Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стыд, жалость, благоговение; 10 страница




Ницше показал иллюзорность ценностей и истин христианства («платонизма для народа»). Христианство измеряет ценность этого, посюстороннего, мира критериями мира иного и вымышленного, безусловными целями, которые никогда еще в человеческой исто­рии не достигались. Потусторонний мир был создан человеком для

1 Трубецкой Е.Н. Философия Ницше (Критический очерк). С. 252.

2 Е.Н. Трубецкой отмечает, что отождествление ценности с могуществом у Ницше не выдержано: «...У Ницше двоится самый критерий ценности: с одной сто­роны, он склонен отождествлять ценное с естественным; с другой стороны, оказы­вается, что не все естественное ценно; инстинкты нуждаются в верховном контроле сознания, ценно в них только то, что выдерживает критику разума, только то, что разум признает сильным и могущественным» (Трубецкой Е.Н. Указ. соч. С. 254-255).

3 М. Хоркманер и Т.В. Адорно высказывают предположение, что Ницше хочет спасти Бога, который «умер», заменив его сверхчеловеком, что, по существу, явля­ется «возобновлением предпринятой Кантом попытки трансформировать божест­венный закон в автономию, осуществленную им с тем, чтобы спасти европейскую цивилизацию, поступившуюся в английском скептицизме духом». Кантовский кате­горический императив «равным образом является и тайной сверхчеловека. Его воля ничуть не менее деспотична, чем категорический императив. Оба нацелены на не­зависимость от внешних сил...» (Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 143).

 

того, чтобы можно было вынести мир посюсторонний. Ницше даже называет идеалы возбуждающими средствами, «неразбавленными спиртными напитками духа»1, а мораль — самоодурачиванием бесси­лия. Слабость слабого превращается моралью в его «добровольную повинность», сама его сущность предстает как предпочтенное, как «некое деяние», «некая заслуга». Ницше делает очень точное наблю­дение: в условиях отсутствия свободы выбора, когда смирение и бед­ность как единственно возможный и вынужденный образ жизни ис­толковываются как выбор моральный, мы имеем дело с утонченным самообманом.

Когда человек осознает, что, ориентируясь на потусторонний мир, он ориентируется на свои желания, мир его идеалов и ценнос­тей рушится, а вслед за этим лишается ценности и сущее, которое опиралось на эти ценности, выстраивалось в соответствии с ними. Ницше, как пишет М. Хайдеггер, «мыслит нигилизм как «внутрен­нюю логику» исторического совершения Запада»2: «Авторитет Бога, авторитет церкви с ее учительной миссией исчезает, но на его место заступает авторитет совести, авторитет рвущегося сюда же разума. Против них восстает социальный инстинкт. Бегство от мира в сферу сверхчувственного заменяется историческим прогрессом. Потусто­ронняя цель вечного блаженства преобразуется в земное счастье для большинства. Попечение о религиозном культе сменяется вдох­новенным созиданием культуры или распространением цивилиза­ции. Творческое начало, что было прежде отличительной чертой библейского Бога, отмечает теперь человеческую деятельность. Людское творчество переходит наконец в бизнес и гешефт»3, Бог умер — это значит, по Ницше, что сверхчувственный мир идей ли­шился силы побуждать и поддерживать, что мы не служим больше никаким высшим целям. Изменяется «принцип полагания ценнос­тей» (М. Хайдеггер), теперь уже необходимо понять человека как естественный вид, архетип, понять его имманентную природу, ко­торая может развиться, но может и остаться неразвитой. Человек обречен творить себя, свой мир, ценности и смыслы своей жизни, а одновременно и историю в условиях отсутствия какого бы то ни было ограничения и самоограничения, на свой страх и риск, из «полноты своей жизни». «...Ницшевское пристрастие к творцам, — пишет в связи с этим М. Хайдеггер, — выдает, что Ницше мыслит лишь по-новоевропейски, идя от гения и гениальности, и одновре-

 

1 Ницше Ф. Указ. соч. С. 521.

2 Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 151

3 Хайдеггер М. Там же. С. 149.

 

менно — в технической колее, идя от результативности. В понятии воли к власти обе конститутивные «ценности» (истина и искусство) суть лишь перифразы для «техники» — в сущностном смысле планирующе-рассчитывающего обеспечения результата — и для творчест­ва «творческих личностей», которые, поднимаясь над данностью жизни, снабжают жизнь новым стимулятором и обеспечивают функ­ционирование культуры»1. Оценивая в «Европейском нигилизме» место Ницше в западной философии, М. Хайдеггер ставит ему в заслугу поворот к ценностному мышлению, о котором Ницше заявил раньше и глубже, чем «хромающая за ним следом «философия цен­ностей». После Ницше ценностная проблематика становится в фи­лософии решающей. «Вопрос о происхождении ценностной мыс­ли, — пишет М. Хайдеггер, — в метафизике становится в равной мере вопросом о существе ценности и вопросом о существе метафизики. Поскольку эта последняя достигает своего завершения, наш вопрос становится решающим вопросом о том, чем определяется необхо­димость философии и откуда она берет свое основание»2.

К.А. Свасьян во вступительной статье к двухтомнику Ницше на­зывает его философию «самой неотвлеченной... и вместе с тем самой радикальной и самой опасной из когда-либо бывших»3. Можно обозначить по крайней мере два подхода к оценке его фи­лософии. Сторонники первого подхода (и у самого Ницше немало высказываний, дающих основание для такой его оценки) трактуют нравственно-этическую позицию Ницше как апологию антигума­низма, аморализма, антидемократизма и даже милитаризма. Сто­ронники же второго подхода указывают на неоднозначность, многомерность, противоречивость философии Ницше, отмечают оправданность многих его оценок и критических идей, настаивают на необходимости различать философское, этическое содержание его учения, его собственные нравственно-политические взгляды и интерпретации его идей.

Основные свои этические идеи Ницше внятно и последовательно излагает в рассматривавшемся сочинении. Ницше осуществил в фи­лософии поворот от рационалистической метафизики к ценност­ным проблемам, сделал особым предметом своего внимания дореф-лексивное сознание, указал на те тенденции в обществе и поставил те проблемы (свободы, творчества, ответственности и др.), которые станут активно обсуждаться философией XX в.

1 Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие. С. 183.

2 Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. С. 97.

3 Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М. 1990. Т. 1. С. 12-13.

 

Как уже продемонстрировала история, философские воззрения Ницше действительно опасны своими возможными политическими импликациями. К учению Ницше восходят истоки некоторых реак­ционных направлений идеологии, философии истории и филосо­фии культуры. И хотя сам Ницше, особенно в последних произве­дениях, яростно и неустанно открещивался от пошлых толкований своих идей, утверждая, что любая интерпретация — это неизбежное искажение, подтасовки, измышление, «набивание чучел», его фило­софия изначально задумывалась как неметафизическая, практичес­кая, поэтому неудивительно, что ее идеи легко трансформировались в идеологии и политические программы. Фрагментарность выска­зываний, недостроенность рациональных связей, взаимоисключаю­щие оценки, образность выражения позволяли довольно свободно толковать его идеи. Радикализм его взглядов также таил в себе по­литическую опасность: критика просвещенческого оптимизма отно­сительно возможной социальной гармонии, критика идей равенства и демократии, утверждение права сильнейшего, идеи сверхчелове­ка, «воли к власти» и мирового господства, ошеломляюще откро­венное восхищение злом глубоко созвучны как идеологическим про­граммам национал-социализма, так и устремлениям нынешних по­клонников авторитаризма и «сильной власти».

Демистификация идеологии, начало которой положили Маркс и Ницше, опасна для власти, ибо любая власть опирается на идео­логию как на инструмент своей власти. Вечная истина, как заметил К. Ясперс, «после того, как на свете были Киркегор, Маркс и Ницше»1, выглядит по-другому. Маркс раскрыл механизм экономи­ческой эксплуатации. Ницше же разоблачил механизм идеологичес­кого подавления и манипулирования сознанием. Им дана потрясаю­щая, убийственная критика ханжества и лицемерия отнюдь не толь­ко христианской морализирующей идеологии, но и всякой другой, пытающейся «возбудить все элементы рогатого скота в народе»2. Ницше сумел воплотить в форме язвительной, искрящейся филосо­фии свою вселенскую тоску по гордому, независимому, свободному человеку, который отстаивал бы свое право жить собственным умом, не прятался бы за авторитеты, не сгибался бы перед силой, властью и судьбой, не давал бы себя одурачить, не позволял бы себя топтать. Его философия, выражаясь его же словами, как «воплощенный упрек» взывает к разуму и совести, к достоинству каждого человека.

 

1 Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. С. 112.

2 Ницше Ф. Указ. соч. С. 521.

 

Стыд, жалость, благоговение;

B.C. Соловьев. «Оправдание добра. Нравственная философия»

 

Стыд, жалость и благоговение — традиционные категории этики и понятия морального сознания. С их помощью описываются различ­ные аспекты нормативно-оценочного отношения человека к самому себе (своим намерениям, поступкам, поведению), к другим людям (семье, обществу, человечеству), к высшим ценностям и идеалам, воплощающим эталоны нравственности и образцы морального со­вершенства.

В их основе лежат реальные чувства и переживания людей по поводу их нравственного или безнравственного поведения, отноше­ния к окружающему миру. Особенно часто они встречаются в обы­денном моральном сознании, фиксирующем реальные нравы. Этика на протяжении веков теоретически осмысливает, анализирует и раз­рабатывает их нормативное содержание.

Стыд, жалость и благоговение близки по своему смыслу поня­тиям «совесть», «сострадание» и «благочестие». Всем этим поня­тиям соответствуют моральные чувства и переживания людей, сложная природа которых исследуется не только этикой, но и пси­хологией. Задача этики состоит в том, чтобы с наибольшей пол­нотой раскрыть их содержание и выработать общезначимые кри­терии нормативно-должного для ориентации индивидуального мо­рального сознания.

Стыд — это непосредственная, импульсивно-эмоциональная реак­ция человека на реальное или мнимое (ложный стыд) несоответст­вие его поступков, помыслов или намерений господствующим в об­ществе и разделяемым им самим нормам морали или правилам об­щественного поведения. Действие стыда проявляется в недовольст­ве собой, самоосуждении или самообвинении. Испытывать стыд че­ловек может не только по поводу собственных действий, но и дей­ствий или поведения близких ему людей (стыд за другого). Диапазон человеческой стыдливости чрезвычайно широк, причиной стыда могут быть самые различные девиации поведения как на естествен­но-физиологическом, так и на духовно-социальном уровне. Стыд обу­словлен ценностными ориентациями человека, и в зависимости от их характера различные люди обладают различными порогами стыда и степенями стыдливости. Вместе с тем в человеческом об­щественном сознании существуют некоторые определенные универ­салии понимания того, какие именно действия людей считать по­стыдными. Способность стыдиться явно отличает человека от жи­вотных и выделяет его из животного мира.

Стыд наполняется нравственным содержанием по мере того, как человек начинает стыдиться тех своих действий, помыслов и по­ступков, которые принижают и оскорбляют его личное достоин­ство, противоречат нравственным установкам, принципам, убежде­ниям. Уже философы античности выделяли способность человека стыдиться как важную и сугубо человеческую добродетель. Демокрит говорил: «Стыдиться самого себя должно столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все...»

Чувство стыда может принимать коллективный характер, если определенное сообщество людей испытывает его одновременно по одному и тому же поводу.

Суждение относительно того, что стыд является изначально при­сущим человеку свойством, не подтверждено эмпирически. Чувство стыда начинает действовать только на определенном уровне разви­тия индивидуального самосознания. Ребенок, например, до опреде­ленного возраста вообще ничего не стыдится. Взрослый человек ис­пытывает чувство стыда по самым различным, подчас внемораль-ным поводам. Люди могут стыдиться своего происхождения, своих родителей, своей бедности (а то и богатства), своего внешнего вида, невоспитанности, необразованности и т.п. В определенных ситуа­циях стыд преодолевается. Это говорит о том, что в формировании стыда социальные факторы играют немаловажную роль, хотя и не единственную. Люди, абсолютно лишенные стыда, составляют ред­кое исключение. Обвинение человека в бесстыдстве или назидание «Тебе должно быть стыдно» свидетельствует о наличии норматив­ных представлений о должном содержании чувства стыда.

В этике стоицизма стыд определяется как одно из проявлений совести, а в последующих этических учениях понятия «стыд» и «со­весть» рассматриваются как родственные, рядоположенные.

Совесть— это как бы осознанный стыд, эмоционально-рациональ­ная способность человека судить самого себя на основании уже имеющихся в сознании и убеждениях представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недолжном, честном и бесчестном и т.д. В совести особенно сильно проявляется субъек­тивность человеческих переживаний в форме раскаяния, пережи­вания своей вины по поводу собственных злонамерений и злодея­ний. Трагизм этого переживания, или «угрызения совести», образ­но отражен во многих художественных произведениях («Макбет» У. Шекспира, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и др.). Совесть можно назвать самоконтролирующей и самооценивающей моральной реф­лексией, внутри которой, по Гегелю, человек пребывает в глубочай­шем внутреннем одиночестве, лишь с самим собой. «Она — уединение внутри себя самого», «умонастроение волить то, что в себе и для себя есть добро» (см.: Гегель Ф. Сочинения. М., 1936. Т. VII. С. 155). По Канту, совестью обладает каждый человек, но не все прислушиваются к ее голосу и обращают на нее внимание, отсюда бессовестность — не отсутствие совести, а пренебрежение ею. Голос совести можно заглушать в себе ссылками на различные обстоятель­ства, но и это не может предохранить человека от самопорицания и упреков себе. Раскаяние в совершенном мучительно... «оно не может сделать случившееся неслучившимся». Эту «удивительную способность в нас, которую мы называем совестью», Кант полнос­тью связывает со свободной волей человека (см.: Кант И. Сочине­ния. М., 1965. Т. 4. (1). С. 427).

В совести человек спорит сам с собой, и потому она выступает не только в роли судьи, но и в роли адвоката. Как субъективный принцип ответственности человека за свои действия совесть может быть предупреждающей, предостерегающей от зла.

Как осознанное переживание собственной вины совесть, как и стыд, предполагает наличие в сознании человека некоторого сто­роннего судьи, незримого наблюдателя, который вместе с ним знает о его прегрешениях. Отсюда и этимология понятия; со-ведать, знать вместе с кем-то (то же в немецком и французском языках). Этим кем-то в разных этических системах называется Бог (теологическая этика) или другие люди (Л. Фейербах). Этим кем-то может быть и определенный идеальный образ лица, чей нравственный авторитет безупречен для личной совести. Внутренний голос совести — это эхо внешних проявлений человека, включенного в нравственные отно­шения с другими людьми.

В общественном моральном сознании складывается определен­ный нормативный стереотип истинной совести, который объекти­вирует ее индивидуальное содержание и корректирует возможные в ней заблуждения. Существование объективного критерия для со­вести ограничивает индивидуальный произвол и программирует ценностную ориентацию индивидуального морального сознания. По Гегелю, противоречие между формальной (индивидуальной) со­вестью и истинным добром снимается в нормативной нравствен­ности.

Жалость и Сострадание отражают альтруистические начала нрав­ственности. Как понятия морального сознания они заложены в эти­ческой традиции и часто употребляются в истории этики для обо­значения и характеристики нравственных чувств человека.

Д. Юм, например, определял жалость как сочувствие к несчастью других. Аффект жалости соотносил с чувством симпатии и настаивал на том, что в ней всегда есть примесь любви и нежности. Жалость, по Юму, есть желание другому счастья и нежелание ему несчастья. Проявленная жалость может вызвать любовь к своему объекту и стать таким образом прелюдией любви. Сострадание же проистекает из живого и сильного представления о страданиях других людей и так или иначе указывает на дружеское участие и нежность (см.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 2. С. 527, 634 и др.).

В этике А. Шопенгауэра сострадание является одной из централь­ных категорий для обозначения состояния совместного пережива­ния людьми испытаний, выпадающих в жизни на долю всех и каж­дого. Совместные страдания вызывают в людях чувства взаимной симпатии, необходимые для выживания в этом грустно-трагическом мире. Чувство сострадания выступает у Шопенгауэра «первофеноменом морали»: «учитывай только его (человека) страдания... тогда будешь чувствовать постоянное родство и симпатию к нему... будешь ощущать... то самое сострадание, которое одно только и есть агапе (любовь)» (см.: Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 11-12).

В обыденном моральном сознании диапазон содержания поня­тий «жалость» и «сострадание» соединяет в себе способности чело­века к соучастию, сочувствию, сопереживанию другим людям не только в горестях, но и в радости. В старом русском языке и в фольк­лоре понятие «жалость» аналогично понятию «любовь»: любить — это прежде всего жалеть. Заповедь любви к ближнему вменяет че­ловеку в долженствование проявлять жалость ко всем людям, но осо­бенно к убогим и обездоленным, сострадать терпящим несправед­ливость и бедствие и по мере сил сочувствовать им и помогать.

Э. Фромм в эссе «Любовь» главным содержанием любви называ­ет заботу людей друг о друге, которая, в свою очередь, основывается на жалости и сострадании. Жалость-любовь не унижает человека, если в основе ее лежат добрые чувства и добрые намерения.

Благоговение и Благочестие — категории, наиболее характерные для религиозных этических систем (патристика, св. Августин, Фома Аквинский и др.). Сакральный смысл этих понятий апеллирует к ав­торитету Бога и Христа как идеалам высшего нравственного поряд­ка. Вера в моральную чистоту Христа, персонифицирующего добро во всей его нравственной полноте, должна, согласно теологической этике, служить опорой верующему в его стремлении к нравственно­му совершенствованию. Идеал совершенства — необходимое усло­вие духовного очищения и нравственного возвышения верующего. Благоговение перед идеалом, соблюдение благочестия — высшие христианские добродетели.

Однако содержание этих категорий имеет не только сакральный смысл. Благоговение человек испытывает и к проявлениям высокой нравственности в реальной действительности, и к выдающимся нравственно-совершенным людям, и к памяти ушедших из жизни. В мире существуют не только идеалы и идеальные модели нравст­венного поведения, но и конкретные люди, осуществляющие бес­корыстный подвиг служения благу человечества, а потому достой­ные восхищения и благоговения. Справедливость этого суждения подтверждают этика благоговения и жизненный подвиг А. Швейце­ра, нравственная позиция выдающихся гуманистов XX в. М. Ганди, М.Л. Кинга, А.Д. Сахарова и многих других.

Все названные категории отражают реальные явления нравст­венной жизни человечества и составляют часть общего понятийного аппарата этики, или нравственной философии.

С помощью категорий «стыд», «жалость» и «благоговение» рус­ский философ, поэт и публицист B.C. Соловьев раскрывает основ­ную идею своей нравственной философии — идею Добра. Называя их первоначальными основаниями нравственности и потенциаль­ными возможностями нравственного совершенствования человека, религиозный мыслитель обосновывает историческую тенденцию приближения человечества к царству Божию, первым посланником которого на Земле был Иисус Христос.

Этическая концепция B.C. Соловьева (1853-1900) изложена в его основном труде «Оправдание добра. Нравственная философия», ко­торым фактически завершается творческий путь мыслителя. После него, уже незадолго до смерти, были написаны «Три разговора» (1900). Книга представляет собой первую часть собственной рели­гиозно-идеалистической философии Соловьева, которая по замыслу ее автора должна была состоять из нравственной философии, ме­тафизики (или учении о бытии), теории познания и эстетики. Нрав­ственную философию Соловьев рассматривал в качестве основопо­ложения ко всем последующим разделам его философской системы. В «Оправдании добра» В. Соловьев переосмыслил, обобщил и сис­тематизировал свои ранние идеи, высказанные в «Критике отвле­ченных начал» (1877-1880), «Философских началах цельного зна­ния» (1877), «Чтениях о Богочеловечестве» (1878) и других рабо­тах. «Оправдание добра. Нравственная философия» вышла в свет в 1897 г., ее второе, значительно переработанное и дополненное издание — в 1899 г.

Книга печаталась поначалу отдельными главами и, еще до того как была опубликована полностью, вызвала к себе большой интерес. Она вызвала также острую полемику и различные отклики, боль­шинство из которых вместе с ответами автора были опубликованы в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1897 г. После вто­рого издания число положительных отзывов стало превалировать, ив целом книга получила высокую оценку: она была признана пер­вым отечественным опытом совершенно самостоятельного рассмот­рения основных начал нравственной философии и первой в исто­рии русской мысли последовательно изложенной этической сис­темой.

После смерти B.C. Соловьева интерес к его книге не только не ослабел, но, напротив, как-то особенно возрос, а круг его последо­вателей и почитателей значительно расширился.

А.Ф. Лосев назвал «Оправдание добра» глубоко и последователь­но продуманной этической системой, вершиной классического идеа­лизма Соловьева.

Предмет нравственной философии

 

В основании этики В. Соловьева лежит традиционная для русской религиозно-идеалистической философии идея всеединства, интер­претирующая библейско-богословское понятие «царство Божие». В «Оправдании добра» идея всеединства получила свое этичес­кое выражение через отождествление царства Божия с добром и правдой.

Мнение о том, что идея возникла под влиянием шеллингианства, широко распространившегося в европейской философии второй по­ловины XIX в. наряду с кантианством и позитивизмом Спенсера — Дарвина, вызывает сомнение. Это понятие было свойственно хрис­тианской патристике, круг идей и представлений которой Соловьев хорошо знал.

Назначение нравственной философии, по Соловьеву, состоит в том, чтобы показать добро как правду и логически обосновать по­тенциальную возможность приближения к царству Божию через нравственное совершенствование человека и человечества, обуслов­ленное самим фактом включенности людей в мировой универсум. Книга «Оправдание добра» состоит из предисловия, в котором из­лагаются предварительные понятия автора о нравственном смысле жизни; введения, объясняющего специфику нравственной филосо­фии как науки; трех частей, последовательно раскрывающих содер­жание идеи добра через человеческую природу, Бога и историю че­ловечества; заключения, в котором окончательно определяется нравственный смысл жизни.

Изложение нравственной философии Соловьев начинает с тра­диционного для этики вопроса о смысле человеческой жизни. Полемизируяс теми философами, кто либо пессимистически отрицает его, либо видит в удовлетворении материально-биологических потребностей, он положительно утверждает, что смысл в жизни есть и заключается он в ее добре. Жизнь — это добро.

Полное знание добра необходимо человеку для ориентации своей жизни на деятельное воплощение добра в действительность и реальное приближение к нему через нравственное совершенст­вование себя и всех человеческих отношений. Личное совершен­ствование, по Соловьеву, возможно только в контексте всего ис­торического процесса усовершенствования духовных и материаль­ных условий существования всех людей через изменение их созна­ния, гуманизацию деятельности гражданских институтов, нравст­венно-правовое утверждение человеческого личного достоинства. Совершенствование в целом — это такой идейно-социальный про­цесс, который обеспечивает возвышение духовности, на основе ко­торой разрозненность, разобщенность, индивидуальная и группо­вая замкнутость придут к солидарности, сплоченности и всеедин­ству.

Реальная возможность нравственного совершенствования обу­словлена тремя постулатами: первый — это сознание людьми соб­ственного несовершенства, второй — признание того, что человек и человечество обладают объективными данными для совершен­ствования; третий — наличие желания или стремления приблизить­ся к совершенству, преодолевая с помощью разума силы мирово­го зла.

Таким образом, Соловьев в своих рассуждениях идет от при­знания несовершенства существующей действительности к утверж­дению возможности (и необходимости) преодоления его в соответ­ствии с первоначально заложенной в мироздании, отнюдь не отвле­ченной (как у Гегеля) идеи Добра, в которой он видит всеобъемлю­щую программу постепенного приближения к царству Божию — иде­альной гармонии человека, природы и социального мира.

О том, что эта программа исторически поэтапно осуществима, свидетельствует, по Соловьеву, явление людям богочеловека — во­площенного и персонифицированного нравственного идеала, кото­рый, хотя и недостижим для человека, но приближение к нему це­ликом во власти самих людей, наделенных разумом, свободной волей и знанием этого идеала.

Соловьев не ставил себе целью исследовать естественные при­чинно-следственные связи людей, обремененные произволом, аф­фектами, корыстолюбием и злобой. Высоко ценя присущие человеку способности познания и различения добра и зла, взаимоуважения и сочувствия, он стремился возвеличить достоинство личности и показать, что изначально присущий человеку нравственный потен­циал достаточен для его социально-морального возвышения и развития. Расхождение должного и сущего в эмпирической реальности не может остановить всеобщего процесса воплощения добра в' че­ловеческом универсуме.

По мнению философа, без понимания исторической необходи­мости добра, без активного участия людей в осуществлении бого-человеческого процесса воссоединения мира в добре идея добра те­ряет свою практически-ориентиругощую силу, необходимую и для осуществления смысла жизни.

Нравственная философия, по Соловьеву, — это «не более как сис­тематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов», ибо путь правды — единственно правильный путь из всех, которые люди выбирают (79)1. Как «путеводитель» она долж-на дать теоретически обоснованные ответы на главные вопросы: в чем состоит смысл и назначение человеческой жизни и что состав­ляет сущность добра как ее высшей цели. Нравственная философия автономна и не может быть всецело подчинена отвлеченным прин­ципам любого порядка, будь то религиозные или спекулятивно-тео­ретические.

Нравственность не может быть исключительно предметом рели­гии потому, что исторически сложившиеся у разных народов нрав­ственные нормы, их похожесть обусловлены не догматами той или иной веры, а самим действительным человеческим существованием. Одной веры недостаточно для формирования нравственных убеж­дений. Усвоение нравственности должно быть осознанным, пояс­няет Соловьев, поскольку затуманенная верой бессознательность в выборе целей и средств, как и в совершении мотивированных толь­ко верой поступков, недостойна человека. Хотя в нравственности и содержится элемент религиозности, она к религии не сводится. Ценность религии только в сакрализации нравственности.

Независимость нравственной философии от гносеологии состо­ит в том, что достоверность добра не нуждается в теоретическо-познавательном основании. Добро удостоверяет себя самим фактом совместного существования людей. Нравственная философия не за­висит от философско-теоретического решения вопроса о свободе воли, ибо ни фатализм, ни волюнтаризм не могут отменить той ис­тины, что добро только тогда добро, когда совершается доброволь­но. «Добро определяет выбор в свою пользу всей бесконечностью своего содержания... необходимость его абсолютна и произвола в нем нет никакого», — пишет Соловьев (118).

 

1 Здесь и далее ссылки на работу B.C. Соловьева «Оправдание добра. Нрав­ственная философия«будут даваться в тексте указанием страниц по изданию: Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

 

Понятие добра является собственным предметом нравственной философии, и ее задача состоит в том, чтобы дать полный отчет обо всем, что содержится в идее добра, с максимальной достовер­ностью и полнотой раскрыть и сформулировать его нормативное содержание в качестве условий для осуществления добра в реальной жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 417 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.