Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Испания в VIII — середине XI в




 

Мусульманское завоевание Испании. К концу VII в. арабы завершили покорение византийских владений в Северной Африке, и в 709 г. их первый отряд высадился на территории Вестготского королевства. Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки — берберы, незадолго до того приняв­шие ислам. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Вестгот­ское войско значительно превосходило врага численно, однако потерпело сокрушительное поражение в первой же крупной бит­ве; к 714г. сдались все крупные крепости королевства. Арабы и берберы (в христианском мире их обычно называли маврами) за­хватили вестготские владения и к северу от Пиренеев, однако их продвижение в глубь Франкского королевства было остановлено Карлом Мартеллом.

Слабость Вестготского королевства была обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. Крестьянство бьио отягощено повинностями и государственны­ми налогами; знать вела ожесточенную борьбу за престол, по­скольку принцип наследования королевской власти здесь так и не утвердился; огромное влияние католической церкви вызывало недовольство части светской знати, а также проживавших в стра­не ариан и иудеев. Поэтому основная масса населения довольно безразлично отнеслась к вторжению арабов, а некоторые представители господствующей верхушки (например, архиепископ Севильи) даже помогали им. Серьезное сопротивление мавры встретили лишь на гористом севере полуострова, где несколько позже сформировались испано-христианские государства.

Мусульманская Испания. До 755 г. мусульманская Испания (или ал-Андалус) входила в состав Дамасского халифата. Когда власть там захватили Аббасиды, представитель свергнутой династии Омейядов Абд ар-Рахман сумел утвердиться в ал-Андалусе и про­возгласил себя эмиром. Его столицей стал город Кордова. В 929 г. эмир Абд ар-Рахман III окончательно утвердил независимость арабской Испании от других исламских государств, присвоив себе титул халифа. X век был вершиной политического могущества ал-Андалуса, однако вызревавшие в это время тенденции феодаль­ной раздробленности вызвали в 1008—1031 гг. серию междоусо­биц и дворцовых переворотов, что привело к распаду халифата на несколько десятков независимых княжеств-тайф, крупнейшими из которых были Кордовская, Толедская, Севильская, Валенсийская, Сарагосская тайфы.

В экономическом отношении мусульманская Испания представ­ляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. На юге полуострова были созданы ирригационные системы, по­зволившие значительно поднять урожайность традиционных куль­тур (зерновых, винограда и др.) и начать культивирование новых (сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые овощи и фрукты). В центральных районах страны получило широкое распространение перегонное овцеводство. Значительная часть завоевателей осела и городах, которые быстро превратились в торгово-ремесленные центры. Ал-Андалус славился своими тканями, керамикой, изде­лиями из металла и кожи. Несмотря на сложные отношения с остальным исламским миром, арабская Испания активно торго­вала на Средиземном море, ее монета обращалась на огромной территории от Индии до Ирландии. Экономическое благополу­чие отличало ал-Андалус вплоть до его окончательного покоре­ния христианами в XV в., делало его города привлекательной це­лью для военных походов.

Социальный строй ал-Андалуса свидетельствует о специфичности местного варианта феодализма. В сельском хозяйстве господствовало мелкое крестьянское хозяйство при фактически полном от­сутствии домена. Не получили развития прикрепление крестьян к земле и связанные с ним тяжелые формы личной зависимости. Крестьяне, как правило, арендовали на тяжелых условиях (до 2/3 доходов с земли) участки у крупных землевладельцев (воинов, чиновников, придворных и т.п.), проживавших обычно в горо­дах, а также платили значительные налоги в казну. В отличие от других западноевропейских стран раннего средневековья плате­жи взимались главным образом деньгами.

Политическое развитие ал-Андалуса даже в период халифата с его централизованной и развитой администрацией отличалось относительной нестабильностью. Правители отдельных террито­рий, особенно окраинных, нередко добивались реальной автоно­мии от Кордовы. Постоянно вспыхивали мятежи, вызванные про­тиворечиями между племенными группировками арабов, между арабами и берберами. Непросто складывались и отношения завоевателей с местным населением. Значительная часть его приняла ислам, другая, сохранив свою религию, усвоила язык и культуру мавров (таких называли мосарабы, т.е. арабизированные). Тем не менее эти категории населения не были полноправными, часто поднимали восстания, особенно в периоды усиления му­сульманского религиозного фанатизма. Главным очагом таких восстаний был город Толедо.

Высокоразвитая городская цивилизация мусульманской Испа­нии стала базой для невиданного в раннесредневековой Западной Европе развития культуры. В светских и религиозных школах Кор­довы, Севильи, Толедо изучались право, философия, история, причем здесь учились и выходцы из христианской Европы. Биб­лиотека кордовских халифов насчитывала более 400 тыс. свитков, в том числе переводы античных и византийских авторов. Дея­тельность андалусских ученых и переводчиков сыграла большую роль в становлении европейской средневековой науки; сюжеты и художественные приемы испано-арабской литературы активно заимствовались писателями и поэтами других стран; арабская лек­сика обогатила все европейские языки, в особенности испанский и португальский.

Возникновение испано-христианских государств и начало Реконкисты. В ходе завоевательного похода 709—714 гг. арабам не уда­лось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Эти земли, заселенные кантабрами, астурами, басками[5], не смогли в свое время захватить ни римляне, ни готы, здесь почти не получили распространения процессы феодализации. Бежавшие в Астурию немногочисленные остатки вестготского войска получили поддержку местного населе­ния. В 718 г. близ местечка Ковадонга был разбит арабский отряд, посланный для ликвидации этого последнего очага сопротивле­ния. Командовал победителями Пелайо, родственник последнего готского короля; он был провозглашен первым королем Астурии.

К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами в ал-Андалусе, астурийские короли сумели захватить земли, в не­сколько раз превосходившие по площади первоначальную терри­торию государства. Часть этих земель (Галисия) была присоеди­нена, часть опустошена. На границах образовалась своеобразная заградительная полоса от арабских набегов, которая служила одно­временно земельным фондом, пригодным для колонизации и хо­зяйственного освоения (они зафиксированы в источниках уже в самом начале IX в.). Процесс возвращения и колонизации испа­но-христианскими государствами занятых мусульманами терри­торий получил названия Реконкиста (по-испански — отвоевание).

Стабильность этого процесса и его конечная победа в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских терри­торий по тем или иным причинам были заинтересованы в Рекон­кисте. Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, долж­ности в администрации покоренных областей, укрепляли свою самостоятельность по отношению к центральной власти. Церковь не только получала обширные земельные пожалования, но и учреждала в бывших мусульманских владениях новые приходы, монастыри, епископства, использовала лозунги борьбы христи­анства против ислама для усиления своего идейного и полити­ческого влияния в обществе. Победы над ал-Андалусом обогаща­ли королевскую казну, упрочивали позиции и престиж короны как внутри страны, так и на международной арене. Крестьянство стремилось найти на новых территориях облегчение от сеньори­альных и государственных повинностей, приобрести землю, еще не поглощенную феодальными вотчинами. Города, которые ос­новывались в ходе Реконкисты или заселялись христианами пос­ле отвоевания, пользовались значительными льготами. Общим для всех участников войн с маврами было стремление к захвату бога­той добычи.

Реконкиста длилась почти восемь веков и имела свои особен­ности на различных этапах истории Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселе­ние людей с юга на север, освоение внутренних районов королев­ства выходцами из разоренных войной территорий, а также эмигрантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крес­тьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты по­дошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиреней­ском полуострове сложился еще один центр Реконкисты — вла­дения франков. Хотя поход Карла Великого на Сарагосу в 778 г. не был удачным, вскоре после него франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX—X вв. здесь не образовались два небольших государства — королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

В X — начале XI в. на политической карте Испании происходят серьезные изменения. После распада империи Каролингов на тер­ритории Испанской марки образуется фактически самостоятель­ное графство — Барселонское. Астурийские короли, отвоевав у мавров несколько крупных городов к северу от реки Дуэро, пере­несли свою столицу из Овьедо в Леон. Во второй половине X в., в период наивысшего расцвета халифата, Реконкиста приостанови­лась. Мусульмане под командованием талантливого полководца аль-Мансура неоднократно опустошали как Астуро-Леонское ко­ролевство, так и Барселонское графство. Королевская власть в Леоне в это время ослабела, большое влияние в стране приобрели фафы Кастилии, сумевшие объединить прежде раздробленные 1емли на востоке страны. В 1035 г. Арагон и Кастилия стали ко­ролевствами. В 1037 г. кастильский король Фернандо I разбил леонского короля и объединил под своей властью запад хрис­тианской Испании. Таким образом, к концу 30-х годов XI в. на Пиренейском полуострове сложились: королевство Кастилия[6], Наварра и Арагон, графство Барселонское с вассальными терри­ториями и около тридцати мусульманских княжеств.

Социально-экономический и политический строй Астуро-Леонского королевства. Север Пиренейского полуострова, за исключением побережья Каталонии, былотсталой окраиной как римской, так и готской Испании. Арабское завоевание, постоянные набеги с юга также препятствовали экономическому развитию региона. До XI в. Астуро-Леонское королевство было малолюдной аграрной страной. Жители небольших, удаленных друг от друга деревень занимались возделыванием злаковых (пшеница, ячмень) и техни­ческих (лен, конопля) культур. Под влиянием Реконкисты не­обычайно широкое распространение получило скотоводство. Оно требовало меньшего количества рабочих рук, чем земледелие; в случае военной опасности стада были гораздо менее уязвимы, чем посевы; пограничные территории с их благоприятным ландшаф­том и редким населением могли успешно использоваться под паст­бища; широкое применение конницы в войнах также стимулиро­вало развитие этой отрасли хозяйства. Поскольку названные фак­торы действовали на протяжении всей Реконкисты, скотоводство долго оставалось важнейшим элементом экономики средневеко­вой Испании. Кроме того, в Астуро-Леонском королевстве полу­чили развитие промыслы (рыболовство, добыча соли), домашнее и вотчинное ремесло. Торговля была слабой.

Источниками формирования зависимого крестьянства были: дифференциация в среде свободных кантабро-баскских общин­ников; переселение на север (вместе с вотчинниками) части за­висимого населения в процессе арабского завоевания; захват сво­бодных земель внутри страны вестготской и местной знатью и подчинение живущих на них общинников; включение в феодаль­ные вотчины завоеванных территорий и их населения; испомещение на земле пленных мавров. К середине X в. в королевстве складывается система феодальных повинностей. Поземельно за­висимые крестьяне выплачивали поземельный налог, отра­батывали полевые барщины. Лично зависимые кроме того пла­тили подушную подать, поборы за право наследовать имущест­во, вступать в брак вне вотчины. Потребности Реконкисты обусловили весомую долю служб и платежей военно-адми­нистративного характера (военный налог, налоги и отработки по ремонту дорог, укреплений, мостов) в системе повинностей. Существенное значение имели поборы за пользование покосами и пастбищами.

Тем не менее, несмотря на разнообразие и обилие феодальных повинностей, в Астуро-Леонском королевстве не сложились пред­посылки для развития особенно тяжелых, жестких форм крестьян­ской зависимости. Необходимость колонизации новых земель за­ставляла вотчинников и королевскую власть предоставлять пере­селенцам льготные условия поселения, частыми были случаи бегства крестьян на свободные территории близ южной границы. В такой обстановке даже в глубинных районах страны феодалы были вынуждены смягчать эксплуатацию; серваж исчез уже к XI в. Кроме того, свободные крестьяне составляли важный источник пополнения войска, что побуждало государство заботиться о со­хранении данной категории населения. С X в. кастильские графы даже предоставляют свободным крестьянам, способным содержать боевого коня и снаряжение, некоторые привилегии, сближавшие таких крестьян (их называли кабальеро-вильяно) с низшими сло­ями господствующего класса. Свободное крестьянство пополня­лось и за счет привлечения на пустующие земли переселенцев-мосарабов из ал-Андалуса.

В состав господствующей верхушки Астуро-Леонского королев­ства входила высшая светская знать, средние и мелкие служилые феодалы (инфансоны), крупное духовенство. Феодальная вотчина здесь отличалась относительно неразвитым доменом; значительную роль в доходах феодалов помимо поземельных платежей играли поступления от военной добычи, отправления судебных и адми­нистративных должностей. Наибольшая концентрация крупного вотчинного землевладения наблюдалась в Галисии, наибольшее распространение мелкого крестьянского и вотчинного землевла­дения — в Кастилии.

Астуро-Леонское королевство было раннефеодальным государ­ством. В VIII в. король в значительной степени являлся еще воен­ным вождем, опиравшимся на вооруженную силу свободных об­щинников, лишь к X в. утвердился принцип наследования вер­ховной власти, сложилась достаточно примитивная система центральной и местной администрации (королевский совет, двор­цовые графы, судьи и графы на местах). Большую роль в военной организации наряду с феодальными дружинами продолжало играть крестьянское ополчение. Особенностью внутрифеодальных отно­шений было сравнительно слабое распространение иммунитетов, замедленное превращение бенефициев (в Испании они назывались престимониями) в феоды и постоянное укрепление королевского домена за счет включения в него отвоеванных у мавров земель. Это способствовало относительной стабильности центральной власти. Кроме того, очевидная внешняя опасность заставляла фе­одалов ограничивать сепаратистские устремления. Вследствие этого феодальная раздробленность не приводила в Испании к утрате государственного единства.

Каталония. В IX в. на территории Испанской Марки возникает несколько графств, управляемых наместниками франкских госу­дарей — графами. Наиболее сильным из них было графство Бар­селонское, где в последней четверти столетия укореняется динас­тия, основанная графом Вифридом Волосатым. После распада франкской державы Испанская Марка оказалась в составе Запад­но-Франкского королевства. Самостоятельность ее постепенно росла, и когда в 987 г. во Франции была низложена династия Каролингов, графы Испанской Марки отказались признать Гуго Капета королем. С этого времени их подчинение французской короне стало номинальным, хотя и сохранялось юридически до 1259 г. В XI в. в Испанской Марке происходит политическая кон­солидация вокруг Барселонского графства, постепенно подчинив­шего себе другие графства области. В дальнейшем за ней закреп­ляется название «Каталония», которое, как и топоним «Касти­лия», по-видимому, означает «страна замков».

Каталония также участвовала в Реконкисте, хотя и в меньшей мере, чем государства Западной Испании. Борьба шла с перемен­ным успехом. В середине X в. каталонские графства признавали вассальную зависимость от Кордовского халифата и поддержива­ли с ним интенсивные торговые связи. В 985 г. мавры неожидан­но напали на Барселону и разорили ее, но уже через два-три десятилетия инициатива перешла в руки христиан. К началу XII в. граница была отодвинута на юг, в сторону реки Эбро, а некото­рые мусульманские правители, включая эмира Сарагосы, платили графам Барселоны дань.

Колонизация новых земель способствовала постоянному попол­нению слоя крестьян-аллодистов, особенно в Южной, так назы­ваемой Новой Каталонии, где крестьяне были одновременно обязательно воинами. В Старой Каталонии также сохранялось крестьянское аллодиальное землевладение, сложившееся в ходе франкских завоеваний начала IX в. Однако здесь оно рано стало объектом притязаний со стороны светских и церковных сеньо­ров, с X в. опиравшихся на хорошо укрепленные замки, столь важные в приграничных условиях. Феодальная вотчина этого района была архаичной (вплоть до начала XI в. в ней использо­вался труд рабов) и влияние Реконкисты испытала на себе срав­нительно слабо.

В Старой Каталонии феодализация проходила быстрее, чем где бы то ни было в христианской Испании, а феодальная зависи­мость приняла наиболее тяжелые для крестьян формы. Свобода перехода крестьян из одной вотчины в другую или переселение их на новые земли существенно ограничивались, платежи взимались в большем размере, чем на западе Пиренейского полуостро­ва, и сопровождались достаточно обременительными службами, в том числе унизительного характера. В середине XI в. крестьян­ские повинности были зафиксированы в первом кодексе феодаль­ного права Каталонии (одном из древнейших в Европе) — «Бар­селонских обычаях». Центральное место в этом своде занимают статьи, регулирующие взаимоотношения в среде феодалов. Они свидетельствуют, что социально-политическое развитие в Ката­лонии совершалось примерно в том же направлении и такими же темпами, что и в Южной Франции.

Наварра и Арагон. Общественный строй Наварры и Арагона в раннее средневековье был более архаичен, чем в Астуро-Леонском королевстве и Каталонии. Этот район был очень слабо освоен рим­лянами, влияние вестготов и франков также было поверхностным. В рассматриваемый период здесь преобладало баскоязычное насе­ление, романизировавшееся очень медленно. Землевладение фео­дального типа развивалось главным образом в долинах больших рек, в горах же сохранялись свободные крестьянские общины. За­поздалым было и формирование феодальной иерархической струк­туры. Об утверждении в этих государствах феодального строя мож­но говорить не ранее, чем с середины XI в.

На рубеже Х-Х1 вв. при короле Санчо Великом Наварра со сто­лицей в Памплоне была сильным государством, подчинившем себе Арагон и Кастилию. После смерти Санчо (1035 г.) его держава распалась; Наварра, оттесненная от арабской границы своими более активными соседями, постепенно отошла от участия в Ре­конкисте. В дальнейшем ее судьба оказалась все теснее связанной с судьбой Франции. Арагон, напротив, ведет в XI в. последова­тельно наступательную политику, понемногу расширяя свои вла­дения за счет мусульманских эмиратов долины Эбро. Общность целей во внешней политике с графством Барселонским предоп­ределила слияние их в XII в. в единое государство.

 

Глава 7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2552 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.