При изучении историко-литературного процесса очень важно определить понятие об основной и наиболее широкой форме художественного развития, по отношению к которой все остальные художественные образования выступают как её разновидности. В последние три десятилетия за такой формой исторического развития литературы в нашем литературоведении все более закрепляется термин художественная система.
В целом понятие художественной системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающую своими содержательными компонентами и своими самыми общими особенностями художественной формы. В истории мирового искусства это такие художественные образования, как античная классика, искусство средневековья, гуманистическая литература Возрождения, классицизм, литература Просвещения, романтизм, реализм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм. Каждое из этих художественных образований сложилось на основе предшествовавшего художественного опыта в результате его существенного обновления в рамках своего типа духовно-практического освоения мира, имеет свою содержательную структуру, свои особенности художественной формы и составляет качественно новое образование в мировом художественном развитии.
Конечно, названные художественные системы далеко не исчерпывают всех системных образований в истории мирового искусства. Но они достаточно определённо характеризуют наиболее широкую форму системного образования в мировой литературе. При этом имеется в виду, что каждое художественное явление внутри художественной системы – произведение, творчество художника или особой группы художников – имеет системный характер. С другой стороны, неправомерно распространять понятие «системы» на более широкий круг художественных явлений, например. На всю художественную литературу какой-то исторической эпохи или на всю национальную литературу. Литература эпохи состоит из разнородных художественных явлений, включает в себя разные художественные системы – и в мировой литературе, и в отдельных национальных литературах. Конечно, эти художественные системы не изолированы друг от друга, находятся во взаимодействии и противодействии, существуют переходные явления. Поэтому можно говорить о совокупности художественных систем той или иной эпохи, об их взаимосвязи, но не о структурном единстве, не о целостности всей литературы эпохи.
Другое дело, что какая-то художественная система в данную эпоху занимает особо важное место в национальной художественной культуре или в ряде национальных художественных культур. Она порождается этой эпохой и в наибольшей мере отвечает её духовным запросам, например, романтизм для первой трети 19 века в европейской литературе, реализм для второй половины того же столетия. При этом, однако, важно учитывать, что каждая художественная система общечеловеческой значимости способна удовлетворять определенную духовную потребность и вне своей эпохи и поэтому может развиваться и далее наряду с более поздними художественными системами, особенно если они оказываются не в состоянии удовлетворить эту потребность.
Понятие о творческом методе в литературе было заимствовано из других областей общественного сознания и деятельности, сначала из науки, затем из философии. Это вызывало и особенно вызывает в настоящее время отрицательное отношение к этому понятию как чужеродному для науки о литературе. Такое отношение ко понятию метода вполне оправдано для тех случаев, когда его значение из другой области сознания и деятельности прямолинейно переносится на литературу и искусство в целом. Такой перенос приводит к искаженному представлению о художественном творчестве и является действительно чужеродным для литературоведения.
Задача теории литературы и искусства в целом состоит в том, чтобы выработать собственно литературоведческое определение метода.
Мы остановимся на определении, предложенном И. Волковым
Метод – это тот или иной тип духовно-практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего художественно-творческого воспроизведения жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает всё, что оказывается в сфере его творческого восприятия.
Художник не просто воспроизводит тот или иной тип общественных отношений в какой-то системе типических образов. Прежде чем это сделать, он всей своей жизнью впитывал в себя определенный опыт общественного бытия, претворяя его в принцип художественно расширенного воспроизведения мира, в «строй души» своей и своего художественного творчества.
Поскольку формирование художественного метода происходит в творческой практике художника, постольку оно индивидуально неповторимо. Но так как первоисточником творческого метода для ряда писателей является один и тот же тип духовно-практического опыта людей, то исторически складывается единство метода этих писателей. Общая методологическая основа художественной системы.
Всякий новый творческий метод возникает вместе с образованием новой художественной системы как сердцевина её художественно-творческого содержания. Поэтому у каждой художественной системы свой метод: и у литературы античной классики, и у литературы Возрождения, и у классицизма, и у реализма, и у всякой другой системы в мировой литературе.
Единство метода предполагает достаточно широкое, хотя и не безграничное, многообразие конкретного художественного содержания и формы внутри системы. Иначе говоря, на общей методологической основе создаются произведения со своим конкретным содержанием и своими особенностями формы, тем самым каждое художественное произведение, творчество каждого писателя вносит свой неповторимый вклад в художественную систему.