Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Высокое и Позднее Возрождение в Италии




Высокое Возрождение (Кватроченто, XV в.). К этому времени относится расцвет гуманизма: деятельность Платоновской акаде­мии во Флоренции, утвердившей особую роль философии Плато­на и неоплатонизма в развитии гуманизма; труды Джованни Пико делла Мирандолы (1463—1494), в речи «О достоинстве человека» (1486), воспевавшего величие человека — «венца мироздания»; расцвет живописи, скульптуры, архитектуры (Брунеллески, Аль-берти, Донателло, Верроккьо, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, ранний Тици­ан). В образах Мадонны, святого Себастьяна обнаруживается стрем­ление соединить идею святости с изображением прекрасного, иде­ального человеческого тела.

Среди достижений итальянской литературы XV в. — развитие жанра новеллы в сборнике «Новеллино» (опубл. 1476) Мазуччо (под этим псевдонимом писал Томмазо Гуардати, ок. 1420 — ок. 1475). Возникает рыцарская поэма итальянского Возрождения. В поэмах «Большой Моргайте» (1482) Луиджи Пульчи (1432 — 1484), «Влюбленный Роланд» (незаконч., полн. изд. 1506) Маттео Боярдо (1441— ок. 1494) происходит ренессансное переосмысле­ние мотивов «Песни о Роланде».

Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI в.). В этот период про­должают развиваться ренессансные представления об «универсаль­ном человеке», о чем свидетельствует получивший большую из­ вестность трактат «Придворный» (1513—1518, опубл. 1528) Баль-дассарре Кастильоне (1478— 1529). Однако уже в конце XV в. появ­ляются кризисные тенденции в ренессансной культуре, что так ярко ознаменовано сожжением произведений искусства религи­озным фанатиком Савонаролой во Флоренции. Усиление этих тен-' денций в XVI в. можно отметить в «Государе» Н. Макиавелли, позд­нем творчестве художников Микеланджело, Корреджо, Тициана, Тинторетто, Караваджо.

Основные достижения итальянской литературы XVI в. во мно­гом связаны с судьбой поэтической традиции Петрарки. Петрар-кизм не только повлиял на поэтическое творчество итальянцев, но и получил теоретическое обоснование (П.Бемпо). Крупней­ший литературный памятник эпохи — героическая поэма в окта­вах1 Лудовико Ариосто (1474— 1533) «Неистовый Роланд» (1-е изд., 40 песен — 1516; 3-е изд., 46 песен — 1532). Существует непосредственная сюжетная связь этого произведения с «Влюб­ленным Роландом» Боярдо, хотя определенное значение имеют античные и средневековые источники. Ариосто демонстрирует выдающееся мастерство в создании образов. Немалую роль игра­ет в поэме фантастика. А. С. Пушкин, высоко ценивший «Неисто­вого Роланда», перевел фрагмент поэмы (песнь XXIII, октавы 100-112).

Получает развитие драматургия и театр. Именно в этот период' зарождается комедия масок. Появляется первая итальянская клас­сическая трагедия — «Софонисба» (1515, опубл. 1524) Джанджор-джо Триссино (1478—1550), который опирался на правила Арис­тотеля, традиции Софокла и Еврипида. Эта линия была продол­жена в итальянской драматургии, в частности в «Горациях» (1546) Пьетро Аретино (1492— 1556), трагедии, предваряющей сюжет тра­гедии П.Корнеля «Гораций». «Аминта» (1573, опубл. 1580) Торк-вато Тассо (1544—1595) — наиболее совершенный образец еще одного драматургического жанра — пасторальной драмы.

Пасторальность как стремление уйти от трудных жизненных проблем в мир идиллии обнаруживается и в прозе, например, в пасторальном романе Джакопо Саннадзаро «Аркадия», оказав­шем огромное влияние на последующее развитие пасторального жанра в европейской литературе. Среди прозаических жанров по-прежнему видное место занимает жанр новеллы. Особо следует выделить новеллы «Венецианский мавр» Джанбатисты Джираль- ди Чинтио и «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло как источни­ки сюжетов трагедий У.Шекспира «Отелло» и «Ромео и Джульет­та».

Одно из высших достижений Позднего Ренессанса — «Осво­божденный Иерусалим»1 Торквато Тассо, эпическая поэма в ок-тавах, в которой поэт, с одной стороны, вступает в спор с Арио­сто, а с другой — продолжает его традиции. В основе поэмы, по­вествующей о рыцарских крестовых походах, — столкновение За­пада и Востока, реального и фантастического, любви и веры. По­эмой Тассо как бы подводится итог Ренессанса в Италии.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В конце XV — начале XVI в., когда Возрождение в Италии достигло своей вершины, в Германии и Нидерландах начинает складываться так называемое Северное Возрождение. Культура этих стран отмечена такими явлениями, как живопись нидерландских художников Яна ван Эйка — основоположника искусства Воз­рождения в Северной Европе, Хиеронимуса Босха, Питера Брей­геля Старшего, живопись и графика немецких художников Аль­брехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Альтдорфе-ра, Ханса Хольбейна Младшего.

Крупнейшие памятники литературы Северного Возрождения — в литературе Нидерландов — «Похвала Глупости» (1509) Эразма Роттердамского; в литературе Германии — «Корабль дураков» (1494) Себастиана Бранта (источник последующей традиции «ли­тературы о дураках», поэма, в которой в смешном виде представ­лены свыше 100 видов глупостей), «Письма темных людей» (1515— 1517) Ульриха фон Гуттена, Крота Рубеана и Германа Буша (из­даны анонимно как переписка на латинском языке темных и фа­натичных клириков, разоблачающих самих себя, ярчайший обра­зец ренессансного памфлета), фастнахтшпили2 Ганса Сакса («Шко­ляр в раю» и др.). Эти произведения связаны с традициями народ­ной смеховой культуры. Форма «литературы о дураках» использу­ется авторами для создания гуманистической сатиры на совре­менную действительность, церковников, схоластов. Народные книги о Тиле Эйленшпигеле (или Уленшпигеле) (1515) и докто­ре Фаусте (1587), появившиеся в эту эпоху, не только отразили ее ко последующих лет было продано 200 тысяч экземпляров (бес­прецедентный случай!). Ее, как ни странно, одобрил папа Лев X («Я рад, что наш Эразм тоже иногда умеет дурачиться»), но зато осудил более зоркий Лютер, назвавший Эразма «королем дву­смысленности».

В предисловии автора сообщается, что книга посвящена Тома­су Мору. Ироничный Эразм выводит в качестве главной героини Глупость, которую он лукаво называет Мория (по-гречески — глу­пость). В издании 1765 г. редактор разделил текст книги на 68 глав (такое разделение отсутствовало у автора, но сохраняется в по­следующих изданиях). Композицию «Похвалы Глупости» можно действительно представить состоящей из 68 законченных фраг­ментов, каждый из которых развивает доказательства какого-либо тезиса — положения в защиту глупости. Но эти фрагменты можно сгруппировать в три больших раздела, объединенных не только сходным материалом, но и характером смеха: в первой части это юмор, во второй — сатира, в третьей — ирония, т.е. скрытая на­смешка.

«Похвала Глупости» и другие произведения Эразма Роттердам­ского породили такое заметное явление в истории гуманистиче­ской мысли, как эразмизм. В трудах по культуре Европы он при­знается писателем, сыгравшим выдающуюся роль в интеллектуа­лизации литературы, ренессансном преобразовании народной сме-ховой традиции Средневековья, достигшим наивысшего совер­шенства в овладении выразительными средствами латинского язы­ка, непревзойденным мастером эпистолярного жанра1.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 838 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.