Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Невидимые граждане незримого общества 8 страница







Часть I. Как мы живем


вынуждены обращаться к тому же самому рынку благ, услуг и идей, принявших товарную форму (в том числе советов и те­рапии), который является главным центром создания двой­ственности, ее ревностным и непрестанным производителем. Рынок поддерживает существование двойственности, а дво­йственность поддерживает существование рынка. Из этого замкнутого круга нет простого выхода. Но со времен гордие­ва узла каждый замкнутый круг вызывает искушение разру­бить его и порождает спрос на острые ножи...

Отсюда и возникают неотрайбалистские и фундамента­листские позывы, которые неизбежно становятся спутника­ми нынешней приватизации двойственности. Их сила заклю­чена в обещании положить конец мукам индивидуального выбора устранением самой возможности выбирать; утолить боль личной неприкаянности и мечтаний заглушением како­фонией голосов, лишающей человека уверенности в мудрос­ти принимаемых им решений. Их наживка состоит из давно утраченной определенности (Eindeutgkeit) - из мира, вновь обретающего ясность и подающего недвусмысленные сигна­лы, и личности, лишающейся многогранности, многомерно­сти, существующей в нынешнем ее виде лишь до изменения обстоятельств. Как и все остальное в разрегулированном мире одинокого потребителя, эти чувства (если воспользо­ваться подходящей метафорой Юрия Лотмана, выдающего­ся русского философа) не сливаются в единый мощный по­ток, стремящийся в одном направлении, размывающий и уно­сящий с собою любое встречаемое на пути препятствие, а неожиданно прорываются на поверхность в разбросанных тут и там и трудно предсказуемых, подобно расположению мин на обширном минном поле, местах.

Порожденный модернити роман с ясностью еще не окон­чен, он лишь изменил форму. Великая трехсотлетняя война модернити против двойственности сегодня ведется уже не регулярными армиями, а партизанскими отрядами, объеди­няющимися и вновь исчезающими в темных аллеях, рассы­панных среди ярко освещенных авеню постмодернистских увеселительных парков, построенных для развлечения сво­бодных потребителей.


Разве я сторож брату моему?

Профессор Ван дер Лаан любезно прислал мне ряд глу­боких и проницательных работ, касающихся, как он выразил­ся, исследования «важных проблем социальной деятельнос­ти (social work) в Нидерландах». Я благодарен ему, так как мно­гое узнал о вопросах, занимающих внимание социальных ра­ботников в этой стране. Но в особенности я благодарен ему за укрепившееся у меня впечатление, что заботы социальных работников сходны во всей Европе и мало отличаются от тех, что занимают их коллег в Голландии. В своей собственной статье профессор Ван дер Лаан в сжатом виде очень хорошо выразил широко распространенное чувство неловкости, свя­занное с тем, что государство социального всеобщего благо­состояния подвергается нападкам и обвиняется в том, что вру­чает своим подопечным гамак, тогда как настоящая спасатель­ная сетка должна бы действовать подобно батуту или подкид­ной доске. Иными словами, государство обвиняют в том, что оно не пытается лишить себя работы.

Задачей, достойной труда, направленного на благо обще­ства, говорят нам, стало бы избавление от безработных, лиц с физическими недостатками, инвалидов и другой ленивой публики, которая по той или иной причине не может зарабо­тать себе на хлеб и поэтому зависима в своем выживании от социальной помощи и заботы; а эта цель отнюдь не достига­лся. Поскольку такая деятельность, говорят нам, должна оце­ниваться, как любая другая работа, на основе сопоставления затрат и результатов, она, в се нынешнем виде, не имеет «эко­номического смысла». Она оправдывала бы себя только в том


Часть I. Как мы живем


Глава 5. Разве я сторож брату моему?


 


случае, если бы превращала иждивенцев в самостоятельных людей и заставляла хромых ходить на собственных ногах. За этим стоит скрытое и редко высказываемое вслух предполо­жение, что для беспомощных людей, для той публики, кото­рая не включается во [всеобщую] игру купли и продажи, нет места в обществе, состоящем из игроков. «Зависимость» ста­ла ругательным словом: оно обозначает то, чего приличным людям пристало стыдиться.

Когда Бог спросил Каина, где Авель, недовольный Каин ответил вопросом на вопрос: «Разве я сторож брату моем)'?» Крупнейший этический философ нашего столетия Эмману­ил Левинас прокомментировал: в этом недовольном вопросе Каина заложены начала любой безнравственности. Конечно же, я сторож брату моему, я был и остаюсь моральной лично­стью, пока не ищу особой причины для этого. Признаю я это или нет, я являюсь сторожем брату моему, ибо его благополу­чие зависит от того, что я делаю и чего предпочитаю не де­лать. И я являюсь нравственной личностью, поскольку при­знаю такую зависимость и принимаю на себя вытекающую из нее ответственность. В момент, когда я ставлю эту зависи­мость под вопрос и, подобно Каину, требую объяснения при­чины, по которой я должен заботиться, я отрекаюсь от от­ветственности и перестаю быть нравственной личностью. За­висимость моего ближнего от меня самого - вот что делает меня нравственным существом. Зависимость и этика суще­ствуют вместе и вместе исчезнут.

Если задуматься, то резкий приговор Левинаса не пока­жется слишком уж новым. В нем несколько иными словами повторено то, что уже тысячи лет тому назад легло в основу иудейско-христианского учения, воспитывавшего и распрос­транявшего наше общее понимание человечности и циви­лизованного существования. То, о чем говорит Левинас, сде­лало признание потребностей ближнего и ответственность за их удовлетворение краеугольным камнем морали, а при­нятие на себя этой ответственности - моментом рождения нравственной личности. Но если вердикт Левинаса не нов, тогда следует признать новостью поношения и презрение к зависимости, поставленное на ней клеймо позора; новостью,


южалуй, самой глубокой и впечатляющей, с которой столк­нулась иудейско-христианская цивилизация за свою долгую историю. Стоило бы задуматься над этим новшеством и его причинами, когда мы отмечаем годовщину дерзкой инициа­тивы, за которую, в связи с ее результатами, сто лет спустя хотят услышать извинения...

Если каинов вопрос в различных модификациях задает­ся ныне во всех концах Европы и если государство благосос­тояния повсеместно подвергается нападкам, то все это про­исходит потому, что исчезло уникальное сочетание факторов, приведшее к возникновению такого государства и восприя­тию ею как естественного элемента современного общества. Можно сказать, что при своем рождении государство благо­состояния было в излишней мере «предопределено». В столь же излишней мере предопределены недовольство института­ми государства благосостояния и их постепенный демонтаж.

Некоторые утверждали, что возникновение государства благосостояния стало триумфом этических норм, поставив­шим их в ряд определяющих принципов современного циви­лизованного общества. Другие полагали, что его становление было результатом долгой борьбы, организованной профсо­юзами и рабочими партиями, требовавшими коллективного и одобренного государством страхования условий жизни, ко­торым угрожал нестабильный и беспорядочный ход капита­листического развития. И наконец, какая-то часть аналити­ков подчеркивала желание политического истеблишмента по­кончить с инакомыслием и избежать бунта против [сопряжен­ных с капитализмом] опасностей. Все эти трактовки звучат правдоподобно, но в каждой из них присугствует лишь доля истины. Вряд ли любой из названных факторов мог сам со себе сыграть решающую роль в возникновении государства благосостояния; скорее, их сочетание проложило путь к его созданию и обеспечило почти всеобщую поддержку осново­полагающих его принципов и столь же всеобщую готовность разделять порождаемые им издержки.

Но даже такое сочетание факторов могло оказаться не­достаточным, если бы не еще одно соединившее их звено: не­обходимость усилиями государства держать капитал и труд в


Часть I. Как мы живем


Глава 5. Разве я сторож брату моему?


 


постоянной рыночной готовности. Для функционирования капиталистической экономики капитал должен быть в состо­янии покупать труд, а труд - находиться в форме, делающей его привлекательным для потенциальных покупателей. В та­ких условиях главной задачей государства и ключом к долж­ному выполнению им всех его других функций было прида­ние взаимоотношениям капитала и труда товарной формы; забота о том, чтобы сделки по купле и продаже труда проис­ходили беспрепятственно.

На такой стадии капиталистического развития (сегодня в основном пройденной) темпы роста и объемы прибыли были пропорциональны количеству труда, применяемого в производственном процессе. Функционирование капитали­стического рынка известно своими подъемами и спадами, когда за периодами бума следовали продолжительные этапы депрессии; не все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы могли поэтому постоянно использоваться. Но даже те, что не находили себе применения в данный конкретный момент, оставались активной рабочей силой завтрашнего дня. Они были безработными, но лишь временно; людьми, оказавши­мися в ненормальном, но преходящем и исправимом поло­жении. Они были «резервной армией труда» - их статус оп­ределялся не тем, чем они являлись в настоящее время, а тем, чем они готовы были стать, когда придет их время. Как ска­зал бы любой генерал, забота о военной мощи страны требу­ет, чтобы резервисты были хорошо накормлены и поддер­живались в добром здравии, будучи готовыми выдержать тя­готы армейской жизни, если их призовут на действительную службу. И поскольку то была эра широкой занятости и массо­вых регулярных армий, нация могла быть уверенной в своей силе только при том условии, что каждый - в случае необхо­димости - мог быть привлечен в ряды промышленных рабо­чих или призван в армию. Способность граждан к труду и военной службе была необходимым условием суверенитета государства и благосостояния его подданных. Задача поддер­жания бедных и увечных, обнищавших и ленивых, готовых в любой момент влиться в боевые ряды, рассматривалась как обязанность общества в целом и как предмет осознанного


интереса всей нации; подобная задача, естественно, целиком полностью находилась за пределами разделенности обще­ства на левых и правых. Никого не приходилось горячо убеж­дать, что деньги, израсходованные на социальное обеспече­ние, были потрачены разумно.

Времена промышленности, применявшей массы работ­ников, ушли в прошлое, во всяком случае в нашей части мира, и армия, основанная на всеобщей воинской повинности так­же принадлежит теперь истории. Современные вооружения требуют меньшей численности профессиональных солдат, а технический прогресс в производстве товаров привел сегод­ня к уменьшению потребности в занятых; инвестиции пред­полагают сокращение, а не рост числа рабочих мест, и фон­довые биржи по всему миру мгновенно вознаграждают ком­пании за сокращение персонала и нервно реагируют на изве­стия о падении уровня безработицы.

Внесем ясность: люди, традиционно именуемые «безра­ботными»», более не составляют «резервной армии труда», так же как и взрослый мужчина в Голландии или Англии уже не является резервистом, готовым в случае военной необходи­мости пополнить ряды вооруженных сил. Мы обманываем себя, если надеемся, что промышленность вновь призовет людей, которых она сама сделала лишними. Такая перспек­тива противоречила бы сути любого процесса, имеющего от­ношение к нынешнему экономическому процветанию: прин­ципам гибкости, конкурентоспособности и производитель­ности, измеряемым снижением издержек на рабочую силу. Давайте посмотрим правде в глаза: даже если новые правила рыночной игры обещают рост общего богатства нации, они в то же время неизбежно ведут к расширению пропасти меж­ду теми, кто участвует в игре, и теми остальными, кто выбыл из нее.

Но это еще не вся картина. Люди, оказавшиеся за преде­лами игры, утратили функции, которые при всем напряже­нии воображения можно было бы назвать полезными, не го­воря уже - незаменимыми, для стабильного и эффективного развития экономики. Они не требуются в качестве даже по­тенциальных производителей благ; но в обществе, где потре-


Часть I. Как мы живем






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2300 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.