Понятие «социальная группа» — одно из наиболее важных для социологии, и, с этой точки зрения, его можно сопоставить с такими социологическим понятиями, как социальная структура и социальный институт. В то же время широкое распространение, которое получило это понятие, делает его весьма размытым. Оно используется в различных смыслах, которые далеко не всегда могут быть сведены к общему знаменателю. Тем не менее, можно попытаться дать следующее определение: социальная группа — объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью. Под социальной группой понимается также в ряде случаев объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку.
Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:
· в социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;
· социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными;
· социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.
По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции:
1) они участвуют в социализации, т. е. способствуют тому, что человек усваивает навыки, необходимые для социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности;
2) они способствуют организации совместной деятельности людей, то есть выполняют инструментальную функцию;
3) они также могут выполнять поддерживающую функцию в случае, если люди объединяются в трудной ситуации или для решения проблемы, которую в одиночку они разрешить не могут;
4) группы выполняют эмоциональную функцию, дают своим членам возможность удовлетворить эмоциональные потребности (потребности в тепле, уважении, понимании, доверии, общении и т. д.).
В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и др. социальные группы.
Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.
Характерными признаками первичной социальной группы являются: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, общность групповых ценностей норм и образцов поведения, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов.
Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т. д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.
Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Чтобы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т. д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы являются футболисты, деятельность которых и все то, что с ней связано (ценности, нормы и т. д.) ориентирована на получение высокого спортивного результата.
Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Максимальная численность малой группы может доходить до 2–4 десятков человек.
Малые группы, чаще всего, — это те же первичные группы: семья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив — бригада и т. д. Для них характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контролировать поведение его членов.
Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между всеми ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьшается возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляется групповая самоидентификация. Люди перестают осознавать свою принадлежность к единой общности. Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие большой социальной группы. Большие социальные группы или общности — это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно, солидарно в социально-значимых ситуациях. Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т. д. В силу их многочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности социально-значимых признаков. Как отмечалось ранее, малая социальная группа может быть как первичной, так и вторичной, большая социальная группа может быть только вторичной.
В зависимости от наличия или отсутствия официально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. В формальной группе положение и поведение отдельных членов регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т. д.). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так, школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т. д. Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников.
Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп, они возникают чаще всего стихийно. Для них характерны дружеские доверительные отношения между их членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиций, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.
Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Иначе эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителей. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для групп признаки и способы действия еще до того, как он вступил во взаимодействие с ее членами.
Объективные и субъективные социальные группывыделяются по заданности положения: объективные группы — это группы, объединяющие людей независимо от их желания и воли, например, социально-демографическое общности: дети, женщины и т. д. Субъективные группы — это группы людей, которые возникают на основе их сознательного выбора. Если человек решает пойти учится в институт, то естественно он добровольно и сознательно вступает в студенческую группу.
Долговечные и скоротечные социальные группы. По времени существования социальные группы делятся на долговечные группы — группы, существующие долгое время, и скоротечные — группы, которые существуют короткий срок времени.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать на следующие типы:
· по типу основной деятельности и основной функции— производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые;
· по социальной направленности — социально-полезные, социально-небезопасные;
· по мере организации — неорганизованные, случайные группы, целевые, внешне организованные, внутренне организованные;
· по типу степени упорядоченности и нормирования отношений — формальные, неформальные;
· по уровню непосредственного воздействия на личность — первичные–вторичные, основные–неосновные, референтные;
· по мере открытости, связи с другими группами — открытые, закрытые;
· по уровню силы и стойкости внутренних связей — объединенные, малообъединенные, разъединенные;
· по продолжительности существования — кратковременные, долговременные.
Таким образом, общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом.
Группа очень важна для человека. Прежде всего, именно группа обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми — членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, то это происходит обычно потому, что он перенял ценности своей группы.
Кроме того, группа оказывает влияние и на личные качества человека, характер, речь, мышление, интересы, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками.
В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем, распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.
Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. «Ядро» группы формируют те члены, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.
В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.
Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило. Человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д.
Социальные группы — своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут. От характера социальных групп зависит также качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент.
От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчиненные, зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.
Рис. 5. Типология социальных групп
Социальные общности
Социальные общности — относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общество состоит из определенной совокупности социальных общностей.
Ключевое значение для формирования социальных структур имеет общественное разделение труда — первоисточник социальных различий. Поэтому структура — это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей, выражающаяся в классовой, сословной или в кастовой структуре. Одной из широко известных концепций классовой структуры общества является марксистское учение.
В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных или обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
Этот экономический подход к классам зафиксирован в известном определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме.
«“Классами” называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
Марксизм делит классы на основные и неосновные.
Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.
Неосновные — это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).
Социальные слои — это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю и мелкую буржуазию, промышленный пролетариат. Примером межклассовых слоев могут быть городское мещанство, ремесленники, в современном обществе — интеллигенция.
В современной западной социологии под классом понимаются социальные слои, различающиеся, прежде всего по уровню доходов, а также собственностью, властью, престижем.
Первую типологию классов США предложил в 40‑е годы XX в. американский социолог Ллойд Уорнер: верхний — высший класс, нижний — высший класс, верхний — средний класс, нижний — средний класс, верхний — низший класс, нижний — низший класс.
Широко распространено в современной западной социологии деление общества по уровню доходов на три класса: богатый, средний и бедный.
Социально-этнические общности, т. е. исторические общности людей — род, племя, народность, нация, представляющие исторические этапы этносов. Они являются самой многообразной и многоцветной из всех видов социальной структуры. Достаточно того, что на 3 тыс. различных этносов, существующих на нашей планете, приходится около 180 государств, из которых лишь 20 являются этнически однородными. В национально-этнических отношениях сходятся и перекрещиваются практически все разновидности общественных отношений: социально-экономические и государственно-политические, религиозные и расовые, территориальные и языковые. Это означает, что любые изменения в экономических, политических и других отношениях, так или иначе, приобретают национально-этническую окраску.
Поселенческие общности формируются на основе типов поселения (село, поселок, город, мегаполис, агломерация). Подобно другим разновидностям социальной структуры общества поселенческая структура не существует в чистом виде, а представляет одну из граней многообразной общественной жизни.
Социально-демографические общности обусловлены демографическими признаками — полом, возрастом, образованием и т. д. (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры). Они дают полную картину о составе, численности населения. На основе исследования демографической структуры составляются основные направления демографической политики в стране.
Социально-религиозные общности формируются на основе того или иного вероучения и с этой точки зрения общество может быть моноконфессиональным или поликонфессиональным.
Социально-политические общности возникают на основе определенной политической идеологии и в них людей объединяют идеи, связанные с тем или иным пониманием наиболее приемлемой формы политического устройства и методов осуществления властью своих функций.
Таблица 2
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Социально-классовые | Место в системе общественного производства | Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти |
Профессиональные | Положение в системе разделения труда | Характер трудовой деятельности |
Социально-этнические | Этническая и национальная принадлежность | Общность происхождения языка, территории |
Социально-демографические | Половозрастные характеристики индивидов | Молодежь, женщины, мужчины и другие социальные группы |
Территориальные | Место проживания | Государственно-административное образование |
Социально-религиозные | Вера | Религиозная община |
Социально-политические | Политическая идеология | Принадлежность или симпатии к определенной политической партии |
Социально-поселенческие | Тип поселения | Особенности уклада жизни |
Социальная стратификация
Социальная структура общества — это более или мене устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия и иерархии социальных слоев в западной социологии в противовес марксистской теории классов и классовой борьбы была разработана М. Вебером, Т. Парсонсом и П. Сорокиным теория социальной стратификации.
Термин «стратификация» происходит от латинского stratum — слой, пласт и facere — делать. Таким образом, социальная стратификация — это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии.
Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по ряду критериев, своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, причем как объективными, так и субъективными.
Так, например, К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества — обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права (крестьяне).
М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического — отношение к собственности и уровень доходов — он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволяет ему занять определенное место в социальной иерархии.
Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по обладанию объемом политической власти, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу, оценивая различные виды человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщено определяется при помощи трех измеряемых признаков — престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Стратификационная система каждого конкретного общества может иметь разную конфигурацию в зависимости от количества слоев и их численности (см. рис. 5).
Рис. 6. Разные конфигурации стратификационных систем
Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции будет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода. Но рост богатства и власти верхушки небезграничен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы по сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.
Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное «вытягивание» последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет «усечения» верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ, обеспечивающее его большую стабильность. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.
Описываемый процесс имеет и обратную сторону. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношении к собственности, к власти, лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, к самореализации, самоутверждению, а общество — единственного энергетического источника развития.
Плодотворной представляется идея о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.
В обществе социальные институты регулируют движение по вертикали, своеобразие культуры и образа жизни каждого слоя, позволяют проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного «социального лифта», который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на «высшие этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту; институт собственности и наследования укрепляет класс собственности; институт брака позволяет осуществлять социальные перемещения даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.
Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема «наверх» не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, отказа от прежнего социального окружения.
Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремится, или в которой оказался волею судьбы. Феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью.
Маргинал, маргинальная личность — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами.
В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии. Но как в старые времена, так и в новые достичь этого очень сложно. Как и во все времена будут и бедные и богатые, другой вопрос как уменьшить численность класса бедных, как улучшить их социальное положение и адаптировать к трудной жизненной ситуации.
Социальная мобильность
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения.
Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной системе общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным. Он выделил два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную (переход с одной работы на другую без изменения статуса). Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения и подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую (социальный спуск, движение вниз).
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т. д.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого может иметь место социальный подъем или социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.
Важно различение групповой и индивидуальной мобильности. Групповая мобильность, как правило, приводит к изменениям всей стратификационной системы, тогда как индивидуальная не влечет за собой существенных ее изменений. Социальная мобильность активизируется, как правило, в периоды крупных социальных преобразований в том или ином обществе: социальная революция, научно-техническая революция, гражданская война, переворот, реформы. Так, например, вследствие технической революции в эпоху индустриализации резко возросло значение научно-технической интеллигенции. Исследователи отмечают рост социального престижа профессиональной группы инженеров в России в начале XX столетия. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т. е. того, что называется служебной карьерой.
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перерастает соответствовать сложившейся системе иерархии.
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит «размывание» социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.
В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества.
Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы. Падение социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы «выправляется», она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором — нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный ее период адаптации к новому месту в социальной иерархии.
Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение «наверх» тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.
Причинами групповой мобильности служат социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу.
К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, полученное воспитание, место жительства, выгодный брак.
Одна из западных моделей вертикальной мобильности наглядно сравнивает общество с большим домом с лифтами, на которых его обитатели при соответствующих усилиях могут подниматься к вершинам делового и семейного успеха. Обычно называются шесть таких «социальных лифтов»: экономика; церковь; наука; политика; брак; армия.
Рис. 7. Виды социальной мобильности