Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особливості давньоіндійської гім­нографії




Риг-ве́да (санскр. ऋग्वेद, ṛgveda?, «веда гим­нов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литера­туры.

Ригведа — собрание гимнов на ведийском языке, входящее в число четырех индуистских религиозных текстов, известных как Веды. Риг-веда была составлена, видимо, около 1700—1100 гг. до н. э. и является одним из древнейших индо-иранских текстов и одним из древней­ших религиозных текстов в мире. Веками она сохраня­лась только в устной традиции и впервые записана была, вероятно, только в раннем Средневековье[1]. Риг-веда — наиболее древняя и значительная из Вед, ценный источ­ник для изучения древнеиндийской истории и мифоло­гии. В 2007 году ЮНЕСКО включило Ригведу в реестр «Память мира».

Этимология

Слово ригведа — составное (татпуруша), состоит из двух санскритских корней: рич (санскр. ऋच्, ṛc?, «хвала, стихи») и веда (वेद, veda?, «знание»).

Текст

Ригведа состоит[3] из 1028 гимнов (или из 1017, не считая составленные на ведическом санскрите апокрифи­ческие валакхилья (vālakhilya?) — гимны 8.49—8.59), многие из которых предназначены для различных жерт­венных ритуалов. Это длинное собрание коротких гимнов главным образом посвящено восхвалению богов. Оно состоит из 10 книг, называемых мандалами.

Каждая мандала состоит из гимнов, называемых су­кта (sūkta), которые, в свою очередь, состоят из отдель­ных стихов, называемых «рич» (ṛc?), во множественном числе — «ричас» (ṛcas?). Мандалы не равны ни по длине, ни по возрасту. «Семейные книги», мандалы 2-7, считаю­тся самой старой частью и включают самые короткие книги, отсортированные по длине, составляя 38 % текста. Мандала 8 и Мандала 9, вероятно, включают гимны различного возраста, составляя 15 % и 9 % текста соот­ветственно. Мандала 1 и Мандала 10 — самые молодые и самые длинные книги, составляют 37 % текста.

Сохранение

Ригведа сохраняется двумя главными шакхами («вет­вями», то есть школами или редакциями): Шакала (Śākala?) и Башкала (Bāṣkala?). Учитывая большой возраст текста, он очень хорошо сохранен, так что эти две редакции практически идентичны и могут использоваться равнозначно без существенных примечаний. С Шакалой связывается Айтарейя-Брахмана. Башкала включает кхилани и связана с Каушитаки-Брахманой. Эти редакции включают порядок расположения книг и орфоэпические изменения наподобие регуляризации сандхи (названной Г. Ольденбергом «orthoepische Diaskeunase»), происходи­вшей в течение столетий после составления самых ранних гимнов почти одновременно с редакцией других Вед.

Со времени составления текст существует в двух вер­сиях. В Самхитапатхе применяются все правила санск­рита для сандхи, и её текст используется для декламации. В Падапатхе каждое слово изолировано, и она используе­тся для запоминания. Падапатха по своей сути — комме­нтарий к Самхитапатхе, но обе они представляются равнозначными. Восстановленный на метрических основаниях оригинальный текст (оригинальный в том смысле, что он стремится восстановить гимны в том виде, как они были составлены риши) лежит где-то между ними, но ближе к Самхитапатхе.

Организация

Наиболее общепринятая схема нумерации — по книге, гимну и стиху (а также, если необходимо, по стопе (пада) — a, b, c и т. д.) Например, первая пада -

1.1.1a agním īḷe puróhitaṃ? — «Агни я восхваляю, высшего жреца»

и последняя пада -

10.191.4d yáthāḥ vaḥ súsahā́sati? — «для твоего пребы­вания в хорошем обществе»

В то же время Герман Грассман нумеровал гимны от 1 до 1028, помещая Валакхилья в конце.

Все 1028 гимнов «Ригведы» в редакции Aufrecht 1877 года содержат в общей сложности 10 552 стиха, или 39 831 паду. Шатапатха Брахмана говорит о 432 000 слогов, в то время как метрический текст Ван Ноотена и Холла­нда (1994 г.) имеет в общей сложности 395 563 слога (или, в среднем, 9.93 слога в паде); подсчет числа слогов неоднозначен из-за сандхи. Большинство стихов напи­саны метриками джагати (пада из 12 слогов), триштубх (пада из 11 слогов), вирадж (пада из 10 слогов), гаятри или ануштубх (в обоих пада — из 8 слогов).

Содержание

Главные боги Ригведы — Агни (жертвенное пламя), Индра (героический бог, восхваляемый за убийство своего врага Вритры) и Сома (священный напиток или растение, из которого он изготовлен). Другие видные боги — Митра, Варуна, Ушас (заря) и Ашвины. Также призываются Савитар, Вишну, Рудра, Пушан, Брихас­пати, Брахманаспати, Дьяус (небо), Притхиви (земля), Сурья (солнце), Ваю (ветер), Апас (воды), Парджанья (дождь), Вач (слово), Маруты, Адитьи, Рибху, Все-боги, многие реки (особенно Сапта Синдху (семь потоков) и река Сарасвати), а также различные меньшие боги, персоны, понятия, явления и предметы. Ригведа также содержит фрагментарные ссылки на возможные истори­ческие события, особенно борьбу между ведическими ариями и их врагами, дасами.

Мандала 1 состоит из 191 гимна. Гимн 1.1 адресован Агни, и его имя — первое слово «Ригведы». Остальные гимны главным образом обращены к Агни и Индре. Гимны 1.154 — 1.156 обращены к Вишну.

Мандала 2 состоит из 43 гимнов, посвящённых глав­ным образом Агни и Индре. Её обычно приписывают риши Гритсамаде Шаунохотре (gṛtsamda śaunohotra?).

Мандала 3 состоит из 62 гимнов, обращённых глав­ным образом к Агни и Индре. Стих 3.62.10 имеет боль­шую важность в индуизме и известен как Гаятри-мантра. Большинство гимнов в этой книге приписывается Виш­вамитре Гатхине (viśvāmitra gāthinaḥ?).

Мандала 4 состоит из 58 гимнов, обращённых преи­мущественно к Агни и Индре. Большинство гимнов в этой книге приписываются Вамадеве Гаутаме (vāmadeva gautama?).

Мандала 5 состоит из 87 гимнов, обращённых преи­мущественно к Агни и Индре, Вишведевам, Марутам, двойному божеству Митре-Варуне и Ашвинам. Два гимна посвящены Ушас (заре) и Савитару. Большинство гимнов в этой книге приписываются семье Атри (atri?).

Мандала 6 состоит из 75 гимнов, обращённых преи­мущественно к Агни и Индре. Большинство гимнов в этой книге приписывают бархаспатья(bārhaspatya?)-семье Ангирас.

Мандала 7 состоит из 104 гимнов, обращённых к Агни, Индре, Вишвадевам, Марутам, Митра-Варуне, Ашвинам, Ушас, Варуне, Ваю (ветру), двух — Сарасвати и Вишну, а также другим божествам. Большинство гимнов в этой книге приписывают Васиштхе Майтравау­рни (vasiṣṭha maitravaurṇi?). Именно в ней впервые встречается «Махамритьюмджая-мантра» (Гимн «К Марутам», 59.12).

Мандала 8 состоит из 103 гимнов, обращённых к раз­личным богам. Гимны 8.49 — 8.59 — апокриф Валакхи­лья (vālakhilya?). Большинство гимнов в этой книге приписывается семье Канва (kāṇva?).

Мандала 9 состоит из 114 гимнов, обращённых к Соме Павамана, растению, из которого изготавливался священный напиток ведической религии.

Мандала 10 состоит из 191 гимна, обращённых к Агни и другим богам. Она содержит Надистути-сукту, молитву рекам, важную для реконструкции географии ведической цивилизации, и Пуруша-сукту, имеющую большое значение в индуистской традиции. Она также содержит Насадия-сукту (10.129), возможно, наиболее знаменитый на Западе гимн, рассказывающий о Творе­нии.

Риши

Каждый гимн Ригведы традиционно сопоставляется с особенным риши, а каждая из «семейных книг» (Ман­далы 2-7) считается составленной определённой семьёй риши. Основные семьи, перечисленные в порядке убыва­ния числа стихов, приписываемых им:

Ангирас: 3619 (особенно Мандала 6)

Канва: 1315 (особенно Мандала 8)

Васиштха: 1267 (Мандала 7)

Вишвамитра: 983 (Мандала 3)

Атри: 885 (Мандала 5)

Бхригу: 473

Кашьяпа: 415 (часть Мандалы 9)

Гритсамада: 401 (Мандала 2)

Агастья: 316

Бхарата: 170

Переводы

Ригведа в 1989—1999 годах была полностью переве­дена на русский язык Т. Я. Елизаренковой. Перевод учитывает работу над текстом европейских предшествен­ников, являясь безусловным ценнейшим вкладом в отечественные индологию, лингвистику и филологию.

Индуистская традиция

В соответствии с индуистской традицией, гимны Ри­гведы были собраны Пайлой (Paila) под руководством Вьясы (Vyāsa?), который сформировал Ригведа Самхиту в том виде, который мы знаем. В соответствии с Шатапатха Брахманой (Śatapatha Brāhmana?), количество слогов в Ригведе составляет 432 000, равняясь числу мухурт (muhurtas) в сорока годах (30 мухурт составляют 1 день). Это подчёркивает утверждения ведических книг о существовании связи (бандху (bandhu)) между астроно­мическим, физиологическим и духовным.

 

Авторы Брахман (brāhmana?) описали и интерпрети­ровали ритуал Ригведы. Яска (Yaska) был ранним комме­нтатором Ригведы. В XIV веке Саяна (Sāyana?) написал исчерпывающий комментарий к ней. К другим бхашьям (bhāṣya?) (комментариям), сохранившимся до наших времён, относятся комментарии Мадхавы (Mādhava?), Скандасвамина (Skaṃdasvāmin?) и Венкатамадхавы (Veṃkatamādhava?).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.