Китайская Книга Перемен или И-Цзин
Историческая справка.
Книгу гаданий древние китайцы называли «И-Цзин» – китайская классическая книга перемен и бережно пронесли ее сквозь десятки веков, стремясь передать нам в целости первозданную мудрость, первозданное понимание мира, жизни и человека. Хроники свидетельствуют, что первый, фундаментальный слой ее текста существовал в законченном виде и был достаточно распространен уже в VIII – VII веках до н.э. Создание же его началось гораздо раньше. В конфуцианской историзации китайской мифологии присутствует правитель Фу Си, пребывавший у власти, как принято считать, с 2852 до 2737 года до н.э. Именно Фу Си приписывают изобретение так называемых БА ГУА – восьми гадательных триграмм, впоследствии развитых в гексаграммы – символы, состоящие из двух БА ГУА, двух триграмм, то есть – из шести сплошных и прерванных посередине черт.
Это сложная система, охватывающая и отражающая, в соответствии с теорией «Книги Перемен», весь мировой процесс, всё чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла, ситуаций, в которых оказывается и действует человек. Принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя – к внешнему миру, к разрушающемуся и отступающему. Также с древних времен существует взгляд на гексаграммы как на комбинацию из трех пар черт, каждая из которых символизирует космическую потенцию: верхняя – небо, средняя – человека, нижняя – землю. Уже здесь ясно видно отличие мировоззрения древних китайцев от взглядов, распространенных тогда и позднее во многих других цивилизациях: человек участвует в течении жизни как равный земле и небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу.
И в этом главное отличие «Книги Перемен» от других гадательных систем, где человеку отводится пассивная роль.
Таким образом, с появлением основного текста «Ицзина» гадание в Китае обрело воспитательный характер, и сама книга с течением времени становилась все более очевидным сводом морально-этических и философских принципов, изложенных не догматически, а в динамике, диалектике, применительно к изменчивым жизненным ситуациям.
Название данной классической книги Китая объясняется тем, что главная идея, лежащая в ее основе - идея изменчивости. В незапамятные времена, еще до возникновения письменности, эта идея была почерпнута людьми из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружающем человека. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения или она гармонически включается в мир, т.е. несет ли она несчастие или счастье, как это называется на языке технических терминов "Книги перемен". Существующая система "Книги" сложилась в основном при Чжоуской династии и, в отличие от мантических (гадательных) систем более ранних времен, она называется "Чжоуской книгой перемен".
Древние оставили нам множество памятников-загадок, которые мы сегодня не в силах разгадать даже с помощью компьютерной техники. Наши древние предки многое понимали лучше нас, многое предвосхитили.
Одной из таких загадок является древняя китайская гадательная книга "Книга перемен" – "И-Цзин". Основой Книги являются 64 гадательные гексаграммы (руны), которые обозначают все основные жизненные ситуации. Явления жизни в Книге рассматриваются как цепь непрерывных изменений, преображений, взаимных зависимостей и преображений, чем она отличается от всех иных гадательных систем, где человеку отводится пассивная роль. Где ему предсказывается роковой ход событий, изменить который он не в силах.
Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.
В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы: Ян — белое, мужское, внешнее, небесное, доброе; Инь — чёрное, женское, внутреннее, земное, злое.
В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В 5-3 вв. до н.э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.
Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).
Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.
В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:
Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.
Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения)
Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).