Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новое время. Ю. Беляев. В Ясной Поляне




 

Кондуктор под окном кричит:
- Тула-а!
Надо вылезать из вагона... Тесный и грязный вокзал, засыпанный
подсолнечной шелухой, благоухание незатейливого буфета, витрина
металлических изделий, витрина тульских пряников, газетный ларек - и вот вы
уже на той стороне вокзала в толчее извозчичьих пролеток, разрываемый на
части местными "ваньками".
- В Ясную Поляну!
- Сюда пожалуйте! Со мной! Вот услужу! Барин, а со мной-то что же!..
Один, подогадливее, прямо берет вас силком, сажает на свою колесницу и
мчит во всю прыть понурой лошадки, осыпаемый сзади хохотом и руганью
оставшихся извозчиков.
Не знаю, по таким ли дебрям ехал почитатель XVIII века к Вольтеру в
Ферней, но мне путешествие к яснополянскому философу во многом напоминало
хождение по мукам.
На козлах сидел настоящий гоголевский Селифан. Он вез меня какими-то
окраинами, переулками и закоулками и все уверял, что "скоро дорога
полегчает". Но дорога, размытая весенними ручьями, до того вскоре сбилась,
что пришлось добрые две версты идти пешком.
Уже вечерело. Солнце скрылось за громадную тучу, сизую с огненными
подпалинами. Слобода стояла розовая от заката, с зеленым пухом фруктовых
садов, вся словно обвеянная острым весенним духом. Где-то пиликала
гармоника...
Молодка в красном повойнике и нарядной свите высунулась по пояс из окна и
скалит зубы. Смешно, должно быть, в самом деле, мое прыганье по кочкам, бок
о бок с дребезжащей пролеткой...
Но вот наконец и земское шоссе. Оно вытянулось стрелой по ровному полю, с
телеграфными столбами, с уныло шумящими ветлами. Миновали Киевскую заставу.
Обогнали не одну партию богомолок, молодых и старых, завернутых в темное
тряпье, сгорбленных и загорелых. Дорога снова пошла изволоком, меж густого
казенного лесу, по березняку, мимо какого-то полуразрушенного завода,
печального наследия "анонимных" бельгийцев, пока неожиданно не свернула в
сторону. И вот опять проселок. Опять надо вылезать из пролетки и помогать
вытаскивать из грязи клячу.
- Долго, что ли?
- Не, не долго, - ворчит извозчик.
В самом деле, старая барская усадьба дает себя знать. Вон на пригорке
какое-то полуразрушенное сооружение из кирпичей - не то межевой столб, не то
чей-то забытый монумент. Еще немного дальше и фруктовый сад вышел на дорогу
живой изгородью смородинных кустов. А вон и беседка. И вдруг усадьба
предстала вся как на ладони с белыми каменными воротами, с плотиной,
дворовыми строениями, уютным старомодным домом, который видал столько
паломников.
Гостеприимные сени, заваленные книгами, встречают меня теплом и
спокойствием. Узкая лестница наверх. Тиканье машинки переписчика где-то за
стеной. Две-три комнаты, которые проходишь почти бегом, и наконец перед
одной закрытой дверью слуга говорит:
- Сюда, пожалуйте.
И сквозь полумрак комнаты, освещенной одной рабочей лампою под темным
низким абажуром, видишь, как с кресла поднимается знакомая сутуловатая
фигура в синей рабочей блузе, подпоясанной простым ремнем, в высоких
сапогах, и узнаешь любимую седую голову...

* * *

 

Я опускаю весь начальный разговор. Льва Николаевича в его деревенском
уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город.
Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем-нибудь
- и на все получаешь ясный, спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые,
казалось бы, касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
- Видали вы картину Бунина (*1*)? - спросил я.
- Видал на снимке.
- Ну, что скажете?
- Ничего, Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...
И весь пресловутый "инцидент" с этой картиной нисколько не волнует Льва
Николаевича. Редкое добродушие и удивительное спокойствие.
А вот темы литературные, темы религиозные, философские волнуют его и
заставляют подниматься с кресла и после долгого оживленного разговора
вызывают кашель.
Разговор зашел о Максиме Горьком, о его героях, о "На дне" и т. д. Эти
разговоры главным образом я и хочу передать теперь. Тема, как видите, самая
модная. Петербургские журналисты по поводу "На дне" учинили заправский
допрос всех наших "hommes des lettres" (*). И все они, кажется, осудили
пьесу Горького. Теперь сказал свое слово и "великий писатель земли
русской"... Я передал Льву Николаевичу свои московские впечатления о
Хитровке, которую на днях в подробностях осмотрел. Я шел туда под
впечатлением Горького. И вынес впечатления самые отрицательные. Московское
босячество с легкой руки модного романиста положительно дошло теперь до
значения каких-то сословных преимуществ. Современные московские босяки - это
настоящие неаполитанские лаццарони, но те ленивы, добродушны и
впечатлительны. Здесь как раз наоборот: видишь изобретательность
рецидивиста, озлобленный, мстительный ум и самые низменные инстинкты. Они
свободно разгуливают по Москве, пристают к прохожим, заигрывают с
городовыми. Но добродушия тут мало, напротив: во всем чувствуется воровская
уловка и неразборчивость средств.

(* литераторов (фр.). *)

- Я занимался тоже Хитровкой, - сказал Лев Николаевич, - во время переписи
(*2*). Дружил даже с хитровцами. И вот что я скажу вам. Вы говорите, что
босяки жестоки. Это неправда. Не прав и Горький, подчеркивая в них эту
черту. Разумеется, есть между ними озлобленные, коварные люди. Но основная
черта босячества все-таки заключается не в этом. Я, например, у большинства
из них встречал душевное равновесие и добродушие. Когда Горький был у меня,
я советовал ему особенно подчеркнуть эту черту в его новой драме. Надо было
еще показать, что у босяков нет ложного страха, что нет пропасти под ними и
что если захотят они встать на ноги, то встанут без малейшего усилия, потому
что почва у них под ногами. Есть такой рассказ. Шел ночью мальчик и
провалился в "дудку", где добывали руду. Ему, однако, удалось схватиться за
край "дудки", и так провисел он целую ночь. Под утро, у мальчика уже не
хватало больше сил. Вдруг видит он какого-то прохожего. Мальчик зовет на
помощь. Прохожий подходит и говорит: "Чего же ты кричишь? Прыгай, у тебя
земля под ногами: всего каких-нибудь пол-аршина". Так вот этот рассказ, -
закончил Лев Николаевич, - всегда приходит мне в голову, когда говорят о
босяках. Настоящий босяк, попав в "дудку" или "на дно", никогда не теряет
присутствия духа. Ему незнаком ложный страх, и во всякое время он знает, что
земля под ним всего на пол-аршина...
Я возразил, что тип босячества мог значительно измениться с того времени,
если не в основных чертах, то во многих частностях, и что литературное
опоэтизирование Хитровки, какое мы видим у Горького, может привести к самым
печальным результатам.
- Как вы понимаете босячество? - спросил я. - Не такое же ли это
инстинктивное желание разгульной жизни, как и проституция, и мыслимо ли
бороться с босячеством какими-нибудь благотворительными мерами?
Лев Николаевич задумался, потом улыбнулся и сказал:
- Я знал одного босяка-подпоручика по фамилии И. (*3*). Маленький,
вертлявый, похожий на воробья. Это был интеллигент Хитровки, любил
рассуждать о важных материях и с пафосом декламировать запрещенные стихи.
Видя интеллигентного пролетария, я предложил ему работу у себя на дому в
виде переписки моих сочинений. Подпоручик принялся за дело горячо, совсем
остепенился, скопил кое-какие деньжонки, купил себе золотые часы... Потом
вдруг в один прекрасный день запил, пропал из дому и очутился... на
Хитровке. Узнал это я от какого-то хитровца, явившегося ко мне со слезным
посланием от И. Бедняга просил чем-нибудь помочь ему, выкупить его платье и
самого его от хитровских пауков. Я его выкупил, и снова он стал у меня
работать, потом снова пропал, и так продолжалось долгое время, и всегда в
одной и той же форме. А еще у него была привычка исправлять мою рукопись,
вставлять слова или на полях писать свои замечания. Да, если хотите, это был
экземпляр со врожденным инстинктом босячества, и этого инстинкта у него
ничем нельзя было искоренить - ни лаской, ни угрозой, ни лишениями. Теперь
скажите, о каких благотворительных мерах против босячества упомянули вы?
Я рассказал о некоторых московских благотворительных обществах, вроде
приюта для малолетних босяков, и выразил сомнение, чтобы эти приюты при всей
их гуманной цели не приносили в то же время вреда обществу.
- Разумеется, - согласился со мной Лев Николаевич, - это обоюдоострый
вопрос. С одной стороны, жалость к детям - ну как не подобрать из ужасающей
нищеты и распутства ни в чем не повинного ребенка, а с другой стороны -
такая забота общества о босяках не есть ли поддержка самих босяков? Босяк
теперь рассуждает, и рассуждает вполне правильно, что было бы только мне
хорошо, а о моей жене, ребятах и обо всем прочем общество позаботится. И
потому босяку живется в Хитровке очень привольно и никакого другого образа
жизни он не желает.
Пьеса "На дне" мне не нравится. Я говорил Горькому, что для драмы нужно
драматическое положение. А в его пьесах этого нет. Но он с обычной
скромностью отвечал, "что ему это не удается...". Вообще я не понимаю
современного театра. Не понимаю пьес Чехова, которого высоко ставлю как
беллетриста. Ну зачем ему понадобилось изображать на сцене, как скучают три
барышни? И что он изобразил, кроме скуки? (*4*) А повесть из этого вышла бы
прекрасная и, вероятно, очень бы удалась ему. Посмотрите на Запад. Какие
славные, бодрые и живые пьесы пишут там. Я читал сегодня в "Новом времени" о
новой пьесе О. Мирбо (*6*). Вот настоящее драматическое положение.
Непременно выпишу ее и прочту. Я высоко ставлю этого писателя. Он напоминает
мне Мопассана. Это бодрый, правдивый и сильный талант, в котором чувствуется
порода и настоящий "esprit gaulois" (*). У французов тоже немало слащавости
и сентиментализма, но зато есть много бодрых и ярких мыслителей, которые,
собственно, и руководят течениями западной мысли. Укажу, например, на
Анатоля Франса, которого тоже ставлю очень высоко...

(* галльский дух (фр.). *)

Сам Лев Николаевич в настоящее время очень занят своими воспоминаниями
(*6*). Он работает каждый день утром и уже написал шесть глав. Совершенно
неожиданно узнал я, что перепечатанное на днях письмо его, появившееся в
каком-то духовном журнале (*7*), привело самого автора в немалое смущение.
- Представьте, - сказал Л. Н., - я положительно не помню, кому писал его.
Откуда они его достали? Некоторые выражения положительно не мои. Не
переведено ли это с английского? Корреспонденция моя так велика, что всего
не упомнишь. Вообще же я считаю по меньшей мере не деликатным опубликовывать
чужие письма без согласия на то автора. Иные письма мои очень неправильно
истолковываются публикой. В особенности старые письма, без проставленного
под ними года, могут ввести в заблуждение многих.

* * *

 

Когда беседа наша окончилась, темная ночь глядела в окно кабинета. В
комнатах зажглись огни. Пора было собираться домой...
И вот снова маленькая гостиная, увешанная портретами предков и хозяина
дома; большая лампа с широким светлым абажуром; лестница и сени, заваленные
книгами...
Теплая весенняя ночь обнимает ласково. Пробегает мимо абрис старого сада,
белый призрак ворот, беседка... Серая потухшая деревня пропадает за
пригорком. Ясная Поляна остается позади. Ухабы и кочки дают себя знать. В
темноте, при шорохе придорожного леса, мерещатся невесть какие страхи. По
Тульской дороге частенько "шалят...". И потому вздыхаешь облегченно, когда
наконец попадаешь в мирный город Тулу, где еще не спят и где заставу
охраняет недремлющее око часового...
Станция. Вагон. И обратный путь в Москву, целую ночь, с открытыми глазами
и горячей головой...

Комментарии

 

Ю. Беляев. В Ясной Поляне. - Новое время, 1903, 24 апреля, No 9746.
Юрий Дмитриевич Беляев (1876-1917), журналист, драматург, театральный
критик. Толстой выправил гранку статьи Беляева. 3 мая 1903 г. Толстой писал
брату: "Беляев мало способный человек. Спасибо ему, что он прислал свою
статью в корректуре, и я, по его разрешению, многое выключил, а то было еще
хуже и бестактно" (т. 74, с. 12).

1* Газеты уделяли много внимания инциденту, происшедшему на выставке
санкт-петербургского Общества художников вокруг картины Бунина "Толстой и
Репин на рыбной ловле". Рассчитанная на скандал картина изображала Толстого
и Репина без одежды, и некто С. Любошитц написал карандашом во всю длину
полотна слово "мерзость", за что был привлечен к судебной ответственности
(см.: Новое время, 1903, 3 (16) апреля, No 9727).
2* Толстой писал о Хитровке в трактате "Так что же нам делать?"
(1882-1886). 0н принял участие в московской переписи в январе 1882 г.
3* Александр Петрович Иванов (1836-1911), бывший офицер. В начале 80-х гг.
Толстой нашел его в одном из притонов Москвы и давал работу - переписывать
свои сочинения.
4* Имеется в виду пьеса "Три сестры", поставленная в Художественном театре
31 января 1901 г.
5* Пьеса Октава Мирбо (1848 или 1850-1917) "Дела есть дела", о которой
газета "Новое время" подробно писала 12 (25) апреля 1903 г. (No 9734),
посвящена разоблачению прожженного авантюриста и дельца нового пошиба,
терпящего моральный крах в собственной семье. Толстой прочел эту пьесу в
июне 1903 г. О. Мирбо посвятил Толстому русский ее перевод ("Власть денег").
Толстой ответил на это письмом, в котором говорил, что французское искусство
произвело на него в свое время "впечатление открытия", и выражал
признательность автору пьесы (т. 74, с. 194-195).
6* В 1903-1905 гг. Толстой начал писать свои "Воспоминания", подвигнутый
на это своим биографом П. И. Бирюковым. Однако написано было лишь девять
глав, действие в которых доведено до 1837 г. (т. 34).
7* В "Миссионерском обозрении" (1903, No 6, с. 863-865) с указанием, что
письмо перепечатано из журнала "L'Europeen". Письмо К. Г. Халилееву от 22
сентября 1902 г. содержало рассуждения Толстого о благе болезни и близости
смерти как просветления (т. 73, с. 295-296).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.