Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виктор Петрович Покровский 9 страница




Расстрел «не может считаться наказанием, это просто физи- ческое уничтожение врага рабочего класса» и «может быть при- менён в целях запугивания (террора) подобных преступников» (с. 40).

«Приговор приходится привести в исполнение почти немед- ленно, чтобы эффект репрессии был как можно сильнее» (с. 50). Можно бы ещё и ещё цитировать, но довольно! Дадим взгля-

ду углубиться в то прошлое и пройтись по тогдашней пылающей карте нашей страны. Каждое взятие города в ходе Гражданской войны отмечалось не только ружейными дымками во дворе ЧК, но и бессонными заседаниями Трибунала. И для того чтоб эту пу- лю получить, не надо было непременно быть белым офицером, сенатором, помещиком, монахом, кадетом или эсером. Лишь бе- лых, мягких, немозолистых рук в те годы было совершенно до- вольно для расстрельного приговора. Но можно догадаться, что в Ижевске или Воткинске, Ярославле или Муроме, Козлове или Там- бове мятежи недёшево обошлись и корявым рукам. Потому что нет числа крестьянским волнениям и восстаниям с 18-го по 21-й год, хоть никто не фотографировал и для кино не снимал эти воз-

 

* Данишевский К. Х. Революционные военные трибуналы. — М.: Издание Реввоентрибунала Республики, 1920. — C. 5, 8. (Под грифом: «Секретно».)


буждённые толпы с кольями, вилами и топорами, идущие на пулемёты, а потом со связанными руками — десять за одного! — в шеренги, построенные для расстрела. Сапожковское восстание так и помнят в одном Сапожке, пителинское — в одном Пители- не. За те же полтора года по 20 губерниям узнаём и число по- давленных восстаний — 344*. (А сколько ещё затягивало в те жернова совсем случайных, ну совсем случайных людей, уничто- жение которых составляет неизбежную половину сути всякой стреляющей революции?)

Вот попал к нам от доброхотов неуничтоженный экземпляр книги обвинительных речей неистового революционера, первого рабоче-крестьянского Главковерха, славного обвинителя величай- ших процессов, а потом разоблачённого лютого врага народа Н. В. Крыленко**.

Разумеется, предпочли бы мы увидеть стенограммы тех про- цессов, услышать загробно-драматические голоса тех первых под- судимых и тех первых адвокатов.

Однако, объясняет Крыленко, издать стенограммы «было неудобно по ряду технических соображений» (с. 4), удобно же — только его обвинительные речи да приговоры Трибуналов.

Мол, архивы Московского и Верховного Ревтрибуналов оказа- лись (к 1923 году) «далеко не в таком порядке», а «ряд крупней- ших процессов прошёл вовсе без стенограммы» (с. 4, 5).

«Трибунал — это не тот суд, в котором должны возродиться юридические тонкости и хитросплетение... Мы творим новое пра- во и новые этические нормы» (с. 22). «Каковы бы ни были инди- видуальные качества [подсудимого], к нему может быть приме- ним только один метод оценки: это — оценка с точки зрения классовой целесообразности» (с. 79).

В те годы многие вот так: жили-жили, вдруг узнали, что су- ществование их — нецелесообразно.

А «военный заговор» 1919 года «ликвидирован ВЧК в порядке внесудебной расправы» (с. 7), так вот тем и «доказано его нали- чие» (с. 44). (Там всего арестовано было больше 1000 человек — так неужто на всех суды заводить?)

Вот и рассказывай ладком да порядком о судебных процессах тех лет...

 

* Лацис М. И. Два года борьбы на внутреннем фронте. — C. 75.

** Крыленко Н. В. За пять лет. 1918 —1922 гг.: Обвинительные речи по наиболее крупным процессам, заслушанным в Московском и Верховном Революционных Трибуналах. — М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923.


Всё же полистаем книгу Крыленко.

 

Дело «Русских Ведомостей». Этот суд, из самых первых и ранних, — суд над с л о в о м. 24 марта 1918 года эта известная

«профессорская» газета напечатала статью Савинкова «С дороги». Охотнее схватили бы самого Савинкова, но дорога проклятая, где его искать? Так закрыли газету и приволокли на скамью подсу- димых престарелого редактора П. В. Егорова, предложили ему объяснить: как посмел? ведь 4 месяца уже Новой Эры, пора привыкнуть!

Егоров наивно оправдывается, что статья — «видного полити- ческого деятеля, мнения которого имеют общий интерес, незави- симо от того, разделяются ли редакцией». Далее, он не увидел клеветы в утверждении Савинкова: «не забудем, что Ленин, На- тансон и К° приехали в Россию через Берлин, то есть что немец- кие власти оказали им содействие при возвращении на роди- ну», — потому что на самом деле так и было, воюющая кайзе- ровская Германия помогла товарищу Ленину вернуться.

Восклицает Крыленко, что он и не будет вести обвинения по клевете (почему же?..), газету судят за попытку воздействия на умы!

Приговор: газету, издаваемую с 1864 года, перенесшую все не- мыслимые реакции, — ныне закрыть навсегда! (За одну статью и — навсегда! Вот так надо держаться у власти.) А редактору Его- рову... стыдно сказать... три месяца одиночки. (Не так стыдно, если подумать: ведь это только 18-й год! ведь если выживет старик — опять же посадят, и сколько раз ещё посадят!)

 

————————

 

Дело «церковников» (11—16 января 1920) займёт, по мне- нию Крыленки, «соответствующее место в анналах русской революции».

Вот основные подсудимые: А. Д. Самарин — известное в Рос- сии лицо, бывший обер-прокурор Синода, старатель освобождения Церкви от царской власти; Кузнецов, профессор церковного пра- ва Московского университета; известные московские протоиереи. А вот их вина: они создали «Московский Совет Объединённых Приходов», а тот создал добровольную охрану Патриарха (конеч- но, безоружную, из верующих 40—80 лет), учредив в его по- дворье постоянные дневные и ночные дежурства с такой задачей: при опасности Патриарху от властей — собирать народ набатом


и по телефону и всей толпой потом идти за Патриархом, куда его повезут, и просить Совнарком отпустить Патриарха!

Какая древнерусская, святорусская затея! — по набату собраться и валить толпой с челобитьем!..

Удивляется обвинитель: а какая опасность грозит Патриарху? зачем придумано его защищать?

Ну, в самом деле: все два года не молчал патриарх Тихон — слал послания народным комиссарам, и священству, и пастве; его послания, не взятые типографиями, печатались на машинках (вот где первый Самиздат!); обличал уничтожение невинных, разо- рение страны — и какое ж теперь беспокойство за жизнь Патриарха?

А вот вторая вина подсудимых. По всей стране идёт опись и реквизиция церковного имущества — Совет же приходов распро- странял воззвание к мирянам: сопротивляться и реквизициям, бья в набат. (Да ведь естественно! Да ведь и от татар защищали храмы так же!)

И третья вина: наглая непрерывная подача заявлений в Сов- нарком о глумлениях над Церковью приводила к дискредитации местных работников.

Обозрев теперь все вины подсудимых, что ж можно потребо- вать за эти ужасные преступления? Не подскажет ли и читателю революционная совесть? Да т о л ь к о р а с с т р е л! Как Кры- ленко и потребовал.

Что ж, послушался Трибунал, приговорил Самарина и Кузне- цова к расстрелу, но подогнал под амнистию: в концентрацион- ный лагерь до полной победы над мировым империализмом! (И сегодня б ещё им там сидеть...)

 

Мы просим читателей сквозно иметь в виду: ещё с 1918 оп- ределился такой обычай, что каждый московский процесс — это сигнал судебной политики, это — витринный образец. И сам Вер- ховный Обвинитель охотно разъясняет нам (с. 61): «почти по всем Трибуналам Республики прокатились» подобные процессы.

 

————————

 

Дело «Тактического центра» (16—20 августа 1920) — 28 подсудимых и ещё сколько-то обвиняемых заочно по недоступ- ности.

Поведывает нам Верховный Обвинитель, что кроме помещи- ков и капиталистов «существовал ещё один общественный слой —


так называемой интеллигенции... В этом процессе мы будем иметь дело с судом истории над деятельностью русской интелли- генции» и с судом революции над ней (с. 34).

«Этот общественный слой... подвергся за эти годы испытанию всеобщей переоценки». И как же она прошла? А вот: «Русская ин- теллигенция, войдя в горнило Революции с лозунгами народовлас- тия, вышла из него союзником чёрных... — (даже не белых!) —

...генералов» (Крыленко, с. 54).

С неприязнью осматриваем мы 28 лиц союзников чёрных генералов. Особенно шибает нам в нос этот Центр.

Правда, от сердца несколько отлегает, когда мы слышим да- лее, что судимый сейчас Тактический Центр не был организаци- ей, что у него не было: 1) устава; 2) программы; 3) членских взносов. А что же было? Вот что: они встречались! (Мурашки по спине.) Встречаясь же, ознакамливались с точкой зрения друг друга! (Ледяной холод.)

Вот самые страшные их действия: в разгар Гражданской вой- ны они... писали труды, составляли записки, проекты. Да, «знато- ки государственного права, финансовых наук, экономических от- ношений, судебного дела и народного образования», они писали труды! Профессор С. А. Котляревский — о федеративном устрой- стве России, В. И. Стемпковский — по аграрному вопросу (и, ве- роятно, без коллективизации...), B. C. Муралевич — о народном образовании в будущей России, профессор Карташёв — законо- проект о вероисповеданиях. А (великий) биолог Н. К. Кольцов (ничего не видавший от родины, кроме гонений и казни) разре- шал этим буржуазным китам собираться для бесед у него в институте.

Обвинительное наше сердце так и прыгает из груди, опере- жая приговор. Ну, какую, какую кару вот этим генеральским под- ручным? Одна им кара — р а с с т р е л! Это не требование об- винителя — это уже приговор Трибунала! (Увы, смягчили потом: концентрационный лагерь до конца Гражданской войны.)

«И даже если бы обвиняемые здесь, в Москве, не ударили пальцем о палец — (оно как-то похоже, что так и было...), — всё равно:...в такой момент даже разговоры за чашкой чая, какой строй должен сменить падающую якобы Советскую власть, явля- ются контрреволюционным актом... Во время гражданской войны преступно не только всякое действие [против советской власти]

... преступно само бездействие» (с. 39).

Ну вот теперь всё понятно. Их приговорят к расстрелу — за бездействие. За чашку чая.


Как при падающем киноаппарате, косой неразборчивой лен- той проносятся перед нами двадцать восемь дореволюционных мужских и женских лиц. Мы не заметили их выражений! — они напуганы? презрительны? горды?

Ведь их ответов нет! ведь их последних слов нет! — по тех- ническим соображениям...

А кто эта женщина молодая промелькнула?

Это — дочь Толстого, Александра Львовна. Спросил Крылен- ко: что она делала на этих беседах? Ответила: «Ставила само- вар!» — Три года концлагеря!

 

 

Так восходило солнце нашей свободы. Таким упитанным шалуном рос наш октябрёнок-Закон.

Мы теперь совсем не помним этого.


 

 

Г л а в а 9

 

ЗАКОН МУЖАЕТ

 

Посопутствуем нашему закону ещё и в пионерском возрасте.

Богат был гласными судебными процессами 1922 год — первый мирный год.

В конце Гражданской войны, как её естественное последствие, разразился небывалый голод в Поволжье. А голод этот был — до людоедства, до поедания родителями собственных детей — такой голод, какого не знала Русь и в Смутное Время.

Но гениальность политика в том, чтоб извлечь успех и из на- родной беды. Это озарением приходит — ведь три шара ложатся в лузы одним ударом: пусть попы и накормят теперь Поволжье! ведь они — христиане, они — добренькие!

1) Откажут — и весь голод переложим на них, и церковь разгромим;

2) согласятся — выметем храмы;

3) и во всех случаях пополним валютный запас.

Как показывает патриарх Тихон, ещё в августе 1921, в нача- ле голода, Церковь создала епархиальные и всероссийские коми- теты для помощи голодающим, начали сбор денег. Но допустить прямую помощь от Церкви и голодающему в рот — значило по- дорвать диктатуру пролетариата. Комитеты запретили, а деньги отобрали в казну.

А на Поволжье ели траву, подмётки и грызли дверные кося- ки. И наконец в декабре 1921 Помгол (государственный комитет помощи голодающим) предложил Церкви: пожертвовать для голо- дающих церковные ценности — не все, но не имеющие богослу- жебного канонического употребления. Патриарх согласился и 19 февраля 1922 выпустил послание: разрешить приходским сове- там жертвовать предметы, не имеющие богослужебного значения. И так всё опять могло распылиться в компромиссе, обволаки-

вающем пролетарскую волю.

Мысль — удар молнии! Мысль — декрет! Декрет ВЦИК

26 февраля: изъять из храмов все ценности — для голодающих! Тогда 28 февраля Патриарх издал новое, роковое, послание: с точки зрения Церкви подобный акт — святотатство, и мы не

можем одобрить изъятия, пусть это будет вольная жертва.

И тут же в газетах началась беспроигрышная травля Патри-


арха и высших церковных чинов, удушающих Поволжье костля- вой рукой голода! И чем твёрже упорствовал Патриарх, тем сла- бей становилось его положение.

В Петрограде как будто складывалось мирно. На заседании Помгола 5 марта 1922 петроградский митрополит Вениамин огла- сил: «Православная Церковь готова всё отдать на помощь голода- ющим» и только в насильственном изъятии видит святотатство. Но тогда изъятие и не понадобится! Председатель Петропомгола Канатчиков заверил, что это вызовет благожелательное отноше- ние Советской власти к Церкви. (Как бы не так!) В тёплом поры- ве все встали. Митрополит сказал: «Самая главная тяжесть — рознь и вражда. Но будет время — сольются русские люди». Он благословил большевиков — членов Помгола, и те с непокрыты- ми головами провожали его до подъезда. И опять же вымазыва- ется какой-то компромисс! Ядовитые пары христианства отравля- ют революционную волю. Такое единение и такая сдача ценно- стей не нужны голодающим Поволжья! Сменяется бесхребетный состав Петропомгола, газеты взлаивают на «дурных пастырей» и

«князей церкви», и разъясняется церковным представителям: не надо никаких ваших жертв! и никаких с вами переговоров! всё принадлежит власти — и она возьмёт, что´ считает нужным.

И началось в Петрограде, как и всюду, принудительное изъ- ятие со столкновениями.

Теперь были законные основания начать церковные процессы.

 

Московский церковный процесс (26 апреля — 7 мая 1922), в Политехническом музее, Мосревтрибунал. 17 подсудимых, про- тоиереев и мирян, обвинённых в распространении патриаршего воззвания. Это обвинение — важней самой сдачи или несдачи ценностей. Протоиерей А. Н. Заозерский в своём храме ценности сдал, но в принципе отстаивает патриаршье воззвание, считая на- сильственное изъятие святотатством, — и стал центральной фи- гурой процесса — и будет сейчас р а с с т р е л я н. (Что и до- казывает: не голодающих важно накормить, а сломить в удобный час Церковь.)

5 мая вызван в Трибунал свидетелем — Патриарх Тихон. Хо- тя публика в зале — уже подобранная, подсаженная, но так ещё въелась закваска Руси и так ещё плёнкой закваска Советов, что при входе Патриарха поднимается принять его благословение больше половины присутствующих.

Патриарх берёт на себя всю вину за составление и рассылку воззвания.


Председатель — Вы употребили выражение, что пока вы с Помголом вели переговоры — «за спиною» был выпущен декрет?

Патриарх — Да.

Председатель — Таким образом, вы считаете, что советская власть поступила неправильно?

Сокрушительный аргумент! Ещё миллионы раз нам его повто- рят в следовательских ночных кабинетах! И мы никогда не будем сметь так просто ответить, как

Патриарх — Да.

Председатель — Законы, существующие в государстве, вы счи- таете для себя обязательными или нет?

Патриарх — Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия.

(Все бы так отвечали! Другая была б наша история!)

 

Идёт переспрос о канонике. Патриарх поясняет: если Церковь сама передаёт ценности — это не святотатство, а если отбирать помимо её воли — святотатство.

Изумлён председатель товарищ Бек — Что же для вас, в кон- це концов, более важно — церковные каноны или точка зрения советского правительства?

Проводится и филологический анализ. «Святотатство» от слова

«свято-тать».

 

Обвинитель — Значит, мы, представители советской влас- ти, — воры по святым вещам? вы представителей советской влас- ти, ВЦИК называете ворами?

Патриарх — Я привожу только каноны.

 

Трибунал постановляет возбудить против Патриарха уголов- ное дело.

7 мая выносится приговор: из семнадцати подсудимых — одиннадцать к расстрелу. (Расстреляют пятерых.)

Как говорил Крыленко, мы не шутки пришли играть.

Ещё через неделю Патриарх отстранён и арестован. (Но это ещё не самый конец. Его пока отвозят в Донской монастырь и там будут содержать в строгом заточении. Помните, удивлялся не так давно Крыленко: а какая опасность грозит Патриарху?..)

Ещё через две недели арестовывают в Петрограде и митропо- лита Вениамина. Общедоступный, кроткий, частый гость на заво- дах и фабриках, популярный в народе и в низшем духовенстве, — этого-то митрополита и вывели на


Петроградский церковный процесс (9 июня — 5 июля 1922). Обвиняемых (в сопротивлении сдаче церковных ценно- стей) было несколько десятков человек, в том числе — профессо- ра богословия, церковного права, архимандриты, священники и миряне. Главный обвинитель — П. А. Красиков, ровесник и при- ятель Ленина, чью игру на скрипке Владимир Ильич так любил слушать.

Ещё на Невском и на повороте с Невского что ни день густо стоял народ, а при провозе митрополита многие опускались на колени и пели «Спаси, Господи, люди Твоя!». В зале большая часть публики — красноармейцы, но и те всякий раз вставали при вхо- де митрополита в белом клобуке. А обвинитель и Трибунал назы- вали его врагом народа (словечко уже было, заметим).

Были выслушаны свидетели только обвинения, а свидетели защиты не допущены к показаниям.

Обвинитель Красиков воскликнул: «Вся православная цер- ковь — контрреволюционная организация. Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь

Пользуемся редким случаем привести несколько сохранивших- ся фраз адвоката (Я. С. Гуровича), защитника митрополита:

«Доказательств виновности нет, фактов нет, нет и обвине- ния... Что скажет история? — (Ох, напугал! Да забудет и ничего не скажет!) — Изъятие церковных ценностей в Петрограде про- шло с полным спокойствием, но петроградское духовенство — на скамье подсудимых, и чьи-то руки подталкивают их к смерти. Но не забывайте, что на крови мучеников растёт Церковь. — (А у нас не вырастет!)

Трибунал приговорил к смерти десятерых. Этой смерти они прождали больше месяца. После того ВЦИК шестерых помиловал, а четверо (в их числе митрополит Вениамин) расстреляны в ночь с 12 на 13 августа.

Мы очень просим читателя не забывать о принципе провин- циальной множественности. Там, где было два церковных про- цесса, там было их двадцать два.

 

————————

 

Процесс эсеров (8 июня — 7 августа 1922). Верховный Трибунал.

Над обвинениями, высказанными в этом суде, невольно заду- маешься, перенося их на долгую, протяжную и всё тянущуюся ис- торию государств. За исключением считаных парламентских


демократий в считаные десятилетия вся история государств есть история переворотов и захватов власти. И тот, кто успевает сде- лать переворот проворней и прочней, от этой самой минуты осе- няется светлыми ризами Юстиции, и каждый прошлый и будущий шаг его — законен и отдан о´дам, а каждый прошлый и будущий шаг его неудачливых врагов — преступен, подлежит суду и закон- ной казни.

И двадцать, и десять, и пять лет назад эсеры были — сосед- няя по свержению царизма революционная партия, взявшая на себя (из-за своей тактики террора) главную тяжесть каторги, почти не доставшейся большевикам.

А теперь вот первое обвинение против них: эсеры — иници- аторы Гражданской войны! Да, это — они её начали! Когда Вре- менное правительство, ими поддерживаемое и отчасти ими со- ставленное, было законно сметено пулемётным огнём матро- сов, — эсеры совершенно незаконно пытались его отстоять.

А вот и второе обвинение: они поддерживали своё незакон- ное (избранное всеобщим свободным равным тайным и прямым голосованием) Учредительное Собрание против матросов и крас- ногвардейцев, законно разгоняющих и то Собрание, и тех де- монстрантов. Обвинение третье: они не признали Брестского мира — того законного и спасительного Брестского мира, кото- рый не отрубал у России головы, а только часть туловища. Тем самым, устанавливает обвинительное заключение, налицо «все признаки государственной измены».

Ну и пятое, седьмое, десятое — набралась обвинений мера полная и с присыпочкой — и уж мог бы Трибунал уходить на совещание, отклёпывать каждому заслуженную казнь, — да вот ведь неурядица:

— всё, в чём здесь обвинена партия эсеров, — относится к 1917 и 1918 годам;

— в феврале 1919 совет партии эсеров постановил прекратить борьбу против большевицкой власти.

Как же выйти из положения?

Мало того, что они не ведут борьбы, — они признали власть Советов! И только просят произвести перевыборы этих советов со свободной агитацией партий. (И даже тут на процессе: «Дайте нам возможность пользоваться всей гаммой так называемых гражданских свобод — и мы не будем нарушать законов». Дайте им, да ещё «всей гаммой»!)

Слышите? Вот оно где прорвалось враждебное буржуазное зве- риное рыло! Да нешто можно? Да ведь серьёзный момент! Да


ведь окружены врагами! А вам — свободную агитацию партий, сукины дети?!

Что партия в общем не проводила террора, это ясно даже из обвинительной речи Крыленки.

Только то и нащипал Крыленко с мёртвого петуха, что эсеры не приняли мер по прекращению индивидуальных террористиче- ских актов своих безработных томящихся боевиков. Да и просто, в сердцах выпаливает Крыленко: «ожесточённые вечные против- ники» — вот кто такие подсудимые! А тогда и без процесса ясно, что´ с ними надо делать.

И вот что особенно ново и важно: для нас намерение или действие — всё равно! Вот была вынесена резолюция — за неё и судим. А там «проводилась она или не проводилась — это ника- кого существенного значения не имеет» (с. 185). Жене ли в по- стели шептал, что хорошо бы свергнуть советскую власть, или агитировал на выборах, или бомбы бросал — всё едино! Наказа- ние — одинаково!!!

Это — первый опыт процесса, публичного даже на виду у Ев- ропы, и первый опыт «негодования масс». И негодование масс особенно удалось.

8 июня начался суд. Судили 32 человека.

Собрали заводские колонны, на знамёнах и плакатах —

«смерть подсудимым», воинские колонны само собою. И на Крас- ной площади начался митинг. Затем манифестанты двинулись к зданию суда, а подсудимых подвели к открытым окнам, под ко- торыми бушевала толпа. Накал был такой, что подсудимые и их родственники ожидали прямо тут и линчевания.

Тут — узнаётся много знакомых будущих черт, но поведение подсудимых ещё далеко не сломлено. После утерянных лет при- мирения и сдачи к ним возвратилась поздняя стойкость. Подсу- димый Либеров говорит: «Я признаю себя виновным в том, что в 1918 году я недостаточно работал для свержения власти боль- шевиков» (с. 103). Подсудимый Берг: «Считаю себя виновным пе- ред рабочей Россией в том, что не смог со всей силой бороться с так называемой рабоче-крестьянской властью, но я надеюсь, что моё время ещё не ушло». (Ушло, голубчик, ушло.)

Конечно, «приговор должен быть один — расстрел всех до одного»!

А Трибунал в своём приговоре проявил дерзость: он изрёк расстрел не «всем до одного», а только двенадцати человекам. Остальным — тюрьмы и лагеря.

А пожалуй, всего этого процесса стоит кассация Президиума


ВЦИК: расстрельный приговор утвердить, но исполнением при- остановить. И дальнейшая судьба осуждённых будет зависеть от поведения эсеров, оставшихся на свободе. Если будет продолжать- ся хотя бы подпольно-заговорщицкая работа, — эти 12 будут расстреляны.

Так их подвергли пытке смертью: любой день мог быть днём расстрела. На полях России уже жали второй мирный урожай. Ни- где, кроме дворов ЧК, уже не стреляли. Под лазурным небом си- ними водами плыли за границу наши первые дипломаты и жур- налисты. Центральный Исполнительный Комитет Рабочих и Крестьянских депутатов оставлял за пазухой пожизненных заложников.

Члены правящей партии прочли тогда шестьдесят номеров

«Правды» о процессе (они все читали газеты) — и все говори- ли — да, да, да. Никто не вымолвил — нет.

И чему они потом удивлялись в 37-м? На что жаловались?.. Разве не были заложены все основы бессудия — сперва внесудеб- ной расправой ЧК, судебной расправой Реввоентрибуналов, потом вот этими ранними процессами? Разве 1937 не был тоже целесообразен?

Лихо косою только первый взмах сделать.

 

 

А все главные и знаменитые процессы — всё равно впереди...


 

 

Г л а в а 1 0

 

ЗАКОН СОЗРЕЛ

 

Ещё в тех днях, когда сочинялся Кодекс, Владимир Ильич написал 19 мая 1922:

«Тов. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писа- телей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим... Надо по- ставить дело так, чтобы этих „военных шпионов” изловить и из- лавливать постоянно и систематически и высылать за границу. Прошу показать это секретно, не размножая, членам Полит- бюро»*.

Сам товарищ Ленин уже слёг в своём недуге, но члены По- литбюро, очевидно, одобрили, и товарищ Дзержинский провёл из- лавливание, и в сентябре 1922 около трёхсот виднейших русских гуманитариев были посажены на пароход** и отправлены на ев- ропейскую свалку. (Из имён утвердившихся и прославившихся там были философы С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин.)

Однако излавливать постоянно и систематически — не вы- шло. От рёва ли эмиграции, что это ей «подарок», прояснилось, что эта мера — не лучшая, что зря упускался хороший расстрель- ный материал, а на той свалке мог произрасти ядовитыми цвета- ми. И — покинули эту меру. И всю дальнейшую очистку вели либо к Духонину, либо на Архипелаг.

Утверждённый в 1926 улучшенный Уголовный кодекс скрутил все прежние верви политических статей в единый прочный бре- день 58-й — и заведен был на эту ловлю. Ловля быстро расши- рилась на интеллигенцию инженерно-техническую — тем более опасную, что она занимала сильное положение в народном хозяй- стве и трудно было её контролировать при помощи одного толь- ко Передового Учения.

Да наконец же созрел наш Закон и мог явить миру нечто дей- ствительно совершенное! — единый, крупный, хорошо согласо- ванный процесс, на этот раз над инженерами.

 

* Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 54. — C. 265, 266.

** Оставшийся в истории как «Философский пароход». — Примеч. ред.


[ В главе подробно описаны два громких публичных процесса над

«вредителями» (читатель уже встречал их упоминания в главе

«История нашей канализации») — Шахтинское дело (1928), о яко- бы саботаже и «экономической контрреволюции» на шахтах Дон- басса, и процесс никогда не существовавшей «Промпартии» (1930), обвинявшейся во вредительстве в различных отраслях советской промышленности и на транспорте и в шпионско-диверсионной по- мощи западным державам в подготовке интервенции. Обвинения были сфабрикованы, самооклеветания вымучены из обвиняемых пытками (все осуждённые по Шахтинскому делу и большинство по процессу «Промпартии» впоследствии реабилитированы «за отсут- ствием состава преступления»). Тех, кто устоял и под пытками, — судили при закрытых дверях, большинство из них расстреляно. — Следующий спектакль — процесс «Союзного Бюро Меньшевиков», сконструированного ГПУ (1931). Были арестованы бывшие меньше- вики, работавшие в государственном аппарате — в Госплане, Гос- банке, ВСНХ (Высшем совете народного хозяйства), Наркомторге. В главе приводится рассказ М. П. Якубовича, единственного участ- ника процесса, выжившего к 60-м годам, записанный с его слов ав- тором «Архипелага ГУЛАГа»: «Его рассказ вещественно объясняет нам всю цепь московских процессов 30-х годов».

Поставленная Сталиным цель — списать нарастающее в стране недовольство голодом, холодом, безодёжьем на вредителей и напугать народ нависшей интервенцией — была достигнута.

Теперь предстояла расправа с «ленинской гвардией», товарища- ми по партии большевиков.

В августе 1936 — процесс «Антисоветского объединённого троц- кистско-зиновьевского центра». Судили Зиновьева, Каменева и ещё 14 человек. Всех расстреляли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.