Образование Византийской империи. В 330 г. император Константин I перенес столицу Римской империи на Восток, в город Византий, древнюю мегарскую колонию на Босфоре. Новую столицу назвали в честь императора «городом Константина» (Константинополем). Восточные провинции включали плодородные земли, лежащие в более благоприятной природно-климатической зоне. Здесь было больше полезных ископаемых (золота, серебра, меди, железа), источники нефти, залежи мрамора и других минеральных ресурсов; более плотным было здесь и население, обладавшее к тому же более высоким культурным уровнем. Исключительно удачный выбор места для новой столицы в перекрестье торговых путей между странами Востока и Запада, юга и севера, а также в центре интенсивного культурного обмена, обусловил ее быстрое превращение в крупнейший город Европы.
Выделение восточных провинций в особую государственно-политическую систему было завершено официальным разделом Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную. В состав Восточно-Римской империи вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении и грузинских земель, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, Родос и другие острова Восточного Средиземноморья, а также южное побережье Крыма. На этих землях жили: греки, иллирийцы и фракийцы (уже подвергшиеся романизации и эллинизации), армяне, грузины, сирийцы, евреи, копты и другие этнические грппы. Грекам, однако, принадлежала ведущая роль в общественной и культурной жизни империи.
После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная осталась единственным продолжением некогда единой империи, и сами ее подданные, независимо от их этнического происхождения, по-прежнему называли ее «Римской (по-гречески «Ромейской») империей», а себя «ромеями». И эта черта самосознания подданных оставалась до конца одной из ярких особенностей их менталитета. Наименование «Византия» (от названия города Византий) изредка употребляли уже греческие интеллектуалы с XIV в., но утверждаться в литературе оно стало в XVI-XVII вв. благодоря западноевропейским эрудитам.
В долинах рек, на равнинах (во Фракии, Фессалии, на Пелопоннесе, в Северной Африке) было широко распространено хлебопашество, особенно в Египте, бывшем до середины VII в. главной житницей империи.
В приморских субтропических районах были высоко развиты культура олив, виноградарство и садоводство. На Балканах к северу от Южной Фракии и Южной Македонии, а также на высокогорьях и плоскогорьях Малой Азии преобладало скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, ослов. Использование тягловой силы животных (быков, буйволов) было всюду необходимым условием возделывания злаков.
Восточно-Римская империя многократно превосходила Западную по численности городов. Константинополь и Фессалоника, Коринф и Фивы, Смирна и Эфес, Никея и Никомидия, Дамаск и Бейрут, Антиохия и Александрия были средоточием ремесла и торговли, крупными экономическими, политическими и культурными центрами. Даже мелкие и средние города, особенно многочисленные на побережье, торговали друг с другом и с зарубежными странами. Купцы империи доминировали на рынках всего Средиземноморья, они освоили торговые пути на Кавказ, в Центральную Азию, Северное Причерноморье, в Индию и Китай, достигая на Западе Британии, а на Востоке — Тапробаны (Цейлона).
Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византии позволяют выделить в ее истории несколько периодов: ранний (IV — первая половина VII в.), средний (вторая половина VII-XII в.) и поздний (XIII -середина XV в.). В истории ранней Византии выделяют внутренний рубеж - конец VI в. До этого времени преобладали позднеантичные формы в общественной и политической жизни, а затем наступила эпоха их крушения, началась собственно византийская история империи как средневекового государства.
Византийская деревня в IV-VI вв. Помимо более благоприятных природно-климатических условий большое значение для судеб Восточно-Римской империи имела и специфика ее аграрного строя. Здесь было гораздо шире распространено свободное крестьянское землевладение, оказавшееся наиболее перспективной формой организации сельскохозяйственного производства в условиях средневековья. Деревня представляла собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на угодья, неподеленную сельскую округу. В отличие от западной марки, общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несостоятельности кого-либо из них его участок присоединяли к участкам соседей с обязательством вносить за него налоги (эту меру называли эпиболэ — «прибавка»).
Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет. Колоны-энапографы были гораздо менее многочисленными на Востоке, чем на Западе, — они мало отличались от рабов, посаженных на пекулий. Рабов еще использовали в сельском хозяйстве, но роль их неуклонно снижалась. Большинство рабов в деревне на Востоке уже в V—VI вв. были переведены на пекулий. Положение колонов не было стабильным: в VI в. их владельческие права были урезаны, а статус энапографов был распространен на свободных колонов.
В V—VI вв. существенную роль в византийской деревне стали играть патронатные отношения — одна из зародышевых форм будущей средневековой крестьянской зависимости: разорившиеся крестьяне бежали от бремени казенных налогов на землю крупного собственника, отдавались под его покровительство, становились зависимыми поселенцами в его имении. Юридически они сохраняли статус свободных людей, но условия их существования целиком определялись хозяином земли. Несмотря на запреты центральной власти, число крестьян под патронатом, особенно на церковных землях, росло. Уже в V в. стал употребляться и специальный термин для обозначения этой категории зависимых крестьян - парики («присельники»). Число крупных владений в V-VI быстро сокращалось. Исключение составляли разбросанные по всем провинциям империи многочисленные императорские имения, а также непрерывно растущие владения церкви и монастырей.
Все это определило более благоприятные условия сельскохозяйственного производства на Востоке: последствия кризиса здесь ощущались слабее и позднее, чем на Западе (на рубеже V-V1 вв.)
Город, ремесло и торговля. Восточноримские города не пережили в V – середины VI в. упадка, как это было на Западе. Византия оставалась страной городов, которые здесь по-прежнему господствовали над деревней. Большинство имперской знати, чиновничество, крупные землевладельцы, богатые торговцы и судовладельцы жили в городах, но основную массу горожан составляли ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники, а также рабы, большинство которых сосредоточивалось в крупных городах.
Главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская (эргастирий), нередко совмещенная с лавкой, в которой ее хозяин продавал изделия, изготовленные им самим, своим собственным инструментом, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Часто само помещение под мастерскую ремесленникарендовал у домовладельца. Помимо эргастириев свободных ремесленников имелись мастерские, принадлежавшие казне, церкви, светской знати. В них трудились и наемные работники и рабы, нередко получавшие мастерскую от господина в качестве пекулия. Особенно много было рабов в императорских мастерских, монополизировавших производство многих предметов роскоши (с середины VI в. среди них видное место занимали шелковые ткани), дворцового реквизита, дорогого оружия и воинского снаряжения, чеканку монеты. Запросы привыкшей к роскоши элиты стимулировали производство высококачественных товаров, внешнюю и внутреннюю торговлю. Византийский золотой солид (номисма) стал на многие века подлинной международной валютой средневековья.
В Позднеримской империи ремесленники были насильственно, в фискальных целях, объединены по роду занятий в коллегии, к которым были прикреплены, отвечая своим имуществом за уплату налогов и выполнение повинностей всеми членами объединения. Дети членов коллегии наследовали занятия и статус родителей. С середины VI в., в связи с упадком центральной власти и сами византийских городов, коллегии постепенно теряли свое значение. Стали складываться профессиональные ремесленные и торговые объединения на добровольной основе.
В V – VI вв. жизнь города еще определялась позднеантичными институтами. Город оставался полисом-общиной, владевшей сельской округой, где горожане имели участки земла и вели свое хозяйство. Города обладали правом самоуправления. Во главе органов власти – курий – стояли представители местной знати. Куриалы отвечали своим имуществом за поступление налогов с горожан, были обязаны за свой счет содержать общественные здания, поддерживать благоустройство города, раздачу продоволдьствия городской бедноте, устраивать празднества и зрелища. С упадком города он постепенно терял свои полисные земли, переходившие в руки представителей центральной власти, духовенства, сельских общин. Куриалы разорялись. Государство, стремясь стабилизировать положение, прикрепило их к куриям, сделав, как тогда говорили, «рабами своих предков»: родившийся куриалом куриалом и умирал. Но и эти крайние меры не остановили процесса оскудения городов.
Государство. Черты непосредственной преемственности между поздней Римской империей и Восточно-Римской (Византией) особенно ярко выразились в формах организации власти. Верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежала императору. Оставался в силе со времен домината принцип: «Что угодно императору, имеет силу закона». В IV—V вв. сложился союз государственной власти с христианской церковью: император обеспечивал защиту церкви и господство среди подданных христианского вероисповедования, церковь же освящала власть императора как власть «помазанника Божия». Персона императора была окружена поклонением и роскошью. Все его отношения с подданными регламентировались строгими нормами торжественного церемониала.
Император признавался единственным законным повелителем всей ойкумены (цивилизованного, христианского мира), которая в IV — первой половине V в. в сущности совпадала с Римской империей: кроме нее в Европе и Передней Азии не существовало никаких иных государств. Поэтому и позднее, в эпоху образования «варварских» королевств, император претендовал на высший политический авторитет среди них. Теоретически власть новых властителей лишь в той мере признавалась законной, в какой они признавали верховенство императора. Однако его власть в самой империи не была наследственной. Переход ее к новому государю во многом зависел от синклита (сената), состоящего из представителей высшей гражданской и военной знати, от армии, от позиции высшего духовенства, а иногда — и от симпатий простых константинопольцев. Поэтому императоры, чем дальше, тем чаще стали прибегать к институту соправительства: они официально короновали своих сыновей как младших соучастников своей власти, рассчитывая законно обеспечить ее своим потомкам. Но и эти меры не всегда достигали цели — традиции старого Рима, согласно которым даже высшая власть была лишь «магистратом», т. е. должностью на службе у подданных, оказались чрезвычайно живучими, так как во все эпохи отвечали интересам высшей имперской знати.
Административный аппарат империи был чрезвычайно громоздким. В его организации в IV-VI вв. господствовал принцип разделения гражданской и военной властей при определяющей роли столичного чиновничества во главе с императором. Центральное управление концентрировалось в его дворце и было специализировано по ведомствам-канцеляриям. Важнейшими из них были налоговое, военное, императорских имуществ и внешних сношений. Второй важный принцип состоял в делении знатных и чиновных лиц на иерархически соподчиненные ранги и разряды с соответствующими титулами. Как правило, высокую должность мог занять лишь человек, имевший определенный титул или наделенный им при занятии должности. Обладатели высоких постов (как в столице, так и в провинциях) получали от императора плату, в десятки и сотни раз превосходившую вознаграждение рядовых чиновников. Впрочем фавориты императора пользовались огромным влиянием, даже если не обладали ни высоким постом, ни пышным титулом. Они входили в узкий совещательный (иногда тайный) совет при императоре (консисторий). Управление хозяйственной жизнью, торговлей и снабжением столицы продуктами, полицейские функции, сыск и организация судопроизводства находились в ведении эпарха Константинополя. Его власть уподобляли императорской, только «без порфиры», т.е. без императорских регалий.
В политическую борьбу вокруг трона империи иногда вмешивались жители Константинополя. Они объединялись в IV—VI вв. в общественные неформальные организации — димы (от греч. «демос» народ), группировавшиеся вокруг спортивных партий ипподрома, расположенного по соседству с императорским двором. «Партии» различались по цвету одежд возниц, правивших колесницами в состязаниях на ипподроме. Наиболее влиятельными были «голубые» (венеты), находившиеся под покровительством земельной аристократии, и «зеленые» (прасины), опиравшиеся на поддержку владельцев крупных мастерских и купцов-орган|изаторов торговли с Ближним Востоком. Димы по старой традиции помогали эпарху в обеспечении порядка в столице, в ремонте стен и их обороне, а особенно — в организации спортивных состязаний и празднеств. По той же традиции димы могли выражать на ипподроме свое отношение к политике императора и его фаворитам. С занятых народом скамей в его ложу порой летели камни и комья грязи.
Среди многочисленных функций чиновного аппарата империи одной из наиболее важных была забота о сборе казенных налогов. Чиновники налогового ведомства составляли основную массу чиновничества империи. Основу византийской налоговой системы, введенной повсеместно еще в III в., составлял учет имущества налогоплательщиков, фиксируемого в налоговых списках-кадастрах. В принципе налоги взимались со всех подданных и всех объектов собственности, приносящей какой-либо доход или способной его приносить. Главным был поземельный налог, его величина зависела от количества и качества земли у собственника. Налоги с крестьян взимались в ранней Византии преимущественно натурой (зерном, вином, оливковым маслом). Через каждые 15 лет производилась общая ревизия кадастров (существовало даже, помимо счета лет «от сотворения мира», летоисчисление по «индиктам», т.е. по годам 15-летнего цикла). При новой описи в кадастрах отмечали перемены в имущественном положении налогоплательщиков и корректировали размеры налога. Генеральные ревизии не исключали, однако, вмешательства местных служителей фиска в порядок уплаты налогов с целью их увеличения. Круговая порука односельчан в той или иной форме оставалась важнейшей особенностью податной системы Византии. Вносили в казну налоги и арендаторы, и колоны, и посаженные на пекулий рабы.
Юридически за уплату налогов отвечал собственник земли, переложивший их на плечи зависимых от него людей. Крестьяне должны были также продавать государству продукты по фиксированным (низким) ценам и выполнять государственные отработочные повинности (строительство дорог, мостов, судов, перевозка грузов и т.п.). От налогов и повинностей не были избавлены и горожане. Поземельный налог с них взыскивался на общих основаниях, если они имели земельные участки, а это было обычным явлением: горожане имели в пригороде участки земли, на которых вели собственное хозяйство. Кроме того, они платили подати с иных объектов собственности, а также рыночные пошлины как при покупке, так и при продаже своих ремесленных изделий. Именно налоги с крестьян и горожан являлись главным источником доходов имперского казначейства. Значительными были поступления и от императорских имений, государственных мастерских и рудников. Освобождение от налогов, частичное или полное, давалось редко — и только центральной властью. Ко второй четверти VI в., в условиях относительной стабилизации, государство накопило огромные средства, позволившие ему перейти к активной внешней политике на всех рубежах империи.
Территория империи делилась на административные области — провинции. Гражданским управлением ведали назначаемые императором наместники со своим штатом чиновников. Военной властью (комплектование армии, ее оснащение, расквартирование и обучение, охрана границ и руководство военными действиями) обладали военачальники, также назначаемые императором. В отличие от западно-римской армии, на Востоке она в IV — первой половине VI в. еще комплектовалась преимущественно из свободных крестьян, и была поэтому сравнительно более надежной. Лишь с постепенным оскудением деревни и необходимостью увеличить военные силы империи в их составе возросло значение отрядов наемников из представителей различных «варварских» племен.
Сходным было положение и на военном флоте империи, который в IV — первой половине VI в. не имел соперника во всем Средиземноморье. Византийские быстроходные военные корабли (диеры и триеры) были снабжены двумя и тремя рядами весел и были способны поднимать до 200—300 человек экипажа и воинов. Военный флот империи мог сравнительно быстро перебросить и пехоту и кавалерию в случае необходимости к побережью тех провинций, где возникала военная опасность. Разделение военных и гражданских властей позволяло обеспечивать послушность императору и гражданских сановников и военачальников, но оно ослабляло возможности мобилизации всех сил империи в критические моменты борьбы с внешними врагами.
Организация христианской церкви. С середины IV в. христианство было официальной религией, обязательной для всех полноправных подданных Римской империи. Начавшееся еще значительно раньше формирование на всей территории империи церковных диоцезов (епископий и митрополий) окончательно оформилось при поддержке государства. Особенно большое влияние в церкви приобрели диоцезы Рима, Александрии и Антиохии.
Официально их старшинство было утверждено Первым (Никейским) Вселенским собором (325 г.). В конце IV в. ранг патриарха получил епископ Константинополя. Как главе столичной церкви ему было отведено второе место «по чести» после римского папы. Обширные территориальные пределы юрисдикции Константинопольской патриархии и его почетное первенство, наряду с Римом, были установлены Халкидонским собором в 451 г. Под Церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата были все земли Восточно-Римской империи, лежащие к северу от границ Сирии (находившейся под юрисдикцией патриарха Антиохии), кроме Иллирика на Балканах, оставшегося под верховенством папы. На этом же соборе к диоцезам высшего ранга был добавлен Иерусалимский, получивший пятое место в церковной иерархии. Были установлены и его (весьма скромные) границы. Таким образом, вся христианская церковь оказалась под управлением пяти патриархов, получившем впоследствии название пентархии («власти пяти»). Многовековая борьба за верховенство в управлении церковью развернулась, в основном, между папством и Константинопольской патриархией.
Уже в IV в. обнаружились заметные различия между восточной и западной церквами и в вопросах догматики, и в организации управления, и в церковной обрядности.
Со времени превращения христианства в государственную религию центральная власть империи неизменно проявляла заботу об интересах и материальном благополучии церкви. К середине VI в. по количеству и богатству земельных владений церковь мало уступала императорскому дому. Кроме того, в городах ей принадлежали мастерские, лавки и доходные дома. Коренное отличие восточной церкви от западной состояло, однако, в том, что она находилась в большей зависимости от государственной власти и оставалась в течение тысячелетия ее верной союзницей. Вся территория империи была разделена не только на административные округа, но и на иерархически соподчиненные церковные диоцезы. Подданные империи оказались под контролем двух властей — светских и духовных.
Одновременно со становлением церковной организации и укреплением материального положения церкви широкое распространение в империи получил институт монашества. Из движения одиночек-отшельников, искавших (первоначально в Египте) «спасения» в пещерах и пустынях, монашество превратилось в мощную корпорацию, обладавшую крупным недвижимым и движимым имуществом. Монастыри возникали всюду. Черное духовенство приобретало все большее общественное влияние. Именно из среды монахов избиралось высшее духовенство, вплоть до патриарха.
Церкви и монастырям высшая власть раздавала привилегии в первую очередь. Их освобождали от многих налогов и ото всех отработочных повинностей. Церковные иерархи имели право суда над подвластными им церковнослужителями, а игумены — над монахами в монастырях.
Царствование Юстиниана I. Заключительный период в истории позднеантичного мира совпал с 30-летним правлением Юстиниана I, когда Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества. Юстиниан родился в крестьянской семье, проживавшей в Македонии. Его дядя Юстин, также бывший крестьянин, вступил в армию и сделал военную карьеру. Возведенный на престол воинами, Юстин I (518—527) приблизил к себе племянника и провозгласил его своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан занял престол как его законный преемник. Новый император обладал блестящим образованием, необыкновенным умом, сильной волей и неистощимой энергией. Всецело преданный римской политической идее, Юстиниан I был убежден в том, что именно ему суждено свыше восстановить единство Римской империи. Вся деятельность императора была подчинена этой цели, на пути к которой он не гнушался никакими средствами, вплоть до актов крайней жестокости.
Под стать Юстиниану была и его жена — императрица Феодора. Бывшая куртизанка и уличная комедиантка, став императрицей (Юстиниан пленился ее красотой), она проявила большой интерес к государственным и церковным делам, участвовала в управлении, принимала послов, вступала порой в контакты (втайне от мужа) с оппозиционными императору кругами и вершила судьбы высших сановников.
Прежде всего император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение, окончательно разгромив оппозицию старой сенаторской и куриальской знати. Он лишал ее представителей высоких постов, возвышал преданных ему способных людей незнатного происхождения. Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых (в обход Ирана) торговых путях на Восток. После овладения тайной производства шелка (по легенде, коконы шелковичного червя были тайно вынесены из Китая монахами-несторианами) шелкоткачество уже при Юстиниане было налажено прежде всего в Сирии и Финикии. Монополия государства на производство и торговлю шелком обеспечивала казне значительный доход.
Некоторым социальным мерам Юстиниана присущи противоречия, характерные вообще самому общественному строю империи в эту эпоху. Преследуя землевладельцев-сенаторов, он в то же время покровительствовал становлению землевладения новой знати и расширению владений церкви. Защищая право частной собственности крестьян, он в то же время изнурял их непомерным налоговым гнетом. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов. Содействуя развитию торговли и ремесла, император в то же время ввел казенные монополии на торговлю основными продуктами и сдавал их на откуп, что вызвало стремительный рост цен. Поощряя перевод рабов на пекулий и сближая их статус со статусом энапографов, он в то же время не признавал за рабами никаких прав, определяя их по-прежнему как «говорящие орудия», находящиеся в полной власти господ.
Все это нашло отражение в гигантском «Своде гражданского права», систематизировавшем и отчасти реформировавшем богатое наследие римских юристов. Огромная работа была проведена за 6 лет (528-534). В свод вошли: «Институции» (руководство к пользованию Кодексом), собственно «Кодекс» (законы императоров II — начала VI в.), «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов) и, наконец, «Новеллы» (законы самого Юстиниана).
Среди важнейших идей, положенных в основу свода, были: идея полной частной собственности на землю и все иные доходные объекты (именно это обусловило значительные заимствования из «Кодекса» правом капиталистической эпохи), идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью. Существенное значение в социальной жизни общества имело признание равенства перед законом всех свободных подданных императора, исповедовавших христианство, независимо от их социального и этнического происхождения, равенство прав наследования, независимо от пола и возраста детей, право на подачу апелляции в более высокую судебную инстанцию вплоть до обращения к императору. Огромную роль в развитии товарно-денежных отношений имело законодательное регулирование таких имущественных отношений, как аренда, кредит, залог, найм. Впрочем, декларация прав и действительность далеко не всегда находились в гармонии. В целом внутренняя политика Юстиниана объективно служила не столько сохранению позднеантичных порядков, сколько их разрушению. В частности, живых носителей старых традиций, сенаторов и куриалов, Юстиниан притеснял в первую очередь.
Внешняя политика Юстиниана и ее последствия. Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома в 533—534 гг. Вандальского королевства в Северной Африке; в длительных войнах, проходивших с переменным успехом, в 535—555 гг., было ликвидировано Остготское королевство и завоеваны Италия, включая Сицилию, а в 554 г. — Юго-Восточная, прибрежная часть Испании. Казалось, Юстиниан достиг своей цели — Средиземное море снова стало «внутренним озером» империи. Однако его завоевания были непрочными: осуществление грандиозных планов потребовало затраты колоссальных материальных средств и людских ресурсов.
Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе. В январе 532 г. в ответ на усиление налогового гнета, введение казенных монополий на торговлю продуктами и произвол царских фаворитов вспыхнуло восстание в Константинополе, названное по кличу повстанцев «Ника» (по греч. — «Побеждай!»). Низы димов «голубых» и «зеленых» объединились. В ложу императора на ипподроме бросали камни. Весь город пришел в волнение. Начались пожары. Восставшие выдвинули своего кандидата на престол. Во дворце кончились вода и продовольствие. Растерявшийся император хотел бежать морем через Босфор. Положение спасла сохранившая самообладание императрица, ей даже приписывают фразу: «Порфира — лучший саван!». Вызванная во дворец наемная гвардия была тайно проведена на ипподром и обрушилась на мятежников. До 30 тысяч безоружных константинопольцев были убиты на месте. Обескровленные димы надолго ушли с политической арены.
Почти одновременно волнения охватили Палестину, а в 536 г. — Северную Африку, где победившие вандалов воины не получили обещанных им земельных участков. Восставшие во главе с воином Стотзой, к которому присоединились рабы и колоны, сопротивлялись имперским войскам почти 11 лет. Непрочными были завоевания Юстиниана и в Италии (535—536 гг.). Политика реставрации имперских порядков, возвращение земель, колонов и рабов прежним господам (и их потомкам), своеволие чиновников, целый поток которых хлынул из столицы в отвоеванные земли, — все это вызвало восстание жителей Италии. Власть остготов была вновь восстановлена на части территории. Их король Тотила (541—552), давший свободу примкнувшим к нему рабам и колонам и наделявший землей, отобранной у крупных собственников, крестьян из остготов и римлян, получил поддержку широких слоев населения. К 546 г. у империи в Италии, на Сицилии, Сардинии и Корсике почти не осталось владений. Только в 552-555 гг., собрав все силы, Юстиниан добился победы.
Неспокойно было и на Балканах. Здесь действовали отряды «ска-маров» (разбойников), в которые вливались и разорившиеся поселяне. Рядом неудач была отмечена политика Юстиниана на Востоке. Бросив все силы на Запад, император ослабил оборону восточных границ. В 540 г. персы вторглись в Месопотамию и Сирию, взяли и разрушили жемчужину восточных городов империи — Антиохию. Трижды Юстиниан заключал с персами перемирие, выплачивая им все возраставшие контрибуции и дани. Упорно посягал Иран и на юго-восточное побережье Черного моря (Лазику). Войны за нее шли с переменным успехом с 549 до 556 г. Только в 562 г. борьба с Ираном завершилась мирным договором. Империя удержала Лазику, но отказалась от претензий на Сванетию и иные грузинские земли. Империи удалось не допустить Иран ни к черноморскому, ни к средиземноморскому побережьям.
Вторжения славян. Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова. Тройная линия крепостей, возведенная им здесь по правому берегу Дуная, не смогла сдержать напор варваров. Почти каждый год в своих набегах они разоряли северобалканские земли. В правление Юстиниана это были чаще всего тюрки-протоболгары, славяне и авары. Вторжения протоболгар участились с начала 40-х годов, а нападения аваров — с начала 60-х. Явившись из Приазовья в 558 г. к устью Дуная, они получили от Юстиниана разрешение поселиться в Паннонии в качестве союзников империи. Авары подчинили себе протоболгар, обосновавшихся здесь еще в середине V в., и распространили отчасти непосредственное господство, отчасти влияние на славянские племенные союзы, расселившиеся в первой половине VI в., еще до прихода аваров, на примыкавших к левому берегу Дуная территориях. К северу от Среднего Дуная, в бассейне Тиссы, авары основали мощное союзно-племенное объединение — Аварский каганат, ставший вплоть до второй четверти VII в. главным врагом империи на Балканах. Пренебрегая договором с империей, авары вместе с протоболгарами и славянами стали систематически разорять ее владения, достигая в набегах окрестностей Константинополя.
Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстине и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Организованные в племенные объединения, славяне заселили сначала левобережье Нижнего и Среднего Дуная, куда возвращались с добычей и пленными после набегов на земли империи. Но с середины VI в., в отличие от других варваров, которые возвращались из походов в места постоянных поселений или уходили дальше на Запад, славяне стали все чаще задерживаться в пределах империи на зиму, а затем и расселяться на захваченных ими землях.
Основу общественного строя славян составляла земледельческая община с пережитками кровнородственных (большесемейных) отношений. Члены общины владели земельными наделами, права собственности на которые, как и на всю сельскую округу и угодья, принадлежали еще общине в целом. Первоначально захваченных в походах пленных (чаще всего византийцев) славяне либо продавали и отдавали за выкуп, либо оставляли, по прошествии нескольких лет, жить среди них на общих правах. Со временем, однако, особенно после поселения в империи, славянская племенная знать стала довольно широко использовать труд рабов в своих хозяйствах. Во главе племенных и союзно-племенных объединений стояли князья, но их власть ограничивалась племенными собраниями. Прокопий Кесарийский писал в середине VI в., что славяне все дела решают сообща, так как живут в «демократии».
Расселение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половине VI в. Особенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в. В 602 г. посланные против славян левобережья нижнего Дуная войска отказались выполнить приказ зимовать в земле врага, подняли мятеж и ушли с дунайской границы, открыв ее для беспрепятственных переселений славян на территорию империи. Чаще всего они захватывали лучшие земли, потеснив местных жителей и обложив их данью. Славянская колонизация охватила огромные территории Балкан: они расселялись и к северу от Балканского хребта, и во Фракии, Македонии, Эпире, Греции, на Пелопоннесе и ряде островов Эгейского моря. К середине VII в. они стали вторым по численности (после греков) этносом на Балканах.
По большей части славяне сохраняли на новых местах свои прежние племенные названия. Известны наименования около 30 славянских племенных объединений. Византийцы обозначали их термином «славинии». В течение двух-трех веков славинии жили совершенно независимо, постепенно прекращая набеги на соседние земли и устанавливая мирные (в том числе торговые) отношения с местным населением. Иногда они объединялись для нападения или обороны в более крупные союзы. С 580-х до 670-х годов славяне не менее четырех раз осаждали Фессалонику, второй по значению и величине город империи, с целью сделать его своим политическим центром.
Тенденции к формированию собственной государственности не нашли, однако, у славян развития на византийской земле. Уровень их общественного строя еще не был достаточен для образования прочного союза и организации власти племенной верхушки над собственным и завоеванным населением. Славинии так и не стали государствами до их интеграции в состав империи. Процесс этот занял несколько столетий. Причем наибольший эффект давали не военные походы против славян, а соглашения с ними и обращение их в христианство.
Первоначально славяне опустошили значительные пространства империи, в том числе немало мелких и средних городов (в которых они не селились), множество византийцев было убито, Уведено в плен, обращено в рабство. Затем, прочно обосновавшись на издревле освоенных землях, славяне сами же возвращали эти земли к жизни. С развитием и усилением связей с местным населением славянская земледельческая община превращалась в соседскую, все реже становились переделы пахотной земли между семьями, упрочивались права полной собственности общинников на свои участки. В свою очередь, более консервативная славянская община оказала влияние на местную, ослабленную налогами, и содействовала укреплению крестьянского землевладения, ставшего в VII—IX вв. основой возрождения империи.
Византийская империя во второй половине VI — первой половине VII в. Постаревший Юстиниан успел увидеть начало краха своих трудов. Население было разорено. Упали доходы казны. Крупные имения, в том числе императорские, были разорены. Запустело множество деревень, а укрепленные города, напротив, переполнялись беженцами. Свертывалась торговля. Не хватало для войска рекрутов из крестьян, а на плату наемникам не было денег. Юстиниан был вынужден снизить налоги и вчетверо сократить армию. Положение еще более осложнилось при ближайших преемниках Юстиниана. На Балканах хозяйничали авары, славяне и протоболгары. В 568 г. в Италию вторглись лангобарды. Империя сохранила здесь лишь Равенну с прилегающей областью, юг полуострова и Сицилию. В целях укрепления обороны Равенны в ней была введена новая форма управления, заключавшаяся в объединении гражданской и военной власти над провинцией в руках одного наместника — экзарха. (Экзархат стал прообразом будущей системы фем). Через несколько лет экзархатом со столицей в Карфагене стал и административный округ Африка.
Жестокий кризис поразил центральные органы власти. Поднявшие мятеж в 602 г. дунайские легионы возвели на трон из своей среды сотника Фоку, который обрушил жестокий террор на сановную землевладельческую знать, вызвав гражданскую войну в Малой Азии. Воспользовавшись случаем, персы возобновили наступление на восточные провинции империи.
Спасение пришло из Африки. Сын экзарха Карфагена Ираклий явился в 610 г. с военным флотом провинции к Константинополю и легко овладел им. Фока был казнен. Став императором (610—641), вокруг которого сплотились все оппозиционные Фоке группировки знати, он реформировал армию, усилив кавалерию и отряды лучников, заключил перемирие с аварами и стал наносить персам одно поражение за другим. В 626 г. была одержана крупная победа над нарушившими мир аварами под стенами Константинополя, они осаждали его в союзе со славянами и персами. Авары после этого перестали серьезно угрожать империи. Скоро перестали угрожать и персы, но не только из-за побед над ними Ираклия в 627-628 гг. Вскоре, в 637-651 гг. Иран был завоеван арабами, новым еще более опасным врагом, неожиданно появившимся у юго-восточных пределов империи. В 637 г. они разгромили армию Ираклия на р. Ярмуке. Началось стремительное завоевание арабами византийских восточных провинций. В 636-642 гг. империя потеряла Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет, а еще через полвека — и Карфагенский экзархат. Лазика и Армения стали независимыми от Византии. По сравнению с эпохой Юстиниана, территория империи сократилась более чем втрое. Арабы вскоре положили конец и безраздельному господству империи на море — они создали свой военный флот, с помощью которого в 654 г. разорили о. Родос и стали с тех пор угрожать всем прибрежным провинциям и коммуникациям империи.
Крупные перемены произошли и в этническом составе империи как на Балканском полуострове, где расселились славяне, так и в Малой Азии: наступление персов и арабов вызвало отток из пограничных во внутренние районы полуострова сирийцев, армян, а затем и персов.