания.

Полагая, что социология не имеет своей собственной пред­метной области, Г. Зиммель считал, что она должна отличаться от прочих общественных наук своей методологией, специфиче­ским видением социальных явлений, выделением их общих при­знаков, которые он и определяет понятием "форма". И хотя для Г. Зиммеля "форма" — это чисто методологическое понятие, тем не менее любое понятие имеет свой онтологический, бытийный или объективный смысл. Поэтому и понятие формы у него при­обретает не только методологический, но и онтологический смысл, характеризует не только познавательные формы, но и формы ор­ганизации социальной материи, выступает как элемент социаль­ной структуры. Именно поэтому методологическая в целом кон­цепция социологии Г. Зиммеля приобретает свой онтологический смысл и включается в общий ряд рассматриваемых концепций.

Онтологический смысл учения Г. Зиммеля усиливается, когда он разъясняет смысл человеческого взаимодействия, кото­рое и лежит в основе социальных форм.

По Г. Зиммелю общество представляет собой взаимодейст­вие индивидов. Само взаимодействие есть результат определен­ных целей и влечений. Как отмечает исследователь, человеческие инстинкты, деловой интерес, религиозные и политические им­пульсы, игра и множество других мотивов побуждают человека к деятельности. Причем социологический смысл деятельности по­нимается не просто как проявление человеческой активности (например, трудовая деятельность), а как активность индивида, проявляемая им по отношению к другому индивиду. А так как последний тоже не пассивен, а проявляет определенную реакцию по отношению к первому, то действие действительно приобретает характер взаимодействия, в рамках которого и скрывается под­линный смысл социального. Поэтому социальную активность, по мнению Г. Зиммеля, следует отличать от биологической ак­тивности и биологических форм проявления жизни. Он пишет, что голод, жажда, любовь, труд, религиозность, техника, плоды искусства и другие результаты человеческого разума не являются в собственном смысле слова общественными. Таковыми они ста­новятся лишь тогда, когда преобразуют изолированное сущест­вование индивидов в определенные формы совместного сущест­вования, в рамках которых осуществляется их взаимодействие.


Таким образом, взаимодействие есть как бы жизненное со­держание, жизненная материя социальных явлений, которые по ряду общих признаков фуппируются в общие классы, или, как их называет автор, формы.

Г. Зиммель не ставил перед собой цель дать строгую клас^ сификацию социальных форм, но ряд таких форм можно выде­лить, опираясь на те характеристики, которые дает автор каждой из анализируемых им форм. Таковыми являются: господство, подчинение, солидарность, соперничество, разделение труда, на­личие политических объединений и т.д. Как полагал этот иссле­дователь, социальные формы возникают, воспроизводятся и ви­доизменяются, наполняясь соответствующим содержанием в раз­личного рода фуппах, организациях и институтах. К последним он относит: семью, государство, религиозные, экономические, политические объединения и т.д. Таким образом, под формой у Г. Зиммеля выступает не группа, организация или институт, а именно особый вид взаимодействия. Поэтому можно сказать, что наряду с уже используемыми в социологии понятиями дей­ствия, взаимодействия, индивида, фуппы, организации, инсти­тута, Г. Зиммель ввел понятие формы как некоего особого эле­мента социальной сфуктуры, специфика которого и должна вы­ражать специфику социального, к чему, в принципе, стремились все теоретики социологии.

В своих работах Г. Зиммель выделяет фи основные класса социальных форм: 1) социальные процессы; 2) социальные типы; 3) модели социального изменения и развития.

К социальным процессам относятся такие социальные яв­ления, как господство, подчинение, соревнование, примирение, конфликт, мода и т.д. Динамизм, как главная характеристика процесса, позволяет проследить основные этапы его зарождения, становления, зрелости и разложения, что и определяет значи­мость этого типа форм для социологического исследования. Ав­тор подробно анализирует их на примере развития моды.

Под социальным типом у автора выступают различные фуппы людей, различающиеся по своему характеру и социаль­ному положению. К таковым Г. Зиммель относит: циника, бед­няка, аристократа, кокетку и т.д. По аналогии этот ряд можно было бы продолжать до бесконечности. Специфика функцио­нирования данной формы определяется тем, что каждый член фуппы одновременно причисляет себя к родственному содру­жеству и в то же время стремится преодолеть эту привязанность в силу своих личностных характеристик и стремления к свободе.


Третья разновидность социальной формы "модели развития" характеризует взаимоотношения между групповыми и личными интересами. Как полагал Г. Зиммель, по мере роста численности группы члены ее становятся все менее похожими друг на друга. Индивидуализация членов групп ведет к ослаблению ее сплочен­ности и единства. В конце концов, это приводит к замене одной формы другой. Так, большая патриархальная семья, где индиви­дуальность растворена в коллективном, за счет усиления инди­видуальности сменяется нуклеарной семьей; кровно родственная организация сменяется гражданским обществом с характерной для него индивидуальной ответственностью и т.д.

В качестве самостоятельных форм рассматриваются также такие явления, как обмен, подражание, поведение толпы, эко­номические, правовые и политические организации, политико-правовые режимы, а также формы общественного сознания: нау­ка, искусство, религия в их перерожденной форме и поэтому называемые "игровыми формами".

Таким образом, не абстрагируясь от уже наработанных в социологии понятий, Г. Зиммель попытался выработать их но­вое теоретическое осмысление, на базе специфически интер­претируемого понятия формы (не следует забывать, что этим понятием пользовались философы еще со времен античности). Именно "форма социации", по Г. Зиммелю, и должна стать под­линным предметом социологии.

Представляя собой оригинальную трактовку социальной структуры, в которой по-своему реализуются индивидуальные и коллективистские признаки социального бытия, его структурные и динамические характеристики, новая теория стремилась, с од­ной стороны, преодолеть социологический реализм органических концепций, а с другой стороны, — ограниченность индивидуаль­но-психологических концепций, делающих упор на инстинкты и другие подсознательные акты. Г. Зиммель пытался утвердить ту мысль, что общество (социальность) — это не просто сумма-тивная общность людей, наделенных биологическими и психо­логическими признаками, а особый тип взаимодействия людей. На этой основе он утверждал, что социология должна иметь де­ло с коллективными феноменами, которые не сводятся к психике или биологии отдельно взятого человека. С этого момента поня­тия действия и взаимодействия становятся определяющими при выяснении сущности социального и процессов его изменения. Однако общее истолкование структуры социума и его прогресса,


предложенное этим ученым, удовлетворяло отнюдь не всех ис­следователей, которые продолжали выдвигать все новые и новые модели структурной организации общества, его функциониро­вания и перспектив развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2279 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.