Дефо. Даниель Дефо (ок. 1660— 1731) — английский писатель, ставший родоначальником европейского романа Нового времени. ыходец из семьи купца-пуританина, он получил образование в пуританской духовной академии, занимался коммерцией, был виноторговцем, журналистом, политиком, секретным агентом правительства.
Дефо был сторонником власти буржуазии, предлагал политические и экономические реформы («Опыт о проектах», 1697), давал практические и моральные советы буржуазии («Совершенный британский негоциант», 1726—1727), писал брошюры в защиту свободы слова и вероисповеданий. За памфлет в защиту веротерпимости «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был приговорен к наказанию у позорного столба, но публикация памфлета «Гимн позорному столбу» (1702) привела к тому, что наказание превратилось в триумф Дефо: лондонцы забросали его цветами.
Журналистская деятельность Дефо повлияла на стиль его романов — простой и ясный, реалистичный, имитирующий документальность дневников и писем (отсюда использование писателем повествования от первого лица). В творчестве Дефо складывается новый тип романа, в зародыше обнаруживаются формы, которые впоследствии обретут жанровую определенность. В «Дневнике чумного года» (1722) (о чуме в Лондоне) можно увидеть прообраз исторического романа, в «Капитане Сингльтоне» (1720) и «Истории полковника Жака» (1722) — прообраз приключенческого романа, в «Молль Флендерс» (1722) и «Роксане» (1724) — прообраз социально-психологического и уголовного романа, как и в «Жизни и деяниях Джонатана Уайльда» (1725) — книге, посвященной реальному, а не вымышленному лицу, одному из самых знаменитых лондонских преступников.
Исследователь английской литературы Ю. И. Кагарлицкий дал краткую и емкую характеристику романному творчеству писателя: «Романы Дефо лишены разработанного сюжета и строятся вокруг биографии героя, как перечень его успехов и неудач. Путь его персонажей однообразен — через преступления к богатству, довольству и раскаянию, которое, однако, приходит не раньше, чем герой становится обеспеченным и вступает в число благоприличных буржуа. Духовная жизнь героев Дефо небогата; они трезвы, настойчивы, практичны, обладают здравым смыслом. Ту часть биографии героя, которая проходит в сфере житейской практики, Дефо описывает бесстрастно, поскольку не только действия героя, но и вся реальная буржуазная практика противоречат тем требованиям благочестия, которые Дефо делает привеском к своим произведениям. Его герои не имеют от природы преступных наклонностей, но стремятся к самоутверждению, которое возможно только через обогащение. Пираты, воры, авантюристы и проститутки — все они выражают в наиболее чистом виде самую подоснову буржуазных отношений, при которых деньги, даже добытые нечестными путями, становятся основным мерилом ценности человека»1.
Роман «Робинзон Крузо». Огромную роль в формировании представлений о «естественном человеке» сыграл роман Да-ниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719—1720). Английский писатель создает новую жанровую форму романа, отказавшись от использования популярных схем плутовского и галантно-героического романов. Новизна заключалась прежде всего в создании иллюзии документальности. «Я родился в 1632 году, в городе Йорке, в зажиточной семье иностранного происхождения: мой отец был родом из Бремена и обосновался сначала в Булле» — так начинается роман, где первое лицо рассказчика, простота и обыденность слога, даты, имена, факты призваны подчеркнуть дневниковый характер повествования, а следовательно, его правдивость. Для английских читателей начала XVIII в. это было важно. Они довольно холодно относились к придуманным сюжетам, видя в них стремление писателей обмануть доверчивого читателя. Вместе с тем столь реально описанная Дефо жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове — это одновременно и рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости до цивилизации (в XX в. этот прием использует Д.Джойс в «Улиссе»). Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его, как подчеркивается в романе.
Книга Дефо становится гимном труду (прежде всего физическому), прославляет оптимизм и стойкость перед лицом любых трудностей. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что юноша не должен читать ничего, кроме «Робинзона Крузо». Роман Дефо породил особую разновидность мировой приключенческой литературы, получившую название «робинзонада». Робинзонады были чрезвычайно популярны в европейской литературе последующих веков.
Свифт. Джонатан Свифт (1667— 1745) — ирландец, выдающийся современник Дефо, делит с ним лавры создателя европейского романа Нового времени. Уже в ранних стихах Свифта («Ода Вильяму Сэнкрофту», 1690; «Ода Конгриву», 1693) обнаруживается его склонность ксарказму и сатире. Ярче всего эта особенность дарования Свифта проявилась в памфлетах «Битва книг» (1697), где высмеиваются бесплодные споры о том, какая литература совершеннее, античная или новая; «Сказка о бочке» (1697, опубл. 1704) — острой сатире на религию и духовенство, «Письма суконщика» (1723— 1724), где в письме четвертом утверждается, что свобода народа — в его собственных руках, а господство над ним — это тирания и беззаконие.
«Путешествия Гулливера». В 1714 г. Свифт начал писать, а в 1726 г. закончил и опубликовал свой роман «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». В нем сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности сочетается с просветительской утопией, что связывает роман как с последующим реалистическим сатирическим романом, так и с романтическим социально-утопическим романом. Вторая половина романа стала источником жанра антиутопии в европейской литературе.
В произведении четыре части. В первой рассказывается о путешествии Гулливера к лилипутам (это слово, придуманное Свифтом для фантастического маленького народца, вошло в основные языки мира), во второй — в страну великанов, в третьей — на летающий остров Лапуту и в другие землй,"в"четвертой — _в_стра-j jy гуиг нгнмов, разулшых~лошадегГ За годы работы над романом Свифт пережил кризис просветительских иллюзий. Первые две части еще полны просветительского оптимизма. В Лилипутии, представляющей собой сатиру на современную писателю Англию, он видит нарушение законов Разума и Природы, котор~бе нетрудно исправить. В Бробдингнеге, стране великанов, воплощен идеал разумной, просвещенной монархии. Начиная с третьей части оптимизм все менее заметен, а финал четвертой части просто мрачен: Гулливер, вернувшийся из страны разумных лошадей в Англию, не может находиться в обществе людей, которые ему стали отвратительны, и находит успокоение только в конюшнях.
Роман Свифта нередко очень близок жанру памфлета, в развитии которого писатель сыграл столь значительную роль. Гротеск, используемый в романе как одно из основных художественных средств, также носит прежде всего памфлетный характер, сближающий романное описание с карикатурой. Это не гротеск Рабле, который служил реабилитации плоти. Даже внешние характеристики гротеска у Рабле и у Свифта различны. Гротеск Свифта графичен, рационалистичен. Так, если он принимает пропорцию размеров лилипутов и Гулливера как 1:12, то она учитывается даже при описании каблуков короля лилипутов. Аналогичная пропорция (1:12) применяется при сравнении Гулливера с великанами, например, при описании пор кожи на лице короля великанов. Здесь нет безразмерное™, безмасштабности раблезианского гротеска.
Роман «Путешествия Гулливера» (прежде всего его первая часть о путешествии в Лилипутию), подобно «Робинзону Крузо», стал классикой детского чтения, что объясняется близостью к сказке и одновременно к приключенческому роману, сатиричностью, которая воспринимается детьми как юмор, привлекательным образом главного героя, смелого, находчивого, предприимчивого, неунывающего. Ричардсон. Зачинателем психологической линии в английской литературе XVIII в. был Сэмюэл Ричардсон (1689— 1761). Он внес значительный вклад в развитие принципа психологизма, избрав форму эпистолярного романа (романа в письмах); Имитация переписки героев позволила писателю естественно воссоздать их внутренний мир, передать детали их частной жизни.
В первом романе, «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), Ричардсон, вопреки традиции галантного романа, вывел в качестве героини простую служанку, а ее путь к благополучию представил не как серию авантюр, а как неуклонное следование добродетели, в итоге приводящее к браку с преследовавшим ее, но раскаявшимся хозяином, сквайром Б.
Когда А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» говорит о матери Татьяны Лариной:
Она любила Ричардсона, Не потому, чтобы прочла, Не потому, чтоб Грандисона Она Ловласу предпочла —
поэт называет героев двух романов, последовавших за «Памелой»: «Кларисса, или История юной леди» (1747—1748), где Клариссу погубил аристократ-вольнодумец Ловлас (известный и как Ловелас), и «История сэра Чарлза Грандисона» (1754), где была сделана попытка в лице Грандисона представить идеального молодого человека. В XVIII в. Ричардсон был одним из самых читаемых авторов Европы, но уже в следующем столетии громоздкость, композиционная невыстроенность, дидактичность его произведений стали восприниматься как некий анахронизм.
Филдинг. Крупнейшим представителем английского реалистического романа XVIII столетия был Генри Филдинг (1707— 1754). Его первое произведение — сатирическая поэма «Маскарад» (1728) — было подписано псевдонимом Гулливер. Филдинг вошел в литературу как сатирик, драматург (автор свыше 25 комедий), публицист. После появления закона о театральной цензуре 1737 г. он оставил драматургию и обратился к жанру романа. Романы Филдинга драматургичны, в отличие от романов Дефо, Свифта и Ричардсона, с которыми он нередко полемизировал по самым различным поводам. Первый роман Филдинга — «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого» (1743) — своего рода ответ на книгу Дефо о том же историческом персонаже. Филдинг заостряет черты хищничества, лицемерия своего героя, подчеркивая, что он — лишь отражение гнусности, царящей в современной ему Англии.
Роман «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» (1742) содержит полемику Филдинга с Ричардсоном. Герой Филдинга Джозеф Эндрюс представлен автором как брат Памелы. Подобно ричардсоновской героине, он руководствуется добродетелью и отвергает домогательства своей хозяйки леди Буби, но вместо счастливого брака его ждет лишь увольнение, что, несомненно, более реалистично, чем утопический финал «Памелы» Ричардсона. Абраам Адаме, упомянутый в названии романа, — один из первых в английской литературе образов «чудаков», которые займут столь заметное место в романах Смоллет-та, Стерна, Теккерея и особенно Диккенса.
Лучший роман Филдинга — «История Тома Джо 1гс а, н айденыша» (1749) — реалистическая картина Английской действительности XVIII в. Это новаторское произведение, хотя во многом Филдинг следовал по пути, проложенном Сервантесом в «Дон Кихоте» (не случайно одна из лучших пьес Филдинга — «Дон Кихот в Англии», 1734, а подзаголовок «Джозефа Эндрю-са» — «Написано в подражание манере Сервантеса, автора «Дон Кихота»).
Писатель называл свои романы «комическим эпосом в прозе». В предисловии к «Тому Джонсу» он отстаивал необходимость писать их в третьем лице, что_ позволяет автору высказывать собственное мнение об изображаемых событиях и персонажах. Само это мнение весьма оригинально для просветителей: Филдинг, в отличие от Дефо, раннего Свифта и Ричардсона, начинает все больше сомневаться в культе Разума. Это отражается в сюжете и системе образов романа: сводный брат Тома Джонса Блайфил, образец добродетели, добропорядочности и разумности, оказывается лицемером, а его рациональность — голым расчетом, в то время как непутевый Том Джонс, порывистый и нерасчетливый, именно чистосердечием привлекает симпатии читателей. Усиливая роль автора в повествовании, Филдинг открывает новые возможности для того, чтобы выйти за рамки частной судьбы персонажа и дать обТТтартзбёПлтйсание о бщ еств а, всего окру жающего мира.
Смоллетт. Эстафету сатирического просветительского романа принял от Филдинга Тобайас Джордж Смоллетт (1721 — 1771), автор романов «Приключения Родрика Рэндома» (1748), «Приключения Перигрина Пикля» (1751), эпистолярного романа «Путешествие Хэмфри Клинкера» (1771) и др. Разочарование в просветительском культе Разума у Смоллетта усиливается, оптимизм явно слабеет, вера в природную доброту человека подорвана. Сатира у Смоллетта становится более острой, чем у Филдинга, подчас злой, не оставляющей места для юмора. Его персонажи или эгоистичны, или сами оказываются жертвами эгоизма и несправедливости.
Смоллетт перевел на английский язык роман А.Лесажа «Жиль Блаз», «Дон Кихота» Сервантеса, а в последние годы жизни много переводил Вольтера. Сентиментализм в Англии
Сентиментализм как направление просветительской литературы зародился в 1720-е годы в Англии. Это была реакция на просветительский рационализм с его оптимизмом, гедонизмом и неверием. СентименталистыставилиЧувствовыше Разума, Природу выше Цивилизации. Отсюда присущий литературе сентиментализма глубокгтй_диршм. В сентименталистской литературе происходит «открытие природы» и новых переживаний, которые вызывает созерцание прекрасных видов. Пейзаж становится важнейшим средотгшм-Лаг^актеристики персонажа и автора, что расширяет вгуз можности:псйхож5ПГ5ма в лшератур с.-—"
Поэзия. Томсон. Основоположником сентиментализма был Джеймс Томсон (1700— 1748). Томсон — автор поэмы «Времена года» (1726—1730), написанной белым стихом. Используя традиции дидактической поэмы, Томсон создал новую разновидность жанра — описательную поэму, в которой описание природы стало самоцелью, а в человеке было выявлено чувство природы (предшественником Томсона может быть назван поэт поздней Античности Авсоний как автор поэмы «Мозелла»). Природа у Томсона — благая, она отождествляется с сельской идиллией.
Юнг. Эдуард Юнг (правильнее Янг, 1683—1765) в религиозно-дидактической поэме «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (1742— 1745) усилил субъективно-лирический аспект в описании природы. Природа, ночью становящаяся призрачной, пробуждает меланхолические переживания, скорбные мысли о суетности стремлений и желаний перед лицом неизбежной смерти, и только мысль о бессмертии души и загробном блаженстве приносит лирическому герою успокоение. Эпизод «Мысли на кладбище» из этой поэмы породил целое направление в европейской поэзии, получившее название «кладбищенская лирика».
Грей. Ярчайший пример — «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) Томаса Грея (1716—1771). Это произведение сделало <^анг2_эл ^П1ИУ ведущим в поэзии сентиментализма. Грей противопоставляет жестокость городской жизни и патриархальный, идиллический уклад жизни в деревне. В отличие от жанра пасторали, сентименталистская элегия включает в себя бытовые зарисовки.
Проза. Несколько позже, чем поэзия, заявляет о себе сентименталистская проза. Уже романы Ричардсона содержат явные черты сентиментализма. Одной из вершин сентименталистской прозы может быть назван роман «Векфильдский священник» (1766) Оливера Голдсмита (1728— 1774).
Стерн. Крупнейшим представителем английского и европейского сентиментализма, давшим своим «Сентиментальным путешествием» название всему направлению и вместе с тем отразившим на- чало его кризиса, был Лоренс Стерн (1713 — 1768). Он родился в Ирландии, в семье бедного армейского офицера, получил богословское образование в Кембридже и с 1738 г. в течение 20 лет служил сельским священником в графстве Йоркшир.
Самое значительное произведение Стерна — роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760— 1767). Сентиментальность в романе сочетается с иронией над ней. В описании персонажей Стерн заменяет классический принцип «ведущей черты» введением «хобби» {hobbyhorse) — некоего чудачества, ребячливой иллюзии. Таков один из главных персонажей романа — чувствительный дядя Тоби. Роман пародирует сложившуюся под влиянием Дефо, Ричардсона, Филдинга романную модель как жизнеописание персонажа: в конце книги главный герой — Тристрам Шенди — достигает лишь пятилетнего возраста. Композиция романа лишена логической упорядоченности, текст перебивается многочисленными отступлениями, юмористическими замечаниями и обращениями к читателю, что должно подчеркнуть ироническое отношение автора к рационализму.
Через два года после того, как Стерн сложил с себя сан священника, он начал издавать свои проповеди, приписав их Йорику, шуту, чей череп держит Гамлет в шекспировской трагедии («Проповеди мистера Йорика», 1760— 1769). В проповедях присутствовал юмор, были сделаны попытки рассмотреть психологическую основу поступков библейских персонажей.
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) — последнее произведение Стерна. В нем повествование ведется от имени путешественника Йорика. Стерн, имитируя путевые заметки, разрабатывает совершенно новый подход к описанию: фиксируется не объективная сторона действительности, а субъективный взгляд персонажа на нее, его ощущения, необычайно тонкие, детализированные, но подвергаемые сомнению с помощью вездесущего стернианского юмора.
Стерн — один из английских писателей, оказавших огромное влияние на мировую литературу.