Предприниматели недостаточно активно отстаивали свои интересы и недостаточно четко формулировали свои идеи, или отстаивали опорные идеи (протекционизма) не только по причине зависимости от власти, но и вследствие своей недостаточной образованности и культуры. Как известно, предприимчивые люди рекрутировались из самых разных, часто низших слоев общества. Активная предпринимательская деятельность не оставляла времени для пополнения образования. Своего положения эти люди достигали природным умом и колоссальной энергией, исключение составляли немногие. Ф. В. Чижов (издатель газеты) так охарактеризовал главнейших предпринимателей Н. И. Путилова и В. А. Кокорева, которых он хорошо знал: "У обоих для достижения целей все средства позволительны: подкуп - их главнейший источник, потом ложь... одним словом, тут ни о каком нравственном чувстве нет и помину... Ни одному слову ни того, ни другого нельзя дать веры ни на одну копейку". Он называет их "аферистами-предпринимателями," указав, что "Кокорев умнее Путилова, Путилов образованнее Кокорева".
Эти справедливые, видимо, слова указывают не на изначальную испорченность представителей третьего сословия, а лишь на то, что в течение веков им не давали сложиться в определенную группу, приобрести экономическую устойчивость, выработать профессиональную этику, получить образование и передать дело с прибавлением заповедей поведения и ведения бизнеса. Большинство из них начинало с нуля, проходя труднейший путь, где все средства оказывались хороши.
Многие купцы, вступившие в сферу предпринимательства, не имели ни общего, ни коммерческого образования, некоторые были неграмотны - вина это их или беда? Только С. П. Боткин, П. М. Третьяков и некоторые другие выделялись из этого ряда. Исследователь, специально изучавший переписку тверской ветви Морозовых, отмечал: "Правописание, далекое от норм тогдашней орфографии, сохраняется в переписке на все время. Слабое знание правописания типично для обоих авторов".
Кроме того, систематическое и современное коммерческое образование получить в России не было возможности. Крупные предприниматели отдавали своих детей в частные пансионы, а потом отправляли за границу. Дети богатого московского купца Щукина (племянника известного ученого С. Д. Боткина) школьное обучение получали сначала в Выборге, где преподавание велось на немецком языке. Затем они воспитывались в Петербурге в частном пансионе Гирса (в одно время с С.И. Мамонтовым). Занятия в пансионе дополнялись домашней подготовкой (по русскому и математике), посещением университетских лекций Костомарова, Киттары, Лесгафта и других профессоров. Затем П. Л. Щукин был отправлен родителями в Германию для практического изучения коммерции в одну из оптовых фирм (одновременно с В. И. Гучковым) потом в Лион, где два года он служил у Р. Д. Варбурга.
Длительное профессиональное обучение прошли дети А. Морозова. Д. А. Морозов на длительный срок был направлен в Англию, где побывал, судя по его отчету, в нескольких десятках городов на 150 фабриках. И. С. Аксаков, хорошо знавший русское купеческое общество, вновь затрагивал тему в письме к Е. А. Черкасской: "Теперь у купцов... - классическое образование, и всех своих цыплят они направляют в классические гимназии. Не только Морозов Тимофей Саввич, но даже какой-нибудь Щенков, торгующий в Гостином дворе... и тот стыдится "реального" образования". Среди купцов к концу XIX в. усиливалась тяга не только к образованию, но к университетскому курсу. В это время историко-филологический факультет Московского университета закончили А. И. Гучков и М. А. Морозов.
Предприниматели не только получали образование сами, но и поддерживали, некоторым образом, профессиональные учебные заведения. Московское купеческое общество взаимного кредита, созданное в 1868 г., 5 % чистой прибыли ежегодно выделяло на содержание Московской практической академии коммерческих наук. До этого Академия существовала на пожертвования отдельных купцов. Но купцы хотели, чтобы она давала знания, соответствующие высшему образованию. Старшина Московского купеческого общества Бостанджогло в 1872 г. на собрании выборных заявлял, что "развитие и воспитание, доставляемое этими учреждениями, при настоящих условиях, недостаточно", что "для наших молодых людей в настоящее время необходимы образование и права, приобретаемые в высших учебных заведениях". В докладе отмечалось, что введение всеобщей воинской повинности также должно стимулировать стремление купечества к высшему образованию, так как лица, имеющие дипломы, получали льготы при прохождении действительной службы в армии. В данном случае купцы вынесли решение о необходимости принять меры к учреждению на средства купечества высшего учебного заведения. Осуществить это решение удалось лишь в XX в.