Время со второй половины IX до конца XI в. составляет второй этап средневизантийского периода. Главное его содержание состояло в окончательном оформлении институтов средневековой монархии, которая после нового яркого расцвета вновь вступила со второй половины XI в. в полосу кризиса, достигшего апогея к 80-м годам столетия.
Византийская деревня. Наметившаяся ранее в Византии тенденция к становлению новой социально-экономической структуры и общественно-политической системы окончательно восторжествовала к концу XI в. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился.
В ходе отвоевания захваченных варварами земель, иконоборчества и подавления оппозиционных движений государство упрочило право своей собственности на земли страны, за исключением земель сельских общин и частных земельных собственников. Суть происшедших перемен в отношениях собственности состояла в том, что власти империи взяли под контроль все «бесхозные» земли, включая пустоши и неудобья. На всей территории империи господствовали три вида собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность
сельских общин на неподеленные, т.е. находившиеся в общем пользовании земли и, наконец, собственность государства (пракически все менее отличимая от императорской). Государственная собственность состояла как из имений, превращенных в доходные хозяйства (правящей семьи, благотворительных учреждений, правительственных ведомств), так и из гигантского неосвоенного фонда, который императоры использовали в качестве могущественного орудия в своей социальной и политической борьбе. Жалуя с разной степенью прав и льгот землю гражданским и военным чинам, императоры лавировали между группировками знати, стремясь упрочить трон.
Юридический статус земельной собственности являлся главным фактором, определявшим имущественные и социальные условия жизни всего византийского крестьянства. Разложение сельской общины было ускорено налоговой реформой Никифора I (802-811) явлением товарно-денежных отношений. Кроме главного поземельного налога натурой (синоны), были введены другие налоги. Строго соблюдалась эпиболэ в ее новой форме: заброшенный соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов. Эпиболэ теперь стали называть «аллиленгием», т.е. «солидарной ответственностью». Общинники по-прежнему в складчину вооружали обедневших стратиотов. С Никифора 1 (и до конца империи) казна стала взимать со всех жителей деревни «капникон» («подымное»), т.е. подворную подать с домохозяина, независимо от его имущественного положения. Ранее ее платили только «парики» (присельники) церкви.
С тех пор эта категория крестьян (парики) все чаще упоминается в источниках. Безземельный крестьянин получал от господина земли участок на условиях уплаты части урожая либо определенной суммы денег, или за отработки в хозяйстве господина. Иногда эти обязанности сочетались в разных пропорциях по воле собственника земли. В X – XI вв. взносы в пользу господина приобретали нередко ту форму, которую имел тогда главный поземельный налог в пользу казны. К концу X в. он стал все чаще собираться в денежной форме.
Специфика частновладельческой эксплуатации в Византии состояла в том, что ее уровень определялся обычаем, приравнивавшим официально взносы париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей государственный налог. Поскольку господин перекладывал на париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей государственный налог. Поскольку господин перекладывал на париков и казенные налоги с его земельной собственности, их взносы господину втрое превышали платежи крестьян-собственников своих участков. Основное отличие парика от свободного общинника состояло в отсутствии у парика собственности на обрабатываемую им землю, а от свободного арендатора чужой земли – в отсутствии защищенного публичной властью договора с господином земли и в непрерывном проживании в пределах господской вотчины. В силу всего этого, хотя парик юридически оставался свободным и полноправным поданным империи, он, оказавшись в сфере частноправовых отношений, попадал и в личную зависимость. Право парика уйти, рассчитавшись с господином, или перейти к другому хозяину было трудно реализовать -основание хозяйства на новом месте требовало немалых средств. К тому же парик нередко получал от господ вместе с участком помощь (скотом, семенами, орудиями), и единовременная выплата долгов была ему непосильной. Если император жаловал господину освобождение от налогов с его земли, то это означало, что он может их собирать с париков в свою пользу. В таком случае налог по его социальному содержанию становился (вместе с ежегодной платой парика господину за участок) подобием феодальной ренты. Поэтому исследователи, справедливо отмечая важность этого обстоятельства и учитывая специфику структуры господствующего слоя империи и ее политической системы, трактуют общественный строй Византии как полуфеодальный, ибо и в империи и в феодальных странах Западной Европы условия жизни крестьян, составлявших в ту эпоху подавляющее большинство населения, оказались весьма близкими.
Парик пришел в крупном поместье на смену полусвободному и свободному арендатору, наемному работнику, колону и рабу. Владение землей становилось источником богатства только при обеспечении ее рабочими руками. Труд париков стал наиболее выгодной формой эксплуатации: они были наследственными держателями. Через 30 лет непрерывного держания семья парика уже не могла быть согнана с ее участка, но лишь при условии выполнения своих обязанностей перед хозяином земли. Парик не приобретал прав собственности на участок и мог быть продан или подарен вместе с ним другому лицу, церкви или монастырю.
Аграрное законодательство императоров Македонской династии. Стремительное распространение парикии серьезно беспокоило центральную власть. Во-первых, потеря земли свободными общинниками и превращение их в париков частных лиц повлекли сокращение и налоговых взносов в казну, и численности стратиотского ополчения. Во-вторых, корона, в ее стремлении обеспечить парическим трудом свои многочисленные поместья, столкнулась с острой конкуренцией крупных землевладельцев. Зимой 927/928 г. после катастрофического недорода империю постиг жестокий голод. Спасаясь от гибели, обедневшие крестьяне за бесценок продавали свои участки или отдавали право собственности на них богатым и влиятельным людям (динатам, т.е. «сильными»), становясь их париками, иногда всей деревней. Париками стратигов оказывались и разорившиеся стратиоты, утратившие способность нести воинскую службу.
Троном владели тогда императоры Македонской династии (867-1056), отражавшие интересы высшей гражданской знати (чиновной бюрократии). В течение столетия, с 20-х годов XI в., императоры издали целую серию законов (новелл), которыми пытались помешать распространению парикии и вторжению динатов в общины налогоплательщиков. Государство утвердило право общинников на предпочтительную покупку земли своих односельчан. Затем такое право было дано им на покупку и динатских земель. Проданную менее 30 лет назад крестьянскую землю безвозмездно возвращали прежнему собственнику. Но законы соблюдались плохо. В новелле 934 г. признавалось, что динаты, «презирая императорские законы», продолжают притеснять крестьян, «сгоняют их с собственных полей, вытесняют с принадлежащей земли». Внутри общин появились богачи: используя право предпочтения, они вполне законно скупали участки своих односельчан, превращая целые общины в свои поместья.
В 996 г. император Василий II Болгаробойца (976-1025) отменил срок давности: крестьянину (или его наследникам) возвращали землю, независимо от того, когда она была потеряна. Общинников, ставших динатами за счет односельчан, предписывалось обращать в прежнее состояние. Согласно закону, свободный крестьянин или его наследники в течение 30 лет сохраняли право собственности на свой заброшенный участок, и в случае их возвращения до истечения этого срока, независимо от того, кто и на каких условиях в отношении к фиску использовал эту землю, они снова вступали во владение ею, получая на ближайшие годы налоговые льготы. Если крестьянин (или его наследник) не возвращался, его земля переходила в собственность казны, которая или продавала ее, или сдавала в аренду, или использовала для императорских пожалований. При императорах Македонской династии были введены специальные, детально регламентированные инструкции (податные уставы) для чиновников фиска о принципах обложения и сбора налогов о методах защиты прав казны, которая, в конкуренции с динатами, овладевала запустевшими общинными землями.
Еще строже были законы об участках, внесенных в каталоги стратиотов. В середине X в. эти участки были объявлены неотчуждаемыми. Имущественное положение стратиотов подверглось новой оценке. Обедневшие воины не получили освобождения от службы: вооружали их по-прежнему совладельцы-общинники. Менее состоятельных заставляли служить в пехоте или на флоте, а зажиточных в коннице. Социальный состав армии менялся. Тяжеловооруженная конница становилась ее ударной силой. Росла стоимость вооружения. На службу в кавалерию стали привлекать мелких и средних вотчинников. Но слой состоятельных крестьян был невелик. К концу столетия боеспособность фемных ополчений упала, и все большую роль в войске стали приобретать наемники.
Законы лишь затормозили процесс оскудения мелкого крестьянского землевладения. Сами императоры были непоследовательны в своей политике. Росли их уступки динатам, недовольным мерами центральной власти.
Крупное землевладение. По сравнению с положением в Западной Европе в ту же эпоху византийским крупным владениям были присущи три главные особенности. Во-первых, они, как правило значительно уступали западным по размерам и были зачастую разбросаны по разным провинциям, не составляя больших сплошных массивов. Во-вторых, крупная земельная собственность в империи не имела иерархической структуры, вассально-ленные отношения не получили развития. Императоры все чаще наделяли из фонда государственных земель и из собственных имений отличившихся на службе сановников и военачальников, монастыри и церкви. Сначала среди дарений преобладали солемнии, т.е. право взыскивать в свою пользу все или часть налогов в том или ином налоговом округе.
Уже в середине XI в. появился особый вид солемния — прония, представлявшая собой пожалование на срок жизни (в награду за службу) налогов с определенной территории с правом управления ею. Так было положено начало получившим с XII в. значительное распространение условным держаниям от короны, но их сходство с западными ленами было весьма относительным (по своей внутренней структуре прония отличалась от феода и лена: иерархия земельной собственности ограничивалась здесь одной ступенью: император — бенефициарий).
В-третьих, крупные землевладельцы редко получали от императора освобождение от всех налогов и никогда не располагали полным судебным иммунитетом в пределах собственных владений (право высшей юрисдикции оставалось прерогативой государства). Центральная власть всегда сохраняла контроль над крупным землевладением, сдерживала его рост и оказывала существенное влияние на уровень частновладельческой эксплуатации. Особыми льготами пользовалось в империи, как правило, только монастырское землевладение.
Все это вызывало растущее недовольство землевладельческой, в основном военной, аристократии. Путь к отмене ограничений расширению своих владений она видела в возведении на престол ставленника из своей среды, вместо представителя на троне чиновной бюрократии, которая владела и средствами казны и властью, позволявшей ей самой приобретать земельные владения, проса состояла в том, какая из форм эксплуатации крестьян станет главной: централизованная (в интересах чиновничества) или частновладельческая (о чем мечтала военная знать). Конфликт этих двух группировок господствующего класса стал доконца XI в. стержнем политической жизни общества.
Византийский город. «Книга эпарха». С середины IX в. начался подъем городов в Византии. Свободные мелкие производители-ремесленники и торговцы создавали основную массу продукции, поступавшую на рынок. Мастера и торговцы основными продуктами питания и предметами роскоши были организованы в корпорации — профессиональные объединения нового типа. Хотя и связанные генетически с прежними коллегиями, они отличались от них главным образом тем, что строились не на принудительном, а на добровольном принципе. Принадлежность к корпорации была не повинностью, а привилегией, и вступление в нее было обставлено рядом условий: взнос, наличие материальных возможностей для дела, овладение мастерством, обязательство соблюдать правила. Установленные эпархом (градоначальником), эти правила для 22 корпораций столицы были постепенно сведены в X в. в сборник постановлений — «Книгу эпарха». Ремеслом можно было заниматься и вне корпорации, но такой ремесленник или торговец при получении заказов и продаже изделий и товаров не имел тех льгот, которые были официально предоставлены членам корпорации. Закон защищал их от конкуренции внекорпоративного ремесла. Наибольшие льготы имели корпорации торговцев. Состоятельные члены корпораций использовали труд мистиев (наемных работников) и рабов.
Взамен первоочередного права на получение заказов и продажу своих изделий корпорации были опутаны целой сетью обязательств и ограничений, решительно отличавших их от возникших позднее на Западе средневековых городских цехов. Члены корпорации не имели права самим избирать главу корпорации — его назначал эпарх. Глава отвечал за уплату налогов и пошлин всех членов объединения и за соблюдение ими не только профессиональных правил, но и принятых норм морали. Члены корпорации под угрозой исключения должны были доносить на своих коллег о любом «слове и деле» против законной власти. Их профессиональная деятельность подвергалась придирчивому контролю со стороны городских чиновников (предписывались объемы производства, запасы сырья, место и время торговли, число и сроки найма мистиев). Была установлена и норма прибыли членов корпорации. Они платили налоги с городской недвижимости (мастерских-лавок), если ее имели, а не брали в аренду, а также пошлину как при закупке сырья и иных товаров, так и при продаже своих.
Тем не менее, ремесленное производство и торговля в империи процветали, подъем начался в столице (с середины IX в.), а затем (со второй половины XI в.) – и в провинциальных городах.
Внешняя политика. Миссии в Хазарию и Моравию возглавляли выдающиеся церковные и культурные деятели Византии, родные братья из Фессалоники («солунские братья») Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий. В Моравию они прибыли с изобретенной ими славянской азбукой и переводами необходимых богослужебных книг, положив своей деятельностью начало письменной культуре южных, а затем и восточных славян. Через 20 лет ученики просветителей принесли славянскую азбуку в Болгарию, где продолжали дело своих учителей. В отношениях с Болгарией установился длительный мир. Основателю Македонской династии Василию I (867—886) удалось еще более упрочить международное положение империи. Был отражен натиск арабов.
Ситуация резко изменилась в конце IX — начале X в. В 893-896 и 913—919 гг. Византии пришлось выдержать тяжелейшие войны с царем Болгарии Симеоном, принявшим титул «василевса болгар и ромеев» и посягавшим на византийский престол. Примерно тогда же арабы овладели почти всей Сицилией и угрожали владениям империи в Южной Италии. Захватили они и Кипр, а Крит стал гнездом арабских пиратов.
В 904 г. арабы взяли и разграбили Фессалонику. Международное положение империи стало улучшаться с середины X в., чему способствовали военная реформа Никифора II Фоки (963-969), сформировавшего отряды тяжеловооруженной конницы, а также ослабление Болгарии и распад Багдадского халифата. Византия отвоевала у арабов Крит, Кипр, а затем и Северную Месопотамию, часть Малой Азии и значительную часть Сирии и утвердила свое влияние на Армению и Грузию. Собрав силы и пользуясь передышкой на восточных границах, Византия начала войны за подчинение Болгарии и вела их с невиданной жестокостью, обеспечившей Василию II прозвище «Болгаробойца» (победив в одной из битв, он ослепил сразу 14 тысяч пленных воинов). В 1018 Болгария была завоевана, а сербы и хорваты признали зависимость от империи. Снова весь Балканский полуостров до Дуная оказался под властью Византийской империи.
Новый, наступивший с 30-х годов XI в. упадок центральной власти и военных сил империи был связан прежде всего с борьбой внутри господствующей верхушки Византии, а также с начавшимся спадом ремесленного производства и торговли, страдавших от стеснительной опеки властей, непомерных поборов и от «порчи» монеты. Население городов, расположенных прежде всего на морских торговых путях, поднимало восстания, требуя всюду одного - снизить налоги, отменить ограничения, препятствующие развитию ремесла и торговли. Крупнейшим было восстание в столице в 1042 г., когда восставшие захватили часть императорского дворца и сожгли налоговые списки.
Военная знать с последней четверти X в. перешла к решительным вооруженным попыткам отнять власть у ставленника «бюрократов» на троне. Малоазийские военачальники в 70-х и 80-х годах дважды были близки к успеху, стремясь лишить власти юного Василия II. В последней из этих попыток (в 988 г.) император сохранил трон, а может быть и жизнь, благодаря посланному на помощь из Руси отряду, разгромившему узурпатора. Эти мятежи крупнейших полководцев открыли серию восстаний военной знати, следовавших друг за другом в течение полустолетия. С 30-х до начала 80-х годов XI в., менее чем за полвека, на престоле сменилось 10 императоров, 6 из которых были свергнуты. Преемники Василия Н на троне, в страхе за судьбу своей власти, стали проводить политику сознательного ослабления армии, отзыва опытных
полководцев с постов и их замены гражданскими сановниками и даже евнухами, чуждыми военному делу.
Результаты не замедлили сказаться. Империя на всех границах перешла к глухой обороне. На восточные границы наступал новый враг — турки-сельджуки, на Балканы из причерноморских степей вторгались полчища кочевников-печенегов. Болгары, стремясь восстановить свое государство, поднимали грозные восстания. Особенно крупными были восстания болгар в 1040—1041 и 1072 гг.
Почти незаметным на этом фоне оказалось событие, повлекшее серьезные последствия для империи в последующем. В середине XI в. усилившееся папство, используя ослабление власти империи в Южной Италии, поставило ее под свое церковное главенство. Патриарх резко протестовал. Летом 1054 г. папские послы (легаты), прибыв в Константинополь, потребовали восстановить «законные права» папства также на Иллирик и Болгарию. Получив отказ, легаты провозгласили анафему патриарху Константинополя, а патриарх — легатам. Произошел официальный разрыв (схизма) церквей, формально входивших до этого в единую христианскую церковь. С тех пор полемика между представителями
Двух церквей, то затухая, то разгораясь, продолжалась веками. Причем сознательно оставляли на втором плане проблему границсупрематии папства и патриархии, выдвигая на первый расхождения повопросам догматики, обрядности и организации церкви. Например, западные христиане, в отличие от восточных, признавали исхождение Святого Духа «и от Сына», а не только «от Отца», причащались пресным хлебом (опресноками), а не квасным, придерживались безбрачия низшего духовенства, тогда как на Востоке брак священника считался допустимым.
Тактика спорящих сторон состояла в том, чтобы подкрепить претензии на верховенство доводами о более высоком «качестве» своего толка христианства. Взаимное отчуждение постепенно привело к утверждению обращенных в адрес друг друга эпитетов уничижительным оттенком: восточных христиан на Западе стали называть «схизматиками», а западных на Востоке — «латинянами».
В войнах с империей особенно преуспели турки-сельджуки. В 1071 г. они разгромили армию Византии при Манцикерте (в Армении). Император Роман IV Диоген попал в плен. Сельджуки овладели почти всей Арменией и Малой Азией, основав в центре полуострова, на земле империи, свое государство — Иконийский султанат. В том же 1071 г. норманны захватили в Италии последний принадлежавший здесь Византии город Бари (в Апулии). К 1081 г. из окон царского дворца были видны сельджукские разъезды на берегу Босфора в Азии, а печенежские — на берегу бухты Золотой Рог в Европе.
Отчаянное положение империи вызвало новое обострение борьбы за власть. В 1081 г. победу одержала военная аристократия, посадившая на престол своего ставленника, ставшего основателем новой династии, — Алексея I Комнина (1081—1118).
Русско-византийские отношения в IX—XI вв. С древними русами византийцы сталкивались уже на рубеже VIII—IX вв. Русы нападали на владения империи в Крыму (Херсон) и на южное побережье Черного моря уже в первые десятилетия IX в. В 860 г. русы, неожиданно появившись на множестве небольших ладей, осадили Константинополь. Столкновение завершилось договором, в результате которого часть правящей верхушки Руси приняла христианство (но ненадолго). С этого времени русы получили доступ на рынки столицы империи.
К началу X в. отношения Руси и Византии осложнились, и летом 907 г. войска русов снова появились на Босфоре, прибыв и по морю и по суше. Окрестности столицы подверглись разгрому. В 911 г. Византия заключила с русами договор, предоставив и право беспошлинной торговли в Константинополе и обязавшись содержать за свой счет послов и купцов Руси во время их npeбывания в империи и снабжать их всем необходимым на обратный путь. Торговые связи Руси с империей стали регулярными: ежегодно летом торговые флотилии русов прибывали к Константинополю, располагались в пригороде и вели до осени торг на рынках Константинополя. Особым спросом знатных русов пользовались шелковые ткани.
По неизвестным причинам в 941 г. киевский князь совершил новый поход на Византию, разорил берега Босфора и часть побережья Малой Азии, но был разбит под Константинополем с помощью «греческого огня». Не смирившись с поражением, через два или три года он снова двинул на Византию свой флот и сухопутные силы, но был встречен на Дунае послами императора. В 944г. был подписан новый договор. Усилился приток русов на
Службу в войска Византии.
В 967 г. Никифор II Фока предложил князю Святославу, щедро уплатив, совершить нападение на враждебную империи Болгарию. В 968 г. Святослав одолел болгар, подчинил их своему влиянию (не лишая трона государя), но вопреки надеждам императора, начал вместе с ними войну против Византии. Война продолжалась до лета 971 г., когда армия империи нанесла поражение русскому князю. Был возобновлен мирный договор. Отношения Руси и Византии снова стали дружественными, несмотря на гибель Святослава по пути из Болгарии в Киев — возможно, при участии византийских дипломатов, побудивших печенегов преградить путь князю, а затем напасть на него в порогах.
В 987 г. отчаявшийся Василий II попросил князя Владимира прислать на помощь отряд для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Владимир выполнил просьбу, поставив условие — выдать за него сестру императора Анну. Русы разбили Фоку в 988 г., но Василий II медлил с выполнением соглашения. Тогда Владимир подверг осаде и взял принадлежащий империи город Херсон в Крыму. Император отправил Анну к Владимиру, который перед вступлением с нею в брак принял христианство и вернул империи Херсон. Шеститысячный отряд русов остался в распоряжении Василия, и в течение почти ста лет это воинское подразделение, периодически пополняясь, оставалось одним из самых боеспособных в империи, сражаясь за ее интересы на всех рубежах.
В 988/989 г. христианство было принято княжеским двором Руси и киевлянами, а затем и жителями других городов и регионов. Крещение продолжалось не один век, но решительный шаг был сделан. Широкий доступ на Русь более высокой византийской культуры был открыт. Вслед за организацией церкви сюда стала проникать не только греческая, но и славяноязычная (сначала богослужебная, затем и светская) литератуа. В этом процессе большую роль сыграла Болгария, в которой славянская грамота уже опиралась более чем на столетнюю традицию и собственная литература достигла высокого уровня. Русь активно перенимала опыт империи также в каменном зодчестве, живописи, книжном деле, ювелирном и стеклодельном производстве. В начале XI в на Афоне был основан русский монастырь, ставший важным центром русско-византийских культурных связей.
С защитой торговых интересов связан и последний поход уже христианской Руси на Константинополь в 1043 г. Его возгла сын Ярослава Мудрого новгородский князь Владимир. Поход был неудачным: флот росов был разметан бурей и сожжен «греческим огнем» под Константинополем. Отношения, однако, были улажены. В 1047 г. русы уже помогали Константину IX Мономаху (1042—1055) разбить очередного узурпатора. Мономах выдал свою дочь за другого сына Ярослава Мудрого — Всеволода. Торговые культурные связи Руси с Византией и ее владениями в Крыму не прерывались до конца XI в., несмотря на господство в причерноморских степях сначала печенегов, а с последней четверти столетия и в течение всего XII в. — половцев. Почти полное прекращение на длительный срок русско-византийских связей было обусловлено сначала захватом Константинополя крестоносцами в 1204 г., а затем — разорением Киева татаро-монголами в 1240г.