Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 5. Разве я сторож брату моему? 2 страница




(3) Другие сети, сотканные и поддерживавшиеся самими гражданами для обеспечения безопасной жизни, - эта вторая


Часть I. Как мы живем


Глава 6. Единство в разнообразии


 


линия оборонительных позиций, представленная в свое вре­мя местным сообществом или семьей, где человек мог укрыть­ся и залечить раны, полученные в рыночных стычках, - раз­рушились или в значительной мере ослабли. Изменившаяся прагматика межличностных отношений (новый стиль «жиз­ненного поведения», с большой убедительностью описанный Энтони Гидденсом), пропитанная сегодня духом потреби­тельства и декларирующая Другого в качестве потенциально­го источника наслаждений, ответственна за это лишь отчас­ти: чем бы ни был хорош новый прагматизм, он не может по­родить долговременных обязательств и тем более таких, ко­торые заведомо должны быть продолжительными и восприни­маются как таковые. Обязательства, порождаемые этим но­вым прагматизмом, принимаются до следующего уведомле­ния, отменяются по первому желанию и не предполагают пре­доставления или обретения устойчивых прав и обязанностей.

На медленное, но неуклонное исчезновение и забвение социальных навыков приходится другая часть вины. То, что доселе складывалось в единое целое и сохранялось в этом ка­честве благодаря естественным стремлениям людей и на ос­нове использования имеющихся у них средств, ныне должно базироваться на предоставляемых технологией и приобрета­емых на рынке инструментах. При отсутствии таковых парт­нерства и группы распадаются, даже если у них и был шанс укрепиться. Не только удовлетворение индивидуальных по­требностей, но само существование и устойчивость групп и коллективов все больше определяются рынком, а потому и отражают естественным образом его неустойчивость и не­предсказуемость.

(4) Как заметил недавно Дэвид Беннетт, «радикальная неопределенность в отношении населяемых нами материаль­ного и социального миров и наших способов политической активности внутри них... - вот что предлагает нам индустрия образов...» И в самом деле, сигнал, который со всей мощью убедительности подается нам наиболее эффективными сред­ствами информации, созданными культурой, сигнал, к кото­рому аудитория с готовностью прислушивается исходя из ее опыта, свидетельствует о глубокой неопределенности и «мяг-


пСТи» мира: в нем всякое может случиться и все может быть пелано, но ничего не может быть сделано раз и навсегда, и и этом, что бы ни случилось, все приходит и уходит без пред­варительного уведомления. В этом мире человеческие контак­ты состоят из последовательного ряда встреч, личности заме­нены периодически сменяемыми масками, а биографии рас­падаются на серии эпизодов, сохраняющихся лишь в столь же эфемерной памяти. Ни о чем нельзя знать наверняка, а все известное может трактоваться по-разному, причем каждая из этих трактовок столь же хороша или плоха (или, разумеется, столь же переменчива или рискованна), как и любая другая. Там, где раньше стремились к уверенности, теперь заключа­ются пари, а рискованные действия заменяют упорное дви­жение к цели. Таким образом, в нынешнем мире мало что может считаться прочным и надежным, напоминающим плот­но сотканную основу, в которую можно вплести маршрут соб­ственной жизни.

Как все прочее, человеческие индивидуальности - пред­ставления людей о самих себе - рассыпаются на ряд момен­тальных снимков, каждый из которых должен вызывать в во­ображении, нести и выражать собственное значение, чаще не зависящее от соседнего кадра, чем связанное с ним. Вмес­то того чтобы конструировать собственную идентичность последовательно, как делается при постройке дома, - неспеш­но выстраивая потолки, полы, комнаты, коридоры, - чело­век стремится через ряд «новых начинаний» эксперименти­ровать с мгновенно собираемыми и легко разбираемыми формами, нанося один слой краски на другой; поистине, это напоминает палимпсест древности - текст, написанный на пергаменте поверх другого. Это та разновидность индивиду­альности, которая подходит миру, где искусство забвения является не менее, если не более ценным качеством, чем ис­кусство запоминания, где забывание в большей мере, чем -^Учение, является условием постоянного поддержания себя Не°бходимой форме, где люди и вещи то появляются в поле рения неподвижно закрепленной камеры внимания, то по-Идают его, а сама память подобна видеопленке, которая все-Может быть очищена и наполнена новыми образами.


 




Часть i. Как мы живем


Глава 6. Единство в разнообразии


 


Таковы некоторые и, разумеется, далеко не все измере­ния неопределенности, свойственной постмодернити. Жизнь в условиях подавляющей, постоянной и самоподдерживаю­щейся неопределенности раздражает; человека трясет перед лицом бесконечных вариантов, среди которых следует сде­лать выбор; он содрогается при мысли, что разумные сообра­жения нынешнего дня могут обернуться завтра дорогостоя­щими ошибками; человек уже больше не знает, чего ждать от завтрашнего дня и еще меньше представляет себе, как добить­ся желаемого. Неопределенность, колебания, отсутствие кон­троля над событиями - все это порождает тревогу. Эта трево­га и представляет собой ту цену, которую приходится платить за новые личные свободы и новую ответственность. Какое бы удовлетворение ни приносили эти свободы в иных отноше­ниях, многие находят такую цену слишком большой, чтобы платить ее с радостью. Они охотно предпочли бы мир менее сложный и тем самым менее пугающий; мир, где варианты дей­ствий более просты, вознаграждения за верные решения не­избежны, а признаки удачного выбора ясны и безошибочны. Мир, где каждый знает, что необходимо делать, чтобы ока­заться правым. Мир, который не полон тайн и из которого не исходят неожиданности. Для многих людей, без спроса зато­ченных в свободу, предложение «большей простоты» настоль­ко соблазнительно, что от него невозможно отказаться.

Но у нас, жителей современных городов, остается мало шансов на то, чтобы вещи стали прозрачней и проще. С са­мого начала эпохи модернити города были сборищем безы­мянных толп, местом встреч чужеземцев - подлинными «все­общими чужбинами», как назвал их Бенджамен Нельсон. Чу­жеземцы несли с собой отсутствие определенности: трудно быть уверенным в том, как они себя поведут, как отреагирУ" ют на те или иные поступки; нельзя сказать, являются ли они друзьями или врагами, - и ничего не остается, кроме как от­носиться к ним с подозрением. Если они долгое время оста­ются на одном и том же месте, то можно выработать опрела ленные правила сосуществования, ослабляющие страх: иност­ранцы - «чужие», люди, «не такие, как мы» - могут быть со­браны в отдельных кварталах, которые можно обойти, из


встреч с ними; их можно использовать на определенных аботах, производимых в отведенных для этого местах в оп- " -деленное время; их можно и иными способами держать на безопасной дистанции от нормальной повседневной жизни. Однако такая «нормализация» или «упорядочение» присут­ствия чужаков, практиковавшиеся с определенным успехом всех городах эпохи модернити, вряд ли способны помочь в нашу эру великих миграций, настоящего переселения на-подов. Чужеземцы прибывают в таких количествах, что им уже едва ли могут быть предписаны строго ограниченные места и функции; время их пребывания еще слишком корот­ко, чтобы они смогли хоть как-то приобщиться к принятым нормам и устоявшимся привычкам; во все более дерегулиру-емом мире нельзя надеяться на то, чтобы привязать их к ка­ким-то определенным территориям и задачам либо удержи­вать на расстоянии; невозможно даже заставить их подчинять­ся местным обычаям, поскольку в отличие от чужестранцев прошлого, стремившихся воссоединиться со своим этносом или постичь культуры других народов, они гордятся собствен­ными традициями и привычками и не преклоняют колена перед обычаями, причудами и предрассудками принимающих их стран, не считая их в чем-то лучшими. Не мудрено, что страхи и беспокойства мужчин и женщин периода постмо­дернити склонны концентрироваться на этих «новых чужа­ках». И ведь это разумно, не так ли? Ведь прежде чем города наводнились этими странными, непокорными и бесцеремон­ными людьми, жизнь оставалась гораздо проще и не была столь нервозной, как теперь...

Такова общая картина; между тем современные города ЛДлеки от того, чтобы быть однообразным и гомогенным про­странством. Они, скорее, представляют собой совокупность существенно отличающихся друг от друга районов, привле­кательность которых весьма различна, причем каждый рай-°н отличается не только типом своих обитателей, но и ти­пом случайно встречаемых чужеземцев, посещающих его или бедующих через него транзитом. Границы между районами Ногда четко очерчены и охраняемы, но гораздо чаще стерты обозначены; в большинстве случаев они оспарива-

и


 




Часть I. Как мы живем


Глава 6. Единство в разнообразии


 


ются и нуждаются в постоянных уточнениях, порождаемых приграничными стычками и разведывательными вылазками. При таких обстоятельствах способность чужеземцев порож­дать беспокойство, перерастающее в ненависть к ним, - это лишь вопрос степени; подобные чувства испытываются с раз­личной интенсивностью в разных кварталах города разны­ми категориями жителей. В городе территория, восприни­маемая одним жителем как родная, рассматривается другим как враждебное окружение. Именно поэтому можно сказать, что свобода передвижения в границах города превратилась в наше время в главный стратифицирующий фактор. Положе­ние в городской социальной иерархии лучше всего измеря­ется тем, в какой степени человек может (или не может) из­бежать привязанности к ограниченному району, а также тем, может ли он игнорировать или безопасно обходить «запрет­ные» места.

Иными словами, горожане стратифицированы по степе­ни, в которой они могут игнорировать присутствие чужаков и избегать опасностей, порождаемых этим присутствием. Важ­но заметить, что необходимые для этого ресурсы неравно­мерно распределены среди жителей современного города. Многие из них лишены гибкой «стратегии уклонения» и чаще всего вынуждены ограничить список подходящих для прожи­вания мест (или, по существу, «общественного», легко дос­тупного жилья) районом, строго очерченным и превращаю­щимся в гетто. В лучшем случае они могут попытаться изоли­ровать себя от остальных горожан. Знаменитые «запретные» районы выглядят по-разному в зависимости от того, с какой стороны на них посмотреть: для тех, кому повезло разгули­вать за их пределами, они «запретны для входа», но тем, кто живет внутри, их местожительство представляется «запрет­ным для выхода». Остальные горожане, имеющие возмож­ность обходить районы, которые им не хочется посещать, могут без особых забот исключить обитателей гетто из спис­ка чужаков, с которыми им когда-либо доведется встретить­ся. Сеть внутригородских автомагистралей, проспектов и проездов и, разумеется, бронированные стенки частных ав­томобилей-крепостей с небьющимися стеклами окон и анти-


«тонными устройствами позволяют им избежать встреч с чу­жаками. Большая часть ужасающей «грязи», характерной для жизни города, ставшего безопасным от чужеземцев, остает­ся для них практически невидимой и не влияет на их расче­ты, связанные с планами на будущее. Итак, городская жизнь имеет разные смыслы для разных людей, и то же самое мож­но сказать о фигуре чужеземца и наборе связанных с ним пред­ставлений. Всякий раз, пытаясь оценить ощущения жителей города эпохи постмодерна, следует иметь в виду, что двой­ная свобода передвижения в любом направлении и избирательное безразличие суть их основополагающие черты.

Различный характер приобретаемого опыта порождает разные взгляды на мир и разные жизненные стратегии. До тех пор, пока сохраняются свобода передвижения и способ­ность избегать [нежелательных] встреч, присутствие чужа­ков не сковывает, не раздражает и не приводит в замешатель­ство, а возможности обретения стимулирующего жизненно­го опыта, обусловленного этим присутствием, могут лишь с восхищением приветствоваться, В этих условиях сладкие пло­ды свободы выбора Moiyr быть полностью собраны и проде­густированы. Нарушение границ может быть огромным удо­вольствием, если некто может это делать, когда пожелает, в то же время запрещая другим следовать его примеру... Как полагает Джонатан Фридман, предпринявший глубокую пе­реоценку ставших сегодня модными теорий «культурной гиб­ридизации», «смешанная культура является продуктом опре­делений, исходящих сверху или извне жизней тех, чье суще­ствование таким образом упорядочивается. И поскольку это 'сверху' или 'извне' представляет собой некое социальное положение, проблема классов становится критически важной в понимании происходящего». Автор суммирует: «Логика, формирующаяся в среде андеркласса городских окраин, с большой вероятностью имеет природу, отличную от той, ко­торая проявляется в поведении разъезжающих по миру вы­сокообразованных представителей индустрии культуры». «Гибридность», испытываемая элитой, «совершенно проти­воположна балканизации и трибализации, проявляющейся на низшем уровне системы».


 


Часть I. Как мы живем


Глава 6. Единство в разнообразии


 


Позвольте мне повториться. Для некоторых жителей со­временных городов, безопасно чувствующих себя в защищен­ных от грабителей домах зеленых пригородов, в офисах-кре­постях деловых центров, охраняемых многочисленными по­лицейскими, в машинах, напичканных средствами безопас­ности, на которых они ездят от дома до офиса и обратно, чу­жаки оказываются даже приятным зрелищем, как, например, морской прибой, и совершенно не воспринимаются как не­что угрожающее. Иммигранты держат рестораны, обещаю­щие неожиданные впечатления для гурманов, торгуют любо­пытными на вид таинственными вещами, способными стать предметом живых обсуждений на очередной вечеринке, пред­лагают услуги, до которых другие люди никогда бы не опусти­лись или не рискнули бы предложить, перебрасываются муд­рыми замечаниями, выгодно отличающимися от рутинных и скучных [мнений |. Все они - люди, которым вы платите за предлагаемые ими услуги и за право отказаться от таковых, если они более не доставляют вам удовольствия. Чужестран­цы ничем не ограничивают вашу свободу как потребителя их услуг. Как турист, патрон или клиент, потребитель услуг все­гда оказывается главной фигурой: он требует, устанавливает правила и, разумеется, решает, когда начнется или закончит­ся его встреча с их производителями. В такой жизни чужаки выступают лишь в качестве поставщиков удовольствий. Их присутствие развеивает скуку. Надо благодарить Бога за то, что они существуют. Тогда к чему весь этот шум и крики?

Шум и крики, следует заметить, исходят из других райо­нов города, которых ищущие удовольствий потребители ни­когда не посещают, не говоря уже о том, чтобы жить там. Эти районы населены людьми, которым не дано выбирать, с кем и как часто им встречаться, и которые не имеют возможнос­ти платить за уважение к своему выбору; беспомощными людь­ми, которым мир кажется ловушкой, а не развлекательным парком; людьми, заключенными, как в тюрьму, в пределы тер­ритории, откуда для них нет выхода, но куда другие вправе за­ходить и уходить, когда пожелают. Поскольку денег - этих единственных знаков, на законных основаниях гарантирую­щих свободу выбора в обществе потребления, - у этих людей


всегда очень мало, а иногда и вовсе нет, им приходится при­бегать к тем источникам, которых всегда в достатке, чтобы произвести необходимое впечатление; они отстаивают осаж­даемую территорию (по точному выражению Дика Хебдиджа), «используя непривычные ритуалы, странно одеваясь, ломая устойчивые представления, нарушая правила, разбивая бутыл­ки, окна, головы, бросая риторические вызовы закону». Они в дикой, неистовой и безумной манере реагируют на опаснос­ти, представляющиеся вездесущими и трудноосязаемыми. Их враги, чужаки-пришельцы, выглядят такими сильными и мо­гущественными благодаря их собственной обезоруживающей слабости; мнимые возможности и злая воля чужестранцев яв­ляются отражением их беспомощности. Именно собственное бессилие порождает в них ощущение внушающей страх силы чужаков. Слабое встречается со слабым и противостоит сла­бому; но при этом оба ощущают себя Давидом, борющимся с Голиафом.

В своем классическом исследовании современного шови­низма и расизма Фил Коэн высказывает предположение, что в основе всякого рода ксенофобии, этнической или расовой, всякого восприятия чужестранца в качестве врага или пре­пятствия, ограничивающего суверенитет личности или кол­лектива, лежат идеализированные представления о безопасном доме как о смысловой метафоре. Образ безопасного дома пре­вращает то, что находится «за его пределами», в чреватую уг­розами территорию; ее обитатели воплощают собой эти уг­розы, и их необходимо сдерживать, отгонять и держать на расстоянии: [тем самым] «внешнее окружение может пред­ставляться чем-то однозначно нежелательным и опасным, в то время как за символическими кружевными занавесками приемлемы нормы личного поведения. Понимание дома су­жается до того пространства, где на малой части хаотичного мира может быть обеспечено определенное ощущение внут­реннего 'порядка и приличий', пространства, которым субъект может непосредственно владеть и управлять». Это та самая мечта о защищенном мире, месте, имеющем надежные и эффективно охраняемые границы, территории, четко обо-3^аченцой и находящейся под защитой закона, площадке,


Часть I. Как мы живем


Глава 6. Единство в разнообразии


 


избавленной от рисков, а в особенности - от непредсказуе­мых рисков, трансформирующих просто «незнакомых лк> дей» в «опасные элементы», если не в прямых врагов. И го­родская жизнь со всеми ее замысловатыми навыками, различ­ными обременительными усилиями, неустанной бдительно­стью, требующими значительных ресурсов, не может не обо­стрять эти мечты о доме.

«Дом», создаваемый в этих мечтах, насыщается смыслом в противопоставлении риска и контроля, угроз и безопаснос­ти, боевых действий и мира, эпизода и вечности, раздроблен­ности на части и единого целого. Иными словами, такой дом -это воплощение мечты об исцелении от болей и страданий го­родской жизни, жизни чужих среди чужих. Проблема, однако, состоит в том, что исцеление может быть лишь воображаемым и постулированным; в своей желаемой форме оно недостижи­мо: во многом постольку, поскольку неизбежны досадные чер­ты городской жизни. Именно недостижимость желаемого ис­целения, зияющая пропасть между домом-мечтой и каждым от­дельно взятым зданием из кирпича и бетона, наполненным «по­дозрительными соседями», и превращает непрекращающие­ся территориальные столкновения в «практическое» средство отграничения самого себя и своего «дома» от всех остальных. Чужестранцы все время стоят у ворот; и именно приписывае­мые им злая воля, замыслы по нарушению границ, нападению и вторжению придают осязаемый смысл этим самым воротам. Я полагаю, что присущие постмодернити формы насилия про­истекают из мастного, дерегулирующего и децентрализующего ха­рактера процессов, связанных с идентификацией [личности]. Дс- монтаж коллективных, институционализированных и цент­рализованных рамок обретения индивидуальности, свой­ственный миру постмодернити, может происходить как ско­ординированно, так и под влиянием случайностей; он может и приветствоваться, и оплакиваться. Но в любом случае его эффект сводится к тому, что - как отметил недавно Питер Вагнер - плацдарм, с которого могло быть предпринято на­ступление во имя всеобщих интересов, перекрывающих час* тные проявления враждебности, «плацдарм, ранее представ­ленный государством, теперь либо опустел, либо отсутствует


се». По словам Вагнера, требуется «переговорный про-

есс позволяющий понять, что общего имеют между собой

и различные социальные группы... в нынешней социальной

ситуации, и выяснить, могут ли они совместно регулировать

последствия происходящего».

Заметим, однако, что до сих пор такая потребность оста­ется далекой от реализации, что обусловлено (как выразилась Ханна Арендт) «пустотой политического пространства». Она имела в виду, что в наше время государство уже не имеет плац­дармов, с которых оно могло бы полноценно и эффективно влиять на способы нашего коллективного существования. Ча­стичные, сегментарные, ориентированные на конкретные цели, ограниченные по времени интервенции - в этом мы не испытываем недостатка. Но чаще всего они не достигают це­лостного эффекта: как и все остальное, они фрагментарны и прерывисты, зачастую противоречат друг другу, причем ник­то не может уверенно претендовать на то, что точно знает, каким окажется исход этих интервенций. Такие вмешатель­ства тонут в хитросплетениях туманного и непроницаемого «глобального беспорядка», чтобы впоследствии возродиться в формах, больше напоминающих природные катаклизмы, чем преднамеренные человеческие действия. С другой сто­роны, кажется очевидным, что сама природа этой проблемы не позволяет рассчитывать на успех частных инициатив и де-регулированного вмешательства; они скорее являются частью проблемы, чем ее решением. Разумеется, какие-то скоорди­нированные совместные действия необходимы. Как раз это и взывает к политике; к выработке новых, столь необходи­мых в наступившем столетии этических правил следует под-ХоДить как к политической проблеме и политической задаче, какуум, оставленный уходящим в прошлое национальным го-сУДДрством, заполняется сегодня неотрайбалистскими, посту-Лированными или воображаемыми «как бы сообществами», если бы он ими не заполнялся, сохранялась бы политиче-Кая пустота, в которой блуждали бы индивиды, теряющиеся гомоне противоречивых призывов, рассчитанных большей

Стью на насилие и меньшей, а то и исчезающе малой, на логичную аргументацию.


Чисть I. Как мы живем


Глава 6. Единство и разнообразии


 


Современное человечество говорит разными голосами и мы знаем теперь, что это надолго. Центральный вопрос на­шего времени заключается в том, как превратить полифонию в гармонию и предотвратить ее вырождение в какофонию Гармония не есть единообразие; она всегда является перепле­тением различных мотивов, каждый из которых имеет соб­ственное звучание, и именно этим звучанием поддерживает общую мелодию.

Ханна Арендт считала способность к взаимодействию ос­новным качеством полиса ~ места, где люди встречаются друг с другом как равные с равными, признавая в то же время свое разнообразие и полагая его сохранение важнейшей целью этой встречи... Как этого можно достичь (как можем мы это­го добиться)? Для этого необходима уверенность, что стремленш человека к индивидуальности не перерастет в сознание собственной исключительности, в отказ сотрудничать с другими людьми; это, в свою очередь, требует преодоления тенденции к по­давлению других личностей во имя утверждения собственно­го «Я», признания того, что именно сохранение индивиду­альности других поддерживает то разнообразие, в котором только и может расцвести собственная неповторимость. Граждане, некогда встречавшиеся друг с другом в обществен­ных местах [древнего] полиса, в общем и целом делали это довольно неплохо. Но они встречались с очевидным намере­нием обсудить общественные дела, за которые они, и только они, несли ответственность; все эти дела могли быть сдела­ны только ими, и больше никем. Каким бы ни оказывался возникающий консенсус, он был их общим достижением, а не полученным подарком; они вновь и вновь приходили к нему, встречаясь, разговаривая и споря. Согласно вполне уместному выражению Джеффри Уикса, «человечество - это не некая сущность, нуждающаяся в реализации, а прагмати­ческая конструкция, своего рода перспектива, которая долж­на оформиться через выдвижение множества отдельных про­ектов, сформироваться на основе тех различий, из которых, в широком смысле, и состоит человечество».

«Человечество» не обладает экзистенциальным превос­ходством над враждующими и воинственными племенами-


П добно им, оно существует лишь как постулат; подобно им, о существует лишь в предстоящих столкновениях; подоб-им оно обладает лишь человеческими стремлениями и че-овеческой приверженностью поставленным целям как ос-овным материалом для строительства самого себя. Как и эти племена, оно нуждается в том, чтобы «за его руками тщатель­но следили», и собравшиеся за столом не оказались бы обма­нутыми, как многократно бывало и раньше, чтобы пристрас­тный интерес раздающего карты не был принят за неоспори­мые всеобщие правила. Наконец, как и перед племенами, пе­ред человечеством стоит задача нахождения единства в разно­образии. Подобные попытки предпринимались уже неоднок­ратно, но их сильной стороной всегда оказывалось скорее провозглашение намерений, чем надежные механизмы осу­ществления этих призывов. В прошлом и вплоть до наших дней либо единство, либо разнообразие должны были усту­пать дорогу друг другу. И нет никакой гарантии, что история не повторится и на этот раз. Как и раньше, мы вынуждены действовать без предварительных гарантий победы. Кстати, так бывало всегда. Но лишь теперь мы осознаем, что это - не только примета прошлого, но и самая современная действи­тельность.

И все-таки кажется, что в нынешних условиях постмодер-нити появились реальные возможности освобождения; что есть шанс сложить оружие, приостановить пограничные бои, развязываемые, чтобы удерживать чужеземцев на расстоя­нии, разобрать маленькие берлинские стены, повседневно воздвигаемые с намерением разделять людей и препятство­вать их контактам. Этот шанс заключен не в потворстве воз­родившемуся этническому подходу и не в подлинных или при-Думанных племенных традициях, но лишь в завершении де-с°Циализующей работы модернити, в фокусировании внима­ния на праве выбора собственной идентичности как на единствен- "^ универсальном праве гражданина и человека, на несомненной и неотъемлемой личной ответственности за этот выбор -1'фичем достичь этого можно] посредством срывания масок и Разоблачения сложных механизмов, предназначенных для ЛиШения человека этих свободы выбора и ответственности.


Часть I. Как мы живем


Глава 6. Единство в разнообразии


 


Шанс на человеческое единение зависит от прав, предостав­ляемых чужеземцам, а не от решения вопроса о том, кто -государство или наспех собранное племя - вправе определять кого относить к их числу.

В интервью, данном Роберту Маджиори для газеты «Ли-берасьон» 24 ноября 1994 года, Жак Деррида призвал скорее к переосмыслению современной идеи гуманизма, нежели к ощ. казу от нее. «Права человека», какими мы начинаем их сегод­ня видеть, но что более важно - какими мы только можем и должны их видеть, являются не продуктом законодательства а как раз наоборот: они ставят предел «силе, законам, полити­ческим понятиям», как и всем «установленным» правам (неза­висимо от того, кто обладает, требует или узурпирует прерога­тиву «устанавливать» их авторитарным образом). «Человече­ское», каким оно виделось в традиционной гуманистической философии, включая и кантианского субъекта, является, по мнению Дерриды, «все еще 'слишком братским', сублимиро-ванно мужским, семейным, этническим, национальным и т. д.»

Переосмысление есть философская задача. Но сохране­
ние возможности избежать мертворождения имеет помимо
философской еще и политическую составляющую. Мы отме­
тили, что угрожающий и пугающий потенциал чужаков нара­
стает по мере того, как сокращается свобода личности, стол­
кнувшейся с необходимостью самоутверждения. Мы отмети­
ли также, что ситуация, сложившаяся в обществах постмодер-
нити, не столько увеличивает общий объем индивидуальной
свободы, сколько перераспределяет ее, при этом все более
ее поляризуя: отдает ее радостно и охотно соблазнившимся,
в то же время почти отказывая в ней живущим в нищете и
подвергающимся нормативному регулированию. Если такой
поляризации не будет положен предел, можно ожидать, что
нынешняя двойственность статуса чужестранцев, порожден­
ного социумом, сохранится и впредь. С одной стороны, чуЖ"
дость (и вообще отличие) будет по-прежнему считаться ис­
точником приятного опыта и эстетического наслаждения; с
другой - чужеземцы останутся ужасным воплощением хрУ11"
кости и неопределенности человеческого окружения, GC u
ственным чучелом для всех будущих ритуальных и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 225 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.