1.Специфика развития классической немецкой философии. Философская эволюция И.Канта.
2.Субъективный идеализм И.Г.Фихте. Натурфилософия В.Ф.Шеллинга.
3.Идеализм системы Гегеля. Антропологический материализм и гуманизм Л.Фейербаха.
4.Формирование и развитие философских идей К.Маркса.
Социокультурные условия возникновения и развития классической немецкой философии. Диалектика как метод философии.
Философская эволюция И.Канта: докритический период и критическая философия. Знание, вера, нравственность в философии И.Канта. Кант рассматривал человека как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность сознания. рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг показывал взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширил границы активности самопознания ииндивидуального сознания. Фейербах создал новую форму материализма - антропологический материализм.
Философия И.Канта делится на 2 периода: 1.докритический. Опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», где изложил гипотезу о развитии и судьбе солнечной системы. 2.критический. В основе его работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» - учение «О вещах в себе», т.е. это мир является предметом веры. И.Кант рассматривал 3 сферы познания: чувства, рассудок, разум. Выделяет два вида знания априорное (от лат. Apriori - из предшествующего, не опирающиеся на факты и необходимые формы, изначально присущие сознанию) и апостериорное (от лат. означает опытное, полученное экспериментальным путем).
Субъективный идеализм И.Г.Фихте. Проблема сознания в философии. Понятие свободы. Натурфилософия В.Ф.Шеллинга. Тождество субъективного и объективного. Пантеизм.
Г.Гегель - философ, объективный идеалист. Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Идеализм Гегеля. Онтологическая триада. Тождество бытия и мышления. Диалектика Гегеля. Анализ и синтез.
По Гегелю, философия - мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея. «Триада» - тезис, антитезис, синтез. Гегель разделяет философскую науку на 3 части: логика, философия природы, философия духа.
Антропологический материализм Л.Фейербаха. «Сущность христианства», «Философия будущего». Гуманизм Л.Фейербаха. Проблема человека и его познания. Критика идеалистического понимания. Связь идеализма с религией. Основной смысл и содержание философии - отстаивание материализма. Проблема сущности человека.
Формирование и развитие философских идей К.Маркса. Концепция социально-исторической практики и социально-философские воззрения К.Маркса. К.Маркс о сущности человека, о структуре и формах общественного сознания. Проблема материалистической диалектики. Понятие ОЭФ. Проблема отчуждения. Социальная структура общества.
Тема 7. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 20-21 ВВ.
1.Истоки духовной культуры и философии 20 века.
2.Иррационалистически-антропологическое направление.
3. Религиозно-христианская философия (неотомизм, персонализм).
4. Позитивистское направление. Исторические формы позитивизма.
Отражение в философии общественно-политической жизни, прогресса науки и духовной культуры 20 века. Сциентизм (от лат. Scientia и англ. Science - знание; концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества) и антисциентизм. Иррационализм как направление в философии 20 века.
Уплотненность знания в мире заставляет работать философские школы и направления в одном направлении, над одной темой.
Философию ХХ века условно принято делить на три основных направления:
1.иррационалистически-антропологическое направление объединяет школы «философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), экзистенциализм, фрейдизм (З.Фрейд. Понятие либидо – от лат. – libido - влечение, желания, понятие введено З.Фрейдом,, обозначает вид энергетики человека, связанное с половым инстинктом). Проблема человека выразилась в экзистенциализме - философии существования в 50-60 гг. Основные представители экзистенциализма - Ж.П. Сартр, А.Камю. М. Хайдеггер и др.
Экзистенциализм (от лат. Exsistentia - существование, т.е. подлинное существование, доступное немногим людям) делится на ранний, зрелый и поздний. Это основная философская проблема человека, жизни и смерти, его существования. Яркий представитель раннего экзистенциализма был А.Камю. В его произведении «Чума» основной темой является безысходность, проблема выбора. Основные черты зрелого экзистенциализма - конформизм, приспособленность. Характерные черты позднего экзистенциализма: жизнь имеет смысл, попытка решения личностного конфликта, а не глобального.
2. Религиозно-христианская философия – неотомизм (от лат. Thomas - Фома, ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским). Представители: М.Шеллер, Ж.Маритен, Г.Марсель и др. За основу было взято учение Фомы Аквинского, который создал богословно-философскую систему на основе философии Аристотеля. Папа решительно отвергает коммунизм и капитализм. Основное содержание традиционного томизма сводится к следующему: принцип творения Богом лежит в основе онтологии, он разграничивает Бога и мир. В гносеологии придерживается пути познания от вещей к Богу – восходящий (через познание обретает веру в создателя); от веры в Бога к познанию сотворенных им вещей – нисходящий. Стремились использовать достижения науки для доказательства существования Бога как творца.
3.научно-технические школы – позитивизм и его исторические формы, герменевтика, прагматизм, структурализм, аналитическая философия, постмодернизм, феноменология.
Позитивизм – от лат. Positivus - положительный: направление, объявляющее единственным источником истинного знания, конкретные науки, составляющие познавательные ценности философского исследованияКак самостоятельное течение, оформился в 30-х годах Х1Х в. В центре внимания - вопрос о взаимоотношении философии и науки. Яркий представитель - О.Конт. Основные задачи, которые он пытался решить: производство истинного научного знания, четкая организация знания в иерархическую систему. Качества позитивного мышления: реальность, полезность, достоверность, точность. Наука должна отвечать на все «почему?» и «как?».
Вторая ветвь в философии ХХв. – логические школы: постпозитивизм, постструктурализм, герменевтика, феноменология, прагматизм. Постпозитивизм. 1 этап - позитивизм. Терминологический анализ - позитив, т.е. положительная философия. Крупные представители - О. Конт, Дж. Миллер, Спенсер, занимаются логикой научного знания. Эмпириокритицизм - «Критика опыта» или механизм - субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Философия опыта является субъективно-идеалистическим направлением (Ф. Бэкон). Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн). Ставят вопрос: что такое истина и как ее достичь? Пытаются анализировать более глубокие понятия. Постпозитивизм. Представитель - Т. Кун, разработал научно-исследовательские программы научных оснований. Постструктурализм. Яркие представители - Леви-Стросс, М.Фуко. Они утверждают, что знание имеет свою структуру, поэтому через изучение структуры знаний можно найти более быстрые, оптимальные формы наращивания, увеличения, совершенствования знания.
Принцип познания, предложенный К. Поппером, фальсификация от лат. Falsificatio - подделывание, искажение, принципиальная справедливость любого научного положения, выступает критерием отделения науки от не науки. Принцип пролиферации – это принцип размножения от лат. Proles - потомство, ferre - нести. Согласно этому принципу, ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими (по П.К. Фейерабенду)
Герменевтика. К ней обращались с древних времен. Разработана немецким философом Ф. Шлегелем и Ф. Шлейермахером, Дильтей В. не только исследовал историю возникновения герменевтики, но и определил ее как метод интерпретации культуры прошлого на основе воспроизведения «душевно-духовной» жизни.
Герменевтиков 70-90-х годов интересует понимание не как прикладная задача, а как фундаментальная характеристика человека, как нечто, определяющее бытие и мышление.
Модернизм. Постмодернизм.
Тема7.1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX - НАЧАЛА XXВ.В.
1.Традиции и особенности русской философии.
2. Развитие русской философии в 11 – 17 вв.
3. Русская философия 18 в. Процесс европеизации России.
4. Русская философия 19 в.
5. Русская философия конца Х1Х– первой половины ХХ века. Русский космизм.
Традиции и особенности развития русской философии. Периодизация: 1. Средневековая русская философия в 11-17 вв. (И.Прокопович, М.Грек, Вл. Мономах, Ю.Крижанич); 2. Философия допетровского периода 18 в. (М.Ломоносов, Н.Радищев,; 3. Русская философия 19 в. (философские направления – славянофильство и западничество; народники и почвенники); 4. Русская философия кон. 19 – нач.20 вв. (русский космизм: мистический и научно-технический). Религия. Культура.
Яркие представители 1 периода русской философии - Иустин Философ («О правовой вере»), где он развивает учение о первоэлементах; поучение Владимира Мономаха о возникновении мира в процессе творения; учение Максима Грека об истолковании философии в духе христианского вероучения; учение Юрия Крижаныча, введшего процесс секуляризации, т.е. освобождение философии от церковного влияния.
В основе 2 периода русской философии лежат учения Феофана Прокоповича, В.И. Татищева, А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева и развитие направлений западничества и славянофильства, народничества и почвенничества, философские учения Л.Н. Толстого, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева.
3 период русской философии связан с возникновением философских систем и заключается в возникновении и направления русской космизма, делившегося на 2 течения: мистическое, теологическое - Н.Ф. Федоров, В.Соловьев, П.А. Флоренский. 2 течение носит название естественно-научное - К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. К этому периоду относится экзистенциальное учение Н.А. Бердяева.
М.В.Ломоносов (1711-1765гг.). Заложил основы материалистической традиции. Создал теорию «карпускулярной» философии, формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые М.В. Ломоносов вслед за Лейбницем назвал их монадами. Тела состоят из материи и формы (Аристотель). В философии занимает позицию классического деизма.
Близка к философии М.В.Ломоносова философия А.М. Радищева (1749-1802 гг.). Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», где он обличает крепостничество и самодержавие, является первым русским философом, провозгласившим идеи человечности не в аспекте религиозной философии, а в светской общественной мысли. В своем учении больше разрабатывает проблему социальной философии, которая опирается на идею естественного права. В своих учениях стремился установить естественно-общественное устройство. В онтологии занимает позицию объективного идеализма.
Основной проблемой на протяжении всей истории русской философии является поиск и утверждение смысла русской идеи, которая прямо противоположным образом обосновывается в идейных учениях славянофилов и западников, основателем славянофилов является А.С. Хомяков и И.В.Кириевский, которые заложили основу религиозной философии 2-й половины Х1Хв. Основатели западничества - А.И. Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Каверин, В.Г. Белинский, И.С.Тургенев, которые критиковали церковь и тяготели к западному социальному устройству (материализму).
Продолжателями славянофильства в 60-70гг. явились почвенники. Основными представителями этого направления были А.А. Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н. Достоевский. Главная идея их философских исканий - национальная почва, имеющая религиозный характер.
В конце 60-х - нач. 70-х гг. Х1Хв. в Росси складывается мировоззрение народничества. Представители - Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин. Основная идея их мировоззрения - прийти к социализму, минуя капитализм.
Основной идеей всей русской философии является поиск человеческой правды и смысла жизни, которая наиболее ярко отразилась в философии Л.Н. Толстого (1828-1910 гг.). Он осуществил рациональную критику религии и полагал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума, пытался создать новую религию без попов, церкви и ритуалов. Для Толстого Л.Н. Бог отождествлялся с любовью, разумом, добром и совестью - этика должна была привести к разумному общественному устройству, что созвучно идеям древнекитайского философа Конфуция. Философию мировоззрения Толстого Л.Н. характеризуют как панморализм. Для него нравственность выше искусства и науки и только она может ответить на вопрос о смысле жизни - самосовершенствовании.
Особенностями 3 периода являются антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер (1течение); также связано с развитием естествознания и техники (2 течение). Представителем русского космизма и гуманизма традиционно считается Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, Н.Г.Холодный, А.Л.Чижевский. Задача философии не только объяснить мир, но и дать проект того, каким он должен быть. Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важно жить ни для себя и для других, а со всеми и для всех. Таким образом, общее дело, всеобщее спасение - это преодоление смерти посредством успехов, науки и техники. Идея космизма есть идея гуманистического перерождения - от человека к космосу.
Тема 8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
1.Концепция бытия – основа философской картины мира.
2.Категория бытия в истории философии.
3.Основные формы бытия.
4.Проблема субстанции.
Концепция бытия – основа философской картины мира. Категория бытия: смысл и специфика. Категория бытия в истории философии. Категория бытия в философии Др.Китая, Др.Индии, Др.Греции: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель; представители арабо-исламской философии; мыслители эпохи Возрождения – Н.Кузанский, Д.Бруно, Г.Галиллей; Ф.Нового Времени; классическая немецкая философия – И.Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы. Бытие сознания и бессознательного. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия. Диалектика бытия. Проблема субстанции. Уровни понимания субстанции. Материя как философская категория. Материальное единство мира. Понятие движения. Движение и развитие. Основные формы движения. Единство материи и движения. Пространство и время. Единство материи, движения, пространства и времени.
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией.
Категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразия вещей, существующее через них и посредством их. Субстанцией признавали то материальное, то – идеальное (плюрализм, дуализм, монизм).
Бытие - важная категория философии, происходит от глагола «быть». Она фиксирует, выражает проблему существования в ее общем виде. В современной философской литературе указывает 2 значения этого слова: 1. объективный мир, существующий независимо от сознания; 2. все существующее, не только материя. Но и сознание, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя». Бытие - все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество и т.д. Оно имеет противоположное понятие - небытие.
Основные формы бытия:
1.бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком (бытие природы и вторая природа).
2.бытие человека в мире вещей (бытие человека в мире вещей и собственно специфическое бытие).
3.бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и объективированное духовное.
4.бытие социального, которое делится на индивидуальное и бытие общества.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И.Ленин).
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познавательность, неисчерпаемость и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация пространство, длительность и отражение. Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность, составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Каждому структурному уровню материи соответствуют специфические формы пространства и времени.
Строение материи: 1.на уровне живой природы; 2.на уровне неживой природы.
Систематизация основных форм движения материи принадлежит Ф.Энгельсу. Он выделил: механическое движение, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Типы движения: количественные и качественные.
Тема 9. СОЗНАНИЕ
1.Проблема сознания в истории философии.
2.Происхождение сознания. Сознание и самосознание. Уровни сознания. Сознательное и бессознательное.
3.Общественное и индивидуальное сознание.
Человек и его сознание. Сознание как способность и условие всех форм жизнедеятельности человека. Осознанное бытие. Проблема сознания в истории философии (санкхья, йога, буддизм, даосизм, софисты и Сократ, Платон, Аристотель, А.Блаженный, Ибн Рошд, Аль-Фараби, И.Кант, Фихте, Гегель, З.Фрейд, А.Камю, С.Кьеркегор). Происхождение сознания. Сознание и самосознание. Уровни сознания. Сознательное и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания (религиозное, эстетическое, политическое, правовое, научное, художественное, философское).
Это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объектного мира и собственного бытия. Возникло в процессе деятельности людей и связано с языком, который также древен как и сознание. Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
Самосознание - способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, взять их под контроль, оно - центр нашего сознания. В актах самосознания человек создает для себя свои образы, но не следует думать. что образ всегда адекватен реальности. Условия возможности сознания: 1.выделение человеком своего тела из окружающих предметов; 2.выделение человеком себя самого из сообщества других людей.
Вся жизнь человека - постоянное развитие, совершенствование человеческого «Я». Структура «Я» очень сложна, в нее входят: 1.психические характеристики человека; 2.гносеологические способности; 3.морально-нравственное состояние; 4.воля; 5.тело человека.
Сознание и бессознательное - совокупность психических процессов, состояний, не представляемых в сознании и самосознании. В бессознательном отсутствует рефлексия. Современная наука выделяет следующие особенности бессознательного: 1.усвоение человеком поведения и привычек, типичных для социальной группы, к которым он принадлежит; 2.наличие неосознаваемых человеком побудительных мотивов деятельности; 3.стереотипы автоматизированного поведения; 4.неосознаваемое восприятие, когда на человека воздействуют раздражители, которые лежат за порогом его ощущений
Уровни общественного сознания: 1.обыденное сознание; 2.теоретическое сознание
Формы общественного сознания - различные способы духовного освоения действительности: политическое сознание, мораль, религия, искусство, наука, философия, правосознание.
В истории философии сложилась традиция рассматривать в качестве основной категории сферы духа - сознания. Сознание и естествознание. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его жесткие формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий». Сущность заключается - все есть физическое, все подчинено жестким физическим законам, сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы. Человеческое сознание и космос. Существует 3 основных варианта мнений: сознание есть космическое образование, сознание - свойство живых организмов, сознание - атрибут человека. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.
Тема 10. ДИАЛЕКТИКА.ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ
1.Понятие метода. Методы научного познания и философская методология.
2.Диалектика как теория об универсальных связях, изменении и развитии.
3.Органическая связь истории философии и диалектики.
4.Теория диалектики.
Понятие метода. Особенности философского метода. Методы научного познания и философская методология. Диалектика как теория об универсальных связях, изменении и развитии. Диалектика как философский метод. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм и современные формы метафизического мышления как альтернативы диалектики. Органическая связь истории философии и диалектики. Исторические формы диалектики: 1.античная диалектика; 2. Немецкая классическая диалектика; 3. Материалистическая диалектика. Теория диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Категории диалектики как выражение универсальных связей бытия.
Слово «диалектика» в переводе означает искусство вести беседу. Это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Первоначально этим термином обозначали:
1.способность вести спор посредством вопросов и ответов
2.искусство классифицировать понятия, разделение вещей на роды и виды
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия. Сам Аристотель отличает диалектику от аналитики. Вершина развития домарксовской диалектики - идеалистическая диалектика Гегеля, где он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и преобразовании и развитии; сделал попытку раскрыть внутреннюю связь движения и развития.
Главная категория материалистической диалектики - противоречие. Абсолютизация любой черты закона диалектики ведет к метафизическому ее искажению. Объект диалектики - диалектика природы и материально-общественных отношений. Субъект - диалектика процесса познания и мышления людей.
Три универсальных закона философии: 1.закон единства и взаимоисключения противоположностей – проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении; 2.закон взаимного перехода количественных изменений в качественные (выделяются взаимодействие как противоречие, как содействие; единство и отрицание противоположностей; формы противоречий – внутренние и внешние, антогонистические и неантогонистические); 3.закон отрицания отрицания.
Категории: 1.единичное и общее; 2.явление и сущность; 3.часть и целое; 4.форма и содержание; 5.сущность и необходимость; 6.количество и качество. Мера.
Современная философия использует ряд принципов:
1.принцип развития (прогресс и регресс, восходящее и нисходящее развитие);
2.принцип всеобщей связи (организованность, системность мира);
3.принцип историзма (закономерность, необратимость и направленность);
4.принцип причинности (функциональные зависимости, отношение симметрии, пространственно-временные корреляции);
5.принцип системности (системообразующие связи, организация системы, выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней, цели и целесооразный характер).
Тема 11. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
1.Познание как предмет философского анализа.
2.Фундаментальные понятия гносеологии: отражение, сознание, познание, истина.
3.Проблема истины как философская проблема.
4.Наука и научное познание.
Познание как предмет философского анализа. Гносеология как учение о познании. Гностицизм и агностицизм. Проблема познаваемости мира и познавательных способностей человека в истории философии. Фундаментальные понятия гносеологии: отражение, сознание, познание, истина. Познание как предметно-практическая деятельность. Субъект и объект познания. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и теоретический уровни познания. Формы и методы эмпирического и теоретического познания. Проблема истины. Понятие истины. Объективная и субъективная истина. Относительная и абсолютная истина. Объективность истины. Критерий истины. Истина – процесс – диалектика – практика. Истина и заблуждение. Наука и научное познание.
Это раздел философии, где изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, субъекта к объекту познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, возможности познания и критерии его истинности.
Основа познавательной деятельности, ее носитель - наука. начиная с ХУ1в., она начинает развиваться самостоятельно в тесной взаимосвязи с практикой. Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Начиная с Нового Времени начинается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Возрастание роли науки и научного познания в современном мире породили 2 противоположные позиции в его оценке: сциентизм и антисциентизм. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов самого познания, мышления.
Цель и ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Научное познание есть процесс, основным элементом которого является теория как высшая форма организации знания. Научное познание включает в себя 2 уровня: 1.эмпирический; 2.теоретический.
Методы научного познания: 1.философский; 2.общенаучный.
В структуре общенаучных методов и приемов чаще выделяют 3 уровня: 1.методы эмпирического исследования; 2.методы теоретического исследования; 3.общелогические и приемы исследования.
Наиболее универсальными методами, применяемыми как в познании, так и в практике, являются философские методы: диалектический и метафизический.
Гносеология является одним из разделов современной философии. Она исследует природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным. Процесс познания изучается с точки зрения форм, закономерностей развития, возможности достижения истины. Существует его различные подходы и модели. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека. Идеалисты полагают, что познание не имеет дело с реальным объективным миром. Позиции мыслителей в целом можно определить следующим образом: когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм. В труде немецкого философа Ю.Хабермаса «Познание и интерес» познание и практика находятся в тесной связи; он выделяет 3 фундаментальных типа интереса, которыми руководствуется в своей деятельности человек: технический, практический, эмансипационный.
Тема 12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
1.Понятие “философская антропология”.
2.Философские аспекты антропосоциогенеза.
3.Единство социального и биологического в человеке.
4.Проблема личности в философии.
Понятие “философская антропология”. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Комплексный характер проблемы человека, особенности ее постановки и философского анализа. Философские аспекты антропосоциогенеза. Труд – сознание – коллективность. Нравственность, культура как измерение человека. Воздействие НТР на условия существования человека. Единство социального и биологического в человеке. Проблема жизни и смерти. Понятие смысла жизни, постановка проблемы, перспективы разрешения. Ценность человеческой жизни как высший критерий нашего существования. Проблема личности в философии – процесс становления и обретения “себя”. Гуманизм как философская традиция. Человек и общество – гармония или конфликт?
1.Философия Древнего Востока о человеке.
а)мифологические и религиозные формы самосознания
б)древнеиндийская философия человека представляла в памятнике древнеиндийской литературы Веды
в)Древний Китай. Конфуций. Его учение носит антропоцентрический характер
г)проблема человека в философии Древней Греции: человек - микрокосмос - часть космоса, человека делает человеком душа, человек - общественное животное, наделенное разумом
д)средневековая. Человек есть образ и подобие бога
е)Новое Время. Человек есть кузнец счастья и несчастья, человеческая жизнь - век, цель - оказаться впереди своих конкурентов, человек есть машина.
ж)Немецкая классическая философия. Человек по природе зол.
з)казахская философия. Будь человеком.
Человек - продукт естественного развития самой природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли. Сущность человека - общая характеристика рода человека, бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Его целостность заключается в единстве 3 основных начал: биологическое, социальное и психическое. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются несовместимыми с точки зрения Ж.П. Сартра.
Проблема человека есть важная проблема в философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только после познания самого себя. Современная философия антропоцентрична. Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Существует 3 подхода: 1.субъективистский; 2.объективистский; 3.синтезирующий.
Необходимо различать 3 уровня понятия «человек»:
1.человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом
2.человек конкретно исторический
3.человек как отдельно взятый индивид
Понятие личности определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной философии человек - социальное существо, поскольку его сущность сводится к социальности. Философская антропология основной проблемой ставит проблему человеческого бытия, его существования (А. Камю, В.С. Соловьев, А.Кунанбаев, С.Л. Франк, Ч.Валиханов, С.Торайгыров и др.).
Вопрос о смысле жизни - это и вопрос о смысле смерти человека, его бессмертии. Смысл жизни определяется не только в отношении к актуальности, но и в отношении к вечному времени, в котором уже нет физически живого индивида. Понять смысл жизни - это и определить свое место в вечном потоке изменений. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной.
Тема 13-14. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1.Основные подходы к пониманию сущности общества. Проблема происхождения общества в истории философии.
2.Материальное производство как основа общественной жизни.
3.Понятие ОЭФ. Формация и историческая реальность.
4.Понятие общественного прогресса и его критерии.
5.Философское понятие “культура” и “философия культуры”. 6.Методологическое значение анализа культуры и цивилизации для теории общественного развития.
Основные подходы к пониманию сущности общества. Проблема происхождения общества в истории философии. Общество как условие и продукт деятельности людей. Материальное производство как основа общественной жизни. Понятие способа производства. Духовное производство, его конкретно-исторический характер и особенности. Взаимодействие материального и духовного проиводства в исторических процессах. Понятие ОЭФ. Формация и историческая реальность. Понятие общественного прогресса и его критерии. Прогресс и регресс. Субъекты и движущие силы исторического прогресса. Исторические личности. Философское понятие “культура” и “философия культуры”. Проблема единства и многообразия культур. Социальные функции культуры. Культура как мир человека. Культура и цивилизация, их взаимосвязь. Цивилизация как социокультурное образование. Методологическое значение анализа культуры и цивилизации для теории общественного развития.
Общество - организованная человеком форма материи, продукт человеческой деятельности. В отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладение готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком. Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизни продукты, товары и средства жизни. В истории философии главный фактор образования общества - условно принято считать труд, сознание, кооперацию, производительные отношения. Социальные формы движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека. Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разных видов деятельности, представляющая собой общественное производство средств жизни и одновременно воспроизводство самого человека как материального и духовного существа и называется общественным бытием. Общественную жизнь нельзя сводить только к материальной деятельности, поскольку она осуществляется одновременно как познавательный, нравственный, эстетический, религиозный, а затем - политический и правовой процесс.
Способ производства: производительные силы и производственные отношения.
В вопросе об обществе стоит вопрос общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация - категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества. Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. К. Маркс разбил всю историю на 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.
По мнению ряда ученых, существуют основные недостатки формационного подхода: 1.схематизм; 2.утопичность понимания коммунистической формации; 3.навязывание единого линейного пути развития. Исходя из этого подхода, формационное развитие не может быть использовано для планирования и прогнозирования развития конкретных социальных организмов, на нем нельзя основывать тактику и стратегию политической деятельности.
На современном этапе существуют современные представления о цивилизации, которые оформились в цивилизационный подход. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человека по созданию второй природы, внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества. Категории цивилизации используется в широком спектре наук, и поэтому употребляются на различных уровнях абстракции:
1.в общефилософском смысле как социальная форма движения материи
2.как общая социально-философская характеристика всемирного исторического процесса и качественно определенных стадий его развития
3.как культурно-исторический тип, характеризующий регионально традиционные особенности развития общества
4.как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этрусски).
Большое внимание цивилизационному подходу как локально-историческому типу уделял А.Тойнби в произведениях «Постижение истории» (1889-1975 гг.), «Исследование истории».
Культурологический подход к истории и обществу широко использовал немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.). В произведении «Закат цивилизации», в котором он показал негативные стороны цивилизации.
Тема 15. ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
1.В чем сущность глобальных проблем – угроза дальнейшего существования человечества.
2.Сущность и перспективы НТР, ее социальные последствия.
3.Социальное прогнозирование и его научные критерии.
В чем сущность глобальных проблем – угроза дальнейшего существования человечества. Деятельность Римского клуба.
Сущность и перспективы НТР, ее социальные последствия. Угроза термоядерной катастрофы. Экология. Демография. Политика. Экономика. Проблема выживания. Гарантия международной безопасности.
Терроризм как зло ХХ1 века. Религиозный экстремизм и фундаментализм.
Социальное прогнозирование и его научные критерии. Основные методы прогнозирования. Типы (виды) социальных прогнозов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кармин, А. С. Философия [Текст]: Учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2010.- 560с.
2. Философия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. Лавриненко В.Н.- 5-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2009.- 561с.
3. Мырзалы, С. Философия [Текст]: Учебник / С. Мырзалы.- Алматы: Бастау, 2010.- 644с.
4. Алексеев, П. В. История философии [Текст]: Учебник / П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2010.- 240с.
5.Назарбаев Н.А. В потоке истории. А.2008.
6.Назарбаев Н.А. Избранные произведения. В 2-х томах. А.,2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. Сегизбаев О.А. Казахская философия ХV – начала ХХ века. Алматы, 1996.
8. Алтаев, Ж. Исламская философия [Мәтін] / Ж. Алтаев, А. Фролов.- Алматы: Көкжиек -Б баспасы, 2010.- 240с.Краткий очерк истории философии. М.,1981.
9.Артемьев, А. И. История и философия науки [Текст]: Учебное пособие / А. И. Артемьев, С. К. Мырзалы.- Алматы: Бастау, 2010.- 384с.
10.Артемьев, А. И. История и философия науки [Текст]: Учебное пособие / А. И. Артемьев, С. К. Мырзалы.- Алматы: Бастау, 2010.- 384с.
11.Артемьев, А. И. История и философия науки [Текст]: Учебное пособие / А. И. Артемьев, С. К. Мырзалы.- Алматы: Бастау, 2010.- 384с.
12.Бучило, Н. Ф. Философия [Электронный ресурс] / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков.- М.: КНОРУС, 2010.
13. Касабек, А. Личностное познание [Текст] / А. Касабек.- Талдыкорган, 2010.- 288с.
14.Моисеева, Н. А. Философия [Текст]: Краткий курс / Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова.- 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2010.- 320с.
15.Мырзалы, С. Философия [Текст]: Учебник / С. Мырзалы.- Алматы: Бастау, 2008.- 354с.
16.Никитич, Л. А. История и философия науки [Текст]: Учебное пособие / Л. А. Никитич.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 335с.
17. Философский энциклопедический словарь. М.,1997 (1989, 1983).
18. Современная западноевропейская философия. Словарь. М.,1992.
19. Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966.
20. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
21.Антология мировой философии. М.,1969. Т. 1-3.