Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Елизавета Евгеньевна Аничкова 4 страница




Конечно же нет! В 1921 они уже были на полном ходу, кон- центрационные (они даже оканчивались уже). Гораздо вернее будет сказать, что Архипелаг родился под выстрелы «Авроры».

А как же могло быть иначе? Рассудим.

Медлить с тюрьмой, старой ли, новой, было никак нельзя. Уже в первые месяцы после Октябрьской революции Ленин нащу- пывал новые пути. В декабре 1917 он предположительно выдви- гает набор наказаний такой: «конфискацию всего имущества... за- ключение в тюрьму, отправку на фронт и принудительные рабо- ты всем ослушникам настоящего закона»*. Стало быть, мы можем отметить, что ведущая идея Архипелага — принудительные рабо- ты, была выдвинута в первый же послеоктябрьский месяц. Но за- конодательно это было объявлено — в 1918 году, во «Временной инструкции о лишении свободы»: «Лишённые свободы и трудо- способные обязательно привлекаются к физическому труду».

Можно сказать, что от этой вот Инструкции 23 июля 1918 (че- рез девять месяцев после Октябрьской революции) и пошли лаге- ря, и родился Архипелаг. (Кто упрекнёт, что роды были прежде- временны?)

В августе 1918 года, за несколько дней до покушения на не- го Ф. Каплан, Владимир Ильич в телеграмме Пензенскому губис- полкому написал: «сомнительных (не «виновных», но сомнитель- ных. — А. С.) запереть в концентрационный лагерь вне города». А кроме того: «...провести беспощадный массовый террор...» (это ещё не было декрета о терроре) **.

А 5 сентября 1918, дней через десять после этой телеграммы,

 

* Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 35. — С. 176.

** Там же. — Т. 50. — С. 143, 144.


 

 

186 Часть третья — ИСТРЕБИТЕЛЬНОrТРУДОВЫЕ

 

был издан Декрет СНК о Красном Терроре, в нём, в частности, говорилось: «обеспечить Советскую Республику от классовых вра- гов путём изолирования их в концентрационных лагерях» *.

Так вот г д е — в письме Ленина, а затем в декрете Совнар- кома — был найден и тотчас подхвачен и утверждён этот тер- мин — «концентрационные лагеря», — один из главных терми- нов Двадцатого века, которому предстояло широкое международ- ное будущее! И вот к о г д а — в августе и сентябре 1918 года. Само-то слово уже употреблялось в Первую Мировую войну, но по отношению к военнопленным, к нежелательным иностранцам. Здесь оно впервые применено к гражданам собственной страны. Перенос значения понятен: концентрационный лагерь для плен- ных не есть тюрьма, а необходимое предупредительное сосредо- точение их. Так и для сомнительных соотечественников предла- гались теперь внесудебные предупредительные сосредоточения. Концлагеря содержались в прямом ведении ЧК для особо-враждеб- ных элементов и для заложников. За побег из концлагеря срок увеличивался (тоже без суда) в десять раз! (Это ведь звучало тог- да: «десять за одного!», «сто за одного!».) За второй же побег из концлагеря полагался расстрел (и конечно, применялся аккуратно). Излюбили тогда власти устраивать концлагеря в бывших мо- настырях: крепкие замкнутые стены, добротные здания и — пус- туют (ведь монахи — не люди, их всё равно вышвыривать). Так, в Москве концлагеря были в Андрониковом монастыре, Новоспас- ском, Ивановском. В петроградской «Красной газете» от 6 сентяб- ря 1918 читаем, что первый концентрационный лагерь «будет устроен в Нижнем Новгороде, в пустующем женском монастыре... В первое время предположено отправить в Нижний Новгород в концентрационный лагерь 5 тысяч человек» (курсив мой. —

А. С.). В Рязани концлагерь учредили тоже в бывшем женском монастыре (Казанском).

Да над будущей карательной системой не мог не задумывать- ся Владимир Ильич, ещё мирно сидя с другом Зиновьевым среди пахучих разливских сенокосов, под жужжание шмелей. Ещё тогда он подсчитал и успокоил нас, что «подавление меньшинства экс- плуататоров большинством вчерашних наёмных рабов дело на- столько, сравнительно, лёгкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови... обойдётся человечеству

 

* Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского прави- тельства, издаваемое Народным Комиссариатом Юстиции. 1918: Отд. 1.

№ 65. Ст. 710: О Красном терроре.


гораздо дешевле», чем предыдущее подавление большинства меньшинством*.

(И во сколько же обошлось нам это «сравнительно лёгкое» внутреннее подавление от начала Октябрьской революции? Уже сейчас появилось несколько исследований с использованием ута- ённой и раздёрганной советской статистики, — но страшные тьмы погубленных наплывают и оттуда**.)

Вся эта лагерная заря достойна того, чтобы лучше вглядеться в её переливы.

 

 

* Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 33. — С. 90.

** В капитальном 7-томном своде документов «История сталинского ГУЛАГа», выпущенном в свет Государственным архивом Российской Феде- рации, содержатся материалы, показывающие, что, по официальным дан- ным, в 1930 —1952 гг. было расстреляно около 800 тыс. человек; через ла- геря, колонии и тюрьмы за этот период прошли около 20 млн человек; не менее 6 млн составляли спецпоселенцы («кулаки», депортированные народы и т. д.). В год смерти Сталина (1953) общая численность заклю- чённых в лагерях составляла 2 481 247 человек, а численность спец- поселенцев, ссыльно-поселенцев, ссыльных и высланных, находящихся в спецпосёлках и под надзором органов МВД, — 2 826 419 человек. (Исто- рия сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: собрание документов: В 7 т. Т. 4. «Население Гулага: численность и со- держание», с. 135; Т. 5. «Спецпереселенцы в СССР», с. 172. М.: РОССПЭН, 2004—2005.)

Разумеется, в годы, когда Солженицын работал над «Архипелагом ГУЛАГом», никакие официальные цифры не были доступны. Более того,

«и замысел свой, и письма, и материалы — пишет он в «Послесловии», — я должен был таить, дробить и сделать всё в глубокой тайне». Однако ос- новная оценка общей численности Архипелага была, как показывают вышеприведенные цифры, угадана им верно: население, находившееся в СССР в тот или иной год в условиях неволи одновременно, было сопоста- вимо с населением таких европейских стран, как Швеция или Греция (см. Часть вторая, гл. 4). — Примеч. ред.


 

 

Г л а в а 2

 

АРХИПЕЛАГ ВОЗНИКАЕТ ИЗ МОРЯ

 

На Белом море, где ночи полгода белые, Большой Соловецкий ос- тров поднимает из воды белые церкви в обводе валунных крем- лёвских стен, ржаво-красных от прижившихся лишайников, — и серо-белые соловецкие чайки постоянно носятся над Кремлём и клекочат.

«В этой светлости как бы нет греха... Эта природа как бы ещё не доразвилась до греха» — так ощутил Соловецкие острова Пришвин.

Без нас поднялись эти острова из моря, без нас налились дву- мястами рыбными озёрами, без нас заселились глухарями, зайца- ми, оленями, а лисиц, волков и другого хищного зверя не было тут никогда.

Приходили ледники и уходили, гранитные валуны натеснялись вкруг озёр; озёра замерзали соловецкою зимнею ночью, ревело море от ветра и покрывалось ледяною шугой, а где схватывалось; полыхали полярные сияния в полнеба; и снова светлело, и снова теплело, и подрастали и толщали ели, квохтали и кликали птицы, трубили молодые олени — кружилась планета со всей мировой историей, царства падали и возникали — а здесь всё не было хищных зверей и не было человека.

Иногда тут высаживались новгородцы и зачли острова в Обо- нежскую пятину. Живали тут и карелы. Через полста лет после Куликовской битвы и за полтысячи лет до ГПУ пересекли перла- мутровое море в лодчонке монахи Савватий и Зосима и этот ост- ров без хищного зверя сочли святым. С них и пошёл Соловецкий монастырь. С тех пор поднялись тут Успенский и Преображенский соборы, церковь Вознесения Господня на Секирной горе, и ещё два десятка церквей, и ещё два десятка часовен, скит Голгофский, скит Троицкий, скит Савватиевский, скит Муксалмский, и одино- кие укрывища отшельников и схимников по дальним местам. Здесь приложен был труд многий — сперва самих монахов, по- том и монастырских крестьян. Соединились десятками каналов озёра. В деревянных трубах пошла озёрная вода в монастырь. А самое удивительное — легла (XIX век) дамба на Муксалму из неподымных валунов, как-то уложенных по отмелям. На Большой и Малой Муксалме стали пастись тучные стада, монахи любили


ухаживать за животными, ручными и дикими. Соловецкая земля оказалась не только святой, но и богатой, способной кормить тут многие тысячи*. Огороды растили плотную белую сладкую капус- ту (кочерыжки — «соловецкие яблоки»). Все овощи были свои, да все сортные, и свои цветочные оранжереи, даже розы. А то вы- зревали и бахчи. Развились рыбные промыслы — морская ловля и рыбоводство в отгороженных от моря «митрополичьих садках». С веками и с десятилетиями свои появились мельницы для свое- го зерна, свои лесопильни, своя посуда из своих гончарных мас- терских, своя литейка, своя кузница, своя переплётная, своя ко- жевенная выделка, своя каретная и даже электростанция своя. И сложный фасонный кирпич, и морские судёнышки для себя — всё делали сами.

Однако никакое народное развитие ещё никогда не шло, не идёт — и будет ли когда-либо идти? — без сопутствования мыслью военной и мыслью тюремной.

Мысль военная. Нельзя же каким-то безрассудным монахам просто жить на просто острове. Остров — на границе Великой Империи, и стало быть, надо воевать ему со шведами, с датчана- ми, с англичанами, и стало быть, надо строить крепость со сте- нами восьмиметровой толщины, и воздвигнуть восемь башен, и бойницы проделать узкие, а с колокольни соборной обеспечить наблюдательный обзор (фото 1). (И пришлось-таки монастырю стоять против англичан в 1808 и в 1854, и выстоять.)

Мысль тюремная. Как же это славно — на отдельном остро- ве да стоят добрые каменные стены. Есть куда посадить важных преступников, и охрану с кого спросить есть. Душу спасать мы им не мешаем, а узников нам постереги. (Сколько вер разбило в человечестве это тюремное совместительство иных христианских монастырей.)

И думал ли о том Савватий, высаживаясь на святом острове?..

 

* * *

Пусть читатель вообразит себя человеком чеховской и после- чеховской России, человеком Серебряного Века нашей культуры, как назвали 1910-е годы, там воспитанным, ну пусть потрясён- ным Гражданской войной, — но всё-таки привыкшим к приня- тым у людей пище, одежде, взаимному словесному обращению, —

 

* Специалисты истории техники говорят, что Филипп Колычев (возвысив- ший голос против Грозного) внедрил в XVI веке технику в сельское хо- зяйство Соловков так, что и через три века не стыдно было бы повсюду.


и вот тогда да вступит он в ворота Соловков — в Кемперпункт. Это — пересылка в Кеми, унылый, без деревца, без кустика, По- пов остров, соединённый дамбой с материком. Первое, что всту- пивший видит в этом голом, грязном загоне — карантинную ро- ту (заключённых тогда сводили в «роты», ещё не была открыта

«бригада»), одетую... в мешки! — в обыкновенные мешки: ноги выходят вниз как из-под юбки, а для головы и рук делаются дыр- ки (ведь и придумать нельзя, но чего не одолеет русская смекал- ка!). Этого-то мешка новичок избежит, пока у него есть своя одежда, но, ещё и мешков как следует не рассмотрев, он увидит легендарного ротмистра Курилку.

Курилко выходит к этапной колонне тоже в длинной чекист- ской шинели с устрашающими чёрными обшлагами, которые ди- ко выглядят на старом русском солдатском сукне — как предве- щение смерти. Он вскакивает на бочку или другую подходящую подмость и обращается к прибывшим с неожиданной пронзитель- ной яростью: «Э-э-эй! Внима-ни-е! Здесь республика не со-вец-ка-я, а соловец-ка-я! Усвойте! — нога прокурора ещё не ступала на со- ловецкую землю! — и не ступит! Порядочек будет у нас такой: скажу «встать» — встанешь, скажу «лечь» — ляжешь! Письма писать домой так: жив, здоров, всем доволен! точка!..»

Онемев от изумления, слушают именитые дворяне, столичные интеллигенты, священники, муллы да тёмные среднеазиаты — че- го не слыхано и не видано, не читано никогда. А Курилко, не прогремевший в Гражданской войне, но сейчас, вот этим истори- ческим приёмом вписывая своё имя в летопись всей России, ещё взводится, ещё взводится и, любуясь собой и заливаясь, — начи- нает учение:

— Здравствуй, первая карантинная рота!.. — (Должны отры- висто крикнуть: «Здра!») — Плохо, ещё раз! Здравствуй, первая карантинная рота!.. Плохо!.. Вы должны крикнуть «здра!» — чтоб на Соловках, за проливом было слышно! Двести человек крик- нут — стены падать должны!! Снова! Здравствуй, первая каран- тинная рота!

Проследя, чтобы все кричали и уже падали от крикового из- неможения, Курилко начинает следующее учение — бег каран- тинной роты вокруг столба:

— Ножки выше!.. Ножки выше!

Это и самому нелегко, он и сам уже — как трагический ар- тист к пятому акту перед последним убийством. И уже падающим и упавшим, разостланным по земле, он последним хрипом полу- часового учения, исповедью сути соловецкой обещает:


— Сопли у мертвецов сосать заставлю!

И это — только первая тренировка, чтобы сломить волю при- бывших.

Мы же не забыли, что наш новичок — воспитанник Серебря- ного Века? Он ничего ещё не знает ни о Второй Мировой войне, ни о Бухенвальде. Он видит: отделённые выгоняют своих рабочих длинными палками, дрынами (и даже глагол уже всем понятный: дрыновать). Он видит: сани и телегу тянут не лошади, а люди (по нескольку в одной) — и тоже есть слово вридло (временно исполняющий должность лошади).

А от других соловчан он узнаёт и пострашней, чем видят его глаза. Произносят ему гибельное слово — Секирка. Это значит — Секирная гора (фото 2). В двухэтажном соборе там устроены кар- церы. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жер- ди толщиною в руку, и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. Высота жерди такова, что ногами до зем- ли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант — как бы удержаться. Если же свалит- ся — надзиратели подскакивают и бьют его. Либо: выводят нару- жу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, мона- хи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести — и вдольно сталкивают (ступеньки на- столько круты, что бревно с человеком на них не задерживается, и на двух маленьких площадках тоже).

Ну да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на реб- ристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом — «на пень- ки», это значит — голого под комаров. Ещё — целые роты в снег кладут за провинность. Ещё — в приозёрную топь загоняют че- ловека по горло и держат так. И вот ещё способ: запрягают ло- шадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновно- го, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся.

«Разойдись! Разойдись!» — кричат среди бела дня на крем- лёвском дворе, густом, как Невский, — трое молодых людей, хлыщеватых, с лицами наркоманов (передний не дрыном, но сте- ком разгоняет толпу заключённых), быстро под руки волокут опавшего, с обмякшими ногами и руками человека в одном белье — страшно увидеть его стекающее как жидкость лицо! — волокут под колокольню, вон туда под арку, в ту низенькую дверь, она — в основании колокольни (фото 3, 4). В эту малень- кую дверь его втискивают и в затылок стреляют — там дальше


крутые ступеньки вниз, он свалится, и даже можно семь-восемь человек набить, а потом присылают вытянуть трупы и наряжа- ют женщин (матерей и жён ушедших в Константинополь; верую- щих, не уступивших веры и не давших оторвать от неё детей) — помыть ступени.

Что ж, нельзя было ночью, тихо? А зачем же тихо? — тогда и пуля пропадает зря. В дневной густоте пуля имеет воспитатель- ное значение. Она сражает как бы десяток зараз.

Расстреливали и иначе — прямо на Онуфриевском кладбище, за женбараком (бывшим странноприимным домом для богомо- лок) — и та дорога мимо женбарака так и называлась расстрель- ной. Можно было видеть, как зимою по снегу там ведут челове- ка босиком в одном белье (это не для пытки! это чтоб не пропа- ла обувь и обмундирование) с руками, связанными проволокою за спиной, — а осуждённый гордо, прямо держится и одними гу- бами, без помощи рук, курит последнюю в жизни папиросу. (По этой манере узнают офицера. Тут ведь люди, прошедшие семь лет фронтов.)

Фантастический мир! Это сходится так иногда. Многое в ис- тории повторяется, но бывают совсем неповторимые сочетания, короткие по времени и по месту. Таков наш НЭП. Таковы и ран- ние Соловки.

Кроме духовенства, никому не разрешалось ходить в монас- тырскую последнюю церковь — Осоргин, пользуясь тем, что ра- ботал в санчасти, тайком пошёл на пасхальную заутреню. С пят- нистым тифом отвезенному на Анзер епископу Петру Воронеж- скому отвёз мантию и Святые Дары. По доносу посажен в карцер и приговорён к расстрелу. И в этот самый день сошла на соло- вецкую пристань его молодая (он и сам моложе сорока) жена! И Осоргин просит тюремщиков: не омрачать жене свидания. Он обещает, что не даст ей задержаться долее трёх дней, и как толь- ко она уедет — пусть его расстреляют. И вот что значит это са- мообладание, которое за анафемой аристократии забыли мы, ску- лящие от каждой мелкой беды и каждой мелкой боли: три дня непрерывно с женой — и не дать ей догадаться! Ни в одной фра- зе не намекнуть! не дать тону упасть! не дать омрачиться глазам! Лишь один раз (жена жива и вспоминает теперь), когда гуляли вдоль Святого озера, она обернулась и увидела, как муж взялся за голову с мукой. — «Что с тобой?» — «Ничего», — прояснился он тут же. Она могла ещё остаться — он упросил её уехать. Чер- та времени: убедил её взять тёплые вещи, он на следующую зи- му получит в санчасти — ведь это драгоценность была, он отдал


их семье. Когда пароход отходил от пристани — Осоргин опустил голову. Через десять минут он уже раздевался к расстрелу.

Но ведь кто-то же и подарил им эти три дня. Эти три осор- гинских дня, как и другие случаи, показывают, насколько соло- вецкий режим ещё не стянулся панцырем системы. Такое впечат- ление, что воздух Соловков странно смешивал в себе уже край- нюю жестокость с почти ещё добродушным непониманием: к че- му это всё идёт? какие соловецкие черты становятся зародышами великого Архипелага, а каким суждено на первом взросте и за- сохнуть? Всё-таки не было ещё у соловчан общего твёрдого тако- го убеждения, что вот зажжены печи полярного Освенцима и топ- ки его открыты для всех, привезенных однажды сюда. (А ведь было-то так!..)

 

* * *

Да где ж те Савватий с Зосимой и Германом? Да кто ж это придумал — жить под Полярным Кругом, где скот не водится, рыба не ловится, хлеб и овощи не растут?

О, мастера по разорению цветущей земли! Чтобы так быст- ро — за год, за два — привести образцовое монастырское хо- зяйство в полный и необратимый упадок! Как же это удалось? Грабили и вывозили? Или доконали всё на месте? И, тысячи имея незанятых рук, — ничего не уметь добыть из земли.

Только вольным — молоко, сметана, да свежее мясо, да от- менная капуста отца Мефодия. А заключённым — гнилая треска, солёная или сушёная; худая баланда с перловой или пшённой кру- пой без картошки, никогда ни щей, ни борщей. И вот — цинга… С дальних командировок возвращаются «этапы на карачках» (так и ползут от пристани на четырёх ногах).

Но как убежать с Соловков? Полгода море подо льдом — да не цельным, местами промоины, и крутят мятели, грызут моро- зы, висят туманы и тьма. А весной и бо´льшую часть лета — бе- лые ночи, далеко видно дежурным катерам. Только с удлинением ночей, поздним летом и осенью, наступает удобное время. Не в Кремле, конечно, а на командировках, кто имел и передвижение, и время, где-нибудь в лесу близ берега строили лодку или плот и отваливали ночью (а то и просто на бревне верхом) — наугад, больше всего надеясь встретить иностранный пароход. По суете охранников, по отплытию катеров о побеге узнавалось на остро- ве — и радостная тревога охватывала соловчан, будто они сами бежали. Шёпотом спрашивали: ещё не поймали? ещё не нашли?..


Должно быть, тонули многие, никуда не добравшись. Кто-то, мо- жет быть, достиг карельского берега — так тот скрывался глуше мёртвого.

А знаменитый побег в Англию произошёл из Кеми. Этот смельчак (его фамилия нам не известна, вот кругозор!) знал анг- лийский язык и скрывал это. Ему удалось попасть на погрузку ле- совоза в Кеми — и он объяснился с англичанами. Конвоиры об- наружили нехватку, задержали пароход почти на неделю, несколь- ко раз обыскивали его — а беглеца не нашли. (Оказывается: при всяком обыске, идущем с берега, его по другому борту спускали якорной цепью под воду с дыхательной трубкой в зубах.) Плати- лась огромная неустойка за задержку парохода — и решили на авось, что арестант утонул, отпустили пароход.

А ещё по морю бежала группа Бессонова, пять человек (Маль- сагов, Мальбродский, Сазонов, Приблудин).

И стали в Англии выходить книги, даже, кажется, не по од- ному изданию. (Юр. Дм. Бессонов. «Мои 26 тюрем и моё бегство с Соловков».)

Эта книга изумила Европу. И конечно, автора-беглеца упрек- нули в преувеличениях, да просто должны были друзья Нового Общества совсем не поверить этой клеветнической книге, потому что она противоречила уже известному: как описывала рай на Со- ловках немецкая коммунистическая газета «Роте Фане» и тем аль- бомам о Соловках, которые распространяли советские пол- предства в Европе: отличная бумага, достоверные снимки уютных келий.

Клевета-то клеветой, но досадный получился прорыв! И на остров сочтено было благом послать — нет, просить поехать! — как раз недавно вернувшегося в пролетарское отечество великого пролетарского писателя Максима Горького. Уж его-то свидетель- ство будет лучшим опровержением той гнусной зарубежной фальшивки!

Опережающий слух донёсся до Соловков — заколотились аре- стантские сердца, засуетились охранники. Надо знать заключён- ных, чтобы представить их ожидание! В гнездо бесправия, произ- вола и молчания прорывается сокол и буревестник! первый рус- ский писатель! вот он им пропишет! вот он им покажет! вот, ба- тюшка, защитит! Ожидали Горького почти как всеобщую амнистию.

Волновалось и начальство: как могло, прятало уродство и ло- щило показуху. Из Кремля на дальние командировки отправляли этапы, чтобы здесь оставалось поменьше; из санчасти списали


многих больных и навели чистоту. И натыкали «бульвар» из ёлок без корней (несколько дней они должны были не засохнуть) — к детколонии, открытой три месяца назад, гордости УСЛОНа, где все одеты, и нет социально-чуждых детей, и где, конечно, Горь- кому интересно будет посмотреть, как малолетних воспитывают и спасают для будущей жизни при социализме.

Недоглядели только в Кеми: на Поповом острове грузили

«Глеба Бокия» заключённые в белье и в мешках — и вдруг по- явилась свита Горького садиться на тот пароход. Изобретатели и мыслители! Вот вам достойная задача: голый остров, ни кустика, ни укрытия — и в трёхстах шагах показалась свита Горького, — ваше решение?! Куда девать этот срам, этих мужчин в мешках? Вся поездка Гуманиста потеряет смысл, если он сейчас увидит их. Ну, конечно, он постарается их не заметить, — но помогите же! Утопить их в море? — будут барахтаться... Закопать в землю? — не успеем... Нет, только достойный сын Архипелага может найти выход! Командует нарядчик: «Брось работу! Сдвинься! Ещё плот- ней! Сесть на землю! Та´к сидеть!» — и накинули поверху брезен- том. — «Кто пошевелится — убью!» И бывший грузчик взошёл по трапу, и ещё с парохода смотрел на пейзаж, ещё час до отплы- тия — не заметил...

Это было 20 июня 1929 года. Знаменитый писатель сошёл на пристань в Бухте Благоденствия. Рядом с ним была его невестка, вся в коже (чёрная кожаная фуражка, кожаная куртка, кожаные галифе и высокие узкие сапоги), — живой символ ОГПУ плечо о плечо с русской литературой.

В окружении комсостава ГПУ Горький прошёл быстрыми длинными шагами по коридорам нескольких общежитий. Все две- ри комнат были распахнуты, но он в них почти не заходил. В сан- части ему выстроили в две шеренги в свежих халатах врачей и сестёр, он и смотреть не стал, ушёл. Дальше чекисты УСЛОНа бес- страшно повезли его на Секирку. И что ж? — в карцерах не ока- залось людского переполнения и, главное, — жёрдочек никаких! На скамьях сидели воры (уже их много было на Соловках) и все... читали газеты! Никто из них не смел встать и пожаловаться, но придумали они: держать газеты вверх ногами. И Горький подо- шёл к одному и молча обернул газету как надо. Заметил! Дога- дался! Так не покинет! Защитит!

Поехали в детколонию. Как культурно! — каждый на отдель- ном топчане, на матрасе. Все жмутся, все довольны. И вдруг 14-летний мальчишка сказал: «Слушай, Горький! Всё, что ты ви- дишь, — это неправда. А хочешь правду знать? Рассказать?» Да,


кивнул писатель. Да, он хочет знать правду. (Ах, мальчишка, за- чем ты портишь только-только настроившееся благополучие лите- ратурного патриарха? Дворец в Москве, имение в Подмосковьи...) И велено было выйти всем, — и детям, и даже сопровождающим гепеушникам, — и мальчик полтора часа всё рассказывал долго- вязому старику. Горький вышел из барака, заливаясь слезами. Ему подали коляску ехать обедать на дачу к начальнику лагеря. А ре- бята хлынули в барак: «О комариках сказал?» — «Сказал!» —

«О жёрдочках сказал?» — «Сказал!» — «О вридлах сказал?» — «Ска- зал!» — «А как с лестницы спихивают?.. А про мешки?.. А ночёв- ки в снегу?..» Всё-всё-всё сказал правдолюбец мальчишка!!!

Но даже имени его мы не знаем.

22 июня, уже после разговора с мальчиком, Горький оставил такую запись в «Книге отзывов», специально сшитой для этого случая:

«Я не в состоянии выразить мои впечатления в нескольких словах. Не хочется да и стыдно было бы впасть в шаблонные по- хвалы изумительной энергии людей, которые, являясь зоркими и неутомимыми стражами революции, умеют, вместе с этим, быть замечательно смелыми творцами культуры»*.

23 -го Горький отплыл. Едва отошёл его пароход — мальчика расстреляли. (Сердцевед! знаток людей! — как мог он не забрать мальчика с собою?!)

Так утверждается в новом поколении вера в справедливость. Толкуют, что там, наверху, глава литературы отнекивался, не хотел публиковать похвал УСЛОНу. Но как же так, Алексей Мак- симович?.. Но перед буржуазной Европой! Но именно сейчас, именно в этот момент, такой опасный и сложный!.. А режим? —

мы сменим, мы сменим режим.

И напечаталось, и перепечаталось в большой вольной прессе, нашей и западной, от имени Сокола-Буревестника, что зря Солов- ками пугают, что живут здесь заключённые замечательно и ис- правляются замечательно.

И, в гроб сходя, благословил

Архипелаг...

 

 

* Соловецкие острова. — 1929. — № 1. — С. 3. (В собрании сочинений Горького этой записи нет.)


 

 

————————

 

А насчёт режима — это уж как обещано. Режим исправили — в 11-й карцерной роте теперь неделями стояли вплотную. На Со- ловки поехала следственно-карательная комиссия. Тут ещё неудав- шийся вздорный побег сошедшего с ума Кожевникова (бывшего министра Дальне-Восточной Республики) с Шипчинским — побег раздули в большой фантастический заговор белогвардейцев, буд- то бы собиравшихся захватить пароход и уплыть, — и стали хватать, и хотя никто в том заговоре не признался, но дело об- растало арестами.

И в ночь на 29 октября 1929 года, всех разогнав и заперев по помещениям, — Святые ворота, обычно запертые, открыли для краткости пути на кладбище. Водили партиями всю ночь. (И каж- дую партию сопровождала отчаянным воем где-то привязанная собака Блэк, подозревая, что именно в этой ведут её хозяина Гра- бовского. По вою собаки считали в ротах партии, выстрелы за сильным ветром были слышны хуже. Этот вой так подействовал на палачей, что на следующий день был застрелен и Блэк, и все собаки за Блэка.)

Расстреливали те три морфиниста-хлыща. Стреляли они пья- ные, неточно — и утром большая присыпанная яма ещё шевелилась.


 

 

Г л а в а 3

 

АРХИПЕЛАГ ДАЁТ МЕТАСТАЗЫ

 

Да не сам по себе развивался Архипелаг, а ухо в ухо со всей стра- ной. Пока в стране была безработица — не было и погони за рабочими руками заключённых, и аресты шли не как трудовая мобилизация, а как сметанье с дороги. Но когда задумано было огромной мешалкой перемешать все сто пятьдесят тогдашних миллионов, когда отвергнут был план сверхиндустриализации и вместо него погнали сверх-сверх-сверхиндустриализацию, когда уже задуманы были и раскулачивание, и обширные общественные работы первой пятилетки, — изменился и взгляд на Архипелаг, и всё в Архипелаге.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 268 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.