Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. 2 средневековая арабо-тюркоязычная философия




1.Особенности формирования философии мусульманского Востока. 2.Основоположники исламской философии. Аль-Кинди. Аль-Фараби.

3.Учение о совечности Бога и мира в философии Ибн-Сины.

4.Теория “двойственной истины” Ибн-Рошда.

5.Суфизм как религиозно-мистическое учение. Учение К.А.Йассауи.

Арабская философия – совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.

Возникновение арабской философии связана с деятельностью мутазилитов – ранних представителей калама, которые, начав с обсуждения вопросов о свободе и человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших некоторые ее догматы.

В 1Хв. - знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. Сведения об античных мыслителях и взглядах приводились в «Истории» аль-Якуби, в трактате «Кладезь мудрости» аль-Мантики, в «Духовных изречениях, или греческих афоризмах» ибн-Хинду и др. Из этих книг средневековые читатели в Багдаде, Дамаске, по всему халифату черпали сведения не только о Платоне и Аристотеле, но и о досократиках, Сократе.

Родоначальник арабо-исламской философии является Абу-Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди (800-879) из Басры. Трактовка Бога. учение о разуме (рационализм). «Философом бытия» называют Ибн Сину, который рассматривал в учении о бытии – два ее вида, подверженные процессу эманации. Если онтология идеалистична, то гносеология – материалистична. Логика как наука. Значительный вклад в развитие арабо-исламской философии внес арабский философ и врач Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126-1198). Выдвигает теорию двойственной истины, в основе которой лежит разграничение между философией и религией. Выдвигает три основные философские идеи, в которых выражалась борьба науки и религии. Учение, созданное им получило в истории философии название аверроизма – признание разума как всеобщего, единого. Если аль-Кинди тяготел к неоплатонизму, то аль-Фараби (ок. 870г.) считался последователем философии Аристотеля, прославившийся как Второй учитель. Ему принадлежит более 100 работ по философии и естественных наук. Он исходил из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические и практические. Сущность бытия. В основе гносеологии лежит единство чувств и разума. Социальная философия зиждется на учении о Добродетельном Граде.

Суфизм – религиозно-мистическое учение в исламе, возникшее в 8-9вв. и получившее распространение как в странах Арабского халифата, так и на территории южного Казахстана. Видными представителями суфизма были аль-Газали (1059-1111), среднеазиатский философ Суфи Алаяр (ум.720г.), Кул Ходжа Ахмед Хазрети Султан Яссауи. Основная смысложизненная задача для суфия, отмечает Х.А.Яссауи в «Диуани хикмет» пройти 4 пути постижение Бога: шаригат, тарихат, какихат, магрифат. Гносеология: Аллах-истина-смысл жизни.

 

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ РЕНЕССАНСА

1.Особенности возникновения философии эпохи Возрождения.

2.Пантеизм и диалектика Н.Кузанского.

3.Философско-мировоззренческий смысл научных идей Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея.

Философия в эпоху Возрождения - совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Общая отличительная черта философии Возрождения – утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых в отличие от средневековой философии.

Выход человека из-под абсолютной власти церкви. В философских размышлениях центр тяжести перешел от Бога к человеку (антропоцентризм). Антропоцентризм способствовал развитию гуманизма – воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, гармоничное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения возродили античные учения о врожденном благородстве человека.

Философия эпохи Возрождения делится на 3 периода: 1.Гуманистический (сер.14 – сер.15вв.). Проблема человека. Гуманизм – это свободомыслие и светский индивидуализм. У ее истоков стояли Данте Алигьери (1265-1321) и Франческа Петрарка (1304-1374), Эразм Роттердамский (1469-1536) и Леонардо да Винчи и др.; 2.Неоплатоновский (сер. 15 – 1 пол. 16вв.). Проблема онтологии. К возрожденческому способу мышления ближе был неоплатонизм, тем более что он еще с 13-14вв. воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения; 3.Натурфилософский (2 пол. 16 – нач. 17вв.). На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового Времени. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицала существование Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио (1509-1588), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600) и др. Пантеизм – от греч. Pan - все, theos - бог, философское учение, максимально обличающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Гилозоизм – от греч. Hule - вещество, zoe - жизнь, философское учение от универсальной одушевленности материи.

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-1527) – труды «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь», «Государь». Социальные утопии в трудах мыслителей: в Англии – Томас Мор (1478-1535) «Утопия»; в Италии – Томмазо Кампанелла (1568-1639) «Город солнца».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1437 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2477 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.