Развитие культуры Беларуси во вт. пол. XVII–XVIII вв. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Исторические условия развития культуры Беларуси были усложнены в сер. XVII–XVIII вв. многочисленными войнами. В 1648–1651 гг. проходила казацко-крестьянская война. Она имела характер антифеодальной освободительной борьбы крестьянства и городских низов при поддержке казачьих отрядов, направленных в Беларусь из Украины гетманом Б. Хмельницким, и окончилась поражением повстанцев. Война стала началом разрушительного века в истории Беларуси. Следующая война России с Речью Посполитой 1654–1667 гг. также негативно повлияла на развитие культуры, в частности, городской и профессиональной. В результате войн во вт. пол. XVII в. белорусское население, главным образом мастера-ремесленники, принудительно переселялись в Российское государство. Большое количество жителей белорусских земель оказалось в Москве, где поселились в Мещанской слободе. На развитие культуры отрицательно повлияли события Северной войны, боевые действия которой развернулись на территории Беларуси. Во время войны были разрушены и сожжены многие белорусские города.
Следует подчеркнуть, что исторические условия развития культуры Беларуси были связаны также с усилением процесса окатоличивания. Шляхта ВКЛ, стремившаяся к «золотым шляхетским вольностям» польской шляхты, все чаще склонялась к католичеству, перенимала польскую культуру и язык. В XVII–XVIII вв. в ВКЛ господствовала полностью ополяченная белорусская шляхта. Кроме того, на белорусских землях активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Выполняя решения Тридентского собора, они жестоко преследовали православие и протестантизм.
Таким образом, во вт. пол. XVII – пер. пол. XVIII вв. продолжала свое господство идеология, которая оправдывала католическую экспансию, преследование иноверцев-диссидентов. В XVIII в. уже не действовали братские школы и типографии, кроме одной из них – Могилевской Богоявленской.
В рассматриваемый период происходит почти полная клерикализация культуры. Костел захватил монополию на образование и науку. Учебные заведения католических монашеских орденов, главным образом иезуитские коллегии, становятся основным типом школ. В основе обучения лежали теология, схоластика и латинский язык. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством.
Идеологический контроль церкви над культурой, духовной жизнью сдерживал развитие общественной и научной мысли.
Сеймовыми постановлениями 1696–1697 гг. завершилось постепенное вытеснение белорусского языка из государственного делопроизводства и официального употребления. Белорусский язык отошел в сферу бытовых отношений. Это не могло отрицательно не повлиять на развитие белорусской культуры и, в первую очередь, литературы. Белорусскоязычной оставалась преимущественно народная культура.
Говоря об условиях развития культуры в XVII–XVIII вв., необходимо также отметить, что XVIII в. был для Беларуси «местом встречи» двух культурных эпох. На смену старым представлениям идет идеология нового времени – Просвещения, с характерным для него культом просвещения, разума, науки. Возникают и новые идеалы. На смену сармату – идеалу личности прежних времен – человеку старых правил, набожному, экзальтированному, ненавистнику чужого и нового, шляхетская среда формирует новый идеал. Это человек разумный, рационалист и скептик, критик религии, открытый достижениям мировой культуры и новым ее веяниям, реформатор. Сторонники новой идеологии отдавали предпочтение художественному стилю эпохи Просвещения – классицизму, который стремился все подчинить законам разума, красоты и величественной простоты.
В славянских странах, в т. ч. и Беларуси, Просвещение в отличие от западноевропейского имело ряд отличительных черт. Философия Просвещения не приобрела такого решительного революционного и материалистического характера, как в Западной Европе. Отличительной чертой Просвещения в Беларуси было то, что его носителями были не представители буржуазии, а прогрессивные круги шляхты и духовенства. Тем не менее, несмотря на эти отличия, славянское, в т. ч. белорусское, Просвещение было тесно связано с западноевропейским. Славянских и западноевропейских просветителей объединяла вера во всемогущую силу разума, в то, что при помощи знаний можно изменить общество к лучшему.