Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика философской картины мира. Понятие




«бытия». Термин «картина мира» был введен впервые Л. Вит-

генштейном (1889–1951) в «Логико-философском трактате» (1921). Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Наиболее ранними картинами мира были мифическая и ре- лигиозная. В последние столетия сформировалась научная карти- на мира. Ученые в результате своих исследований выяснили, что собой представляет окружающий мир. Они определили, что наша Земля существует 4,5 млрд лет, а наша часть Вселенной сущест- вует не менее 13–14 млрд лет, что границы Метагалактики отсто- ят от нас где-то на расстоянии 15–18 млрд световых лет40. Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части Вселенной лежат четыре фундаментальных взаимодейст- вия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), сла- бое. Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы – из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, субэлемен- тарных частиц с дробным электрическим зарядом.

Однако научная картина мира изначально является фраг- ментарной, т. к. она опирается на совокупность данных, получае- мых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объ- ясняла мир в целом. Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом, в принципе, ненаблюдаем и с ним в таком ка- честве нельзя проводить эксперименты.

Философия в отличие от науки не связана с какими-то от-

дельными наблюдениями и экспериментами. Философская кар- тина мира использует язык категорий – фундаментальных поня- тий, в которых сконцентрирован индивидуальный и обществен-

 

 

40 Световой год – это земной год, за который пробегает световой луч (его скорость равна 300 тыс. км/с).


но-исторический опыт человека. Эти категории являются отра- жением связей и отношений объективной действительности в ее целом и выражают ее всеобщие закономерности. Специфика фи- лософской картины мира и состоит в том, что она является кате- гориальной картиной мира.

Исходной категорией в философском осмыслении мира яв- ляется категория «бытия». Впервые термин «бытие» в филосо- фию ввел античный мыслитель Парменид (VI–V вв. до н. э.). В этой категории фиксируется убеждение человека в существова- нии окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Таким образом, понятие бы- тия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. С помощью категории бытия интег- рируются основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно су-

ществуют, хотя и в разных формах, их (различное по форме) су- ществование – предпосылка единства мира;

3) в силу объективной логики существования и развития

мир (в различии форм его существования) образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и дейст- вию конкретных индивидов и поколений людей.

Из философского осмысления бытия вытекает представле-

ние о мире как всеобщем единстве, которое включает в себя множество (как актуальное, так и потенциальное) вещей, процес- сов, состояний, структур, систем во всем многообразии их форм (как неорганических и органических, так и социальных). Это, в свою очередь, предполагает постановку вопроса: имеется ли не- что объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единст- ве всего бесконечно многообразного мира? Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующе- го, для обозначения которой в философии выработаны две кате-


гории: субстрата и субстанции. Субстрат (лат. sub – под и stratum

– слой) – это то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений. Более высокую степень общности от- ражает понятие субстанции. Субстанция (лат. substantia – сущ- ность, нечто лежащее в основе) – это объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Таким об- разом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из че- го состоит бытие, то понятием субстанция фиксируется всеобщее основание бытия.

Вопрос, который мы поставили выше, теперь можно сфор- мулировать более точно: «Лежит ли в основе бытия одна субстан- ция или несколько?». В философии существует несколько разных ответов на этот вопрос, и, соответственно, философы разделяются на разные группы в зависимости от того, как на него отвечают.

Те философы, которые утверждают, что есть только одна субстанция, называются монистами (от греч. monos – один, единственный), а их позиция называется монизмом. Первые фи- лософы когда-то считали, что этой единой субстанцией является одно из известных им веществ – вода, земля, огонь или воздух. Древнегреческий философ Демокрит (V–IV вв. до н. э.) пришел к мысли о том, что в основе бытия лежат атомы и пустота. Впо- следствии под такой субстанцией стали понимать материю – не- что объективное, не зависящее от человека, его деятельности и сознания. Соответственно, философов, полагающих материю в качестве единственной субстанции, называют материалистами, а их позицию – материализмом.

Основными историческими формами материализма были:

1. Материализм древних мыслителей. Его особенность –

стихийно-диалектический и синкретический, т.е. нерасчлененный с частнонаучным знанием, характер.

2. Метафизический материализм XVII – начала XIX вв. Его

особенность – механистический и метафизический характер, т.е. он отрицал принцип всеобщей взаимосвязи и принцип развития.

3. Диалектический материализм. Его особенности: а) обо-

гащение материализма диалектикой, т.е. учением о развитии; б) распространение принципа материализма на человеческое обще- ство, его историю.


Выделяют также последовательный и непоследовательный (соединение материалистического понимания природы и идеалисти- ческого понимания истории), научный и вульгарный материализм.

К числу материалистов относятся французские философы

Д. Дидро (1713–1784), П. Гольбах (1723–1789), немецкие фило- софы Л. Фейербах (1804–1872), К. Маркс (1818–1883) и Ф. Эн- гельс (1820–1895). Таким образом, если вы принимаете материа- листический монизм, то для вас существует только один матери- альный мир, а все разговоры о переселении душ, о жизни после смерти и т. п. кажутся вам пустой болтовней.

По-видимому, наиболее трудной для материализма оказы-

вается проблема сознания, духа: что это такое? Откуда и как поя- вилось? Как сознание связано с материей? Общепринятых отве- тов на эти вопросы до сих пор нет.

К числу монистов относятся и те философы, которые счи- тают, что единственной субстанцией является не материя, а соз- нание, дух, мысль. Прежде чем сделать стул или стол, построить дом или корабль, нужно иметь в сознании образ, идею стула или корабля. Таким образом, мысль предшествует всем этим вещам, сначала мысль – потом вещь. Так вполне может быть, что и всем предметам окружающего нас мира – деревьям и ручьям, горам и облакам – предшествуют их идеи, образы. Мысль, идея – вот суб- станция мира. Философы, склоняющиеся к этой точке зрения, на- зываются идеалистами, а их позиция – идеализмом.

В зависимости от того, какое сознание принимается за пер- вичное, выделяют две основные формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм считает первичным безличное, объективно существующее (т.е. вне и независимо от человека) духовное начало. Крупнейшими представителями объ- ективного идеализма были древнегреческий философ Платон (V–IV вв. до н. э.), немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770–

1831). Субъективный идеализм считает первичным различные формы сознания отдельного человека. Субъективный идеализм связывают с именами английских философов Дж. Беркли (1685–

1753) и Д. Юма (1711–1776).

Идеализм близок мифологии, населяющей мир духами и демонами, и религии, утверждающей, что мир создан Богом и


управляется им. Если материализм совместим с наукой и может опираться на ее результаты при обсуждении своих проблем, то идеализм, по-видимому, вынужден вступать в противоречие и с наукой, которая до сих пор не обнаруживает ни малейших следов духовной субстанции (правда, она и не может их обнаружить своими методами), и со здравым смыслом, прекрасно осознаю- щим, что часто не столько сознание руководит нашим телом, сколько телесные заботы и немощи воздействуют на сознание. Перед идеализмом также встает неразрешимая до сих пор про- блема: как дух порождает материальный мир?

Стараясь избежать проблем, возникающих при допущении

лишь одной субстанции, некоторые философы признают наличие двух субстанций – материальной и духовной. Таких философов называют дуалистами (от лат. dualis – двойственный), а их пози- цию – дуализмом. Наиболее видным представителем дуализма считается французский философ Р. Декарт (1596–1650). Кажется, что это наиболее разумная позиция, преодолевающая трудности как материализма, так и идеализма: теперь уже не нужно решать сложного вопроса о том, как материя порождает дух или как идея порождает материю. Однако дуализм сталкивается со своей, не менее трудной проблемой: как объяснить связь между материей и духом, между физическими и психическими процессами? Если мысль и материя – две самостоятельные субстанции, то как моя мысль заставляет мою руку совершать физическое движение?

Затронутая выше тема о различных формах, способах и уровнях бытия для философии имеет большое значение. Факти- чески все различия в философских воззрениях касаются, в пер- вую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различ- ной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и, прежде всего, это различие в вопросе о том, какая из форм бытия являет- ся основной, исходной, а какие формы бытия производны, вто- ричны, зависимы от основной формы бытия. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные произ- водными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздейст- вующими на это бытие. Субъективный идеализм основной фор- мой считает субъективное бытие; объективный идеализм в каче- стве таковой принимает объективный дух.


3.2. Категория «материя» в философии. Понятие «мате- рия» (от лат. materia – вещество, субстрат, субстанция; содержа- ние) является одной из фундаментальных категорий материали- стической философии. Без него не обходятся и различные идеа- листические направления. При этом и среди материалистов и среди идеалистов нет единого представления о материи. Однако материалистов объединяет то, что все они признают за материей объективное существование – существование, независимое от ка- кого бы то ни было сознания или духа. В то время как общим для идеалистов является то, что они или совсем отрицают существо- вание материи, или отрицают ее объективность.

В истории философии прослеживают генезис и развитие понятия материи путем анализа трех основных этапов ее эволю- ции, для которых характерна трактовка материя как: 1) вещи,

2) свойства, 3) отношения.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существую- щих явлений. Впервые такую попытку постижения мира пред- приняли древнегреческие философы. Они пришли к заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоят некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы материя как субстанции выполнял тот или иной субстрат: у Фалеса (VII–VI вв. до н. э.) – вода («Все есть вода, и мир полон богов»), у Анаксимандра (VII–VI вв. до н. э.) – «апей- рон» (буквально «бесконечное»), у Анаксимена (VI в. до н. э.) – воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень фило- софствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух – это субстанции близкие человеку в его повседневном опыте и широко распро- страненные в мире природы, хотя каждая из этих субстанций мо- жет в некотором смысле претендовать на статус исходного и оп- ределяющего все принципа бытия. Однако попытка теоретиче- ского построения мира на подобной субстратной основе встрети-


ла серьезные трудности, поэтому Анаксимандр (VII–VI вв. до н. э.) предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало. Этим понятием он уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато по- тенциально была ближе к философской категории.

В рамках этого подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм, как учение об особенном строении материи. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора (V в. до н. э.) о качественно различных гомеоме- риях к представлению Левкиппа (V в. до н. э.) и Демокрита (V–IV вв. до н. э.), согласно которым мир состоит из несотворен- ных и неизменных материальных атомов – единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристика- ми – величиной, формой, весом и пространственным расположе- нием в пустоте. Позднее его учение развивалось древнеримскими мыслителями Эпикуром (VI–III вв. до н. э.) и Лукрецием (I в. до н. э.). Атомистическая версия строения материального мира раз- вивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной.

Таким образом, рациональный смысл вещного понимания материя усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов; во-вторых, в вещном подходе видели большое мировоззренче- ское и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных струк- тур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире аб- солютных идей.

Второй этап становления категории материя связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической нау-


ки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве ма- лых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества эле- ментов и характеризовались силовыми взаимодействиями и же- стко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещаю- щееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело).

Таким образом, наука Нового времени качественно не из- менила существующего представления о материи, она его лишь несколько углубила, наделив материю атрибутивными свойства- ми, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутив- ных свойств – массы, протяженности, непроницаемости и т. д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества («начало», «элементы», «корпускулы»,

«атомы» и т. п.).

В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие материи дается в работах у Г. Галилея (1564–1642) и в

«Математических началах натуральной философии» И. Ньютона (1643–1727), где излагаются основы первой научной теории при- роды. Таким образом, особое механическое свойство макротел – масса – становится определяющим признаком материи. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материально- сти тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М. В. Ломоносовым (1711–

1765) и А. Л. Лавуазье (1743–1794) закон сохранения материи как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь, Д. И. Менделеев (1834–1907) выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тождественное категории материи:

«Вещество, или материя, есть то, что, наполняя пространство,


имеет вес, то есть представляет массы, то – из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы»41.

Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-

первых, материя интерпретируется в границах механистического

мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во- вторых, она определяется прежде всего «сама по себе» вне ее от- ношения к сознанию; в-третьих, понятие материи обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками дан- ного понимания.

Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насы- щена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак материи. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания мате- рии, в том случае, когда, например, английский философ Дж. Локк (1632–1704) или французский мыслитель П. А. Голь- бах (1723–1789) определяли материю на основе фиксации отно- шения субъекта и объекта.

Ограниченность понимания материи в его обоих вариантах

отчетливо обнаружилась в XIX в. Подготовительным этапом но- вой трактовки категории материя может рассматриваться кон- цепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория и как философская программа для теоретического обеспе- чения естествознания (результат научной революции первой по- ловины XIX в.). Поэтому К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) подвергают пересмотру концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл. Они: 1) рассматривают материю как философскую абстракцию;

2) определяют статус материи в рамках основного вопроса фило-

софии (об отношении мышления к бытию); 3) вводят практику как критерий познания и образования понятий.

Обычно главной причиной, вызвавшей необходимость пе-

рехода к новому пониманию материи как философской катего- рии, называют кризис методологических оснований физики на рубеже XIX и XX вв. Открытие рентгеновских лучей, электроиз-

 

 

41 Менделеев Д. И. Основы химии: в 2-х т. / Д. И. Менделеев. – М.; Л.,

1947. – Т. 1. – С. 354.


лучения урана и радиоактивного распад атомов заставили пере- смотреть представления о непроницаемости материи и неделимо- сти атома.

В таких условиях в физике складывается атмосфера разоча-

рования в возможностях научного познания истины, начинается

«брожение умов». Ситуацию, сложившуюся в физической науке на рубеже XIX–ХХ вв., Ж. А. Пуанкаре (1854–1912) назвал

«кризисом в физике».

Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического пони- мания материи в философии. Вводится представление о материи как о том, «что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения». Согласно позиции В. И. Ульянова (Ленина) (1870–1924), материя – это философская категория, ко- торая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение материи к сознанию: понятие материя «не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая неза- висимо от человеческого сознания и отображаемая им»42. Обоб- щая открытия в естествознании и развивая марксистское учение о материи, он дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реально- сти, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»43.

Философское понимание материи как объективной реаль- ности конкретизируется естественнонаучными теориями о строе- нии и законах движения материи, раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию материю с конкретными физическими или химическими представлениями о материи, т.к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов материи.

 

 

42 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Полн. собр. соч. – М., 1976. – Т. 18. – С. 276.

43 Там же. С. 131.


3.3. Атрибуты материи. Понятие материи тесно связано с понятием природы, которая в широком смысле слова есть мате- рия, т.е. все сущее, весь мир в многообразии его форм. Важное место в представлении о мире занимает представление о всеоб- щей связи. Мир состоит из взаимосвязанных, взаимообусловлен- ных явлений и процессов. С выявления устойчивых, существен- ных, необходимых связей в предметах и процессах начинается всякое научное познание; эффективная практическая деятель- ность человека невозможна без опоры на знание таких связей.

В окружающем нас мире организованность и хаотичность изменений связаны, хотя первое преобладает над вторым. Хаоти- ческие изменения включены в оформленные образования и под- чиняются в конечном счете действию электромагнитных, грави- тационных, других материальных сил, действию частных и об- щих законов. Неоформленность изменений в каком-либо отноше- нии оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща природе в любых ее пространственно-временных мас- штабах. Системность является способом существования материи.

Вместе с тем материи присуща и структурность – это внут- ренняя расчлененность материального бытия. Структурные уров- ни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодей- ствия между составляющими их элементами. Критерием для вы- деления различных структурных уровней служат следующие признаки: пространственно-временные масштабы; совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития мате- рии в данной области мира.

Таким образом, каждой из областей материальной действи- тельности присущ ряд специфических структурных уровней, ко- торые находятся в определенной связи, упорядоченности. Пере- ход от одной области к другой связан с усложнением и увеличе- нием многообразия факторов, обеспечивающих целостность сис- тем (в неживой природе – ядерные, электромагнитные и др. силы, в обществе – производственные отношения, политические, на- циональные и др.) Внутри каждого из структурных уровней ма- терии существуют отношения субординации: молекулярный уро-


вень включает в себя атомарный; организменный – тканевый, клеточный; уровень общества представлен классами, нациями. Закономерности новых уровней специфичны, несводимы к зако- номерностям уровней, на базе которых они возникли, и являются ведущими для данного уровня структурной организации материи.

Структурность материи предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенно- му объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений и состояний. Все эти изменения, рассмотренные в са- мом общем виде, представляют собой неотъемлемую характери- стику бытия материального мира. Изменение в философии обо- значается понятием движения.

Выделяют два основных типа движения: первый тип – это движение, когда сохраняется качество предмета и второй тип, связанный с переходом от одного качества к другому, с измене- нием качественного состояния предмета.

Соответственно иерархии форм материи существуют каче- ственно разнообразные формы ее движения. Идея о формах дви- жения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом (1820–1895). В основу классификации форм движения материи он положил следующие принципы: 1) формы движения соотно- симы с определенным уровнем организации материи, т.е. каждо- му уровню такой организации должна соответствовать своя фор- ма движения; 2) между формами движения существует генетиче- ская связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низ- ших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки

своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения мате- рии и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи.

Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизво- дятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, ко-

 


торые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения.

Движение как изменение в свою очередь предполагает та- кое свойство материи как время. Но время включает в себя не только изменение как переход из одного состояния в другое, но и сохранение как пребывание в одном и том же состоянии. Органи- ческий синтез, взаимоопосредствование изменения и сохранения дает нам развитие.

Однако категория «движение» характеризует не только из- менение, но и перемещение. Движение как перемещение предпо- лагает такое свойство материи, как пространство. Но простран- ство включает в себя не только перемещение как переход из од- ного положения в другое, но и покой как пребывание в одном и том же положении. Органический синтез, взаимоопосредствова- ние перемещения и покоя дает нам поведение.

Перемещение и покой, т.е. поведение, живых существ и че- ловека коренным образом отличаются от перемещения и покоя неорганических тел: во-первых, поведение живого существа ор- ганически соединяет перемещение и покой, в то время как в не- органическом мире они разделены; во-вторых, поведение живого существа органически соединяет упорядоченное, законосообраз- ное перемещение (подобно движению планет вокруг Солнца) и неупорядоченные, хаотические перемещения (подобно броунов- скому движению молекул), являясь в подлинном смысле свобод- ным, т. е. основанным на возможности и способности живого су- щества выбирать путь в пространстве.

«Пространство» и «время» представляют собой формы, вы- ражающие определенные универсальные способы координации (отношения) вещей и свойств объективной реальности.

В истории философии сложились две концепции, вскры- вающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная 44. Родоначальники субстанциональной концеп- ции Демокрит (V–IV вв. до н. э.) – по проблеме пространства – и Платон (V–IV вв. до н. э.) – во взглядах на время – трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависи-

 

44 От лат. relatio – отношение.


мые ни от материи, ни друг от друга. В соответствии с этими взглядами естествоиспытатели вплоть до XX в. отождествляли пространство с пустым вместилищем вещей и событий, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время – чистой длительностью, протекающей равномерно.

Противоположное понимание было сформулировано Ари- стотелем (IV в. до н. э.). Его взгляды составили суть реляцион- ной концепции. Её сторонники (Лейбниц, Гегель) понимали про- странство и время не как самостоятельные сущности, а как сис- тему отношений, образуемых движущейся материей.

В наше время реляционная концепция имеет естественно-

научное обоснование в виде созданной А. Эйнштейном (1879–

1955) теории относительности. Специальная ее часть, гласит: пространство и время зависят от движущейся материи, в природе существует единое пространство-время. В свою очередь, общая теория относительности утверждает: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства (кривизна и скорость течения времени) создаются распределением и взаимо- действием тяготеющих масс.

Таким образом, с точки зрения современного естествозна- ния и соответствующих философских обобщений объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Со- временные ученые предпочитают говорить о некоем едином и объективном пространственно-временном континууме. Про- странство и время понимаются как взаимосвязанные формы су- ществования материальных тел.

Характеризуя пространство и время, выделяют метриче-

ские и топологические их свойства. К метрическим свойствам относят количественные характеристики пространства-времени, такие, как протяженность и длительность. Протяженность пред- полагает наличие места и положения. Место есть единство про- странственной границы и некоторого объема, охватываемого ею, а положение – это координация одного места по отношению к другим. Место и положение обусловливают пространственную структуру.

 


Основными метрическими характеристиками времени яв- ляются длительность и мгновение. Мгновение – это далее не рас- членимый атом длительности, квант длительности. Сама дли- тельность при этом понимается как совокупность мгновений, за- ключенная в некоторые границы, каковыми являются начальные и конечные мгновения существования того или иного объекта. Длительность – это продолжительность существования, сохране- ние существования объекта. Длительность может характеризо- ваться отношениями одновременности – синхрония или последо- вательности – диахрония.

К топологическим свойствам пространства и времени отно-

сят качественные и во многом проблемные их характеристики, как, например, непрерывность и связность пространства и време- ни, порядок и направление времени, размерность пространства и времени. Топологические свойства пространства – это еще и од- нородность, изотропность45, трехмерность пространства. Тополо- гические свойства времени – однонаправленность, одномерность, необратимость. Все эти характеристики до сих пор представляют проблему и нуждаются в обосновании.

В связи с этим следует отметить специфические проявле- ния пространства и времени не только в макромире, микро- и ме- гамире, но и в живой и социально организованной материи.

В живой природе наблюдается резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специ- фично и временная организация живого: речь идет о биологиче- ских часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чере- дованию факторов внешней среды.

Социальное пространство обладает особым человеческим

смыслом, социально значимыми характеристиками – техника, ар- хитектура городов формируются людьми и несут на себе их цен- ности в определенные исторические эпохи. Социальное время яв- ляется мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.

 

45 Изотропность – одинаковость протекания процессов в одних и тех же условиях.


3.4. Явление и сущность. Под явлением понимаются кон- кретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности. Поэтому явление доступно непосред- ственно чувственному восприятию. Оно выступает как единич- ное, индивидуальное. Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Од- ни явления вызывают, порождают другие. В результате первые выступают как причины, вторые – как следствие. Явление (про- цесс, событие) называется причиной другого явления (процесса, события), если оно: 1) предшествует другому во времени; 2) яв- ляется необходимым условием, предпосылкой или основой воз- никновения, изменения или развития другого, иными словами, если оно порождает другое. Различают полную и специфическую причины. Полная причина представляет собой совокупность всех обстоятельств, при наличии которых необходимо наступает след- ствие. Специфическая причина – это совокупность ряда обстоя- тельств, появление которых ведет к появлению следствия. Уста- новление полной причины оказывается возможным лишь в срав- нительно простых случаях, и обычно научное исследование на- правлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компо- ненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины.

Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Эту внешнюю причину называют поводом. Его можно искусственно создать.

Причинные связи могут быть прямыми или опосредован- ными, простыми или сложными. К сложным типам причинно- следственных связей относится отражение и взаимодействие. При отражении явление-следствие сохраняет в своей структуре, свой- ствах следы воздействия явления-причины. Во взаимодействии явление-причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия; причина и следствие взаимно влияют друг на друга, выполняют практически одновременно роль при- чины и следствия.


В зависимости от понимания места и роли причинности сформировались такие концепции, как детерминизм и индетер- минизм. С точки зрения детерминизма причинно-следственная связь характеризуется следующими признаками: а) объективно- стью, т. е. существует в самой действительности независимо от сознания; б) всеобщностью, т. е. любое событие или явление все- гда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает; в) необходимостью, т. е. определенная причина всегда при нали- чии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще).

Однако кроме внешней у всех предметов, явлений и про- цессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и опреде- ляющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недос- тупная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность. Обычно сущность выступает как общее, поэтому она доступна только абстрактному мышлению.

Одна и та же сущность может иметь множество различных

проявлений, равно как и всякое достаточно сложное явление мо- жет определяться несколькими сущностями, относящимися к раз- ным структурным уровням материи. Сущность всегда более ус- тойчива, чем конкретное явление, но и конечном счете и сущно- сти всех систем и процессов в мире также изменяются в соответ- ствии со всеобщими законами развития материи.

Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскры- вает законы, которые ими управляют. Сущность и закон – поня- тия очень близкие; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким за- кономерным связям. Но сущность не дается сразу вся, а постига- ется по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущ- ности второго порядка, более глубокой и так без конца. В прак- тической работе необходимо строго различать сущность вещей, процессов, событий и ее проявления, стремиться находить сущ- ность и ориентироваться на нее.

 


Сторонами сущности выступают форма и содержание. Со- держание представляет собой всю совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Иногда в содержа- ние добавляют внешние связи вещи. Под формой понимается внутренняя и внешняя структура, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними.

Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма спо- собствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержа- нию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кри- зисное состояние явления. Для восстановления возможности раз- вития старая форма должна быть заменена новой. Противоречие между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание из- меняется непрерывно, то форма имеет консервативную тенден- цию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком.

Воздействие формы на содержание связано с ее относи-

тельной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких фор- мах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятель- ность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое со- держание может использовать отдельные новые формы.

Рассматривая содержание и форму, мы представляем пред- меты как нечто целое в единстве всех его составляющих. Но в процессе познание бывает необходимым детальнее рассмотреть то, из чего состоит содержание. В этом случае мы оперируем ка- тегориями «часть» и «целое». Частью называется предмет, про-


цесс, или явление входящие в другие предметы, процессы или явления, а целым – предмет, процесс или явление, которое вклю- чает в себя другие предметы, процессы или явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей. Часть и целое взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В то же время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим.

По своему строению можно выделить три вида целостно- сти. Первый вид – это неорганизованная целостность или конг- ломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойст- вами частей (например, куча камней). Удаление большого числа частей не меняет сущности кучи, конечно, до известной меры, с нарушением которой, куча как определенное качество исчезает. Второй вид – целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствам частей46. Третьим видом является

органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение мо- жет привести к гибели и целого и частей. Примерами такого це- лого являются главные самоорганизующиеся системы.

Частями целого, вообще, являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращает в процессе познания внимание на связи, то речь бу- дет идти о структуре целого. Структура – это связь, способ орга- низации целого. В этом случае части, между которыми осуществ- ляются указанная организация, называются элементами. Единст- во элементов и структуры называется системой.

Структура системы может характеризоваться как по гори- зонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компо- нентами системы), так и по вертикали. Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней.

 

 

46 Так, водород горит, кислород поддерживает горение, а молекулы воды в своей совокупности гасят огонь.


Структура выполняет в системе следующие функции:

1) обеспечение целостности, качественной определенности системы. Отвечающим этой функции свойством структуры будет ее целостность. Иначе говоря, структура системы должна выра- жать всю полноту связей между компонентами последней, а не ту или иную часть связей, хотя бы и весьма существенных.

2) обеспечение возможно более прочного, крепкого, на-

дежного сцепление компонентов; отсюда – такое свойство струк- туры, как устойчивость.

Когда речь идет о развитии системы, устойчивость ее структуры оборачивается консервативностью, так как структура не содержит потребности изменения, являясь стабилизирующим началом системы, изменения которой начинаются в ее составе, в компонентах, и только это заставляет систему раньше или позже менять свою структуру. Поскольку же изменение компонентов системы под влиянием среды затрагивает, как правило, не весь состав системы, а только ту или иную ее часть, постольку разру- шение структуры начинается с какой-то одной стороны, и про- цесс развития приобретает неравномерный характер. Формирова- ние новой структуры есть преодоление это неравномерности.

Соотношение целостности и устойчивости образует такое

интегративное свойство структуры, как адаптивность. Такое свойство действительно существует – оно обнаруживается при сопоставлении меры жесткости (или меры пластичности) струк- туры в различных системах, которая, несомненно, зависит, преж- де всего, от качественного своеобразия систем.

К понятию «явление» близко по содержанию понятие «ви- димость» (или «кажимость») – неадекватное, извращенное выра- жение сущности. Видимость имеет опору в сущности: она есть сущность в одном из ее проявлений. Поскольку формы проявле- ния видимости многообразны, постольку, чтобы правильно по- нять то или иное событие, необходима критическая проверка данных непосредственного наблюдения, четкое различие отно- шения «быть и казаться». Феномен «быть и казаться» выражает, прежде всего, факт несоответствия сущности и ее внешнего об- наружения.

 


УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

 

4.1. Становление, изменение и развитие. Категория «ста- новление» выражает спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход, превращение в другое, т. е. становле- ние является по преимуществу движением от старого к новому. Сам процесс становления осуществляется в виде эволюции и ре- волюции. Эволюция представляет собой формирование в рамках старой действительности возможности новой, постепенная подго- товка старой действительности к переходу в новую действитель- ность. Переход же в новую действительность, т. е. реализацию возможности новой действительности осуществляет революция.

Для анализа становления необходимо рассмотреть катего- рии «возможность» и «действительность». Категория «возмож- ность» фиксирует объективную тенденцию развития сущест- вующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому воз- никновению. Сами условия, в свою очередь, подразделяются на необходимые и достаточные. Необходимые условия определяют внутреннюю реальную возможность порождения какого-то собы- тия (чтобы семя проросло, необходимо наличие сохранности внутриклеточных биолого-химических процессов). Достаточные условия характеризуют внешние дополнительные требования для реализации этого процесса (для прорастания семени ещё необхо- димы: благоприятная температура, питательный состав и т. д.).

Наиболее существенной характеристикой возможности яв- ляется мера ее перспективности. В зависимости от нее различают формальную и реальную возможность. Формальная возможность выражает отсутствие каких-либо условий, порождающих некото- рое явление. Этим понятием обозначают также слабо выражен- ную тенденцию в развитии явления (т. е. малоперспективную). Реальная возможность означает наличие ряда необходимых усло- вий реализации (превращения в действительность) данного явле- ния. Реальные возможности, в свою очередь, делятся на абст- рактные и конкретные. Различие между этими видами возможно- стей относительно, так как разные абстрактные возможности на- ходятся на различных этапах превращения в конкретные. Коли-


чественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления. Результат зависит от вызре- вания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы, иначе они могут быть утрачены. Но даже кон- кретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные. И какая из них превратится в действи- тельность, зависит от практической деятельности людей. Поэтому учет реальных возможностей, деятельность по превращению неко- торых из них в действительность, устранение опасности реализа- ции и даже возникновения нежелательных возможностей является важнейшей практической задачей человека. В интересах этой дея- тельности и проводится теоретический анализ возможности, в ча- стности ее соотношение с необходимостью и случайностью.

Если случайность представляет собой специфическую,

единичную возможность, одну из многих возможностей, то необ- ходимость – всеобщую (точнее, одну, единственную) возмож- ность, исключающую все другие возможности. Промежуточной категорией, осуществляющей постепенный переход от случайно- сти к необходимости, является вероятность. Вероятность какой- либо возможности есть число, заключенной в интервале от 0 до 1. Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, свя- занную со структурой предмета, и внешнюю, связанную с часто- той реализации события. Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чи- сел, согласно которому совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих ус- ловиях к результату, не зависящему от случая. Таким образом, каждое событие есть равнодействующая необходимых и случай- ных причин.

Категория «действительность» представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в каче- стве реализации некоторой возможности. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объектив- ного мира. Возможность становится действительностью тогда, ко- гда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем реальнее оказывается возможность.


Если становление является по преимуществу движением от старого к новому, то развитие представляет собой ряд изменений явления, которые приводят к его усилению, т. е. это не переход от старого к новому, а развитие нового.

Процесс развития характеризуется необратимостью, на- правленностью, закономерностью изменений. Необратимость из- менения заключается в том, что в процессе развития (в отличие от случаев циклического функционирования системы) невозмо- жен возврат к уже пройденным состояниям. Определенная на- правленность изменения заключается в том, что в процессе раз- вития постепенно накапливаются однокачественные изменения, определяемые типом взаимодействия данного объекта с окру- жающим миром и его внутренними противоречиями. Совокуп- ность однокачественных изменений определяют линию направ- ленного изменения объекта. Закономерность изменения заключа- ется в том, что в основе развития лежат неслучайные события, которые в бесконечном количестве возмущают направленное из- менение объекта, а события, которые носят необходимый харак- тер, т. е. проистекающие из самой сущности объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром.

В настоящее время происходит формирование информаци-

онного подхода к исследованию проблем развития. С точки зре- ния этого подхода мир находится в постоянном движении между хаосом и порядком. Второе начало термодинамики описывает путь к хаосу – возрастание энтропии47. Неравновесная термоди- намика показывает, что столь же закономерно движение к поряд- ку – снижению энтропии. Способом снижения энтропии является информация. С увеличением количества информации увеличива- ется порядок и организация в системе, возрастает сложность сис- темы. Усложнение представляет собой повышение способности к восприятию, переработке, использованию и производству ин- формации путем увеличения дифференциации и интеграции час- тей системы. Таким образом, развитие можно рассмотреть как процесс, источником которого является информация (отражение),

 

 

47 Энтропия (от греч. поворот, превращение) – понятие, впервые введён- ное в термодинамике для определения меры необратимого рассеивания энергии.


а результатом – усложнение. Сопутствующими характеристиками этого процесса являются устойчивость (способность сохранять целостность в условиях внутренних и внешних возмущений) и эффективность (способность создавать потенциал усложнения – развития).

Если ранее процессу развития противопоставлялось его от- сутствие, простое повторение без изменения структуры (кругово- рот), то в рамках данного подхода предлагается другая альтерна- тива: если сложность и воздействие объекта на окружающую среду возрастают, мы имеем дело с процессом развития, в случае упрощения объекта и увеличения воздействия среды на объект – налицо деградация. Критерием в данном случае служит усложне- ние или упрощение структуры объекта: если увеличивается коли- чество элементов в системе или формируются его новые внут- ренние связи, – это усложнение, прогресс, и наоборот, если связи упрощаются, – это регресс.

Жизненный цикл каждого объекта определяется законами существования. Взяв за основу теорию расширяющейся Вселен- ной, неравновесную термодинамику и второе начало термодина- мики, А.Ю. Скопин сформулировал три закона существования:

1) закон максимальной пространственной экспансии; 2) закон ус-

ложнения; 3) закон деградации (пространственных и временных пределов существования)48.

Закон максимальной пространственной экспансии показы-

вает изначальную цель и способ существования любого объекта, его стремление к максимальному заполнению или контролирова- нию пространства. Чем больше контролируемое пространство, тем больше доступ к энергетическим и информационным ресур- сам, необходимым для усложнения и освоения нового простран- ства. Сокращение жизненного пространства ведет к уменьшению энергетического базиса, упрощению объекта, его деградации. Проявлениями закона максимальной пространственной экспан- сии являются такие события, как высокая рождаемость и войны (стремление к физическому заполнению пространства), освоение

 

 

48 См.: Философия: учеб. пособие / Под ред. проф. Н. С. Кожеуровой. –

М., 2002. – С. 133.


новых рынков сбыта и зоны действия национальной валюты (стремление к экономическому контролированию пространства), публикация статей в международных журналах и выступления на международных конференциях (стремление к максимальному распространению собственных идей).

Для того чтобы не только стремиться, но и реализовать данное стремление, сущее должно постоянно усложняться, по- скольку усложнение – это единственный способ опережения дру- гих объектов в борьбе за пространство. Отсюда вытекает второй закон существования – закон усложнения, характеризующий главное условие и механизм достижения изначальной цели. Про- изводство новых видов вооружения, новых товаров с более высо- кими потребительскими качествами, чтение более сложных книг и прочие действия являются проявлением закона усложнения. Сформулируем его так: «Для достижения максимальной про- странственной экспансии все сущее должно усложняться».

Очевидно, что чем больше контролируемое пространство с энергетическими и информационными ресурсами, тем больше претендентов на данное пространство и выше уровень конку- рентной борьбы. Тем выше должен быть и уровень усложнения, который, однако, не может быть бесконечным для любого конеч- ного объекта. Поэтому следующим, третьим законом существо- вания, логично дополняющим первые два закона, является закон деградации, показывающий неизбежность достижения пределов существования: «При достижении пределов усложнения и запол- нения пространства все сущее начинает деградировать и исчезает».

Таким образом, в соответствии с законами существования, все сущее (объект, явление, идея) стремится к максимальному за- полнению пространства путем постоянного усложнения, а дос- тигнув пределов усложнения и заполнения пространства, начина- ет деградировать и исчезает.

 
Следование законам существования приводит к необходи- мости выделения ведущих частей объектов или подсистем для понимания стадии существования объектов и тенденций их изме- нения. Так, для изучения живых существ основополагающую роль играет исследование генетической и нервной систем, для изучения общества – изучение управления и коммуникаций.


4.2. Диалектика. Термин «диалектика» впервые ввел древ- негреческий философ Сократ (V в. до н. э.) для обозначения ис- кусства вести спор, для диалога, когда в споре противоположных точек зрения выводится истинное положение. Долгое время под диалектикой понимали только набор особых логических методов, позволяющих через столкновение противоположных высказыва- ний получать вывод, истинность которого основывалась на логи- ческом доказательстве. Однако по мере развития научного позна- ния все более очевидным становилось то, что мысли человека возникают и существуют как отражение объектов и, следователь- но, наличие противоположных суждений свидетельствует о про- тивоположных отношениях, свойствах или качествах в объектах. Постепенно диалектика из логики поиска истины стала превра- щаться в учение о противоречиях в сущностях объектов. Немец- кий философ Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) уже в XIX веке перера- ботал диалектику в теорию, в которой противоречие понималось как ведущая причина, как источник развития. С этих пор утвер- дилось современное понимание диалектики – как теории разви- тия, а поскольку философия изучает мир в целостном и общем его представлении, то и диалектику стали определять как учение о наиболее общих законах развития.

Первый закон диалектики – это закон единства и «борьбы» противоположностей. Его еще называют законом противоречия. Этот закон отвечает на вопрос: почему происходит развитие. Он раскрывается с помощью таких категорий, как «тождество»,

«различие», «противоположности», «противоречие».

Различие есть то, что характеризует индивидуальное в объ- ектах, то, что их «разъединяет». Тождество есть то, что характе- ризует сходство в объектах, то, что их «объединяет». Вот мы с вами, собравшиеся в одной точке пространства в одно время, то- же различны и сходны одновременно. Каждый из нас – индиви- дуален, неповторим, но мы можем сосуществовать только в силу сходства в каких-то параметрах: например, в целях взаимодейст- вия мы сходимся, в форме биологических процессов, происходя- щих в данных условиях со всеми нами, и сходимся, и различаем- ся; в половых признаках делимся на две неравные части, а в че- ловеческих признаках сходимся все, ну, и так далее.


Находя сходства и различия между людьми, например, нужно всегда помнить о том, что различий гораздо больше, чем противоречий, так как не любое различие «дорастает» до проти- воречия. Различие возникает в результате мысленного сравнения и само по себе не является источником развития, а вот противо- речие существует объективно, складывается вне мысли и служит источником развития. С него все начинается. Особенно ярко про- тиворечие как источник развития проявляется в мышлении: мы мыслим парадоксами, хотя стремимся к определенности. Но оп- ределяем одно обязательно через другое, противоположное.

Противоречие – это существенное (глубокое, необходи-

мое) различие на базе тождества, стороны которого удовлетво- ряют трем требованиям: 1) различные стороны раздваиваются внутри одного и того же объекта, принадлежат одному целому, то есть они «жить друг без друга не могут»; 2) различные стороны разнонаправлены, они «терпеть друг друга не могут»; 3) они взаимопереходят, уравновешивают друг друга в определенный момент, когда становится не ясно, что будет дальше, кто или что возглавит процесс.

При этом само противоречие не является чем-то застывшим и неподвижным, оно само движется и развивается. Сначала тож- дество доминирует над различием внутри одного и того же объ- екта, противоречие просто в потенции, мы его не видим. Затем на втором этапе начинает доминировать различие, т.е. зарождается противоречие, становится таковым, когда противоположные по направлению стороны, неравные по силам, начинают взаимодей- ствовать внутри объекта. И такое их неравносильное взаимодей- ствие, когда одна сторона доминирует, ведет, указывает тенден- цию развития всего объекта, а вторая подчиняется и сопротивля- ется одновременно, называется собственно «борьбой» противо- положностей.

Реально состояние уравновешенности противоположностей никогда не длится долго. Внутренние процессы, нарастая, рано или поздно приводят к смене качественного состояния опреде- ленности, к нарушению меры объекта. Но это уже второй закон, сформулированный и описанный Г.В.Ф. Гегелем (1770–1831) – закон взаимного перехода количественных и качественных изме-


нений. Этот закон объясняет, когда происходит развитие. Он рас- крывается с помощью таких категорий, как «свойство», «состоя- ние», «качество», «количество», «мера», «скачок».

Свойство есть способ проявления определенной стороны

объекта по отношению к другим объектам, с которыми он всту- пает во взаимодействие. Оно есть именно то, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие. Среди совокупности свойств выделяются как существенные (необходи- мые), так и несущественные (случайные) для данного предмета, а также внутренние и внешние, всеобщие и специфические, естест- венные и искусственные.

Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, что характеризует состояние системы. Состояние относится к ус- тойчивому проявлению данного свойства в его динамике. Своими свойствами объект обращен вовне, а состоянием – прежде всего внутрь себя. Свойства, состояние, функции и связи образуют ка- чественные признаки объекта.

Качество – это такая определенность предмета (явления,

процесса), которая характеризует его как данный предмет, обла- дающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов.

Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Количество есть вы- ражение однородности вещей, их подобия, сходства, вследствие чего они могут подвергаться операции увеличения и уменьшения, разделения и объединения и т. п.

Количественные изменения отличаются от качественных, но находятся в тесной связи друг с другом (отличаются тем, что количественные свойства предмета могут изменяться, и при этом предмет может оставаться самим собой до определенного момен- та, а по отношению качественных изменений такого мы не можем сказать).

Взаимосвязь качества и количества или такой интервал ко- личественных изменений, в пределах которого сохраняется каче- ственная определенность предмета, называется мерой. Мера –


это своего рода граница, рамка, в которых предмет остается са- мим собой. «Нарушение» меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет.

Всякое качественное изменение происходит в виде скачка. Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качест- венного изменения предмета, перелом, разрешение назревших противоречий.

Исходя из этих понятий, можно заключить следующее: за- кон взаимоперехода количественных и качественных изменений есть такая взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количест- венные изменения, постепенно накапливаясь, нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, проте- кающие в виде скачков.

Наряду с переходом количества в качество происходит и обратный переход – качества в количество. Новое качество влия- ет на исчезновение одних и становление других «количеств». Пе- реход качественных изменений в количественные в процессе раз- вития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений; 2) оказывает сущест- венное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений; 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления.

Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений ко- личественными и в определяемости количества качеством.

Третий закон – закон отрицания отрицания – отвечает на

вопрос, как происходит развитие. Это закон наиболее общий, т. е. его проявление можно найти во всех сферах мира – в природе, обществе и человеческом мышлении. Но он не всеобщий, так как характеризует не все процессы изменения, а только развитие как усложнение. Он определяет, в каком направлении происходит развитие, какую форму оно имеет.

Термин «отрицание» в данном случае означает:

1) устранение устаревших «нежизнеспособных» в данных условиях элементов;


2) сохранение и включение в состав нового всего положи- тельного, «жизнеспособного»;

3) рождение и утверждение нового.

Согласно этому закону развитие осуществляется циклами,

каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность (отрица- ние); превращение этой противоположности в свою противопо- ложность (отрицание отрицания).

Развиваясь во времени, мы все что-то сохраняем в себе как базу преемственности – тот багаж, от которого невозможно отка- заться, ибо тогда мы перес





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.