Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 5. Разве я сторож брату моему? 3 страница





МИ своих ужасов. И политика, направленная на борьбу

иласть, предложит свою обычную долю возможностей для

ащения этой двойственности, для защиты собственной,

оСтигающсйся через соблазн, свободы; при этом те, кто рас-

олагается ближе к первому полюсу, устремились бы к гос-

одству, достигаемому через запугивание тех, кто ближе ко

рОМу полюсу, одобряя и спонсируя тем самым кустарную

индустрию ужасов.

Боязнь чужестранцев, племенная воинственность и по­литика исключения - все они проистекают из продолжающей­ся поляризации свободы и безопасности. Это происходит по­тому, что для больших масс людей такая поляризация озна­чает возрастание их бессилия и незащищенности, препятству­ет практическому воплощению того, что новый индивидуа­лизм провозглашает в теории и обещает, но не может обес­печить: подлинной и радикальной свободы самоопределения и самоутверждения. При этом поляризуются не только дохо­ды и богатство, продолжительность и условия жизни, но и -причем, возможно, в наибольшей степени - право на инди­видуальность. И пока сохраняется такое положение вещей, шанс снять наложенное на чужестранцев клеймо остается небольшим, а возможности для трайбализации политической жизни, этнических чисток и балканизации человеческого со­существования - значительными.



Часть вторая

КАК МЫ ДУМАЕМ


Критика - приватизированная И обезоруженная

Если что в нашем обществе и неправильно, - говорил Кор-нелиус Касториадис, - так это то, что оно перестало задавать вопросы самому себе. Это общество уже не видит себе альтерна­тивы и потому не чувствует потребности изучать, демонстриро­вать, оправдывать (не говоря уж о том, чтобы доказывать) обо­снованность объявленных и подразумеваемых своих обяза­тельств. Это общество не сдерживает критических мыслей как таковых и позволяет своим членам без всякого страха их озву­чивать. Даже наоборот: оно сделало критику реальности, неудов­летворенность существующим порядком вещей сколь неизбеж­ным, столь и обязательным элементом жизни каждого челове­ка. Все мы вовлечены в «житейскую политику», мы являемся «рефлексирующими существами», внимательно осмысливающи­ми каждое свое действие и редко довольствующимися их резуль­татами. Однако эта рефлексия не достигает почемуто условий, связывающих наши действия с их результатами и определяю­щих их последствия. Мы предрасположены к критическому мышлению, но эта критика, если так можно сказать, оказывает­ся «беззубой», неспособной повлиять на «жизненно-политичес­кий» выбор. Беспрецедентная свобода, которую предлагает Наше общество своим гражданам, сопровождается, как давно пРеДупреждал Лео Стросс, беспрецедентным бессилием.

Иногда бытует мнение, что современное общество (об-Тво эпохи поздней модернити, или постмодернити, или е

е' ^эк недавно предложил Ульрих Бек, общество «второй Дернити») не приемлет критики. Похоже, однако, что оно Учитывает природы происходящих перемен, в том числе


Часть П. Как мы думаем


1'лава 7. Критика - приватизированная и обезоруженная


 


изменившегося значения самой «приемлемости» [этой тики]. Дело, скорее, состоит в том, что современное o6ine. ство придало «открытости для критики» совершенно новый смысл и изобрело способ мириться с критическими мысля­ми и действиями, оставаясь при этом незатронутым послед­ствиями такого смирения и выходя целым и невредимым и3 всех проверок и испытаний, порождаемых политикой такой открытости.

Такой тип «открытости для критики», характерной для современного общества, можно представить себе по анало­гии с кемпингом. Он открыт для всех, у кого есть машина с фургончиком и кто может заплатить за аренду места. Гости приезжают и уезжают, и никому нет дела до того, кем и как содержится этот кемпинг, если только посетителям предос­тавляется достаточный для парковки участок, если в поряд­ке электрические розетки и водопроводные краны, а пасса­жиры из ближних фургонов не слишком шумят и приглуша­ют звук своих радиоприемников и телевизоров после десяти вечера. Путешественники приезжают вместе со своим жили­щем, прицепленным к автомобилю и снаряженным полным набором предметов обихода, необходимых для непродолжи­тельной стоянки. У каждого есть собственные планы и рас­писание, и он ничего не хочет от управляющего кемпингом, лишь бы ему не мешали, обещая со своей стороны, что не бу­дет нарушать установленных правил и заплатит за пользова­ние стоянкой. Все платят, но при этом и требуют. Приезжие могут настаивать на своем праве на независимость и требо­вать обещанных услуг. Иногда случаются взрывы возмущения относительно качества обслуживания, и если клиенты пря­молинейны, крикливы и достаточно решительны, они могут добиться своего. Если они чувствуют, что чего-то недополу­чили, либо видят, что менеджер не торопится исполнять свои обещания, они могут жаловаться и требовать им причитав щегося, но им и в голову не придет оспаривать или заново формулировать философию управления кемпингом. В краИ' нем случае они могут дать себе зарок никогда больше сюда н приезжать и не рекомендовать это место своим друзьям. Кг да они покидают лагерь, чтобы продолжить поездку по


иноЩ ранее маршруту, кемпинг остается прежним - он не менялся под воздействием уехавших гостей и продолжает лать новых, - но если какие-то жалобы начинают повторять-набор предлагаемых услуг может быть видоизменен во избежание будущих недоразумений.

В том, что касается «открытости для критики», наше o6mecTBO следует примеру кемпинга, тогда как сама «теория коитики», принявшая привычные ее формы в работах Адор-но и Хоркхаймера, ориентировалась, и не случайно, на дру­гую модель общества - построенную по примеру домохозяй­ства, с его нормами и правилами, распределением обязанно­стей и контролем за их выполнением. Наше общество, буду­чи благосклонно к критике, напоминающей критику владель­цев заезжих фургончиков в отношении кемпинга, определен­но и решительно неблагосклонно к критике того типа, которой были привержены основатели критической школы и в рас­чете на которую они создавали свою теорию. Можно, одним словом, сказать, что «критика потребителя» заменила собой «критику производителя». Этот судьбоносный сдвиг невоз­можно обьяснить простой ссылкой на перемены в настрое­ниях общества, ослаблением жажды социальных реформ, уга­санием интереса к общему благу и справедливому обществу, снижением активности участия в политической жизни или ростом гедонистских и эгоистических настроений, хотя, ра­зумеется, все эти моменты являются знаковыми для нашего времени. Причины сдвига лежат глубже: они коренятся в глу-оокой трансформации социальной сферы и, в более общем виде, в том стиле, каким живет и воспроизводит себя совре­менное общество.

Та разновидность модернити, которая была целью, рав­но как и концептуальной основой классической критической еории, ретроспективно кажется «тяжеловатой» для совре-енной «легкой» модернити; лучше даже сказать - «твердой», отличие от «жидкой» или «разжиженной»; сконденсирован-и- а не дисперсной; наконец, системной в противополож­ить сетеобразной.

1° была разновидность модернити, чреватая тенденци-тоталитаризму; тоталитарное общество принудительно-


 




Часть II. Как мы. думаем

го и вынужденного единообразия постоянно маячило на го­ризонте как ее конечный пункт, неискоренимая угроза, не изгнанный окончательно злой дух. Такая модернити высту­пала заклятым врагом случайности, разнообразия, двусмыс­ленности, непокорности и идиосинкразии, готовым к их пре­следованию и истреблению; но в конечном счете первой жер­твой такого крестового похода могли стать именно свобода и автономия. Важнейшими символами такой модернити были: фордистская фабрика, которая свела деятельность лю­дей к простым, рутинным и в основном предписанным one рациям, предназначенным для неукоснительного и механи­ческого повторения, не предполагающего напряжения ум­ственных способностей и не допускающего спонтанности и личной инициативы; бюрократия, родственная, по крайней мере по самой своей природе, идеальной модели Макса Ве-бера, согласно которой личные особенности и общественные связи чиновников как бы сдавались в гардероб при входе, вместе со шляпами, зонтами и пальто, дабы те, кто попал внутрь, могли руководствоваться в своих действиях лишь ко­мандами и письменными уложениями на протяжении всего времени, пока они там остаются; поселения с их смотровыми вышками и жителями, которые не могли рассчитывать даже на временную утрату бдительности надзирателей; Старший Брат, который никогда не дремлет и всегда без промедления вознаграждает лояльных и наказывает строптивых; наконец. концентрационный лагерь (к которому позднее в этом антипан­теоне современного зла присоединился гулаг), место, где пре­делы человеческой покорности проверяются в лабораторных условиях, а заподозренные в нарушении этих пределов на­правляются в газовые камеры и крематории Освенцима.

Можно сказать, обращаясь к той же ретроспективе, что критическая теория была нацелена на ослабление, нейтрали­зацию и, в лучшем случае, на полное преодоление тоталитари­стской тенденции в обществе, которое, как предполагали, было заражено ею от природы. Главной задачей критической тео­рии было защищать автономию человека, его свободу выбора и самоутверждения. На ранних этапах своего развития крити­ческая теория, подобно первым голливудским мелодрамам.


Т


Глава 7. Критика - приватизированная и обезо{)ужениая

изображавшим воссоединение любящих сердец и счастливый брак как награду за превратности судьбы и начало благосло­венной «счастливой жизни до гроба», рассматривала в каче­стве конечной цели эмансипацию и завершение человеческих невзгод, устранение оков личной несвободы и освобождение личности из железной клетки, из общества, зараженного ви­русом тоталитаризма и унификации. Критика должна была служить достижению этой цели, и она не обязана была загля­дывать дальше, за момент ее достижения.

Книга Джорджа Оруэлла «1984» стала в свое время кано­ническим собранием страхов и опасений, преследовавших модернити в ее «тяжелой» стадии; будучи спроецированы на представления о нынешних неприятностях и причинах сегод­няшних проблем, эти страхи показывают пределы освободи­тельных программ той эпохи. Вполне естественно, что, ког­да пришел реальный 1984 год, пророчества Оруэлла стали предметом публичных обсуждений и были еще раз {видимо, последний) всесторонне изучены. Пишущая братия, что тоже естественно, заточила свои перья, чтобы отметить истинные и ошибочные предсказания Оруэлла, прошедшие и не про­шедшие испытание периодом, отведенным авторам на вопло­щение в жизнь своих прогнозов. В наше время, когда даже бессмертие величайших памятников культурной истории человечества подвергается постоянной утилизации, когда они становятся предметом общественного внимания лишь по случаю годовщин или ретроспективных выставок, чтобы за­тем вновь исчезнуть из виду и быть преданными забвению, случай Оруэлла не слишком отличается от того, что перио­дически происходит с [сокровищами] Тутанхамонаи [карти­нами] Вермеера, Пикассо или Моне. Но даже с учетом этого обстоятельства, краткость празднования «юбилея» книги «1984», неоднозначность и быстрое угасание интереса к этой дате, а также скорость, с какой шедевр Оруэлла был предан забвению, как только закончился поднятый прессой ажиотаж, заставляют остановиться и задуматься; ведь, в конце концов, эта книга многие десятилетия (и еще совсем недавно) служи­ла наиболее авторитетным «каталогом» общественных стра­хов, предчувствий и кошмаров; чем же объяснить моменталь-


' Индивидуализированное общестап


Часть II. Как мы думаем


Глава 7. Критика - приватизированная и обезоруженная


 


ность вспышки интереса к ней? Единственно разумное объяс­нение состоит в том, что люди, обсуждавшие эту книгу в 1984 году, потому относились равнодушно к предмету дискуссий, что уже не узнавали в оруэлловской антиутопии собственных огорчений и страданий. Книга мимоходом стала предметом публичного обсуждения, но уже в статусе сочинения, стояще­го в одном ряду с «Естественной историей» Плиния Старше­го и предсказаниями Нострадамуса.

Многие годы антиутопия Оруэлла, как и зловещие послед­ствия Просвещения, выявленные Адорно и Хоркхаймером, Бентамом и Фуко, или повторяющиеся признаки усиления то­талитарных тенденций, отождествлялась с идеей модернити. Неудивительно, что как только новые страхи, совершенно непохожие на ужасы надвигающегося единообразия (Gleich-schaltung) и утраты свободы, вышли на передний план и стали предметом публичного обсуждения, многие наблюдатели по­спешили объявить об «окончании модернити» (или, более того, о конце самой истории, утверждая, что она уже достигла своей цели и сделала свободу, или, во всяком случае, тот ее тип, который отождествляется со свободой потребительско­го выбора, огражденной от любых новых опасностей). Но все же, говоря словами Марка Твена, слухи о смерти модернити сильно преувеличены: обилие некрологов никак не делает их менее преждевременными. Похоже, что та разновидность со­циального устройства, которая была охарактеризована и при­влечена к суду основателями критической теории (или, скажем, оруэлловской антиутопией), оказалась лишь одной из форм, в которых воплощалось общество модернити. Ее исчезновение не означает окончания модернити. Не возвещает оно и конца человеческих страданий. Меньше всего оно знаменует собой конец критики как интеллектуальной задачи и призвания и уж вовсе не делает такую критику излишней.

Общество, вступающее в XXI век, не в меньшей мере при­надлежит «модернити», чем общество, вступившее в век двад­цатый; в крайнем случае можно сказать, что оно принадле­жит модернити несколько особенным образом. О его принад­лежности модернити можно судить по тем же факторам, что отделяют модернити от всех других исторических форм че-


ловеческого сосуществования: навязчивая и всепоглощаю­щая, непрерывная и неостановимая модернизация, огромное и всеохватывающее стремление к творческому разрушению (либо, что тоже возможно, к разрушительному творчеству: к «расчистке площадки» для «новых и улучшенных» конструк­ций; «демонтажу», «вырезанию», «отбрасыванию», «мини­мизации» во имя больших производительности или конкурен­тоспособности). Как давным-давно говорил Готхольд Лессинг, на пороге Нового времени людей освободили от веры в акт творения, в откровение и вечное проклятие; с устранением этой веры мы оказались предоставленными самим себе, и это означает, что не существует иных границ совершенствованию и самосовершенствованию, кроме как наши унаследованные или обретенные способности, наше мужество, решительность и стремление достичь избранных целей. И что бы ни сделал человек, он же может это разрушить. Принадлежать модер­нити - значит быть не в силах остановиться, не говоря уже о том, чтобы стоять на месте. Мы движемся и не можем остано­виться не из-за «откладываемого вознаграждения», как то пред­положил Макс Вебер. а из-за невозможности быть вознаграж­денными: горизонты удовольствий, пределы усилий и успока­ивающие поздравления самих себя убегают быстрее, чем мо­жет бежать самый быстрый из нас. Свершение всегда нахо­дится где-то в будущем, а достижения лишаются своей привле­кательности и удовлетворяющего потенциала, как только ока­зываются в руках. Принадлежать модернити - значит вечно опережать самого себя, находиться в состоянии постоянной трансгрессии, это значит обладать индивидуальностью, кото­рая может существовать лишь в виде незавершенного проек­та. Во всех этих отношениях между судьбами наших дедов и нашими собственными не так уж много различий. Тем не ме­нее два обстоятельства делают наше положение - и нашу фор­му модернити - новыми и отличающимися от прежних.

Первое - это развенчание и крах иллюзий ранней модер­нити, идей о существовании конца пути, по которому мы идем, - о том состоянии совершенства, которое может быть достигнуто завтра, в следующем году или тысячелетии, - о чем-то вроде хорошего и справедливого, свободного от кон-


Часть II. Как мы думаем


Глава 7. Критика - приватизированная и обезоруженная


 


       
 
   
 


фликтов общества в любой из его представимых форм: ха­рактеризующейся состоянием устойчивого равновесия меж­ду спросом и предложением, удовлетворением всех потреб­ностей; состоянием совершенного порядка, в котором все находится на своем месте и ничто не вызывает сомнений; состоянием полной прозрачности всех процессов и познан-ности всего, что следовало бы понимать; состоянием полно­го контроля над будущим, свободным от случайностей, раз­ногласий, двусмысленности и непредусмотренных послед­ствий человеческой деятельности.

Второе важнейшее изменение связано с дерегуляцией и приватизацией задач и предназначения модернизации. То, что прежде считалось задачей, стоящей перед человеческим разумом, коллективным достоянием людей, сегодня разбито на части, «индивидуализировано», предоставлено мужеству и жизненной стойкости отдельных личностей и возложено на индивидуальные возможности и способности человека. Хотя идея совершенствования {или модернизации существу­ющего положения вещей) посредством установочных дей­ствий общества как единого целого еще не полностью отбро­шена, основное внимание однозначно сместилось в сторону самоутверждения личности. Эта судьбоносная перемена от­разилась в перенесении акцента этико-политических рассуж­дений с проблем «справедливого общества» на вопросы «прав человека», то есть на право личности быть не такой, как все, и выбирать модели счастья и достойной жизни по собствен­ному усмотрению.

Вместо огромных денег в правительственной казне - мел­кая монета в карманах налогоплательщиков. Изначальная модернити была тяжелой в своих верхних элементах. Нынеш­няя модернити оказывается легкой наверху за счет средних и нижних слоев, на которые перекладывается основной груз непрерывной модернизации. «Никакого спасения за обще­ственный счет» - такова знаменитая фраза глашатая нового предпринимательского духа Питера Дракера; «не существу­ет такой вещи, как общество» - еще более смелая формули­ровка Маргарет Тэтчер. Не оглядывайтесь назад и не смот­рите вверх; загляните внутрь себя, ибо только там вы найде-


те необходимые вам хитрость, волю и силы. Сегодня уже нет наблюдающего за вами «Старшего Брата», теперь вашей за­дачей становится пристально и жадно наблюдать за Старши­ми Братьями и Старшими Сестрами, в надежде найти обра­зец для подражания и руководства при решении собственных проблем, которые так же, как и их проблемы, могут быть ре­шены индивидуально и только индивидуально. Уже нет вели­ких Вождей, указывающих, что следует делать, и освобожда­ющих вас от ответственности за последствия ваших действий; в индивидуализированном мире есть только другие личнос­ти, с которых можно брать пример, пытаясь справиться со своими проблемами; при этом, правда, вся ответственность за последствия, вытекающие из доверия, оказанного тому, а не другому примеру, ложится на вас самих.

Все мы являемся сегодня индивидами; не в силу выбора, но по необходимости. Мы являемся индивидами de jure, не­зависимо от того, являемся ли мы ими de facto: решение за­дач самоопределения, самоуправления и самоутверждения становится нашей обязанностью, и все это требует от нас са­модостаточности, независимо от того, имеем ли мы в своем распоряжении ресурсы, соответствующие этой обязанности (возникающей скорее по недоразумению, чем обусловленной заранее составленным планом: просто не существует никаких институтов, способных сделать за нас нашу работу). Многие из нас индивидуализированы, не будучи на деле личностями, и еще больше таких, кто страдает от ощущения, что пока не доросли до статуса личности, позволяющего отвечать за по­следствия индивидуализации. Для большинства из нас, как иронично высказался Ульрих Бек в книге «Общество риска», индивидуализация сводится к тому, что «специалисты свали­вают свои противоречия и конфликты к ногам индивида и покидают его с благонамеренным предложением критичес­ки судить обо всем этом на основе собственных представле­ний». Как результат, большинство из нас вынуждено искать «биографические решения системных противоречий».

Импульс модернизации, в чем бы он ни выражался, пред­полагает критику действительности. Приватизация этого импульса означает вынужденную самокритику: быть личнос-


Часть II. Как мы думаем

тью de jure означает, что невозможно винить за собственную жалкую участь никого, кроме самого себя, что причины сво­их поражений следует искать лишь в собственных празднос­ти и лени, что избавление от проблем требует все более серь­езных [собственных] усилий. Очень нелегко жить, ежедне­вно порицая и презирая самого себя. Такая жизнь порожда­ет все более болезненное ощущение неуверенности {Unsicher-heit). Концентрируя внимание на собственном развитии и тем самым уводя его в сторону от сферы общественного, где коллективно воспроизводятся противоречия индивидуально­го существования, люди естественным образом стремятся упростить свое положение. Не то чтобы они считают «био­графические решения» обременительными и громоздкими: они просто не видят «биографических решений системных противоречий», а недостаток имеющихся решений стремят­ся восполнять игрой воображения. Но при этом любые ре­шения, подлинные или только воображаемые, чтобы выгля­деть хоть в какой-то мере разумными и жизнеспособными, должны стоять в одном ряду и на одном уровне с «индивидуа­лизацией» задач и ответственности. 11оэтому возникает спрос на индивидуальные «крючки», на которые перепуганные люди могли бы коллективно повесить свои индивидуальные страхи, пусть даже и на короткий срок. Наше время щедро на козлов отпущения - будь то политики, запутавшиеся в своей личной жизни, преступники, толпами выбегающие из убогих улиц и мрачных районов, либо затесавшиеся среди нас инос­транцы. Мы живем в эпоху неприступных замков, противо­угонных сигнализаций, ограждений из колючей проволоки, охранников и дежурных, равно как и в эпоху лезущих в каж­дую щель журналистов бульварных изданий, ищущих загово­ры ради заполнения угрожающе опустевшего общественно­го пространства и жаждущих новых поводов для «нравствен­ной паники», выпускающей на волю подавляемые страх и озлобление.

Существует широкая и углубляющаяся пропасть между бедственным положением «личностей de jure» и их шансами стать «личностями dc facto», оказаться в состоянии контро­лировать свою судьбу и делать тот выбор, который им в са-


Глава 7. Критика - приватизированная и обезоруженная.

мом деле по душе. Именно из этой глубокой пропасти подни­маются наиболее ядовитые испарения, отравляющие жизнь современного человека. И эта пропасть не может быть засы­пана, уничтожена одними только индивидуальными усилия­ми; для этого недостаточно средств и ресурсов, доступных «житейской политике». Перекинуть мостик через нее - дело [настоящей, «большой»] политики. Можно сказать, что сама эта пропасть появилась и расширилась прежде всего в силу запустения общественного пространства, и особенно agora, того самого места, где пересекаются общественное и частное, где «житейская политика» знакомится с Политикой с боль­шой буквы, где частные вопросы переводятся на язык обще­ственных задач и где изыскиваются, обсуждаются и согласо­вываются общественные решения частных проблем.

Ситуация изменилась, и задачи критической теории ста­ли противоположными. Раньше она должна была защищать автономию личности от наступающих сил общественной сфе­ры, почти целиком находившейся под управлением всемогу­щего обезличенного государства и его многочисленных бю­рократических щупалец - уменьшенных подобий государ­ственной машины. Сегодня ее задача состоит в защите исче­зающей публичной сферы или, скорее, в заполнении обще­ственного пространства, быстро пустеющего как из-за оску­дения рядов «заинтересованных граждан», так и из-за оттока реальной власти на территорию, которую, несмотря на все усилия сохранившихся демократических институтов, невоз­можно описать иначе как некий совершенно иной мир.

«Общественное» не стремится больше колонизировать «частное». Теперь дело обстоит как раз наоборот: именно частное захватывает общественное пространство, выдавли­вая и выталкивая оттуда все, что не может быть полностью и без остатка переведено на язык частных интересов и целей. Как заметил еще два века назад Токвиль, личность есть злей­ший враг гражданина. Если постоянно повторять, что каж­дый человек является хозяином своей судьбы, у него будет все меньше и меньше причин считать заслуживающим его внимания (тем, что Альфред Шутц обозначал термином «topical relevancy») все, что сопротивляется полному раство-


Часть II. Как мы думаем


Глава 7. Критика - приватизированная, и обезоруженная


 


       
   
 
 

 

рению в его «я» и отличается от того, с чем можно справить­ся собственными силами; а ведь именно наличие таких при­чин и вытекающих из них поступков и служит отличитель­ным знаком гражданина.

Для индивида общественное пространство оказывается не более чем гигантским экраном, на который проецируют­ся частные проблемы, не переставая, даже будучи увеличен­ными на экране, быть частными: оно становится местом, где публично обсуждаются частные секреты и подробности ин­тимной жизни. Из ежедневных экскурсий по общественному пространству индивиды возвращаются укрепившимися в сво­ей de jure индивидуальности и уверившимися, что способ, которым они в одиночку справляются со своими делами, в точности таков же, как у других, похожих на них индивидов, и что они, так же, как и другие, делают промахи и сталкива­ются с поражениями (хочется верить, что временными).

Что же касается власти, то она уплывает с улиц и рыноч­ных площадей, из залов собраний и парламентов, из кабине­тов местных и национальных правительств и, не контроли­руемая гражданами, оказывается в экстерриториальном про­странстве электронных сетей. Ее стратегическими принци­пами становятся отдаление, увиливание, разъединение и не­видимость. Попытки предугадать ее ходы и предсказать их всегда неожиданные последствия (даже не говоря о предотв­ращении таковых, если они кажутся нежелательными) на деле не более эффективны, чем действия Союза по предотвраще­нию изменений погоды.

И, таким образом, общественное пространство все более освобождается от общественных функций. Оно перестает играть свою прежнюю роль места, где сходятся частные не­приятности и общественные задачи, где возникает диалог между ними. Под прессом индивидуализации люди медлен­но, но верно лишаются защитной оболочки гражданства и теряют свои гражданские привычки и интересы. В результа­те перспектива превращения «личности de jure» в «личность de facto», управляющую ресурсами, необходимыми для под­линного самоопределения, становится все более и более от­даленной.


«Личность dejure» не может стать «личностью de facto», не превратившись сначала в гражданина. Не бывает автоном­ных индивидов вне автономного общества, а автономность общества требует преднамеренного и сознательного само­определения, которое может быть лишь коллективным дос­тижением всех его членов. «Общество» всегда вступало в двойственные отношения с автономией личности: оно одно­временно было и ее врагом, и ее необходимым условием. Но соотношение опасностей и возможностей в этих отношени­ях, обреченных оставаться двусмысленными, решительным образом изменилось на протяжении истории модернити. [Сегодня] в меньшей степени, чем врагом, общество являет­ся условием, [необходимым для личной автономии], услови­ем, в котором индивиды сильно нуждаются, но которого со­всем не видят в тщетной и разочаровывающей борьбе за пре­вращение своего формального статуса в подлинную автоно­мию и реальную возможность для самоутверждения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 262 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.