Цель занятия:
Обеспечить и закрепить теоретическое знание студентов об истоках становления и развития казахской национальной философии, о формах и типах мышления и их исторических предпосылках.
План семинара:
1. Шаманизм и его место в мировоззрении казахов.
2. Ислам, его влияние на передовую мысль казахского народа. Суфизм, идеи суфизма во взглядах мыслителей. Суфийская традиция и ее роль в становлении казахской философии.
3. Фольклор – источник философского знания.
4. Проблема человека в казахской философии.
5. Проблема Бога, человека и свободы выбора в философии Абая.
6. Философское творчество С.Торайгырова.
7. Социально-философское учение Ш.Кудайбердиева.
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарским заданиям используйте учебник: Сегизбаев О.А. Казахская философия (Алматы,1996), в котором четко отражены основные исторические вехи развития казахской философии, сопровождавшие определенные стереотипы мышления. При изучении философских трудов мыслителей обратите внимание на следующие проблемы:
1.особенности традиционного мировосприятия и номадической культуры;
2.Суфийская традиция и ее роль в становлении казахской философии;
3.Философские и политико-правовые взгляды деятелей Казахского ханства, казахского Просвещения, поэтов и писателей Казахстана 19-20 вв.
4.казахская национальная и профессиональная философия 20 века: основные проблемы.
Список рекомендуемой литературы:
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15 – нач. 20 вв. Алматы, 1996.
3.Касабеков А., алтаев Ж. Введение в историю казахской философии. Алматы, 1994.
4.Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Алматы, 1993.
5.Касымжанов А.Х. Самоопределение и духовное наследие \\ Саясат. – 1999 - №3 – С.87-89.
6.Айдосов А. Бесследное наследие Коркут-аты \\ Мысль. – 2000 - №2 – С.70.
7.Нысанбаев А.Н. Казахская философия и универсалии традиционной культуры \\ Саясат – 2001 - №3 – С.48-53.
8.Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995.
Тестовые вопросы по философии
1. Кто из философов античности выделяет в качестве первоначала воздух?
2. Кто из философов античности выделяет в качестве первоначала "апейрон"?
3. Кто из античных мудрецов считает, что "мир есть вечно воспламеняющийся и вечно угасающий огонь"?
4. Что Эпикур назвал главной причиной зарождения религии?
5. Какова отличительная особенность мифов как типа мировоззрения?
6. Какое понятие наиболее полно отражает синкретизм мифа?
7. В основе каких мифов лежит представление о родстве людей и животных?
8. Какое произведение является древнейшим памятником индийской культуры, началом философского знания?
9. Какое понятие в древнеиндийской философии выражает предначертанность, предустановленность существования?
10. Какое учение в буддизме отражает вечность духовного?
11. Что означает Веды в переводе?
12. Как называли первоначально истинных толкователей и знатоков ведической мудрости?
13. В какой форме нашло отражение самостоятельное, систематическое изложение древнеиндийской философии?
14. Какая ортодоксальная древнеиндийская школа исходит из единства материального и духовного миров, близка к дуализму:
15. Что лежит в основе различия ортодоксальных и неортодоксальных школ в Древней Индии?
16. Для какой ортодоксальной древнеиндийской школы характерна абсолютизация духа?
17. Для какой из перечисленных древнеиндийских школ характерен атомизм?
18. Какое учение в Др. Китае добилось официального статуса государственной идеологии?
19. Кто из древнекитайских мудрецов считал, что "Нет ли - значит нет различий между государем и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми...Ли - установленный порядок времени"?
20. Что выводится в Древнем Китае в качестве великого начала, всеобщего прародителя и великого управителя?
21. Кто из древнекитайских мудрецов утверждал, что "государь должен быть государем, сановник -сановником, отец -отцом, сын -сыном":
22. Кто из древнекитайских мудрецов разумность человека связывает с поиском "золотой середины":
23. Что означает в переводе с греческого слова "философия"?
24. Сколько типов мировоззрения выделяется в науке?
25. Какая общая формула выступает как универсальная, как абстрактное выражение любой философской проблемы?
26. Кто из древнегреческих философов утверждал, что человек является "мерой всех вещей"?
27. Кто из древнекитайских философов считается отцом даосизма?
28. Какое понятие является основным в даосизме?
29. Какая античная древнегреческая школа связывает развитие с числом, с количественными изменениями?
30. В чем смысл жизни согласно эвдемонизму Эпикура?
31. Основы какой логики формирует Аристотель?
32. Какой из философов античности трактует познание как "припоминание идей"?
33. Что является основой нравственности по Сократу?
34. Какое философское направление древности трактовало ее значение как науку умирать?
35. Что является этическим идеалом для стоиков?
36. Что означает понятие "атараксия" в философии Эпикура?
37. Кто из философов средневековья является ярким представителем классической патристики?
38. В какой книге изложены основы христианского учения?
39. Как трактуется человек в христианской философии?
40. Что означают "универсалии" в средневековой схоластике?
41. Кто из средневековых философов развивает концептуализм?
42. Что такое силлогизм по Аристотелю?
43. Сущность какого античного философского направления выражает изречение: "истинное ничто не существует"?
44. Какая характеристика выражает сущность материалистического понимания в марксисткой философии?
45. Какое понятие из ниже перечисленных является фундаментальным в марксисткой теории развития общества?
46. На какой нравственной ценности основывает этику Фейербах?
47. Выделите философско-поэтическую форму диалога в культуре казахского народа?
48. Для какого направления в современной философии проблема истолкования текста является основной?
49. Кто из философов ХХ в. развивает теорию "открытого общества"?
50. Какое философское направление ХХ в. сводит предмет философии к логическому анализу?
51. Для какого философского направления характерна трактовка философии как строгой науки о феноменах сознания?
52. Какое философское направление ХХ в. рассматривает практический результат как критерий истины?
53. Кто из философов ХХ в. развивает теорию"пограничной ситуации"?
54. Какая категория философии отражает единство мира и ее многообразие?
55. Какая категория из перечисленных отражает форму жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации преобразования мира?
56. Какое учение сводит движение к энергии?
57. Какое учение в философии абсолютизирует роль природного воздействия на развитие общества?
58. Какое понятие в древнеиндийской философии выражает индивидуальный нравственный закон?
59. Какая концепция в учении Будды выражает необходимость нравственного самосовершенствования личности?
60. Какое понятие отражает уровень разумной организации материи?
61. Какое учение в философии отражает ценностное отношение человека к миру?
62. Какой метод познания не относится к теоретическому познанию?
63. Как понимают истину конвенциалисты?
64. Кто создал теорию общественного договора, отражающую происхождение государства?
65. Что такое общество?
66. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных и психологических черт человечества является:
67. Понятие "страта" означает:
68. Ядром социальной структуры согласно марксисткой теории является:
69. Кто из философов в ХХ в. развивает концепцию смены парадигм?
70. Какое понятие отражает устойчивую, консервативную сторону в развитии культуры?
71. Кто из теоретиков культуры понимает цивилизацию как конкретное социокультурное образование, локализованное в пространстве и во времени?
72. Кто из немецких философов является автором категорического императива?
73. К какой форме отражения относится сознание?
74. Что является критерием истины?
75. К какому сознанию относится личностное освоение субъектно-объектных отношений?
76. Какой тип мышления отличает человека от животных?
77. Какая глобальная проблема выражает отношения между обществом и природой?
78. Какую область общественного развития отражают демографические проблемы?
79. Какие отношения в обществе выдвигают на первый план представители материалистического взгляда на историю?
80. Какая теория в философии помогает изучать социальные различия в обществе?
81. Каким понятием обозначают отрицание науки как ценности?
82. В какую эпоху философы связывали сущность человека и космоса?
83. Какое направление в философии ХХ в. выдвигает на первый план проблему жизни и смерти человека?
84. Какая позиция в философии связанна с пониманием бога как первопричины, не вмешивающейся в развитие реальности?
85. Какое философское учение утверждает единство бога и природы?
86. Какое философское учение отрицает бога как первотолчок, первопричину?
87. Какое философское учение связывает смысл жизни со стремлением к счастью?
88. Выделите элемент логической цепочки развития научной теории, вбирающей вероятное, предположительное знание
89. Какую революцию переживает в настоящем человечество?
90. Как называется в философии теория познания?
91. Какая функция выражает более полно отношения философии и частных наук?
92. Каким общим понятием обозначают все виды познавательной деятельности о будущем?
93. Методологической основой для формирования теории социальной мобильности служит теория
94. Какая форма мышления из перечисленных отражает общие, существенные признаки и свойства предметов и явлений?
95. В какой форме мышления из перечисленных что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметами и его свойствами или об отношениях между предметами?
96. Для какой формы мышления характерен логический вывод на основании одного или нескольких суждений логического заключения?
97. Что является способом существования материи?
98. Кто из греческих философов впервые указал на теоретические трудности описания движения?
99. Какое учение связано с отрицанием движения?
100. Что такое пространство?
101. Что такое время?
102. Кто доказал неразрывную связь материи, движения, пространства и времени?
103. Какое учение в философии связано с отрицанием познаваемости мира?
104. Что такое истина?
105. Какое направление абсолютизирует роль чувств в познании?
106. Какое направление абсолютизирует роль разума в познании?
107. Кто из философов создал диалектику как учение?
108. Кто является создателем объективного идеализма?
109. Кто утверждает единство материи и формы?
110. Кто является представителем атомистического материализма?
111. Для кого мышление есть сомнение?
112. Какая проблема была основной в эпоху средневековья?
113. Кто утверждает примат веры над знанием?
114. Кто создал томизм как учение:
115. Кто создал утопическое учение о государстве:
116. Какая школа античности отрицает движение в сущностном развитии бытия:
117. Кто пытается совместить знание и веру:
118. Кто приводит в систему теоретические доказательства бытия бога:
119. Кого называют «вторым учителем»:
120. Кто исследует индукцию как метод познания:
121. Кто выводит дедукцию как основной метод познания:
122. Кто развивает пантеистическое учение:
123. Кто создал монадологию:
124. Кто создал естественно-договорную теорию государства:
125. Какой основной путь решения проблем общества для философов эпохи 126. Кто формирует категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»:
127. С чем связывает сущность человека Фейербах:
128. Кто из философов немецкой классики развивает агностицизм:
129. Кто из философов немецкой классики создает диалектику как науку:
130. Что является источником развития философии Гегеля:
131. Кто из философов немецкой классики вывел законы диалектики:
132. Что такое диалектика:
133. Кто из античных философов для доказательства противоречивости вывел апории:
134. Что раскрывает закон отрицания отрицания:
135. Какое направление в современной философии продолжает традиции томизма:
136. Какое направление философии исследует будущее:
137. Мировоззрение какого мыслителя относят к предфилософии протоказахов:
138. Кто из мыслителей создал философскую поэму «Кутадгу билик»:
139. Кто из казахских мыслителей связывает основной принцип этической концепции с изречением «будь человеком»:
140. В творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи:
141. В чьем творчестве этнографические, исторические, географические исследования приобрели философский характер:
142. Кто из русских мыслителей Х1Х-ХХвв. Решение многих социальных проблем связывает с утверждением, что добро может победить зло:
143. Кто из русских мыслителей Х1Х-ХХвв. Развивает философию мистицизма:
144. Кто из русских мыслителей связывает социальный идеал со свободной теократией или вселенской церковью:
145. Какое понимание бога характерно для пантеизма:
146. Выделите первоначальную форму познания мира человеком:
147. Какое учение связывает сознание со всей материей:
148. Что такое сенсуализм:
149. Что такое рационализм:
150. Выделите название науки о понимании:
151. Основой какой религии стало учение Платона о двух мирах:
152. В какой книге отражены философские взгляды древнекитайских мыслителей:
153. Основной вопрос философии:
154. Что означает в переводе «гуманизм»:
155. Противоположное направление номинализму:
156. Кто из мыслителей является представителем иррационального направления в философии ХХв.:
157. Кто является родоначальником средневековой арабо-исламской философии:
158. В каком из городов Древней Греции возникла первая философская школа:
159. По мнению Ф.Бэкона какой должна быть философия:
160. Автор знаменитого изречения: «Все течет, все изменяется. Дважды нельзя войти в одну и ту же реку»:
161. Автор «Книги исцеления»:
162. Кому принадлежат слова: «Бог умер!»:
163. Кто впервые употребил термин «возрождение»:
164. Кто из перечисленных мыслителей относится к киникам:
165. Кто из перечисленных мыслителей относится к школе киренаиков:
166. В философском учении какого мыслителя понятие «эйдос» является основным:
167. Кого из античных мыслителей называют перипатетиком:
168. Что означает понятие «жэнь» в китайской философии:
169. Что означает понятие «сансара» в индийском учении:
170. Кто из казахских мыслителей уделял большое внимание философии истории:
171. Какое философское учение развивает А.Бергсон:
172. Какое древнекитайское учение развивает политико-нравственные взгляды:
173. Карма в древнеиндийской философии - это:
174. По мнению какого мыслителя во главе государства должны стоять философы:
175. Что такое онтология:
176. Этический постулат Шакарима:
177. Какое понятие наиболее полно выражает сущность синергетики:
178. Что означает понятие «экзистенция»:
179. Система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности
180. Философия, исповедующая знание в его функции полезности:
181. Согласно классической парадигме динамики знания «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к …»:
182. «Природа… есть нечто иное, как Бог в вещах» полагал:
183. К какому методологическому принципу можно отнести утверждение: «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах»:
184. Принцип «экономии мышления» в период Средневековья был сформулирован:
185. Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре:
186. Укажите предмет философской герменевтики:
187. Фундаментальная работа М. Хайдеггера о человеческом бытии называется:
188. Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения:
189. Что означает понятие «катарсис»:
190. Что означает понятие «обскурантизм»:
191. Что такое «энтелехия»:
192. Что такое «креационизм»:
193. С чего, по Аристотелю, начинается подлинное философствование?
194. Философия возникла:
195. Традиция приписывает введение термина «Философия»:
196. Какие исторические типы мировоззрения можно выделить:
197. В чем суть человеческой жизни согласно Будде:
198. Какой термин означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождения в буддизме:
199. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:
200. Ведущее понятие в философии Лао-цзы:
201. «Познай самого себя» - таково философское кредо:
202. «Греческим богам пришел конец с тех пор, как Фалес посмотрел на…» - писал Герцен:
203. Апория Зенона называется:
204. Апория Зенона называется:
205. Платон создал философскую школу под названием:
206. «Верую, ибо абсурдно» - такое философское кредо высказывал в свое время:
207. «Смотрите, чтобы никто не увлек вас философией… по стихиям мира сего» - учил…:
208. Что относится к характерным чертам философии средневековой Европы:
209. Одна из основных философских книг Ф. Аквинского:
210. Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды:
211. «Мыслю, следовательно, существую» - таково философское кредо:
212. Декарт - великий…:
213. Ф. Бэкон установил, что вред познанию приносит 4 рода «…»:
214. Образ человека как «мыслящего тростника» создает в своих философских сочинениях:
215. «Знание - сила» - утверждал:
216. Проблемы методов познания не обсуждал в 18в.:
217. Понятие культуры ввел в оборот философско-исторических концепций:
218. Философию классики казахского Просвещения характеризует одна из главнейших черт:
219. Шакарим писал одну из основных философских книг - «Три…»:
220. Укажите 3 основные формы чувственной ступени познания:
221. Уровни научного познания - это:
222. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге «Слова и вещи»:
223. К рациональному познанию относятся следующие формы:
224. «Философия есть эпоха, схваченная мыслью», - этот аспект лежит в основе философской исторической теории:
225. Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой «войну всех против всех» является причиной, обуславливающей необходимость государства и права. Такова идея:
226. Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то «этнос» - это в принципе нечто иное как:
227. Понятие «осевого времени» - фундаментальная категория философии истории:
228. Одно из важнейших сочинений К. Поппера - «Открытое общество и его…»:
229. «Одномерный человек» - книга, написанная:
230. В книге «Человеческие качества» глобальные проблемы человечества исследовал:
231. Кто впервые выразил диалектическую формулу «триады»:
232. Наука в первую очередь - это особый род:
233. Формы бытия материи:
234. Важнейшие философские наброски В.И. Ленина:
235. Что абсолютизировал К. Маркс в теории общественных формаций:
236. Ключевой термин теории этногенеза Л. Гумилева:
237. Кто или что не является объектом социального развития:
238. Априорное знание по Канту:
239. «Понимаю, чтобы верить» - чей тезис:
240. Кому принадлежит идея «сверхчеловека»:
241. Философское направление, утверждающее, что в основе мира два начала:
242. Атрибут материи, характеризующий длительность существования, последовательность смены состояний материальных систем есть:
243. Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными категориями:
244. Представители славянофильства в России Х1Хв.:
245. Мотивы, определяющие человеческое поведение по З.Фрейду:
246. Как обозначались общие понятия в средневековой философии:
247. Работа Ч. Валиханова:
248. Автор работы «Экзистенциализм - это гуманизм»:
249. Метод философии Сократа:
250. Автор идеи о «Граде Божьем» и «Граде земном»:
251. Автор произведения «Русская идея»
252. Л. Витгенштейн в своем произведении «Философские исследования» трактует философию как
253. Постмодернизм представлен в философском направлении
254. Автор эссе «Миф о Сизифе»
255. Утверждение о природном превосходстве одной расы над другой
Г Л О С С А Р И Й
№/п | Понятия | Содержание |
1. | Философия | Греч. Philio - люблю и sofia – мудрость, буквально любовь к мудрости |
2. | Онтология | Греч. Ontos сущее и logos - учение - философское учение о бытии |
3. | Гносеология | Греч. Gnosis - знание, познание и logos учение, философское учение о познании |
4. | Агностицизм | Греч. Agnostos - непознаваемый, gnosis - знание, учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира |
5. | Диалектика | Греч. Dialegomai - веду беседу, рассуждаю - наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления |
6. | Сенсуализм | Лат. Sensus - чувство, методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства. Большая роль в познании отводится деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизация их роли в познании |
7. | Рационализм | Лат. Ratio - разум, метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум |
8. | Иррационализм | Лат. Irationalitis - неразумный, бессознательный. Основной вид познания - инстинкт, вера, откровение, ограничивает роль разума в познании |
9. | Дуализм | Лат. Dualis - двойственный, философское учение, утверждающее равноправие 2-х первоначал: материи и сознания, физического и психологического |
10. | Плюрализм | Лат. Pluralis - множественный, предполагает несколько или множество исходных оснований и начал бытия |
11. | Антиномия | Греч. Antinomia - противоречие в законе, появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждениями |
12. | Аксиология | Греч. Axia - ценность и logos - учение, философское исследование природы ценностей |
13. | Архетип | Греч. Arche - начало, принцип и typos - форма, образец |
14. | Веды | Знание |
15. | Джина | Санскр. - победитель, основатель джайнизма |
16. | Буддизм | Санскр. Buddha - просветленный, пробужденный, философское течение, возникшее в У1в. до н.э. |
17. | Сансара | Круговорот жизни, бесконечная цепочка перерождений |
18. | Карма | Закон воздаяния |
19. | Путь деваяны | Путь богов, термин древнеиндийской философии, буквально означает путь самоосознания, самоосмысления самого себя и т.п. |
20. | Принцип жэнь | Принцип гуманизма, человеколюбия в древнекитайской философии |
21. | Принцип ли | Понятие, означающее закон, порядок вещей, форму и т.п. |
22. | Дао | Путь, дорога, философское учение в древнекитайской философии |
23. | «Дао дэ цзин» | «Книга о добродетели», книга Лао-цзы - основателя даосизма |
24. | «Лунь юй» | «Беседы и суждения», книга Кун-фу-цзы - основателя конфуцианства |
25. | Пракриты и пуруши | В философском учении санкхья - материальное и духовное начала |
26. | Йога | Санскр. - соединение, философское учение Др.Индии |
27. | Вайшешика | Санскр. - вишеша - особенность, философское учение Др.Индии |
28. | Ньяя | Санкскр. - правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика |
29. | Чарвака | Санскр. - чарв - проглотить, прожевать |
30. | Локаята | Санскр. - лока - мир, вселенная, пространство. Во множественной форме - общество, человечество. Философское учение Др. Индии |
31. | Софос | Мудрец в Др. Греции |
32. | Софисты | Учителя мудрости в Др. Греции. От греч. Sofhisma, sophia - рассудительность, мудрость |
33. | Апейрон | Неопределенное |
34. | Апория | Греч. Aporia - непроходимость, бездорожье. В философии Др. Греции связывают с именем Зенона Элейского и неразрешимыми парадоксами |
35. | Логос | Всеобщий закон, суть - в философии Гераклита Эфесского - в раздвоении единого на противоположности и в объединении их в скрытую гармонию |
36. | Нус | Греч. Nous в философии древнегреческого мудреца Анаксагора обозначает мировую концентрацию всех существующих актов сознания и мышления |
37. | Гомеомерия | Греч. Homoiomeria - то, что имеет подобные части |
38. | Эйдос | Греч. - образ |
39. | Ликей | Греч. - означает «ходящий по кругу», это школа, которую образовал Аристотель в Афинах |
40. | Категория | От греч. Kategoria - высказывание |
41. | Энтелехия | От греч. Entelechia - имеющая цель, telos - цель, по Аристотелю - основное свойство формы |
42. | Скептики | Греч. Skeptikos - рассматривающий, исследующий |
43. | Эклектики | От греч. Eklektikos - выбирающий |
44. | Креационизм | Лат. Creatio - творение, идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином акте |
45. | Гедонизм | Греч. Hedone - наслаждение, часто счастье отождествляли с чувственным наслаждением |
46. | Апатия | Греч. Apatheia - бесстрастие, безразличие, отсутствие побуждений к действиям |
47. | Эсхатология | Греч. Eshatos - последний, logos - учение, слово, религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде |
48. | Эвдемонизм | Греч. Eudaimonia - блаженство, счастье, методологический принцип этики, близкий гедонизму |
49. | Номинализм | Лат. Nomen - имя, название, философия, исходившая из того, что сначала существуют отдельные вещи, предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей |
50. | Пантеизм | Греч. Pan - все, theos - бог, философское учение, максимально обличающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению |
51. | Гилозоизм | Греч. Hule - вещество, zoe - жизнь, философское учение от универсальной одушевленности материи |
52. | Патристика | Лат. Pater - отец, философское учение отцов церкви |
53. | Схоластика | Греч. Schole - школа, средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии |
54. | Теория двойственной истины (Ибн-Рошд) | Истины бывают: 1. Философские - постижение абсолютной истины (теория), 2. Богословские - область практики, учат человека, как ему поступать |
55. | Монада | Греч. Monas - единица, философский термин, обозначающий субстанциональную единицу бытия |
56. | Субстанция | Лат. Substantia - суть, лежащий в основе |
57. | Деизм | Лат. Deus - бог, признание в качестве первопричины мира, которая не оказывает влияние ни на природу, ни на человека |
58. | Априорный | Лат. Apriori - из предшествующего, не опирающиеся на факты и необходимые формы, изначально присущие сознанию |
59. | Либидо | Лат. – libido - влечение, желания, понятие введено З.Фрейдом,, обозначает вид энергетики человека, связанное с половым инстинктом |
60. | Экзистенция | Лат. Exsistentia - существование, т.е. подлинное существование, доступное немногим людям |
61. | Катарсис | Греч. Katharsis - очищение, понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека |
62. | Позитивизм | Лат. Positivus - положительный: направление, объявляющее единственным источником истинного знания, конкретные науки, составляющие познавательные ценности философского исследования |
63. | Эмпириокритицизм | «Критика опыта» или механизм - субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом |
64. | Томизм | Лат. Thomas - Фома, ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским |
65. | Спиритуализация | Лат. Spiritualis - духовный, зарождение и развитие духа |
66. | Эссенциализм | Лат. Essentia - сущность, состоит в претензиях на постижение сущности вещей |
67. | Сциентизм | Сайентизм, лат. Scientia и англ. Science - знание; концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества |
68. | Релятивизм | Лат. Relativus - относительный; философская концепция, утверждающая относительность, субъективность человеческого познания |
69. | Принцип пролиферации | Принцип размножения. Лат. Proles - потомство, ferre - нести. Согласно этому принципу, ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими (по П.К. Фейерабенду) |
70. | Фальсификация | Лат. Falsificatio - подделывание, искажение, принципиальная справедливость любого научного положения, выступает критерием отделения науки от не науки (К. Поппер) |
Материалы для контроля
Экзаменационные вопросы по философии
1. Философия, ее предмет и роль в обществе
2. Философия и мировоззрение, его формы и типы
3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм
4. Мифология и религия. Философия и наука
5. Философия как общая методология
6. Основные функции философии
7. Веды - древнейший памятник индийской мысли
8. Основные направления и школы древнеиндийской философии
9. Философия буддизма
10. Самобытность древнекитайской философии
11. Основные школы древнекитайской философии
12. Проблема человека в философии Др.Китая и Др. Индии
13. Социально-философское учение Конфуция
14. Материалисты Др. Индии
15. Особенности возникновения античной философии. Космоцентризм
16. Проблема первоначала в античной философии. Философия «досократовского» периода
17. Нравственная философия Сократа
18. Идеализм Платона
19. Материализм Демокрита
20. Философское учение Аристотеля
21. Основные направления эллинистическо-римской философии
22. Средневековая философия Западной Европы. Особенности и основные этапы ее развития
23. Философское учение Августина Блаженного о боге, человеке, истории
24. Философия Ф.Аквинского как систематизатора схоластики
25. Становление и особенности средневековой арабо-мусульманской философии. Учение Аль-Кинди
26. Онтологическое и гносеологическое учение Ибн-Сины
27. «Теория двойственной истины» Ибн-Рошда. Аверроизм
28. Философское учение аль-Фараби о бытии, познании и общественном устройстве
29. Суфизм как религиозно-мистическое направление. Философия К.А. Йассауи
30. Особенности и основные этапы развития философии эпохи Возрождения
31. Философия гуманизма эпохи Возрождения
32. Натурфилософия эпохи Возрождения
33. Социально-философские учения Т.Мора, Т.Кампанеллы, Н.Макиавелли
34. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени
35. Эмпиризм Ф. Бэкона
36. Рационализм Р. Декарта, его метафизика
37. Пантеистическое учение Б. Спинозы
38. Монадология Г.Лейбница
39. «Теория общественного договора» Т. Гоббса
40. Особенности философии французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье)
41. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта
42. Философия И. Фихте
43. Натурфилософия Шеллинга
44. Философская система Г. Гегеля
45. Антропологический материализм Л. Фейербаха
46. Философия марксизма
47. Специфика и основные направления западной философии ХХв.
48. Иррационалистическо-антропологическое направление в философии ХХв.
49. «Философия жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше)
50. Проблема существования, жизни и смерти человека в философии экзистенциализма
51. Идея бессознательного и психоанализ в философии З. Фрейда
52. Неотомизм как направление христианской католической философии ХХв.
53. Герменевтика и проблема истолкования текста
54. Позитивизм как философское направление ХХв.
55. Рационализм и иррационализм в философии ХХв.
56. Социокультурные предпосылки становления казахской философии. Специфика казахской философии
57. Философские аспекты творчества жырау
58. Специфика казахской философии 1Х-ХШ вв.
59. Казахская философия Просвещения (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин)
60. Социально-философские и этико-гуманистические взгляды казахской интеллигенции
61. Традиции и особенности развития русской философии
62. Основные этапы развития русской философии
63. Смысл и значение русской идеи в философии славянофилов и западников, народников и почвенников
64. Русский космизм
65. Философское понимание бытия. Категория бытия, ее смысл и специфика
66. Категория материи в системе философского материализма
67. Проблема субстанции в философии
68. Проблема сознания
69. Гносеология в системе философского мировоззрения
70. Диалектика. Исторические формы диалектики, категории диалектики
71. Проблема человека в истории философии
72. Общественное и индивидуальное сознание, формы общественного сознания
73. Проблема сущности и происхождения общества в истории философии.
74. Философская компаративистика: проблема Восток - Запад и диалога культур
75. Современность: глобальные проблемы. Социальное прогнозирование.
Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова | СМК ЖГУ П/УМКД.09-2012 Издание 2 | |
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА | ||
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины | Ф.4.09-47 | |
01.09.2012 г. |