Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние идей европейского Просвещения




 

Развитие культуры Беларуси во вт. пол. XVII–XVIII вв. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Исторические условия развития культуры Беларуси были усложнены в сер. XVII–XVIII вв. многочисленными войнами. В 1648–1651 гг. проходила казацко-крестьянская война. Она имела характер антифеодальной освободительной борьбы крестьянства и городских низов при поддержке казачьих отрядов, направленных в Беларусь из Украины гетманом Б. Хмельницким, и окончилась поражением повстанцев. Война стала началом разрушительного века в истории Беларуси. Следующая война России с Речью Посполитой 1654–1667 гг. также негативно повлияла на развитие культуры, в частности, городской и профессиональной. В результате войн во вт. пол. XVII в. белорусское население, главным образом мастера-ремесленники, принудительно переселялись в Российское государство. Большое количество жителей белорусских земель оказалось в Москве, где поселились в Мещанской слободе. На развитие культуры отрицательно повлияли события Северной войны, боевые действия которой развернулись на территории Беларуси. Во время войны были разрушены и сожжены многие белорусские города.

Следует подчеркнуть, что исторические условия развития культуры Беларуси были связаны также с усилением процесса окатоличивания. Шляхта ВКЛ, стремившаяся к «золотым шляхетским вольностям» польской шляхты, все чаще склонялась к католичеству, перенимала польскую культуру и язык. В XVII–XVIII вв. в ВКЛ господствовала полностью ополяченная белорусская шляхта. Кроме того, на белорусских землях активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Выполняя решения Тридентского собора, они жестоко преследовали православие и протестантизм.

Таким образом, во вт. пол. XVII – пер. пол. XVIII вв. продолжала свое господство идеология, которая оправдывала католическую экспансию, преследование иноверцев-диссидентов. В XVIII в. уже не действовали братские школы и типографии, кроме одной из них – Могилевской Богоявленской.

В рассматриваемый период происходит почти полная клерикализация культуры. Костел захватил монополию на образование и науку. Учебные заведения католических монашеских орденов, главным образом иезуитские коллегии, становятся основным типом школ. В основе обучения лежали теология, схоластика и латинский язык. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством.

Идеологический контроль церкви над культурой, духовной жизнью сдерживал развитие общественной и научной мысли.

Сеймовыми постановлениями 1696–1697 гг. завершилось постепенное вытеснение белорусского языка из государственного делопроизводства и официального употребления. Белорусский язык отошел в сферу бытовых отношений. Это не могло отрицательно не повлиять на развитие белорусской культуры и, в первую очередь, литературы. Белорусскоязычной оставалась преимущественно народная культура.

Говоря об условиях развития культуры в XVII–XVIII вв., необходимо также отметить, что XVIII в. был для Беларуси «местом встречи» двух культурных эпох. На смену старым представлениям идет идеология нового времени – Просвещения, с характерным для него культом просвещения, разума, науки. Возникают и новые идеалы. На смену сармату – идеалу личности прежних времен – человеку старых правил, набожному, экзальтированному, ненавистнику чужого и нового, шляхетская среда формирует новый идеал. Это человек разумный, рационалист и скептик, критик религии, открытый достижениям мировой культуры и новым ее веяниям, реформатор. Сторонники новой идеологии отдавали предпочтение художественному стилю эпохи Просвещения – классицизму, который стремился все подчинить законам разума, красоты и величественной простоты.

В славянских странах, в т. ч. и Беларуси, Просвещение в отличие от западноевропейского имело ряд отличительных черт. Философия Просвещения не приобрела такого решительного революционного и материалистического характера, как в Западной Европе. Отличительной чертой Просвещения в Беларуси было то, что его носителями были не представители буржуазии, а прогрессивные круги шляхты и духовенства. Тем не менее, несмотря на эти отличия, славянское, в т. ч. белорусское, Просвещение было тесно связано с западноевропейским. Славянских и западноевропейских просветителей объединяла вера во всемогущую силу разума, в то, что при помощи знаний можно изменить общество к лучшему.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2370 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.