Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Некоторые люди утверждают, что правда не важна, но они ошибаются. Правда – это единственное, что важно, когда нам приходится решать, как мы намерены жить и трудиться





один? А может, — какой-то недо- статок во мне самом? Или и то, и другое вместе?»3 «Я никогда не избавлюсь от этого греха», — при- ходит к заключению Шпеер. Можно предположить, что отча- сти это объясняется отсутствием у него фундаментального понима- ния зла, как такового.4 Он так и не смог познать взаимосвязь с ду- ховным измерением реальности.


Поведать вам историю Шпеера меня отчасти подтолкнуло его последнее (как оказалось) появление на публике в 1981 году в пере- даче «Доброе утро, Америка» на телеканале «ABC». Ведущий Дэвид Хартман задал ему вопрос: «Однажды вы сказали, что вина никогда не может — и не должна — быть прощена. Вы до сих пор придержи- ваетесь такого же мнения?»

Никогда не забуду печали, отразившейся на лице Шпеера, когда он ответил: «Я провел в тюрьме двадцать лет и мог бы сказать: ‘Теперь я свободен. Моя совесть чиста, ибо я отбыл полный срок наказания’, — но я не могу этого сделать. Я по-прежнему несу на себе бремя случившегося с миллионами людей в период правления Гитлера и не могу от него избавиться».5 Суть трагедии Шпеера за- ключалась в том, что он не мог обрести искупления, прощения за свои дела.

Ему с самого начала следовало поставить под вопрос гитлеров- ское понимание мира. В своих книгах Шпеер признает, что никогда не рассматривал программу Гитлера критически, никогда не давал оценку идеологии нацистов. Ему следовало бы задаться вопросом, — возможно ли вообще исполнить обещания Гитлера? Существуют ли основания для них в том, как на самом деле устроен мир?6

Подобным образом, мне следовало бы видеть махинации в ад- министрации Никсона в более широком контексте, чем переизбрание президента на второй срок или даже угрозы национальной безопас- ности. Мне следовало бы понимать, что на кон поставлены правди- вость и уважение к закону.


 

 

Г Л А В А 1 7

 

Некоторые люди утверждают, что правда не важна, но они ошибаются. Правда — это единственное, что важно, когда нам при- ходится решать, как мы намерены жить и трудиться.

Мы уже говорили ранее, что правда — это то, что сообразовы- вается с реальностью. Жизнь каждого из нас зависит от принимае- мых нами решений, но зачастую мы неспособны увидеть, основан ли наш выбор на истине и справедливости. Отказ выбирать — сам по себе тоже выбор, идти за толпой — еще одно решение, а вера в субъ- ективность истины утверждает собственную истину человека, как единственный, хотя и изменчивый, — если не сказать сумасбродный, — жизненный абсолют. Если, подобно Шпееру, вы изберете ложь, ря- дящуюся в одежды правды, то ваша жизнь потерпит крах. Если же вы изберете правду, — то есть решите жить сообразно с тем, как устроен мир, и посвятите себя служению истине и справедливости, — то обретете жизнь, наполненную удовлетворением, смыслом и значи- мостью, даже посреди самых сложных обстоятельств, что продемон- стрировали Эрнест Гордон и Ньен Чен.

Верность тому, что истинно и справедливо, — это и есть опре- деление честности, о чем мне однажды напомнили во время моего обращения к двум тысячам морских пехотинцев на базе «Кемп-Лэд- жен», где я служил командиром взвода в середине 1950-х годов. Когда подошло время вопросов, сержант с проседью в волосах по- интересовался: «Мистер Колсон, что важнее — верность или чест- ность?» Он хотел узнать, можно ли иногда отодвинуть в сторону истину ради верности людям или человеческих взаимоотношений.

Вопрос сержанта задел меня за живое, потому что девиз кор- пуса морской пехоты звучит как «semper fidelis», что значит «всегда верны». Морпехи во всем исповедуют верность, только верность и ничего, кроме верности.

Этот вопрос вызвал во мне неприятные воспоминания. В январе 1974 года прокурор Леон Яворски, которому было поручено вести дело по Уотергейту, предложил мне возможность подать прошение о смягчении меры наказания в обмен на свидетельство против Ник- сона. Это означало, что я мог избежать тюремного заключения и со- хранить лицензию на адвокатскую практику. Не будь я до конца верен Ричарду Никсону, то принял бы предложение Яворски, пусть даже будучи не согласным с его условиями. Но я по-прежнему был безоговорочно предан Никсону, а то, что хотел услышать от меня Яворски, не было правдой.

Меня предупреждали о том, что Никсон вряд ли проявит такую же лояльность по отношению ко мне. Посреди избирательной кам- пании 1972 года, когда Никсон был на высоте, и мы на всех парах неслись к победе, у нас с Холдеманом состоялся, казалось бы, досу-


 

 

С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь

 

жий разговор, но с того времени он не давал мне покоя. «Чак, я не хочу, чтобы ты пережил разочарование, — сказал мне тогда Холде- ман. — Позволь кое-что объяснить тебе в отношении Ричарда Ник- сона. Этот человек воспользуется тобой, и когда ты исполнишь свое предназначение, он выбросит тебя, как использованную салфетку». Я был совершенно ошарашен. Я, хоть убей, не мог понять, почему Холдеман сказал мне такое. Это выглядело так грубо и цинично, что было совершенно не в его стиле. Он обронил это замечание без улыбки или смеха. Холдеман говорил убийственно серьезно.

Но я не мог в такое поверить. Я любил Ричарда Никсона, — как человека и Президента. Для меня он был очень уважаемым, выдаю- щимся лидером и особенно — в сфере внешней политики. Придя на работу в Белый дом, я размышлял, что будет, если мои интересы пой- дут в разрез с президентскими, и понимал, что на этой шахматной доске я — не король, а всего лишь конь. В кризисный момент меня разменяли бы ради того, чтобы спасти Никсона. Я работал, призна- вая этот факт, как должное, что во многом было обусловлено личным опытом военной службы.

Позже я понял, что Холдеман и Эрлихман сговорились выбро- сить меня за борт сразу же после выборов, чтобы я в процессе рас- следования Уотергейта отвлек внимание от Белого дома на себя. Думаю, это был благородный жест Холдемана, который попытался хоть как-то смягчить мое падение, честно предупредив о послед- ствиях. Он хотел подготовить меня к неизбежности того, что после выборов я вместо прославленного героя стану козлом отпущения. Это очевидно из записей его разговоров.

Холдеман и Эрлихман, конечно же, просчитались. Они действи- тельно думали, что могут возложить всю вину на меня, потому что пресса уже сделала это. Им казалось, что после моего ухода Уотер- гейт останется за порогом Белого дома, но своим заговором они по- губили сами себя.

Никогда не забуду момент, когда президент Никсон глубоко меня разочаровал. Я наблюдал в тюрьме по маленькому черно-белому телевизору за тем, как он объявляет о своем уходе в отставку, и по- нимал, что он покидает поле сражения, оставляя своих израненных помощников без какой-либо поддержки. Это сильно уронило Ник- сона в моих глазах.

Тем не менее, я оставался верным. Во время судебных разби- рательств я не свидетельствовал против Никсона и на людях продол- жал отзываться о нем, как о своем друге, утверждая, что не обвиняю его в том, что я сделал, хотя и совершил преступление именно по его приказу. Я считал, что обвинять кого-то в своих проступках некор- ректно, поэтому и не делал этого. Все же внутренне, когда я наблю-


 

 

Г Л А В А 1 7

 

дал за тем, как Никсон уходит в тень, не заботясь о тех, кто оказался в тюрьме или должен был там оказаться из-за того, что находился у него на службе, наши дружеские узы ослабли.

Поэтому, когда морпех в «Кемп-Лэджене» спросил, что важ- нее — верность или честность, — печальные картины прошлого напом- нили мне о том, что истина куда важнее преданности. Переставьте эти два слова местами — и ваш мир рухнет. Я сказал тому сержанту, что ответ на его вопрос — «честность», — и я сожалею, что не задумывался об этом много лет назад, когда работал в администрации Никсона.

 
 

 

Честность и поиск истины лежат в основе некоторых из самых радостных событий недавней истории. «Бархатная революция» 1989 года в Восточной Европе устремляет наш взгляд на позитивный потенциал таких исканий. Она воочию демонстрирует, что речь идет не о каких-то академических вопросах, а о стремлении внедрить в нашу жизнь самую могущественную силу человеческого бытия.

В конце 1970-х годов чешский драматург Вацлав Гавел написал эссе «Сила бессильных», как часть совместного польско-чехословац- кого проекта, приведшего к созданию знаменитой декларации о правах человека, известной под названием «Хартия 77».7Эссе Гавела вначале распространялось подпольно в виде самиздатовских копий, зачастую напечатанных на машинке под копирку. Их передавали из рук в руки, потому что люди жаждали истины, а добыть ее в странах социалисти- ческого лагеря можно было только по неофициальным каналам. За это эссе и другую деятельность Гавел

провел в тюрьме четыре месяца в 1977


году, а также с 1979 по начало 1983 года.

В эссе «Сила бессильных» он не противопоставляет коммунизму какую- то грандиозную идеологию. Вместо этого Гавел использует пример из обы- денной жизни, иллюстрируя, как ком- мунизм пытается себя увековечить, и






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2168 - | 2125 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.