Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 5. Разве я сторож брату моему? 4 страница




Таково в самых общих чертах не слишком оптимистич­ное видение ситуации, определяющей актуальные задачи кри­тической теории, да и социальной критики вообще. Они сво­дятся к попыткам еще раз связать то, что разорвано на части сочетанием формальной индивидуализации и отделением власти от политики. Иными словами, к реконструкции и новому заселению ныне в значительной мере опустевшей agora - места встреч, споров и диалога между индивидуаль­ным и общим, частным и общественным. Если прежняя зада­ча критической теории - освобождение человека - сегодня что-то еще значит, то она заключается в соединении двух сто­рон пропасти, открывшейся между реалиями «личности de jure» и перспективой становления «личности de facto». И индивиды, заново усваивающие забытые гражданские навы­ки и вновь обретающие утраченные инструменты граждан­ства, являются единственными строителями, которые способ­ны соорудить этот своеобразный мост.


Глава 8. Прогресс - тот же самый и иной


8

Прогресс» тот же самый и иной

Здание мэрии в Лидсе, городе, где я провел последние тридцать лет, - это величественный памятник амбициям и самоуверенности капитанов промышленной революции. Построенное в середине девятнадцатого столетия, величе­ственное и пышное, соединяющее в своей архитектуре чер­ты Парфенона и египетских храмов, оно включает в себя в виде главного украшения огромный зал заседаний, предназ­наченный для регулярных собраний горожан, для дискуссий и выработки решений о дальнейших шагах, ведущих к еще большей славе города и Британской империи. Под потолком зала пурпурными и золотыми буквами выложены слова пра­вил, обязательных для любого, кто присоединяется к идущим по этому пути. Среди священных принципов этой простой этики, таких, как «Честность - лучшая политика» или «Закон и порядок», одно предписание поражает своей самоуверен­ной и бескомпромиссной краткостью: «Вперед». В отличие от современных посетителей мэрии авторы кодекса вряд ли сомневались в его смысле. Они хорошо знали разницу между «вперед» и «назад». И чувствовали себя в силах не сходить с пути и придерживаться избранного направления.

25 мая 1916 года Генри Форд сказал корреспонденту газе­ты «Чикаго трибьюн»: «История - это, в большей или мень­шей мере, вздор. Мы не хотим традиционности. Мы желаем жить настоящим, и единственная история, заслуживающая хоть какого-то внимания, - это та, которую мы делаем сегод­ня». Форд был известен тем, что громко и прямо выражал мысли, которые другие могли высказать, лишь дважды поду-


мав. Прогресс? Не думайте о нем как о «работе истории». Это наша работа, работа нас, живущих в настоящем. Единствен­ная история, которая что-то значит, это та, что еще не сдела­на, но делается ныне, и должна быть сделана, иными слова­ми - это будущее (о котором другой прагматичный и прямоли­нейный американец Эмброуз Бирс написал десятью годами раньше в своей книге «Словарь дьявола», что оно представ­ляет собой не более чем «тот период времени, на протяже­нии которого наши дела идут хорошо, наши друзья остаются настоящими, а наше счастье - гарантированным»). Форд мог бы торжествующе провозгласить то, что Пьер Бурдье с из­рядной печалью признал недавно в своей книге «Акты сопро­тивления»: «Чтобы овладеть будущим, надо держать под кон­тролем настоящее». Человек, который управляет настоящим, может быть уверен в своей способности заставить будущее работать на него и по этой причине может игнорировать прошлое: для такого человека в самом деле доступно сделать прошлую историю чушью, пустым бахвальством, враньем. Или по крайней мере не придавать ей большего значения, чем заслуживают вещи подобного рода. Прогресс не превоз­носит и не облагораживает историю. «Прогресс» представ­ляет собой заявление о намерениях девальвировать или даже отменить ее.

В этом-то и дело. «Прогресс» предполагает не какие-то атрибуты истории, а самоуверенность настоящего. Глубочайший, а возможно, и единственный смысл прогресса воплощен в ощущении, что время работает на нас, ибо события происхо­дят именно под нашим влиянием. Все прочее, рассказываемое о «сущности» прогресса, диктуется вполне объяснимым, но все же вводящим в заблуждение стремлением «онтологизиро-вать» это ощущение. И в самом деле - является ли история движением к лучшей и счастливой жизни? Если да, то как мы об этом узнаем? Мы, те кто утверждает это, не жили в про­шлом, а тех, кто жил тогда, сегодня уже нет с нами, - так кому же делать сравнения? Влетаем ли мы, подобно Клио, музе истории, в будущее, преследуемые ужасами прошлого, или спешим в него, влекомые надеждой поправить наши дела,-единственным, что движет нами, является игра памяти и во-


 

Часть П. Как мы думаем

Глава 8. Прогресс - тот же самый и иной


ображения, а связывает или разделяет их между собой наша вера в себя или ее отсутствие. Для людей, уверенных в своей способности изменять ход вещей, прогресс является аксио­мой. Тем, кто чувствует, как все валится у них из рук, идея прогресса даже не приходит в голову, и они посмеются над всяким, кто попытается ее предложить. Эти противополож­ности оставляют мало места для беспристрастной дискуссии, не говоря уж о консенсусе. Наверное, Форд отозвался бы о прогрессе так же, как однажды он высказался об утренней зарядке: «Упражнения - это чепуха, - сказал он, - если вы здо­ровы, они вам ни к чему; если вы больны, они вам не по си­лам».

Но если уверенность в себе, успокаивающее чувство «кон­троля над настоящим» является единственным основанием, на которое опирается вера в прогресс, то не приходится удив­ляться, что в наши дни эта вера обречена оказаться шаткой. Этому нетрудно найти объяснение.

В первую очередь бросается в глаза отсутствие институ­та, способного «повести мир вперед». Наиболее болезнен­ный вопрос, от которого стараются увиливать в наше время поздней модернити, или постмодернити, состоит не в том, «что следует делать» (дабы мир стал лучше и счастливее), а в том, «кто возьмется это сделать». В книге «Новый мировой беспорядок» Кен Джовитт объявил о крахе «представлений христианского типа», вплоть до последнего времени упоря­дочивавших наши мысли о мироздании, о его перспективах и полагавших мир «централизованным, жестко скрепленным и истерически озабоченным непроницаемостью границ». В таком мире вопрос об институте власти едва ли был актуа­лен: «христианский» мир был всего лишь сферой взаимодей­ствия могущественных сил с результатами их же действий. Такой образ имел свои эпистемологические основы в фор-дистской фабрике, а также в устанавливающем и поддержи­вающем порядок суверенном государстве (если даже и не в порождаемой ими реальности, то хотя бы в их стремлениях и намерениях). Обе эти опоры ныне ослабли вместе с их су­веренитетом и амбициями. Упадок современного государства чувствуется, пожалуй, особенно остро, поскольку власть над


продуктивной деятельностью отделена от политики, которая, собственно, и призвана решать, что должно быть сделано. В то время как все политические институты остаются локаль­ными, привязанными к определенной территории, реальная власть постоянно движется, оказываясь за пределами их вли­яния. Наша жизнь [все чаще] оставляет впечатление, что мы похожи на пассажиров в самолете, поднявшихся высоко в небо и обнаруживши*, что в кабине пилота никого нет.

Во-вторых, становится все менее и менее ясно, что дол­жен предпринять этот институт для улучшения ситуации в мире, - даже если рассмотреть маловероятный случай, когда он способен сделать это. Все картины счастливого общества, нарисованные разными красками и множеством кистей за последние два столетия, оказались либо несбыточной мечтой, либо - если их воплощение в действительности и было объяв­лено - нежизнеспособными [конструкциями]. На практике оказалось, что любая [новая] форма социальной организации приносит столько же несчастий, сколько и счастья, если не больше. Это относится в равной мере и к двум главным анта­гонистам - уже обанкротившемуся марксизму и ныне правя­щему экономическому либерализму. Что касается других се­рьезных конкурентов, то вопрос Франсуа Лиотара: «Какие идеи способны предотвратить появление нового Освенци­ма... в процессе движения к всеобщему освобождению?» - до сих пор не нашел ответа и вряд ли найдет его. Время «хрис­тианских концепций» ушло: все картины мира, уже нарисо­ванные по индивидуальным заказам, не вызывают симпаний, а те, что еще не написаны, уже заранее кажутся подозритель­ными. Мы путешествуем ныне без всякого представления о пункте назначения, на который можно было бы ориентиро­ваться, не пытаясь найти «справдливое общество» и даже не* надеясь, что оно встретится нам на пути. Приговор Питера Дракера, согласно которому «от общества уже не стоит ждать спасения», в полной мере отвечает духу нашего времени.

Однако начатый модернити роман с прогрессом - с жиз­нью, которая может и должна переделываться, становясь «но­вой и усовершенствованной», - не закончен и вряд ли скоро закончится. Модернити не знает никакой иной жизни, кро-


Часть II. Как мы думаем


Глава 8. Прогресс - тот же самый и иной


 


ме «сделанной»: жизнь современных людей есть не нечто дан­ное, а, скорее, некое задание, всегда незавершенное и посто­янно требующее все новых забот и усилий. Условия челове­ческого существования в «поздней модернити», или «постмо-дернити» сделали эту модальность жизни еще навязчивее: прогресс более не является временным делом, приводящим в результате к совершенству, когда делается все, что должно быть сделано, и в дальнейших переменах нет необходимос­ти, а становится вечным состоянием, самим содержанием жизни.

Если идея прогресса в нынешней ее форме выглядит столь незнакомой, что возникает вопрос, существует ли он вообще, то это потому, что прогресс, как и многие другие параметры современной жизни, был дерегулирован и привати­зирован. Он дерегулирован - поскольку вопрос о том, означа­ет ли каждый конкретный элемент новизны какое-либо улуч­шение, всегда остается без ответа и вызывает споры даже после того, как выбор уже сделан. И он приватизирован -поскольку принадлежит каждому отдельному человеку, от которого ждут, что он индивидуально воспользуется своим умом, ресурсами и трудолюбием, чтобы добиться для себя более удовлетворительных условий жизни, оставляя в про­шлом то, что ему не по нраву.

Однако проблема осуществимости прогресса во многом ос­тается такой же, как и до дерегулирования и приватизации, -такой, как ее сформулировал Пьер Бурдье: чтобы строить будущее, надо уметь управлять настоящим. Только сегодня задача управления настоящим становится задачей каждого отдельного человека. И для многих - возможно, даже для боль­шинства - наших современников «контроль над настоящим» либо сомнителен, либо очевидно отсутствует. Мы живем в мире всеобщей гибкости, в обстановке обостренной и безыс­ходной неуверенности, пронизывающей все стороны инди­видуальной жизни, - от источников жизнеобеспечения до любовных отношений или членства в сообществе по интере­сам: [затрагивающей ] черты профессиональной и культурной самобытности, манеру подачи себя на публике и даже состоя­ние здоровья; [накладывающей свой отпечаток] как на цен-


ности, к которым следует стремиться, так и на способы их обретения. Мало остается надежных оплотов для доверия, они расположены далеко друг от друга, и, как правило, дове­рие остается невостребованным.

Когда господствует неуверенность, планы на будущее ста­новятся временными и неустойчивыми. Чем слабее контроль человека над настоящим, тем меньше планов он строит на будущее - сами отрезки времени, называемые «будущим», ста­новятся все короче, а жизнь в целом разделяется на эпизоды, которые рассматриваются один за другим. Непрерывность не является больше фирменным знаком совершенствования: кумулятивная и долгосрочная природа прогресса уступает требованиям, адресующимся по отдельности каждому эпизо­ду; значение любого из них должно раскрываться и всесторон­не оцениваться еще до окончания одного эпизода и начала сле­дующего. В жизни, управляемой принципом гибкости, страте­гии, планы и желания MOiyr быть лишь краткосрочными.

Серьезное изучение культурных и этических последствий этой гигантской трансформации еще не начиналось, поэто­му их можно обозначить лишь в самых общих чертах.



Глава 9. О «пользе» бедности


9

О «пользе» бедности

Экономика, освобожденная от политических сдержек и местных ограничений, быстро глобализирующаяся и превра­щающаяся в поистине экстерриториальную, порождает, как известно, все углубляющийся разрыв между процветающими и бедствующими слоями населения, как в мире в целом, так и внутри каждого отдельного общества. Известно также, что она исключает вес более широкие круги населения, и без того живущего в бедности, страданиях и обездоленности, из той сферы деятельности, которая признается обществом эконо­мически рациональной и социально полезной, превращая в людей, лишних с экономической и социальной точек зрения. Согласно последнему докладу Программы развития ООН [1], несмотря па то, что к 1997 году общемировое потребле­ние товаров и услуг выросло вдвое по сравнению с 1975 го­дом, и в шесть раз - по сравнению с 1950-м, около миллиарда человек «не могут удовлетворить даже самых элементарных своих потребностей». Среди 4,5 миллиарда жителей «разви­вающихся» стран трое из каждых пяти лишены доступа к ос­новным элементам инфраструктуры: треть не имеет пригод­ной для питья воды, четвертая часть - сносного жилья, од­ной пятой не предоставляются санитарные и медицинские услуги. Каждый пятый ребенок учится в общей сложности не более пяти лет; такая же часть детей постоянно недоедает. От семидесяти до восьмидесяти из ста с небольшим «разви­вающихся» стран имеют сегодня более низкий среднедуше­вой доход, чем десять и даже тридцать лет назад: 120 милли­онов человек живут менее чем на один доллар в день.


В то же время в США, безусловно наиболее богатой стра­не мира и родине самых богатых людей, 16,5 процента насе­ления живут в бедности; каждый пятый из взрослых мужчин и женщин не умеет ни читать, ни писать, а продолжитель­ность жизни 13 процентов из них не достигает и 60 лет.

С другой стороны, три самых богатых на планете челове­ка имеют личные активы, превышающие совокупный нацио­нальный продукт сорока восьми беднейших стран; состояние пятнадцати богатейших людей превосходит валовый продукт всех стран Африки, расположенных к югу от Сахары. Соглас­но докладу, менее 4 процентов личного богатства 225 наибо­лее состоятельных людей было бы достаточно, чтобы обес­печить беднякам всего мира элементарные медицинские и образовательные услуги, а также достойное питание.

Последствия поляризации богатства, доходов и жизнен­ных возможностей, растущей внутри и вовне отдельных стран, - этой несомненно вызывающей наибольшее беспокой­ство из всех современных тенденций - как прежде, так и се­годня активно исследуются и обсуждаются; между тем прак­тически ничего, если не считать отдельных, фрагментарных и нерешительных мер, не предпринимается для смягчения этих последствий, не говоря уже о преодолении самой тен­денции. Непрекращающаяся драма озабоченности и бездей­ствия неоднократно описывалась и описывается, но без ви­димых результатов. В мои намерения не входит повторять ее еще раз; хотелось бы обратиться к концептуальным рамкам и набору ценностей, с позиций которых эта драма, как прави­ло, излагается; к рамкам и ценностям, препятствующим пол­ному осознанию серьезности положения, а тем самым и по­иску возможных альтернатив.

Концептуальные рамки, в которые традиционно заклю­чается обсуждение нарастающей бедности, являются чисто экономическими (в доминирующем сегодня понимании «эко­номики» как совокупности товарно-денежных трансакций) и сводятся к распределению богатства и доходов, а также к проблеме доступа к оплачиваемому труду. Набор ценностей, формирующий сбор и толкование необходимых данных, чаще всего представляет собой комбинацию жалости, сочув-


Часть II. Как мы думаем


Глава 9. О «пользе» бедпмти


 


ствия и озабоченности судьбой бедняков. Бремя от времени выражается также озабоченность по поводу устойчивости со­циального порядка, хотя, говоря по правде, она редко зву­чит в полный голос, поскольку лишь немногие трезвые умы ощущают в бедственном положении и обездоленности совре­менных бедняков угрозу бунта. Ни концептуальные рамки, ни система ценностей не являются ошибочными сами по себе. Точнее сказать, они ошибаются не в том, на чем они сосредоточились, а в том, что они замалчивают и упускают из вида.

Между тем среди факторов, на которые они не обраща­ют внимания, следует в первую очередь отметить роль «но­вых бедных» в воспроизводстве и укреплении того глобаль­ного порядка, который и является причиной их обездолен­ности; воссоздание атмосферы страха, делающего несчастной жизнь всех остальных; наконец, степень, в которой поддер­жание глобального порядка зависит от этих обездоленности и страха. Карл Маркс однажды - во времена только еще фор­мировавшегося, дикого и необузданного капитализма, слиш­ком малограмотного, чтобы расшифровать даже ясные пре­достережения, - сказал, что рабочие не могут освободиться сами, не освободив и всех остальных членов общества. Се­годня, в эпоху триумфа капитализма, не нуждающегося в пре­достережениях и даже границах, можно сказать, что все чело­вечество не может освободиться от атмосферы страха и бессилия, если беднейшая его часть не освободится от нужды и бедности.

Короче говоря, наличие большой армии бедняков и ши­роко известная бедственность их положения являются для существующего порядка важнейшим и, возможно, даже реша­ющим, уравновешивающим фактором. Его значение заклю­чается в смягчении восприятия условий жизни потребителя, пребывающего в вечной неопределенности, условий, кото­рые в иной ситуации выглядели бы отталкивающими и от­вратительными. Чем безысходней в их восприятии нужда и бесчеловечность существования бедняков, живущих в других странах или на соседней улице, тем лучше они играют свою роль в той драме, сценария которой они не писали и на кото­рую не проходили проб-


С давних времен людей вынуждают мириться с судьбой, какой бы суровой она ни была, для чего им демонстрируют красочные картинки ада, готового поглотить всякого бунтов­щика. Подобно атрибутам того света, предназначенным для этих целей, преисподняя перенесена сегодня на землю, проч­но укоренена в млрекую жизнь и представлена в виде, гото­вом для мгновенного употребления. Нынешние бедняки - это коллективный «другой» перепуганных потребителей; они те­перь олицетворяют ад, причем гораздо более осязаемо и убе­дительно, чем это показано в книге Сартра «За закрытой две­рью». Лишь в одном жизненно важном аспекте бедняки пред­ставляют то, чем хотел бы стать (хотя и не отважится попы­таться) весь обеспеченный остальной мир: они свободны от неопределенности. Но определенность, которую они получи­ли взамен, приходит либо в облике пораженных болезнями, переполненных преступлениями и отравленных наркотика­ми грязных улиц (если им выпало жить в Вашингтоне), либо в форме медленного умирания от недоедания (если они про­зябают в Судане). Урок, который человек извлекает, слушая об этих несчастных, состоит в том, что определенности следует опасаться даже более определенно, нежели отвратительной неопре­деленности, а наказание за бунт против неудобств повседнев­ной неопределенности бывает быстрым и беспощадным.

Один только вид бедных держит обеспеченных в состоянии страха и покорности. Тем самым он увековечивает их жизнь в условиях неопределенности. Он подсказывает им, что непре­одолимое нарастание «гибкости» мира и рискованности сво­его положения следует либо терпеть, либо принимать за дан­ное и переносить с покорностью. Этот вид ограничивает их воображение и связывает руки. Они не отваживаются вооб­разить иной мир и становятся слишком осмотрительными, чтобы попытаться изменить этот. И пока такое положение сохраняется, шансы [на возрождение] автономного самоуч­реждающегося общества, на установление демократической республики, основанной на принципах гражданства, остают­ся, мягко говоря, ничтожными и туманными.

Все это представляет собой вполне достаточную причину для того, чтобы политическая экономия неопределенности


Часть Н. Как мы думаем


Глава 9. О -пользе" бедности


 


рассматривала «проблему бедности» в качестве неотъемлемо­го своего элемента, но либо в терминах законности и правопо­рядка, либо как объект для гуманитарной заботы - и никак не иначе и не более чем так. При первом подходе общенародное осуждение бедных - скорее извращенцев, нежели обездолен­ных - почти достигает той степени, когда сжигается чучело народного страха. Использование второго подхода позволяет безопасно перенаправить недовольство жестокостью и безду­шием судьбы в сторону безвредных проявлений благотвори­тельности, и позорное безразличие может полностью скры­ться за единичными вспышками людской солидарности.

И так день за днем бедняки на мировой периферии и в собственной стране делают свое незаметное дело, подрывая уверенность и решимость всех тех, кто еще имеет работу и получает регулярные доходы. В связи между нищетой бедня­ков и капитуляцией обеспеченных нет ничего иррациональ­ного. Зрелище нужды служит своевременным напоминани­ем всем, кто способен к трезвым размышениям, что даже бла­гополучная жизнь ненадежна, что сегодняшний успех не слу­жит гарантией от завтрашнего краха. Возникает обоснован­ное ощущение возрастающей перенаселенности мира; кажет­ся, что единственным выбором, открывающимся перед на­циональными правительствами, в лучшем случае становится выбор между распространенной бедностью при высокой без­работице, как это имеет место в большинстве европейских стран, и распространенной бедностью при несколько мень­шей безработице, как в Соединенных Штатах. Научные ис­следования подтверждают это ощущение: оплачиваемой ра­боты становится все меньше. В наше время безработица выг­лядит более зловещей, чем когда бы то ни было прежде. Она уже не кажется продуктом циклической депрессии; времен­ным нарастанием страданий, которые будут растворены и смыты следующим экономическим подъемом. Обещания по­литиков уре1улировать проблему «возвращения людей на ра­боту» невольно напоминают приписываемый Барри Голдуо-теру ответ на вопрос о ядерной угрозе, когда он сказал: «Да­вайте же составим повозки в круг...» Как утверждает Жан-Поль Марешаль [2], в эру «масштабной индустриализации»


потребность в сооружении гигантской промышленной инф­раструктуры и производстве громоздкой техники предпола­гала создание большего числа новых рабочих мест, чем то, которое ликвидировалось в результате исчезновения тради­ционных ремесел и профессий; однако сегодня ситуация из­менилась. До 70-х годов соотношение между ростом произ­водительности и уровнем безработицы оставалось удовлет­ворительным; с тех пор оно год от года становится все более удручающим. Переломный рубеж, по-видимому, был перей­ден в 70-е годы. Последние данные красноречиво говорят о причинах, заставляющих почувствовать себя вне безопасно­сти даже тех, кто занят в наиболее регулярных видах деятель­ности.

Сокращение масштабов занятости не является, однако, единственным основанием для подобного чувства. Те рабо­чие места, которые еще сохранились, не защищены от непред­сказуемых вызовов будущего; можно сказать, что в наши дни работа становится для человека ежедневной подготовкой к тому, чтобы оказаться лишним. «Политическая экономия неуверенности» позаботилась о том, чтобы традиционные рубежи обороны были демонтированы, а войска, занимавшие эти позиции, - демобилизованы. Труд стал «гибким», а на повседневном языке это означает, что работодателю легче стало увольнять работников в любой момент и без компенса­ции, солидарные же - и потому эффективные - действия профсоюзов по защите несправедливо уволенных все боль­ше выглядят как несбыточная мечта. «Гибкость» предполага­ет также отрицание безопасности: все чаще вакансии оказы­ваются временными или предполагающими неполный рабо­чий день, большинство трудовых контрактов «продлевается» или «возобновляется» через определенные промежутки вре­мени, достаточно короткие для того, чтобы права на относи­тельную стабильность не обрели достаточной силы. «Гиб­кость» означает также, что старая жизненная стратегия, в русле которой силы и время вкладывались в повышение ква­лификации, в достижение статуса специалиста, позволяюще­го надеяться на постоянное получение с этого процентов, становится все более бессмысленной, и, таким образом, те-


Часть II. Как мы думаем


Глава 9. О «пользе» бедности


 


перь исчез самый распространенный в свое время вариант разумного выбора людей, желающих в жизни постоянства.

Обеспеченность средствами существования, та твердь, на которой жизненные проекты и чаяния неизбежно должны базироваться, чтобы быть осуществимыми - чтобы обретать смысл и вызывать к жизни энергию, необходимую если не для исполнения этих проектов, то хотя бы для попытки что-то де­лать ради этого, - стала шаткой, неустойчивой и ненадежной. Сторонники распространения социальных программ только на работающих граждан не могут взять в толк, что функция этих программ не сводится просто к повседневному созданию условий, поддерживающих жизнь работников и их иждивен­цев; не менее важно, что тем самым обеспечивается и возмож­ность безопасного существования, без которой невозможны ни свобода, ни воля к самоутверждению, являющиеся отпран-ным пунктом любой личной независимости. Труд в его нынеш­нем виде не предлагает такой безопасности, даже если он на постоянной основе приносит средства, покрывающие издер­жки выживания. Путь от социальных пособий к работе ведет от безопасности к неуверенности, или же от меньшей неуве­ренности к большей. Эта дорога, оставаясь такой, как она есть, неизбежно требует от все более широкого круга людей соче­тать ее с принципами, диктуемыми политической экономией неуверенности.

Политическая экономия неопределенности - это набор «правил, отменяющих всякие правила», навязанный местным политическим властям мощью экстратерриториальных фи­нансов, капитала и торговли. Ее принципы нашли свое пол­ное воплощение в печально знаменитом Многостороннем соглашении об инвестициях, в навязанных им ограничениях возможности правительств сдерживать свободу передвижения капитала, равно как и в самой обстановке таинственности, в которой велись переговоры по заключению этого соглаше­ния, в той секретности, с которой оно сохранялось с обоюд­ного согласия политических и экономических властей, - до тех пор, пока не было раскрыто и предано гласности в ходе журналистского расследования. Принципы этого соглашения просты, ибо они в основном негативны и предполагают не


установление нового порядка, а лишь демонтаж прежнего; они предназначены для того, чтобы помешать правитель­ствам заменить упраздненные правила регулирования новы­ми. Политическая экономия неопределенности сводится, по существу, к отмене политически установленных и гарантиро­ванных правил и распоряжений, к разоружению оборони­тельных институтов и объединений, стремящихся помешать тому, чтобы капитал и финансы в полном смысле слова ока­зались не знающими границ. Конечным результатом обеих мер является состояние перманентной и повсеместной нео­пределенности, призванной заменить действие принуждаю­щих законов и предписывающих установлений, обеспечить подчинение (или, скорее, гарантии непротивления) новой, на этот раз надгосударственной и глобальной, власти.

Политическая экономия неопределенности выгодна для бизнеса. Она делает традиционные, громоздкие, неуклюжие и дорогостоящие дисциплинирующие методы излишними, заменяя их не столько самоконтролем обученных, натаскан­ных и дисциплинированных субъектов, сколько неспособно­стью разобщенных и глубоко неуверенных в себе личностей действовать скоординированно; этот вид бессилия усугубля­ется неверием в то, что хоть какое-то действие может ока­заться эффективным, что частные жалобы могут вылиться в коллективные задачи, а то и в совместные проекты измене­ния порядка вещей. Что же касается пассивного подчинения правилам игры, либо игре без правил, то всеобщая неопре­деленность с нижних до верхних ступеней социальной лест­ницы оказывается скромной и дешевой, но весьма эффектив­ной заменой нормативного регулирования, цензуры и надзо­ра. За исключением тех маргинальных групп, которые исклю­чены из общества и оказались для него до такой степени лиш­ними, что политике неопределенности нет до них никакого дела, системы надзора никому больше не нужны - ни в их ста­рой и громоздкой форме, ни в современной, технологичной и легковесной версии. В стремлении добиться такого пове­дения людей, какое необходимо для продолжения функцио­нирования глобальной экономики, положиться можно лишь на свободу, причем в том ее виде, что проявляется на потре-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 247 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.