Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Елизавета Евгеньевна Аничкова 10 страница





В 1951 в том же Краслаге около десяти большесрочников кон- воировались четырьмя стрелками охраны. Внезапно зэки напали на конвой, отняли автоматы, переоделись в их форму (но стрел- ков пощадили! — угнетённые чаще великодушны, чем угнетате- ли) и четверо, с понтом конвоируя, повели своих товарищей к узкоколейке. Там стоял порожняк, приготовленный под лес. Мни- мый конвой поравнялся с паровозом, ссадил паровозную бригаду и (кто-то из бегущих был машинист) — полным ходом повёл со- став к станции Решёты, к главной сибирской магистрали. Но им предстояло проехать около семидесяти километров. За это время о них уже дали знать (начиная с пощажённых стрелков), несколь- ко раз им пришлось отстреливаться на ходу от групп охраны, а в нескольких километрах от Решёт перед ними успели заминиро- вать путь и расположился батальон охраны. Все беглецы в нерав- ном бою погибли.

Более счастливыми складывались обычно побеги тихие. Из них были удивительно удачные, но эти счастливые рассказы мы редко слышим: оторвавшиеся не дают интервью, они перемени- ли фамилии, прячутся. Кузиков-Скачинский, удачно бежавший в 1942, лишь потому сейчас об этом рассказывает, что в 1959 был разоблачён — через 17 лет!

И об успешном побеге Зинаиды Яковлевны Поваляевой мы потому узнали, что в конце-то концов она провалилась. Она по- лучила срок за то, что оставалась при немцах учительницей в сво- ей школе. Но не тотчас по приходу советских войск её арестова- ли, и до ареста она ещё вышла замуж за лётчика. Тут её посади- ли и послали на 8-ю шахту Воркуты. Через кухонных китайцев она связалась с волей и с мужем. Он служил в гражданской авиа- ции и устроил себе рейс на Воркуту. В условленный день Зина вышла в баню в рабочую зону, там сбросила лагерное платье, рас- пустила из-под косынки закрученные с ночи волосы. В рабочей зоне ждал её муж. У речного перевоза дежурили оперативники, но не обратили внимания на завитую девушку под руку с лётчи- ком. Улетели на самолёте. Год пробыла Зина под чужим докумен- том. Но не выдержала, захотела повидаться с матерью — а за той следили. На новом следствии сумела сплести, что бежала в уголь- ном вагоне. Об участии мужа так и не узналось.

 

————————

 

Мы почти не рассказали о групповых побегах, а и таких бы- ло много. Из Усть-Сысольска был массовый побег (через восста-


ние) в 1943. Ушли по тундре, ели морошку с черникой. Их про- следили с аэропланов и с них же расстреляли. Говорят, в 1956 це- лый лагерёк бежал, под Мончегорском.

История всех побегов с Архипелага была бы перечнем невпро- чёт и невперелист. И даже тот, кто писал бы книгу только о по- бегах, поберёг бы читателя и себя, стал бы опускать их сотнями.


 

 

Г л а в а 1 5

 

ШИЗО, БУРЫ, ЗУРЫ

 

Среди многих радостных отказов, которые нёс нам с собой новый мир, — отказа от эксплуатации, отказа от колоний, отказа от обя- зательной воинской повинности, отказа от тайной полиции, отка- за от «закона божьего» и ещё многих других феерических от- казов, — не было, правда, отказа от тюрем, но был безусловный отказ от карцеров — этого безжалостного мучительства, которое могло родиться только в извращённых злобой умах буржуазных тюремщиков. ИТК-1924 (Исправительно-трудовой кодекс 1924 го- да) допускал, правда, изоляцию особо провинившихся заключён- ных в отдельную камеру, но предупреждал: эта отдельная камера ничем не должна напоминать карцера — она должна быть сухой, светлой и снабжённой принадлежностями для спанья.

ИТК-1933, который «действовал» (бездействовал) до начала 60-х годов, оказался ещё гуманнее: он запрещал даже изоляцию в отдельную камеру!

Но это не потому, что времена стали покладистей, а потому, что к этой поре были опытным путём уже освоены другие града- ции внутрилагерных наказаний, когда тошно не от одиночества, а от «коллектива», да ещё наказанные должны и горбить:

РУРы — Роты Усиленного Режима, заменённые потом на БУРы — Бараки Усиленного Режима, штрафные бригады, и ЗУРы — Зоны Усиленного Режима, штрафные командировки.

А уж там позже, как-то незаметно, пристроились к ним и — не карцеры, нет! а —

ШИЗО — Штрафные Изоляторы.

Да ведь если заключённого не пугать, если над ним уже нет ни- какой дальше кары — как же заставить его подчиняться режиму?

А беглецов пойманных — куда ж тогда сажать?

За что даётся ШИЗО? Да за что хочешь: не угодил начальни- ку, не так поздоровался, не вовремя встал, не вовремя лёг, опоз- дал на проверку, не по той дорожке прошёл, не так был одет, не там курил, лишние вещи держал в бараке — вот тебе сутки, трое, пятеро. Не выполнил нормы, с бабой застали — вот тебе пять, семь и десять. А для отказчиков есть и пятнадцать суток.


Что требуется от ШИЗО? Он должен быть: а) холодным; б) сы- рым; в) тёмным; г) голодным. Кормят сталинской пайкой

300 граммов в день, а «горячее», то есть пустую баланду, дают лишь на третий, шестой и девятый дни твоего заключения туда. Но на Воркуте-Вом давали хлеба только двести, а вместо горяче- го на третий день — кусок сырой рыбы. Вот в этом промежутке надо и вообразить все карцеры.

Наивное представление таково, что карцер должен быть обя- зательно вроде камеры — с крышей, дверью и замком. Ничего подобного. На Куранах-Сала карцер в мороз 50 градусов был ра- зомшённый сруб. (Вольный врач Андреев: «Я как врач заявляю, что в таком карцере можно сидеть!») Перескочим весь Архипе- лаг: на той же Воркуте-Вом в 1937 карцер для отказчиков был — сруб без крыши, и ещё была простая яма.

В Мариинском лагере (как и во многих других, разумеется) на стенах карцера был снег — и в такой-то карцер не пускали в лагерной одежонке, а раздевали до белья.

 

————————

 

БУР — это содержание подольше. Туда заключают на месяц, три месяца, полгода, год, а часто — бессрочно, просто потому, что арестант считается опасным. Один раз попавши в чёрный список, ты потом уже закатываешься в БУР на всякий случай: на каждые первомайские и ноябрьские праздники, при каждом по- беге или чрезвычайном происшествии в лагере.

БУР — это может быть и самый обычный барак, отдельно ого- роженный колючей проволокой, с выводом сидящих в нём на са- мую тяжёлую в этом лагере работу. А может быть — каменная тюрьма в лагере, со всеми тюремными порядками: избиениями в надзирательской вызванных поодиночке (чтоб следов не остава- лось, хорошо бить валенком, внутрь которого заложен кирпич); с засовами, замками и глазками на каждой двери; с бетонным по- лом камер и ещё с отдельным карцером для сидящих в БУРе.

Именно таков был наш экибастузский БУР (впрочем, и пер- вого типа там был). Посаженных содержали там в камерах без нар (спали на полу на бушлатах и телогрейках). Никакого про- ветривания не бывало никогда. Полгода (в 1950 году) не было и ни одной прогулки. Так что тянул наш БУР на свирепую тюрьму, неизвестно, что´ тут оставалось от лагеря. Вся оправка — в каме- ре. Вынос большой параши был счастьем дневальных по камере: глотнуть воздуха.


 

Глава 15 — ШИЗО, БУРЫ, ЗУРЫ 271

 

В этой духоте и неподвижности арестанты изводились, и при- блатнённые — нервные, напористые — чаще других. (Попавшие в Экибастуз блатари тоже считались за Пятьдесят Восьмую, и им не было поблажек.) Самое популярное среди арестантов БУРа бы- ло — глотать алюминиевые столовые ложки, когда их давали к обеду. Каждого проглотившего брали на рентген и, убедившись, что не врёт, что действительно ложка в нём, — клали в больни- цу и вскрывали желудок. Лёшка Карноухий глотал трижды, у не- го и от желудка ничего не осталось. Колька Салопаев закосил на чокнутого: повесился ночью, но ребята по уговору «увидели», сорвали петлю — и взят он был в больничку.

 

————————

 

Но удобство получить от штрафников ещё и работу заставля- ло хозяев выделять их в отдельные штрафные зоны (ЗУРы). В ЗУРе прежде всего — худшее питание, уменьшенная пайка. Мо- жет не быть столовой, но и в бараках баланду не раздают, а, по- лучив её около кухни, надо нести по морозу в барак и там есть холодную. Мрут массами, стационар забит умирающими.

Для штрафных зон назначали работы такие. Дальний сенокос за 35 километров от зоны, где живут в протекающих сенных ша- лашах и косят по болотам, ногами всегда в воде. Заготовка си- лосной массы по тем же болотистым местам, в тучах мошкары, без всяких защитных средств. (Лицо и шея изъедены, покрыты струпьями, веки глаз распухли, человек почти слепнет.) — Заго- товка торфа в пойме реки Вычегды: зимою, долбя тяжёлым мо- лотом, вскрыть слои промёрзшего ила, снять их, из-под них брать талый торф, потом на санках на себе тащить километр в гору (ло- шадей лагерь берёг). — Ну и излюбленная штрафная работа — известковый карьер и обжиг извести. И каменные карьеры. Пе- речислить всего нельзя. Всё, что есть из тяжёлых работ ещё по- тяжелей, из невыносимых — ещё невыносимей, вот это и есть штрафная работа. В каждом лагере своя.

А посылать в штрафные зоны излюблено было: верующих, упрямых и блатных. Целыми бараками содержали там «монашек», отказывающихся работать на дьявола. (На штрафной «подконвой- ке» совхоза Печорского их держали в карцере по колено в воде. Осенью 1941 дали 58-14, «контрреволюционный саботаж», и всех расстреляли.) Посылали пойманных беглецов. И, сокрушаясь серд- цем, посылали социально-близких, которые никак не хотели слиться с пролетарской идеологией. (За сложную умственную ра-


боту классификации не упрекнём начальство в невольной иногда путанице: вот с Карабаса выслали две телеги — религиозных жен- щин на детгородок ухаживать за лагерными детьми, а блатнячек и сифилитичек — на Конспай, штрафной участок Долинки. Но пе- репутали, кому на какую телегу класть вещи, и поехали блатные сифилитички ухаживать за детьми, а «монашки» на штрафной. Уж потом спохватились, да так и оставили.)

Бывали тут и истории дамские. О них нельзя судить достаточ- но обстоятельно и строго, потому что всегда остаётся неизвест- ный нам интимный элемент. Однако вот история Ирины Нагель в её изложении. В совхозе Ухта она работала машинисткой адм- части, то есть очень благоустроенным придурком. Представитель- ная, плотная, большие косы свои она заплетала вокруг головы и, отчасти для удобства, ходила в шароварах и курточке вроде лыж- ной. Кто знает лагерь, понимает, что´ это была за приманка. Опе- ративник младший лейтенант Сидоренко выразил желание узнать её тесней. Нагель ответила ему: «Да пусть меня лучше последний урка поцелует! Как вам не стыдно, у вас ребёнок плачет за сте- ной!» Отброшенный её толчком, опер вдруг изменил выражение и сказал: «Да неужели вы думаете — вы мне нравитесь? Я просто хотел вас проверить. Так вот, вы будете с нами сотрудничать». Она отказалась и была послана на штрафной лагпункт.

Вот впечатления Нагель от первого вечера: в женском бара- ке — блатнячки и «монашки». Пятеро девушек ходят, обёрнутые в простыни: играя в карты накануне, блатняки проиграли с них всё, велели снять и отдать. Вдруг вбегают другие блатные, рас- серженные. Они хватают одну свою девку, бросают её на пол, бьют скамейкой и топчут. Она кричит, потом уже и кричать не может. Все сидят, не только не вмешиваясь, но будто даже и не замечают. Позже приходит фельдшер: «Кто тебя бил?» — «С нар упала», — отвечает избитая. В этот же вечер проиграли в карты и саму Нагель, но выручил её сука Васька Кривой: он донёс на- чальнику, и тот забрал Нагель ночевать на вахту.

Если нет закона и правды в лагерях, то уж на штрафных и тем более не ищи. Блатные куролесят там как хотят, открыто хо- дят с ножами (Воркутинский «земляной» ОЛП, 1946), надзирате- ли прячутся от них за зоной, и это ещё когда Пятьдесят Восьмая составляет большинство.

Простому работяге из Пятьдесят Восьмой выжить на таком штрафном лагпункте почти невозможно.

Одно только перечисление штрафных зон когда-нибудь соста- вило бы историческое исследование.


 

 

Г л а в а 1 6

 

СОЦИАЛЬНОrБЛИЗКИЕ

 

Присоединись и моё слабое перо к воспеванию этого племени! Их воспевали как пиратов, как флибустьеров, как бродяг, как беглых каторжников. Их воспевали как благородных разбойников — от Робина Гуда и до опереточных, уверяли, что у них чуткое серд- це, они грабят богатых и делятся с бедными. Да не вся ли миро- вая литература воспевала блатных? И Пушкин-то в цыганах по- хваливал блатное начало. Но никогда не воспевали их так широ- ко, так дружно, так последовательно, как в советской литературе. Всё это сложилось не сразу, а исторически, как любят у нас говорить. В старой России существовал (а на Западе и существу- ет) неверный взгляд на воров как на неисправимых, как на по- стоянных преступников («костяк преступности»). Оттого на эта- пах и в тюрьмах от них обороняли политических. Оттого адми- нистрация ломала их вольности и верховенство в арестантском мире, решительно становилась на сторону прочих каторжан. В старой России к рецидивистам-уголовникам была одна форму- ла: «Согните им голову под железное ярмо закона!» Так к 1917 году воры не хозяйничали ни в стране, ни в русских тюрьмах. Но оковы пали, воссияла свобода. Сразу после Февральской революции уголовники привольно хлынули на свободу и переме- шались со свободными гражданами. Очень полезным и забавным находили, что они — враги частной собственности, а значит, си- ла революционная. Социально рассуждая: ведь во всём виновата среда? Так перевоспитаем этих здоровых люмпенов и включим в

строй сознательной жизни!

Теперь же можно оглянуться и усумниться: кто ж кого пере- воспитал: чекисты ли — урок? или урки — чекистов? Урка, при- нявший чекистскую веру, — это уже сука, урки его режут. Чекист же, усвоивший психологию урки, — это напористый следователь 30—40-х годов или волевой лагерный начальник, они в чести, они продвигаются по службе.

Сколько нам в уши насюсюкали о «своеобразном кодексе» блатных, об их «честном» слове. Почитаешь — и Дон-Кихоты, и патриоты! А встретишься с этим мурлом в камере или в воронке… Эй, довольно лгать, продажные перья! Урки — не Робины Гуды! Когда нужно воровать у доходяг — они воруют у доходяг.


Когда нужно с замерзающего снять последние портянки — они не брезгуют и ими. Их великий лозунг — «умри ты сегодня, а я завтра!».

Но может, правда они патриоты? Почему они не воруют у го- сударства? Почему они не грабят особых дач? Почему не останав- ливают длинных чёрных автомобилей? Потому что реалист Ста- лин давно понял, что всё это жужжанье одно — перевоспитание урок. И перекинул их энергию, натравил на граждан собственной страны.

Вот каковы были законы тридцать лет (до 1947): должност- ная, государственная, казённая кража? ящик со склада? три кар- тофелины из колхоза? 10 лет! (А с 47-го и 20!) Вольная кража? Обчистили квартиру, на грузовике увезли всё, что семья нажила за жизнь? Если при этом не было убийства, то до одного года, иногда — 6 месяцев...

Своими законами сталинская власть ясно сказала уркам: во- руй не у меня! воруй у частных лиц! Ведь частная собствен- ность — отрыжка прошлого. И урки — поняли.

Двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые годы! Кто не помнит этой вечно висящей над гражданином угрозы: не иди в темноте! не возвращайся поздно! не носи часов! не имей при се- бе денег! не оставляй квартиру без людей! Замки! Ставни! Собаки! Наконец, обязательно будет сокращение сроков и конечно именно для уголовников. Эй, поберегись, свидетель на суде! — они скоро все вернутся, и нож в бок тому, кто свидетельствовал! Оттого, если видишь, что залезают в окно, вырезают карман, вспарывают чемодан твоего соседа, — зажмурься! иди мимо! ты

ничего не видел!

Так воспитали нас и воры, и — законы!

 

* * *

И всегда на всё есть освящающая высокая теория. Это всё вы- текает из Единственно-Верного учения, объясняющего всю пере- ливчатую жизнь человечества — классовой борьбою, и ею одною. Вот как это обосновывается. Профессиональные преступники никак не могут быть приравнены к элементам капиталистическим (то есть инженерам, студентам, агрономам и монашкам): вторые устойчиво враждебны диктатуре пролетариата, первые — лишь политически неустойчивы. (Профессиональный убийца лишь по- литически неустойчив!) Люмпен — не собственник, и поэтому не может он сойтись с классово-враждебными элементами, а охотнее


сойдётся с пролетариатом (ждите!). Поэтому-то по официальной терминологии ГУЛАГа и названы они «социально-близкими». (С кем породнишься...)

Когда же эта теория опускалась на лагерную землю, выходи- ло вот что: самым заядлым матёрым блатнякам передавалась без- отчётная власть на островах Архипелага, на лагучастках и лаг- пунктах, — власть над населением своей страны, над крестьяна- ми, мещанами и интеллигенцией, власть, которой они не имели никогда в истории, никогда ни в одном государстве, о которой на воле они и помыслить не могли, — а теперь отдавали им всех прочих людей как рабов. Какой же бандит откажется от такой власти? центровые воры, верховые уркачи полностью владели лаг- участками, они жили в отдельных «кабинках» или палатках со своими временными жёнами. У них были шестёрки — лакеи из ра- ботяг, выносившие за ними горшки. Им отдельно готовили из того немногого мяса и доброго жира, который отпускался на об- щий котёл. Уркачи рангом поменьше состояли нарядчиками, пом- побытами, комендантами, утром они становились по двое с дры- нами у выхода из двухсотместной палатки и командовали: «Вы´ - ходи без последнего!» Шпана помельче использовалась для битья отказчиков — то есть тех, кто не имел сил тащиться на работу. Но и там, где воров не ставили властью, им всё по той же классовой теории поблажали довольно. Если блатари выходили за зону — это была наибольшая жертва, о которой можно было их просить. На производстве они могли сколько угодно лежать, ку- рить, рассказывать свои блатные сказки (о победах, о побегах, о геройстве) и греться летом на солнышке, а зимою у костра. Их костров конвой никогда не трогал, костры Пятьдесят Восьмой раз- брасывал и затаптывал. А кубики (леса, земли, угля) потом при- писывались им от Пятьдесят же Восьмой. Так легки пути блатных

в лагере.

Мне возразят, что только суки идут занимать должности, а

«честные воры» хранят воровской закон. А я сколько ни смотрел на тех и других, не замечал, чтобы одно отребье было благород- нее другого. Воры (в Краслаге, 1941 год) топили литовцев в убор- ной за отказ отдать им посылку. Воры грабили осуждённых на смерть. Воры шутя убивают первого попавшегося однокамерника, чтобы только затеять новое следствие и суд, пересидеть зиму в тепле или уйти из тяжёлого лагеря, куда уже попали. Что ж го- ворить о такой мелочи, как раздеть-разуть кого-то на морозе? Что говорить об отнятых пайках?

Нет уж, ни от каменя плода, ни от вора добра.


 

* * *

Но довольно! Скажем и слово в защиту блатных. У них-то есть

«своеобразный кодекс» и своеобразное понятие о чести. Но не в том, что они патриоты, как хотелось бы нашим администраторам и литераторам, а в том, что они совершенно последовательные материалисты и последовательные пираты. И хотя за ними так ухаживала диктатура пролетариата — не уважали они её ни минуты.

Это племя, пришедшее на землю — ж и т ь! А так как вре- мени на тюрьму у них приходится почти столько же, сколько и на волю, то они и в тюрьме хотят срывать цветы жизни, и какое им дело — для чего эта тюрьма задумана и как страдают другие тут рядом. Они — непокорны, и вот пользуются плодами этой непо- корности, — и почему им заботиться о тех, кто гнёт голову и умирает рабом? Им нужно есть — и они отнимают всё, что ви- дят съедобное и вкусное. Им нужно пить — и они за водку про- дают конвою вещи, отобранные у соседей. Им нужно мягко спать — и при их мужественном виде считается у них вполне по- чётным возить с собой подушку и ватное одеяло или перину (тем более что там хорошо прячется нож). У них великолепно откорм- ленные мускулы, собираемые в шары. Бронзовую кожу свою они отдают под татуировку, и так постоянно удовлетворена их худо- жественная, эротическая и даже нравственная потребность: на грудях, на животах, на спинах друг у друга они разглядывают мо- гучих орлов, присевших на скалу или летящих в небе; балдоху (солнце) с лучами во все стороны; и вдруг около сердца — Лени- на, или Сталина, или даже обоих (но это стоит ровно столько, сколько и крестик на шее у блатного). И даже скромную некруп- ную мораль на руке, всадившей уже десяток ножей под рёбра:

«Помни слова матери!» Или: «Я помню ласки, я помню мать». (У блатных — культ матери, но формальный, без выполнения её заветов. Среди них популярно есенинское «Письмо матери» и во- след весь Есенин, что попроще. Некоторые стихи его, это «Пись- мо», «Вечер чёрные брови насопил», они поют.)

Но! — и в этом они гораздо принципиальнее Пятьдесят Вось- мой! — никакой Женька-Жоголь или Васька-Кишкеня´ с завёрну- тыми голенищами, однощёкою гримасою уважительно выговари- вающий священное слово «вор», — никогда не поможет укреплять тюрьму: врывать столбы, натягивать колючку, вскапывать пред- зонник, ремонтировать вахту, чинить освещение зоны. В этом —


честь блатаря. Тюрьма создана против его свободы — и он не мо- жет работать на тюрьму! (Впрочем, он не рискует за этот отказ получить 58-ю, а бедному врагу народа сразу бы припаяли контрреволюционный саботаж. По безнаказанности блатные и смелы, а кого медведь драл, тот и пня боится.)

Увидеть блатаря с газетой — совершенно невозможно, блат- ными твёрдо установлено, что политика — щебет, не относящий- ся к подлинной жизни. Книг блатные тоже не читают, очень ред- ко. Но они любят литературу устную, и тот рассказчик, который после отбоя им бесконечно тискает ро ´ маны, всегда будет сыт от их добычи и в почёте, как все сказочники и певцы у примитив- ных народов. Ро´маны эти — фантастическое и довольно одно- образное смешение дешёвой бульварщины из великосветской (обязательно великосветской) жизни, где мелькают титулы викон- тов, графов, маркизов, — с собственными блатными легендами, самовозвеличением, блатным жаргоном и блатными представле- ниями о роскошной жизни, которой герой всегда в конце доби- вается: графиня ложится в его «койку», курит он только «Казбек», имеет «луковицу» (часы), а его «прохоря´» (ботинки) начищены до блеска.

Их коммуна, а точней — их мир, есть отдельный мир в на- шем мире, и суровые законы, которые столетиями там существу- ют для крепости того мира, никак не зависят от нашего «фраер- ского» законодательства и даже от съездов Партии. У них свои за- коны старшинства, по которым их паханы не избираются вовсе, но, входя в камеру или в зону, уже несут на себе державную ко- рону и сразу признаны за главного. Эти паханы бывают и с силь- ным интеллектом, всегда же с ясным пониманием блатняцкого мировоззрения и с довольным количеством убийств и грабежей за спиной. У блатных свои суды («прави´лки»), основанные на ко- дексе воровской «чести» и традиции. Приговоры судов беспощад- ны и проводятся неотклонимо, даже если осуждённый недоступен и совсем в другой зоне. (Виды казни необычны: могут по очере- ди все прыгать с верхних нар на лежащего на полу и так разбить ему грудную клетку.)

И что значит само их слово «фраерский»? Фраерский зна- чит — общечеловеческий, такой, как у всех нормальных лю- дей. Именно этот общечеловеческий мир, наш мир, с его мо- ралью, привычками жизни и взаимным обращением, наиболее ненавистен блатным, наиболее высмеивается ими, наиболее противопоставляется своему антисоциальному антиобщественно- му кублу.


 

 

————————

 

Нет, не «перевоспитание» стало ломать хребет блатному ми- ру («перевоспитание» только помогало им поскорей вернуться к новым грабежам), а когда в 50-х годах, махнув рукой на классо- вую теорию и социальную близость, Сталин велел совать блатных в изоляторы, в одиночные отсидочные камеры и даже строить для них новые тюрьмы (крытки — назвали их воры).

В этих крытках воры быстро никли, хирели и доходили. По- тому что паразит не может жить в одиночестве. Он должен жить на ком-нибудь, обвиваясь.


 

 

Г л а в а 1 7

 

МАЛОЛЕТКИ

 

Много оскалов у Архипелага, много харь. Ни с какой стороны, подъезжая к нему, не залюбуешься. Но может быть, мерзее всего он с той пасти, с которой заглатывает малолеток.

Малолетки — это совсем не те беспризорники в серых лох- мотьях, снующие, ворующие и греющиеся у котлов, без которых представить себе нельзя городскую жизнь 20-х годов. В колонии несовершеннолетних преступников, в труддома — беспризорни- ков брали с улиц, не от семей. Их осиротила Гражданская война, голод её, неустройство, расстрелы родителей, гибель их на фрон- тах, и тогда юстиция действительно пыталась вернуть этих детей в общую жизнь, оторвав от воровского уличного обучения. В трудкоммунах начато было обучение фабрично-заводское, по условиям тех безработных лет это было льготное устройство, и многие парни учились охотно. Может быть, на этом пути дело бы и наладилось.

А откуда взялись юные преступники? От статьи 12 Уголовно- го кодекса 1926 года, разрешавшей за кражу, насилие, увечья и убийства судить детей с 12-летнего возраста, но судить умеренно, не «на всю катушку», как взрослых. Это уже была первая лазей- ка на Архипелаг для будущих малолеток — но ещё не ворота.

А в 1935 году на податливой глине Истории ещё раз вмял и отпечатал свой палец Великий Злодей. Среди таких своих деяний, как разгром Ленинграда и разгром собственной партии, он не упустил вспомнить о детях — о детях, которых он так любил, луч- шим Другом которых был и потому с ними фотографировался. Не видя, как иначе обуздать этих злокозненных озорников, всё наг- лей нарушающих социалистическую законность, испомыслил он за благо: этих детей с двенадцатилетнего возраста (уже и его лю- бимая дочь подходила к тому рубежу, и он осязаемо мог видеть этот возраст) судить на всю катушку Кодекса! То есть «с приме- нением всех мер наказания». (То есть и расстрела тоже.)

А тут небольшая помеха: началась Отечественная война. Но Закон есть Закон! И 7 июля 1941 года — через четыре дня по- сле панической речи Сталина, в дни, когда немецкие танки рва- лись к Ленинграду, Смоленску и Киеву, — состоялся ещё один Указ Президиума Верховного Совета — что неправильно приме-


няется судами Указ 1935 года: детишек-то судят только тогда, ко- гда они совершили преступление умышленно. Но ведь это же не- допустимая мягкотелость! И вот в огне войны указывает Прези- диум: судить детей с применением всех мер наказания (то есть

«на всю катушку») также и в тех случаях, когда они совершат пре- ступления не умышленно, а по неосторожности!

Вот это так! Может быть, и во всей мировой истории никто ещё не приблизился к такому коренному решению детского вопроса! С 12 лет, за неосторожность — и вплоть до расстрела! Вот только когда были закрыты все норы для жадных мышей!

Вот только когда были обережены колхозные колоски! Теперь-то должна была пополняться и пополняться житница, расцветать жизнь, а порочные от рождения дети становиться на долгую стезю исправления.

И не дрогнул никто из партийных прокуроров, имевших та- ких же детей своих! — они незатруднённо ставили визы на арест. И не дрогнул никто из партийных судей! — они со светлыми оча- ми приговаривали детишек к трём, пяти, восьми и десяти годам общих лагерей!

И за стрижку колосьев этим крохам не давали меньше 8 лет!

И за карман картошки — один карман картошки в детских брючках! — тоже 8!

Огурцы не так ценились. За десяток огурцов с колхозного ого- рода Саша Блохин получил 5 лет.

А голодная 14-летняя девочка Лида в Чингирлауском райцен- тре Кустанайской области пошла вдоль улицы собирать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося с грузовика (и всё равно обречённого пропасть). Так её осудили только на 3 года по тому смягчающему обстоятельству, что она расхищала социа- листическую собственность не прямо с поля и не из амбара.

И вот когда двенадцатилетние переступали пороги тюремных взрослых камер, уравненные со взрослыми как полноправные граждане, уравненные в дичайших сроках, почти равных их всей несознательной жизни, уравненные в хлебной пайке, в миске ба- ланды, в месте на нарах, вот тогда сам ГУЛАГ родил звонкое на- хальное слово: малолетка! И с гордым и горьким выражением сами о себе стали повторять его эти горькие граждане — ещё не граждане страны, но уже граждане Архипелага.

Так рано и так странно началось их совершеннолетие — с пе- реступа через тюремный порог.

На двенадцати- и четырнадцатилетние головки обрушился уклад, которого не выдерживали устоявшиеся мужественные люди.


Но молодые по законам молодой жизни не должны были этим укладом расплющиться, а — врасти и приспособиться. Как в ран- нем возрасте без затруднения усваиваются новые языки, новые обычаи — так малолетки с ходу переняли и язык Архипелага, — а это язык блатных, и философию Архипелага,— а чья ж это философия?

Они взяли для себя из этой жизни всю самую бесчеловечную суть, весь ядовитый гниющий сок — и так привычно, будто жид- кость эту, эту, а не молоко, сосали они ещё младенцами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2481 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.