1. По характеру значения:
все морфемы по характеру своего значения делятся на два больших класса — лексические (вещественные) и грамматические. Грамматические, в свою очередь, — на деривационные и реляционные.
А. Лексические (вещественные) морфемы имеют основное вещественное значение, которое связано с отдельным понятием. За этим понятием стоит представление о каком-либо предмете, свойстве или качестве. Носителем вещественного значения является корневая морфема (или корень).
Б. Грамматические имеют грамматич. Z.
2. Классификация грамматических морфем по функции:
А. Деривационные морфемы (лат. derivatio — отведение) имеют словообразующее Z. Поэтому их основная функция — образовать новые слова с новым лексическим Z. Поэтому их еще называют словообразвательными морфемами. В русском языке к словообразовательным морфемам относят приставки, суффиксы и постфиксы.
Б. Реляционные морфемы (relatio — отношение) образуют синтаксические морфемы (в русском языке преимущественно это окончания), которые связывают слова в предложении. Реляционные морфемы выполняют роль словоизменения (или формообразования), поэтому их иногда называют словоизменительными или формоообразующими.
Реляционые морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся f/Оые суффиксы и приставки, и, главным образом, окончания. Поскольку русский язык — язык флективного типа, реляционное значение выражается преимущественно в окончаниях.
3. По роли и месту в составе слова:
По месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.
Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:
1. суффиксы
2. постфиксы
3. приставки
4. окончания
5. интерфиксы.
Классификацию см. в конце темы.
4. По количеству сем в плане содержания:
Моносемные (бежа л — Z прош. вр.) и полисемные (бежал а — Z ж.р., ед.ч.).
5. По характеру формального выражения:
Материально выраженные и нулевые.
Не все лингвисты склонны выделять нулевой суффиксы.
Причины этого следующие:
1) Традиция, в первую очередь, школьного обучения, когда перед учителем стоит задача дать минимум сведений из грамматики.
2) Достаточная сложность выявления нулевого суффикса (необходимо учитывать и формообразование, и иметь ввиду всю словообразовательную систему языка).
3) В некоторых случаях ученые идут еще дальше, утверждая, что и нулевого окончания так же не существует. Они рассуждают так: если морфема имеет план содержания и план выражения, то отсутствие какого-либо плана свидетельствует и отсутствии всей морфемы. (Например, у слова конь нет окончания, т.к. нет фонемы, указывающей на его наличие, т.е. отсутствует план выражения морфемы). Однако в этом случае остается неясным, каково же средство выражения грамматических значений ед.ч. и Им.п., которые в русском языке передаются с помощью окончаний.
Логика выделения нулевого суффикса и нулевого окончания должна быть такой. Необходимо учитывать: а) первый фактор в том случае, если перед нами стоит задача выявления формообразовательного суффикса и окончания, и б) одновременно первый и второй факторы, если мы ищем словообразовательный суффикс.
Первый фактор. Если в анализируемом слове есть значение, которое обычно в русском языке передается с помощью материально выраженной морфемы, но при этом в анализируемом слове морфема не имеет своего выражения, следовательно, слово содержит нулевую морфему.
Второй фактор. У слова д.б. однокоренное слово, более простое по смыслу.
Рассмотрим на примерах оба случая. Сначала найдем формообразовательный нулевой суффикс.
Словоформы прошедшего времени глаголов нёсØ, росØ, увлекØ, высохØ содержат нулевой суффикс, поскольку Z прош. времени всегда выражается с помощью суффикса –л- (бежа л, прыга л, узна л). Кроме того, мы можем поступить ровно так, как поступаем, чтобы найти нулевое окончание — изменять слово, в данном случае по родам: несла, росла, увлекла, высохла. Причина появления нулевого формообразовательного суффикса в этой форме восходит к падению редуцированных, вследствие чего нехарактерное для русского языка стечение согласных благополучно разрешилось выпадением одного из них (Ср. исторические: неслъ, рослъ, увлеклъ, высохлъ). Эта же логика используется при выделении нулевого окончания.
В словоформах повелительного наклонения некоторых глаголов выделить нулевой суффикс оказывается сложнее, поскольку изменение слова не даст нам искомой величины. Для этого необходимо учесть, что в русском языке Z повелит. наклонения выражается при помощи формообразовательного суффикса – и -, который в некоторых глаголах опускается. Ср. формы с материально выраженным суффиксом: пиши, лети, учи, скачи, сократи и т.д. И группа глаголов с нулевым формообразовательным суффиксом: к ним относятся формы непродуктивных глаголов будь, лей, пей, стань и продуктивных 1, 2, 3 классов узнайØ, сохраняйØ (1 прод. класс), владейØ, худейØ (2 прод. кл.), зимуйØ, врачуйØ (3 прод. кл.). Причина утраты суффикса –и вновь историческая — переход безударного гласного -и в неслоговой звук (Ср. древное-рус. формы 2-3 лица повел. накл. — буди, знаи, ум±и и совр.: будь, знай, умей и т.д.).
Сейчас обратимся к словообразовательному нулевому суффиксу. Например: слово тишьØ имеет словообразовательный нулевой суффикс, т.к.:
1) в отадъективных существительных (т.е. в сущ., образованных от прил.) словообразовательное значение опредмеченного признака выражается с помощью словообразовательных суффиксов, например: глухой – глух от а, слепой – слеп от а, белый – бел изн а и т.д.
2) имеет однокоренное тихий. О простоте Z слова тихий свидетельствует отсутствие противоречий между общим Z корня (признаковое Z) и общим частеречным Z — все прил. обозначают признак.
Кроме того, в некоторых случаях (как, напр., со словами типа безухØий, безволосØый, бледнолицØый, седовласØый) необходимо учитывать всю словообразовательную модель и даже больше — всю словообразовательную систему в целом.
6. По происхождению: исконные и заимствованные.
Соотношение собственно русских и заимствованных морфем можно представить в виде схем:
Кр+Аз (пушкин-ист)
Кз+Ар (пролонг-ирова-ть)
Кр+Ар (мам-а)
Кз+Аз (авангард-изм-Ø)
Типы морфем по функции
Морфемы по своей функции в слове м.б. S/Оыми, f/Оыми и fпоказательными (это новый термин).
Словообразовательные морфемы образуют новые слова, т.е. слова с новым лексическим значением:
учи тель учи ть (лицо, которое обучает детей или взрослых)
трактор ист трактор (лицо по профессии)
учить ся учить (обучаться самостоятельно)
Глагольные приставки почти всегда образуют новое слово:
строить ® по строить (закончить) — не меняет лексическое значение
над строить (сверху)
пере строить (переделать) новые слова с новым ЛZ.
f/О морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся не только f/О суффиксы и приставки, но, главным образом, окончания:
У сущ. — окончания | дом — дóма (Р.п.), дому (Дат.п.) | |
Некот. приставки у глагола | построить (завершить) излечить сделать | |
f/О суффиксы: | множ.ч. сущ. | друз’jа лист’jа стул’jа |
повел. накл. глагола | пиш-и сделай-Ø | |
причастий и деепричастий | бегущий бежавший глядя |
Во всех этих формах сохраняется тождественность ЛZ, то есть ЛZ не изменяется.
S/О и f/О сорфемы присоединяются к словообразующим и формообразующим основам, т.е. они всегда образованы от чего-либо или мотивированы чем-либо.
читаj у читаj ут f 1 лица, ед.ч.
учи тель учи ть
сол и ть соль
обед а ть обед
То есть всегда есть мотивирующая основа.
f/показательные морфемы имеют все исходные слова. Мы выделяем конечный аффикс как показатель ЧР, но мы не можем сказать, чем мотивировано это S. пе - ть (нельзя сказать, от чего образовано это слово, но только есть показатель глагольной формы — инфинитива).
И формы, и новые слова образуем от основ. ff косвенных падежей у слова дом образованы от основы дом. Но само слово дом ни от чего не образовано. Но Ø — показатель сущ.
В школьных учебниках неразбериха:
учи ть
и — f/О ть — f/О суффикс
Но это неправильно. Безусловно, нет, и не может быть однозначного решения о том, какая же это морфема (суффикс или окончание). В пользу окончания — эта морфема не участвует в словообразовании и формообразовании, т.е. ведет себя как любое другое окончание; в пользу суффикса — если неизмен. форма слова, то окончания быть не может. Т.е. это особая, синкретичная морфема. Но в любом случае это не формообразовательная, а формопоказательная морфема, поскольку учи ничем не мотивирована.