Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эпоха Просвещения и ее роль в развитии концепции человека в литературе. Английское Просвещение как источник просветительских идей в Европе




ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Просвещение. Самое значительное культурное явление XVIII в., давшее название эпохе, — Просвещение. Этот термин обозначает широкое идеологическое движение. «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной воле», — писал немецкий философ И. Кант и разъяснял далее: «Несовершеннолетие по собственной воле — это такое, причины которого заключаются не в недостат­ке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следователь­но, девиз Просвещения».

Просвещение отличается активностью, критическим отноше­нием к действительности в сгЗтетанТш""с^6зитивно11'-программой переустройства, совершенствования мира на основе Разума, что порождает философичность и дидактизм просветительской куль­туры. Критике подверглись все институты общества. Многие про­светители были атеистами, выступали против церкви, поддержи­вали вольтеровский призыв «Раздавите гадину!».

Крупнейшее событие эпохи — выход во Франции первого тома «Энциклопедии». В ней содержался полный свод знаний и просве­тительских представлений о природе, обществе, науке и искус­стве, который сложился к XVIII в. Во французском Просвещении наиболее отчетливо проявились основные тенденции общеевро­пейской просветительской мысли.

Особенности литературы Просвещения. Литература Просвеще­ния отражает тенденции, связанные с развитием просветитель­ской философии и науки. Соединение на учного мышл ения_и_ху-дожественного творчества — характерная черта культуры эпохи, '■присущая Дефо и Поупу, Монтескье и Вольтеру, Дидро и Руссо, Лессингу и Гёте, создавшим целую систему жанров, которые ре­ализовали эту особенность: роман-трактат, философская повесть, философская поэма и т.д.

В первой половине века крупные достижения в искусстве свя­заны с просветительским классицизмом, прежде всего с жанром трагедии, которой отдали дань Вольтер, Аддисон, Готшед. Новое заключается прежде всего в том, что просветительский класси­цизм, не отбрасывая антропоцентрического отношения к миру, сосредоточивает внимание не на личности, а на обществе. Наряду с этим просветители отвергают принцип трагического, ставя на его место оптимистический принцип. В трагедии под вли­янием возрождающегося интереса к Шекспиру шире использует­ся прямой показ действия, она становится более живописной, действие часто переносится на Восток, полный незнакомых для европейцев красок. Восток привлекает не только своей экзотикой. Картины восточного деспотизма и религиозного фанатизма отте­няют значительность и общественную значимость просветитель­ских идеалов.

Трагедия приобретает все более философский характер. Это проявляется в ее структуре: место и время действия становятся сове ршенно условн ыми. Известен такой факт: один из последо­вателей ВольтерТнагш"сал трагедию «Мензиков» из русской жизни. Русский посол выразил протест по поводу содержавшихся в пьесе оценок. Тогда автор за три дня переделал трагедию, перенеся действие в древнюю Ассирию, причем потребовалось изменить лишь имена и несколько строчек текста. Главное для авторов но­вых трагедий — развить определенный философский тезис, а не обрисовать характер или какую-то конкретную эпоху. Поэтому широко применялся принцип модернизации используемого ма­териала.

Подлинные шедевры были созданы в комедийном жанре (Гольдони, Гоцци, Бомарше). Получает развитие новый тип ко-медии.— «с.псшшшшлш>>^что способствовало появлению жан­ра драмы' "(Дидро, Лессинг).

Важным культурным событи ем эпохи_стало раз витие жанра роман а, разорвав шего путы классицистической э стетики. Самые передовые позиции здесь заняли английские писатели — Дефо, Свифт, Ричардсон, ФилдйНТГ^

Установление гармонии в культуре Европы возможно было лишь при существовании параллельно с культом Разума некой альтер­нативы, которой стал культ Чувства. Возникают условия для фор­мирования сентиментализма. Сентименталисты разрабатывали концепцию Чувства, просвещенного Разумом. Чувства в сенти­ментализме описываются как «естественные чувства» «естествен­ного человека», страсти облагораживаются разумом.

Рококо. Характерное явление века — расцвет стиля рококо в архитектуре и живописи, театре и музыке, прикладном искусстве и литературе. Известный литературовед Б. И. Пуришев дал заме­чательную характеристику рококо в литературе: «В литературе ро­коко нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей мудро­стью рококо. Поэты воспевают праздность2_слад острастие. дары Вакха и ЦерёрьТТ^^льскогуеДйнЬниё^ человека от

треволнений общественной жизни. Распространенным мотивом становится путешествие на.остров Цитеру (остров Любви). Всем богам поэты рококо предпочитают улыбающуюся Афродиту. Мир рококо дышит негой и беззаботностью. Но есть в нем нечто эфе­мерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Рококо тяготеет к камерности, миниатюрности. Это мир малых форм и неглубо­ких чувств»1. Излюбленные жанры рококо — пастораль, стихот­ворная новелла-сказка, галантный роман, легкая поэзия^ Мари-во, Казанова и Парни замечательно вписались в этот иллюзор­ный мир.

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Англия, раньше других стран ставшая на путь буржуазного раз­вития, стала родоначальницей литературы Просвещения. Такие явления, как философия Шефтсбери, журналистика Аддисона и Стиля, романы Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга, драма­тургия Лилло, Гея, Филдинга, поэзия Поупа, Томсона, Юнга во многом определили судьбы просветительской литературы. Наряду с классицизмом, приобретающим просветительский характер (творчество А.Поупа), в Англии раньше, чем в других странах формируется направление, получившее название «просветитель­ский реализм» (романы Д.Дефо, Д.Свифта, Г.Филдинга). В на­стоящее время этот термин подвергается сомнению, так как мно­гие черты литературы XVIII столетия (особенно ее дидактизм, слабая индивидуализация характеров, заданность и условность сюжетов, широкое применение гротеска) заметно отличают ее от литературы критического реализма XIX в. Но вместе с тем есть и достаточные основания для использования этого термина, хотя в более скромных масштабах и с оговорками.

Творчество поэтов Д.Томсона, Э. Юнга свидетельствовало о воз­никновении сентиментализма и вместе с семейно-бытовыми ро­манами С.Ричардсона подготовило приход в литературу О.Голд-смита и Л.Стерна. Вторая половина и конец столетия связаны с развитием предромантизма в творчестве Д. Макферсона, Х.Уол-пола, Т. Чаттертона, Э.Рэдклиф и ряда других писателей. После введения закона о театральной цензуре (1737) из драматургии ушел Г. Филдинг, в ней наступил полный упадок, ненадолго прерван­ный драматургическим творчеством Р. Б.Шеридана, автора блис­тательной комедии «Школа злословия».

Среди наиболее значительных достижений английских писате­лей — поэтическое открытие природы («Времена года» Д.Томсо­на и др.), введение темы науки, прославление физического тру­да, создание первых просветительских утопий. Поуп. Английский поэт и мыслитель Александр Поуп (1688 — 1744) в эссе «Опыт о критике» (1711), ставшем манифестом анг­лийского просветительского классицизма, сформулировал требо­вание подражать в поэзии «упорядоченной природе», следуя «хо­рошему вкусу». С этих позиций он «очистил» от «грубостей» и «вуль­гарности» Гомера, переведя «Илиаду» (1715—1720) и «Одиссею» (1725— 1726) пятистопным рифмованным ямбом, а также сочи­нения Шекспира (1725). Те же принципы положены в основу его собственных произведений — поэмы «Виндзорский лес» (1713), явившейся одним из первых примеров обращения английских поэтов XVIII в. к описанию природы (начало «открытия приро­ды»), герой-комической поэмы «Похищение локона» (1712, 2-й вар. 1714), морально-философской поэмы «Опыты о морали» (1731- 1735).

В своем лучшем произведении — философской поэме «Опыт о человеке» (1734) Поуп возрождает ренессансное представление о Единой цепи бытия, связывающей весь мир воедино:

Бог начал цепь, навек связавши ей Существ эфирных, ангелов, людей, Зверей и рыб; нельзя постичь итога Его пути, идущего от Бога До нас и дальше; как нельзя, чтоб связь В цепи существ великой прервалась...

(Перевод И. Кутика)

Человек у Поупа предстает сотканным из противоречий. Найти истину и путь к счастью он может на путях просвещения:

Исследуй мир гордыне вопреки, Смирение возьми в проводники; Навек отвергни суетный наряд, В котором знанья праздные царят...

(Перевод В. Микушевта)

Поуп заканчивает произведение утверждением гармонии в че­ловеке:

Страсть с Разумом соединить не грех; Себя мы любим, если любим всех; Со счастьем добродетель заодно; Познать нам лишь себя дано.

(Перевод В. Микушевича)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1131 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2158 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.