Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рамаяна». Проблема авторства




"РАМАЯНА" - др.-инд. эпическая поэма на санск­рите, состоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны — остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроумным Хануманом. По мнению специалистов, "Р.", используя архаич. сюжетную схему (похищение и поиск жены), обобщенно отражает историч. реальность военной и культурной экспансии индоарийской цивилизации на юг субконтинента, насе­ленный племенами дравидов. Как и "Махабхарата", "Р. " зародилась в устной традиции (но не в сев., а в юж. части долины Гонги) и сохраняет нек-рые черты эпич. форму­льного стиля. Но в то же время "Р. " подверглась более значительной, в сравнении с "Махабхаратой", литератур­ной обработке и местами приближается по стилю к санскр. поэзии классич. периода (кавья). Авторство "Р. " традиция приписывает мудрецу Вальмики. Изложение сюжета "Р. " в "Махабхарате", а также его варианты, распространившиеся вместе с инд. культурой в странах Центр, и Юго-Вост. Азии, восходят не к "Р. Вальмики", а к иным, по-видимому, устным версиям. "Р." прошла многовековой путь развития: первые сказания на ее сюжет сложились, вероятно, в V—IV вв. до н. э., ко II в. до н. э. "Р. " уже существовала в виде большой устно-эпич. поэмы, а оформление "версии Вальмики" закончи­лось, по-видимому, лишь к IV в. н. э. Мифология "Р. " многослойна. Первоначально "фоном" или "моделью" эпич. повествования служил архаич. миф: Рама мыслился земным двойником Индры — во-первых, идеального "небесного" царя, а во-вторых — бога грозы и дождя, победителя демонов. Супруга Рамы Сита воспроизводила на эпич. уровне фигуру богини Ситы ("Борозды"), олицетворявшей землю с ее плодородием. Однако в I и VII книгах "Р.", к-рые большинство исследователей считает поздними по содержанию, Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита — воплощением супруги Вишну, богини Лакшми (или Шри). Благодаря этому "Р.", как и "Махабхарата", стала священной книгой индуизма. В ней, однако, в отличие от "Махабхараты", почти нет дидакти­ческих глав. Две великие индийские эпопеи реализуют два раз л. варианта развития героич. эпоса на позднем этапе: "Махабхарата" трансформируется в религ.-дидак­тическую эпопею, а "Р. " развивается в направлении к "искусственному" романическому эпосу и ре лиг. лирико-эпической поэзии. В ср. в. появляются многочисл. переложения "Р. " на местных языках, трактующие сюжет и героев поэмы в духе вишнуитского (рамаитского) бхакти.

Одна из причин повсеместной популярности «Рама­яны» в общедоступности ее сюжета. Рама получает руку прекрасной царевны Ситы, превзойдя всех других претендентов. Спустя некоторое время враждебный богам и людям демон-ракшаса Равана похищает Ситу, уносит ее в свое царство и держит там в заточении, а Рама, после долгих поисков и преодолев многие опасности, находит жену и убивает в поединке Равану. Такой сюжет - герои­ческое сватовство, похищение жены героя, ее поиск и возвращение, мотивы божественного происхождения героев, освобождения земли от чудовищ, нисхождение в подземный мир - принадлежит мировой фольклорной традиции. Его черты можно отыскать и в ближневосточ­ных мифах об умирающем и воскресающем боге, и в богатырских сказаниях Средней Азии и Сибири, и в русских былинах, и во многих памятниках героического эпоса.

Легенды приписывают авторство этого произведе­ния одному человеку – мудрецу Вальмики. Но, скорее всего, как и все эпосы, «Рамаяна» на протяжении веков жила своей особой жизнью, обрастая новыми главами, вырабатывая единый стиль изложения. Возникновение и оформление эпоса произошло между IV веком до н. э. и II веком н. э. Он насыщен лиризмом, изобилует стилистиче­скими украшениями и многозначными выражениями, тщательно прописанные картины природы зачастую приобретают символический характер.

Чудеса памяти приходилось проявлять первым расс­казчикам эпической поэмы, ведь она включает в себя семь книг: «Детство», «Айодхья», «Лесная», «Кишкин­дха», «Прекрасная», «Битва» и «Заключительная». Всего в ней 48 000 строк, объединенных в 24 тысячи шлок (стихов).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.