Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Одесский листок. Г. М.<оде>ль Граф Л. Н. Толстой в Ясной Поляне




 

Во вчерашнем вечернем издании "Одесского листка" у нас сообщалось уже о
приезде в Одессу известного скульптора Н. Л. Аронсона, проведшего у
знаменитого писателя в Ясной Поляне две недели. <...>
- Меня давно занимала мысль, - говорил нам вчера г. Аронсон, - вылепить
бюст знаменитого русского писателя Л. Н. Толстого, и я решил отправиться в
Ясную Поляну, несмотря на то что у меня не было к Льву Николаевичу никакой
рекомендации. В Ясную Поляну я прибыл в первых числах июня. Л. Н. Толстой,
графиня Софья Андреевна и все члены семьи оказали мне самый радушный прием.
Мысль об изготовлении бюста Л. Н-ча в натуральную величину была встречена
членами семьи очень сочувственно. Но трудно было сказать, как отнесется к
этой мысли сам Л. Н-ч. Когда ему было об этом передано, он заметил, что
ничего против лепки бюста не имеет, но позировать для этой цели не
соглашается. Будучи представлен знаменитому писателю, я выразил мнение, что
позирование необходимо. Без этого трудно достигнуть цельности впечатления, и
работа вообще представляется чрезвычайно трудной.
- Все, что я могу сделать для вас, - сказал мне по этому поводу Л. Н - это
предоставить вам возможность работать в моем кабинете в часы моих занятий.
Когда я буду работать, тогда работайте и вы.
Он попросил меня показать ему фотографические снимки произведений моей
скульптуры. Многие из них он видел раньше: мои работы ему понравились.
Я заранее знал, что из нынешней моей работы ничего не выйдет, так как при
таких условиях могло бы получиться только одно общее впечатление. Я не имел
возможности видеть всей фигуры "кругом". Это служило большим препятствием.
Заметив мое смущение, Л. Н-ч сказал:
- Работайте себе таким образом. Я не буду вам мешать и не буду обращать на
вас внимание.
Прежде всего я принялся лепить бюст супруги Л. Н-ча. Он был готов в три
сеанса. Бюст всем очень понравился. Его признали весьма удачным. Л. Н. часто
приходил в мою временную мастерскую и наблюдал за работой. Иногда по два
раза в день.
Я часто слышал возгласы знаменитого писателя: "Очень хорошо. Великолепно!"
Как-то раз я заметил, что тень мешает мне в мастерской. Оборачиваюсь, вижу у
окна фигуру Л. Н-ча, наблюдающего за работой. Когда бюст графини оказался
столь удачным, семья Л. Н-ча стала советоваться, как бы воздействовать на
него, чтобы он дал согласие на позирование. Несмотря на все упрашивания
графини, он все-таки отказывался.
- Я позировать не буду, - повторял Л. Н-ч, - а согласен только, как
сказал. Приходите ко мне в кабинет во время моих занятий и работайте.
Я волей-неволей согласился. Так я и начал свою работу. Л. Н-ч сидел за
письменным столом и писал. Он оканчивал рассказ из кавказской жизни (*1*). Я
сделал набросок. Л. Н-ч посмотрел и говорит: "Да, хорошо. Меня еще так никто
не делал. Вы действительно дали мне движение. Шопенгауэр говорит: "Когда
человек мыслит, тогда у него бывает такое движение". Бюсты Л. Н-ча лепили
князь Трубецкой (*2*), Гинцбург (*3*), а портреты писали Репин и Ге. У них
он выходил иначе - с другим "движением". На следующий день предстоял еще
один сеанс. В тот день ничего не вышло. Я не мог видеть всей фигуры сразу.
Чтобы набраться впечатлений, я много гулял с Л. Н-чем в саду и других
местах. Я собирал в памяти мельчайшие подробности всей фигуры и движений Л.
Н-ча. Видя, что без позирования дело подвигается очень медленно, я решил
взять бюст в мастерскую, чтобы там закончить его на память. С этой целью
прогулки наши участились. Гуляли мы по 2 - 2 1/2 часа. Я часто уставал. В
этих случаях Л. Н-ч, обнаруживая необыкновенную для его лет бодрость,
улыбался, глядя на меня, и говорил: "Эх вы, молодежь. Я готов еще столько же
с вами гулять".
Благодаря этим прогулкам у меня накопилось много ценных впечатлений. Я
сделал бюст на память таким, каким задумал. Я собирался уже отлить фигуру,
но графиня предложила еще подождать. "Может быть, он еще согласится
позировать", - заметила она. Старшая дочь, Татьяна Львовна, говорила мне:
"Vous avez gagne les coeurs des mes parants" (*). Я действительно чувствовал
себя в семье Л. Н-ча, как у себя дома. Раз, вечером, Л. Н. приходит в мою
мастерскую с зятем Сухотиным (мужем Татьяны Львовны) и принимается
рассматривать свой бюст и бюст супруги. Работа понравилась. Легко себе
представить мою радость, когда Л. Н-ч вдруг говорит:

(* Вы покорили сердца родителей (фр.). *)

- Ну, буду перед вами позировать минут пятнадцать.
Я быстро принялся за работу. Это был первый сеанс, в течение которого я
успел много поправить и переделать. Когда Л. Н. вышел из мастерской, я был
весь мокрый от усталости. Я работал с необычайным напряжением. Когда он
затем увидел "переделку", то сам сказал: "Однако какая перемена в работе".
Мне не хотелось делать бюст Л. Н. по обыкновенным его портретам, как мы его
привыкли видеть, например, в образе крестьянина. Я хотел представить его,
как он мыслит. Толстого - автора "Воскресения", а не автора романа "Анна
Каренина", хотя это произведение является также шедевром. В этом
произведении Толстой представляется мне более светским
художником-психологом; в "Воскресении" же - проповедником. Выразить его
мыслящим - и было моей главной задачей. По бюсту его лицо представляется уже
необыкновенным. Во время моей работы я искал его лоб, глаза и рот. Я
старался изобразить голову в состоянии умственной работы, а выражение глаз
имеющим непосредственную связь с умом. <...> Мне приходилось думать над
каждой мелочью. Я искал колорита в нем. Л. Н., по-видимому, сам
заинтересовался работой и пришел на следующий день после первого сеанса для
второго сеанса. На этот раз он позировал десять минут. День спустя он, по
собственному желанию, пришел в третий раз. Я не смел просить его являться на
сеансы, не желая злоупотребить его добрым отношением ко мне. Во время моей
работы я изучил фигуру Л. Н. Она замечательно оригинальна. У меня явилось
желание сделать "фигурку" Л. Н., и я передал об этом супруге его. Графиня
советовала мне приняться за работу, но я спешил в Петербург. Из Одессы я
отправлюсь по делам в Петербург, а оттуда опять в Ясную Поляну и примусь за
"фигурку" Л. Н-ча. <...>
О Л. Н. Толстом, как человеке, и о том удивительном образе жизни, который
ведет краса и гордость русской литературы, г. Аронсон отзывается с чувством
благоговения. Несмотря на свой преклонный возраст, Л. Н-ч интересуется
положительно всем, что происходит на всем земном шаре. Ничто ему не чуждо,
ничто более или менее важное не оставляется им без внимания. Л. Н. Толстой
встает в 9 час. утра и идет в свой кабинет, где принимается за работу.
Работает он без устали до 3 часов. В этот час завтракает. Завтрак самый
легкий, состоящий исключительно из зелени, кофе и т. п. После завтрака он
прочитывает письма и газеты. Л. Н. получает массу писем со всех концов мира.
Он лично отвечает на многие письма.
- При мне, - говорил г. Аронсон, - получены были письма от группы
студентов, просивших у Л. Н-ча его автограф. Он удовлетворил их просьбу.
Говорят, что будто бы Л. Н-ч позволяет себе дома некоторую роскошь. Так,
например, письма ему будто бы подаются на серебряном подносе. Это
безусловная ложь: образ жизни Л. Н-ча и всей семьи удивительно простой. Во
всем доме вы не найдете даже мягкого стула. Вся мебель деревянная. Сам Л.
Н-ч относится ко всему окружающему с необыкновенной предупредительностью и
незлобивостью. Несколько тверже характер у графини. И это является
необходимостью. В противном случае, смею вас уверить, весь дом Л. Н.
Толстого разобрали бы, кажется, в несколько дней. Вот вам пример. При Ясной
Поляне есть большой лес, принадлежащий Л. Н. Толстому. Крестьяне свободно
рубят лес, отлично зная, что Л. Н-ч никогда с них взыскивать не будет. Но
зато крестьяне, надо отдать им справедливость, благоговеют перед Л. Н-чем и
называют его "дедом". Каждое спорное дело разрешается только Л. Н. Чуть что:
"Пойдем ко Льву Николаевичу, он рассудит". Недавно некоторые из окрестных
крестьян получили наследство. "Делить наследство будет Лев Николаевич", -
решили крестьяне. Он и разделил. Остались довольны. Недавно пожар истребил
многочисленное имущество деревенских жителей. Погорельцы отправились к графу
Толстому. Л. Н. принял самое близкое участие в бедственном положении
пострадавших и оказал всем посильную помощь. Крестьяне не знали, как и
благодарить. Вся семья Л. Н. пользуется большой любовью крестьян.
- Я сам, - рассказывает Аронсон, - был свидетелем такой сцены. К веранде,
на которой вся семья и я пили чай, подошел нищий, больной, с ужасными ранами
на ногах. На Л. Н-ча вид больного произвел удручающее впечатление. Супруга
младшего сына Л. Н-ча (*4*) лично промыла раны больному и сделала ему
перевязку. Нищего снабдили всем необходимым и отправили в больницу.
В доме графа Толстого всегда большое общество. Наезжают друзья, знакомые.
В 6 ч. обед - вегетарианский. За столом никогда нет вина, водки и вообще
крепких напитков. Пьют, в том числе и гости, исключительно квас,
изготовляемый дома и особенно вкусный. <...> После прогулки Л. Н в 9 час.
вечера, принимает ванну, пьет чай и играет в шахматы.
Во время пребывания г. Аронсона в Ясной Поляне Л. Н. не занимался
физическим трудом. У него в то время немного болела нога. Тем не менее он
поражает своей бодростью и ловкостью. Как-то он вошел в мастерскую
скульптора и хотел снять с высокой полки книгу. Неподалеку находились козлы
(параллели). Л. Н. быстро взобрался к полке. Когда он хотел соскочить, г.
Аронсон подал ему руку, чтобы поддержать его. Л. Н. отказался и заметил:
- Если бы нога теперь не болела, то я перескочил бы через эти козлы.
- Вы, конечно, помните, - сказал снова г. Аронсон, - содержание рассказа
Л. Н. Толстого "Охота на медведя"? (*5*) Я встретил крестьянина, которому
теперь за семьдесят лет и который мне рассказывал, что этот случай произошел
с ним и с Л. Н-чем. Этот крестьянин и другие передавали мне, что Л. Н. был
всегда крепкого здоровья. Он пользовался известностью силача. Еще два года
тому назад Л. Н. отправлялся пешком из Ясной Поляны в Тулу и обратно
(тридцать верст). Теперь Л. Н. такие расстояния делает верхом, провожая
своих детей к поезду и т. п. На лошади он держится превосходно. В последнее
время только Л. Н. держит голову несколько наклоненной вниз. Об его силе и в
то же время о добре, которое он творит, крестьяне рассказывают много фактов.
Г. Аронсону передавали, между прочим, такой факт. Проезжая по степи с
ямщиком, Л. Н. встретил мужика с телегой, наполненной дровами. Телега
свалилась на сторону, и бедный мужик не в состоянии был ее поднять. "Надо
подсобить мужику", - сказал Л. Н. и один поставил телегу на колеса. Мужик
подивился на барина и его силу.
Крестьяне приходили в дом Л. Н. смотреть сделанный г. Аронсоном бюст. Он
находился в кабинете, где на полках были размещены всевозможные книги.
- То все голова Льва Николаевича написала, - говорили крестьяне, указывая,
между прочим, и на французские книги. <...>
Л. Н между прочим, интересовался жизнью знакомых ему русских журналистов,
живущих в Париже. Л. Н. расспрашивал о парижском сотруднике "России" г.
Яковлеве (*6*), о котором прекрасно отозвался и которому просил передать
поклон. Н. Л. Аронсон вынес из своего пребывания в Ясной Поляне самое
отрадное впечатление и никогда неизгладимые воспоминания о Л. Н. Толстом и
его семье.

Комментарии

 

Г. М<оде>ль. Граф Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. - Одесский листок, 1901, 3
(16) июля, No 169.
Автор статьи - Григорий Исидорович Модель (1871-?), публицист, хроникер
одесских газет.
Наум Львович Аронсон (1872-1943), известный скульптор, уроженец Витебской
губернии, живший постоянно в Париже. Участник многих европейских
художественных выставок. Был у Толстого в середине июня 1901 г. Его
пребывание в Ясной Поляне в дневнике С. А. Толстой отмечено дважды: 14 и 20
июня 1901 г. "Живет сейчас скульптор Aronson, бедняк-еврей, выбившийся в
Париже в восемь лет в хорошего, талантливого скульптора. Лепит бюст Льва
Николаевича и мой; bas-relief - Тани, и все недурно" (Дневники, т. 2, с.
20). Кроме бюста Толстого в бронзе Аронсоном было сделано два портрета
Толстого карандашом и около восьмидесяти набросков.

1* Толстой продолжал в это время работу над повестью "Хаджи-Мурат".
2* Князь Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938), скульптор.
3* Илья Яковлевич Гинцбург (1853-1939), скульптор.
4* Ольга Константиновна Толстая, урожд. Дитерихс (1872-1951), первая жена
Андрея Львовича Толстого.
5* Имеется в виду рассказ "Охота пуще неволи" из "Четвертой русской книги
для чтения" (т. 21).
6* Исаак Яковлевич Павловский (1862-1924), пользовавшийся псевдонимом И.
Яковлев, был корреспондентом "Нового времени" и других русских изданий в
Париже.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.