Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Непредвиденный, аномальный и стратегический исходный факт 20 страница




* Об этом писал Льюис в первой части автобиографии, насмешливо описывая фун­кциональное требование «прислуживать старшим ученикам» (зло шутить над нович­ками) в английских школах для мальчиков или по крайней мере в той школе, которую он имел счастье посещать. «Интересно, что школы для мальчиков были устроены та­ким образом, что создавали именно те ситуации, которые обещали предотвратить или излечить. Вы должны понять (если не были сами погружены в эту традицию), что вся штука заключалась в том, чтобы изобрести «розыгрыш» над младшими мальчиками и


ся в общий ряд. Но если значительное число новичков с их привер­женностью старым школьным связям противостоит группе, нам впол­не может понадобиться создание «учебного лагеря», чтобы предупре­дить дисфункциональные последствия того вызова, который они бро­сают единству группы. Точно такая же проблема существует в армии. Будучи созданным на достаточно непрочных основаниях, единство армейского подразделения может быть серьезно нарушено благодаря введению значительного числа новичков, если их привязанность к пре­жней группе не разрушена до их поступления в новое подразделение.

Таким образом, с точки зрения облегчения абсорбации новобран­цев в фронтовой группе, новой для них, а также с точки зрения их потенциального влияния на группу, в которую они вступают, может существовать функциональное требование не переводить их непос­редственно из учебной части в часть, с которой они вскоре вступят в бой. Одна из альтернатив, которая была фактически применена на практике в течение военных лет: пропустить заново обученного сол­дата через лагерь новобранцев. Тем самым лагерь новобранцев, воз­можно, выполняет латентную функцию: вероятно, он помогает раз­рыву прежних групповых армейских связей у солдата, облегчая им таким образом абсорбаци ю в их фронтовых частях; Во многом тем же самым способом, которым кессонщик приспосабливается к нормаль­ному атмосферному давлению в конце рабочего дня, проходя под во­дой через декомпрессионную камеру, так солдат «дегруппируется», проходя через лагерь новобранцев. Это покажется еще более важным, если иметь в виду скорость, с какой новобранцы были действительно посланы в бой после присоединения к боевой части. В одном иссле­довании было обнаружено, что половина новобранцев-пехотинцев вступила в бой менее чем через три дня после их присоединения к части.

Другими словами, исключительная психологическая тревожность, отмеченная Исследовательским сектором как характеристика лагер­ной жизни, может также быть рассмотрена как поведенческий показа-

«поставить их на место». «Если бы младшие не подчинялись старшим, — сказал однаж­ды мой брат, — они могли бы стать невыносимыми...» Очевидно, определенная серьез­ная опасность приходила на ум тем, кто создал вивернианскую иерархию. Для них ка­жется очевидным, что, если предоставить вещи самим себе, девятнадцатилетние пар­ни, которые играют в регби за графство и боксируют за школу, будут везде сбиты с ног и осаждены тринадцатилетними мальчиками. И это, вы представляете, было бы очень шокирующим спектаклем. Таким образом, был изобретен сложнейший механизм для защиты силы от слабости, тесной корпорации «стариков» против группы новичков, °торые чужие друг для друга и для всех остальных в этом месте, жалкие, трепещущие вы против разъяренных и хищных овец» (C.S. Lewis, Surprised by Joy: The Shape of My tc"-ly Life (New York: Harcurt, Brace and Company, 1955), 104—106). - Примеч. автора.


тель состояния временной «безгруппности». Но что бы ни подчерки­валось — лежащий в основе социологический феномен безгруппнос­ти или внешняя и очевидная психологическая тревожность, функци­ональная социология могла бы проследить их организационные по­следствия, то есть их воздействие на вступление новобранца в самую важную для него армейскую группу — ту часть, с которой он вступит в бой48.

Эта тревожность, сопровождающая процесс утраты группы, впол­не может быть дисфункциональной для отдельного солдата в то вре­мя, когда он ее испытывает, и для нескольких солдат; она вообще может иметь серьезное влияние на их личную адаптацию. Однако тот же самый процесс утраты группы может иметь функциональные по­следствия для других организационных общностей, особенно для фронтовых частей, в которых новобранцы, утратившие принадлеж­ность к какой-либо группе, абсорбируются гораздо легче45. Эмпири-

48 Ранее мы упоминали сходство между функцией лагеря для новобранцев и пун­
ктом, где отозванные солдаты ожидают назначения при переходе из своих боевых
частей в их отечественные армейские подразделения. Изучение отозванных солдат в
«Американском солдате» (глава II по проблемам замены личного состава и реконвер­
сии) предполагает, что «дегруппирующие» процессы для отозванных солдат требуют
более долгого отрезка времени, поскольку отозванные солдаты переходят из наибо­
лее сплоченных армейских групп. Таким образом, в обследовании отозванных солдат
и не служивших за рубежом солдат, в котором они отвечали на вопрос об их ощуще­
нии принадлежности к их новой части, отозванные солдаты гораздо чаще, чем другие
солдаты, были склонны отвечать, что они не считают, что принадлежат к этой части,
хотя в большей доле случаев они могли находиться в этой части более долгий период
времени.
В военно-воздушных силах, например, 34% отозванных и 15% других солдат
говорили, что они не чувствуют «принадлежности» к своей части. Различие между
отозванными и неотозванными в других родах войск в армии уменьшается понемно­
гу от разницы в 17% в более сплоченных военно-воздушных соединениях до разницы
в 11 % в интендантской службе (II, 507). Скорость и легкость процесса «дегруппиров-
ки» и последующей адаптации к новой группе будет явно зависеть от интенсивности
прежних групповых связей. — Примеч. автора.

49 Если мы указываем на возможную функцию тревоги, то это не означает, что мы
защищаем тревогу. Поскольку (даже в качестве сопутствующего обстоятельства для
процесса дегруппировки) не все такого рода ситуации тревоги являются функциональ­
ными для социальной организации. Например, в случае офицерской школы, которую
«можно считать суровым испытанием», одно из последствий ситуации, вызывающей
повышенное беспокойство, было лишение кандидата в офицеры любых признаков его
прежних солдатских ценностей, что, очевидно, препятствует его последующей способ­
ности понимать точку зрения рядовых солдат. После анализа «испытаний» в офицерс­
кой школе с точки зрения данных исследований авторы говорят: «...при оценке такой
передачи культуры существует достаточная вероятность предположения, что этот про­
цесс объясняет нам, почему многим офицерам, которые сами были ранее рядовыми
солдатами, по-видимому, не удается в качестве офицеров вспомнить свой солдатский
опыт и постараться понять точку зрения рядовых солдат при обращении с ними» (1,391).


ческую проверку этой гипотезы можно сделать, применив методику, использованную в исследовании отозванных из своих подразделений (см. предшествующую сноску). Для каждого уровня привязанности солдат к их прежнему подразделению следует определить, во-первых, будет ли больший период, который люди провели в лагере новобран­цев, более эффективным для того, чтобы они сами отказались от сво­его прежнего группового единства; и, во-вторых, будут ли те солдаты, которые были таким образом «дегруппированы», затем более эффек­тивно приняты в их фронтовые части. Эта проблема может быть свя­зана с более общей проблемой факторов или процессов, влияющих на переход от старой к новой членской группе. И в определенной сте­пени это можно дополнить тонким анализом лагеря новобранцев, представленным в «Американском солдате».

Концепты, родственные теории референтных групп

Ранее мы упоминали, что определенные факты референтно-груп­пового поведения были отмечены задолго до того, как термин «рефе­рентная группа» был введен Хайменом в его важном исследовании 1942 года50. Так, полвека назад Дюбуа заметил: «Белый житель Филадель­фии с доходом $ 1500 в год может называть себя бедным и живущим скромно. Негр с доходом $ 1500 в год относится к богатейшим людям своей расы и, соответственно, должен обычно тратить больше, чем его белый сосед, на квартирную плату, одежду и развлечения51. Но хотя

Это можно как считать, так и не считать вызывающим возражения, принимая во вни­мание осознанное представление об армии как об иерархии. Но, кажется, есть опреде­ленные доказательства, что рядовые солдаты (сформировавшись в культурной систе­ме, которая развивает ценность демократического равенства) выполняют свои обязан­ности лучше, когда они уверены, что дистанция между ними и их командирами не яв­ляется непреодолимой, когда они понимают, что их офицеры имеют относительно мало привилегий, которыми солдаты не обладают, и так далее (1, 369). Но в других случаях функциональные последствия процесса дегруппировки для армейских целей могут во многом перевесить временные дисфункциональные результаты для человека, забро­шенного в лагерь для новобранцев. С точки зрения точно определенного понятия со­циальной технологии, можно вывести рекомендации для распространения понятия «дегруппировка» вплоть до создания положения о подобных промежуточных органи­зациях или статусах в различных институциональных инструкциях. Но это заранее до­пускает исключительный интерес к цели организации — например, возрастающей эф­фективности военного механизма. — Примеч. автора.

50 Н. Hyman, «The Psychology of Status». — Примеч. автора.

51 W.E.B. DuBois, The Philadelphia Negro, E.F. Frazier, The Negro in the United States
(New York: Macmillan, 1949,299n). Фрейзер продолжает эти исследования, чтобы ука­
зать на противоречивые воздействия, которым подвержены негры-профессионалы.


тот специфический факт, что самооценки соотносительны с «этой» групповой системой координат, отмечался довольно часто, это не было сформулировано в понятиях достаточно общих, чтобы привес­ти к систематическому осмыслению этого факта. Понятие «референт­ная группа» является полезным не потому, что само это понятие по­могает объяснять поведение, но потому, что оно не позволяет нам игнорировать этот компонент самооценки. Именно обобщенность этого понятия приводит к осознанию сходства во внешне различном поведении.

Помимо этих отдельных наблюдений в социологии и социальной психологии, существовало несколько развивающихся концептов, ко­торые в настоящее время обещают соединиться с функциональной теорией референтно-группового поведения. Каждый из них в опре­деленной степени внес свой большой вклад, но с ретроспективной точки зрения поразительнее всего то, что по большому счету их взаи-

«Негр-профессионал или духовное лицо часто испытывает сильное побуждение, чтобы вести себя как человек, принадлежащий к высшему классу негритянской группы, и в то же самое время выступать в роли принадлежащего к среднему классу профессио­нала или «белого воротничка» в обществе в целом». И он продолжает свою мысль, что в действительности изменение системы социальных отношений (возрастающая интеграция «в большее сообщество») нарушает равновесие в соответствующих рефе­рентных группах. Он замечает: «Чем сильнее негр-профессионал (будь то мужчина или женщина) или духовное лицо интегрируется в большое сообщество, тем больше он избегает обязанностей представителя высшего класса в негритянской группе и может ориентировать свое поведение в соответствии со своим статусом среднего клас­са». Ibid., 300 [курсив мой].

Достаточно интересно, что технические проблемы в разработке выборок для опроса общественного мнтняусиливают внимание к тому же самому факту, что эко­номический статус соотносится с распределением доходов окружающего сообщества. Таким образом, «собственник маленького обувного магазина в Дубьюке (штат Айо­ва), женатый, не имеющий детей и получающий доход 5000 долларов в год, считает себя сопоставимым с процветающими людьми города... Он считает себя в экономи­ческом отношении близким к «верхушке пирамиды» в Дубьюке. Его знакомство с другими преуспевающими людьми склоняет его рассматривать свою судьбу как наи­более близко связанную с судьбой наиболее преуспевающих людей в других мес­тах... Дайте те же самые 5000 долларов годового дохода помощнику продавца, кото­рый живет в Нью-Йорке и имеет двух дочерей школьного возраста, и вы обнаружи­те, что он не считает себя принадлежащим к тому же экономическому уровню, что и торговец обувью в Дубьюке, он не имеет таких же мнений и не принимает таких же решений по многим важным вопросам, как этот человек». Elmo Roper, «Classifying respondents by economic status», Public Opinion Quarterky, 1940, 4, 270; см. также S.S. Wilks, «Representative sampling and poll reliability», ibid., 263: «Оклад в 3000 долларов в год в маленьком городке в Арканзасе означает одно положение, а 3000 долларов го­дового оклада в Нью-Йорке означают совсем другое положение. Проблема экономи­ческого статуса в выборочном исследовании трактуется в настоящее время на отно­сительной основе в каждом выбранном населенном пункте. — Примеч. автора.


мосвязь до сих пор не осмыслена. Это, как известно, концепция внутренней и внешней группы, сформулированная Самнером, идеи социальной личности, развиваемые Джеймсом, Кули и Мидом, бо­лее современные исследования по референтно-групповому поведе­нию, представленные в работах Хаймена, Шерифа и Ньюкома, и до­вольно многочисленные специальные исследования по конкретным проблемам человеческого поведения — окультуриванию, ассимиля­ции, маргинальной личности, социальной мобильности, множе­ственности ролей, конфликтам лояльности, перекрестным давлени­ям и тому подобное.

Люди различным образом ориентируются на группы, которые являются внешними по отношению к их собственной. Этот общий и в краткой форме ничего не объясняющий факт был схвачен в терми­нологии, предложенной Самнером для различения между «своими», мы-группой, или внутренней группой, и всеми «остальными», или группами чужих, внешними группами52. Самнер продолжил описа­ние отношений между этими типами групп. По существу, согласно этим несколько незрелым наблюдениям, внутренняя группа дости­гает состояния согласия и упорядоченности, тогда как отношение к внешней группе, напротив, является враждебным, грабительским и эксплуататорским. Что дело обстоит именно так (при неуточненных обстоятельствах), Самнер смог продемонстрировать в многочислен­ных иллюстрациях, взятых из истории и этнологии. Но, принимая описательный, а не аналитический подход, он неизбежно сгладил и завуалировал другое очевидное обстоятельство: при определенных условиях внешняя группа становится основой позитивного, а не только враждебного отношения53 и социология как наука обязана определить, при каких условиях существует та или другая ориентация на внешнюю группу. Короче говоря, первоначальное разделение групп на внешние

52 W.G. Sumner, Folkways, 12. — Примеч. автора.

53 Этот случай отсутствия закономерности в референтно-групповой теории наибо­
лее важный, поскольку Самнер, конечно, признает в другом контексте, что действи­
тельно происходит «имитация» и «подражание» (как он называет их) образцам поведе­
ния внешних групп. Но эти наблюдения не были систематически связаны с его пре­
жнем разграничением на внутренние и внешние группы так, чтобы они привели к ряду
аналитических проблем, рассматривающих различные образцы поведения референт­
ных групп при различных условиях. Например, он комментирует парвеню (107), кото­
рый, конечно, переходит от одной внутренней группы к другой, но и здесь Самнер не
разрабатывает теоретические и аналитические вопросы, выступающие на первый план
при таких изменениях членства в группе. Коротко говоря, он делает многочисленные
наблюдения, относящиеся к проблемам референтных групп, но они остаются скорее
разрозненными и несвязанными, чем аналитически проработанными вместе и рассмот­
ренными как происходящие из одного корня. — Примеч. автора.


и внутренние вплотную подвело Самнера к открытию ряда проблем, относящихся к теории референтно-группового поведения. Однако в этом направлении, открывающем путь к развитию теории референт­но-группового поведения (в принципе проложенный работами Сам­нера, опубликованными в 1906 году), не было сделано систематичес­ких исследований.

Обобщая множество фактов, мы не слишком преувеличим, сделав вывод, что теоретические положения Джеймса, Кули и Мида также оставались совсем неразвитым в течение 30 лет и более. При этом имен­но социологи рассматривали их концепции не как начало, но как фак­тическое завершение, постоянно цитируя и иллюстрируя примерами введенные ими представления о множественности «Я», зеркальном отражении собственного «Я», реакции на значимые жесты «других», и так далее. И поскольку слова предшественников стали заключитель­ными словами, немногое было создано на основе их проницательных предположений. Их уважали, но не так, как оказывают почет своим предшественникам люди науки, расширяя и разрабатывая их форму­лировки на основе кумулятивно развиваемых проблем и систематичес­ких исследований, связанных с этими проблемами, атак, как чествуют своих предшественников литераторы, постоянно цитируя «классичес­кие места» из работ мастеров.

Некоторые социальные психологи (особенно Хаймен, Шериф и Ньюком54) отчасти развили эту теорию, разработав такие эмпиричес­кие исследования, которые были связаны с теоретическими характе­ристиками референтно-группового поведения по принципу обратной связи. И поскольку эти данные были систематическими, а не случай­ными, они вскоре столкнулись со многими из тех теоретических про­блем, которые возникли на основе исследований «Американского солдата». Исследование Ньюкома, в частности, сосредоточилось не только на референтно-группововых контекстах установок, представ­лений и оценок, но также рассматривало социальную организацию, которая воздействует на выбор референтных групп.

Исследования «Американского солдата» принадлежат этой пос­ледней линии развития, состоящей из бесчисленных эмпирических исследований, очевидно, различных типов поведения, которые тем не менее предполагают сходные социальные и психологические про­цессы. Поскольку у социологов есть некоторые, хотя не вполне дос-

S4 Hyman, op. cit.; M. Sherifs, Psychology of Social Norms (New York-. Harper, 1936), развивает концепцию референтных групп, более полно разработанную в его более поздней книге An Outline of Social Psychology. Монография Т.М. Newcomb, Personality and Social Change (New York: Dryden Press, 1943), представляет главный шаг в этой разработке, и его Social Psychology (New York: Dryden Press, 1950) включает самые но­вые исследования. — Примеч. автора.


таточные методы для исследования референтно-группового поведе­ния в повседневной жизни, им не нужно изучать только вымышлен­ные ситуации в стенах социально-психологической лаборатории, ос­тавляя в стороне установившиеся вне этих стен социальные отноше­ния, которые влекут за собой формирование групп в обществе. Толь­ко в узком и с точки зрения теории поверхностном смысле армейское выслуживание рядового ради продвижения по службе можно расценить как отличающееся от поведения иммигранта, ассимилирующего цен­ности местной группы, или человека из нижних слоев среднего класса, ведущего себя в соответствии со своими представлениями об образцо­вом поведении высших слоев среднего класса, или мальчика из района трущоб, ориентирующегося скорее на ценности служащего благотво­рительного учреждения, чем на ценности уличной банды, или студен­тки из Беннингтона, отвергающей консервативные убеждения своих родителей, чтобы принять более либеральные идеи своих подруг по колледжу, или католика из низшего класса, изменяющего образцу сво­ей внутренней группы, отдавшего свой голос за республиканцев, или французского аристократа, вступившего в ряды революционной груп­пы того времени. Несмотря на то что возможны различия в деталях, эти формы поведения не являются полностью обособленными, соот­ветственно «подчиняющимися» юрисдикции социологии военной жизни, расовых и этнических отношений, социальной мобильности, преступности (или «социальной дезорганизации»), социологии об­разования, политической социологии и социологии революции.

Подобное условное разграничение с точки зрения внешне различ­ных сфер человеческого поведения скрывает сходство социальных и психологических процессов, которое изучают более абстрактные кон­цепции, такие как теория референтных групп. Как мы увидели из таб­лицы переменных в первой части этой главы, комбинация элементов может отличаться, давая, таким образом, начало очевидно различным формам поведения, но они будут тем не менее только различным вы­ражением сходных процессов при различных условиях. Они все пред­ставляют проблемы людей, старающихся идентифицировать себя с ре­ферентной группой, к которой они стремятся или членами которой они уже стали. И, таким образом, все виды наблюдаемого поведения могут в принципе быть выведены из нескольких относительно общих поня­тий, объединяющих их все, а не из различных терминов, скрывающих их сходство, например «продвижение», «ассимиляция» (и «окультури­вание»), «классовая борьба» (и «конформизм»), «социализация», «со­циальные отклонения», «предательство» или упомянутая «относитель­ная утрата», «ролевой конфликт», «разнонаправленное воздействие» или «ложное сознание».


Раннее развитие теории референтной группы наполнено приме­рами, когда отдельные исторические события в обществе заставили социологов сосредоточиться на той сфере социального поведения, в которой начинали осознаваться образцы референтно-группового по­ведения. Так, исследования по ассимиляции (которая является, оче­видно, процессом, в котором существует сравнение с культурой не­членских групп) были ускорены волнами иммиграции в нашу страну и последующими муками абсорбации людей, воспитанных в разных культурах. Точно так же возросший социологический интерес к мобиль­ности социальных классов и «ложному сознанию», посредством кото­рого люди отождествляют себя с классом, «к которому они не принад­лежат», по-видимому, отчасти является реакцией на общественное об­суждение классов и на преувеличенное значение классового конфлик­та. В подобных случаях социологический выбор предмета исследования был скорее продиктован конкретными практическими проблемами, чем требованиями систематической теории. В результате сложилась четко выраженная тенденция: объяснение оставалось тесно связанным с рассматриваемой исследователем конкретной сферой поведения. Ха­рактерные понятия, присущие каждой сфере, создавались как отдель­ные и почти независимые друг от друга средства анализа, а их теорети­ческие совпадения и связи часто упускались из виду. Специализация исследований, являющаяся результатом их направленности на конк­ретные практические проблемы, вызванные социальными изменени­ями, иногда осуществлялась за счет более общего содержания теории. Внимание социологов привлекали конкретные ситуации, вводились конкретные понятия, но задача их теоретической консолидации толь­ко начала ставиться.

Хотя в нашем кратком обзоре проблем об этом результате говорит­ся только мельком, приведенных выше примеров вполне достаточно, чтобы предположить, что они представляют собой не обособленные формы социального поведения, но конкретные проявления лежащих в их основе образцов референтно-группового поведения55. Возможно, если специальные исследования проследят теоретические связи между этими формами поведения, они разовьют одну из тех теорий среднего уровня, которые консолидируют гипотезы, в противном случае ос-

55 Представите ть истории науки комментирует сопоставимую проблему теоре­тической консолидации в естественных и физических науках: «...среди всех форм ментальной активности наиболее сложно сформировать... искусство трактовать то же самое собрание данных, что и раньше, но поместив их в новую систему взаимосвя­зей и дав им новую систему координат; все это означает, что мы подвели их под своеоб­разную теоретическую «шапку», соответствующую данному моменту» (Н. Butterfield, The Origins of Modern Science (London: Bell, 1949), 1). — Примеч. автора.


тавшиеся бы разъединенными, и эмпирически установленные черты сходства. Широкая, более содержательная теория означала бы, что ис­следования, изучающие способы приспособления иммигрантов, вно­сят свой вклад в ту же самую теорию, которая поможет организовать дальнейшее развитие других исследований, например, факторов соци­альной мобильности. И эти шаги к объединению могут привести к бо­лее быстрому кумулятивному росту теории референтных групп, так как исследования в различных областях человеческого поведения начнут взаимно стимулировать и поддерживать друг друга. По крайней мере именно таково значение этого предварительного обзора концепций ре­ферентной группы, используемых в «Американском солдате».


XI. СВЯЗИ ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Понятие референтной группы формально возникло в социальной психологии. Эта наука обращает внимание прежде всего на то, како­ва реакция индивидов на свою межличностную и более широкую со­циальную среду. В результате, как только стали развиваться экспери­ментальные и теоретические исследования референтных групп, они сконцентрировались главным образом на том, чем детерминируется выбор индивидами своих референтных групп и каковы последствия этого выбора для личности. Однако, как время от времени указыва­лось в предыдущей главе, понятие референтной группы занимает так­же четко определенное место в социологической теории, концентри­рующей свое внимание на структуре и функциях той социальной сре­ды, в которой размещаются индивиды.

Социально-психологическая и социологическая теории референ­тных групп, разумеется, не имеют четких разграничений; они отчас­ти перекрывают, а отчасти дополняют друг друга. Но тем не менее они представляют собой разные уровни теоретического анализа, кото­рые время от времени полезно различать с тем, чтобы выявить разли­чия их теоретических проблем. Конечно, вполне возможно, что в ко­нечном итоге социальная психология и социология составят одно неразрывное целое —точно так же, как и вся наука. Однако в настоя­щее время полезнее принимать во внимание различия между этими типами и уровнями теории, чтобы более систематически связывать их между собой. Во всяком случае, именно с этих позиций я предпри­нял систематическое исследование теории референтных групп уже после того, как впервые была написана предыдущая глава. В течение этого периода, занявшего примерно шесть лет, было проведено мно­го исследований и выявлено множество пробелов в наших знаниях. Именно поэтому нижеследующие разделы группируются вокруг тео­ретических проблем, относящихся и к референтным группам, и к свя­занным с ними вопросам социальной структуры в целом.

© Перевод. Каганова З.В., 2006


Проблематика теории референтных групп

Основные понятия

Так как эта область исследований интенсивно развивается, ее ос­новные понятия постепенно становятся все более ясными. Понятия, которые в первом приближении казались адекватными, должны полу­чать все более точное определение благодаря накоплению результатов исследования. Когда вводятся более уточненные понятия, их часто обо­значают другими терминами, чтобы зафиксировать в уме их своеобра­зие1. Это постоянное уточнение основных понятий образует одно из современных направлений развития теории референтных групп.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2475 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.023 с.