1. Приоритеты в профессиональной деятельности учителя.
2. Развитие профессиональной автономии учителя, формирование методической компетенции.
3. Языковая подготовка, психолого-педагогические закономерности развития личности, профессионально-коммуникативные умения.
Технологии обучения и воспитания ребенка в школе сегодня, предполагающие усиление его личностных креативных качеств, требуют изменений в подготовке учителя, который мог бы создавать в школе условия для культурного роста и саморазвития школьника, для ориентации его на исследовательскую и проектную деятельность, развивать в нем умения быть инициатором творческих дел в школе, как на уроке, так и вне его, то есть главным стратегическим и технологическим ресурсом остается учитель, его творческий потенциал и индивидуальность. Ибо, как указывают американские педагоги К. Р. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, если педагог сам является личностью, активен в решении профессиональных и жизненных проблем, обладает гибкостью, креативностью, эмпатией, то он профессионально более успешен.
Сегодняшнему педагогу необходимо новое концептуальное мышление, так как понимание особенностей современных педагогических теорий и концепций важно для учителя, для моделирования и проектирования им педагогической практики, особенно в сегодняшней школе при активном использовании новых информационных технологий. Формирование нового мышления учителя возможно при условии его активного включения в процесс моделирования социальной ситуации развития ученика, включении его в общение, учебное сотрудничество, творческую деятельность, соотносящуюся с определенным периодом социально-возрастного развития учащегося. К вышеперечисленному нам бы хотелось добавить, что современный учитель должен быть гибким, свободно ориентироваться в педагогической действительности, различных педагогических технологиях и уметь перестраивать в соответствии с требованиями времени как свою деятельность, так и деятельность учащихся: учитель должен быть творческой личностью, способной к рефлексии и коррекции своих действий по отношению к ученику.Он должен уметь работать с современными источниками информации, информационными технологиями и знать, как включать их в свою работу с учащимися с целью их личностно-ориентированного воспитания. Кроме того, без знания возрастных психологических особенностей своих учеников он не сможет организовывать их самостоятельную работу, обучение в сотрудничестве. Современный учитель должен уметь оценивать, анализировать психологический портрет ученика, вносить в него соответствующие коррективы, планировать дальнейшее раскрытие эмоциональной сферы ученика, его когнитивных, творческих и языковых способностей, умения взаимодействовать с другими членами группы или класса.
Он должен уметь также пользоваться иностранным языком как средством общения и моделировать ситуации речевого общения, уметь вводить в урок личностно-ориентированные ситуации в соответствии с его планом работы с каждым ребенком в классе, то есть при моделировании ситуации педагог продумывает, как, в чем, каким образом ученик мог бы проявить себя, применить свой личностный опыт.
Основное требование в образовании — научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин.
"Well begun is half done",— гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнет. Нет смысла останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия, не связанных ни с какой коммуникативной потребностью («Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы пройдем прошедшее неопределенное время», или «Сегодня наша цель — выучить и закрепить лексику по теме «Времена года»). Но и так называемое «коммуникативное начало занятия» не всегда соответствует психологии сотрудничества.
Стремясь создать атмосферу общения на занятии, преподаватель вуза или школьный учитель может начать его с непринужденной беседы, подобной той, которую можно услышать между несколькими приятелями, встретившимися на улице или в гостях. Такая беседа растает в задания урока, учащийся вовлекается в общение, ему не грозит преподавательский гнев за случайные ошибки, преподаватель не становится контролером, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Но зачастую характер взаимоотношений между обучающим и обучаемым в сущностипочти не меняется: обучаемый остается объектом педагогического воздействия. Его учат — он учится, но вряд ли будет готов учиться сам. «Равноправие» преподавателя и учащегося весьма иллюзорно: это равенство участников ролевой игры или дружеской беседы, но не равенство сотрудников в основной (учебной) деятельности. Учащемуся не помогают осознать, чему он должен обучиться именно сегодня, в чем усложнены задачи сегодняшнего занятия по сравнению с предыдущим и как достичь искомой цели. Преподаватель как бы притворяется, что он и его ученики вовсене на уроке, ибо ему кажется, учебная деятельность — дело безнадежноскучное и никак не может нравиться ученикам.
Итак, ссамого начала занятия при определении цели преподаватель обусловливает, каким будет контакт между ним и обучающимся, будь то студенты, школьники или слушатели курсов для взрослых. И до того, как начнется урок, учитель решает для себя, что экономнее — натаскать илинаучить учащегося; как лучше преодолетъ данный вид трудности; какой должна быть структура урока — уникальной и неповторимой или относительно предсказуемой и меняющейся постепенно; следует ли прятать внутреннюю логику урока в сценарий или стремиться открыть ее ученикам. Одним словом, учитель решает, останется ли ученик объектом обучения или станет полноправным субъектомучебного процесса. Если учитель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, во-первых, определяет цель урока так, чтобысоответствовала реальным целям общения (в жизни мы не ставим перед собой цель употребить пассивный залог или активизировать лексику по теме...), а во-вторых, помогает учащемуся осознать не только цель урока, но и пути ее достижения. Тогда даже школьник (не говоря уже о студенте педвуза) сможет понять, какую пользу принесет ему каждый новый тип задания, чем помогут подготовительные упражнения в решении основной речевой задачи урока, почему задания нельзя поменять местами. Более того, в условиях сотрудничества у школьника будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован. (Так, задание может казаться ученику непосильным или слишком легким, или, с его точки зрения, другие ребята всё уже сказали по данной проблеме и он не хочет повторять сказанное.) Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на каждом уроке не на основе полученной отметки, а в том, чему научился. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Даже путь осмысления нового материала — это не только средство достижения коммуникативной цели, но в какой-то степени и самоцель, так как студент или школьник учится самостоятельно анализировать языковой материал для дальнейшего самообучения.
Главная задача преподавателя — обеспечить максимальную мыслительную активность студента или школьника на всех этапах урока, в том числе и на этапе ознакомления. (Так, например, студент, изучающий английский язык как второй иностранный, вполне может «помочь» преподавателю сформулировать основные правила употребления артиклей или пассивного залога, а школьник может с помощью наводящих вопросов сам выяснить, какая форма нужна, чтобы объяснить, чем человек занимался в конкретный момент в прошлом — на основе аналогии с настоящим продолженным временем.)
В заключение отметим, что задача преподавателя заключается еще и в том, чтобы найти способ сделать структуру занятия наглядной и обозримой для учащегося в каждый отдельный момент занятия, чтобы урок не представал как конгломерат отдельных заданий, а складывался в логическое единство, подчиненное поставленной цели.
Итак, планирование и проведение занятия - это два аспекта, в которых проявляется любая методическая концепция. И все же она мертва без основной идеи. Для нас такой идеей является сотрудничество с учеником (будь то школьник, студент и взрослый), направленное на развитие умения самостоятельно учиться.