Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные черты феодального строя Западной Европы к концу XI в




 

Утверждение феодального строя и странах Западной Европы в IX—XI вв. В большинстве государств Западной Европы заверша­ется процесс формирования феодальных отношений. В одних стра­нах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основ­ных чертах сложился уже в X в.; в Англии и Византии этот про­цесс завершился в основном только к концу XI в., в Германии - к началу XII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинав­ских странах. Но к концу XI в. феодальные отношения утвердились в большинстве стран Западной Европы и в Византии.

Господствует феодальная земельная собственность в виде вот­чины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хо­зяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается, эксплуата­ции с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэконо­мического принуждения. Ранее свободная сельская община пре­вращается к этому времени в зависимую общину, а традицио: ные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства.

На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. В западноевропейских странах у лично зависимых крестьян, особенно в крупных поместьях, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства. Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента была развита еще слабо.

Установление феодальных отношений в Европе в IX – XI вв. в целом привело к подъему экономики и скачку в развитии производительных сил. Развивалось ремесло, постепенно сельскохозяйственных занятий, и обмен, возрождались на новой феодальной основе пришедшие в упадок римские города, возникали новые предгородские поселения, рыночные центры, порты для морской торговли как в Южной, так и в Северной Европе.

Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство — сеньорию. По отношению к населению своих владедений феодал был не только землевладельцем, но и государем сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военныe и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X-XI вв. (в некоторых странах и поз­же) политической раздробленности.

Крестьянство. В наиболее тяжелом положении повсеместно находились лично зависимые крестьяне, в некоторых странах (на­пример, во Франции) уже в X-XI вв. составлявшие значительную часть крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебно-административном отношении и под­вергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян мож­но было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своим движимым имуществом: и то, и другое считалось собствен­ные феодала. Кроме того, зависимые крестьяне выполняли ряд унизительных повинностей и облагались платежами. В категорию таких крестьян постепенно вливались и бывшие рабы. В ряде стран этот наиболее зависимый слой именовался сервами, хотя они уже не были рабами в античном значении этого слова.

Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. В целом по Западной Европе они составляли весьма значительную часть крестьянства. Они могли более свободно распоряжаться своей движимостью, а иногда и земельным наделом с согласия феодала, однако также платили ему ренту. В некоторых в странах (Англии, Германии, на юге Франции, в Италии) сохранялся в IX – XI вв. еще небольшой слой свободных крестьян — земельных собственников аллодиального типа, зависимость которых от сеньора носила в первую очередь судебный и политический характер.

Феодалы. Феодальная иерархия. Отношения между феодалами в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли — нередко большие области — непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю его вассалы, но фактически были почти независимы: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высщу юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы, обычно тоже весь крупные землевладельцы, носившие часто название баронов был рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью.

Ниже баронов стояли более мелкие феодалы — рыцари, низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX — начале XI в. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную служ­бу своему сеньору (немецкое — Ritter, от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI—XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобре­тает более широкое значение, становится, с одной стороны, си­нонимом знатности, «благородства» по отношению к простолю­динам, с другой — принадлежности к военному сословию в отли­чие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерар­хию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоя­щему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом выше­стоящего феодала, держателем которого он сам являлся.

Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых явля­лись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала — не мой вассал».

Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до при­ходских священников). Многие из них одновременно могли быт вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, наоборот.

Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение — феод, или по-немецки лен, которое вассал держал от своего сеньора. В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением. Собственником феода считался не только его непосредственный держатель — вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом.

Передача феода вассалу – ввод во владение — носила название инвеституры Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость — принесение омажа (от французского слова 1'homme - человек), — во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называл «фуа» (по-французски — верность).

Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать ему во вред и по требованию сеньора защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определены феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях — быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.

Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обязательств конфликты на этой почве были в IX—XI вв. обычным явлением. Война считалась законным способом решения споров между феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ос­лабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира» как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего стра­дали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.

Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты среди феодалов, связывала и объединяла всех их в привилегиро­ванный слой.

Быт и нравы феодалов. Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Любимыми их развлечениями были охота, конные состязания, турниры.

В X—XI вв. Европа покрылась замками. Замок — обычное желище феодала — одновременно был крепостью, его убежишем от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной власти феодала, позволяя ему господствова над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на холме или на высоком берегу реки, откуда хорошо обозревалась окрестность и где легче обороняться от врага.

До конца X в. замки представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, в нижнем — дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и тому подобное.

Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить замки из камня, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими стенами с бойницами и башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная - «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой в цепях томились пленники — непокорные вассалы и прови­нившиеся в чем-либо крестьяне. Враг мог взять такой замок лишь в результате многомесячной осады. Мелкие феодалы, не имевшие средств для возведения столь мощных сооружений, старались укрепить жилища крепкими стенами и сторожевыми башнями.

Основным видом войск в Европе X—XI вв. становится тяжеловооруженная конница. Каждый феодал обязан был своему сеньору конной военной службой. Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинное тяжелое копье. Он ползовался также палицей и боевым топором (секирой); для защиты от врага служили кольчуга и щит, шлем с металлической решетчатой пластиной - забралом. Позже, в XII-XIII вв., появились рыцарские латы.

Проводившие всю свою жизнь в войнах, презиравшие физичекий труд феодалы, особенно светские, были невежественны' грубыми и жестокими. Выше всего они ценили физическую силу ловкость, отвагу в бою и щедрость в отношении своих слуг и вассалов, в которой видели проявление своего могущества и прирожденного благородства в отличие от презираемых «скаредных» по их мнению, мужиков и горожан. Идеализированный кодекс «рыцарского» поведения, рисующий рыцаря как благородного зг щитника слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе значительно позднее — в XII—XIII вв. Но и тогда он мало соот­ветствовал действительному облику феодала-рыцаря, оставаясь для большинства лишь недостижимым идеалом. С грубым рыцарем-варваром раннего средневековья этот идеал тем более не имел ничего общего.

Быт и повседневная жизнь крестьян. Крестьяне были к XI в. почти полностью отстранены от военной службы, что являлось призна­ком их неполноправия. Уделом их был тяжелый сельскохозяйст­венный труд, кормивший, по существу, все общество. Крестьяне жили в деревнях, расположенных часто вблизи замка, в центре которого обычно находилась церковь. Деревни в зависимости от географических условий могли быть большие и малые, кое-где, особенно в горных районах, преобладали хутора. Дома, смотря по наличию строительных материалов, могли быть деревянными или из древесных каркасов, наполненных и обмазанных глиной, ка­менными (особенно на юге); иногда это были небольшие хижи­ны или землянки.

В домах было тесно и грязно, зимой холодно. Многие дома то­пились «по-черному» или согревались с помощью открытого оча­га, часто в доме находилась и скотина, иногда на усадьбе жило несколько семей. Нередкими были неурожаи и голод, падеж ско­та и эпидемии. Особенно высока была детская смертность.

Однако и в трудной жизни крестьян были свои радости: празд­ники, многие из которых восходили к языческим временам, н были приурочены церковью к христианским праздникам — Рождества, Пасхи, Духова дня, Троицы и др. Тогда, например в дел отмечавшегося почти повсеместно в Европе весеннего празднш «Майского дерева», водились хороводы, распевались народны песни, от дома к дому ходили ряженые с «колядками». С жизнь! крестьян было связано большинство фольклорных традиций, зародившихся в раннее средневековье, а порой в еще более далеком прошлом: народные песни, пляски, сказки, пословицы, поговор В этой народной культуре проявлялась в раннее средневековье духовная жизнь неграмотного в большинстве своем крестьянства

Между замком феодала и крестьянской деревней отношения складывались противоречиво. С одной стороны, в повседневной жизни между ними существовали взаимная вражда и недоверие. Но с другой стороны, крестьяне зачастую видели в своем сеньоре покровителя и защитника от насилий других феодалов, спасались от них в стенах его замка. Там же собирались они иногда, чтобы посмотреть на рыцарские турниры, послушать заезжего жонглера (скомороха) или певца.

Большую роль в жизни крестьян играла приходская церковь, также удовлетворявшая духовные потребности крестьян, мировосприятие которых пронизывала религиозность. Но кроме того, церковь — самое крупное здание деревни — являлась для ее населения центром общественной жизни: местом собраний, хранилищем ценностей, убежищем в случае вражеских набегов.

 

 

Франция в IX-XI вв.

 

Возникновение Французского королевства. Начало Французско­му королевству положил Верденский договор 843 г., по которому Франкское государство было поделено между сыновьями Людо­вика Благочестивого (см. гл. 4). После смерти Лотаря в 855 г. его королевство распалось: старшему из его сыновей, Людовику, унас­ледовавшему императорский титул, досталось королевство Ита­лия, второму, Карлу, — Юго-Восточная Галлия, составившая ко­ролевство Прованс (в дальнейшем Бургундия, или Арелат), млад­шему, Лотарю, — области между Северным морем и Вогезами — так называемая Лотарингия (впоследствии это название закрепи­лось лишь за землями в верховьях Мааса и Мозеля). Территория бывшего Франкского государства продолжала мыслиться как об­щее достояние потомков Карла Великого, поэтому смерть кого-то из них, как правило, влекла за собой перекройку границ, временные объединения и новые разделы. Чаще всего яблоком раздора становилась Лотарингия — средоточие родовых поместий Каолингов, где своя династия не сложилась. Поделенная в 870 г. между Карлом Лысым и Людовиком Немецким по Мерсенскому договору, она вскоре была восстановлена в прежних границах и в течение нескольких десятилетий переходила из рук в руки, но в конце концов вошла в состав Восточно-Франкского королевства на правах племенного герцогства. Западно-Франкское королевство, или, как оно стало со временем называться, Франция, вернулось к границам 843 г. и оставалось в их пределах до конца XIII в.

В этническом отношении Французское королевство представляло собой довольно сложное образование. На крайнем юго-западе страны, в Гаскони, проживали баски, на крайнем северо-западе, в Бретани, — кельты, на севере, во Фландрии, — германоязычные фламандцы. В начале X в. земли в низовьях Сены захватили норманны. Остальная территория была романоязычной, но занимали ее две народности: северофранцузская и южнофранцузская, или провансальская. Условная граница между ними проходила примерно по линии Пуатье — Лион. Население Испанской марки в основном составляли близкие по языку и культуре к провансальцам предки нынешних каталонцев.

Центр политической жизни королевства традиционно находил­ся на северо-востоке страны. Постоянной столицы еще не было королевский двор переезжал с места на место, чаще всего задер­живаясь в Лане, а с конца X в. — в Париже. Управление удален­ными областями было возложено на графов (comites) и их замес­тителей — виконтов (vicecomites). До середины IX в. они остава­лись государственными чиновниками. Борясь с сепаратизмом и местничеством, Каролинги старались назначать их наместниками в районы, где у тех не было имений, и при этом почаще менять их местами, но иногда (особенно на юге) были вынуждены при­влекать к управлению и старую местную аристократию. Другим средством держать графов и виконтов в узде служили периоди­ческие наезды из центра так называемых государевых посланцев — ревизоров, третейских судей, глашатаев и т.д. Однако по мере того как графы и виконты обзаводились на вверенных им территориях вассалами и землями (в первую очередь благодаря установлению родственных связей с местной знатью), они все больше превра­щались из простых исполнителей монаршей воли в наделенных публичной властью феодалов. Постепенное врастание их в фор­мирующиеся на местах феодальные структуры, наряду с расши­ряющейся практикой раздачи иммунитетных привилегий, затруд­няло деятельность государевых посланцев, подрывало основы той относительно централизованной государственности, которая су­ществовала при Карле Великом и Людовике Благочестивом.

Отправляясь в 877 г. в поход за Альпы, Карл Лысый был вы­нужден согласиться на то, чтобы должности и другие бенефиции тех его вассалов, которые не вернутся из похода, наследовали их сыновья. Закрепивший это решение Кьерсийский капитулярии оказался важным шагом на пути признания наследственного характера государственных должностей и других государевых пожа­лований. Принцип наследственности бенефициев (принятие которого знаменовало превращение их в феоды) утверждался посте­пенно и стал само собой разумеющимся лишь к концу X в.

С конца IX в. династия Каролингов правила лишь номинально. Реальная власть находилась в этот период в руках кого-либо из наиболее влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графа Парижского из рода Робертинов, отличившихся в борьбе с норманнами. С пресечением в 987 г. династии Каролингов магнаты возвели на трон представителя именно этого рода, к тому времени также несколько утратившего былое могущество, — Гуго Капета (такое прозвище было ему дано по названию излюбленного головного убора). Его потомки — Капетинги — правили страной до 1848 г. (с перерывами в конце XVIII — начале XIX в.). Политическая чехарда, вызывавшая помимо всего прочего нарушение вассально-ленных обязательств, слабость и нерадивость большинства преемников Карла Лысого (ум. в 877 г.) немало содейстствовали падению авторитета королевской власти. Смена ди­настии нанесла ему новый удар, поскольку во многих районах, особенно на юге, Капетинги были признаны далеко не сразу, а главное, формально.

Наиболее сильными центробежные тенденции были в окраин­ных районах с нероманским в большинстве своем населением. Неудивительно поэтому, что уже в начале X в. Гасконь (состав­лявшая в дальнейшем одно целое с Гиенью), Бретань, Норман­дия, в меньшей степени Бургундия оказались фактически незави­симыми. Особый статус этих земель получил отражение в титулатуре их правителей — герцогов. С властью короля всерьез считались только на северо-востоке, но и здесь ему противостояло несколь­ко крупных вассалов, из которых по крайней мере двое — графы Фландрии и Шампани — были сильнее своего сеньора.

Суверенные права Гуго Капета и его ближайших преемников — Роберта Благочестивого (996-1031), Генриха I (1031-1060) и Фи­нта I (1060—1108) — на деле ограничивались их собственным леном — небольшой и до начала XII в. почти не увеличившейся территорией между Парижем и Орлеаном, получившей впоследствии название Иль-де-Франс — «Остров Франции». За пределами домена их власть признавалась лишь постольку, поскольку выступали как сюзерены, т.е. верховные сеньоры, возглавлявшие феодальную иерархию. Король улаживал конфликты между вассалами, в случае их гибели опекал их несовершеннолетних детей, предводительствовал на войне. В остальном крупные синьоры были вполне самостоятельны: вершили суд, чеканили монету, собирали в свою пользу налоги, затевали частные войны, открыто вступали в контакт с другими монархами и их вассалами, тем более что международные отношения строились на лично-сеньориальной основе. Вмешательству короля в свои внутренние дела они решительно противились, напоминая, что именно они возвели Капетингов на престол.

Социально-экономическое развитие. В истории Франции на IX—XI вв. приходится заключительный этап процесса феодализации. В начале этого периода в стране имелось еще много крестьян, не находившихся в какой-либо зависимости от частных лиц и подчинявшихся непосредственно короне. Не менее важно, что значительная часть крестьян, уже оказавшихся на положении держателей, еще не попала в полную зависимость к своим сеньорам и в политическом, судебном, административном отношении продолжала оставаться свободной. Вместе с тем возрастало число крестьян, находившихся в лично-наследственной зависимости, сервов и колонов, а также жителей иммунитетных территорий.

К исходу XI в. на фоне прогрессирующего ослабления королев­ской власти крупные сеньоры уже утрачивали способность управ­лять своими обширными владениями централизованно. На мес­тах стал возникать своего рода вакуум власти; в этих условиях значительная часть публичных прав и полномочий перешла к се­ньорам средней руки — владельцам нескольких, а то и одного, замка. Не случайно именно со второй половины IX в. и особенно в X—XI вв. в обстановке непрекращающихся междоусобиц и пе­риодических вторжений норманнов, арабов и венгров во Фран­ции возникает множество хорошо укрепленных замков. Этот про­цесс, более или менее общий для всей Юго-Западной Европы, получил в специальной литературе последних лет наименование инкастелламенто (буквально — «озамкование»). Владельцы зам­ков — шателены — понемногу сосредоточили в своих руках судебно-административную власть над окрестным сельским насе­лением, жившим как бы «в тени» их господствовавших над окру­гой замков. В результате все жители округи, будь они в личной либо поземельной зависимости от данного или какого-нибудь другого феодала или нет, становились его «людьми» в судебно-административном отношении. Поскольку это подчинение выражалось прежде всего в определенных поборах и службах (постой­ной, посыльной, строительной и т.д.), по форме мало или вовсе не отличавшихся от обычных феодальных повинностей, несшие их крестьяне постепенно оказывались фактически на положении плательщиков ренты, правда, не очень обременительной. Для по земельно- и лично зависимых крестьян установление судебно-административной зависимости обернулось утратой всех или почти всех остававшихся у них гражданских прав и ощутимым усилением феодальной эксплуатации.

Таким образом, к концу рассматриваемого периода практически все французское крестьянство стало феодально зависимым. Несмотря на это, и в социально-экономическом, и в социально-правовом отношении оно не представляло собой чего-то единого. Общественное положение и уровень эксплуатации конкретного крестьянина определялись целым рядом факторов: размерами, состоянием и юридическим статусом той земли, на которой этот крестьянин сидел, его происхождением, формой (или формами) зависимости, связывавшей его с господином, договорными обязательствами, если таковые имели место, местными обычаями и пр. Встречающиеся в источниках этого времени термины «серв», «виллан», «колон», «свободный» и другие отражают лишь наиболее общие, притом не очень четкие, различия социального характера.

В условиях феодальной раздробленности унификация правово­го статуса крестьянства всей страны и даже отдельного герцогства или графства была невозможна. Не существовало и такой поли­тической силы, которая была бы способна надолго и на деле за­крепить статус даже сравнительно небольших групп крестьянско­го населения, обнаруживавших тенденцию к расслоению и соци­альной трансформации. Поэтому, несмотря на известное сходство в положении наиболее угнетенной и бесправной части (составлявшей, кстати, меньшинство) французского крестьянства этой эпохи — сервов — и восточноевропейского крестьянства XVI— XVIII вв., называть сервов крепостными некорректно. Различны­ми были не только исторические условия, породившие серваж и крепостничество, но и сами эти социальные категории по суще­ству. Серв XI и следующих столетий обычно все-таки не был так принижен, как крепостной, был более свободен в хозяйственных занятиях, в передвижении, в семейных отношениях.

И все же можно говорить о явном усилении феодальной зависимости и уровня эксплуатации французского крестьянства в IX - Х1 вв. Наиболее драматично этот процесс протекал на севере страны, где на рубеже X-XI вв. происходят два крупных крестьянских восстания (в 997 г. в Нормандии, в 1024 г. в Бретани), направленных как раз против установления сеньориальных порядков в их классической, предусматривающей сочетание различных видов зависимости, форме. Таким образом, наблюдалось сближение различных групп трудящегося населения, из которых одни улучшали свой статус, другие — большинство — ухудшали.

 

 

Италия в VIII-X вв.

Полическое развитие. Последняя крупная волна варварских нашествий в Европе пришлась на Италию. К концу VI в. значительную часть ее территории (Северная и Средняя Италия, на юге - Сполето и Беневент) завоевали лангобарды, составлявшие основное ядро широкого племенного союза. Южная Италия, а также Римский дукат и Равеннский экзархат остались владения­ми Византии, победившей в середине VI в. остготских правите­лей, но не сумевшей оказать решительного сопротивления вторжению в 568 г. новых варваров. Возникшее в результате их завое­вания Лангобардское королевство просуществовало до 70-х годов VIII в., когда было захвачено франками Карла Великого.

При лангобардах вся территория королевства была разделена на герцогства, в которых сосредоточивалась административная, су­дебная и военная власть, что создавало условия для сепаратизма и усиления позиций отдельных герцогов. Лангобардские короли (их короновали «железной короной») сделали столицей г. Павию. Они предпринимали постоянные усилия для обуздания самовлас­тья герцогов и стремились расширить свои владения, в частности присоединить к ним Римский дукат и Равеннский экзархат, со­вершали завоевательные походы в Южную Италию. Лангобардские короли не преуспели, однако, в осуществлении главной цели своей политики — объединении страны, что стало одной из при­чин победы Карла Великого. Не способствовала единству Лангобардского королевства и политико-правовая неоднородность его населения. Привилегированный слой составляли лангобарды, ко­торые жили, как правило, компактными поселениями, где дейст­вовало лангобардское обычное право, зафиксированное в Эдикте Ротари (643 г.) и в законах последующих королей, в частности, в постановлениях Лиутпранда середины VIII в. Подвластное ланго­бардам коренное население Италии оставалось в сфере действия римского права. Отсутствовало в королевстве и религиозное един­ство — принявшие в свое время арианство лангобарды не спеши­ли переходить в католичество: многое здесь зависело от позиций герцогов, использовавших исповедальные различия в своих по­литических целях.

Франкское завоевание 774 г. включило Лангобардское королев­ство в состав обширного европейского государства, с 800 г. — империи, но не принесло Италии политического единства. В цент­ре Апеннинского полуострова в 756 г. возникло Папское государ­ство, или Папская область. Южная Италия (Апулия, Калабрия, Сицилия и ряд других территорий) оставалась под властью Ви­зантии. Карл Великий изменил территориально-административ­ное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были об­разованы 20 графств, отданных в управление представителям франкской знати. В IX в. в городах, являвшихся центрами епи­скопских диоцезов (при франках католичество утвердилось повсеместно), судебно-административные и фискальные функции переходили постепенно в руки епископов и избиравшихся из го­рожан скабинов, выполнявших преимущественно судебные обя­занности. Контроль за деятельностью графов (в пограничных мар­ках — маркграфов) и епископов осуществляли «императорские посланцы». Однако и при Каролингах процесс децентрализации власти усиливался, поскольку широко практиковалась раздача иммунитетных прав епископам и светским лицам. Иммунитетные территории выходили из юрисдикции графов.

Политическая раздробленность Италии не была преодолена и после распада империи Карла Великого, хотя по Верденскому договору 843 г. она обрела статус независимого королевства. С конца IX в. титул короля Италии постоянно оспаривали предста­вители франкской знати. Непрочность верховной власти позво­лила венграм совершить в первой половине X в. ряд грабитель­ских набегов на страну. Юг Италии подвергался частым нападениям арабов (сарацин), к концу IX в. овладевших Сицилией.

С середины X в. Северная и Средняя Италия становятся объек­том притязаний со стороны германских королей. Сопротивление местного населения их завоевательной политике делало позиции императорской власти достаточно эфемерными. Более прочным оказывалось владычество графов, маркграфов и высшего духовен­ства — епископов, архиепископов, аббатов. Хотя формально мно­гие земли Северной и Средней Италии вошли в состав империи, реальную силу императоры обретали лишь в то время, когда на­ходились здесь со своим войском. Военные походы в Италию стали в XI—XII вв. одним из важных направлений политики герман­ской империи, причем особенно привлекательными для ее пра­вителей становились быстро развивавшиеся и богатевшие итальян­ские города.

Формирование феодальных отношений. В Италии складывание феодальных отношений происходило в VIII-IX в. в процессе син­теза романских и германских элементов, путем взаимовлияния порядков, характерных для местного римского населения и при­внесенных варварами. В Лангобардском королевстве этот процесс протекал достаточно медленно и был ускорен франкским завое­ванием.

В раннее средневековье в Италии шло два встречных процесса. С одной стороны, происходили изменения в хозяйственной системе, утвердившейся во владениях римской знати, которая основывалась на труде сервов, колонов и либертинов. Главной тенденцией здесь стало наделение землей сервов и других непо­средственных производителей, расширение их экономической самостоятельности и снижение нормы эксплуатации. Стирали различия в социальном статусе разных категорий работников, превращавшихся в прикрепленных к наделу зависимых крестьян. В то же время среди римского населения сохранялась прослойка мелких свободных собственников земли, самостоятельно ведущих свое хозяйство.

С другой стороны, в лангобардскую эпоху на землях, занятых варварами, существовали порядки, характерные для разлагавше­гося родоплеменного строя. Большая семья (у лангобардов — фара) обладавшая правами на пахотный надел, который обрабатывался сообща ее членами, постепенно дробилась на малые индивиду­альные семьи, получавшие права на землю. С возникновением у лангобардов аллода стал заметно расти в VIII в. слой свободных мелких собственников, близких по своему хозяйственному поло­жению к римским посессорам. Дифференциация в их среде вела к возникновению свободных арендаторов — либелляриев, полу­чавших землю по договору (либелла) в наследственное пользова­ние с широкими правами распоряжения наделом и фиксирован­ной рентой (денежный чинш или часть урожая). Число либелля­риев росло и за счет сервов и колонов, обретавших, как правило, за выкуп личную свободу.

В IX-X вв. либеллярии и другие наследственные держатели (эмфитевты, прекаристы) составляли в Северной и Средней Ита­лии широкую прослойку мелких держателей, постепенно оказы­вавшихся в разных формах личной зависимости от земельных собственников. Эта тенденция наметилась еще в пору франкско­го господства, когда раздавались иммунитеты и бенефиции, бы­стро превращавшиеся в наследственные феоды. Складывавшаяся в VIII— IX вв. феодальная вотчина, в том числе на церковных и монастырских землях, отличалась незначительными размерами до­мена — в ней преобладали наделы, обрабатывавшиеся либелляриями, колонами, сервами, либертинами, которые оказывались не только поземельно, но и лично зависимыми от вотчинника. Слой крупных земельных собственников составляли потомки римской знати, лангобардская верхушка (герцоги и королевские чиновники), представители франкской знати. Обширные вотчины возникали и на церковных и монастырских землях — при франках позиции католической церкви заметно усилились. Некоторые монастыри — Боббио, Фарфа, Монтекассино и др. — уже в IX в. стали крупнейшими земельными собственниками.

В Южной Италии, лишь частично затронутой лангобардским завоеванием, процесс феодализации шел медленнее, чем в центральных и северных областях полуострова. В раннее средневековье здесь продолжали господствовать хозяйственные порядки, сложившиеся еще в позднеримскую эпоху. Основную массу рабочей силы в поместьях составляли сервы и колоны. Сохранялся и слой мелких посессоров. Политика Византии была направлена в целом на консервацию существующей социально-экономической системы, некоторые изменения в статусе рабов и колонов все же про­исходили. В рамках этой политики проводилась и греческая колонизация в Калабрии и приморских городах Южной Италии - сюда переселялись византийские чиновники и разные категории трудового люда, причем рабы часто получали свободу. Арендные отношения получили распространение в X— XI вв. и сопровожда­лись установлением личной зависимости арендаторов от собст­венников. Феодальный уклад сформировался в Южной Италии на столетие позже, чем в Средней и Северной Италии, к концу X в., и стал итогом трансформации преимущественно позднеримской хозяйственной системы. Наметившиеся в раннее средневе­ковье различные пути и темпы складывания феодализма в Южной Италии и остальной части страны сохранились и в последующие столетия его эволюции, в пору его наиболее полного развития.

Рост городов. Важной особенностью истории Италии в отличие от других стран Европы был рано обозначившийся процесс оживления городской жизни. Уже в VIII в. постепенно восстанавливались города, разрушенные в эпоху варварских завоеваний или пришедшие в запустение в первые столетия средневековья в связи с общей натурализацией экономики страны. Но даже в этих условиях многие античные города Италии продолжали существовать в своем прежнем качестве торгово-ремесленных центров, хотя масштабы товарного производства и их торговые связи резко сократились. Именно в таких центрах, как Милан, Верона, Болонья, Рим и другие, имел место прямой континуитет от античного города к средневековому. Многие итальянские города и поныне сохраняют римскую планировку центральных улиц и площадей.

В VIII - IX вв. возникали и новые городские поселения, часто на перекрестках торговых дорог или путей пилигримов, по берегам рек и в морских бухтах. Складывались постоянные рынки внутри страны, расширялись торговые связи со странами Европы, Африки, Ближнего Востока, чему весьма способствовало выгодное географическое положение Италии. В начальную пору подъема городов благоприятно сказывалась на их росте королевская политика покровительства купцам и ремесленникам в фискальных целях. В IX в. интенсивностью экономической жизни отличались многие города Северной и Средней Италии — Асти, Милан, Верона, Пьяченца, Равенна, Лукка. Крупным центром была Павия, остававшаяся столицей до начала XI в. На побережье Тирренско­го моря в X в. формировались крупные порты - Генуя, Пиза, Амальфи, имевшие широкие торговые связи с Испанией, Туни­сом, Египтом, Византией. Пиза и Генуя обретали силу и в борьбе с морскими набегами арабов, обосновавшихся на о. Сицилия: со­здавался флот, способный отразить угрозу пиратского разбоя и даже перейти в контрнаступление. Важным торговым посредни­ком между Востоком и Западом был г. Бари, главный центр ви­зантийских владений в Южной Италии.

В Восточном Средиземноморье сильным конкурентом Пизы и Генуи стала Венеция, основанная в V в. на островах в устье р.По и богатевшая на посреднической торговле и экспорте добывав­шейся в лагуне соли. Крупные портовые города вели активную торговлю не только на внешних рынках, но и внутри страны, во­влекая в международный товарооборот сельскохозяйственную продукцию (зерно, вино, оливковое масло) и изделия ремеслен­ников (оружие, ткани, стекло и др.). Несмотря на размах посреднической торговли, главной основой богатства многих итальян­ских городов было интенсивное развитие в них товарного ремес­ленного производства и рано наметившаяся в нем специализация. Так, Милан уже в X в. стал центром оружейного дела, Павия сла­вилась выделкой кож, Лукка — изготовлением тонких сукон, Ве­неция — изделиями из стекла. В ряде городов Южной Италии впервые в Европе началось изготовление шелковых тканей на местном сырье — в деревнях стали выращивать тутового шелкопряда. Позже шелкоткацкое производство было организовано в Лукке и Венеции. В каждом городе формировался свой набор ре­месел — и тех, что были необходимы для жизни самого города (продовольственные товары, одежда и т.д.), и тех, что работали преимущественно на экспорт. Вывозили сукна, шелк, льняные ткани, ювелирные изделия, кожаную продукцию и ряд других то­варов. В раннее средневековье город имел и сельскохозяйствен­ный облик — его ближайшая округа (контадо), а порой и терри­тория внутри городских стен включали принадлежащие горожа­нам сады, виноградники, пахотные участки, обеспечивающие их продовольствием, а иногда и сырьем. Позже, в XI—XIII вв., ита­льянский город оказал огромное влияние на развитие сельского хозяйства и социальную структуру деревни, что во многом обу­словило специфику феодальных отношений в стране. Высокая степень урбанизации стала характерной чертой Италии уже к концу раннего средневековья. Обилие развитых городов — важный фак­тор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 635 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.