Обращение к истории России неизбежно поставило вопрос о корнях древнерусской культуры. Отсюда понимание роли Византии в создании русского национального зодчества.
1824г. - исследование фундамента Десятинной церкви. 1824 - 1842 - строительство новой Десятинной церкви по проекту архитектора В. П. Стасова. Новая Десятинная церковь - произведение национального направления. Это первая постройка в русско - византийском стиле в 19 веке.
Подлинным создателем русско-византийского стиля стал К. А. Тон. Его первая в Петербурге постройка в этом стиле - церковь Св. Екатерины (1831-1837г.). Для создания этой церкви Тон использовал крестово-купольную систему и традиционное пятиглавие. Церковь не сохранилась до наших дней.
Храм Христа Спасителя - главное произведение Тона в русско-византийском стиле в Кремле. Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата Тона - примеры применения византийского стиля в светской архитектуре.
Единственным памятником византийского стиля в Петербурге ныне остались только церкви в ансамбле Воскресенского Новодевичьего монастыря. Автором проекта построек на территории монастыря был Н. Е. Ефимов, а после его кончины- Н. А. Сычев. Создание пятиглавого собора с пятью пределами было завершено в 1861 году.
Появление русско-византийского стиля в архитектуре 19века было вызвано ростом национального самосознания в русском обществе. Это заставило архитекторов использовать в своих постройках мотивы древнерусского зодчества, на которое влияла византийская культура.
От архитектурного наследия Византии светских зданий почти не сохранилось. Это определило и основное направление использования византийского стиля в России - храмовое строительство.
Русско-византийский стиль - одно из основных архитектурных направлений в России середины 19века
12) Перов- как представитель «мрачных» шестидесятников
В. Г. Перов (1834-1882). Василий Григорьевич Перов - один из ведущих художников второй половины XIX века. В его творчестве наиболее полно и глубоко выразились характерные черты искусства 1860-х годов. Перов сыграл большую роль в организации Товарищества передвижных художественных выставок и затем активно участвовал в его художественной жизни.
Перов был сыном тобольского прокурора. Профессиональное образование он получил сначала в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина, приобщившей его к рисованию с натуры, а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Н. Мокрицкий, прекрасно владевший академической школой рисунка, и ученик А. Г. Венецианова С. К. Зарянко.
В формировании творчества Перова большую роль сыграло искусство П. А. Федотова, оказав непосредственное влияние на ученические работы художника, в частности картину "Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы" (1860).
Окончив в 1861 году училище (конкурсная картина "Проповедь на селе"), Перов в следующем году уезжает за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Около двух лет он проводит в Париже, совершенствуя свое мастерство, освобождаясь от академических нормативных правил и изучая жизнь парижской бедноты. Однако, как и многие другие художники того времени, он досрочно возвращается в Россию, считая, что лишь жизнь в родном отечестве принесет наибольшую пользу его искусству. Здесь, на родине, искусство Перова достигает расцвета. Не отказываясь от сатиры, он изображает, так же как и Некрасов, подневольную жизнь народа. Глубокое изучение русской действительности дало возможность Перову подняться в своем искусстве на большую художественную высоту и утвердило его на позициях критического реализма.
Критическая направленность искусства Перова с особой наглядностью сказалась в его полотнах 1860-х годов. Правда, в ряде своих ранних произведений он еще следовал устаревшим академическим приемам, что выразилось в сухости письма, локальности колорита и условности композиции, но его картины уже тогда поражали современников новизной жизненных тем и исключительной социальной остротой.
В первое десятилетие творческой деятельности Перова наиболее устойчивой в его искусстве была тематика, связанная с обличением духовенства. "Сельский крестный ход на пасхе" (1861, ил. 140) - центральная картина среди произведений этого круга. В замкнутости ее композиции, в некоторой искусственности расположения фигур, в нейтральности освещения еще ощущаются академические установки, приобретенные Перовым в Училище живописи, ваяния и зодчества. Но по содержанию, по всему образному строю этот холст подлинно новаторский. Еле держащийся на ногах священник, столь непочтительно зажавший в руке крест, растянувшийся на крыльце мертвецки пьяный причетник с кадилом, оборванный крестьянин с перевернутой иконой - сколько смелой обличительной правды несет в себе эта работа художника.
Антиклерикальную серию Перова 1860-х годов продолжают картины "Чаепитие в Мытищах" (1862) и "Монастырская трапезная" (1865-1876). Новаторство художника - в обличительной тенденции, в создании ярких типических нарицательных образов. Художник строит композицию на характерном для нового искусства резком социальном контрасте. Бездушию, чревоугодию монашеской братии он противопоставляет обездоленность бедняков.
К лучшим работам Перова относится картина "Проводы покойника" (1865) - одно из значительных произведений русской реалистический живописи. Картина эта очень проста и вместе с тем исполнена глубокого социального смысла. "Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме "Мороз, Красный нос", - писал В. В. Стасов, - там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова - никто".
Основываясь на жизненных наблюдениях, Перов в работе над картиной применяет подлинно реалистический метод. Он заставляет и главное и второстепенное активно участвовать в раскрытии своего замысла. Фигура вдовы становится особенно выразительной оттого, что контурам ее горестно согнутой спины и опущенной головы вторят линии силуэта лошади, дуги, пригорка. Общее мрачное настроение в картине подчеркнуто безрадостным пейзажем с низко опустившейся давящей свинцовой тучей. Картина, несмотря на свои небольшие размеры, производит особенно значительное впечатление оттого, что она написана с низкой точки зрения. Это придает группе монументальность.
Большое место в искусстве Перова 1860-х годов занимает тема бесправного положения русской женщины, проходящая красной нитью через все русское искусство. Картины, показывающие горькую долю крестьянки в "Проводах покойника", интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру в "Приезде гувернантки в купеческий дом" (1866), трагическую судьбу женщины в условиях бездушного капиталистического города в "Утопленнице" (1867), свидетельствуют о высоком гуманизме и демократизме Перова.
Картина "Последний кабак у заставы" (1868) - следующий шаг в развитии реалистического метода художника. Она еще более проста и лаконична. Не столько повествование - оно присутствует и здесь, только в более скрытом виде, - сколько настроение, эмоциональное начало, воздействие пейзажа и колорита - основа в раскрытии художником замысла. Убогая окраина города, холодные обелиски заставы, стоящие, словно безмолвные стражи, печальный приют последних кабаков, которые встречают и провожают приезжих, застывшая фигурка девочки в санях, заждавшейся своего загулявшего отца, меркнущий свет догорающей зари - все это вызывает у зрителя унылое чувство безотрадности.
Бичуя пороки правящих классов, Перов обычно ограничивался показом их общих отрицательных черт. Изображая подневольных людей, он с большим вниманием раскрывал их духовный мир ("Гитарист-бобыль", 1868). Так наметился путь Перова к портретному искусству. Он стал одним из основоположников психологического портрета в русской живописи.
Прообразами знаменитых перовских портретов были крестьянские портреты-типы, занимающие промежуточное место между собственно портретом и картиной бытового жанра. Особенно интересен Фомушка-сыч, затаивший ненависть к своим поработителям. Но наиболее значительное место в творчестве Перова занимают портреты выдающихся представителей русской интеллигенции, созданные в 1869-1872 годах; среди них - прославленные портреты Ф. М. Достоевского (ил. 138) и А. Н. Островского.
В портретах Перов стремился прежде всего представить общественное лицо портретируемого. "Мне кажется, - с удовлетворением писал он П. М. Третьякову по поводу портретов Ф. М. Достоевского и А. Н. Майкова, - что в них выражен характер писателя и поэта". И действительно, открытый взгляд ясных наблюдающих глаз Островского, его удивительная живость и непринужденность, подчеркнутая простота его домашней одежды создают обобщенный образ великого драматурга - бытописателя нравов.
Товарищество передвижных художественных выставок. Художники-шестидесятники создали почву для расцвета русского искусства в 1870-е - 1880-е годы. Реализм поднимается на новую ступень развития, расширяется круг тем и сюжетов. Глубина идейного содержания, психологизм образов находят более гибкую художественную форму. Неизмеримо возрастают мастерство композиции, пластичность рисунка, колорит обогащается достижениями пленэрной живописи. Это был период, когда произведения многих отечественных художников стали национальной гордостью России. Русское искусство, наиболее полно и глубоко отразившее демократические тенденции, обретает международное значение.
В конце 1860-х годов стало ясно, что произведения, посвященные актуальным темам современности, необходимо сделать доступными широким кругам русского общества - за пределами Москвы и Петербурга. По инициативе ряда видных художников, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова и других, и при деятельном участии И. Н. Крамского возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Этой организации и принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского демократического искусства второй половины XIX века. Товарищество передвижных художественных выставок включало в состав своих членов и экспонентов наиболее прогрессивных мастеров. Участвовать на выставке передвижников стало высокой честью для каждого передового художника. Первая передвижная выставка была открыта 29 октября 1871 года в Петербурге и затем показана в тринадцати городах России. С тех пор на протяжении почти сорока лет выставки Товарищества передвигались по стране, побывали на Украине, в Прибалтике, Молдавии. Во многих местах они оказались первыми художественными выставками.
Передвижники ставили основной задачей многосторонне отобразить современную жизнь. Проникнутые глубокой любовью к народу, полные сознания гражданского долга перед Родиной, они внесли ценнейший вклад в отечественную и мировую художественную культуру. Активно участвовали передвижники в развитии национальных художественных школ в России, будучи внимательными учителями многих талантливых представителей искусства различных наций, населявших страну. Их творчество имело огромное социальное значение, будило общественную мысль, привлекало зрителя к наболевшим вопросам современности. Они сказали новое слово в развитии всех жанров искусства, и особенно бытовой картины, а также исторической, портретной и пейзажной живописи. Передвижники, углубив идейное содержание искусства, обогатили его новыми выразительными средствами. Ярко проявилось многообразие творческих индивидуальностей мастеров, выдвинулись замечательные таланты. Характерны для живописи 1870-х - 1880-х годов тенденции к созданию монументальной картины-эпопеи на современную и историческую темы, серий, объединенных общей темой, в батальной живописи, развитие портрета-картины, а также лирического и эпического пейзажа. Лучшие произведения передвижников отличаются чувством гражданственности и высокой художественностью. Традиции передвижничества развивает советское многонациональное искусство.
История Товарищества передвижников всецело связана с именами крупнейших деятелей русской художественной культуры второй половины XIX века.
18) ОХ модерна, его особенности, сходства и различие с предшествующими стилями.
Стиль модерн - одно из сложных и даже загадочных явлений в истории культуры. Суть его своеобразия и необычности была осмыслена и понята исследователями и теоретиками искусства не сразу. В связи с этим процесс вычленения стиля модерн в качестве самостоятельного исторического явления был достаточно длинным и вызывал долгие споры.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН
модерн искусство культура стилистический
1.1 Понятие стиля модерн
Модерн (от фр. «moderne» -- современный) --период развития имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Стиль модерн включает в себя художественные различные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение - стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.
Период Модерна относительно короток, «Мы гребень вставшей волны», - писал Валерий Брюсов. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Сначала это стиль получил название «Ар Нуво», оно было использовано бельгийцами в 80-е годы в журнале «Современное искусство». Но более широкое хождение он получает в 1895 году, после того Париже открывается знаменитый магазин «Ар Нуво». Во Франции оно закрепилось окончательно, хотя там и были другие названия «стиль Гимар», «стиль метро», «стиль Муша» - эти названия даны по именам художников. В Англии чаще в этой стране употребляли название «новый стиль». Иногда в названиях как бы ссылались на другие страны. «Английский стиль» -- такой термин был, например, в ходу во Франции. В Италии утвердилось название "стиль Либерти" -- по имени владельцев английской фирмы, насаждавших модерн. В Германии утвердился термин «Югендстиль» по имени журнала «Jugend», который начал выходить в 1896 году. В Австрии он получил название «стиль сецессион» «Sezessionstil»-- вид объединения художников. Такие объединения существовали в Вене, в Берлине, в Мюнхене. Такое же название стиля было в Польше и в Чехии. В Польше модерн называли также «новым стилем», «модернизмом». В России распространение получило название «стиль модерн» или просто «модерн», а также «новый стиль». В Испании употребляли слово «модернизмо». В США это стиль назывался «тиффани» по имени Л.К. Тиффани, «Nieuwe Kunst» в Голландии и «еловый стиль» в Швейцарии. Кроме всех этих основных названий были многочисленные, подчас достаточно экзотические наименования -- «яхт-стиль», «стиль вермишель» и т.п., хотя практически речь идет о едином стиле, который получил различные имена. Всё это - модерн, хотя и со своими национальными вариациями.
Стилистической особенностью модерна стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность модерна базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент. Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Г.Обриста «Удар бича» на портьере 1895 г. (см. приложение 1)
Чтобы понять границы модерна как стиля, лучше всего рассмотреть его крайние проявления: рационализм и декоративизм. Эти названия, весьма условны, так как модерн не ограничивается только крайними ситуациями. Но такое обобщение поможет изучить проявление стиля методом анализа, где больше рационалистических тенденций, а где - декоративистских.
Первый тип модерна «Декоративизм» - это интуитивные, декоративно-изысканные плетения орнаментального декора, который разрушает целостность форм и призван создать ощущение чего-то живого, фантастического, таинственного. При пребывании в пространстве между этими формами может создаться ощущение нахождения в живом организме. Ярким примером воплощения этого типа модерна являются работы великого испанского архитектора Антонио Гауди.
Второй тип модерна «Рационализм» - характеризуется вниманием к функциональной организации пространства и высокой дисциплиной композиции. Здесь нет случайных элементов, в основном используется небольшое количество декора, который вводится целесообразно и продуманно. При нахождении в пространстве, которое организовано таким образом, появляется ощущение строгой рациональности. В числе сторонников этого типа дизайнера и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша.
Даже, несмотря на такое явное различие между этими типами модерна, они пребывают в относительном согласии, благодаря тому, что являются частью одного стиля.
1.2 Зарождение стиля модерн
В 80--90-е годы XIX века не было целостного господствующего стиля. Беда заключалась в том, что исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к естественному существованию.
Художники, критики, заказчики чувствовали необходимость создания нового стиля. Модерн устремлен к созданию полноценного стиля. Образовалась "ситуация для скачка". Он должен был и хотел быть или стать стилем без образца, без примера, совсем новым, самостоятельным, современным стилем.
Считается, что подтверждением подлинности стиля является принцип его независимого от воли художника происхождения, но в исключительных случаях стиль создавался волевым усилием конкретных лиц. Таким исключительным случаем и стало появление стиля модерн. Модерн был стиль желаемым, вожделенным, наконец - изобретенным.
Искусство модерна- это было время предчувствия дикой энергии грядущих перемен. В течение короткого срока стиль модерн захватил искусство почти всех цивилизованных стран. Но, разумеется, стиль модерн рождался не только волевым усилием. Его рождала сама действительность, жизнь того времени, новая философия. В воздухе того периода витали утопические идеи, которые мы рассмотрим в следующем разделе.
1.3 Эстетический утопизм модерна
В лучших своих проявлениях стиль модерн связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и о возможности эстетическими средствами эту судьбу исправить. Утопия нередко была путеводной звездой для искусства. Целые эпохи и великие стили проходили и формировались под воздействием утопических идей о возможности искусства «совершенствовать реальность». Но только в модерне эта утопия выступила в виде программы художественной деятельности.
Разумеется, эта надежда была иллюзорна. Но творчество мастеров модерна ценно тем, что оно питалось мыслью о возможности переустройства мира по законам человечности и красоты. И это позволяет высоко оценить вклад, который внес в художественное развитие общества эстетический утопизм модерна.
Красота превратилась во всеобщую, глобальную категорию, в предмет обожествления. "Красота -- вот наша религия",-- заявлял в одном из своих писем М. Врубель. Стоит вспомнить, что в основу деклараций модерна была положена знаменитая фраза Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». В этой ситуации красота наделялись способностью преобразовывать жизнь, строить ее по некоему эстетическому образцу, на началах всеобщей гармонии и равновесия. Здесь как бы была площадка, на которой соединялись польза и красота. Художники -- творцы красоты превращались в выразителей главных устремлений времени. Они украшали жизнь, наполняли среду, в которой обитает человек, красивыми предметами, едиными в своих стилевых параметрах, удобными для глаза и для тела. Общедоступность красоты становится лозунгом времени. Проблемы, которые порождали такие устремления мы, и рассмотрим далее.
1.4 Проблема массовой культуры
Утопическая идея глобальной роли художественного творчества имела оборотную сторону. Она проявилась в романтической несбыточности жизнестроительных идей модерна, которые постоянно разрушались самой практикой жизни. Слабость этой позиции художника модерна сразу обнаруживает себя, как только его искусство становится достоянием широких кругов населения. В эту эпоху искусство, тесно сближается с промышленностью. Сами художники идут в производство. Их задачей становится художественная организация среды существования человека. Открытия художников тут же дублировались, утилизировались, и возникала потребность в новом открытии. Они расходуют свои творческий потенциал на цели, которые в XIX веке никак не считали высокими.
Невольно общедоступность искусства накладывает свою печать на творчество даже лучших мастеров модерна. Поэтому во многих своих проявлениях искусство модерна сконцентрировало в себе те мещанские тенденции, которые утвердились в культуре еще в начале XIX века и последовательно усиливались на протяжении всего столетия.
1.5 Проблема синтеза искусств
Взаимоотношения искусства с реальным миром становятся иными, чем прежде. Именно эта концепция самодостаточности красоты ставит препятствия на пути к «большому» синтезу. Но приходится констатировать еще одну особенность синтеза модерна - подлинной сверхзадачи в синтезе модерна нет.
Искусство приспосабливается к жизни. Этот синтез с жизнью бесконфликтен, прост и прямолинеен. С. Дягилев писал о желании художников "приладиться прямо к жизни и создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы становились бы легче, отдых возможнее, а вся жизнь уютнее и радостнее".
Как искусство стремилось "приладиться" к жизни, так и каждый вид искусства приноравливается к другому. Здесь самым показательным примером оказывается дом ван де Вельде в Уккле. Мебель там имеет приблизительно те же пропорциональные членения, что и архитектура; живописные панно стену не разрушают, а подчеркивают, вернее -- ей соответствуют. Линии контуров, ритмы почти абстрактных полотен художника повторяют общие ритмы интерьера. Силуэт фигуры жены в платье, спроектированном самим художником, вплетается в эту игру линий.
Есть и другие варианты синтеза -- «интерьерный» Разумеется, всегда были интерьеры, всегда они оформлялись художниками в том стиле, какой господствовал в ту или иную эпоху; всегда был город и улица, имевшие свой художественный облик. Но нельзя не заметить новых черт, которые внес модерн в эти области художественного творчества, сделав их последовательными выразителями стиля. Интерьер стал играть более важную роль. Эту роль продиктовала архитектура, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Важным был и факт уравнивания в правах прикладного искусства (которое больше всего "обслуживает" интерьер) и других видов художественного творчества. Такой роли, какую играл интерьер в модерне, как "опытное поле" для стилевого эксперимента, он никогда не играл прежде.
Итак, рассмотрев проблему синтеза в искусстве модерна можно констатировать следующие моменты: неудачи "большого" синтеза во многом были обусловлены отсутствием больших идей, возвышающих и облагораживающих человека. С другой стороны серьезные успехи и новые шаги в историко-художественном развитии, были сделаны в области "малых" синтезов. Углубился и был поднят на новый уровень интерес художников к проблеме оформления среды. И, наконец, синтез искусств в модерне выявил способность различных видов искусства приближаться друг к другу и переходить друг в друга. Это последнее качество дает возможность сделать переход от проблемы синтеза к вопросам формообразования в модерне и, в первую очередь, о роли орнамента в этом процессе.
1.6 Принципы формообразования
В модерне, как правило, произведение искусства уподобляется органической форме или предмету. Но это, скорее, не подражание, а подделка, имитация. Иногда эти примеры кажутся причудами стиля, но эти причуды последовательно выражают его сущность. Формы в модерне уподоблены частям живого организма. Поэтому они растут как бы сами, завершаясь там, где естественно может завершиться процесс этого роста.
Одним из наиболее красноречивых примеров этой тенденции является туалетный столик Антонио Гауди (1885--1889). Стремление мастера к парадоксальности сказалось в странной форме зеркала, поставленного на угол, вернее, прилепленного к цилиндрическим стойкам на различных уровнях справа и слева. В расположении деталей нет никакой симметрии, абсолютно разрушено равновесие частей. Но главная деталь, которая способствует этому разрушению. -- "идущие" ножки стола с одной его стороны. Кривые, изогнутые, они имитируют походку крадущегося человека. Другие -- "стоящие на месте" ножки столика, хотя и никуда не идут, но тоже подчиняются тому же закону подражания природным формам: они уподоблены ногам какого-то фантастического животного -- с маленькими копытцами у оснований, суставами повыше и бахромой волос наверху, в том месте, где ножка уже соединяется с несомой плоскостью стола. Кстати. Гауди в своих произведениях прикладного искусства часто применяет такой прием, создавая звероподобные ножки, колонки и другие детали.
В модерне распространилась широкая мода на разного рода изделия, имитирующие цветок в стакане или вазе, букет. Делается такой предмет из разных материалов, окрашивается в различные цвета, уподобляясь натуре. В Государственном Эрмитаже хранится "Орхидея золотая, расписанная оранжевой и розово-белой эмалью, с листьями из яшмы, в вазочке из горного хрусталя" работы неизвестного французского мастера конца XIX столетия. Стремление к полному тождеству с натурой таково, что в хрустале имитируется налитая в вазу вода, а стебель цветка преломляется, как это обычно бывает в воде. Вместе с тем мастер не собирается обмануть человеческий глаз до конца. Никому не придет в голову, что перед ним живой цветок, натуральная вода, свернувшиеся винтообразно листья. Когда застывает в полной неподвижности что-то живое, создается ощущение смерти этого живого.
Иногда предмет, имеющий функциональную задачу, приобретал форму цветка или листа. Примером может служить чаша неизвестного немецкого мастера (ок. 1900) с четырьмя стилизованными листьями лотоса. Причем, это самые рядовые вещи, предметы массовой продукции, которые были широко распространены в быту. Для изготовления этих предметов не нужно было обладать особенно значительным художественным даром, богатой фантазией и тонким вкусом. Однако те же самые принципы лежат в основе произведения больших мастеров.
Удивительных имитаций, превращений добивался Эмиль Галле в своих произведениях прикладного искусства. Не зря современники называли предметы, выполненные им из стекла "говорящим стеклом". Выразительны его чаши и вазы. Одна из них, выполненная в технике гравированного хрусталя (1899), своей формой уподобляется раковине и одновременно обладает медузообразными чертами, из-за чего одна часть предмета перетекает в другую, не отделяясь никакими линиями или плоскостями. Гравированные детали напоминают морские растения. Чаша вызывает разного рода "морские" ассоциации -- шум моря, некое тайное звучание, которое слышит человек, поднесший раковину к уху, движение волны и так далее. Все эти уподобления проводятся не методом прямого подражания натуре, а метафорой, которая достигается пластикой и рисунком. Сами предметы подражания, вызывающие ряд ассоциаций, диктуют формы, линии, то есть язык, которым пользуется мастер.
Все, что говорилось, может быть отнесено ко множеству других первоклассных мастеров прикладного искусства модерна -- к Лалику, Тиффани, Беренсу, ван де Вельде, Римершмиду, Макинтошу и многим другим.
Таким образом, можно увидеть, что в образовании арсенала приемов художника стиля модерн принцип уподобления и ориентация на органические жизненные формы явились важными стимулирующими моментами. С этими двумя исходными точками была связана еще одна особенность модерна которую можно квалифицировать как саморазвитие форм.
В динамике форм модерна есть спонтанность, стихийность, самопроизвольность. Разумеется, динамическое равновесие нередко встречается и в произведениях других стилей, но в модерне этот прием распространяется на все виды искусства и особенно выразителен. Мастера подходят осознанно к задаче его реализации. Наибольший эффект дает его применение в мебели и архитектуре.
В качестве примера можно привести стол Гимара. сделанный им для его собственного дома (ок. 1903). Казалось бы, он построен по принципу обычного письменного стола, опирающегося своей доской на две тумбы, содержащие внутренние ящики. Как и в других случаях (например, в письменном столе ван де Вельде 1899 года), поверхность доски изогнута; при этом тумбы развернуты друг к другу перпендикулярно. Но в столе ван де Вельде, в общем, соблюден принцип симметрии, что достаточно традиционно для данного вида мебели. Что же касается стола Гимара, то в нем мы находим существенное нарушение традиционного типа. Левая тумба значительно больше, объемней правой, доска к левому краю расширяется, как бы соответствуя величине тумбы. Вся левая часть массивнее, но значительно короче, чем правая часть. Длина, вытянутость правой части стола уравновешивает этот более мощный объем левой части. Идея равновесия развертывается не просто "в плоскости", а с учетом ряда разных факторов -- массы, объема, длины, ширины, местоположения (ведь левая тумба "вывернута" по отношению к основным линиями стола).