Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек в философской картине мира 4 страница




 


74 От лат. ratio – разум.


 


Более сложной по сравнению с понятием формой мышле- ния является суждение. Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и по- стигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Связи и отношения между предметами мысли носят самый раз- нообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

Для правильного понимания суждений необходимо учиты- вать следующую фундаментальную особенность действительно- сти: предметы могут существовать или не существовать, обладать или не обладать теми или иными свойствами, находиться или не находиться в тех или иных связях и отношениях с другими пред- метами. Таким образом, суждение – это та форма мышления, по- средством которой раскрывается наличие или отсутствие каких- либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то).

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, яв- ляется умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполага- ет еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода зна- ний, которыми человек располагает и пользуется в процессе сво- ей жизнедеятельности. Это – знания непосредственные и опосре- дованные. Непосредственные знания – это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний. Однако далеко не обо всем в ми- ре можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение.

 


Таким образом, умозаключение – это форма мышления, посред- ством которой из известного знания выводится новое знание.

Главными типами выводного знания являются индукция, т. е. движение мысли от частного к общему, и дедукция – от об- щего к частному. Выделяются следующие формы индукции: а) полная индукция через простое перечисление; б) неполная ин- дукция – на основе изучения некоторой группы явлений и отсут- ствия данных, противоречащих выводу, знание переносится на весь класс сходных явлений (так было получено суждение «все лебеди – белые», считавшееся истинным до открытия Австралии, где обнаружили черных лебедей).

Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее слож- ные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания.

Умозаключения в науке используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Но умозаключения важны и для осмысления будущего, которое на- блюдать еще нельзя. В изучении общества, например, широко распространены различные предвидения, прогнозы. Существует даже целое научное направление – футурология 75, прогнози- рующее будущее, формы его становления. А для этого необходи- мо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в на- стоящее время и прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодо- левают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явле- ния, в понимании его сущности, форм существования, законо- мерностей его развития и т. д.

В структуре рационального познания выделяют такие уров- ни, как рассудок и разум. Рассудок – это исходный уровень ра- ционального познания, на котором оперирование понятиями про- исходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жест-

 


75 От лат. futurum – будущее.


 


кого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуж- дать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рас- сматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функ- ция рассудка – расчленение и исчисление.

Для разума характерно, прежде всего, творческое опериро-

вание абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Только на этом уровне можно постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, развитии всесторонне и конкретно. Главная за- дача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложив- шейся готовой системы знания на основе выдвижения новых фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан преж- де всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума.

Целесообразность выделения в структуре рационального

познания двух уровней (рассудка и разума) в определенной мере подтверждается данными современной нейрофизиологии. Со- гласно этим данным существует функциональная асимметрия мозга, ответственная за существование двух разных типов мыс- лительной деятельности. Левополушарная часть мозга програм- мирует функции логически-дискурсивного рассудочного мышле- ния, в то время как правополушарная его часть ответственна за образно-эмоциональные и креативные функции.

Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил воз- никновение дилеммы эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм – направление в теории познания, которое при- знает чувственный опыт единственным или определяющим ис-


точником наших знаний о действительности. При этом рацио- нальная способность познания рассматривается только как меха- ническая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний. В рамках эмпи- ризма различают:

1) идеалистический эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли), пред- ставители которого рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний;

2) материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира.

Рационализм – направление в теории познания, признаю- щее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии позна- ния и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт (1596–1650), Г. Лейб- ниц (1646–1716), Б. Спиноза (1632–1677) и другие.

В рамках названных направлений в теории познания было

высказано и обосновано немало верных идей, раскрыто множест- во важнейших характеристик познавательного процесса. Но в це- лом они не смогли убедительно объяснить противоречивую при- роду познания. С точки зрения представителей эмпиризма чувст- венное познание есть совершенно самостоятельный и автоном- ный этап в структуре познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами чувственного опыта и осуществляет процедуры его обобщения и генерализации. Рацио- налисты, наоборот, акцентировали внимание на гносеологиче- ской роли мыслительных форм и универсальных логических схем деятельности сознания человека. Как правило, эти познаватель- ные структуры рассматривались как врожденные идеи, априорно присущие сознанию познающего субъекта.

В действительности опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания. Чувст- венное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвя- заны друг с другом, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важней- ших форм деятельности человека.


7.4. Проблема истины в познании. Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Впервые философское понятие истины введено Парменидом (VI–V вв. до н. э.) как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. В философской системе Платона (V–IV вв. до н. э.) истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос ис- тины»), а также вневременное свойство остальных «идей». При- частность человеческой души миру идей связывает душу с исти- ной. Аристотелем (IV в. до н. э.) была предпринята попытка спе- циального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержа- тельно соответствует действительному положению вещей.

Именно этот аспект отношения между знанием и действи- тельностью был положен в основание классической концепции истины, согласно которой она интерпретировалась как соответ- ствие знаний познаваемой действительности. Впоследствии бри- танским философом Дж. Муром (1873–1958) эта концепция ис- тины была названа корреспондентской теорией истины.

Основные принципы классической концепции исходили из допущения о существовании объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. В качестве важнейших ос- нований классической концепции истины выделяют следующие:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, по-

зволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие ме- жду знанием и действительностью.

В процессе исторического развития философии классиче-

ская концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем, например, с проблемой характера познаваемой действи- тельности и формах ее определения, с проблемой характера соот-


ветствия знания действительности. Осмысление этих проблем стимулировали развитие теории познания в двух направлениях.

Первое из них было связано с попытками усовершенство- вать и развить классическую теорию истины, предложив различ- ные версии решения ее проблем. В рамках этого направления бы- ла обоснована диалектико-материалистическая концепция ис- тины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об исти- не как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины.

Истина заключает в себе определенный итог процесса по-

знания. Однако этот итог не конченный, не окончательный, а в каждом конкретном случае – промежуточный. Истина – процес- суальна, она заключает в себе процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности или от истины относительной к истине абсолютной. Относительные истины – это истины, нуждающиеся в уточнении пределов и ус- ловий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, словом, в дальнейшем развитии. Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безуслов- ным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в об- щем объеме относительного знания. А так называемые «вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной исти- ны, аккумулирующими в себе твердо установленные, точно за- фиксированные, не подлежащие сомнению факты.

Движение человеческого познания происходит в направле- нии овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, т. е. неполными, приблизительны- ми. Однако это не означает, что в ходе постижения действитель- ности получаемые нами знания лишь обнаруживают свою отно- сительность: новые стадии в развитии познавательного процесса прибавляют и новые крупицы абсолютной истины. В целом, вы- рабатывая относительные истины, познание в ходе их суммиро-

 


вания пополняет и багаж абсолютной истины, приближая нас ко все более полному и всестороннему знанию о действительности.

Истину характеризует и такое свойство, как ее конкрет- ность. Оно – свидетельство того, что об объекте судят на основа- нии его реальных связей. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определен- ных условиях места и времени. Изменения этих условий ведет к тому, что истина теряет свою правомерность, утрачивает в новых обстоятельствах право считаться истиной. Только в том случае, если оговорены условия, при наличии которых сформулировано то или иное положение, можно говорить об истинности или лож- ности таких положений. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не существует. В этом смысле надо понимать из- вестное положение о том, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна. Это особенно важно иметь в виду при применении выводов той или иной общей теории к конкретным ситуациям. Не менее важен конкретно-исторический подход при исследова- нии социальных явлений: общество изменяется чрезвычайно бы- стро, и любые его характеристики вне связей и отношений столь же бессодержательны и бессмыслены как и применительно к свя- зям и отношениям, изменения которых не учитываются.

Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. Недаром же на- учные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическое выражение. Однако объективность истины подчеркивает то об- стоятельство, что она выражает такое знание, содержание кото- рого не зависит ни от человека, ни от человечества.

Процесс постижения истины всегда сопровождается опери- рованием заблуждениями. Принимая за истинное то, что на са- мом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуж- дения. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, глав- ным своим источником имеет, во-первых, ограниченность, нераз- витость или «ущербность» общественно-исторической практики и, во-вторых, абсолютизацию результатов познания отдельных сторон действительности.


Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности. Выделяют ошибки логические, т.е. нарушение принципов и правил логики, и фактические, обусловленные не- знанием предмета, реального положения дел. Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо «сходят со сцены», либо пре- вращаются в истинные знания.

Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. Она предполагает сознательное искажение действи- тельности, целью которого является обман. С ложью связана де- зинформация, т.е. передача заведомо ложного знания.

Отделить истину от заблуждения, оградить от последствий неточностей, просчетов, промахов познания, защитить от посяга- тельств лжи позволяет ориентация на всесторонне обоснованный критерий истинности знания. Марксистская философия постави- ла вопрос о практике как главном критерии истинности наших знаний. Практика – это категория для обозначения предметно- чувственной деятельности человека, направленной на преобразо- вание природы и общественных отношений.

Практика служит основой процесса познания. Это значит,

что именно в процессе практического взаимодействия с окру- жающим миром обнаруживаются его новые свойства и отноше- ния. Предметы как бы поворачиваются к человеку новыми гра- нями, отвечают на вопросы, которые он способен им задавать.

Далее, практика способствует совершенствованию чувст- венного познания, потому что требует постоянного развития спо- собностей и навыков человека, тренировки органов чувств. Кро- ме того, в процессе практической деятельности создаются новые приборы, средства наблюдения, многократно усиливающие огра- ниченные возможности человеческих органов чувств. Практика лежит в основе теоретической деятельности, познания сущности явлений, причин, закономерностей их функционирования и раз- вития. Практика является также движущей силой познания.

Практические потребности – важнейший, хотя и не единст- венный, стимул теоретических исследований, который иногда быстрее двигает науку, чем десятки университетов. Совершенст-


вование практической деятельности выступает как цель позна- ния, потому что большинство знаний направлено на их реализа- цию, на то, чтобы сделать жизнь человека более достойной и комфортной. Это не значит, что знания добываются только ради пользы. Подобно тому, как существует искусство для искусства, наука и получение других форм знания могут существовать и ра- ди «знания», для того чтобы приносить человеку чувство интел- лектуального удовлетворения.

Наконец, практика служит наиболее надежным критерием истинности знаний. Так, в повседневной жизни мы на собствен- ном опыте можем убеждаться в истинности утверждений о по- лезности тех или других лекарств, методов тренировки, способов общения с другими людьми и т.п. В науке сложная система изме- рений, экспериментов, моделирования, которая требуется для до- казательства истинности научных теорий, далеко не всегда дает гарантию получения абсолютно достоверного знания.

В рамках второго направления критики классической кон- цепции истины были обоснованы ее неклассические альтернати- вы. К основным из них относятся:

1) когерентная 76 концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер). Сторонники этой концепции, опираясь в основном на

опыт математических доказательств, считают данное утвержде- ние истинным, если оно получено по определенным логическим правилам из других предложений, ранее признанных истинными;

2) прагматическая 77 концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффек-

тивность для решения познавательных проблем;

3) конвенционалистская 78 концепция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич). В рамках этой концепции истина интерпретирует-

ся как продукт соглашения внутри научного сообщества, опреде-

ляемого свободным выбором понятийного и логического аппара- та теории.

 

 


 

 


76 От лат. cohaerentia – связь, сцепление.

77 От греч. pragma – дело, действие.

78 От лат. conventio – соглашение.


НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

 

8.1. Специфика и уровни научного познания. Как свое- образная форма познания наука возникла в Новое время, в XVI- XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа про- изводства. С этого времени наука начинает развиваться относи- тельно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практи- кой, получает от нее импульсы для своего развития и, в свою очередь, воздействует на ход практической деятельности, опред- мечивается, материализуется в ней.

Основные особенности научного познания:

1. Основная задача научного знания – обнаружение объек-

тивных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. От- сюда ориентация исследования главным образом на общие, су- щественные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие зако- нов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного по- знания – объективная истина, постигаемая преимущественно ра- циональными средствами и методами, но, разумеется, не без уча- стия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного по- знания – объективность, устранение по возможности субъективи- стских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка на- учного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно- критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ори- ентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть

«руководством к действию» по изменению окружающей действи- тельности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой:

 

 


«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически дейст- вовать», причем не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть слож- ный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образую- щих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипо- тез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или – что более характерно – искусственном (мате- матическая символика, химические формулы и т. п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно вос- производит их на своей собственной основе, формирует их в со- ответствии со своими нормами и принципами. Процесс непре- рывного самообновления наукой своего концептуального арсена- ла – важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие спе-

цифические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя та- ких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибер- нетический и другие общенаучные приемы и методы.

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выво- дов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логи- ко-методологическая подготовка исследователей, их философ- ская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В строении научного знания выделяют два уровня: эмпири- ческий и теоретический. В современном научном познании они выступают как сосуществующие моменты и вместе с тем логиче- ски следующие одно за другим звенья. Эмпирический этап по- знания осуществляется для того, чтобы потом перейти к этапу теоретическому. Со своей стороны теоретическое познание, бу- дучи достигнутым, реализованным, открывает путь для нового эмпирического познания, создает для него возможность открытия освещенных теорией новых фактов и описания их.


Эмпирическое и теоретическое познание различаются по ряду признаков:

1) по объекту исследования: эмпирическое исследование изучает реальные, конкретные предметы и их связи, а теоретиче- ское – идеализированные и абстрактные объекты. Объект эмпи- рического познания тоже подвергается определенной схематиза- ции и идеализации, но здесь это делается в значительно меньшей мере, чем при теоретическом познании, где объектом выступают уже первоначально обработанные мышлением данные эмпириче- ского познания;

2) по глубине отражения объективной реальности: эмпири-

ческое познание отражает преимущественно внешние стороны и связи, а теоретическое – внутренние, существенные;

3) по познавательным функциям: эмпирическое исследова-

ние направлено на наиболее полное описание чувственно данного многообразия, на установление связей концептуального аппарата науки с реальностью, теоретическое – на объяснение, понимание и предвидение. Если описание отвечает на вопросы «какой?»,

«как?», то объяснение дает ответ на вопросы «почему?», «какова причина?», «зачем?». Если в первом случае используются пред- ложения, фиксирующие индивидуальные черты отображаемых объектов и указывающие эмпирические зависимости данной предметной области, то во втором – предложения, выражающие теоретические законы;

4) по ведущей стороне: если в эмпирическом познании ве- дущую роль играет чувственность, то в теоретическом – рацио- нальность;

5) по методам познавательной деятельности: если в эмпи-

рическом познании преимущественно используются такие мето- ды, как наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, то в теоретическом – идеализация (метод построения идеализирован- ного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с ре- альными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико- дедуктивный методы); методы логического и исторического ис- следования и др.;


6) по характеру связи с практикой: эмпирическое знание «вы- растает» непосредственно из практики (а эксперимент является не только ведущим методом эмпирического познания, но и одним из основных видов практики), теоретическое же связано с практикой опосредованно – через эмпирические, прикладные исследования.

Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.

На эмпирическом уровне можно выделить, по меньшей ме- ре, два подуровня: во-первых, наблюдений, во-вторых, эмпириче- ских фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме – в форме не- посредственных чувственных данных субъекта наблюдения, ко- торые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. В протоколах наблюдения всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а если наблюдение строится в процес- се эксперимента с помощью каких-либо приборов, то обязательно даются основные характеристики прибора. Это не случайно, по- скольку в данных наблюдений наряду с объективной информаци- ей о явлениях содержится некоторый пласт субъективной инфор- мации, зависящий от состояния наблюдателя, показаний его ор- ганов чувств.

Объективная информации может быть искажена случайны- ми внешними воздействиями, погрешностями, которые дают приборы, и т. д. Наблюдатель может ошибиться, снимая показа- ния с прибора. Приборы могут давать как случайные, так и сис- тематические ошибки. Поэтому данные наблюдения еще не яв- ляются достоверным знанием, и на них не может опираться тео- рия. Базисом теории являются не данные наблюдения, а эмпири- ческие факты. В отличие от данных наблюдения факты – это все- гда достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслое- ния. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции:


– рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания;

– истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко использу- ются ранее полученные теоретические знания.

Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для обра- зования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т. п.

На теоретическом уровне знаний тоже можно выделить два

подуровня:

1) Частные теоретические модели и законы. Они выступа- ют как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. В этом слое теоретического знания, в свою очередь, об- наруживаются такие взаимосвязанные образования, как теорети- ческая модель, которая объясняет явления, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеали- зированные объекты и связи между ними.

2) Развитая теория. В ней все частные теоретические моде- ли и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 286 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.