Трудным вопросом в развитии российского предпринимательства, особенно во второй половине XIX в. - начале XX в., был вопрос взаимоотношения с наемной рабочей силой. Учитывая достаточную освоенность этой проблемы, следует обратить внимание не на противостояние, а на попытки согласовать интересы предпринимателей и рабочих. Во второй половине XIX в. после реформы увеличилось предложение свободных рабочих рук, а, значит, снизилась их цена; появилась конкуренция со стороны женщин и детей.
Основными проблемами в положении рабочих были следующие:
1) понижение реальной заработной платы;
2) длинный рабочий день. В Виленском фабричном округе в 1885 г. инспекция констатировала как обычное явление для кожевенных заводов 13-часовой рабочий день, в текстильной промышленности - 16-часовой. На спичечных фабриках рабочий день летом начинался с восходом солнца и заканчивался с закатом. В прядильнях и ткацких фабриках Иваново-Вознесенска и Шуи рабочий день составлял 12 часов, на ситцепечатных - 13,5 - 15 ч., а со сверхурочными - 18 - 20 часов. На золотых промыслах Сибири и Урала в 60-х гг. рабочий день часто превышал даже 15 часов, норму, установленную законом 1838 г. Практиковалась ночная работа;
3) высокие штрафы, - например, на заводах Юза в 1880-х гг. они составляли 1/3 часть заработка;
4) система оплаты товарами через хозяйские лавки;
5) сроки расплаты - только на 11,5% фабрик применялся еженедельный срок расплаты, на 4,4 % - 2 или 3 раза в месяц, 40,7 % - ежемесячно; 43,5 % - в неопределенный срок;
6) ужасные гигиенические условия работы и жизни; травмы без возмещения, профессиональные заболевания;
7) во время кризисов рабочих увольняли массами.
Несмотря на многообразие причин плохого положения рабочих, в 4 случаях из 5 поводом к конфликту являлись вопросы заработной платы.
Особенностью русского рабочего движения было то, что стачки увеличивались в периоды подъема и уменьшались в периоды кризиса и застоя, тогда как на Западе было наоборот. Логика такова, что в период подъема легче достичь целей, и вообще всякая либерализация в России усиливает активность народа. В постреформенное время стачки были в основном мирные, меньше погромов зданий и массового терроризма, чем позднее. В активизации рабочих большую роль играли революционеры.
Еще в 1880-е гг. наблюдался организованный характер стачек. Например, чрезвычайно организованной и планомерной была стачка на Никольской мануфактуре Саввы Морозова (1886 г.). Ей предшествовала агитационная деятельность рабочих - Мосеенко, Волкова и Иванова, которые являлись и руководителями самой забастовки. План стачки был разработан на предварительных собраниях влиятельных рабочих. Прибывшему в начале стачки губернатору Волков, в качестве делегата, предъявил тщательно разработанные требования стачечников, которые требовали возвращения штрафов за несколько лет, нормировку их в будущем, регулирование браковки товара, представительство рабочих старостами. Вожди забастовки старались поддерживать среди рабочих полный порядок, произошедший 9 января погром был делом безработных и хулиганов. Арест Волкова вызвал попытку отбить его силой. Стачка закончилась двумя судебными процессами и высылкой 600 рабочих, но тетрадь требований, предъявленных Волковым, послужила материалом для последовавшего фабричного законодательства.
Значительная организованность видна в Иваново-Вознесенской забастовке в сентябре 1885 г., в которой участвовало 6 тысяч рабочих пяти крупных фабрик, по-видимому, предварительно сговорившихся между собой. Поводом послужило введение на фабрике 9-часовых смен ввиду только что изданного закона, воспретившего ночную работу женщин. При сдельной оплате это означало падение заработка, и рабочие требовали повышения расценок, чего и добились. Организованной была стачка 70 еврейских ткачей в Белостоке, произошедшая еще в декабре 1682 г. Она проходила при организованной поддержке со стороны не бастовавших еврейских рабочих, которые обложили себя определенным сбором в пользу стачечников, и при бойкоте мест стачечников со стороны ткачей-немцев. Стачка была выиграна благодаря этому обстоятельству.1
Правительство Александра III обратило на рабочий вопрос усиленное внимание. 1880-е гг. послужили началом развития русского фабричного законодательства. Проекты по запрещению ночной работы и регламентации детского труда встречали сочувствие со стороны некоторых крупных фабрикантов. Но основная масса фабрикантов не хотела вмешательства государства в фабричные дела. Капиталисты ссылались, например, на благодетельность физического труда для детей, отвлекающего их от праздности. Предприниматели были против контроля ревизоров из-за их злоупотреблений. Оппозиция фабрикантов привела к крушению проектов. Положение рабочих на казенных фабриках и заводах в 1860-е гт. уже было урегулировано рядом правил, которых не знали их собратья в частной промышленности.
В 1885 г. наблюдались общие волнения из-за не урегулированности отношений рабочих и капиталистов. В результате был принят закон об освобождении детей и женщин от ночного труда; мужчины также хотели освобождения от ночного труда. В 1892 г. после крупных беспорядков в Москве и Владимирской губернии была подготовлена записка министра финансов, которая предписывала оплачивать работу не реже одного раза в месяц, запрещала производить расплату купонами и товарами, запрещала вычеты для уплаты долгов рабочего конторе на покрытие расходов по врачебной помощи, за освещение, пользование орудиями труда. Позднее какие-то положения закреплялись, входили в норму, за другие еще предстояли переговоры и борьба. Но и этот опыт показывает, что путь договоров не так уж неперспективен, что отношения предпринимателей и работников регулируются очень сложно и постепенно, что каждая из сторон имеет свои аргументы и свои сильные и слабые стороны. Сначала переговоры с рабочими шли через правительство, а с начала XX в. - и непосредственно с предпринимателями.
В 1895 - 1904 гг. стачечное движение заканчивалось победой рабочих в 28,2 % случаев; победой фабрикантов - в 45,4 %; уступками и компромиссом - 21,6 %; остальные неизвестны. Главные победы рабочих лежали в сфере законодательного регулирования условий труда. В конце XIX в. отношение к рабочему движению меняется как у предпринимателей, так и у государства. В 1895 г. московские фабриканты предложили урегулировать рабочее время, так как это выгодно и благоприятно отразится на производительности труда. Тем не менее правительство медлило с принятием закона. И когда вспыхнула стачка в Петербурге в 1896 г., правительство дало понять рабочим, что их выступление не окажет никакого влияния на законодательство. Владельцы петербургских бумагопрядилен предложили немедленно ввести 11,5 часовой рабочий день на своих фабриках, но это было отклонено Министерством финансов. Постепенно владельцы предприятий начинают понимать, что договор и хорошие условия для рабочих обходятся, в конечном итоге, дешевле, чем конфликт с ними. В сторону такого договора и нужно было прилагать усилия. Отношение к рабочему движению было достаточно сложным, и в условиях кризисов дело часть доходило до столкновений. В 1903 г. в борьбе с рабочими выступлениями используют армию, но в это же время совершенствуется рабочее законодательство. Принят закон о вознаграждении рабочих, пострадавших от несчастных случаев, дано разрешение рабочим выбирать старост.
Очень интересным были опыт и идея так называемого "полицейского социализма" в России. Начало было положено предложениями начальника Московского охранного отделения С. Зубатова. В записке Департаменту полиции в сентябре 1900 г. он предлагал правительству: "...надо прикармливать рабочих", "обезоруживая массы путем своевременного и неустанного... улучшения их положения, на почве их мелких нужд и требований". Девизом внутренней политики, по его мнению, должно быть "...поддержание равновесия среди классов, злобно друг на друга посматривающих"1.
В мае 1901 г. в Москве была создана организация "Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве", где начались регулярные воскресные встречи рабочих. Здесь читались лекции и проводились диспуты на темы жизни рабочих. Это собрания прозвали "зубатовским парламентом". Появился совет "зубатовских организаций", члены которого получали жалованье в охранном отделении. Но попытки Зубатова вмешиваться в конфликты рабочих с фабричной администрацией вызывали недовольство промышленников. Фабрикант Ю. И. Гужон и Московский совет торговли и промышленности в 1902 г. подали жалобу на Зубатова в Министерство финансов. Конец карьере Зубатова положила всеобщая стачка 1903 г. на юге России. Активное участие в ней приняли члены зубатовской организации. Зубатов был смещен и выслан во Владимир.
В начале 1860-х гг. наблюдалось увлечение просветительской деятельностью, открытием воскресных школ, но школы были закрыты правительством, увлечение прошло, обучение сохранилось только у либеральных хозяев. В 1860-е гт. интеллигенты основывают кооперативы, которые создаются по большей части в деревне, но возникают и в городе, среди низших слоев буржуазии, иногда рабочих. Имущие классы и интеллигенция способствовали возникновению касс взаимопомощи и больничных касс среди наемных рабочих. Возникает новый для России слой рабочих-интеллигентов. Интеллигенция влияла на распространение либеральных взглядов среди рабочих, развитие толстовства. В Петербурге были созданы кружки рабочих-толстовцев, где критиковали церковный догматизм и пропагандировали личное самоусовершенствование. В 80-е гг. наблюдалось развитие рационалистических сект из-за разочарования в "классической" православной религии. В Москве и Петербурге распространилась секта уральского заводчика Пашкова, а также штундизм среди рабочих.
В целом в отношениях предпринимателей и рабочих заметны те же недостатки русского капитализма - его неразвитость, незавершенность, стремление "подправить" его при помощи государственного вмешательства. Конфликты между работодателями и работниками возможны всегда, но каждая сторона должна осознавать свою зависимость от другой и возможность договориться. Только в интересах этого договора как-то оправданы жертвы, но не в интересах разрушения и углубления противоречий. Кроме того, отношения рабочих и предпринимателей гораздо сложнее, чем просто отношения эксплуататоров и эксплуатируемых, они, например, могут выполнять какие-то общие функции в обществе, даже объединяться на основе общих интересов, например, по отношению к религии, городским проблемам, культуре. Рабочие могут искать другие духовные ниши, нежели противостояние с хозяевами - движения толстовцев, протестантов демонстрируют это.