Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Набивная доска. Конец XVII в




образные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. — все это определенная информация, которая выстраивается в поло­се, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты, смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Метри­ческие композиции широко используются в декоративно-приклад­ном искусстве. Это связано не только с потребностью человека ок­ружать себя предметами, которые создают определенный психоло­гический климат, но и с технологией изготовления того или иного произведения. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Исстари такие ткани назывались набивными, или «набойка­ми». На деревянной доске вырезался рельеф или набивались гвоз­дики, затем наносилась краска и путем накладывания доски на ткань отпечатывался рисунок. Такая доска и является метром: то есть один раз отпечатали, затем вновь нанесли краску и опять по­вторили наложение на ткань рядом, ниже и так далее. Рисунок за­думывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Конечно, сейчас технология изготовления ткани, обоев, оберточной бумаги существенно изменилась. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых лежит метр, не­обходимо продумывать пластические связи одного метра со следу­ющим. Такого вида метрические композиции называют еще рап­портом, или раппортными композициями. В основном они приме­няются для создания рисунка на тканях. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. Обычно в композициях на тканях используются растительные, животные и геометрические мотивы. Для метрических композиций характерна статика. Статика — это состояние покоя, равновесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометриче­ских мотивов. Метрическая композиция строится на строгом от­счете времени и пространства.

В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и по­рождает движение с более сложной характеристикой. Динамика ритма обусловливается закономерным чередованием однород­ных элементов и пространства. В искусстве ритм понимается как синтез количества и качества в выражении художественной фор­мы. Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, су-



___________________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ


ществует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-ди­намический. К первому относятся звуковые (музыкальные), тан­цевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые по­являются и исчезают в определенных временных рамках. Ко вто­рому (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живо­писи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реаль­но существующих элементов. Воздействие на зрителя активно-динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным стано­вится характер каждого элемента, его пространственное положе­ние, выразительность композиционных фраз.

Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна законо­мерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элемента­ми), и сложным, когда изменения происходят сразу по несколь­ким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние меж­ду элементами и одновременно уменьшается форма, которая так­же изменяет свою фактурную характеристику. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Без ритма трудно обойтись как в плоскостной композиции, так и в объем­ной, пространственной. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматиче­ские), ритмы, выраженные фактурой. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, построен­ных на ритме и развивающихся относительно друг друга парал­лельно, пересекаясь или даже двигаясь в противоположном напра­влении. За счет ритмического построения активно организуется центр плоскости или объема, а в объемно-пространственном ре­шении выявляется доминанта. Количественные или качественные изменения могут происходить весьма своеобразно: со своим ин­тервалом в каждой композиционной фразе, с изменением изобра­зительных средств. Знание закономерностей ритмического по­строения во многом решает проблемы создания композиций лю­бого вида, их единства и соподчинения, равновесия, как целого произведения, так и его частей.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.