В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, - во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливой действительности, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.
Пауль Клее. «Предупреждение кораблей», 1917
Экспрессионистам свойственно тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Винсент Ван Гог. «Доктор Поль Гаше», 1890
Корни экспрессионизма уходят в глубь истории и охватывают обширную географическую территорию. Два наиболее значимых источника этого направления нельзя отнести ни к современному искусству, ни к Европе: это искусство Средневековья и так называемых примитивных народностей. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Более того, изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». По иронии судьбы этот термин сначала применялся к творчеству художников, не имеющих отношения к Германии, - Гогена, Сезанна, Матисса, Ван Гога. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран.
Однако уже на этой выставке в Кёльне трактовка экспрессионизма меняется. Организаторы ее и большинство критиков подчеркивали близость немецкой авангардной живописи к творчеству Ван Гога; почетный гость выставки - норвежец Эдвард Мунк.
Эдвард Мунк. «Мадонна», 1894-1895
Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Выставка ошеломила Мунка; он писал другу: «Здесь представлена фантастически причудливая коллекция живописи. Кёльнский собор потрясен до основания». Наметился не только географический сдвиг в трактовке экспрессионизма; выявилось стремление его не столько к поиску новаторских способов отражения физического мира, сколько к передаче его чувственного, даже несколько, глубинного восприятия. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Именно поэтому музейные работники, критики, торговцы живописью да и сами художники неоднозначно трактовали этот термин.
Василий Кандинский. «Зимний пейзаж II», 1909
Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Сначала использовалось применительно к живописи, скульптуре и гравюре, позднее - к литературе, театру и танцевальному искусству. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) - от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Затем он проник и в архитектуру и, в еще более явственной форме — в новый, современный вид искусства — кино.
Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Многие художники, которых сейчас считают олицетворением этого направления, отрицали свою принадлежность к нему. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Мне такое ограничение не нравится». Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, - Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Жизнь некоторых художников была, к сожалению, не долгой; можно только догадываться, как сложилась бы их творческая биография. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. В 1914 г. на полях сражений погибли художник Август Макке и поэты Альфред Лихтенштейн и Эрнст Штадлер.
Эгон Шилле. «Осеннее солнце I», 1912
Для другого поэта, Георга Тракля, опыт спасения раненых после одного из сражений в Польше оказался таким потрясением, что он принял смертельную дозу кокаина. Франц Марк погиб в 1916 г. Эгон Шиле стал жертвой жесточайшей эпидемии гриппа в Вене в 1918 г., Вильгельм Лембрук не вынес тягот военного времени и покончил жизнь самоубийством - в Берлине, в 1919 г.
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы.
Эрнст Людвиг Кирхнер. «Улица. Дрезден», 1905
Утопические мечты, порывы придать искусству функцию «искупления вины» означали: экспрессионизм несет и огромный потенциальный заряд отчаяния, разочарования, безразличия. Вместе с пронзительно глубокими творениями возникло множество работ, являвших экстатическое излияние псевдоэмоций, сентиментально-эгоцентрических настроений. Мы не затрагиваем здесь самые мрачные из таких работ.
Многие выдающиеся произведения экспрессионизма в Германии - результат плодотворного творческого сотрудничества единомышленников. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Первая из них - «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Картины этих художников отличает и необычность палитры, и вольное деформирование натуры. В произведениях графики они пытались возродить заново средневековую гравюру на дереве с ее традициями.
Макс Бекмар. «Танцы», 1923
Другое объединение - «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) возникло чуть позднее, в Мюнхене в 1911 – 1914 гг. В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее, и другие. Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.
В журналах Der Sturm и Die Aktion и во время проведения многочисленных выставок шли горячие дискуссии и поиск общей платформы. Важно, что это период разрушительной войны – последствия ее для Германии тяжелейшие. Эти события и потрясения неизбежно влияли на формы, в которых проявлялся экспрессионизм, и в конечном итоге привели к его кончине.
Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.
Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.
[править]
Характерные черты
Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность.
Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.
В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.
Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.