Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Герої «рамаяни» як втілення висо­ких моральних якостей людини




РАМАЯНА - Приключения Рамы, одна из двух вели­ких эпических поэм древней Индии; вторая - Махабха­рата. Состоит из почти 24 тыс. рифмованных двустиший и, в отличие от Махабхараты, может с известным допу­щением считаться произведением одного автора - муд­реца Вальмики. Легенда о Раме и Сите, вероятно, сложи­лась к 5 или 4 в. до н.э. К 200 до н.э. различные авторы, включая Вальмики, по-видимому, создали свои варианты легенды. Позже она была дополнена множеством добав­лений и к 5 в. н.э. обрела форму, в которой известна сегодня. Рамаяна восславляет Раму как аватару, или земное воплощение бога Вишну, рожденного избавить мир от предводителя демонов (ракшасов) по имени Равана. Юношей Рама из-за козней мачехи вынужден был покинуть дворец отца в Айодхье. Его жена Сита и брат Лакшмана ушли вместе с ним в леса. Там Раван сумел похитить Ситу и пытался, хотя и безуспешно, соблазнить ее в своей крепости на острове Ланка (Шри Ланка). Рама собрал армию, к которой присоединились лесные звери, прежде всего обезьяны во главе со своим царем Сугривой и его советником Хануманом. После того как обезьяны за один день замостили камнями с гор Гималаев пролив между Индией и Ланкой, Рама с армией вторгся во владения Раваны, убил его и освободил Ситу. Рама, Сита и Лакшмана с триумфом возвратились в Айодхью, где Рама получил трон отца. Однако жрецы считали, что Рама не должен принимать Ситу после того, как она побывала во дворце у Раваны. Ситу изгнали, но она доказала свою чистоту, пройдя испытание огнем. Рама и Сита - индийс­кий идеал царя и его жены, Лакшмана - образец предан­ности, Хануман - один из любимых героев индийских народных сказаний.

Мифологические персонажи и культовые объекты “Рамаяны”:

Аватара - в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев

Агастья - в древнеиндийской мифологии божествен­ный риши; ему приписываются многие гимны «Ригведы»

Агни - в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра

Адитья - в древнеиндийской мифологии сын Адити

Айравата - в древнеиндийской мифологии прароди­тель слонов

Амрита - в индуистской мифологии божественный напиток бессмертия

Ангирас - в ведийской и индуистской мифологии ве­ликий риши (в некоторых версиях — один из семи), посредник между богами и людьми, родоначальник класса полубогов ангирасов

Апсары - в ведийской и индуистской мифологии по­лубожественные женские существа, обитающие преиму­щественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т.д.)

Атри - в древнеиндийской мифологии один из древ­нейших мудрецов (риши), которому приписывалось создание многих гимнов «Ригведы»

Ахалья - в древнеиндийской мифологии супруга риши Гаутамы

Ашвины - в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе

Бали - в индуистской мифологии царь дайтьев, сын Вирочаны и внук Прахлады

Бодхи - один из основных терминов буддийской ми­фологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление

Бхага - в ведийской мифологии божество класса ади­тьев; нередко Бхага как эпитет относится к другим богам, особенно к Савитару

Бхарата - в индийской мифологии и эпосе имя неско­льких персонажей

Бхригу - в ведийской и индуистской мифологии муд­рец, один из семи великих риши

Вальмики - легендарный автор древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна»

Варуна - в древнеиндийской мифологии бог, связан­ный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона

Васу - в ведийской и индуистской мифологии восемь божеств, образующих особую группу

Ваю - в ведийской и индуистской мифологии бог ве­тра

Вишвакарман - в ведийской и индуистской мифоло­гии божественный творец вселенной, созидатель, поэт

Вишвамитра - в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божественных риши

Вишну - один из высших богов индуистской мифоло­гии, составляющей вместе с Брахмой и Шивой так называемую божественную триаду — тримурти

Ганга - в древнеиндийской мифологии небесная река, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганг

Дашаратха - герой древнеиндийского эпоса «Рама­яна», царь Солнечной династии, властелин Айодхьи, земной отец Рамы и трёх его братьев

Индра - в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее - локапала

Каланими - в индуистской мифологии имя несколь­ких персонажей

Кашьяпа - в ведийской и индуистской мифологии божественный риши, участвовавший в творении мира

Кубера - в индуистской мифологии бог богатства, владыка якшей, киннаров и гухьяков

Лакшмана - герой древнеиндийского эпоса «Рама­яна», сын царя Дашаратхи и его третьей жены Суматры

Ланка - в индийской мифологии остров, примыкаю­щий к Джамбудвипе, и город на нём, столица царства ракшасов

Майя - в индуистской мифологии зодчий асур, один из дайтьев

Митра - в ведийской мифологии бог, связанный с до­говором, людьми, солнцем, один из адитьев

Нара - в древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши), всегда выступающий в паре с риши Нараяной

Пуластья - в индуистской мифологии один из Пра­джапати, сыновей Брахмы

Равана - в индуистской мифологии царь ракшасов и антагонист Рамы, главного героя эпоса «Рамаяна»

Ракшасы - в древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов

Рама - в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны

Сарама - в древнеиндийской мифологии жена Виб­хишаны

Сарасвати - в древнеиндийской мифологии река (гла­вная для ведийских ариев) и её богиня

Сита - в ведийской мифологии богиня пашни ("Риг­веда" IV 57, 6—7; сутры), в древнеиндийском эпосе «Рамаяна» супруга Рамы

Сканда - в индуистской мифологии предводитель войска богов, иногда осмысливаемый как бог войны

Сома - в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) — Сома Павамана («очищающийся»)

Сурья - в древнеиндийской мифологии солнечное божество

Урваши - в древнеиндийской мифологии апсара, впе­рвые упоминаемая в «Ригведе»

Хануман - в индуистской мифологии божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю, или Маруты (отсюда его второе имя — Марути, «сын Маруты»), и обезьяны Анджаны

Шунахшепа - в древнеиндийской мифологии мудрец и знаток жертвоприношений

 

 

47. БУДДІЙСЬКИЙ КАНОН. «ТРИПІТАКА». ЖАНР СУТРИ.

Трипі́така (від санскр. «Три кошики»; палі, Типи́така; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзо) — уклад буддійських священних текстів, складений незабаром після смерті Будди Шак'ямуні на Першому Буддійському соборі. У буддійському світі існує безліч версій Трипі­таки, в які входить величезна кількість різних текстів. Найбільшою популярністю користується палійській канон традиції Тхеравада, або Тіпітака.

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхид­хамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в перено­сном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписы­ваемых лично Будде или, иногда, его ближайшим учени­кам. Во многие редакции включаются джатаки, повест­вующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет со­бой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубо­кий, практически научный, анализ основных доктриналь­ных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретичес­кой разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непос­редственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, вовзводя их к эпохе царя Ашоки. В махаяничес­кие и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шаст­рами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соот­ветствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинс­тво текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийс­кой традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты Трипитаки на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего будди­зма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

В 1871 году в городе Мандалай (Мьянма) был созван буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали унифицированный текст Трипитаки. После восстановле­ния текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя, своеобразный городок-библио­тека, хранилище канона, почитаемое сейчас большинст­вом буддистов мира.

Су́тра (санскр. सूत्र, «нить») — в древнеиндийс­кой литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излага­лись различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. Язык сутры харак­теризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи.

В буддизме, сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, бодхисаттвы или патриарха с учениками) в которых излагались основы учения.

Свиток сутры иногда используется в культовых изоб­ражениях в качестве атрибута божества, бодхисаттвы (например, бодхисаттвы Самантабхадры), являясь символом мудрости. На алтаре символизирует дхарму.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 547 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.