Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественно-политическая и философская мысль в Беларуси




 

Во время расширения идей Просвещения особое значение приобрело развитие просвещения. Школьное образование на рубеже XVII–XVIII вв. все еще оставалось в руках католической и униатской церквей. Большинство школ принадлежало иезуитам. Кроме иезуитов с конца XVII в. в Беларуси имели свои школы базыльяне, пияры, доминиканцы и др. Преподавание велось на латинском языке, традиционными предметами для обучения являлись грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Виленская иезуитская академия, которая имела статус университета. С 1781 г. академия называлась Главной школой ВКЛ. Высокий уровень образования обеспечивали иезуитские коллегиумы.

Особо следует рассмотреть роль школьной реформы 70-х гг. XVIII в., при этом нужно учесть, что до сер. XVIII в. система образования, сложившаяся в предыдущий период, перестала соответствовать возросшим требованиям общественного развития. С 40-х гг. XVIII в. начались изменения в системе школьного образования. Молодежь Беларуси могла получить более светское, чем раньше, образование. Этому содействовала реформа пиярских школ, которая проводилась под руководством С. Канарского. Реформа поколебала монополию иезуитов в области образования, ввела в школы польский язык, значительное внимание придала общественно-этическим, природоведческим наукам, воспитанию умственных способностей учеников.

Наиболее радикальным шагом в области просвещения была школьная реформа, осуществленная Эдукационной комиссией – учреждением по управлению народным образованием в Речи Посполитой, основанным сеймом в 1773 г. Это первое в Европе министерство народного образования. Эдукационная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Она сделала ряд шагов, революционных для своего времени, и, прежде всего, отменила преподавание религии в рамках школьных программ. Из школы изгонялись схоластика и пустое заучивание. Большое значение придавалось изучению физики, математики, природоведения, нравственности, физическому воспитанию. Проведению реформы способствовал роспуск в 1773 г. Папой Римским ордена иезуитов, в руках которых на протяжении XVII–XVIII вв. фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы в распоряжение Эдукационной комиссии.

В 1783 г. комиссия утвердила статут для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа ВКЛ (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным учебным центром в княжестве. Ее ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одляницкого, который, занимая эту должность около 20 лет, провел в школе реформу и придал ей почти светский характер.

Среднюю ступень образования составляли окружные и подокружные школы. Низшей ступенью должны были стать приходские училища, открытие которых предусматривалось в местечках и городах.

Результатом реформы было увеличение количества начальных и средних школ в Беларуси, а также создание светской и государственной системы образования. На белорусских землях комиссия открыла 20 своих школ.

Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах в 70-е годы XVIII в. меценатом А. Тизенгаузом. Это были первые в истории Речи Посполитой профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обучались преимущественно дети крепостных крестьян.

Рассматривая проблему развития литературы, следует иметь в виду, что белорусская литература вт. пол. XVII–XVIII вв. имела переходный характер, в ней происходил сложный процесс перехода средневековых идей и художественных форм к идеям и формам Нового времени. Литература становилась все более светской и демократичной. Отмирали одни жанры (летописи, полемическая и житийная проза, панегирические стихотворения) и рождались новые (песенно-интимная лирика, гуманистическая и пародийно-сатирическая поэзия, интермедия, комедия). Древний книжный белорусский язык постепенно сменялся новым литературным языком, который уже опирался преимущественно на живую разговорную речь. Однако, поскольку отсутствовали возможности печататься, литература оставалась преимущественно рукописной и анонимной.

В развитии белорусской литературы переходного периода выделяются два этапа. На первом этапе (вт. пол. XVII – пер. треть XVIII вв.) ведущим художественным направлением (стилем) было барокко. Оно развивалось под влиянием польской и украинской литератур. Отдельные черты этого стиля можно найти в полемической прозе, религиозно-философской поэзии на белорусском, польском, латинском и старославянском языках, а также в школьной драме и аллегорически-сатирической прозе. Человек в них показывался уже как существо раздвоенное, внутренне противоречивое, наделенное самыми разнообразными добротами и пороками. В отличие от гармоничного человека Ренессанса он выглядел более реальным и земным.

Характерной особенностью развития белорусской прозы рассматриваемого периода был кризис традиционных жанров, появление светских произведений нового типа – юмористических и развлекательных. Одним из таких произведений была «Речь Мелешки». Авторство и точное время ее написания еще не определены исследователями. Своим острием «Речь Мелешки» направлена против того положения, в котором оказалось ВКЛ после Люблинской унии 1569 г. Автор осуждает захват польскими феодалами украинских земель и белорусского Подляшья и выступает против засилья польских магнатов и шляхты на белорусских землях. Он одновременно осуждает и белорусскую шляхту, которая своим поведением способствовала польским магнатам в полонизации родного края. Писатель обличает слепое перенимание белорусской шляхтой польских обычаев и нравов, погоню за всем иноземным.

Очень близким по своей идейной направленности и художественным приемам к «Речи Мелешки» является «Послание к Обуховичу». В нем автор осуждает предательство, жадность, аморальность польской и местной белорусской шляхты.

Большую историко-литературную ценность представляет собой и оригинальная хроника, составленная в кон. XVII – пер. пол. XVIII вв. жителями Могилева – купеческим старостой Трофимом Суртой и начальником городской канцелярии Юрием Трубницким. В ней описываются яркие события жизни города 1526–1746 гг., а также события того времени, имеющие важное значение в жизни белорусского и других народов Европы.

С переходным периодом связаны и первые шаги в становлении белорусской драматургии. Она была представлена комическими интермедиями к школьным драмам, которые ставились в стенах местных иезуитских коллегий. В отличие от школьных драм, создаваемых на латинском языке и посвященных сюжетам из Библии, интермедии писались на более понятном зрителю белорусском языке, а их сюжеты брались из окружающей действительности. Их главным героем был крестьянин – белорус, под маской простонародности которого скрывалась натура умная, сообразительная. Неслучайно некоторые интермедии, созданные в это время, прочно вошли в народный фольклор.

С интермедиями было тесно связано возникновение в Беларуси нового драматургического жанра – комедии. Первым шагом в этом направлении явилась многоактная «Вакханалия» (1725 г.), в которой наряду с греческим мудрецом Диогеном и польскими панами действует «русин» Василь и его слуга Селивон, говорящие на сочном белорусском языке.

Наличие двух тенденций, связанных с древней и новой литературой, наиболее отчетливо проявилось в поэзии. В переходный период продолжало развиваться традиционное силлабическое стихосложение на древнебелорусском и старославянском языках. Одновременно зарождалась и успешно развивалась светская лирика, особенно песенно-любовная.

Наиболее известным представителем поэзии того времени был Симеон Полоцкий. Он родился в Полоцке в семье купца, был широко образованным для своего времени человеком. Учился в местной братской школе, а затем в Киево-Могилянской коллегии и иезуитской академии в Вильно. Работал в Полоцке учителем братской школы. Весной 1664 г. он навсегда поселился в Москве, где развернул активную литературную, педагогическую и издательскую деятельность. С. Полоцкий создал Устав славяно-греко-латинской академии – первого в России высшего учебного учреждения. Ему было поручено воспитание будущего царя Петра I. Он возглавил кремлевскую типографию, где было издано много книг, в т. ч. «Букварь», а также произведения самого автора – стихотворный «Псалтырь» и др. В его произведениях проявлялись элементы рационализма. Природу он трактовал, как книгу, которую человек познает рационально, а не только как божье творение. В 1690 г. его книги были запрещены, как еретические.

В 40–50-е гг. XVIII в. белорусская литература вступила в особый период своего развития. Утонченное барокко сменилось неоклассицизмом и сентиментализмом. Эти два литературных направления эпохи Просвещения отчетливо проявились в многоязычной литературе Беларуси. Произведения на белорусском языке, к сожалению, занимали в ней еще меньшее место, чем во времена барокко. Литературные произведения в это время писались, в основном, на польском языке. Единственным произведением на белорусском языке, дошедшим до нашего времени, является сборник анекдотов «Торба смеха».

В процессе изучения обозначенного вопроса следует остановиться на проблеме развития архитектуры и живописи. В этой связи необходимо отметить, что господствующим стилем в архитектуре Беларуси вт. пол. XVII – пер. пол. XVIII вв. было барокко. В русле европейского барокко развивалась монументальная светская и церковная архитектура ВКЛ. Основателем нового барочного стиля был итальянский архитектор Джованни Бернардони, который на средства Н. Радзивилла Сиротки в конце XVI в. построил в Несвиже первый в Центральной и Восточной Европе барочный костел. Архитектурное барокко, органически связанное с местными влияниями и традициями, наиболее отчетливо воплотилось в строительстве католических и униатских храмов.

Наибольшего расцвета в это время достигла барочная скульптура. Она украшала магнатские дворцы и костелы многочисленных католических орденов в Беларуси. Именно в скульптуре того времени отчетливо проявилась главная тенденция процесса восприятия белорусским искусством достижений мировой культуры – творческая переработка европейских традиций на местной основе, развитие локальных особенностей.

В пер. пол. XVII в. сложился своеобразный тип так называемого «виленского барокко», которое характеризуется, по мнению исследователей, романо-византийским влиянием, богатой фасадной пластикой, пропорциями сооружений. Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я. К. Глаубица, который много лет работал в Беларуси. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спасская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др.

Следует отметить, что в 60–70-х гг. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль – классицизм, характеризующийся монументальностью форм, симметричностью планировки, синтезом архитектурных, живописных и скульптурных элементов. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове, построены и реконструированы ратуши и торговые ряды в Минске, Витебске. Чечерске. Впервые в Беларуси начала вестись типовая жилищная застройка: городская – в Гродно и сельская – в Ворнянах Ошмянского уезда.

В тесной связи с архитектурой развивалось изобразительное искусство. Эстетические принципы барокко проникали в различные его виды. Фрески, настенные росписи церквей, иконопись нередко отходили от канонических узоров, становились более яркими, экспрессивными. В них отражались черты самобытного реалистического искусства.

В XVII–XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.

Еще на одну проблему нужно обратить внимание при изучении данного вопроса – театральное искусство. Театральная жизнь на рубеже XVII–XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным – батлейкой. Действовали театры, прежде всего, при иезуитских учебных заведениях.

Во вт. пол. XVIII в. в Беларуси произошло становление профессионального театра. Уникальным явлением истории культуры Беларуси стали крепостные театры второй половины XVIII в. Они удовлетворяли потребности магнатов, но актерами в них была молодежь из числа крепостных крестьян.

Первый в Беларуси крепостной театр был основан еще в 40-е гг. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматическая, оперная и балетная труппы. В 70-е годы XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Беларуси стал слонимский двор великого литовского гетмана М. Огинского, дяди известного композитора Михаила Клеофаса Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег – в Ружанах и Деречине, Радзивиллов – в Слуцке, Зорича – в Шклове, Чернышева – в Чечерске, Тышкевичей – в Свислочи.

Магнаты приглашали в свои театры местных и западноевропейских профессионалов, выдающихся мастеров театрального искусства.

Высокий профессиональный уровень магнатских театров обеспечивался также хорошо налаженным театральным образованием. В балетных и музыкальных школах Слуцка, Слонима, Несвижа, Гродно, Шклова дети мещан и крепостных крестьян учились у профессиональных педагогов сценическому мастерству, танцам, пению, владению музыкальными инструментами.

Профессиональный уровень крепостных театров позволял им иметь богатый и разнообразный репертуар. Здесь ставились оперы, балеты, трагедии, комедии, в т. ч. Ж. Мольера, Ф. Вольтера, звучала музыка В. Глюка, И. Гайдна, И. Баха и др.

Крепостной театр Беларуси был уже явлением светского искусства. Именно стремление к духовному и эстетическому раскрепощению составляло магистральное направление развития искусства и литературы Беларуси эпохи Просвещения.

Особенность развития общественно-политической мысли Беларуси в период господства схоластики заключалась в том, что новые философские и научные идеи возникали, главным образом, в недрах самой схоластики, а не вне ее, как это было в западноевропейских странах. Наиболее известными схоластами того времени были В. Тылковский, А. Кмитиц, А. Кярсницкий и др. Однако господство схоластики не было нераздельным. Широкую известность получили атеистические взгляды К. Лыщинского. Оставив орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», в котором утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Философ отрицал бессмертие души и провозглашал разум высшим авторитетом в вопросах познания. Католические инквизиторы жестоко расправились с белорусским мыслителем. В 1689 г. он был сожжен на костре в Варшаве.

Развитие научных идей в Беларуси того времени было ограничено рамками изучаемых школьных дисциплин. До конца XVIII в. наука развивалась благодаря труду и подвижничеству ученых-одиночек. Среди них – Казимир Семенович, издавший в 1656 г. в Амстердаме книгу «Великое искусство артиллерии», которая многократно переиздавалась. Он первым в мировой науке создал проект многоступенчатой ракеты.

Расширению научных знаний способствовала книгоиздательская, просветительская деятельность уроженца Беларуси Ильи Копиевича. Он жил в Амстердаме, позже Петром I был приглашен на работу в Москву. Там И. Копиевич издал более 20 учебников по грамматике, риторике и др. Он был первым в этом деле в России. С помощью его книг русские люди могли познакомиться с достижениями, богатством европейской науки и культуры.

Говоря о развитии философской мысли, нужно подчеркнуть, что во вт. пол. XVIII в. происходит процесс постепенного освобождения философии и природоведения от средневековой теологии и схоластики. Об этом свидетельствует творчество известных мыслителей Казимира Нарбута, Бенедикта Добшевича. Истоки экспериментального природоведения в Беларуси связаны с деятельностью видных ученых Ж. Жилибера и Г. Форстера. Интересное наследие оставил астроном и просветитель Мартин Почобут-Одляницкий. Он стал одним из организаторов и директором Виленской обсерватории. За заслуги в природоведении М. Почобут-Одляницкий избирался членом-корреспондентом Парижской академии наук и Лондонского астрономического товарищества. Долгое время он работал ректором реорганизованной в главную школу ВКЛ Виленской иезуитской академии. Ряд трактатов на белорусском, польском и латинском языках по философии, экономике, эстетике принадлежит известному просветителю и меценату, последнему канцлеру ВКЛ И. Хрептовичу. Широкую известность имела его библиотека в Щорсах. Имя белорусского просветителя хорошо знали в европейских странах. Признанным специалистом в области ботаники и зоологии был С. Юндил. Он стал одним из первых исследователей растительности в Беларуси, написал книгу «Описание растений в провинции Великого княжества Литовского».

Во вт. пол. XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей В. Вольтера. Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделяющие просветительские идеи французов. Сторонниками физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, период XVII–XVIII вв. стал периодом значительного и разнообразного развития культуры Беларуси.

Контрольные вопросы

1 Расскажите о ходе военных действий на территории Беларуси во время Северной войны. Какую цель преследовала в этой войне Россия?

2 Каким образом государственный и политический строй речи Посполитой содействовал всевластию магнатов и шляхты? В чем сущность права «либерум вета»? Каким было положение короля и великого князя?

3 Почему иноземные государства могли вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой?

4 В каком состоянии находился религиозный вопрос в Речи Посполитой?

5 Охарактеризуйте изменения, которые произошли в политической жизни в государстве в 60-е гг. XVIII в.

6 Каковы причины и результаты первого раздела Речи Посполитой?

7 Какие реформы были проведены между первым и вторым разделами Речи Посполитой?

8 Дайте оценку Конституции 3 мая 1791 г. Какие основные положения содержала Конституция 3 мая 1791 г.?

9 Какие события происходили во время войны за Конституцию 3 мая на территории Беларуси?

10 Назовите причины, цели, движущие силы восстания 1794 г. Что вы знаете о Т. Костюшко?

11 Какие события восстания под руководством Т. Костюшко происходили в Беларуси? Чем закончилось восстание и почему?

12 Как проходил третий раздел Речи Посполитой? Какие территории получили государства – участники раздела?

13 Докажите, что развитие белорусской культуры во вт. пол. XVII–XVIII вв. проходило в чрезвычайно неблагоприятных исторических условиях.

14 Какими чертами определялось развитие культуры?

15 В чем значение деятельности Эдукационной комиссии?

16 Как проходил переход в литературе от средневековых идей и форм к идеям и формам Нового времени? Охарактеризуйте основные типы развития белорусской литературы во вт. пол. XVII–XVIII вв.?

17 Какие изменения произошли в архитектуре и изобразительном искусстве Беларуси на протяжении вт. пол. XVII–XVIII вв.?

18 Какие основные достижения в развитии общественно-политической и философской мысли вт. пол. XVII–XVIII вв. вы можете отметить?

19 Проведите сравнительный анализ развития культуры Беларуси во вт. пол. XVII – нач. XVIII в. и вт. пол. XVIII в.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абецедарский, Л. С. Белоруссия и Россия: очерки русско-белорусских связей вт. пол. XVII в. / Л. С. Абецедарский. – Мн.: Вышэйшая школа, 1978. – 255 с.

Абэцэдарскi, Л. С. У святле неабвержных фактаў / Л. С. Абэцэдарскi. – Мн., 1969. – 112 с.

Алексеев, В. П. История первобытного общества: учеб. для вузов / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – 5-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 1999. – 318 с.

Алексеев, Л. В. Полоцкая земля: очерки истории Северной Белоруссии в IX–XIII вв. / Л. В. Алексеев. – М.: Наука, 1966. – 296 с.

Алексеев, Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв.: очерки истории Смоленщины и Восточной Беларуси / Л. В. Алексеев. – М.: Наука, 1980. – 261 с.

Анiшчанка, Я. К. Беларусь у часы Кацярыны II (1772–1796) / Я. К. Анiшчанка; пад рэд. У. А. Сосна. – Мн.: Веды, 1998. – 212 с.

Арлоў, У. Еўфрасiння Полацкая / У. Арлоў. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1992. – 220 с.

Археалогiя Беларусi: у 4 т. – Мн.: Беларуская навука, 1997–2001.

Археалогiя i нумiзматыка Беларусi: энцыклапедыя. – Мн., 1993. – 702 с.

Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн.: БелЭН, 1993. – 620 с.

Асвета i педагагiчная думка Беларусi: са старажытных часоў да 1917 года. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 464 с.

Асветнiкi зямлi Беларускай: энцыклапедычны даведнiк. – Мн.: БелЭН, 2001. – 496 с.

Барыс, С. Хрысцiянская царква: структура, iерархiя, унутранае жыцце / С. Барыс, Я. Матусевiч // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1997. – № 2. – С. 163–182.

Беларусазнаўства: навучальны дапаможнiк. – Мн.: Завiгар, 1998. – 285 с.

Беларускiя летапiсы i хронiкi. – Мн.: Беларускі кнiгазбор, 1997. – 432 с.

Беларусь на мяжы тысячагоддзяў – Мн., 2000. – 432 с.

Белоруссия в эпоху феодализма: сб. док. и мат. В 4 т. Т. 1–4. – Мн.: Наука и техника, 1959–1979.

Бирилло, А. А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве в кон. XVI – сер. XVIII вв. / А. А. Бирилло. – Мн.: Изд-во БГУ, 1971. – 180 с.

Бiч, М. Аб нацыянальнай канцэпцыi i гiстарычнай адукацыi ў Рэспублiцы Беларусь / М. Бiч // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 1. – С. 15–24.

Блинова, Т. Б. Иезуиты в Белоруссии / Т. Б. Блинова. – Мн.: Беларусь, 1990. – 110 с.

Быкаў, У. Эканамiчныя прычыны феадальнай раздробленасцi Старажытнай Русi / У. Быкаў // Беларускi гістарычны часопiс. – 1997. – № 4. – С. 34–41.

Вiшнеўскi, А. Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: вучэб. дапаможнiк / А. Ф. Вiшнеўскi. – Мн.: Экаперспектыва, 2000. – 319 с.

Вiшнеўскi, А. Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi ў дакументах і матэрыялах: вучэб. дапаможнiк / А. Ф. Вiшнеўскi, Я. А. Юхо. – 2-е выд. – Мн.: Акадэмiя МУС РБ, 2003. – 320 с.

Галенчанка, Г. Я. Францыск Скарына – беларускi i ўсходнеславянскi першадрукар / Г. Я. Галенчанка. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 280 с.

Галко, В. Кiрыла Тураўскi i яго спадчына / В. Галко // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 3. – С. 29–34.

Гiстарычная навука i гiстарычная адукацыя ў Рэспублiцы Беларусь (новыя канцэпцыi i падыходы). У 2 ч. Ч. I. Гісторыя Беларусі. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1994. – 277 с.

Гiсторыя Беларусi. У 6 т. Т. 1–4. – Мн.: Экаперспектыва, 2000–2004.

Гiсторыя Беларусi. У 2 ч. Ч. I. Ад старажытных часоў – па люты 1917 г.: вучэб. дапаможнiк / пад рэд. Я. К. Новiка. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 416 с.

Гiсторыя Беларусi. У 2 ч. Ч. I. Са старажытных часоў да канца XVIII ст.: курс лекцый / I. П. Крэнь [і інш.]. – Мн.: РIВШ БДУ, 2000. – 656 с.

Гiсторыя Беларусi ў кантэксце еўрапейскай цывiлiзацыі: дапаможнiк / У. Р. Казлякоў [i iнш.]; пад. рэд. Л. В. Лойкi. – Мн.: ТАА «ЦІПР», 2003. – 348 с.

Гiсторыя Беларускай ССР. У 5 т. Т. 1. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1972. – 631 с.

Гicторыя беларускага мастацтва. У 6 т. Т. 1–2. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1987–1988.

Гiсторыя беларускага тэатра. У 3 т. Т. 1. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1983. – 496 с.

Гiсторыя беларускай дакастрычнiцкай лiтаратуры. У 2 т. Т. 1. З старажытных часоў да канца XVIII ст. – Мн.: Навука і тэхнiка, 1968. – 446 с.

Гiсторыя беларускай лiтаратуры. Старажытны перыяд: вучэб. дапаможнiк / пад рэд. М. А. Лазарука, А. А. Семяновiча. – 4-е выд. – Мн.: Вышэйшая школа, 1998. – 351 с.

Гiсторыя сялянства Беларусi. У 3 т. Т. 1. Гiсторыя сялянства Беларусi ад старажытнасцi да 1861 г. / Я. К. Анiшчанка [і інш.]; пад рэд. В. І. Мялешкi. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – 431 с.

Голенченко, Г. Я. Идейные и культурные связи восточнославянских народов в XVI – сер. XVII вв. / Г. Я. Голенченко. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1989. – 283 с.

Голубеў, В. Вялiкая аграрная рэформа XVI ст. / В. Голубеў // Спадчына. – 1993. – № 4. – С. 65–78.

Голубеў, В. Ф. Сялянскае землеўладанне i землекарыстанне на Беларусi: XVI–XVIII ст.ст. / В. Ф. Голубеў. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 176 с.

Греков, И. Б. Очерки истории международных отношений Восточной Европы XIV–XVI вв. / И. Б. Греков. – М.: Изд-во восточной литературы, 1963. – 374 с.

Гринблат, М. Я. Белорусы: очерки происхождения и этнической истории / М. Я. Гринблат. – Мн., 1968. – 287 с.

Грыцкевiч, А. Гiсторыя геапалiтыкi Беларусi / А. Грыцкевiч // Спадчына. – 1994. – № 1. – С. 85–43; № 3. – С. 39–51.

Грыцкевiч, А. Паўстанне 1794: перадумовы, ход і вынiкi / А. Грыцкевiч // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1994. – № 1. – С. 39–47.

Грицкевич, А. П. Социальная борьба горожан Белоруссии XVI–XVIII вв. / А. П. Грицкевич. – Мн.: Навука і тэхнiка, 1979. – 152 с.

Грицкевич, А. П. Частновладельческие города Белоруссии в XVI–XVIII вв. / А. П. Грицкевич. – Мн.: Наука и техника, 1975. – 248 с.

Дзмiтрачкоў, П. Ф. Беларусь у складзе Вялiкага княства Лiтоўскага (др. пал. XIII – пер. пал. ХVII ст.ст). / П. Ф. Дзмiтрачкоў. – Магiлеў, 1997. – 162 с.

Дзмiтрачкоў, П. Знешнепалiтычныя ўмовы развiцця беларускiх зямель. Барацьба з iншаземнымi захопнiкамi (IX – пер. пал. XIII ст.) / П. Дзмiтрачкоў // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1995. – № 4. – С. 136–150.

Длугош, Я. Грюнвальдская битва / Я. Длугош. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 214 с.

Дорошевич, Э. К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии / Э. К. Дорошевич. – Мн.: Навука і тэхніка, 1971. – 244 с.

Доўнар, Т. Фармiраванне права Вялiкага княства Лiтоўскага (XV–XVI ст.ст.) / Т. Доўнар // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1996. – № 4. – С. 21–31.

Доўнар-Запольскi, М. В. Асновы дзяржаўнасцi Беларусi / М. В. Доўнар-Запольскi. – Мн.: ВПП Дзяржэкакомплана Рэспублiкi Беларусь, 1994. – 23 с.

Доўнар-Запольскi, М. В. Гiсторыя Беларусi / М. В. Доўнар-Запольскi. – Мн.: БелЭН, 1994. – 510 с.

Дубянецкі, Э. С. Сусветная культура: ад старажытнасці да нашых дзен / Э. С. Дубянецкі. – Мн.: БелЭН, 2001. – 240 с.

Думин, С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) / С. В. Думин // История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России XIX – нач. ХХ вв. / сост. С. В. Мироненко. – М.: Политиздат, 1991. – С. 76–126.

Ермаловiч, М. Па слядах аднаго мiфа / М. Ермаловiч. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 96 с.

Ермаловiч, М. Старажытная Беларусь: Вiленскi перыяд / М. Ермаловiч. – Мн.: ВЦ «Бацькаўшчына», 1994. – 91 с.

Ермаловiч, М. I. Старажытная Беларусь: Полацкi i навагародскi перыяды / М. I. Ермаловiч. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1990. – 366 с.

Загарульскi, Э. М. Заходняя Русь IX–XIII ст.ст.: вучэб. дапаможнiк / Э. М. Загарульскi. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 240 с.

Загорульский, Э. М. Возникновение Минска / Э. М. Загорульский. – Мн.: Изд-во БГУ, 1982. – 346 с.

Загорульский, Э. М. Древняя история Белоруссии. Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.) / Э. М. Загорульский. – Мн.: Изд-во БГУ, 1977. – 134 с.

Запруднiк, Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях / Я. Запруднiк. – Мн.: ВЦ «Бацькаўшчына», 1996. – 326 с.

Зверуго, Я. Г. Верхнее Понемонье в IX–XIII вв. / Я. Г. Зверуго. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1989. – 208 с.

З гiсторыi ўнiяцтва ў Беларусi (да 400-годдзя Брэсцкай унii) / пад рэд. М. В. Бiча, П. А. Лойкi. – Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. – 134 с.

Iванова, Л. С. Рэфармацыя на Беларусi ў др. пал. XVI – пер. пал. XVII ст.ст. / Л. С. Iванова // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1997. – № 2. – С. 54– 72.

Игнатенко, А. П. Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией (вт. пол. XVII–XVIII вв.) / А. П. Игнатенко. – Мн.: Изд-во БГУ, 1974. – 190 с.

Игнатенко, А. П. Ремесленное производство в городах Белоруссии в XVII–XVIII вв. / А. П. Игнатенко. – Мн.: Изд-во БГУ, 1974. – 190 с.

Iгнатоўскi, У. М. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi / У. М. Iгнатоўскi. – Мн.: Беларусь, 1991. – 190 с.

Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Беларуси. Дооктябрьский период. – Мн.: Наука и техника, 1977. – 279 с.

Iканапiс Беларусi XV–XVIII ст.ст. / аўтар тэксту i склад. Н. Ф. Высоцкая. – Мн.: Беларусь, 1992. – 231 с.

Iмя твае Белая Русь / уклад. Г. М. Сагановiч. – Мн.: Полымя, 1991. – 319 с.

Iоў, А. Берасцейская зямля ў X–XIII ст.ст. / А. Iоў // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1994. – № 2. – С. 20–23.

Iоў, А. Турава-Пінскае княства ў X–XII ст.ст. / А. Iоў // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 3. – С. 11–18.

История белорусской дооктябрьской литературы. – М.: Наука и техника, 1977. – 639 с.

История БССР: учеб. пособие / под ред. В. В. Чепко, А. П. Игнатенко. Ч. 1. – Мн.: Изд-во БГУ, 1981. – 328 с.

История Европы. В 8 т. – М., 1993–1994.

Казлоў, Л. Беларусь на сямi рубяжах // Л. Казлоў, А. Цiтоў. – Мн.: Беларусь, 1993. – 70 с.

Калечыц, Е. Г. Першыя людзi на зямлi Беларусi / Е. Г. Калечыц. – Мн.: Беларусь, 1997. – 70 с.

Капыскi, З. Беларуская веска i яе насельнiцтва ў кан. XVI – пер. пал. XVII ст.ст. / З. Капыскi, Б. Капыскi // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 2. – С. 42–47.

Капыскi, З. Беларускi селянiн на гарадскiм торгу ў кан. XVI – пер. пал. XVII ст.ст. / З. Капыскi, Б. Капыскi // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1994. – № 3. – С. 47–52.

Карский, Е. Ф. Белорусы. В 3 т. Т. 1. Введение в изучение языка и народной словесности / Е. Ф. Карский. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2006. – 656 с.

Касцюк, М. П. Нарысы гiсторыi Беларусi. У 2 ч. Ч. 1. / М. П. Касцюк, У. Ф. Iсаенка, Г. Ф. Штыхаў. – Мн.: Беларусь, 1994. – 527 с.

Киев и западные земли Руси в IX–XIII в. – Мн.: Наука и техника, 1982. – 127 с.

Кнiга жыцiй i хаджэнняў. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1994. – 503 с.

Ковкель, И. И. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени / И. И. Ковкель, Э. С. Ярмусик. – Мн.: АВЕРСЭВ, 2005. – 604 с.

Козловский, П. Г. Землевладение и землепользование в Белоруссии в XVIII – пер. пол. XIX вв. / П. Г. Козловский. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 206 с.

Козловский, П. Г. Магнатское хозяйство Белоруссии во вт. пол. XVIII в. / П. Г. Козловский. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1974. – 182 с.

Копысский, З. Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI – пер. пол. XVII вв. / З. Ю. Копысский. – Мн.: Наука и техника, 1975. – 191 с.

Копысский, З. Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии в XVI – пер. пол. XVII вв. / З. Ю. Копысский. – Мн.: Наука и техника, 1966. – 227 с.

Коробушкина, Т. М. Землевладение на территории Белоруссии в X–XIII вв. / Т. М. Коробушкина. – Мн.: Наука и техника, 1979. – 120 с.

Короткий, В. Г. Творческий путь Мелетия Смотрицкого / В. Г. Короткий. – Мн.: Наука и техника, 1987. – 190 с.

Коршунов, А. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество / А. Коршунов. – Мн.: Наука и техника, 1965. – 183 с.

Коўкель, I. I. Гicторыя Беларусi. У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоў да пачатку XIX ст.: вучэб. дапаможнiк / I. I. Коўкель [і iнш]. – Гродна, 1994. – 264 с.

Краўцэвiч, А. К. Гарады i замкi беларускага Панямоння XIV–XVIII ст.ст.: планiроўка (культурны слой) / А. К. Краўцэвiч. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 171 c.

Краўцэвiч, А. К. Стварэнне Вялiкага княства Лiтоўскага / А. К. Краўцэвiч. – М.: Беларуская навука, 1998. – 208 с.

Краўцэвiч, А. К. Фармiраванне канцэпцыi генезiсу ВКЛ у польскай гiстарыяграфii / А. К. Краўцэвiч // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1998. – № 1. – С. 47–54.

Крыжовы шлях: дапаможнiк для вывучаючых гiсторыю Беларусi. – Мн.: Згода, 1993. – 240 с.

Ксензов, В. П. Палеолит и мезолит Белорусского Поднепровья / В. П. Ксензов. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 131 с.

Лабынцаў, Ю. А. Пачатае Скарынам: Беларуская друкаваная лiтаратура эпохi Рэнесансу / Ю. А. Лабынцаў. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1990. – 333 с.

Лазука, Б. А. Гiсторыя мастацтваў / Б. А. Лазука. – Мн.: Беларусь, 2003. – 399 с.

Ластоўскi, Ю. Кароткая гiсторыя Беларусi / Ю. Ластоўскi. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1992. – 126 с.

Лойка, П. А. Прыватнаўласнiцкiя сяляне Беларусi: эвалюцыя феадальнай рэнты ў др. пал. XVI–XVIII ст.ст. / П. А. Лойка. – Мн.: Навука і тэхнiка, 1991. – 112 с.

Лысенко, П. Ф. Берестье / П. Ф. Лысенко. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1985. – 399 с.

Лысенко, П. Ф. Города Туровской земли / П. Ф. Лысенко. – Мн.: Наука и техника, 1974. – 200 с.

Лысенко, П. Ф. Дреговичи / П. Ф. Лысенко. – Мн: Навука i тэхнiка, 1991. – 242 с.

Лыч, Л. Гiсторыя культуры Беларусi / Л. Лыч, У. Навiцкi. – Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. – 453 с.

Лютый, А. М. Генезис капитализма в промышленности Белоруссии (вт. пол. XVIII – пер. пол. XIX вв.) / А. М. Лютый. – Мн.: Наука и техника, 1991. – 194 с.

Лютый, А. М. Социально-экономическое развитие городов Белоруссии в кон. XVIII – пер. пол. XIX вв. / А. М. Лютый. – Мн.: Наука и техника, 1987. – 179 с.

Макушников, О. А. В поисках древнего Гомеля / О. А. Макушников. – Гомель, 1994. – 64 с.

Мальдзiс, А. Беларусь у люстэрку мемуарнай лiтаратуры XVIII ст.: нарысы быту і звычаяў / А. Мальдзiс. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1982. – 256 с.

Мальдзiс, А. На скрыжаваннi славянскiх традыцый: Лiтаратура Беларусi пераходнага перыяду (др. пал. XVII–XVIII ст.ст.) / А. Мальдзiс. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1980. – 352 с.

Мальцев, А. Н. Россия и Белоруссия в середине VII в. / А. Н. Мальцев. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – 255 с.

Мараш, Я. Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569–1795 гг.) / Я. Н. Мараш. – Мн.: Вышэйшая школа, 1971. – 272 с.

Мараш, Я. Н. Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви / Я. Н. Мараш. – Мн.: Вышэйшая школа, 1969. – 218 с.

Мараш, Я. Н. Очерки истории экспансии католической церкви в Белоруссии XVIII в. / Я. Н. Мараш. – Мн.: Вышэйшая школа, 1974. – 288 с.

Марзалюк, І. А. Гісторыя рэлігіі Беларусі (X–XVIII ст.ст.) / І. А. Марзалюк. – Магілеў, 1997.

Марозава, С. В. Унiяцкая царква ў этнакультурным развiццi Беларусi: вучэб. дапаможнiк / С. В. Марозава. – Гродна, 1996. – 111 с.

Мартос, А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / А. Мартос. – Мн.: Белорусский экзархат, 1990. – 100 с.

Марцуль, Г. С. Гiсторыя Беларусi: насельнiцтва, фармiраванне i вызначэнне этнiчных i дзяржаўна-адмiнiстратыўных межаў, беларускае замежжа: вучэб. дапаможнiк / Г. С. Марцуль, М. С. Сташкевiч. – Мн.: БДУ, 1997. – 132 с.

Масленицина, И. Радзивиллы – Несвижские короли / И. Масленицина, Н. Богодяж. – Мн.: Изд-во «Триоль», 1997. – 224 с.

Маслянiцына, I. Слава i няслаўе / I. Маслянiцына, Н. Багадзяж. – Мн.: Народная асвета, 1995. – 255 с.

Матарас, В. Органы ўлады i кiравання ў ВКЛ (XIV–XVI ст.ст.) / В. Матарас // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2000. – № 3. – С. 22–27.

Мелешко, В. И. Классовая борьба в белорусской деревне во вт. пол. XVII–XVIII вв. / В. И. Мелешко. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 254 с.

Мелешко, В. И. Могилев в XVI – сер. XVII вв. / В. И. Мелешко. – Мн.: Навука i технiка, 1988. – 264 с.

Мелешко, В. И. Очерки аграрной истории Восточной Белоруссии (вт. пол. XVII – XVIII вв.) / В. И. Мелешко. – Мн.: Наука и техника, 1975. – 247 с.

Мельнiкаў, А. А. Кiрыл, епiскап Тураўскi: Жыцце. Спадчына. Светапогляд / А. А. Мельнiкаў. – Мн.: Бел. навука, 1997. – 462.

Митрофанов, А. Г. Железный век средней Беларуси (VII–VI вв. до н. э. – VIII в. н. э.) / А. Г. Митрофанов. – Мн.: Наука и техника, 1978. – 160 с.

Мiхайлоўская, Л. Тэўтонскi ордэн у еўрапейскiх палiтычных адносiнах кан. XIV – пер. трэцi XV ст.ст. / Л. Мiхайлоўская // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 3. – С. 76–81.

Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн.: БелЭН, 1995. – 671 с.

Мялешка, В. Беларусь у кан. XV – сяр. XVI ст.ст. / В. Мялешка, З. Капыскi, П. Лойка // Скарына i яго эпоха – Мн., 1990. – С. 10–70.

Насевiч, В. Л. Пачаткi Вялiкага княства Лiтоўскага: Падзеi i асобы / В. Л. Насевiч. – Мн.: Полымя, 1993. – 160 с.

На скрыжаваннi думак: вучоныя аб «белых плямах» гiсторыi Беларусi. – Мн.: Беларусь, 1990. – 119 с.

Немировский, Е. Л. Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорусского просветителя / Е. Л. Немировский. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1990. – 597 с.

Нiкалаеў, М. Палата кнiгапiсання. Рукапiсная кнiга на Беларусi ў X–XVIII ст.ст. / М. Нiкалаеў. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 1993. – 239 с.

Оргиш, В. П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства / В. П. Оргиш. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 147 с.

Орлов, В. А. Тайны полоцкой истории / В. А. Орлов. – Мн.: Беларусь, 1995. – 478 с.

Падокшын, С. А. Унiя. Дзяржаўнасць. Культура. (Фiласофска-гiстарычны аналiз) / C. А. Падокшын. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 111 с.

Падокшын, С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага / С. А. Падокшын. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1990. – 285 с.

Пашкевiч, У. ВКЛ у Паўночнай вайне (1700–1721 гг.) / У. Пашкевiч // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1995. – № 3. – С. 163–171.

Пашуто, В. Т. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В. Т. Пашуто, Г. Н. Флоря, А. Л. Хорошкевич. – М.: Наука, 1982. – 264 с.

Пашуто, В. Т. Образование Литовского государства / В. Т. Пашуто. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 530 с.

Пилипенко, М. Ф. Возникновение Белоруссии. Новая концепция / М. Ф. Пилипенко. – Мн.: Беларусь, 1991. – 143 с.

Пичета, В. И. Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 545 с.

Пичета, В. И. Белоруссия и Литва XV–XVI вв. / В. И. Пичета. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 810 с.

Подокшин, О. А. Полоцк: исторический очерк / О. А. Подокшин. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1987. – 320 с.

Подокшин, О. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (вт. пол. ХVI – нач. XVII вв.) / О. А. Подокшин. – Мн.: Наука и техника, 1970. – 224 с.

Прокошина, Е. С. Казимир Лыщинский / Е. С. Прокошина, В. Ф. Шалькевич. – Мн.: Беларусь, 1986. – 94 с.

Прыбытка, Г. Барацьба магнацкiх груповак у др. пал. XVII – пач. XVIII ст.ст. / Г. Прыбытка // Спадчына. – 1995. – № 5. – С. 32–90.

Прыбытка, Г. Барацьба магнацкiх груповак у XVIII ст. / Г. Прыбытка // Спадчына. – 1996. – № 1. – С. 80–150.

Рогалев, А. Белая Русь и белорусы (в поисках истоков) / А. Рогалев. – Гомель, 1994. – 267 с.

Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1982. – 590 с.

Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 782 с.

Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 607 с.

Рыер, Я. Г. Развiцце сярэдневяковай вескi на тэрыторыi Беларусi i ў суседнiх землях: вучэб. дапаможнiк / Я. Г. Рыер. – Магілеў, 1990. – 72 с.

Саверчанка, I. Anrea mediocritas. Кнiжна-пiсьмовая культура Беларусi: Адраджэнне і ранняе барока / I. Саверчанка. – Мн.: Тэхналогiя, 1998. – 319 с.

Саверчанка, I. Вялiкае княства Лiтоўскае: утварэнне дзяржавы / I. Саверчанка // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 2. – С. 11–17.

Саверчанка, I. В. Cтаражытная паэзiя Беларусi. XVI – пер. пал. ХVII ст.ст. / I. В. Саверчанка. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 254 с.

Саверчанка, I. В. Сымон Будны – гуманiст i рэфарматар / I. В. Cаверчанка. – Мн., 1993. – 223 с.

Сагановiч, Г. Нарыс гiсторыi Беларусi ад старажытнасцi да канца XVIII стагоддзя / Г. Сагановiч. – Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. – 412 с.

Сагановiч, Г. Невядомая вайна: 1654–1667 гг. / Г. Сагановiч. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1995. – 144 с.

Седов, В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В. В. Седов. – М.: Наука, 1982. – 327 с.

Селицкий, А. А. Живопись Полоцкой земли XI–XII вв. / А. А. Селицкий. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 173 с.

Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учеб. пособие для вузов / Л. И. Семенникова. – 4-е изд.– М.: Курсив, 2000. – 539 с.

Сiдарэнка, Б. «Старадубская вайна» (вайна Вялiкага княства Лiтоўскага з Маскоўскай дзяржавай 1534–1537 гг.) // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1998. – № 1. – С. 37–46.

Сiльчанка, М. У. Асноўныя этапы беларускай дзяржаўнасцi: навуч. дапаможнiк / М. У. Сiльчанка, I. А. Басюк. – Гродна, 1995. – 122 с.

Скарына i яго эпоха. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1990. – 482.

Смолiк, А. Органы ўлады i кiравання ў ВКЛ (XV–XVI ст.ст.) / А. Смолiк, С. Барыс // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1995. – № 4. – С. 161–175.

Смолiк, А. Сацыяльная структура грамадства ВКЛ (XV–XVI cт.ст.) / А. Смолiк, С. Барыс // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1996. – № 3. – С. 160–179.

Сокол, С. Ф. Политическая и правовая мысль Белоруссии ХVI – пер. пол. XVII вв. / С. Ф. Сокол. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1984. – 188 с.

Спиридонов, М. Ф. Закрепощение крестьянства Беларуси (XV–XVI вв.) / М. Ф. Спиридонов. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 223 с.

Старонкi гiсторыi Беларусi. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 158 c.

Статут ВКЛ 1588 года: Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. – Мн.: БелСЭ, 1989. – 571.

Сыны i пасынкi Беларусi. – Мн.: Полымя, 1996. – 416 с.

Тарасаў, К. Памяць пра легенды: Постацi беларускай мiнуўшчыны / К. Тарасаў. – Мн.: Полымя, 1990. – 263 с.

Тарасаў, С. Прылучэнне да хрысцiянства / С. Тарасаў // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 1. – С. 34–42.

Ткачоў, М. А. Абарончыя збудаваннi заходнiх зямель Беларусi XIII–XVIII ст.ст. / М. А. Ткачоў. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1978. – С. 144.

Ткачоў, М. Вайна Расii з Рэччу Паспалiтай 1654–1667 гг. / М. Ткачоў // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 1. – С. 83–90.

Ткачоў, М. А. Замкi Беларусi / М. А. Ткачоў. – Мн.: Полымя, 1987. – 222 с.

Ткачоў, М. А. Замкi i людзi / М. А. Ткачоў. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 182 c.

Токарев, С. А. Религия в истории народов мира. – 4-е изд. испр. и доп. / С. А. Токарев. – М.: Политиздат, 1986. – 575.

Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.

Трещенок, Я. И. История Беларуси: учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1. / Я. И. Трещенок. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 176 с.

Трусаў, А. Старонкi мураванай кнiгi: Манументальная архiтэктура эпохi феадалiзму i капiталiзму / А. Трусаў. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1990. – 192 с.

Трусов, О. А. Памятники монументального зодчества Белоруссии XI–XVII вв. / О. А. Трусов. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1988. – 160 с.

Улащик, Н. Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания / Н. Н. Улащик. – М.: Наука, 1985. – 262 с.

Урбан, П. Да пытання этнiчнай прыналежнасцi старажытных лiцьвiнаў / П. Урбан. – Мн.: ВЦ «Бацькаўщына», 1994. – 110 с.

Фiлатава, А. Тры падзелы Рэчы Паспалiтай. Крыжовы шлях: дапаможнiк для вывучаючых гiсторыю Беларусi / А. Фiлатава. – Мн.: Згода, 1993. – С. 96–117.

Филист, Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия / Г. М. Филист. – Мн.: Беларусь, 1988. – 252 с.

Философская и общественно-политическая мысль Беларуси и Литвы. Дооктябрьский период. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1987. – 336 c.

Францыск Скарына i яго час: энцыклапедычны даведнiк. – Мн.: БелСЭ, 1988. – 608 с.

Фроянов, И. Я. Города-государства Древней Руси / И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. – 269 с.

Храналогiя гiсторыi Беларусi. – Мн.: БелЭН, 1992. – 193 с.

Цвiкевiч, А. «Западноруссизм». Нарысы з гiсторыi грамадскай думкi на Беларусi ў XIX – пачатку ХХ ст.ст. / А. Цвiкевiч. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 352 с.

Церашчатава, В. В. Старажытнабеларускi манументальны жывапiс XI–XVIII ст.ст. / В. В. Церашчатава. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1985. – 183 с.

Цiтоў, А. Геральдыка беларускiх месцаў / А. Цiтоў. – Мн.: Полымя, 1998. – 287 с.

Чамярыцкi, В. А. Беларускiя летапiсы як помнiкi лiтаратуры / В. А. Чамярыцкi. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1969. – 191 с.

Чаропка, В. Iмя ў летапiсе / В. Чаропка. – Мн.: Полымя, 1994. – 559 с.

Чаропка, В. Уладары Вялiкага княства / В. Чаропка. – Мн.: Полымя, 1996. – 638 с.

Чигринов, П. Г. Очерки истории Беларуси: учеб. пособие / П. Г. Чигринов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 462 с.

Шалькевiч, В. Палiтычныя погляды Мiколы Гусоўскага / В. Шалькевiч // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1998. – № 4. – С. 16–25.

Штыхаў, Г. Вытокi беларускай дзяржаунасцi / Г. Штыхаў // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. – № 1. – С. 25–33.

Штыхаў, Г. Крывiчы / Г. Штыхаў. – Мн.: Навука i тэхнiка,1992. – 191 с.

Штыхов, Г. В. Города Полоцкой земли / Г. В. Штыхов. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1978. – 160 с.

Штыхов, Г. В. Древний Полоцк ХI–XIII вв. / Г. В. Штыхов. – Мн.: Наука и техника, 1975. – 135 с.

Шчакацiхiн, М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва / М. Шчакацiхiн. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1993. – 336 с.

Эканамiчная гiсторыя Беларусi: курс лекцый. – Мн.: Экаперспектыва, 1993. – 288 с.

Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. У 6 т. – Мн.: БелЭН, 1993–2003.

Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi. У 5 т. – Мн.: БелСЭ, 1982–1987.

Этнаграфiя Беларусаў: гiстарыяграфiя, этнагенез, этнiчная гiсторыя. – Мн.: БелЭН, 1985.

Этнаграфiя Беларусi. – Мн.: БелСЭ, 1989. – 575 с.

Юхо, Я. А. Кароткi нарыс гicторыi i права Беларусi: вучэб. дапаможнiк / Я. А. Юхо. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1992. – 270 с.

Юхо, I. А. Крынiцы беларуска-лiтоўскага права / I. А. Юхо. – Мн.: Беларусь, 1991. – 238 с.

Юхо, И. А. Правовое положение населения Белоруссии в XVI в. / И. А. Юхо. – Мн.: Изд-во БГУ, 1978. – 143 с.

Яковец, Ю. В. История цивилизаций: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Яковец. – М.: Владос, 1997. – 352 с.

 

Учебное издание

 

скрябина Людмила Семеновна

 

история беларуси

(в контексте мировых цивилизаций)

Ч а с т ь 1

С древнейших времен до конца XVIII в.

Учебно-методическое пособие

 

 

Редактор И. И. Э в е н т о в

Технический редактор В. Н. К у ч е р о в а

Корректор Н. А. Д а ш к е в и ч

 

Подписано в печать 08.05.2008 г. Формат 60 х 84 1/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 12,55. Уч.-изд. л. 14,37. Тираж 700 экз.

Зак. №. Изд. № 108.

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Белорусский государственный университет транспорта:

ЛИ № 02330 / 0133394 от 19.07.2004 г.

ЛП № 02330 / 0148780 от 30.04.2004 г.

246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.