Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Елизавета Евгеньевна Аничкова 11 страница




Они и на воле росли не в охлопочках, не в бархате: не дети властных и обеспеченных родителей стригли колосья, набивали карманы картошкой, опаздывали к заводской проходной и бежа- ли из ФЗО. Малолетки — это дети трудящихся. Они и на воле хо- рошо понимали, что жизнь строится на несправедливости. Но не всё там было обнажено до последней крайности, иное в благо- пристойных одеждах, иное смягчено добрым словом матери. На Архипелаге же малолетки увидели мир, каким представляется он глазам четвероногих: только сила есть правота! только хищник имеет право жить! И в несколько дней дети становятся тут зверь- ми! — да зверьми худшими, не имеющими этических представ- лений (глядя в покойные огромные глаза лошади или лаская при- жатые уши виноватой собаки, как откажешь им в этике?). Мало- летка усваивает: если есть зубы слабей твоих — вырывай из них кусок, он — твой!

Есть два основных вида содержания малолеток на Архипела- ге: отдельными детскими колониями (главным образом младших малолеток, кому ещё не исполнилось пятнадцати лет) и (старших малолеток) — на смешанных лагпунктах, чаще с инвалидами и женщинами.

Оба эти способа равно достигают развития животной злобно- сти. И ни один из них не освобождает малолеток от воспитания в духе воровских правил.

Вот Юра Ермолов. Он рассказывает, что ещё в 12 лет (в 1942 году) видел вокруг себя много мошенничества, воровства, спеку- ляции, и сам для себя так рассудил жизнь: не крадёт и не обма- нывает только тот, кто боится. А я — не хочу ничего бояться! И значит, буду красть и обманывать и жить хорошо. Впрочем, на время его жизнь пошла всё-таки иначе. Его увлекло школьное воспитание в духе светлых примеров. Однако, раскусив Любимо- го Отца (лауреаты и министры говорят, что это было непосиль- но), он в 14 лет написал листовку: «Долой Сталина! Да здравству- ет Ленин!» Тут-то его и схватили, били, дали 58-10 и посадили


с малолетками-урками. И Юра Ермолов быстро усвоил воровской закон.

И что ж увидел он в детской колонии? «Ещё больше неспра- ведливостей, чем на воле. Часть пайка малолеток уходит с кухни в утробы воспитателей. Малолеток бьют сапогами, держат в стра- хе, чтобы были молчаливыми и послушными». (Тут надо пояс- нить, что паёк младших малолеток — это не обычный лагерный паёк. Осудив малолеток на долгие годы, правительство не пере- стало быть гуманным, оно не забыло, что эти самые дети — бу- дущие хозяева коммунизма. Поэтому им добавлено в паёк и мо- локо, и сливочное масло, и настоящее мясо. Как же воспитате- лям удержаться от соблазна запустить черпак в котёл малолеток? И как заставить малолеток молчать, если не сапогами? Может быть, из выросших этих малолеток кто-нибудь расскажет нам ещё историю помрачнее «Оливера Твиста»?)

Самый простой ответ на одолевающие несправедливости — твори несправедливости и сам! Это — самый лёгкий вывод, и он теперь надолго (а то и навсегда) станет жизненным правилом малолеток.

Но вот интересно! — вступая в борьбу жестокого мира, мало- летки не борются друг против друга. Друг во друге — не видят они врагов! Они вступают в эту борьбу — коллективом, дружи- ной! Ростки социализма? внушение воспитателей? — ах, не бор- мочите, лепетуны! Это снисходит на них закон воровского мира. Ведь воры — дружны, ведь у воров — дисциплина и паханы. А малолетки — это воровские пионеры, они усваивают заветы старших.

В детских колониях — кто враг малолеток? Надзиратели и воспитатели. С ними и борьба!

Вот ведут под строгим конвоем колонну малолеток по городу, кажется — даже стыдно так серьёзно охранять малышей. А не тут- то было! Они сговорились — свист!! — и, кто хочет, бегут в раз- ные стороны! Что делать конвою? Стрелять? В кого именно? Да можно ли в детей?.. На том и кончились их тюремные сроки! Сразу лет сто пятьдесят убежало от государства. Не нравится быть смешным? — не арестовывай детей!

Будущий романист (тот, кто детство провёл среди малолеток) опишет нам множество затей малолеток, как они озоровали в ко- лониях, мстили и гадили воспитателям. При кажущейся строгости их сроков и внутреннего режима у малолеток из безнаказанности развивается большая дерзость.

Интерес к женскому телу развивается у мальчиков вообще ра-


но, а в камерах малолеток он ещё сильно раскаляется красочны- ми рассказами и похвальбою. И они не упускают случая разря- диться. Это уже — малолетки лет по шестнадцати, это — зона взрослая, смешанная. (Это — в ней тот самый барак на 500 жен- щин, где все соединения происходят без завешиваний и куда малолетки с важностью ходят как мужчины.)

В детских колониях малолетки трудятся четыре часа, а четы- ре должны учиться (впрочем, вся эта учёба — тухта). С перево- дом во взрослый лагерь они получают 10-часовой рабочий день, только уменьшенные трудовые нормы.

После детской колонии обстановка сильно изменилась. Уже нет детского пайка, на который зарился надзор, — и поэтому над- зор перестаёт быть главным врагом. Появились какие-то старики, на которых можно испробовать свою силу. Появились женщины, на которых можно проверить свою взрослость. Появились и на- стоящие живые воры, мордатые лагерные штурмовики, которые охотно руководят и мировоззрением малолеток, и их тренировка- ми в воровстве. Учиться у них — заманчиво, не учиться — невозможно.

Для вольного читателя слово «воры», может быть, звучит уко- ризненно? Тогда он ничего не понял. Это слово произносится в блатном мире, как в дворянской среде «рыцарь», и даже ещё ува- жительнее, не в полный голос, как слово священное. Стать до- стойным вором когда-нибудь — это мечта малолетки.

И во взрослых лагерях малолетки сохраняют главную черту своего поведения — дружность нападения и дружность отпора. Это делает их сильными и освобождает от ограничений. В их со- знании нет никакого контрольного флажка между дозволенным и недозволенным, и уж вовсе никакого представления о добре и зле. Для них то всё хорошо, чего они хотят, и то всё плохо, что им мешает. Наглую нахальную манеру держаться они усваивают по- тому, что это — самая выгодная в лагере форма поведения.

Вот несут из хлеборезки под конвоем своих бригадников хлеб- ный ящик. Перед самым ящиком малолетки затевают мнимую драку, толкают друг друга и опрокидывают ящик. Бригадники бросаются поднимать пайки с земли. Из двадцати они успевают подхватить только четырнадцать. «Дравшихся» малолеток уже и помина нет.

Чем слабей жертва — тем беспощаднее малолетки. Вот у со- всем слабого старика отнимают пайку в открытую, рвут из паль- цев. Старик плачет, умоляет отдать. «Я с голоду умру!» — «А те- бе и всё равно скоро подыхать, какая разница!»


Довольно неосторожному вольняшке зайти в зону с собакой и на миг отвернуться — шкуру своей собаки к вечеру он может ку- пить за зоной: собака вмиг отманена, зарезана, ободрана и испечена.

Краше нет воровства и разбоя! — они и кормят, они и весе- лы. Но и простая разминка, бескорыстная забава и беготня нуж- ны молодому телу. Нужды нет, что они бегут по ногам, по ве- щам, что-то опрокинули, что-то испачкали, кого-то разбудили, кого-то сшибли, — они играют!

В чём не находят малолетки забавы! — схватить у инвалида гимнастёрку и играть в перекидашки — заставить его бегать, как ровесника. Он обиделся, ушёл? — так он её и не увидит! прода- ли за зону и прокурили. (Теперь к нему же и подойдут невинно:

«Папаша, дай закурить! Да ладно, не сердись. Чего ж ты ушёл, не ловил?»)

Малолетки безумышленны, они вовсе не думают оскорбить, они не притворяются: они действительно никого за людей не счи- тают, кроме себя и старших воров! Они так ухватили мир! — Во время долгих проверок в зоне малолетки гоняются друг за дру- гом, торпедируя толпу, валя одних людей на других («Что, мужик, на дороге стал?»), или бегают друг за другом вокруг человека, как вокруг дерева, тем удобнее дерева, что ещё можно им заслонять- ся, дёргать, шатать, рвать в разные стороны.

Это и в весёлую-то минуту оскорбительно, но когда перелом- лена вся жизнь, человек заброшен в далёкую лагерную яму, что- бы погибнуть, уже голодная смерть распространяется в нём, мрак стоит в его глазах… — пожилых измученных людей охватывает злоба, они кричат им: «Чтоб вас чума взяла, змеёныши!», «Пад- люки! Бешеные собаки!», «Хуже фашистов зверьё!», «Вот напусти- ли нам на погибель!». (И столько вложено в эти крики инвали- дов, что если бы слова убивали — они бы убили.) Да! Так и ка- жется, что их напустили нарочно — потому что и долго думая, лагерные распорядители не изобрели бы бича тяжелей.

Так готовились маленькие упрямые звери совместным действием сталинского законодательства, гулаговского воспитания и воровской закваски. Нельзя было изобрести лучшего способа оскотинения ребёнка! Нельзя было плотней и быстрей вогнать все лагерные пороки в неокрепшую узкую грудь!

Витя Коптяев с 12-летнего возраста сидит непрерывно. Осуж- дён четырнадцать раз, из них 9 раз — за побеги. «На свободе в законном порядке я ещё не был». Юра Ермолов после освобожде- ния устроился работать, но его уволили: важнее было принять де-


мобилизованного солдата. Пришлось «идти на гастроли». И на новый срок.

Сталинские бессмертные законы о малолетках просуществова- ли 20 лет (до Указа от 24.4.1954, чуть послабившего: освободив- шего тех малолеток, кто отбыл больше одной трети, — да ведь это из первого срока! а если их четырнадцать?). Двадцать жатв они собрали. Двадцать возрастов они свихнули в преступление и разврат.

Кто смеет наводить тень на память нашего Великого Корифея?

 

* * *

Есть такие проворные дети, которые успевают схватить 58-ю очень рано. Например, Гелий Павлов получил её в 12 лет (с 1943 по 1949 сидел в колонии в Заковске). По 58-й вообще никакого возрастного минимума не существовало! Даже в популярных юри- дических лекциях — Таллин, 1945 год, — говорили так. Доктор Усма знал 6-летнего мальчика, сидевшего в колонии по 58-й статье, — уж это, очевидно, рекорд!

Где, как не в этой главе, помянуть и тех детей, кто осиротел от ареста своих родителей?

Ещё счастливы были дети женщин из религиозной общины под Хостой. Когда в 1929 матерей отправили на Соловки, то де- тей по мягкости оставили при домах и хозяйствах. Дети сами оби- хаживали сады, огороды, доили коз, прилежно учились в школе, а родителям на Соловки посылали отметки и заверения, что го- товы пострадать за Бога, как и матери их. (Разумеется, Партия скоро дала им эту возможность.)

По инструкции «разъединять» сосланных детей и родителей — сколько этих малолеток было ещё в 20-е годы? И кто нам расска- жет их судьбу?..

Вот — Галя Венедиктова. Отец её был петроградский типо- граф, анархист, мать — белошвейка из Польши. Галя хорошо пом- нит свой шестой день рождения (1933), его весело отпразднова- ли. На другое утро она проснулась — ни отца, ни матери, в кни- гах роется чужой военный. Правда, через месяц маму ей верну- ли: женщины и дети едут в Тобольск свободно, только мужчины этапом. Там жили семьёй, но не дожили трёх лет сроку: аресто- вали снова мать, а отца расстреляли, мать через месяц умерла в тюрьме. Галю забрали в детдом. Обычай был там такой, что де- вочки жили в постоянном страхе насилия. Директор внушал ей:

«Вы дети врагов народа, а вас ещё кормят и одевают!» (Нет, до


чего гуманная эта диктатура пролетариата!) Стала Галя как вол- чонок. В 11 лет она была уже на своём первом политическом до- просе. — С тех пор она имела червонец, отбыла, впрочем, не пол- ностью. К сорока годам одинокая живёт в Заполярье и пишет:

«Моя жизнь кончилась с арестом отца. Я его так люблю до сих пор, что боюсь даже думать об этом. Это был другой мир, и ду- ша моя больна любовью к нему...»

Вспоминает и Светлана Седова: «Никогда мне не забыть тот день, когда все наши вещи вынесли на улицу, а меня посадили на них, и лил сильный дождь. С шести лет я была «дочерью из- менника родины» — страшней этого ничего в жизни быть не может».

Брали их в приёмники НКВД, в спецдома. Большинству меня- ли фамилии, особенно у кого громкая. (Юра Бухарин только в 1956 году узнал свою истинную фамилию.)

Вот восьмиклассница — Нина Перегуд. В ноябре 1941 при- шли арестовывать её отца. Обыск. Вдруг Нина вспомнила, что в печи лежит скомканная, но несожжённая её частушка. Так бы и лежать ей там, но Нина по суетливости решила тут же её изо- рвать. Она полезла в топку, дремлющий милиционер схватил её. Нина была арестована. Изъяты были для следствия её дневники с 6-го класса и контрреволюционная фотография: снимок Варва- ринской уничтоженной церкви. «О чём говорил отец?» — доби- вались рыцари с горячим сердцем и чистыми руками. Нина толь- ко ревела. Присудили ей 5 лет и 3 года поражения в правах (хо- тя поразиться в них она ещё не могла: не было у неё ещё прав). В лагере её, конечно, разлучили с отцом. Ветка белой сирени терзала её: а подруги сдают экзамены! Нина страдала так, как по замыслу и должна страдать преступница, исправляясь: что´ сдела- ла Зоя Космодемьянская, моя ровесница, и какая гадкая я! Опе- ры жали на эту педаль: «Но ты ещё можешь к ней подтянуться!

Помоги нам!»

О, растлители юных душ! Как благополучно вы окончите ва- шу жизнь! Вам нигде не придётся, краснея и коснея, встать и при- знаться, какими же вы помоями заливали души!

А Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Её отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-под- ростков — всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли её в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи крес- та, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточ- ку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго,


Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мёртвой снимете! Тогда, как не поддающуюся воспитанию, её отослали в детдом для дефективных! Здесь уже были подонки, стиль малолеток худший, чем описан в этой главе. Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни скверносло- вить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она — стала политической! Чем больше воспитатели и ра- дио славили Сталина, тем верней угадала она в нём виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь ув- лекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! — важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи всё появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевёрнутой и в пустоте её — кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, ина- че всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал — он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Ле- щева объявила:

— Это сделала всё я одна! А на что другое годится голова папаши?

И её судили. И присудили к высшей мере, безо всякого сме- ха. Но, из-за недопустимой гуманности закона о возвращённой смертной казни (1950), расстрелять 14-летнюю вроде не полага- лось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с во- семнадцати — в Особых. За прямоту и язык был у неё и второй лагерный срок и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя всё сидела.

 

 

Да здравствует наша веротерпимость!

Да здравствуют дети, хозяева коммунизма!

Отзовись та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!


 

 

Г л а в а 1 8

 

МУЗЫ В ГУЛАГЕ

 

Принято говорить, что всё возможно в ГУЛАГе. Самая чернейшая низость, и любой оборот предательства, дико-неожиданная встре- ча, и любовь на склоне пропасти — всё возможно. Но если с си- яющими глазами станут вам рассказывать, что кто-то перевоспи- тался казёнными средствами через КВЧ (Культурно-Воспитатель- ная Часть), — уверенно отвечайте: брехня!

Перевоспитываются в ГУЛАГе все, перевоспитываются под влиянием друг друга и обстоятельств, перевоспитываются в раз- ных направлениях — но ни один ещё малолетка, а тем более взрослый не перевоспитался от средств КВЧ.

Строились они так. Начальник КВЧ был из вольных и с пра- вами помощника начальника лагеря. Он подбирал себе воспита- телей (по норме один воспитатель на 250 опекаемых) — обяза- тельно из «близких пролетариату слоёв», стало быть, интеллиген- ты (мелкая буржуазия) конечно не подходили (да и приличнее было им махать киркою). Воспитатель с утра должен проводить заключённых на работу, после этого проверить кухню (то есть его хорошо покормят), ну и можно пока идти досыпать к себе в ка- бинку. КВЧ «сама не имеет прав ареста», «но может просить ад- министрацию» (та не откажет). К тому же воспитатель «система- тически представляет отчёты о настроении заключённых». (Имею- щий ухо да слышит! Здесь культурно-воспитательная часть дели- катно переходит в оперчекистскую, но в инструкциях это не пишется.)

Однако мы должны огорчить читателя, что речь идёт о кон- це 20-х — начале 30-х годов, о лучших расцветных годах КВЧ, когда в стране достраивалось бесклассовое общество и ещё не бы- ло такой ужасной вспышки классовой борьбы, как с момента, ког- да оно достроилось.

И как были многоцветны, как разнообразны формы рабо- ты! — как сама жизнь. Организация соревнования. Борьба за тру- довую дисциплину. Культпоходы. Беседы с отказчиками. Профтех- курсы для лагерников из среды трудящихся (очень пёрли урки учиться на шоферов: свобода!). А красные уголки в каждом бара- ке! Цифры заданий! Диаграммы выполнения. А плакаты какие! Какие лозунги!


В то счастливое время над мрачными просторами и безднами Архипелага реяли Музы — и первая, высшая среди муз — Поли- гимния, муза гимнов (и лозунгов).

«Отличной бригаде — хвала и почёт! Ударно работай — получишь зачёт!»


Или:


 

 

«Включимся в ударный поход имени 17-й годовщины Октября!»


Ну, кто устоит?

А — драмработа с политически заострённой тематикой (не- много от музы Талии)? Например: обслуживание Красного Кален- даря! Живая газета! Музыкальный скетч «Марш статей Уголовно- го кодекса» (58-я — хромая Баба-яга)! Да достаточно такой агит- бригаде приехать на штрафной участок и дать там концерт:

Слушай, Волга-река! Если рядом с зэ-ка´

Днём и ночью на стройке чекисты, — Это значит — рука

У рабочих крепка,

Значит, в ОГПУ — коммунисты! —

и сразу же все штрафники, и особенно рецидивисты, бросают карты и просто рвутся на работу!

Ну и печать, конечно, печать! — самое острое оружие нашей партии. Вот подлинное доказательство того, что в нашей стра- не — свобода печати: наличие печати в заключении! Да! А в ка- кой стране это ещё возможно? Газеты помещают и фото ударни- ков. Газеты указывают. Газеты вскрывают. Газеты освещают и вылазки классового врага. И вообще газеты отражают лагерную жизнь, как она течёт, и являются неоценимым свидетельством для потомков.

Вот, например, газета архангельского домзака в 1931 году ри- сует нам изобилие и процветание, в каком живут заключённые:

«плевательницы, пепельницы, клеёнка на столах, громкоговоря- щие радиоустановки, портреты вождей и ярко говорящие о гене- ральной линии партии лозунги на стенах — вот заслуженные плоды, которыми пользуются лишённые свободы!»

Да, дорогие плоды!


 

* * *

И куда, куда это кануло всё?.. О, как недолговечно на Земле всё прекрасное и совершенное! Такая напряжённая бодрая опти- мистическая система воспитания — и куда же?

Уже не стала цениться художественно-поэтическая форма ло- зунгов, и лозунги-то пошли самые простые: выполним! пере- выполним!

Или во что превратились политбеседы? Вот на 5-й ОЛП Унжлага приезжает из Сухобезводного — лектор (это уже 1952). После работы загоняют заключённых на лекцию. Товарищ, прав- да, без среднего образования, но политически вполне правильно читает нужную своевременную лекцию: «О борьбе греческих пат- риотов». Зэки сидят сонные, прячутся за спинами друг друга, ни- какого интереса. Лектор рассказывает о жутких преследованиях патриотов и о том, как греческие женщины в слезах написали письмо товарищу Сталину. Кончается лекция, встаёт Шеремета, женщина такая из Львова, простоватая, но хитрая, и спрашивает:

«Гражданин начальник! А скажить — а кому бы нам написать?..» И вот, собственно, положительное влияние лекции уже сведено на нет.

Какие формы работы по исправлению и воспитанию остались в КВЧ, так это: на заявлении заключённого начальнику сделать пометку о выполнении нормы и о его поведении, разнести по комнатам письма, выданные цензурой; подшивать газеты и пря- тать их от заключённых, чтоб не раскурили; раза три в год да- вать концерты самодеятельности. Ну, немножко помогать опер- уполномоченному, но это неофициально.

Да! Вот ещё важная работа, вот: содержать ящики! Иногда их отпирать, очищать и снова запирать — небольшие буровато-окра- шенные ящички, повешенные на видном месте зоны. А на ящи- ках надписи: «Верховному Совету СССР», «Совету министров СССР», «Министру Внутренних Дел», «Генеральному Прокурору». Пиши, пожалуйста! — у нас свобода слова. А уж мы тут раз- берёмся, что куда кому. Есть тут особые товарищи, кто это

читает.

 

————————

 

В смрадной бескислородной атмосфере лагеря то брызнет и вспыхнет, то еле светится коптящий огонёк КВЧ. Но и на такой


огонёк стягиваются из разных бараков, из разных бригад — лю- ди. Одни с прямым делом вырвать из книжки или газеты на ку- рево, достать бумаги на помиловку или написать здешними чер- нилами (в бараке нельзя их иметь, да и здесь они под замком: ведь чернилами фальшивые печати ставятся!). А кто — распус- тить цветной хвост: вот я культурный! А кто — потереться и по- трепаться меж новых людей, не надоевших своих бригадников. А кто — послушать да куму стукнуть. Но ещё и такие, кто сами не знают, зачем необъяснимо тянет их сюда, уставших, на корот- кие вечерние полчаса, вместо того чтобы полежать на нарах, дать отдых ноющему телу.

Эти посещения КВЧ незаметными, не наглядными путями вносят в душу толику освежения. Хотя и сюда приходят такие же голодные люди, как сидят на бригадных вагонках, но здесь гово- рят не о пайках, не о кашах и не о нормах. Здесь говорят не о том, из чего сплетается лагерная жизнь, и в этом-то есть протест души и отдых ума. Здесь говорят о каком-то сказочном прошлом, которого быть не могло у этих серых оголодавших затрёпанных людей. Здесь говорят и о какой-то неописуемо блаженной, по- движно-свободной жизни на воле тех счастливчиков, которым удалось как-то не попасть в тюрьму. И — об искусстве рассуж- дают здесь, да иногда как ворожебно!

Как будто среди разгула нечистой силы кто-то обвёл по зем- ле слабосветящийся мреющий круг — и он вот-вот погаснет, но пока не погас — тебе чудится, что внутри круга ты не подвластен нечисти на эти полчаса.

Да ещё ведь здесь кто-то на гитаре перебирает. Кто-то напе- вает вполголоса — совсем не то, что разрешается со сцены. И за- дрожит в тебе: жизнь — есть! она — есть! И, счастливо огляды- ваясь, ты тоже хочешь кому-то что-то выразить.

Если в лагере есть чудаки (а они всегда есть), то уж никак их путь не минует КВЧ, заглянут они сюда обязательно.

Вот профессор Аристид Иванович Доватур — чем не чудак? Петербуржец, румыно-французского происхождения, классический филолог, отроду и довеку холост и одинок. Оторвали его от Ге- родота и Цезаря и посадили в лагерь. В душе его всё ещё — не- доистолкованные тексты, и в лагере он — как во сне. Он пропал бы здесь в первую же неделю, но ему покровительствуют врачи, устроили на завидную должность медстатистика, а ещё раза два в месяц не без пользы для лагерных свеженабранных фельдшеров поручают Доватуру читать им лекции! Это в лагере-то — по ла- тыни! Аристид Иванович становится к маленькой досочке — и си-


яет, как в лучшие университетские годы. Он выписывает стран- ные столбики спряжений, никогда не маячившие перед глазами туземцев, и от звуков крошащегося мела сердце его стучит.

А вот этот чудак — всегда в КВЧ после работы, где ж ему быть ещё. У него большая голова, крупные черты, удобные для грима, хорошо видные издалека. Особенно выразительны мохна- тые брови. А вид всегда трагический. Из угла комнаты он подав- ленно смотрит за нашими скудными репетициями. Это — Камилл Леопольдович Гонтуар. В первые революционные годы он приехал из Бельгии в Петроград создавать Новый Театр, театр будущего. Кто ж тогда мог предвидеть и как пойдёт это будущее, и как бу- дут сажать режиссёров? Обе Мировые войны Гонтуар провоевал против немцев: Первую — на Западе, Вторую — на Востоке. И те- перь влепили ему десятку за измену родине... Какой?.. Когда?..

Но уж конечно самые заметные люди при КВЧ — художники. Они тут хозяева. Если есть отдельная комната — это для них. Ес- ли кого освободят от общих напостоянку — то только их. Изо всех служителей муз одни они создают настоящие ценности — те, что можно руками пощупать, в квартире повесить, за деньги про- дать. Картину пишут они, конечно, не из головы — да это с них и не спрашивают. А просто пишут большие копии с открыток — кто по клеточкам, а кто и без клеточек справляется. И лучшего эстетического товара в таёжной и тундреной глуши не найдёшь. Малюют художники и ковры с красавицами, плавающими в гон- долах, с лебедями, закатами и замками — всё это очень хорошо потребляется товарищами офицерами. Не будь дураки, художни- ки тайком пишут такие коврики и для себя, и надзиратели испо- лу продают их на внешнем рынке. Спрос большой. Вообще, художникам жить в лагере можно.

Скульпторам — хуже. Скульптура для кадров МВД — не та- кая красивая, не привычная, чтобы поставить, да и место зани- мает мебели, а толкнёшь — разобьётся. Редко работают в лагере скульпторы, и уж обычно по совместительству с живописью.

Если объявится в лагере поэт, — разрешается ему под кари- катурами на заключённых делать подписи и сочинять частушки — тоже про нарушителей дисциплины.

А прозаиков и вовсе в лагере не бывает.

Когда русская проза ушла в лагеря, —

догадался советский поэт. Ушла — да назад не пришла. Ушла — да не выплыла...

Миллионы русских интеллигентов бросили сюда не на экскур-


сию: на увечья, на смерть и без надежды на возврат. Впервые в истории такое множество людей развитых, зрелых, богатых куль- турой оказалось без придумки и навсегда в шкуре раба, неволь- ника, лесоруба и шахтёра.

Обо всём объёме происшедшего, о числе погибших и об уров- не, которого они могли достичь, — нам никогда уже не вынести суждения. Никто не расскажет нам о тетрадках, поспешно сожжённых перед этапом, о готовых отрывках и о больших за- мыслах, носимых в головах и вместе с головами сброшенных в мёрзлый общий могильник. Ещё стихи читаются губами к уху, ещё запоминаются и передаются они или память о них — но про- зу не рассказывают прежде времени, ей выжить трудней, она слишком крупна, негибка, слишком связана с бумагой, чтобы пройти ей превратности Архипелага.

А между тем именно Архипелаг давал единственную, исклю- чительную возможность для нашей литературы, а может быть — и для мировой. Небывалое крепостное право в расцвете XX века в этом одном, ничего не искупающем смысле открывало для пи- сателей плодотворный, хотя и гибельный путь.

Так ушли в землю прозаики-философы. Прозаики-историки. Прозаики-лирики. Прозаики-импрессионисты. Прозаики-юмо- ристы.

Так невиданная философия и литература ещё при рождении погреблись под чугунной коркой Архипелага.

 

————————

 

А гуще всего среди посетителей КВЧ — участников художест- венной самодеятельности. Это отправление — руководить самоде- ятельностью — осталось и за одряхлевшим КВЧ, как было за молодым.

На глухих лагпунктах это делается так. Начальник КВЧ вызы- вает аккордеониста и говорит ему:

— Вот что. Обеспечь хор! И чтоб через месяц выступать.

— Так я ж нот не знаю, гражданин начальник!

— А на черта тебе ноты? Ты играй песню, какую все знают, а остальные пусть подпевают.

И объявляется набор, иногда вместе с драмкружком.

Чем же заманить в самодеятельность зэков? Ну, на полтыся- чи человек в зоне, может быть, есть три-четыре настоящих люби- теля пения, — но из кого же хор? А встреча на хоре и есть глав- ная заманка для смешанных зон. Валят всё новые и новые участ-


ники, голосов никаких, никогда не пели, но все просятся! Однако на самих репетициях хористов оказывалось гораздо меньше. (А дело было в том, что разрешалось участникам самодеятельно- сти два часа после отбоя передвигаться по зоне — на репетицию и с репетиции, и вот в эти-то два часа они своё добирали.)

А для кого-то хор и драмкружок были не просто местом встре- чи, но опять-таки подделкой под жизнь, напоминанием, что жизнь всё-таки бывает, вообще — бывает... Вот приносится со склада грубая бурая бумага от мешка с крупой — и раздаётся для переписки ролей. Заветная театральная процедура! А само распре- деление ролей! А соображение, кто с кем будет по спектаклю це- ловаться! Кто что наденет! Как загримируется! В вечер спектакля можно будет взять в руки настоящее зеркало и увидеть себя в на- стоящем вольном платье и с румянцем на щеках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 260 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.