Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. ятельница. Внутри самого христианского института, внутри тех самых механизмов духовного руководства и нового по­каяния




ятельница. Внутри самого христианского института, внутри тех самых механизмов духовного руководства и нового по­каяния, о которых я вам говорил, — вот где возникает этот уже не маргинальный, но, наоборот, вполне центральный персонаж новой технологии католицизма. Колдовство по­является на внешних границах христианства. Одержимость появляется в самой его сердцевине, и в тот самый момент, когда христианство стремится внедрить свои механизмы власти и контроля, провести свои дискурсивные предписа­ния в самое тело индивидов. Когда Церковь запускает инди­видуализирующие и принудительные механизмы контроля и дискурса, тогда-то и появляется одержимость.

Об этом свидетельствует тот факт, что сцена одержимос­ти с ее ключевыми элементами совершенно не похожа на сцену колдовства, коренным образом отлична от нее. Цен­тральным персонажем в историях одержимости становится исповедник, наставник, пастырь. В громких случаях одер­жимости в XVII веке мы обнаруживаем следующие имена: Гофриди из Экса, Грандье из Лудена. В деле о кладбище Сен-Медар в начале XVIII века это будет реальный персо­наж, хотя бы и умерший к моменту выяснения одержимос­ти: дьякон Франсуа Де Пари. Таким образом, в центре сце­ны одержимости, в сердцевине механизмов одержимости оказывается священнослужитель, персонаж, наделенный полномочиями священника (полномочиями наставничест­ва, авторитета и дискурсивного принуждения). Если в кол­довстве мы имели дело с простой дуальной формулой — с дьяволом по одну сторону и колдуньей по другую, то в рам­ках одержимости возникает трехсторонняя, а к тому же и дополнительно усложненная система отношений. Возника­ет трехчленная матрица: прежде всего, конечно, дьявол; на противоположном краю — одержимая монахиня; и между ними — страивающий отношение исповедник. Причем ис­поведник, или наставник, является заведомо усложненной и раздваивающейся фигурой: либо исповедник, который сна­чала был хорошим исповедником, хорошим наставником, но в определенный момент стал плохим, перешел на про-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

тивоположную сторону; либо две группы исповедников или наставников, вступающих в соперничество. Это отчетливо видно, например, в Луденском деле, где есть представитель белого духовенства (священник Грандье) и, в противопос­тавлении ему, другие наставники или исповедники, кото­рые вмешиваются в дело, представляя черное духовенство: таков первый дуализм. Далее, внутри черного духовенства есть еще один конфликт, еще одно раздвоение между теми, кто выступает в качестве патентованных экзорцистов, и теми, кто выполняет роль наставников и в то же время вра­чевателей. Конфликт, соперничество, состязание, конкурен­ция между капуцинами и иезуитами и т.д. Во всех прочих случаях центральный персонаж наставника, исповедника, также размножается, раздваивается сообразно конфликтам, свойственным церковному институту как таковому. Что же касается одержимой, третьего члена триады, то она тоже раздваивается — в том смысле, что не является, в отличие от колдуньи, пособницей, покорной служанкой дьявола. Ее статус сложнее. Одержимая — разумеется, та, кто находит­ся во власти дьявола. Но как только эта власть поселяется, укореняется в теле одержимой, как только эта власть прони­кает в нее, она встречает сопротивление. Одержимая — это та, кто сопротивляется дьяволу, будучи его восприемницей. Таким образом, и она представляет собой дуализм: то, что подчиняется дьяволу и что уже не является ею, но стано­вится просто-напросто дьявольским орудием; и другая ин­станция, она сама, сопротивляющаяся одержимая, которая направляет против дьявола собственные силы или ищет поддержки со стороны наставника, исповедника, Церкви. В одержимой скрещиваются злодеяния демона и благоде­яния божественного или церковного покровительства, к которому она обращается. Можно сказать, что одержимая фрагментирует и будет бесконечно фрагментировать тело колдуньи, которое доселе (если взять схему колдовства в его простейшей форме) было соматическим единством, пробле­ма деления которого не поднималась. Тело колдуньи просто состояло на службе дьявола или же было наделено им ря-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.