Мысль о том, что люди действут в рамках социальных стандартов, выработанных теми группами, частью которых они являются, несомненно, возникла еще в древности и, вероятно, вполне разумна.
Если бы только это составляло предмет теории референтных групп, то она представляла бы собой просто новый термин для обозначения старой сферы интересов социологии, которая всегда концентрировала свое внимание на групповой детерминации поведения. Однако фактом является также и то, что люди, формируя свое поведение и оценки, часто ориентируются на иные группы, чем их собственная, и именно проблемы, связанные с этим фактом ориентации людей на группы, членами которых они не являются, имеют прямое отношение к теории референтных групп. Разумеется, в конечном итоге теория должна быть генерализована в такой мере, чтобы она смогла принять в расчет ориентацию на обе группы — как на ту, членом которой человек является, так и на ту, членом которой он не является; однако в настоящий момент ее главная задача состоит в том, чтобы исследовать процессы, благодаря которым индивиды относят себя к группам, к которым они не принадлежат.
Когда теоретические инновации — большие или малые — вводятся в сферу исследования, некоторые склонны включать их в ранее существовавшую теорию, в результате чего явный прогресс становится как бы размытым или совсем незаметным. Необходимость особо подчеркнуть, в каких отношениях теория референтных групп расширяет Давно установленную концепцию групповой детерминации поведе-
Прогрессирующее уточнение понятий как интегральная фаза социологическо-еоретизирования было рассмотрено в главе IV. — Примеч. автора.
ния, стала очевидной благодаря некоторым современным попыткам подобного включения. Утверждалось, например, что, «несмотря на энтузиазм некоторых сторонников теории референтных групп, в действительности в ней нет ничего нового»2. И далее: «Утверждение, что люди мыслят, чувствуют и воспринимают с позиций той группы, к которой они принадлежат, очень старо и многократно подчеркивалось всеми, кто изучал антропологию и социологию познания... В действительности понятие референтной группы вносит всего лишь небольшое уточнение в давно известную теорию...»3.
Совершенно ясно, каким образом можно прийти к заключению, будто теория референтных групп есть не что иное, как повтор другого представления, согласно которому мысли, чувства и восприятия человека формируются той группой(ами), в которую он входит, так что в этой теории «в действительности нет ничего нового». Для этого необходимо только признать практически целесообразным игнорирование в развивающейся теории специфических только для нее идей и, таким образом, идентифицировать ее с давно известными концепциями. Сделать так, чтобы новое казалось старым благодаря игнорированию нового и стремлению сосредоточиться на старом, — это отнюдь не новая практика. Однако эти рассуждения кажутся не слишком убедительными, так как их автор заключает свой обзор на эту тему признанием специфических особенностей у понятия референтных групп, которое «резюмирует ассоциации и стойкие представления и, таким образом, способствует изучению избирательности восприятий (хотя, как мы увидим, не только ее одной). Оно становится, следовательно, — добавляет он, — незаменимым инструментом для познания многообразия и динамичности того общества, в котором мы живем (хотя, по-видимому, не только его одного)»4. Нам остается только выяснить, действительно ли его можно описать как «незаменимый инструмент».
Проблема 1.1 Функциональные типы референтных групп
По всей предыдущей главе разбросаны многочисленные, но не систематические упоминания о некоторых функциональных типах референтных групп. О них говорится, что они обеспечивают систему
2 Shibutani Т., «Reference groups as perspectives», American Journal of Sociology, 1955,
60, 563. — Примеч. автора.
3 Jbid., 565. — Примеч. автора.
* Ibid., 569. — Примеч. автора.
«референтных ориентиров для самооценки и формирования своей позиции»; говорится, что существует необходимость «в систематическом изучении процесса усвоения ценностей как части референтно-группового поведения»; имеется краткий комментарий «по поводу референтно-групповых контекстов позиций, восприятий и суждений». Однако, как показали дальнейшие исследования, эти несистематизированные ссылки на имплицитно подразумеваемые типы референтно-группового поведения не заменяют продуманного и методичного упорядочивания этих типов.
Несколько опубликованных в последнее время статей были посвящены проблеме идентификации главных типов референтных групп с позиций характерных для них функций, которые они выполняют в поведении тех, кто ориентируется на них. Эти статьи5 совпадают между собой в главном, эксплицитно выделяя два6 основных типа референтных групп по тем же направлениям, которые в неявной форме были намечены в предыдущей главе: первый из них — это «нормативный тип», который устанавливает и сохраняет эталонные стандарты для индивидов, а второй — это «сравнительный тип», обеспечивающий общую систему референтных координат, относительно которой индивид оценивает себя и других. Первый тип — это источник ценностей, ассимилируемых теми, кому они предназначены (и кто может быть, но может и не быть членом группы); мы наблюдаем его, например, когда в армию приходит новое пополнение, усваивающее ценности ветеранов. Второй тип заменяет собой контекст для оценки относительного положения (и своего собственного, и положения других людей); как, например, в случаях, приведенных Дюбуа (Dubois), Ропером (Roper) и Уилксом (Wilks), где социальное значение экономического статуса соответствует экономической структуре окружающего общества. Эти два типа различаются только аналитически, так как, разумеется, одна и та же референтная группа может выполнять обе функции.
От обоих типов референтных групп следует отличать группы, идентифицированные Тернером, «члены которых просто образуют
5 Kellcy H., «Two functions of reference groups» in: Swanson G.E., NewcombT.M. and
Hartley E.Z. (editors), Readings in Social Psychology (New York: Henry Holt & Co., 1952),
PP. 410—414; Shibutani, op. cit; Turner R.H. «Role taking, role standpoint, and reference —
group behavior», American Journal of Sociology, 1956, 61, pp. 316—328. — Примеч. автора.
6 Шибутани указал на якобы третий тип — группы, в которые человек стремится
проникнуть. Однако, как справедливо указал Тернер, это не какой-то иной тип, ибо
«острое желание быть признанным описывается (социологами) как тот механизм,
который приводит к принятию ценностей и перспектив референтных групп» (Turner,
°Р- cit, 327). — Примеч. автора.
среду» для деятельности индивидов7. Эти «группы взаимодействия», как называет их Тернер, суть просто части социальной среды индивида, точно так же, как физические объекты суть части его географической среды; преследуя свои цели, он должен принимать их во внимание, но они не имеют для него нормативного или сравнительного значения.
Эти подразделения ставят перед нами ряд проблем: связан ли каждый из двух типов референтно-группового поведения с различными социальными и психологическими механизмами? Какие структурные условия в обществе усиливают или ослабляют сравнительно-референтные реакции, например, делают сравнения обидными или нет, что изучал Веблен? Зависит ли различие между группами членов и группами не-членов от того, в какой мере они выполняют специфические для них сравнительные и нормативные функции? Такого рода вопросы являются почти непосредственными следствиями различий между этими функциональными типами референтных групп.
Проблема 1.2 Понятие группы и членства в группе
Совершенно очевидно, что различие между группами членов и грутн пами не-членов включает в себя, какмы уже видели, «проблему критериев «членства» в группе». Однако, как убедительно заметил современный критик", нельзя допускать, чтобы эти критерии оставались имплицитными. Тем не менее в большинстве социологических работ, как и в предыдущем очерке, они по большей части остаются имплицитными. Одна из функций теории референтных групп состоит в том, чтобы прояснить концептуальные критерии членства в группе.
Как неоднократно указывалось на предыдущих страницах и время от времени будет указываться в дальнейшем, новый термин «референтная группа» не всегда употребляется правильно. Ибо этот термин применяется не только к группам, но также и к индивидам, и к социальным категориям. Различие между референтными группами и референтными личностями будет рассмотрено в одном из последующих разделов; здесь я постараюсь концептуально дифференцировать
7 Turner, op. cit, 328. Я ни в коей мере не пытаюсь воспроизвести здесь в деталях
весьма поучительное выделение Тернером различных видов групповой ориентации,
которое до сих пор используется в общей концепции референтной группы. — При
меч. автора.
8 Kaplan N., «Reference Group Theory and Voting Behawior», Columbia University
doctoral dissertation, 1955, 35—47 (unpublished). — Примеч. автора.
принципиально различные социологические данные, которые в настоящее время обычно относятся к референтным группам.
Отправным пунктом послужат краткие и неполные характеристики понятий «группа» и «членство в группе», данные в предыдущей главе.
Поскольку одним из таких критериев [членства в группе] служит частота взаимодействий, мы должны признать, что границы между группами обозначены в высшей степени нечетко. Скорее члены данных групп имеют самые разнообразные связи с другими группами, членами которых они традиционно не считаются, хотя у социолога может быть достаточно оснований для включения их в эти последние в силу того, что они часто взаимодействуют с теми, кто обычно считается их членами. Итак, в настоящий момент (который на самом деле растянулся на шесть календарных лет) мы оставляем в стороне вопрос о различии между социальными группами и социальными категориями, относя эти последние к устойчивым статусам, между носителями которых может быть очень немного (или вовсе не быть) взаимодействий.
Нет никаких твердо установленных границ, отделяющих внутренние группы от внешних, членские группы от не-членских. Они меняются в зависимости от изменения ситуации. По отношению к гражданским лицам или к проживающим в данной стране иностранцам военнослужащие могут рассматривать себя и рассматриваться другими в качестве членов внутренней группы; однако в другом контексте унтер-офицеры и рядовые могут рассматривать себя и рассматриваться другими в качестве отдельной группы, отличной от внешней по отношению к ней группы офицеров. Так как эти понятия носят ситуативный, а не абсолютный характер, нет ничего парадоксального в том, чтобы в одном контексте отнести офицеров к группе, внешней по отношению к унтер-офицерам и рядовым, а в другом — к членам более обширной внутренней группы, включающей в себя их всех.
На что критик резонно возражает: «Возможно, в этом нет ничего парадоксального, но мы, конечно, можем настаивать на таком эксплицитном критерии для выделения обособленной группы, как членство в группе в одном случае и отсутствие членства в другом»9. Однако поскольку критик Норман Каплан в дальнейшем не применяет этих критериев, возможно, полезно снова исследовать и систематизировать различные виды социальных образований, неточно обозначаемые как «группы», «социальные категории» и т.п. Некоторые из критериев, относящихся к данному вопросу, уже упоминались — правда, в несистематизированной форме — в вышеприведенных отрывках, однако в целях методологического анализа они должны быть четко выявлены. Прежде всего в общем понятно, что социологическое понятие
9 ibid., 32. — Примеч. автора.
группы относится к некоторому количеству людей, которые взаимодействуют друг с другом в соответствии с установленными образцами10. Иногда группа определяется как некоторое количество людей, имеющих устойчивые и специфические социальные отношения. Однако оба утверждения эквивалентны, так как «социальные отношения» сами являются формами такого социального взаимодействия, которое происходит в соответствии с образцами и длится достаточно долго, чтобы стать идентифицированной частью социальной структуры. На этот единый объективный критерий указывала приведенная выше ссылка на «частоту взаимодействий». Можно, разумеется, считать этот единый критерий достаточным, однако если ставится цель создать такое понятие, которое было бы социологически полезным, то потребуются также и другие критерии".
Второй критерий группы, который в процитированых отрывках оставался только имплицитным, состоит в том, что взаимодействующие между собой люди сами определяют себя в качестве «членов», т.е. у них обычно складываются стереотипные ожидания таких форм взаимодействия, которые являются моральными обязательствами для них и для других «членов», но не для тех, кто, как считается, находится «вне» группы. В процитированных выше отрывках на этот критерий непреднамеренно указывалось при случайных ссылках на то обстоятельство, что люди «считают себя» членами группы.
Связанный с двумя первыми, третий критерий заключается в том, что люди, находящиеся во взаимодействии друг с другом, определяются другими как «принадлежащие к группе», причем эти другие включают как членов, так и не-членов. В случае формальных групп эти определения обычно являются эксплицитными; в случае неформальных групп они часто только молчаливо подразумеваются, обозначаясь скорее в поведении, чем в словах. Если все эти три критерия — наличие длительных, установленных на основе моральных принципов форм взаимодействия; самоопределение себя в качестве члена группы и такое же определение, но данное другими — присутствуют в полной мере, то всех тех, кто вовлечен в стабильные взаимодействия, можно четко определить как включающую их в себя группу. В своей совокупности объективный критерий взаимодействия и субъективный критерий социальных определений позволяют относительно точно отделить членов группы от тех, кто таковыми не является. Если субъективные определения туманны, то наблюдаемые социальные
'"См., напр.: HomansG.C, The Human Croup (N.Y. Harcourt, Brace and Company, 1950), 1, 82-86. - Примеч. автора.
11 Что касается широкого круга подобных критериев, см.: Sorokin P.A., Society, Culture, and Personality (New York: Harper & Brothers, 1947), 70 ff. — Примеч. автора.
взаимодействия теряют четкие очертания и возникает уже знакомый нам случай, когда социолог-наблюдатель прослеживает «групповое образование», которое отнюдь не обязательно переживается в качестве такового теми, кого он в них включает. Как уже имелось в виду, а теперь должно быть выражено словами, границы группы не обязательно являются фиксированными; они динамично изменяются в зависимости от конкретного ситуационного контекста. Изменившаяся ситуация может привести к значительным изменениям в степени социального взаимодействия, так что бывшие члены группы объективно могут остаться за ее пределами, даже если они не «подают в отставку» и не «выбывают по собственному желанию». Подобные изменения в степени социального взаимодействия могут сделать границы группы расплывчатыми прежде всего в тех неформальных группах, которым не хватает эксплицитных определений членства, сделанных как в форме самоопределения, так и даваемых другими людьми. Это можно считать одним из функциональных признаков неформальных групп: их стабильность отчасти зависит от этой относительной неопределенности членства. К тому же это создает практические (не теоретические) трудности для тех социологов, кто интересуется идентификацией членства в неформальных группах. Поэтому необходимо снова исследовать и отбросить некоторые из подразумеваемых значений терминов «член» и «не-член»; эти термины не полностью соответствуют фактам, так как, по-видимому, имеются степени членства, на что отчасти указывают степени социальных взаимодействий в группе. Это подразумевается в таких терминах, время от времени употребляемых социологами, как «номинальный» или «периферийный» член группы. Номинальный член группы — это тот, кто определяется другими как лицо, включенное в групповую систему социальных взаимодействий, но кто на самом деле перестал взаимодействовать с другими членами группы. Периферийный член группы — это тот, кто сократил взаимодействия с другими членами группы до такой степени, что лишь относительно небольшая часть его поведения контролируется ими. Изменение объективной ситуации — например, изменение пространственного распространения членов группы, входящих в ее состав в настоящее время, — может повысить долю номинальных членов по отношению к действительным членам. Точно так же ситуационные изменения могут повлиять на определения членства в группе (как самоопределения, так и определения, даваемые другими). Ибо в силу того, что взаимодействия между членами группы не одинаковы по степени, любое длящееся во времени событие, которое усиливает взаимодействие между одними и ослабляет его между другими, приводит к образованию подгрупп. Как подразумевает сам термин, в структурном плане подгруппы состоят из тех, кто развивает особые
взаимоотношения между собой, не разделяемые с остальными членами более обширной группы. Такие подгруппы могут возникнуть в любой группе. Силы, содействующие образованию этих дифференцированных групп, не всегда имеют отношение к культуре: например, члены группы, постоянно находящиеся в самых близкородственных отношениях, склонны к образованию обособленных подгрупп. Особые интересы, свойственные определенным статусам или слоям более обширной группы, также могут содействовать образованию подгрупп — например, в той мере, в какой интересы унтер-офицеров и рядовых, с одной стороны, и офицеров —с другой, не совпадают между собой и отличаются по своим паттернам. Чувства и ценности, специфические для различных статусов или слоев, составляющих данную группу, также могут срабатывать в одном и том же направлении и приводить к образованию подгрупп. Если эти три различных типа сил дифференциации будут действовать совместно, то возникнет одно из техсоциальныхпереопределений, на которые мы уже ссылались, когда говорили, что в некоторых случаях одна внутренняя группа может дифференцироваться и образовать как внутренние группы, так и внешние группы. «Разногласия», благодаря которым в потенциальных подгруппах кристаллизуются отличительные интересы, или чувства, или то и другое вместе, могут мобилизовать как поведение, так и установки, что в результате приводит к образованию новых групп. До тех пор, пока концептуальный язык, обычно применяемый для описания групповой структуры, будет исходить из статических условий членства в группе, — до тех пор будет казаться парадоксальным, что одних и тех же индивидов нужно в одних случаях описывать как членов одной группы, а в других — как членов разных (быть может, враждебных друг другу) групп. Но если признать, что состав и структура группы динамичны, что они представляют собой всего лишь концептуальные равнодействующие сил, действующих в группе, то станет ясно, что границы групп постоянно находятся в процессе объективных изменений, который регистрируется в степенях социального взаимодействия, и в процессе социального переопределения, который регистрируется в определениях членства, даваемых самим индивидом или другими людьми12.
12 Это общее понятие непостоянных границ членства в группе снова рассматривается в главе XIII, р. 479. Кстати, по поводу ситуационной детерминации подобных социальных переопределений имеется ироническое замечание Альберта Эйнштейна в его выступлении в Сорбонне: «Если моя теория относительности будет иметь успех, то Германия объявит меня немцем, а Франция заявит, что я — гражданин мира. Если же моя теория окажется заблуждением, то Франция скажет, что я немец, а Германия заявит, что я еврей». — Примеч. автора.
Проблема 1.3 Понятие не-членства
Подобно тому как понятие членства в группе далеко не самоочевидно и требуются эксплицитные социологические критерии, чтобы его можно было концептуально идентифицировать, точно также обстоит дело с понятием не-членства. Разумеется, не-члены — это те, кто не соответствует критериям членства, связанным со взаимодействиями и определениями, и, следовательно, можно было бы подумать, что определения членства вполне достаточно, чтобы определить всех остальных людей как не-членов. Но, как известно', остаточные определения способны затемнять существенные черты того, что определяется только негативно13. Так обстоит дело и с остаточным пониманием не-членства.
Ибо категория «не-членства», если определять ее только негативно, чтобы она охватывала всех тех, кто не соответствует критериям членства, способствует затемнению основополагающих различий между разными видами не-членства — различий, которые особенно важны для теории референтных групп. В справедливости сказанного можно убедиться, если выявить, какой смысл вкладывается в важное и уже давно не применяемое понятие «полноты группы», введенное Зим-мелем14. Понятие полноты относится к свойству группы, измеряемому соотношением между потенциальными членами (теми, кто удовлетворяет требованиям членства, установленным группой) и действительными членами. Профсоюзы, профессиональные ассоциации, группы выпускников учебных заведений — таковы только самые заметные примеры организаций, отличающихся разными степенями полноты.
Как справедливо подчеркивает Зиммель, полноту группы следует четко отличать от ее величины. В сущности, это означает, что группы, имеющие одну и ту же абсолютную величину (измеряемую числом членов), могут принципиально отличаться друг от друга по степени полноты (измеряемой соотношением потенциальных идействи-тельных членов). Соответственно, это означает, что группы, имеющие одну и туже абсолютную величину, могут резко отличаться друг от друга по степени социальной силы в зависимости от того, охватывают ли они всех потенциальных членов или какую-то их часть. Признание связи между полнотой и силой служит, конечно, одной из главных причин
u Что касается убедительных соображений по поводу самой идеи остаточных категорий, см.: Parsons Т., The Structure of Social Action, pp. 16—20, 192. — Примеч. автора.
14 The Sociology ofGeorg Simmel (Glencoc, Yllinois; The Free Press, 1950). Translated and ed. by Wolf K.H. - p. 95. - Примеч. автора.
того, почему ассоциации, имеющие партикулярный статус, стремятся максимально расширить свой членский состав с тем, чтобы включить как можно больше потенциальных членов. Чем полнее данная группа, тем больше ее сила и влияние.
Этот краткий анализ понятия полноты только на первый взгляд выглядит отступлением от нового исследования понятий членства и не-членства в группе. Ибо понятие полноты подразумевает — и, по-видимому, это интуитивно почувствовал Зиммель, — что имеются четко выраженные, различные по своей структуре типы не-членов группы. He-члены не образуют единой, гомогенной социальной категории. Модели их отношений с группой, членами которой они не являются, различны. Именно это, по-видимому, имеет в виду Зиммель, когда замечает, что «человек, который в идеале, так сказать, принадлежит к группе, но остается вне ее, позитивно наносит ей вред просто своей индифферентностью, своим неприсоединением. Это не-член-ство может принимать форму конкуренции, как в случае объединений рабочих; или же оно может продемонстрировать чужаку пределы власти, которой обладает группа; оно может также нанести ущерб группе в силу того, что она не может даже конституироваться, если все потенциальные кандидаты не станут ее членами, как в случае определенных индустриальных картелей»'5.
1. Правомерность и неправомерность членства. Здесь намечается
первый признак, по которому может быть проведена последующая де
тализация остаточной категории не-членства; не-членов, которые не
имеют права на членство, можно с успехом отличать от тех, кто имеет
право на членство, но продолжает оставаться вне группы. Различие
между теми не-членами, которые имеют право на вступление в группу,
и теми, кто этого права не имеет, может пролить свет на то, при каких
условиях не-члены скорее всего начнут позитивно ориентироваться на
групповые нормы. При прочих равных критериях не-членства (кото
рые мы рассмотрим здесь же) те не-члены, которые имеют право на
членство, по-видимому, более склонны принять групповые нормы в
качестве позитивных рекомендаций для себя.
Признаки правомерности и неправомерности обеспечивают только одно основание для дальнейшей детализации остаточной концепции не-членства. Однако можно систематически идентифицировать и связать с разными моделями референтно-группового поведения по крайней мере три других комплекса признаков.
2. Отношение к тому, чтобы стать членом группы. He-члены раз
личаются также своим отношением к вступлению в члены группы: а)
некоторые могут стремиться стать членами группы; б) другие могут
15 Ibid., p. 95. — Примеч. автора.
относиться к этому индифферентно; в) у всех остальных могут быть какие-либо мотивы, чтобы не присоединяться к группе. Теория референтных групп, разумеется, интегрировала в себя первый из этих мотивационных подходов к членству в группе, так как он представляет собой механизм, содействующий позитивной ориентации не-чле-нов на групповые нормы. Вся предыдущая глава — это одно из многих исследований, специально изучающих «индивидов, которые принимают ценности, существующие в той группе, в которую они стремятся, но к которой не принадлежат»16.
Объединив оба признака — определяемый группой статус правомерности не-членов и определяемое самими не-членами отношение к своему вступлению в группу, — можно установить весь спектр идентифицируемых типов психосоциального отношения не-членов к соответствующим группам. Таким образом, становится очевидным, что не-члены, стремящиеся, чтобы их приняли в группу, составляют только один из нескольких различных типов не-членов.
Отношение не-членов к членству | Определяемый групповой статус не-членов | |
Имеют право на членство | Не имеют права на членство | |
Стремятся вступить | Кандидаты на вступление в число членов | Маргиналы |
Безразличны к вступлению | Потенциальные члены | Далекие от группы не-члены |
Имеют мотивы не вступать | Не-члены, не имеющие никакого отношения к группе | Не-члены — антагонисты |
В предыдущей главе, представляющей собой как бы вольное изложение теории референтных групп, были определены только некоторые из этих четко различающихся типов не-членов. Судя по всем показателям, выполненная в ней идентификация типов была неполной и в высшей степени избирательной, потому что она основывалась на непосредственных описаниях наблюдаемых образцов поведения, а не была выведена аналитически из различных комбинаций определенных признаков, характеризующих отношение не-членов
16 См. краткое обсуждение этого вопроса. Действительно, Музафер Шериф и Кэролайн Шериф делают этот признак интегральной частью своего определения референтной группы: «Это группы, частью которых считает себя индивид или к кото-Рым он стремится отнести себя психологически». См.: Sherif M., Sherif C.W., Groups in "вгтопуand Tension (New York: Harper& Brothers, 1953), p. 161. — Примеч. автора.
к соответствующим группам. Как было замечено выше, первый из этих типов — индивиды, стремящиеся вступить в группу, членами которой они пока еще не являются, — стал предметом специального изучения именно в теории референтных групп. Однако, как имелось в виду в этом более раннем исследовании и вновь подтверждается последующей парадигмой, те, кто стремится стать членами группы, подразделяются на два существенно различающихся типа в зависимости от определяемых группой критериев правомерности членства. Они различаются структурно, по своему положению, а значит, по функциональным и дисфункциональным последствиям своей заинтересованности в ожидаемой ими социализации, которая должна произойти благодаря усвоению ценностей той группы, в которую они стремятся, но к которой не принадлежат17.
Претендент, имеющий право стать членом группы (он был идентифицирован как «кандидат» в члены), имеет мотивы для того, чтобы выбрать группу не-членов в качестве своей референтной группы и в то же время способен получить от нее вознаграждение за это. Претендент, не имеющий права на членство, но тем не менее заинтересованный в этой ожидаемой им социализации, становится маргиналом, который может быть отвергнут группой, членом которой он является, за то, что он отказывается от ее ценностей, и не способен получить признание в той трупе, в которую он стремится вступить. Второй большой класс не-членов — это те, кто совершенно индифферентны к перспективе своего членства в группе; он состоит из лиц, которые вообще не ориентируются на группу, о которой идет речь. Они находятся абсолютно вне ее притяжения. Она не имеет никакого отношения к их референтным группам. Тем не менее этот тип тоже можно с пользой подразделить на тех, кто имеет право на членство и, следовательно, может иметь какое-то отношение к группе, которая, возможно, попытается вовлечь их в сферу своего притяжения, и на индифферентных не-членов, не имеющих права на членство, которых Тернер описал просто как среду для деятельности группы18.
Как мы вскоре увидим, эти два типа не-членов имеют разный статус в зависимости от того, стремится ли данная группа стать полной, насколько это возможно, или нет.
" Аналогичные типы на том же основании были разработаны Леонардом Бру-мом. См.: Broom L., «Toward a cumulative social scieennce», (Research Studies ofthe State College of Washington, 1951), 29, pp. 67—75. — Примеч. автора.
18 Это — адаптация концепции, выдвинутой Тернером и изложенной в самом начале главы. Тернер обращает наше внимание на такие группы, которые просто образуют среду для тех, кто в них не входит; здесь же мы рассматриваем соответственно тип не-членов, образующих среду для тех групп, которые не усматривают в них своих перспективных членов. — Примеч. автора.
Третий класс не-членов, напротив, ориентирован на группу, о которой идет речь, но имеет самые разнообразные мотивы, чтобы не стремиться к членству в ней. He-члены, активно избегающие членства, на которое они имеют право, — это те, к кому, по словам Зим-меля, применим афоризм: «Кто не с нами, тот против нас»19. При этом Зиммель также имел в виду, что индивиды, имеющие право на членство в группе и в то же время резко отвергающие его, в некоторых отношениях представляют для группы большую угрозу, чем антагонисты, которые ни в коем случае не могли бы стать ее членами. Отказ от вступления в группу со стороны тех, кто имеет на это право, служит символом как относительной слабости группы (подчеркивая неполноту членского состава), так и относительной сомнительности ее норм и ценностей, которые не принимаются теми, кому они в принципе адресованы. Для тех, кто не вступает в группу, руководствуясь обоими этими мотивами, группа становится (или легко может стать) негативной референтной группой, как мы увидим в следующем разделе, где речь идет об этом типе групп.
Комбинированный анализ признаков правомерности, неправомерности и отношения к членству в соответствующей группе, таким образом, позволяет дифференцировать различные типы нечленства, а не исходить из того, будто все не-члены составляют единое целое. В свою очередь, каждый из этих типов не-членов способен проявлять различные образцы референтно-группового поведения по отношению к тем референтным группам, к которым они не принадлежат. Это позволяет предварительно выделить среди не-членов тех, кто имеет позитивную ориентацию по отношению к группе; кто относится к ней негативно; наконец, обширную и важную категорию не-членов, которые никак к ней не относятся и для кого, иными словами, группа, о которой идет речь, не является референтной группой.
Чтобы дать структурную и психологическую классификацию различных установок по отношению к группам не-членов, следует принять во внимание по крайней мере еще два дополнительных ряда признаков. К ним относятся: наличие или отсутствие интереса со стороны группы к тем, кто вступает в нее по праву; различие между теми не-членами, кто уже был членами групп, итеми, кто никогдав ней не состоял.
3. Открытые и закрытые группы. Подобно тому какиндивиды по-Разному относятся к своему вступлению в конкретные группы, так и гРУппы по-разному относятся к расширению или ограничению свое-
19 Simmel, op. cil., 95. — Примеч. автора.
го состава. Группы, как и социальные структуры вообще, могут быть, так сказать, сравнительно открытыми или сравнительно закрытыми, что уже давно было замечено социологической теорией20.
В данном случае исходный пункт тоже намечен Зиммелем, Не все группы стремятся расширить свой членский состав; некоторые из них, напротив, организованы таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам — как самоконституирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, хотя в конкретных случаях эти соображения могут в ней присутствовать. Зиммель приходит к выводу, что она может определяться также структурными требованиями к элите, которая должна оставаться сравнительно небольшой, чтобы поддерживать сложившиеся социальные отношения21. Легкодоступное расширение членского сотава может также снизить символическую цену приема в члены группы, так как он становится доступным многим другим. По этим и иным структурным и эгоистическим соображениям некоторые группы остаются относительно закрытыми.
По тем же самым формальным соображениям группы другого типа стремятся быть относительно открытыми и охотно расширяют свой
20 Что касается более или менее современных формулировок, см.: Sorokin, op.
cit., p.175. «Соотношение сравнительно открытых или закрытых по своему характеру
социальных структур» с референтно-групповым поведением и его следствиями рас
сматривается в предыдущей главе, но вне систематической связи с другими атрибута
ми не-членов и их групп. Следует также особо оговорить, что не только социальные
классы можно рассматривать как в той или иной мере открытые или закрытые систе
мы, но и любые группы и социальные категории. — Примеч. автора.
21 Наблюдение Зиммеля звучит следующим образом: «Таким образом, тенден
ция максимального ограничения численности... существует не только вследствие
эгоистического нежелания разделить с кем-то свое правящее положение, но и бла
годаря инстинктивному пониманию <букв: чувственному познанию> того, что ус
ловия жизни, свойственные аристократии, можно сохранить только в том случае,
если число ее членов невелико — как относительно, так и абсолютно... <При неко
торых условиях> не остается ничего иного, как начать проводить жесткую линию
против всякой экспансии и преградить доступ в эту количественно замкнутую группу
для любых внешних элементов, которые, возможно, хотели бы проникнуть в нее —
независимо от того, имеют ли они право на это. Аристократия часто начинает осоз
навать свою собственную природу только в этой ситуации, когда ее солидарность
усиливается перед лицом возможной экспансии». Simmel, op. cit., pp. 90—91 <italics
supplied>. Стоит ли говорить, что, признавая, таким образом, структурное требова
ние относительной замкнутости для элиты, Зиммель не оправдывает политику ис
ключения? — Примеч. автора.
членский состав. Например, политические партии в демократических политических системах22, профсоюзы и некоторые религиозные объединения структурно-функционально организованы таким образом, что они всегда стремятся максимально увеличить число своих членов. Организации, принимающие новых членов, разумеется, не ограничены сферами политики или религии; их можно обнаружить в самых различных институциональных сферах. Подобные открытые организации стремятся и объединить своих членов в группы, и стать референтными группами для всех тех, кто формально соответствует их критериям правомерности. В некоторых случаях эти критерии можно с успехом применять не очень жестко, чтобы увеличить число не-членов, которых можно принять в данную группу, создавая тем самым возможность возникновения знакомого конфликта между «высокими стандартами приема» и «большим числом членов»23.
К тому же в зависимости от открытого или закрытого характера группы варьирует и отношение к ней как к референтной группе со стороны не-членов. На этом основании в предыдущей главе было высказано предположение о том, что группы не-членов будут восприняты в качестве референтных групп скорее всего в тех социальных системах, которые обладают высокой социальной мобильностью, а не в относительно замкнутых системах. Именно структурный контекст мобильности определяет, будут ли ожидания не-членов играть для них роль функций или дисфункций. В открытой системе позитивная установка групп не-членов чаще будет вознаграждена их последующим включением в группу; в закрытой системе она скорее всего окончится разбитыми планами и маргинальным статусом. Благодаря этой более или менее явно выраженной системе стандартизированных поощрений и наказаний открытая система содействует усилению пози-
22 Подобный характер политические партии имеют не во всех политических сис
темах. С социологической точки зрения, ленинская большевистская доктрина отста
ивала закрытый элитарный принцип ограничения членства в партии дисциплиниро
ванными и идейными профессиональными революционерами, в противоположность
меньшевистской доктрине Мартова и Троцкого, которая отстаивала открытый, мас
совый принцип членства. В различных институциональных сферах многие организа
ции пытались сочетать «открытый» и «закрытый» принципы, чтобы под всевозмож
ными структурными предлогами стратифицировать своих членов. — Примеч. автора.
23 Этот конфликт в сфере социальной организации служит аналогом столь же
знакомого конфликта в сфере поп-культуры и массовых коммуникаций. Цель мак
симального расширения аудитории — «массовый принцип популярности» — вступа
ет в конфликт с целью сохранения «высоких стандартов» произведений культуры —
«элитарным принципом хорошего вкуса». Любопытно, что те же самые люди, кото
рые отвергают элитарный принцип организации, часто отстаивают его в п оп-культу-
Ре- — Примеч. автора.
тивнои ориентации на группы не-членов, а закрытая система — ее ослаблению24.
4. Временные перспективы не-членства: бывшие члены и посторонние не-члены. Подобно другим социологическим понятиям, связанным со статусом, понятие не-членства обычно конструировалось статически, с позиций нынешнего статуса индивида. И, как и в других подобных случаях, требуется некоторое умственное усилие, чтобы уйти от этого статического контекста и включить в концептуальную схему «то, что знает каждый», а именно, что не только нынешний статус индивида, но и история всех его прежних статусов оказывает воздействие на его поведение в настоящем и в будущем. Таким образом, лишь с недавних пор социологические исследования различных типов классового поведения стали систематически, а не спорадически выявлять различия у индивидов, которые в настоящее время принадлежат к одному и тому же социальному классу, — различия, определяемые прошлой историей их классового статуса; при этом, как можно было ожидать, обнаружились серьезные различия в референтно-групповом поведении в зависимости оттого, как менялось классовое положение индивида — характеризовалось ли оно мобильностью (в сторону повышения или понижения) или же оставалось неизменным25. Изучение дружбы как социального процесса тоже выявило различия у тех людей, которые в какой-то момент исследования оказались в одной и той же категории (например, в качестве друзей-единомышленников), но тем не менее в более ранний период исследования различались своими взаимоотношениями и ценностями. Тем самым (мы получаем) возможность связать подобные прошлые различия с вероятностью определенных отношений этих людей в какой-то иной, более поздний момент наблюдений26. Подобным же образом можно предложить динамическую концепцию не-членства, принимая во внимание прошлую историю членства и проводя различие между теми, кто некогда уже входил в состав группы, и теми, кто никогда не был ее членом. Как мы видели, не-члены уже рассматривались в динамике,
24 В этой связи см. раздел «Теория референтных групп и социальная мобильность»
в предыдущей главе. — Примеч. автора.
25 Bettelheim В., Janowitz M., The Dynamics of Prejudice (New York: Harper & Brothers,
1950); Greenblum J., Pearlin L.I., Vertical mobiility and prejudiice: a socio — psychological
analysis. — In: Class, Status and Power. Editors Bendix R., Upset S.M. (Glencoe, Illinois:
The Free Press, 1953), pp. 480—491. — Примеч. автора.
26 Lazarsfeld P.F. and Merton R.K., «Friendship as social process: a substantive and
methodological analysis», Jn: Freedom and Control in Modern Society. Eds. Berger M, Abel
T. And Page Ch. H. (New York: D. Van Nostrand Company, 1954), pp. 18—56. Что касается
более широкого применения этого анализа, см. статью: Rilev J.W. Jr. and Rilev M.W.,
«The study of phsychological mechanism in sociological research». — Примеч. автора.
сточки зрения их установок на будущее, например, те из них, кто стремится стать членом группы. Но они еще не рассматривались с точки зрения структурной динамики, интересующейся их прошлыми отношениями в группе. Тем не менее кажется вполне правдоподобным, что бывшие члены группы должны отличаться по своему референтно-групповому поведению от других не-членов, никогда не входивших в состав группы.
Можно предположить, что членство в группе, сопровождавшееся глубоко укоренившимися привязанностями и чувствами, нельзя отвергать легко, без психологических последствий. Иными словами, можно утверждать, что бывшие члены группы, которая имела для них большое значение, будут испытывать к ней амбивалентное отношение, а не полное безразличие. Разумеется, многочисленные структурные условия могут сгладить и даже совсем элиминировать эту амбивалентность; например, полное пространственное и социальное отделение от группы может свести на нет обстоятельства, при которых она сохраняет свою значимость для бывших членов. На языке нашей классификации позиций «не-членов по отношению к членству» это означает, что бывшие члены скорее склонны не вступать в группу, а не просто безразличны к вступлению. Группа сохраняет точно такое же отношение к ним, потому что они отчуждены от нее; следовательно, она скорее всего станет негативной референтной группой.
Сосредоточив свое внимание на особом виде не-членов — тех, кто некогда был членом группы, имевшей для них большое значение, — мы получаем возможность связать понятие негативной референтной группы (вскоре мы рассмотрим его подробно) с анализом отклоняющегося поведения и социального контроля, выполненным Парсон-сом. Как указывает Парсонс,
«можно полагать, что отчуждение всегда есть часть амбивалентной мотивационной структуры, тогда как к конформизму это не относится. Там, где больше нет никакой привязанности к объекту и/или отсутствует интериоризация нормативных образцов, там возникает не отчужденность, а безразличие. И социальный объект, и образец становятся только нейтральными ситуативными объектами и больше не являются тем центром, на котором фокусируются основные потребности личности. В таком случае конфликт разрешается полностью — старый объект заменяется новым, потребности подавляются или угасают и/или интериоризу-ется новый нормативный образец»".
27 Parsons Т., The Social System, p. 254. Ср. с обсуждением процессов отчуждения в пРедыдущей главе данного тома, с. 323—325. — Примеч. автора.
Однако настоящей привязанности к своей бывшей группе возникать не должно, и обычно она не возникает. Здесь мы имеем именно тот случай, когда бывшие члены группы часто превращают ее в негативную референтную группу, по отношению к которой они скорее испытывают чувства зависимости и враждебности, чем просто безразличия. Ибо именно в силу того, что утрата членства или отказ от него не уничтожает былой привязанности к группе, результатом скорее всего будет амбивалентность, а не безразличие. Становится возможным то, что Парсонс называет «вынужденным отчуждением», в данном случае — постоянный и жесткий отказ от норм отвергнутой группы28.
Таким образом, амбивалентный бывший член группы имеет двойную ориентацию: с одной стороны, он подыскивает новую группу, заменяющую прежнюю, с другой — сохраняет былую привязанность к своей прежней группе. Это может объяснить часто отмечаемую у таких людей тенденцию проявлять более сильную привязанность к своей новой группе по сравнению с ее прирожденными членами и, соответственно, более сильную враждебность к своей старой группе по сравнению со своими новыми союзниками. Майкле (Michels) — один из многих, у кого сложилось впечатление, что «ренегат» и более предан своей новой группе, и более враждебен по отношению к группе, которую он оставил, чем люди, традиционно входящие в состав его новой группы. По его мнению, революционер, имеющий буржуазное происхождение, гораздо яростнее выступает против буржуазии, чем его товарищи-революционеры, имеющие пролетарское происхождение. Если бы это впечатление получило эмпирическое подтверждение, то явление членства и референтно-групповое поведение, которое мы здесь исследуем, возможно, помогли бы объяснить эффект двойного усиления, своеобразную форму реагирования, при которой идентификация с новым сопровождается отказом от старого, причем и то и другое получает непропорционально сильное выражение.
Соответственно, поведение отвергнутой группы по отношению к своему бывшему члену проявляет тенденцию к большей враждебности и озлобленности, чем по отношению к тем людям, которые всегда были членами его новой группы, или по отношению к тем, кто ни-
28 -j-0T тип амбивалентности, в котором доминирует компонент отчуждения, описывается Парсонсом следующим образом: «...то обстоятельство, что преданность другим (личностям или группе) и нормативному образцу все еще является фундаментальной потребностью, означает, что человек должен защищать себя и не выражать эту потребность явно. Следовательно, он должен не только выражать свои негативные реакции, но и быть при этом абсолютно уверенным, что элемент конформизма не одержит верх и не вынудит его снова подавлять свой негативизм. Поэтому отказ личности послушно сообразовываться с ожиданиями других становится неизбежным» (ibid., p. 255). — Примеч. автора.
когда не входил в состав его старой группы, хотя имел на это право. Здесь мы тоже имеем двойной эффект. С одной стороны, он определяется тем, что возникает угроза групповым ценностям, которые отвергаются теми людьми, кто раньше их принимал, так как тем самым подразумевается, что прежние члены группы подвергли эти ценности проверке и обнаружили их недостаточность. Символически это наносит больший ущерб, чем оппозиция этим ценностям со стороны членов иных групп, которые никогда не жили в соответствии с ними. Этот последний случай группа может объяснить полным неведением, но такое объяснение вряд ли уместно по отношению к ее бывшим членам. С другой стороны, принятие бывшим членом старой группы ценностей его новой группы может быть воспринято как символ слабой лояльности членов отвергнутой группы по отношению к этой последней. Если это произошло один раз, то может произойти снова. Таким образом, отчуждающий себя от группы ее бывший член становится живым символом как низкого качества групповых ценностей, так и низкого уровня лояльности ее членов.
Не будет слишком большим преувеличением предположить, что в нашем обыденном языке регистрируется это пристрастное отношение группы к тем, кто отказался быть ее членом. Приведем довольно широкий спектр эмоционально окрашенных терминов, обозначающих бывших членов группы: ренегат, отступник, перебежчик, еретик, предатель, раскольник, дезертир и т.п.; в обыденном языке трудно отыскать нейтральные термины, обозначающие те же самые явления. Оскорбительный оттенок, свойственный этим терминам, обычно сказывается на последующем отношении к группе того из ее членов, кто ее покинул. Ренегат не только отрекается от групповых норм и от членства в группе, но и становится в оппозицию к ней. Отступник заменяет веру, которую он исповедовал ранее, другими верованиями, которые с точки зрения его бывшей группы являются гораздо менее возвышенными. Перебежчик сочетает в себе и ренегатство, и отступничество, так как он становится изменником не по внутреннему убеждению, а в расчете на выгоду. Но какой бы позорный смысл ни вкладывался в эти эпитеты, любой из них подразумевает, что отказ от ориентации на прежнюю группу дается слишком нелегко, чтобы она стала безразличной для своего бывшего члена. Подобно тому как новообращенный роялист всегда больший роялист, чем сам король, так и бывший роялист — это всегда больший республиканец, чем урожденный и чистокровный простолюдин29. Систематические эмпирические исследо-
29 Обширный материал, подтверждающий эту схему, можно найти в современной истории, а именно в поведении многих бывших коммунистов, превратившихся в американских патриотов, и немногих бывших патриотов, ставших коммунистами. Для
вания референтно-группового поведения этих двух видов не-членов еще только предстоят. Но, по-видимому, имеется много теоретических соображений, подтверждающих предположение о том, что отношение к группам не-членов будет существенно отличаться у тех, кто когда-то входил в их состав, и у тех, кто никогда не был ихчленами. Однако если понятие не-членства не будет конкретизировано именно с этой точки зрения, то эту проблему вряд ли можно будет сформулировать. Этого предварительного очерка атрибутов не-членства, возможно, вполне достаточно для того, чтобы установить, что понимание не-членства как остаточной, имплицитно считающейся гомогенной категории было бы теоретически неадекватно. He-члены отличаются друг от друга: правомерностью своего членства в данной группе; своим отношением к тому, чтобы стать ее членами; открытостью или закрытостью группы для тех, кто формально имеет право стать ее членами; своим ранее существовавшим статусом относительно той группы, членами которой они в настоящее время не являются. Если эти атрибуты, взятые в совокупности, отличаются друг от друга, то отличается социальная роль и психологическая ситуация не-членов, а вместе с тем, как можно предположить, и их отношение к той референтной группе, в которую они не входят.
Проблема 1.4 Понятия внутренней и внешней группы
Из приведенного выше обзора с полной очевидностью следует, что понятие членской группы не тождественно понятию внутренней группы, а группы, состоящей из не-членов, — понятию внешней группы, хотя Уильям Самнер, по-видимому, думал по-другому, когда впервые вводил понятия внутренней и внешней группы. В начале своей работы он применяет их к первобытному обществу, но в конце (говорит почти то же самое и о более сложных обществах:
...дифференциация возникает между нами и своими, составляющими внутреннюю группу, и всеми остальными, или группами, состоящими из «чужих» (внешними группами). Отношение друг к другу у тех, кто составляет группу «своих», — это отношение мира, правопорядка, управления и производства. Их отношение ко всем аутсайдерам, или «чужим», — это отношение войны и грабежа, если только они не придут к соглашению...
дополнительного изучения этого явления следует обратиться к работе: Almond G.A. et al. The Appeals of Communism (Princeton: Princeton University Press, 1954); что касается этих типов, см.: Coser L., The Functions of Social Conflict (Glencoe: The Free Press, 1956), pp. 67—72. — Примеч. автора.
Отношения товарищества и мира в группе «своих» и враждебность и воинственность по отношению к группам «чужих» связаны между собой коррелятивно... Преданность группе, готовность идти на жертвы ради нее — и ненависть и презрение по отношению к аутсайдерам; отношения братства внутри и воинственность, направленная вовне, — все это произрастает совместно, все представляет собой продукт одной и той же ситуации»30.
Руководствуясь этими соображениями, мы, социологи, привыкли повторять, а не осмысливать тезис Самнера. Вместо того чтобы рассматривать внутреннюю группу как такую разновидность членской группы, которая характеризуется внутренней сплоченностью и направленной вовне враждебностью, на практике мы стали допускать, вдохновляясь при этом неопределенными формулировками Самнера, что все группы членов проявляют отличительные признаки внутренней группы. Эта практика существовала не только у социологов. Всеми принималось заданное, что сплоченность внутри группы усиливает враждебность к тем, кто в нее не входит, и наоборот, так что возникает своего рода кумулятивное спиралевидное сочетание внутренней сплоченности с враждебностью, направленной вовне. На первый взгляд и с самой общей точки зрения, со многим в этой концепции можно согласиться. Сильный национализм, как свидетельствует история и многократно подтверждает современная жизнь, обычно сопровождается враждебностью по отношению к другим национальным сообществам. Нападения извне или угроза таких нападений только усиливают внутреннюю сплоченность и подготавливают стадию еще большей враждебности по отношению к посторонним. Случаи, подтверждающие эту модель группового взаимодействия, слишком многочисленны и слишком хорошо известны, чтобы ее можно было отрицать. Однако можно усомниться — и мы действительно сомневаемся — в том, что это единственная модель, характеризующая связь между внутренней сплоченностью группы и ее внешними отношениями, а зна-
30 Sumner W.G., Folkways, pp. 12—13 <italics suppliedX Самнер говорит об «этноцентризме» как о техническом обозначении такой точки зрения, при которой наша собственная группа — это центр всего происходящего, а все остальное соизмеряется с ней; здесь мы сталкиваемся с ранним, еще не разработанным систематически предвосхищением функции самооценки референтных групп, даже в области терминологии. Он определяет патриотизм как «преданность той гражданской группе, к которой человек принадлежит по рождению или в силу других групповых связей», а шовинизм — как название для «хвастливого и агрессивного самоутверждения». Он считает, что все это — отличительные признаки одной и той же модели: товарищества во внутренней Тупце и враждебности по отношению к внешней группе, причем и то и другое усиливается и угасает синхронно. — Примеч. автора.
Мертоп «Социальп. теория»
чит, и в том, всегда ли членские группы действуют по схеме, описанной Самнером.
Оказывается, это не логическая, а реальная проблема. Ибо, как уже указывалось выше, многие допускают, что с точки зрения своих членов все группы — это «внутренние группы», из чего следует, что группы членов, как правило, проявляют поведенческий синдром Сам-нера. Однако исследования показывают, что это не так31.
Опираясь лишь на самые примитивные психологические концепции, Самнер слишком быстро и без всяких на то оснований пришел к выводу, что глубокая преданность одной группе порождает антипатию (или по крайней мере индифферентное отношение) к другим группам. Исходя из эволюционной традиции в социальном мышлении, которая особо подчеркивала, что в обществе, так же как в природе, происходит борьба не на жизнь, а на смерть, Самнер описал хотя и важный, но специфический случай, придав ему при этом значение общего правила. Он допустил — и с тех пор это допущение многократно повторялось как твердо установленная истина, — что сильная преданность группе с необходимостью порождает враждебность по отношению ко всем, кто находится вне ее.
Теория референтных групп, которая систематически принимает в расчет позитивную ориентацию на группы не-членов, может внести серьезные коррективы в это поспешное и слишком узкое заключение. Внутренние и внешние группы часто являются подгруппами более обширной социальной организации, а потенциально дело всегда обстоит именно таким образом, так как новая социальная интеграция может объединить в единое целое ранее разделенные группы. Мы уже упоминали о структурных и ситуационных условиях, содействующих образованию подгрупп. Точно так же мы можем при определенных условиях обнаружить тендецию к межгрупповой интеграции. Не социальная действительность, а наша собственная социально обусловленная невнимательность вынуждает некоторых из нас сосредоточиться исключительно на процессах социальной дифференциации и при этом пренебречь процессами социальной консолидации. Теория референтных групп рассматривает оба типа социальных процессов.
31 Мертон, Вест и Яхода доказывают, что модель «внутренняя сплоченность — враждебность вовне» — только одна из нескольких моделей, характеризующих отношения группы членов с другими группами. Это подтверждается простым наблюдением, но твердолобая кон