Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Елизавета Евгеньевна Аничкова 8 страница




А — работа? Ещё в смешанной бригаде какая-то есть женщи- не потачка, какая-то работа полегче. Но если вся бригада жен- ская, — тут уж пощады не будет, тут давай кубики! А бывают сплошь женские целые лагпункты, уж тут женщины и лесорубы, и землекопы, и саманщицы. Только на медные и вольфрамовые рудники женщин не назначали. Вот «29-я точка» Карлага — сколько ж в этой точке женщин? Ни много ни мало — шесть ты- сяч! Кем же работать там женщине? Елена Орлова работает груз- чиком — она таскает мешки по 80 и даже по 100 килограм- мов! — правда, наваливать на плечи ей помогают, да и в моло- дости она была гимнасткой.

А конечно, где ж, как не в лагере, пережить тебе первую лю- бовь, если посадили тебя (по политической статье!) пятнадцати лет, восьмиклассницей, как Нину Перегуд? Как не полюбить джа- зиста-красавца Василия Козьмина, которым ещё недавно на воле весь город восхищался, и в ореоле славы он казался тебе недосту- пен? И Нина пишет стих «Ветка белой сирени», а он кладёт на му- зыку и поёт ей через зону (их уже разделили, он снова недоступен).


Девочки из кривощёковского барака тоже носили цветочки, вколотые в волоса, — признак, что — в лагерном браке, но мо- жет быть — и в любви?

Инструкции ГУЛАГа требовали: уличённых в сожительстве не- медленно разлучать и менее ценного из них отсылать этапом.

Ограбленные во всём, что наполняет женскую и вообще чело- веческую жизнь, — в семье, в материнстве, в дружеском окруже- нии, в привычной и, может быть, интересной работе, кто и в ис- кусстве, и в книгах, а тут давимые страхом, голодом, забытостью и зверством, — к чему ж ещё могли повернуться лагерницы, ес- ли не к любви? Благословением Божьим возникала любовь почти уже не плотская, потому что в кустах стыдно, в бараке при всех невозможно, да и лагерный надзор изо всякой заначки (уедине- ния) таскает и сажает в карцер. Но от бесплотности, вспомина- ют теперь женщины, ещё глубже становилась духовность лагер- ной любви. Именно от бесплотности она становилась острее, чем на воле! Уже пожилые женщины ночами не спали от случайной улыбки, от мимолётного внимания. И так резко выделялся свет любви на грязно-мрачном лагерном существовании!

«Заговор счастья» видела Н. Столярова на лице своей подру- ги, московской артистки, и её неграмотного напарника по сено- возке Османа. Актриса открыла, что никто никогда не любил её так — ни муж-кинорежиссёр, ни все бывшие поклонники. И толь- ко из-за этого не уходила с сеновозки, с общих работ.

Да ещё этот риск — почти военный, почти смертельный: за одно раскрытое свидание платить обжитым местом, то есть жизнью. Любовь на острие опасности, где так глубеют и развора- чиваются характеры, где каждый вершок оплачен жертвами, — ведь героическая любовь! Кто-то шёл содержанками придурков без любви — чтобы спастись, а кто-то шёл на общие и гиб — за любовь.

 

————————

 

Но не только надзор и начальство могут разлучить лагерных супругов. Архипелаг настолько вывороченная земля, что на ней мужчину и женщину разъединяет то, что должно крепче всего их соединить: рождение ребёнка. За месяц до родов беременную эта- пируют на другой лагпункт, где есть лагерная больница с родиль- ным отделением и где резвые голосёнки кричат, что не хотят быть зэками за грехи родителей. После родов мать отправляют на особый ближний лагпункт мамок.


Тут надо прерваться. Тут нельзя не прерваться. Сколько само- насмешки в этом слове! Язык зэков очень любит и упорно про- водит эти вставки уничижительных суффиксов: не мать, а мамка; не больница, а больничка; не свидание, а свиданка; не помило- вание, а помило´вка; не вольный, а вольняшка; не жениться, а под жениться — та же насмешка, хоть и не в суффиксе.

Так вот на своём лагпункте мамки живут и работают, пока оттуда их под конвоем водят кормить грудью новорожденных ту- земцев. Ребёнок в это время находится уже не в больнице, а в «детгородке» или «доме малютки», как это в разных местах называется. После конца кормления матерям больше не дают сви- даний с ними — или в виде исключения «при образцовой рабо- те и дисциплине». Но и на старый лагпункт, к своему лагерному

«мужу», женщина тоже уже не вернётся чаще всего. И отец вооб- ще не увидит своего ребёнка, пока он в лагере. Дети же в детго- родке после отъёма от груди ещё содержатся с год, иногда доль- ше. Некоторые не могут приспособиться без матери к искусствен- ному питанию, умирают. Детей выживших отправляют через год в общий детдом. Так сын туземки и туземца пока уходит с Архи- пелага, не без надежды вернуться сюда малолеткой.

Кто следил за этим, говорят, что нечасто мать после освобож- дения берёт своего ребёнка из детдома (блатнячки — никогда), — так прокляты многие из этих детей, захватившие первым вздохом маленьких лёгких заразного воздуха Архипелага. Другие — берут или даже ещё раньше присылают за ним каких-то тёмных (веро- ятно, религиозных) бабушек.

Матери из захи ´ дниц (западных украинок) непременно, а из русских неинтеллигентных иногда — норовили крестить своих де-

тей (это уже послевоенные годы). Крестик либо присылался ис- кусно запрятанным в посылке (надзор бы не пропустил такой контрреволюции), либо заказывался за хлеб лагерному умельцу. Доставали и ленточку для креста, шили и парадную распашонку, чепчик. Экономился сахар из пайки, пёкся из чего-то крохотный пирог — и приглашались ближайшие подружки. Всегда находи- лась женщина, которая прочитывала молитву, ребёнка окунали в тёплую воду, крестили, и сияющая мать приглашала к столу.

 

————————

 

Всё сказанное до сих пор относится к совместным лагерям, смешанным по полу, — к таким, какими они были от первых лет революции и до конца Второй Мировой войны.


Но в 1946 году на Архипелаге началось, а в 1948 закончилось великое полное отделение женщин от мужчин. Рассылали их по разным островам, а на едином острове тянули между мужской и женской зонами испытанного дружка — колючую проволочку.

Если до разделения было дружеское сожительство, лагерный брак и даже любовь, — то теперь Эрос метался. Не находя дру- гих сфер, он уходил или слишком высоко — в платоническую переписку, или слишком низко — в однополую любовь.

Записки перешвыривались через зону, оставлялись на заводе в уговорных местах. На пакетиках писались и адреса условные: так, чтобы надзиратель, перехватив, не мог бы понять — от ко- го кому. (За переписку теперь полагалась лагерная тюрьма.)

Иногда и знакомились-то заочно; переписывались, друг друга не увидав; и расставались не увидав. (Кто вёл такую переписку, знает и её отчаянную сладость, и безнадёжность, и слепоту.) В том же Кенгире литовки выходили замуж через стену за зем- ляков, никогда прежде их не знав: ксёндз (в таком же бушлате, конечно, из заключённых) свидетельствовал письменно, что та- кая-то и такой-то навеки соединены перед небом. В этом соеди- нении с незнакомым узником за стеной — а для католичек со- единение было необратимо и священно — мне слышится хор ан- гелов. Это — как бескорыстное созерцание небесных светил. Это слишком высоко для века расчёта и подпрыгивающего джаза.


 

 

Г л а в а 9

 

ПРИДУРКИ

 

Одно из первых туземных понятий, которое узнаёт приехавший в лагерь новичок, это — придурок. Так грубо назвали туземцы тех, кто сумел не разделить общей обречённой участи: или же ушёл с общих, или не попал на них.

Придурков немало на Архипелаге. По статистике НКЮ 1933 года, обслуживанием мест лишения свободы, вместе, правда, с самоокарауливанием, занимались тогда 22% от общего числа ту- земцев. Если мы эту цифру и снизим до 17—18% (без самоохра- ны), то всё-таки будет одна шестая часть. Но придурков много больше, чем одна шестая: ведь здесь подсчитаны только зонные придурки, а ещё есть производственные. А самое главное: среди выживших, среди освободившихся придурки составляют очень вескую долю, среди выживших долгосрочников из Пятьдесят Вось- мой — мне кажется — девять десятых.

Потому что лагеря — истребительные, этого не надо за- бывать.

Всякая житейская классификация не имеет резких границ, а переходы все постепенны. Так и тут: края размыты. Вообще каж- дый, не выходящий из жилой зоны на рабочий день, может счи- таться зонным придурком. Рабочему хоздвора уже живётся значи- тельно легче, чем работяге общему: ему не становиться на раз- вод, значит, можно позже подниматься и завтракать; у него нет проходки под конвоем до рабочего объекта и назад, меньше стро- гости, меньше холода, меньше тратить силы, к тому ж и конча- ется его рабочий день раньше, его работы или в тепле, или обо- гревалка ему всегда доступна. Затем его работа — обычно не бри- гадная, а — отдельная работа мастера, значит, понуканий ему не слышать от товарищей, а только от начальства. А так как он час- тенько делает что-либо по личному заказу этого начальства, то вместо понуканий ему даже достаются подачки, поблажки, разре- шение в первую очередь обуться-одеться. Имеет он и хорошую возможность подработать по заказам от других зэков. Чтобы бы- ло понятнее: хоздвор — это как бы рабочая часть дворни. Если среди неё слесарь, столяр, печник — ещё не вполне выраженный придурок, то сапожник, а тем более портной — это уже придурки высокого класса.


Прачка, санитарка, судомойка, кочегар и рабочие бани, кубов- щик, простые пекари, дневальные бараков — тоже придурки, но низшего класса. Им приходится работать руками, и иногда немало. Все они, впрочем, сыты.

Истые зонные придурки — это: повара, хлеборезы, кладовщи- ки, врачи, фельдшеры, парикмахеры, «воспитатели» КВЧ, заведую- щий баней, заведующий пекарней, заведующие каптёрками, заве- дующий посылочной, старшие бараков, коменданты, нарядчики, бухгалтеры, писаря штабного барака, инженеры зоны и хоздвора. Эти все не только сыты, не только ходят в чистом, не только из- бавлены от подъёма тяжестей и ломоты в спине, но имеют боль- шую власть над тем, что нужно человеку, и значит, власть над людьми. Все судьбы прибывающих и отправляемых на этап, все судьбы простых работяг решаются этими придурками.

Трудно, трудно зонному придурку иметь неомрачённую совесть.

Придурки производственные — это инженеры, техники, про- рабы, десятники, мастера цехов, плановики, нормировщики, и ещё бухгалтеры, секретарши, машинистки. От зонных придурков они отличаются тем, что строятся на развод, идут в конвоируе- мой колонне (иногда, впрочем, бесконвойны). Но положение их на производстве — льготное, не требует от них физических ис- пытаний, не изнуряет их. Напротив, от них от многих зависит труд, питание, жизнь работяг. Хоть и менее связанные с жилой зоной, они стараются и там отстоять своё положение и получить значительную часть тех же льгот, что и придурки зонные, хотя сравняться с ними им не удаётся никогда.

Обычно в лагере они живут почти как работяги, часто состо- ят и в рабочих бригадах, лишь в производственной зоне у них тепло и покойно, и там-то в рабочих кабинетах и кабинках, ос- тавшись без вольных, они отодвигают казённую работу и толку- ют о житье-бытье, о сроках, о прошлом и будущем, больше же всего — о слухах, что Пятьдесят Восьмую (а они чаще всего на- браны из Пятьдесят Восьмой) скоро будут снимать на общие.

Но к придуркам производственным никак не справедливо бы- ло бы относить упрёки «объедают», «сидят на шее»: не оплачен труд работяг, да, но не потому, что придурков кормит, труд при- дурков тоже не оплачен — всё идёт в ту же прорву.

А ведь были, были и такие светлоголовые умники, обходив- шие лагерный произвол, помогавшие устроить общую жизнь так, чтоб не всем умереть, такие герои Архипелага, понимавшие свою должность не как кормление своей персоны, а как тяготу и долг


перед арестантской скотинкой, — таких и «придурками» не из- вернётся язык назвать. И больше всего таких было среди ин- женеров. И — слава им!

А остальным славы нет. На пьедестал возводить — нечего.

Да, чтоб отказаться от всякого «устройства» в лагере и дать силам тяжести произвольно потянуть тебя на дно, — нужна очень устоявшаяся душа, очень просветлённое сознание, большая часть отбытого срока да ещё, наверно, и посылки из дому — а то ведь прямое самоубийство.

Как говорит благодарно-виновно старый лагерник Дмитрий Сергеевич Лихачёв: если я сегодня жив — значит, вместо меня кого-то расстреляли в ту ночь по списку; если я сегодня жив — значит, кто-то вместо меня задохнулся в нижнем трюме; если я сегодня жив — значит, мне достались те лишние двести граммов хлеба, которых не хватило умершему.

Это всё написано — не к попрёку. В этой книге уже приня- то и будет продолжено до конца: всех страдавших, всех зажатых, всех, поставленных перед жестоким выбором, лучше оправдать, чем обвинить. Вернее будет — оправдать.


 

 

Г л а в а 1 0

 

ВМЕСТО ПОЛИТИЧЕСКИХ

 

Но в этом угрюмом мире, где всякий гложет, кто кого может; где жизнь и совесть человека покупаются за пайку сырого хлеба, — в этом мире что же и где же были политические — носители чести и света всех тюремных населений истории?

А мы уже проследили, как «политических» отъединили, уду- шили и извели.

Ну а взамен их?

А — что взамен? С тех пор у нас нет политических. Да у нас их и быть не может. Какие ж «политические», если установилась всеобщая справедливость? Просто — отменили политических. Нет и не будет!

А те, кого сажают, ну, это каэры (контрреволюционеры), вра- ги революции. С годами увяло слово «революция», хорошо, пусть будут враги народа, ещё лучше звучит. (Если бы счесть по обзо- ру наших Потоков всех посаженных по этой статье, да прибавить сюда трёхкратное количество членов семей — изгоняемых, подо- зреваемых, унижаемых и теснимых, то с удивлением надо будет признать, что впервые в истории народ стал враг самому себе.) Известен лагерный анекдот, что осуждённая баба долго не могла понять, почему на суде прокурор и судья обзывали её «кон- ный милиционер» (а это было «контрреволюционер»!). Посидев и

посмотрев в лагерях, можно признать этот анекдот за быль.

Портной, откладывая иголку, вколол её, чтоб не потерялась, в газету на стене и попал в глаз Кагановичу. Клиент видел. 58-я, 10 лет (террор).

Продавщица, принимая товар от экспедитора, записывала его на газетном листе, другой бумаги не было. Число кусков мыла пришлось на лоб товарища Сталина. 58-я, 10 лет.

Тракторист Знаменской МТС утеплил свой худой ботинок лис- товкой о кандидате на выборы в Верховный Совет, а уборщица хватилась (она за те листовки отвечала) — и нашла, у кого. КРА, контрреволюционная агитация, 10 лет.

Пастух в сердцах выругал корову за непослушание «колхозной б...» — 58-я, срок.

Глухонемой плотник — и тот получает срок за контрреволю- ционную агитацию! Каким же образом? Он стелет в клубе полы.


Из большого зала всё вынесли, нигде ни гвоздика, ни крючка. Свой пиджак и фуражку он, пока работает, набрасывает на бюст Ленина. Кто-то зашёл, увидел. 58-я, 10 лет.

Перед войною в Волголаге сколько было их! — деревенских неграмотных стариков из Тульской, Калужской, Смоленской об- ластей. Все они имели статью 58-10, то есть антисоветскую аги- тацию. А когда нужно было расписаться, ставили крестик. (Рас- сказ Лощилина.)

После же войны сидел я в лагере с ветлужцем Максимовым. Он служил с начала войны в зенитной части. Зимою собрал их политрук обсуждать с ними передовицу «Правды» (16 января 1942 года: «Расколошматим немца за зиму так, чтоб весной он не мог подняться!»). Вытянул выступать и Максимова. Тот сказал: «Это правильно! Надо гнать его, сволоча, пока вьюжит, пока он без ва- ленок, хоть и мы часом в ботинках. А весной-то хуже будет с его техникой...» И политрук хлопал, как будто всё правильно. А в СМЕРШ вызвали и накрутили 8 лет — «восхваление немецкой техники», 58-я.

Детвора в колхозном клубе баловалась, боролась, и спинами сорвали со стены какой-то плакат. Двум старшим дали срок по 58-й. (По Указу 1935 года дети несут по всем преступлениям уголовную ответственность с 12-летнего возраста!)

Вздорно? дико? бессмысленно? Ничуть не бессмысленно, вот это и есть «террор как средство убеждения». Есть пословица: бей сороку да ворону — добьёшься и до белого лебедя!

На Архипелаге любят шутить, что не все статьи Уголовного кодекса доступны. Иной и хотел бы нарушить закон об охране социалистической собственности, да его к ней не подпускают. Иной, не дрогнув, совершил бы растрату — но никак не может устроиться кассиром. Даже и сама 58-я статья не так-то доступ- на: как ты свяжешься по пункту «4» с мировой буржуазией, если живёшь в Ханты-Мансийске? как подорвёшь государственную про- мышленность и транспорт по пункту «7», если работаешь парик- махером? Но 10-й пункт 58-й статьи — общедоступен. Он досту- пен глубоким старухам и двенадцатилетним школьникам. Он до- ступен женатым и холостым, беременным и невинным, спортсме- нам и калекам, пьяным и трезвым, зрячим и слепым. Заработать 10-й пункт можно с таким же успехом в будний день, как и в воскресенье, на работе и дома, на станции метро, в дремучем ле- су, в театральном антракте и во время солнечного затмения.

Реунов и Третюхин, коммунисты, стали беспокоиться, буд- то их оса в шею жалила, почему съезда партии долго не со-


бирают, устав нарушают (будто их собачье дело!..). Получили по десятке.

Фаина Ефимовна Эпштейн, поражённая преступностью Троц- кого, спросила на партсобрании: «А зачем его выпустили из СССР?» (Как будто перед ней партия должна отчитываться. Да Иосиф Виссарионович, может быть, локти кусал!) За этот неле- пый вопрос она заслуженно получила (и отсидела) один за дру- гим три срока. (Хотя никто из следователей и прокуроров не мог объяснить ей, в чём её вина.)

А Груша-пролетарка просто поражает тяжестью преступлений. Двадцать три года проработала на стекольном заводе, и никогда соседи не видели у неё икон. А перед приходом в их местность немцев она повесила иконы (да просто бояться перестала, ведь гоняли с иконами) и, что особенно отметило следствие по доно- су соседок, — вымыла полы! (А немцы так и не пришли.) К то- му ж около дома подобрала красивую листовку немецкую с кар- тинкой и засунула её в вазочку на комоде. И всё-таки наш гуман- ный суд, учитывая пролетарское происхождение, дал Груше толь- ко: 8 лет лагеря да 3 года лишения прав. А муж её тем време- нем погиб на фронте. А дочь училась в техникуме, но кадры всё допекали: «Где твоя мать?» — и девочка отравилась. (Дальше смерти дочери Груша никогда не могла рассказывать — плакала и уходила.)

 

Воскликнут, что весь этот перечень — чудовищен? несообра- зен? Что поверить даже нельзя? Что Европа не поверит?

Европа, конечно, не поверит.

Да и мы лет пятьдесят назад — ни за что б не поверили.

 

* * *

В прежней России политические и обыватели были — два противоположных полюса в населении. Нельзя было найти более исключающих образов жизни и образов мышления.

В СССР обывателей стали грести как «политических». И оттого политические сравнялись с обывателями.

Половина Архипелага была Пятьдесят Восьмая. А политиче- ских — не было... В эту Пятьдесят Восьмую угожал всякий, на ко- го сразу не подбиралась бытовая статья. Шла тут мешанина и пестрота невообразимая.

Всё серей и робче становилась Пятьдесят Восьмая, теряла вся-


кий и последний политический смысл и превращалась в потерян- ное стадо потерянных людей.

«Неповинный человек»! — вот главное ощущение того эрзаца политических, который нагнали в лагеря. Вероятно, это небыва- лое событие в мировой истории тюрем: когда миллионы арестан- тов сознают, что они — правы, все правы и никто не виновен. Однако эти толпы случайных людей, согнанные за проволоку не по закономерности убеждений, а швырком судьбы, отнюдь не укреплялись сознанием своей правоты, отнюдь не проявляли го- товности к жертве, ни единства, ни боевого духа.

Попав в общий лагерь в 1938, с удивлением смотрела Е. Олиц- кая глазами социалистки, знавшей Соловки и изоляторы, на эту Пятьдесят Восьмую. Когда-то, на её памяти, политические всем делились, а сейчас каждый жил и жевал за себя и даже «полити- ческие» торговали вещами и пайками!..

Политическая шпана — вот как назвала их (нас) Анна Скрипникова.

Постоянно перемешивая с блатными и бытовиками, нашу Пятьдесят Восьмую никогда не оставляли одну, — чтоб не посмот- рели друг другу в глаза и не осознали бы вдруг — кто мы.

 

————————

 

Однако по важной особенности жизни, замеченной ещё в уче- нии Дао, мы должны ожидать, что когда не стало политических — тогда-то они и появились.

Я рискну теперь высказать, что в советское время истинно по- литические не только были, но:

1) их было больше, чем в царское время, и

2) они проявили стойкость и мужество бо´льшие, чем прежние революционеры.

Это покажется в противоречии с предыдущим, но — нет. По- литические в царской России были в очень выгодном положении, очень на виду — с мгновенными отголосками в обществе и прессе. В Советской России социалистам пришлось несравнимо трудней.

Да не одни ж социалисты были теперь политические. Только сплеснутые ушатами в уголовный океан, они невидимы и неслы- шимы были нам. Они были — немы. Немее всех остальных. Рыбы — их образ.

Рыбы, символ древних христиан. И христиане же — их глав- ный отряд. Корявые, малограмотные, не умеющие сказать речь с


трибуны, ни составить подпольного воззвания (да им по вере это и не нужно), они шли в лагеря на мучение и смерть — только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях! Они единственные, может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия и даже язык. Это ли не политические? Нет уж, их шпаной не назовёшь. И женщин среди них — особенно много. Говорит Дао: когда рушится вера — тогда-то и есть подлинно верующие. За просве- щённым зубоскальством над православными батюшками, мяу- каньем комсомольцев в пасхальную ночь и свистом блатных на пересылках — мы проглядели, что у грешной православной Церк- ви выросли всё-таки дочери, достойные первых веков христи-

анства, — сёстры тех, кого бросали на арены ко львам.

Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и мо- гильники, — кто сочтёт эти миллионы? Они погибли безвестно, освещая, как свеча, только в самой близи от себя. Это были луч- шие христиане России. Худшие все — дрогнули, отреклись или перетаились.

Так это ли — не больше? Разве когда-нибудь царская Россия знала столько политических? Она и считать не умела в десятках тысяч.

А инженеры? Сколькие среди них, не подписавшие глупых и гнусных признаний во вредительстве, рассеяны и расстреляны?

Историки когда-нибудь исследуют: с какого момента у нас по- текла струйка политической молодёжи? Мне кажется, с 43— 44 года. Почти школьники (вспомним «демократическую партию» 1944 года) вдруг задумали искать платформу, отдельную от той, что им усиленно предлагают, подсовывают под ноги. Ну, кем же их ещё назвать?

В 1950 году студенты ленинградского механического технику- ма создали партию с программой и уставом. Многих расстреля- ли. Рассказал об этом Арон Левин, получивший 25 лет. Вот и всё, придорожный столбик.

А что нашим современным политическим нужны стойкость и мужество несравненно бо´льшие, чем прежним революционерам, это и доказывать не надо. Что значило до революции расклеить листовки? Забава, всё равно что голубей гонять, не получишь и трёх месяцев срока. Но когда пять мальчиков группы Владимира Гершуни готовят листовки: «наше правительство скомпромети- ровало себя», — на это нужна примерно та же решимость, что пяти мальчикам группы Александра Ульянова для покушения на царя.


И как это самовозгорается, как это пробуждается само в се- бе! В городе Ленинске-Кузнецком — единственная мужская шко- ла. С 9-го класса пятеро мальчиков (Миша Бакст, их комсорг; То- ля Тарантин, тоже комсомольский активист; Вельвелт Рейхтнал, Николай Конев и Юрий Аниконов) теряют беззаботность. Они не терзаются девочками, ни новыми танцами, они оглядываются на дикость и пьянство в своём городе и долбят, и листают свой учеб- ник истории, пытаясь как-то связать, сопоставить. Перейдя в 10-й класс, перед выборами в местные советы (1950 год), они печат- ными буквами выводят свою первую (и последнюю) простоватую листовку:

«Слушай, рабочий! Разве мы живём сейчас той жизнью, за которую боролись и умирали наши деды, отцы и бра- тья? Мы работаем — а получаем жалкие гроши, да и те зажимают... Почитай и подумай о своей жизни...»

Они сами тоже только думают — и поэтому ни к чему не призывают. (В плане у них был — цикл таких листовок и сделать гектограф самим.)

Клеили так: шли ночью по городу гурьбой, один налеплял че- тыре комка хлебного мякиша, другой — на них листовку.

Ранней весной к ним в класс пришёл новый какой-то педагог и предложил... заполнить анкеты печатным почерком. Умолял ди- ректор не арестовывать их до конца учебного года. Сидя уже под следствием, мальчишки больше всего жалели, что не побывают на собственном выпускном вечере. «Кто руководил вами, сознай- тесь!» (Не могли поверить гебисты, что у мальчиков открылась простая совесть — ведь случай невероятный, ведь жизнь дана один раз, зачем же задумываться?) Карцеры, ночные допросы, стояния. Закрытое (уж конечно) заседание облсуда. (Судья — Пушкин, вскоре осуждённый за взятки.) Жалкие защитники, рас- терянные заседатели, грозный прокурор Трутнев. Всем — по 10 и по 8 лет, и всех, семнадцатилетних, — в Особлаги.

Не врёт переиначенная пословица: смелого ищи в тюрьме, глупого — в политруках!

 

 

Нет, политические истинные — были. И много. И — жертвенны.

Но почему так ничтожны результаты их противостояния? Почему даже лёгких пузырей они не оставили на поверхности?

Разберём и это. Позже.


 

 

Г л а в а 1 1

 

БЛАГОНАМЕРЕННЫЕ

 

 

Но я слышу возмущённый гул голосов. Терпение товарищей ис- сякло! Мою книгу захлопывают, отшвыривают, заплёвывают:

— В конце концов, это наглость! это клевета! Где он ищет на- стоящих политических? О ком он пишет? О каких-то попах, о тех- нократах, о каких-то школьниках-сопляках... А подлинные поли- тические — это мы! Мы, непоколебимые! Мы, ортодоксальные, кристальные (Оруэлл назвал их благомыслами *). Мы, оставшиеся и в лагерях до конца преданными единственно-верному...

Да уж судя по нашей печати — одни только вы вообще и си- дели. Одни только вы и страдали. Об одних вас и писать разре- шено. Ну, давайте.

Согласится ли читатель с таким критерием: политзаключён- ные — это те, кто знают, за что сидят, и тверды в своих убеждениях?

Если согласится, так вот и ответ: наши непоколебимые, кто, несмотря на личный арест, остался предан единственно-верному и т. д., — тверды в своих убеждениях, но не знают, за что сидят! И потому не могут считаться политзаключёнными.

Если мой критерий нехорош, возьмём критерий Анны Скрип- никовой, за пять своих сроков она имела время его обдумать. Вот он: «Политический заключённый это тот, у кого есть убеждения, отречением от которых он мог бы получить свободу. У кого таких убеждений нет — тот политическая шпана».

По-моему, неплохой критерий. Под него подходят гонимые за идеологию во все времена. Под него подходят все революционе- ры, под него подходят и «монашки», а вот ортодоксы — не под- ходят. Потому что: где ж те убеждения, от которых их понужда- ют отречься?

Их нет. А значит, ортодоксы, хоть это и обидно вымолвить, подобно тому портному, глухонемому и пастуху, попадают в раз- ряд беспомощных, непонимающих жертв. Но — с гонором.

 

 

* Джордж Оруэлл (1903—1950) в романе-антиутопии «1984» называет «бла- гомыслами» правоверных членов тоталитарного общества. — Примеч. ред.


 

 

————————

 

Будем точны и определим предмет. О ком будет идти речь в этой главе?

Обо всех ли, кто, вопреки своей посадке, издевательскому следствию, незаслуженному приговору и потом выжигающему ла- герному бытию, — вопреки всему этому сохранил коммунистиче- ское сознание?

Нет, не обо всех. Среди них были люди, для которых эта ком- мунистическая вера была внутренней, иногда единственным смыслом оставшейся жизни, но:

— они не руководствовались ею для «партийного» отношения к своим товарищам по заключению, в камерных и барачных спо- рах не кричали им, что те посажены «правильно» (а я, мол, — неправильно);

— не спешили заявить гражданину начальнику (и оперупол- номоченному) «я — коммунист», не использовали эту формулу для выживания в лагере;

— сейчас, говоря о прошлом, не видят главного и единствен- ного произвола лагерей в том, что сидели коммунисты, а на ос- тальных наплевать.

Одним словом, именно те, для кого коммунистические их убеждения были интимны, а не постоянно на языке.

Вот, например, Авенир Борисов, сельский учитель: «Вы помни- те нашу молодость (я — с 1912), когда верхом блаженства для нас был зелёный из грубого полотна костюм «юнгштурма» с ремнём и портупеей*, когда мы плевали на деньги, на всё личное, и готовы были пойти на любое дело, лишь бы позвали. В комсомоле я с три- надцати лет. И вот, когда мне было всего двадцать четыре, орга- ны НКВД предъявили мне чуть ли не все пункты 58-й статьи».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.018 с.